Научная статья на тему 'МОЛОДЕЖНЫЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

МОЛОДЕЖНЫЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
465
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ШКОЛЬНИКИ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Качусов Д. А., Казанцев Д. А.

Предметом исследования выступает состояние молодежных патриотических организаций в Новосибирской и Кемеровской областях. В работе рассматриваются различные типы существующих патриотических организаций, их организационно-правовые формы, основные направления деятельности, цели и задачи, виды реализуемой деятельности. Дается анализ современного состояния патриотического движения в указанных субъектах Российской Федерации, выявляются общие характеристики и региональные особенности в системе и структуре патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Качусов Д. А., Казанцев Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH PATRIOTIC ORGANIZATIONS IN THE NOVOSIBIRSK AND KEMEROVO REGIONS: A ASTRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS

The subject of the study is the state of youth patriotic organizations in the Novosibirsk and Kemerovo regions. The paper considers various types of existing patriotic organizations, their organizational and legal forms, main activities, goals and objectives, types of implemented activities. The analysis of the current state of the patriotic movement in these subjects of the Russian Federation is given, the general characteristics and regional peculiarities in the system and structure of patriotic education are revealed.

Текст научной работы на тему «МОЛОДЕЖНЫЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

STATE AND CIVIL SOCIETY, IDEOLOGY AND POLITICS

Развитие территорий. 2022. № 3. С. 54—62. Territory Development. 2022;(3):54—62.

Государство и гражданское общество, идеология и политика

Научная статья УДК 323.3

DOI: 10.32324/2412-8945-2022-3-54-62

МОЛОДЕЖНЫЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Дмитрий Анатольевич Качусов1, Дмитрий Анатольевич Казанцев2

1 2 Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация

1 dmitrij.kachusov@mail.ru

2 dimkazanchev@mail.ru

Аннотация. Предметом исследования выступает состояние молодежных патриотических организаций в Новосибирской и Кемеровской областях. В работе рассматриваются различные типы существующих патриотических организаций, их организационно-правовые формы, основные направления деятельности, цели и задачи, виды реализуемой деятельности. Дается анализ современного состояния патриотического движения в указанных субъектах Российской Федерации, выявляются общие характеристики и региональные особенности в системе и структуре патриотического воспитания.

Ключевые слова: молодежь, школьники, патриотизм, патриотические организации, патриотическое воспитание Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00346 «Фактор патриотического воспитания в конструировании гражданской идентичности старших школьников регионов Сибирского федерального округа в условиях информационного общества».

Для цитирования: Качусов Д. А., Казанцев Д. А. Молодежные патриотические организации Новосибирской и Кемеровской областей: структурно-функциональный анализ // Развитие территорий. 2022. № 3. С. 54—62. DOI: 10.32324/2412-8945-2022-3-54-62.

State and civil society, ideology and politics

Original article

YOUTH PATRIOTIC ORGANIZATIONS IN THE NOVOSIBIRSK AND KEMEROVO REGIONS: A ASTRUCTURAL AND FUNCTIONAL ANALYSIS

Dmitry A. Kachusov1, Dmitry A. Kazantsev2

1 2 Altai State University, Barnaul, Russian Federation

1 dmitrij.kachusov@mail.ru

2 dimkazanchev@mail.ru

Abstract. The subject of the study is the state of youth patriotic organizations in the Novosibirsk and Kemerovo regions. The paper considers various types of existing patriotic organizations, their organizational and legal forms, main activities, goals and objectives, types of implemented activities. The analysis of the current state of the patriotic movement in these subjects of the Russian Federation is given, the general characteristics and regional peculiarities in the system and structure of patriotic education are revealed.

Keywords: youth, schoolchildren, patriotism, patriotic organizations, patriotic education

Acknowledgments: the research was carried out with the financial support of the RFBR within the framework of the scientific project No. 20-011-00346 "The factor of patriotic education in the formation of the civic identity of senior schoolchildren of the Siberian Federal District in the conditions of the information society".

For citation: Kachusov D.A., Kazantsev D.A. Youth Patriotic Organizations in the Novosibirsk and Kemerovo Regions: a Structural and Functional Analysis. Territory Development. 2022;(3):54—62. (In Russ.). DOI: 10.32324/2412-8945-20223-54-62.

© Качусов Д. А., Казанцев Д. А., 2022

Введение

В настоящее время в России можно отметить определенный кризис самоидентификации населения. Этому способствует прогрессирующая общемировая тенденция к глобализации, стиранию национальных границ и повышению значимости надгосударственных социальных и политических институтов. В то же время общество само находится в состоянии перманентной трансформации: не пережиты последствия радикальных политических преобразований, приведших к распаду целой политической системы.

И в обществе, и в научной среде, и в политической элите не прекращаются процессы поиска некой общероссийской идеи, способной служить основанием для консолидации социума. В качестве одного из возможных вариантов такого объединяющего основания рассматривается патриотизм как универсальная, разделяемая всеми россиянами идея положительного характера. Актуальность этой категории находит проявление в создании дискуссионных площадок, где все стороны пытаются определить роль и значение патриотизма в системе ценностей всего российского общества.

Большая часть исследователей говорит о сложной, комплексной природе патриотизма как социального явления. Он является результатом социально-культурного развития человеческих обществ и выступает как один из регуляторов поведения индивида в социуме. Нередко в качестве одной из характеристик патриотизма выступает его практико-предметная направленность, ориентация на активную гражданскую позицию и деятельность индивида.

Российский исследователь В. И. Лутовинов характеризует патриотизм как «сложное и многогранное явление...», отмечая, что «истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека», что он «является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества» [1, с. 24]. Подобным образом определяют патриотизм С. В. Манецкая и С. Н. Томилина, называя его «стержневым нравственно-политическим принципом, социально-личностным чувством гражданина, содержательно базирующимся на подлинной любви, верности и преданности Отечеству, гордости за его прошлое и настоящее, устремленности жить, учиться и трудиться во славу своей страны и своего народа.» [2, с. 1337]. Различают проявление патриотизма на личностном и на общественном уровнях. На первом он выступает как устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения, а на втором — как значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективном сознании, в системе основополагающих ценностей, в отношении к своему народу, истории, культуре, государству [3, с. 188].

О ценностно-мировоззренческом значении патриотизма в становлении и развитии личности го-

ворят исследователи Э. В. Зауторова и О. Я. Рейма: «В первую очередь наличие развитых патриотических чувств — это показатель духовно-нравственного становления личности, сформиро-ванности ее ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, которые заметно отличаются в национальных культурах различных этносов» [4, с. 134]. Также в исследовательской литературе большое значение уделяется изучению вопроса взаимосвязи патриотизма, в особенности среди молодежи, и уровня социальной активности и инициативности молодежи, роли образовательных учреждений и общественных организаций в формировании указанных характеристик [5].

Зарубежные ученые также не оставляют без внимания концепт патриотизма, в том числе и его активно -деятельностный аспект. Например, австрийские ученые К. Гангл, Б. Торглер и Э. Кирхлер в ходе исследования на основе массовых опросов и анкетирования выявили зависимость между наличием патриотических чувств у гражданина и его лояльным поведением и поддержкой государства (на примере уплаты налогов) [6]. Другая группа ученых, исследуя данный феномен в таких странах, как Канада, КНР, Россия и Турция, приходит к выводу, что, с одной стороны, патриотизм активно используется государствами как фактор социальной мобилизации, с другой стороны, он представляет сочетание внутренних эмоциональных и рациональных мотиваций индивида, побуждающих его к деятельности на пользу общества и государства [7].

Особый интерес для авторов представляют определения патриотизма с политологических позиций. Как правило, в них содержится указание на наличие определенных лоялистских установок и личную гражданскую и политическую активность индивида: «.патриотизм можно определить как особую ценностную установку политического сознания, формирующую специфические формы общественных отношений и деятельности, связанные с поддержкой и защитой гражданином политических институтов, отражающих его интересы» [8, с. 115]. Также справедливо указывается, что патриотизм не является неизменным и строго очерченным социальным явлением, он может трансформироваться в зависимости от исторического периода и социально-политических характеристик каждого конкретного общества. На это прямо указывает российский исследователь С. А. Магарил: «Смысловое наполнение понятия „патриотизм" многозначно, отчасти противоречиво, не является чем-то застывшим, неизменным, и с течением времени модифицируется. При этом исторически предшествующие версии патриотизма подвергаются „износу" и постепенному распаду в массовом сознании, а само понятие, с течением времени, наполняется новым смыслом» [9, с. 143].

Большое внимание в исследовательской литературе уделяется рассмотрению понятия «патриотизм» со стороны педагогических наук как важного компонента воспитания. Так, специалисты

отмечают: «Бережное отношение к прошлому и настоящему своей Родины и Отечества неразрывно связано с признанием достижений других народов, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт, поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей» [10, с. 15]. Н. В. Ипполитова характеризует это понятие с ценностных позиций, понимая его «в психолого-педагогическом аспекте как социально-нравственный императив, составляющий неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности» [11, с. 10].

Также можно выделить государственную или этатистскую трактовку понятия патриотизма, в которой основным субъектом формирования патриотических чувств является государство, а основными проявлениями патриотизма — забота о благе государства как о выразителе широких общественных интересов. Данная трактовка имеет под собой довольно глубокое философско-правовое основание, восходя к мыслителям Античности (Платон), Возрождения (Н. Макиавелли) и Нового времени (Г. Гегель), и активно эксплуатируется действующими политическими и государственными деятелями. Среди исследователей, рассматривающих понятие патриотизма в данном ключе, можно упомянуть В. А. Тихонову, Б. М. Хургаева. Они подчеркивают: «Патриотизм как проявление любви к родине является универсальной ценностью... Ментальные особенности российской нации своими корнями уходят в историю становления и развития самого государства, возникновение которого обеспечило суверенитет и независимость страны» [12, с. 6—7]. Нельзя не упомянуть и о поисках общеприемлемого смыслового символа патриотизма, которым в подавляющем большинстве случаев оказалась история России, особенно военная история, в частности — победа в Великой Отечественной войне.

Таким образом, рассмотрев различные подходы исследователей к определению понятия «патриотизм», можно констатировать, что детерминация этого сложного феномена во многом зависит от того, какие характеристики сам автор считает в нем наиболее значимыми. В данной статье представляется наиболее разумным дать определение с социально-политической точки зрения. Мы можем охарактеризовать данное явление как сложное и динамичное, выражающееся в позитивном отношении к истории, культуре, ценностным ориентирам и достижениям тех социальных общностей, к которым принадлежит человек. Патриотизм подразумевает также готовность индивида прикладывать личные усилия во благо своего общества и страны, а при необходимости — и защищать их.

Патриотическое воспитание — это комплексная, систематическая и целенаправленная массовая работа, заключающаяся в вовлечение на постоянной основе детей и подростков в процесс

совместной деятельности, связанный с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств. Данный процесс необходимо начинать еще в школьном возрасте, и он должен проходить через весь процесс социализации индивида. Кроме семьи и образовательных учреждений, необходимые для формирования патриотизма условия создают детские и подростковые общественные организации, так как именно в них детям предоставляется возможность для реализации своего творческого и культурно-нравственного потенциала. Так, Г. В. Афонина отмечает: «Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в детских общественных организациях, так как они не ограничены стандартами, ориентированы на личностные интересы, потребности и способности ребенка» [13, с. 113].

Главной целью исследования является анализ существующих молодежных организаций Кемеровской и Новосибирской областей, занимающихся вопросами патриотического воспитания. Таким образом, в исследовании будет затронута относительно малоизученная (особенно на уровне отдельных регионов), но имеющая большое значение в процессах политической социализации и идентификации, проблемная область. Для этого необходимо выделить различные типы и виды существующих патриотических организаций, основные направления их деятельности, используемые формы активности, ставящиеся ими цели и задачи. Также следует выявить характерные черты и специфику системы патриотического воспитания в исследуемых регионах. Результаты работы могут представлять интерес как для исследователей-теоретиков, так и для представителей сферы образования, государственного и муниципального управления, непосредственно занимающихся вопросами взаимодействия с молодежью.

Результаты и обсуждение

В настоящее время в стране существует множество детских и молодежных общественных движений — творческих, профессиональных, экологических, исторических и иных, различающихся по направленности и формам деятельности. Особенно широко представлены различные виды патриотических объединений, в институци-онализации и организации которых принимает активное участие государство, формируя общефедеральные структуры, поддерживая патриотические организации материально, информационно и организационно.

В качестве объекта анализа молодежных патриотических организаций, их структуры и деятельности в статье рассматриваются объединения Новосибирской и Кемеровской областей. Поиск патриотических объединений велся через данные сайта Министерства юстиции за 2021 г., сайтов и страниц общероссийских патриотических объединений (ДОСААФ, «Юнармия» и др.), сайтов

региональных органов власти и образовательных учреждений, а также информационной системы 2ГИС. Проанализировав на основе открытых материалов (таких как официальные сайты и страницы сообществ в сети Интернет, новостные сайты регионов, материалы СМИ и информационных агентств) деятельность молодежных патриотических организаций, можно выделить несколько ключевых положений.

Всего в Кемеровской области нами выявлено (по данным Министерства юстиции Российской Федерации) 25 официально зарегистрированых организаций патриотической направленности с различной специализацией, в Новосибирской области — 37 [14]. Однако необходимо отметить, что объединений, ведущих патриотическую работу в регионах, фактически больше, так как часть из них представляют региональные отделения общероссийских структур. Например, отделения движения «Волонтеры Победы» действуют и в Кемеровской и в Новосибирской областях, но не имеют регистрации как самостоятельные юридические лица. Также не имеют юридического статуса и другие патриотические объединения, в частности поисковые отряды.

Подавляющее большинство патриотических объединений действует в сфере военно-технической, военно-спортивной и военно-исторической подготовки. Данные векторы работы вполне соответствуют ориентации государства на ведение патриотического воспитания через вовлечение молодежи в различные формы массовой военно-патриотической деятельности, зафиксированной в содержании федеральной программы патриотического воспитания [15]. Также они находят отражение в региональных программных документах патриотического воспитания, например в п. IV программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015—2020 годы» и п. 3 Межведомственного плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» на территории Кемеровской области соответственно [16 ; 17]. На официальных информационных ресурсах подчеркивается особая значимость развития военно-патриотического направления в общей системе гражданского воспитания в регионах [18 ; 19].

Основную часть из представленных организаций составляют военно-спортивные клубы, военно-исторические клубы, центры допризывной подготовки, поисковые отряды. Большая часть из подростковых и детских патриотических объединений входит в состав общероссийских структур либо действует при поддержке социальных и политических институтов общефедерального уровня или учрежденных ими напрямую организаций: Министерства обороны Российской Федерации и других силовых ведомств, Министерства физической культуры и спорта Российской Федерации, ДОСААФ России, «Юнармии».

Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнар-мия» имеет региональные отделения и в Новосибирской области и в Кузбассе. Отличается развитой сетью низовых организаций, которые созданы в образовательных учреждениях всех муниципальных районов и городов [20, с. 18 ; 21]. Также в регионах действуют отделения ДОСААФ России: в Новосибирской области насчитывается 91 первичное отделение [22], в Кузбассе — 24 первичных отделения [23], шесть центров профессиональной подготовки и патриотического воспитания (Кемерово, Новокузнецк, Таштагол, Ленинск-Кузнецкий, Анжеро-Судженск, Мари-инск), а также Центральный сибирский парашютный клуб. Некоторые патриотические объединения позиционируются как подразделения указных структур, но не входят в их состав, например общественная организация «Полигон» (ДОСААФ) или Клуб «Сварог» («Юнармия»). Из общефедеральных структур можно еще выделить Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», задачей которого является сохранение исторической памяти и гражданско-патриоти-ческое воспитание через вовлечение в участие в акциях, заботу о ветеранах, благоустройство памятных мест.

Кроме собственно подразделений ДОСААФ и «Юнармии», в качестве примеров можно назвать центр военной спецподготовки молодежи «Витязь», спортивно-патриотический молодежный клуб «Новое поколение» (Кемеровская область), военно-патриотическая организация «Легион», спортивный клуб «Патриот», центр героико-патриотического воспитания «Пост № 1» (Новосибирская область) и др. Некоторые объединения пользуются поддержкой организаций локального и подведомственного уровня: объединений ветеранов пограничных, воздушно-десантных войск, казачьих организаций и т. д. В качестве примеров можно назвать такие объединения, как казачий конноспортивный клуб «Русь» (Кемерово), спортивно-патриотический клуб «Десантник» (Новосибирск).

Обращает на себя внимание наличие довольно значительного количества местных, на уровне муниципального района или отдельного города, спортивно-патриотических клубов, в частности центр военно-спортивного и культурно-патриотического воспитания «Лад», спортивный патриотический клуб «Сиам», общественная организация «Пограничник», общественная организация «Легион» (Новосибирская область), спортивно-патриотический клуб «Богатырь», молодежный военно-спортивный клуб «Витязи» (Кемеровская область). Однако в информационном пространстве их деятельность освещена очень скупо, многие не имеют собственных сайтов или страниц в соцсе-тях, что затрудняет изучение их деятельности.

Некоторые из объединений, например военно-патриотический клуб «Патриот» (Кемерово), центр военно-патриотического воспитания «Поколение» (Новосибирская область), военно-патриотический клуб «Созвездие» (Куйбышев, Но-

восибирская область), функционируют как подразделения местных учреждений образования и культуры и не зарегистрированы как самостоятельные организации.

Отдельно следует назвать объединения, действующие под эгидой религиозных организаций, в данном случае Русской Православной Церкви, такие как «Братство православных следопытов» в Новосибирске, «Детский отряд имени святого праведного воина Ф. Ушакова» (Кемерово), «Братство православных следопытов» в Кемерове, отряд «Русичи» (Прокопьевск, Кемеровская область).

Нельзя не упомянуть такие сообщества, как поисковые отряды. Кроме своей основной деятельности (поиск оставшихся без погребения бойцов Красной армии), данные отряды также занимаются привлечением общественного внимания к вопросам сохранения памяти об участниках войны, военно-исторической реконструкцией, популяризацией изучения истории Отечества. В обоих регионах функционируют отделения общероссийской организации «Поисковые отряды России», в том числе в Новосибирской области действуют восемь отрядов [24], в Кемеровской области действует крупный поисковый отряд «Земляк» и несколько меньших отрядов [25].

Также следует выделить военно-исторические клубы, ориентирующиеся в своей деятельности не только на изучение родной истории, но и на вовлечение в этот процесс широкого круга молодежи и взрослых через погружение в нее и представление в наглядной форме — организацию выставок, массовых костюмированных действий, исторических реконструкций. Мы можем выявить несколько крупных объединений в регионах, работающих в этом направлении: автономную НКО «Историческое общество Сибирского федерального округа», военно-исторический клуб «Поколение», военно-исторический клуб «Живая история».

Кроме военно-патриотических и военно-исторических объединений, в сфере патриотического воспитания действуют организации, не концентрирующиеся на военном и спортивном аспектах данного направления, но занимающиеся решением широкого спектра просветительских, культурных, природоохранных задач и поддержкой социально значимых общественных инициатив. В качестве примеров можно назвать некоммерческое партнерство по содействию нравственно-патриотическому воспитанию «Человек», спортивно-патриотическую правозащитную общественную организацию «Братина», общественную эколого-патриотическую организацию «Зеленая дружина», общественную организацию «Общество исторической, гражданской и военной памяти» (Новосибирская область), волонтерское объединение «Данко», общественную организацию по поддержке духовного, нравственного и патриотического развития «Беспокойные сердца» (Кемеровская область).

В Новосибирской области также существует ряд благотворительных фондов гражданско-пат-

риотической направленности: фонд поддержки и развития патриотического воспитания молодежи «Отечество», благотворительный культурный фонд «Патриот», благотворительный фонд поддержки и развития детско-юношеского спорта и патриотического воспитания «РОСТ», фонд развития патриотического сознания «Достояние Сибири». Фонд «Достояние Сибири» связан с межрегиональной общественной организацией по содействию патриотическому воспитанию молодежи и духовному развитию личности, подробная информация о деятельности остальных не представлена в открытых источниках.

В качестве особенности системы патриотического воспитания Новосибирской области можно выделить наличие нескольких региональных структур разного юридического статуса: «Центр патриотического воспитания Новосибирской области» (государственное казенное учреждение), «Городской гражданско-патриотический центр» (муниципальное бюджетное учреждение), «Сибирский центр патриотического воспитания» (автономная НКО). Данные организации не только сами реализуют программы патриотического воспитания, но и координируют деятельности других патриотических объединений. В Кемеровской области подобных структур не обнаружено, сайт «Областного детско-юношеского центра военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки» не обновлялся с 2011 г. и не содержит актуальных сведений о его деятельности.

Нельзя не указать на функционирование большого количества школьных музеев в регионах, особенно в Кузбассе. В частности, на территории Кемеровской области, по данным реестра школьных музеев Министерства просвещения Российской Федерации, функционируют 51 школьный музей, в Новосибирской области — 67 [26]. В то же время местные информационные ресурсы свидетельствуют о гораздо большем числе школьных музеев — 431 в Кузбассе на 2018 г.

[27], 124 — в Новосибирской области на 2020 г.

[28], Большая часть экспозиций образовательных учреждений создаются силами учеников, учителей и родителей и посвящены, кроме краеведения, Великой Отечественной войне и локальным конфликтам ХХ в. Система школьных музеев в регионах является важным низовым элементом, обеспечивающим вовлечение школьников в патриотическое воспитание.

Как мы видим, в основном деятельность патриотических организаций военно-спортивной направленности осуществляется через непосредственное взаимодействие с их участниками в очной форме. Наиболее масштабные и массовые проводимые мероприятия — это военно-спортивные и военно-туристические игры и состязания как общероссийского, так и регионального и местного значения. Например, Всероссийская военно-спортивная игра «Победа» (оба региона), военно-спортивная игра «Вперед, „Юнармия"!» (Новосибирская область), военно-спортивная игра «Орленок — Кузбасс-2019» (Кемеровская об-

ласть), ежегодная областная зимняя военно-спортивная игра «Во славу Отечества» (Новосибирская область), районная военно-туристическая игра «Орленок» (Новосибирская область, г. Куйбышев), военно-спортивная игра «Меридиан надежды» (Кемеровская область, Прокопьев-ский район).

Производится регулярная организация выездных профильных смен. В Новосибирской области это профильные смены: «Поколение смелых», «Юный десантник», «Юный патриот», «Сибирский рубеж: герои вчера, сегодня, завтра!». В Кемеровской области профильная смена «Юнар-мии» в оздоровительно-образовательном центре «Сибирская сказка», профильная смена в военно-патриотическом центре «Авангард», профильные смены «Разведчик», «Юный пограничник». Смены организуются, как правило, с помощью отделений движения «Юнармия» при содействии региональных и местных органов власти, активную поддержку оказывают региональные военно-спортивные и военно-патриотические организации, объединения ветеранов вооруженных сил и участников военных конфликтов. С привлечением последних организуются «Уроки мужества», встречи участников клубов с ветеранами боевых действий, военной и правоохранительной служб, представителями вооруженных сил как в рамках прохождения смен, так и в рамках внеучебной деятельности в образовательных учреждениях.

Не менее значимым аспектом остается участие в проведении национальных праздников и торжеств, посвященных историческим памятным датам: шествие в составе «Бессмертного полка» в День Победы, проведение Вахт Памяти юнар-мейских отрядов, участие в акции «Свеча Памяти», патриотических мероприятиях и фестивалях: «Парк Победы», городской смотр строя и песни «Аты-баты» (Новосибирская область), Эстафета Памяти «Кузбасс — фронту!», «Герои тыла Кузбасса»», духовно-патриотическая акция «Георгиевский парад. Дети победителей» (Кемеровская область). Сюда же можно отнести проведение субботников на памятниках, мемориалах, обелисках в память о погибших воинах, помощь в их благоустройстве.

Нельзя не отметить, что данные объединения активно «осваивают» ресурсы сети Интернет, используя их для двух основных задач. Во-первых, создание интернет-площадок организаций в виде официального сайта, официального сообщества в социальных сетях или страницы в мес-сенджерах с целью более широкого освещения результатов своей деятельности, повышения собственной узнаваемости и привлечения новых участников.

Во-вторых, патриотические организации стали прибегать к формам работы с участниками в виртуальном формате: дистанционный вариант конкурса «Диктант Победы», онлайн-акции «Свеча Памяти», «Лица Победы», «Сад Памяти» и др. [14 ; 26] В числе собственно региональных меро-

приятий проводятся профильные областные он-лайн-смены движения «Юнармия», виртуальные экскурсии по истории родного города и сибирских дивизий в годы Великой Отечественной войны и др. Коронавирусная пандемия дополнительно стимулировала этот процесс — необходимо помнить, что основной упор в работе исследуемых обществ делался на непосредственной, контактной работе с детьми, что не всегда возможно в силу эпидемиологических ограничений.

Заключение

В ходе изучения патриотических организаций Кемеровской и Новосибирской областей можно прийти к нескольким выводам. Во-первых, патриотическое движение в регионе, как и в России в целом, пользуется большой государственной поддержкой, патриотические объединения функционируют в тесном взаимодействии с государством, а основные направления деятельность закреплены в федеральных и региональных программах. В регионах имеется развитая сеть всероссийских патриотических военизированных организаций, а в Новосибирской области еще и координационные структуры в рамках областного патриотического движения. Практика создания координационного центра является положительным нововведением и может быть распространена и в других регионах. Однако авторам хотелось бы предостеречь от чрезмерной централизации и бюрократизации деятельности данных объединений молодежного патриотического движения, так как это может подорвать инициативу на местах и интерес рядовых граждан к участию в нем.

Во-вторых, основным вектором деятельности патриотических организаций остается сочетание военно-спортивной подготовки и изучение истории страны и региона, прежде всего военной, поэтому значительную часть из их числа составляют военно-спортивные, военно-исторические, спортивно-патриотические клубы, центры допризывной подготовки, а также поисковые отряды. Необходимо отметить, что в Кемеровской области доля подобных объединений выше, чем в Новосибирской. В то же время упор на военную подготовку в ущерб остальным направлениям (историко-культурологическое, правовое, экологическое и др.) в перспективе может привести к отдельным негативным тенденциям, например к снижению уровня гражданско-правовой культуры будущих граждан. Более активное развитие различных направлений патриотического воспитания позволит глубже раскрыть значимость патриотизма как социальной ценности, развить понимание у молодежи важности активного участия в общественно-политической жизни страны.

В-третьих, основными формами реализации целей патриотического воспитания остаются очные массовые мероприятия нескольких направлений: военно-спортивные игры, состязания и иные подобные им мероприятия, профильные смены в рамках военно-патриотических организаций, участие в торжественных и праздничных меро-

приятиях, посвященных национальным праздникам и памятным датам. Антипандемийные ограничения последних лет создали определенные препятствия к реализации этих форм, но не исключили их из практики. Сеть Интернет также активно используется патриотическими объединениями для своей деятельности, но, очевидно, играет вспомогательную роль и в обозримом бу-

дущем не заменит «очные» формы активности. Тем не менее «виртуальные» формы активности пригодны для обширного спектра направлений патриотического воспитания, а не только для военно-спортивного, и позволяют значительно разнообразить используемый движениями в данной сфере инструментарий.

Список источников

1. Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. 2013. № 2. С. 18—27.

2. Манецкая С. В., Томилина С. Н. Современный патриотизм: сущность и проблемы // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 110. С. 1329—1339.

3. Кудрина Е. Л., Шевцова М. М. К вопросу о патриотическом воспитании детей и молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 33. С. 185—193.

4. Зауторова Э. В., Рейма О. Я. Патриотизм как социальное явление и интегративное качество личности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1 (41). С. 131—136.

5. Pedagogical technology for identifying the level of patriotism formation in senior school students within actualisation of social commitment and initiative / S.A. Alieva, M.K. Bilalov, R.D. Gadzhiev, R.V. Radzhabova, D.A. Salmanova // Journal of Social Studies Education Research. 2018. No. 2. Р. 329—348. D01:10.17499/jsser.92763.

6. Gangl K., Torgler B., Kirchler E. Patriotism's Impact on Cooperation with the State: An Experimental Study on Tax Compliance // Polit Psychol. 2016. No. 37 (6). Р. 867—881.

7. Dauce F., Huerou A., Rousselet K. The Diversities of Patriotism in the Contemporary World // Critique international. 2013. No. 58. Р. 9—17.

8. Мартынов М. Ю., Фадеева Л. А., Габеркорн А. И. Патриотизм как политический дискурс в современной России // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 109—121. DOI: 10.17976/jpps/2020.02.08

9. Магарил С. А. Смыслы патриотизма — исторические трансформации // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 142—151.

10. Елкин С. М., Косова А. А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 1 (99). С. 14—16.

11. Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. Т. 8, № 4. С. 9— 15. DOI: 10.14529/ped160401.

12. Тихонова В. А., Хугаев Б. М. Патриотизм как ценностная основа политической культуры российского общества // Культура и образование. 2017. № 4. С. 5—9.

13. Афонина Г. В. Детская общественная организация, как ресурс развития практики патриотического воспитания детей и подростков // Инновационная наука. 2016. № 3. С. 112—114.

14. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях // Сайт Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 14.12.2021).

15. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016— 2020 годы» : постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2015 г. № 1493 // сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 19.12.2021).

16. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в Новосибирской области на 2015—2020 годы» // Министерство образования Новосибирской области. URL: http://do.nios.ru/sites/ do.nios.ru/files/gp_nso_patriot.vosp._grazhdan_2015—2020.pdf (дата обращения: 22.12.2021).

17. Об утверждении Межведомственного плана мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы» на территории Кемеровской области // Архив документов Кемеровская области. URL: https://docs.cntd.ru/document/444896658 (дата обращения: 19.12.2021).

18. Военно-патриотическое воспитание в школах Новосибирского района — ключевой аспект реализации национального проекта «Образование» // Сайт Управления образования Новосибирского района. URL: http://edunor.ru/ 2021/10/11/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-v-shkolah-novosibirskogo-rajona-klyuchevoj-aspekt-realizaczii-naczionalnogo-proekta-obrazovanie/ (дата обращения: 22.12.2021).

19. Патриотическое воспитание. // Сайт Управления образования администрации г. Кемерово. URL: https://kem-edu.ucoz.ru/index/struktura_upravlenija_obrazovanija/0-4 (дата обращения: 19.12.2021).

20. ЮНАРМИЯ в Кузбассе : сб. метод. рекомендаций / под ред. Л. Г. Мироновой. Кемерово, 2018. 100 с.

21. В Новосибирском педагогическом колледже издается альманах, посвященный истории волонтерского и юнармейского движения // Новосибирская областная общественная организация ветеранов-пенсионеров войны, труда, военной службы и правоохранительных органов. URL: https://27272.ru/novosti/28239/ (дата обращения: 21.12.2021).

22. Страница Новосибирского регионального отделения ДОСААФ. URL: https://vk.com/dosaafnso (дата обращения: 19.12.2021).

23. Региональное отделение ДОСААФ России Кемеровской области — Кузбасса. Структура подразделения. URL: http://www.dosaaf42region.ru/index.php/about/faqs (дата обращения: 19.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Новосибирское региональное отделение «Поискового движения России» // Поисковое движение России. URL: http://rf-poisk.ru (дата обращения: 28.12.2021).

25. Сводный поисковый отряд Кемеровской области «Земляк». URL: https://zemlyak-kem.ucoz.ru/index/o_nas/0-4 (дата обращения: 28.12.2021).

26. Реестр школьных музеев // Центр детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей. URL: https://fcdtk.ru/museums (дата обращения: 24.12.2021).

27. Музеи образовательных организаций Кемеровской области // ГАОУ ДОД КО «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий». URL: http://www.kuztur42.narod.ru/muzei.htm (дата обращения: 24.12.2021).

28. Об итогах паспортизации 2020 : приказ № 445-В от 21 дек. 2020 г. // Методический отдел МБУ ДО ДДТ Краснозерского района. URL: http://imc.kra.edu54.ru/p130aa1.html (дата обращения: 24.12.2021).

References

1. Lutovinov V.I. Sovremennyi rossiiskii patriotizm: sushchnost', osobennosti, osnovnye napravleniya [Modern Russian patriotism: essence, features, main directions], Studia Humanitatis, 2013, № 2. S. 18—27.

2. Manetskaya S.V., Tomilina S.N. Sovremennyi patriotizm: sushchnost' i problem [Modern Patriotism: the essence and problems], Nauchnyi zhurnal KubGAU[Kubgau Scientific Journal], 2015, no. 110, pp. 1329—1339.

3. Kudrina E.L., Shevtsova M.M. K voprosu o patrioticheskom vospitanii detei i molodezhi [On the issue of patriotic education of children and youth], Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Journal of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 33, pp. 185—193.

4. Zautorova E.V., Reima O.Ya. Patriotizm kak sotsial'noe yavlenie i integrativnoe kachestvo lichnosti [Patriotism as a social phenomenon and an integrative quality of personality], Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2018, no. 1 (41), pp. 131—136.

5. Alieva S.A., Bilalov M.K., Gadzhiev R.D., Radzhabova R.V., Salmanova D.A. Pedagogical technology for identifying the level of patriotism formation in senior school students within actualisation of social commitment and initiative, Journal of Social Studies Education Research, 2018, no. 2, pp. 329—348. D0I:10.17499/jsser.92763.

6. Gangl K., Torgler B., Kirchler E. Patriotism's Impact on Cooperation with the State: An Experimental Study on Tax Compliance, PolitPsychol, 2016, no. 37 (6), pp. 867—881.

7. Dauce F., Huerou A., Rousselet K. The Diversities of Patriotism in the Contemporary World, Critique international, 2013, no. 58, pp. 9—17.

8. Martynov M.Yu., Fadeeva L.A., Gaberkorn A.I. Patriotizm kak politicheskii diskurs v sovremennoi Rossii [Patriotism as a Political discourse in modern Russia], Polis. Politicheskie issledovaniya [Policy. Political studies], 2020, no 2, pp. 109—121. DOI: 10.17976/jpps/2020.02.08.

9. Magaril S.A. Smysly patriotizma — istoricheskie transformatsii [The meanings of patriotism — historical transformations], Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research], 2016, no. 1, pp. 142—151.

10. Elkin S.M., Kosova A.A. O soderzhanii ponyatii "patriotism" i "patrioticheskoe vospitanie" [About the content of the concept of "patriotism" and "patriotic education"], Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Novgorod State University], 2017, no. 1 (99), pp. 14—16.

11. Ippolitova N.V. Patrioticheskoe vospitanie uchashcheisya molodezhi v sovremennykh usloviyakh [Patriotic education of students in modern conditions], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Peda-gogicheskie nauki [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Pedagogical sciences], 2016, vol. 8, no. 4, pp. 9—15. DOI: 10.14529/ped160401.

12. Tikhonova V.A., Khugaev B.M. Patriotizm kak tsennostnaya osnova politicheskoi kul'tury rossiiskogo obshchestva [Patriotism as the value basis of the Political culture of Russian Society], Kul'tura i obrazovanie [Culture and education], 2017, no. 4, pp. 5—9.

13. Afonina G.V. Detskaya obshchestvennaya organizatsiya, kak resurs razvitiya praktiki patrioticheskogo vospitaniya detei i podrostkov [Children's public organization as a resource for the development of the practice of patriotic education of children and adolescents], Innovatsionnaya nauka [Innovative science], 2016, no. 3, pp. 112—114.

14. Informatsiya o zaregistrirovannykh nekommercheskikh organizatsiyakh [Information about registered non-profit organizations], Site Ministerstva yustitsii Rossiiskoi Federatsii. Available at: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (accessed: 14.12.2021).

15. O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016—2020 gody" [About the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016—2020"]: postanovlenie Pravi-tel'stva Ros. Federatsii ot 30 dek. 2015 g. № 1493, Sait Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii [Website of the Government of the Russian Federation]. Available at: http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (accessed: 19.12.2021).

16. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii v Novosibirskoi oblasti na 2015—2020 gody" [The state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation in the Novosibirsk region for 2015—2020"], Ministerstvo obrazovaniya Novosibirskoi oblasti [Ministry of Education of the Novosibirsk Region]. Available at: http://do.nios.ru/sites/do.nios.ru/files/gp_nso_patriot.vosp._grazhdan_2015—2020.pdf (accessed: 22.12.2021).

17. Ob utverzhdenii Mezhvedomstvennogo plana meropriyatii po realizatsii gosudarstvennoi programmy "Patriotich-eskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016—2020 gody" na territorii Kemerovskoi oblasti [About approval of the interdepartmental plan of measures to implement the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation in 2016-2020 years" in the Kemerovo region], Arkhiv dokumentov Kemerovskaya oblasti [Archive of documents of the Kemerovo region]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/444896658 (accessed: 19.12.2021).

18. Voenno-patrioticheskoe vospitanie v shkolakh Novosibirskogo raiona — klyuchevoi aspekt realizatsii natsional'nogo proekta "Obrazovanie" [Military-patriotic education in schools of the Novosibirsk region is a key aspect of the implementation of the national project "Education"], Site Upravleniya obrazovaniya Novosibirskogo raiona [Website of the Novosibirsk district Education Department]. Available at: http://edunor.ru/2021/10/11/voenno-patrioticheskoe-vospitanie-v-shkolah-novosibirskogo-rajona-klyuchevoj-aspekt-realizaczii-naczionalnogo-proekta-obrazovanie/ (accessed: 22.12.2021).

19. Patrioticheskoe vospitanie [Patriotic education], Site Upravleniya obrazovaniya administratsii g. Kemerovo [Kemerovo Administration Department of Education website]. Available at: https://kem-edu.ucoz.ru/index/struktura_ upravlenija_obrazovanija/0-4 (accessed: 19.12.2021).

20. Mironovoi L.G. (ed.) YuNARMIYa v Kuzbasse [YuNARMIYa in Kuzbass]: sb. metod. Rekomendatsii. Kemerovo, 2018, 100 p.

21. V Novosibirskom pedagogicheskom kolledzhe izdaetsya al'manakh, posvyashchennyi istorii volonterskogo i yun-armeiskogo dvizheniya [The Novosibirsk Pedagogical College publishes an almanac dedicated to the history of the volunteer and unarmeist movement], Novosibirskaya oblastnaya obshchestvennaya organizatsiya veteranov-pensionerov voiny, truda, voennoi sluzhby i pravookhranitel'nykh organov [Novosibirsk Regional Public Organization of veterans-pensioners of war, labor, military service and law enforcement agencies]. Available at: https://27272.ru/novosti/28239/ (accessed: 21.12.2021).

22. Stranitsa Novosibirskogo regional'nogo otdeleniya DOSAAF [Page of the Novosibirsk regional branch of Voluntary Society for the Assistance of the Army, Aviation and navy]. Available at: https://vk.com/dosaafnso (accessed: 19.12.2021).

23. Regional'noe otdelenie DOSAAF Rossii Kemerovskoi oblasti — Kuzbassa. Struktura podrazdeleniya [The regional branch of the Voluntary Society for the Assistance of the Army, Aviation and navy of Russia of the Kemerovo region — Kuzbass. Division structure]. Available at: http://www.dosaaf42region.ru/index.php/about/faqs (accessed: 19.12.2021).

24. Novosibirskoe regional'noe otdelenie "Poiskovogo dvizheniya Rossii" [Novosibirsk Regional Office "Search Movement of Russia"], Poiskovoe dvizhenie Rossii [Search movement of Russia]. Available at: http://rf-poisk.ru (accessed: 28.12.2021).

25. Svodnyi poiskovyi otryad Kemerovskoi oblasti "Zemlyak" [Consolidated search group of the Kemerovo region "Zemlyak"]. Available at: https://zemlyak-kem.ucoz.ru/index/o_nas/0-4 (accessed: 28.12.2021).

26. Reestr shkol'nykh muzeev [Register of school museums], Tsentr detsko-yunosheskogo turizma, kraevedeniya i organ-izatsii otdykha i ozdorovleniya detei [Center for youth tourism, regional studies and organization of recreation and health improvement of children]. Available at: https://fcdtk.ru/museums (accessed: 24.12.2021).

27. Muzei obrazovatel'nykh organizatsii Kemerovskoi oblasti [Museums of educational organizations of the Kemerovo region], GAOUDOD KO "Oblastnoi tsentr detskogo iyunosheskogo turizma i ekskursii" [GAOUMO KO "Regional center of children's and youth tourism and excursions"]. Available at: http://www.kuztur42.narod.ru/muzei.htm (accessed: 24.12.2021).

28. Ob itogakh pasportizatsii 2020 [About the results of certification 2020]: prikaz № 445-V ot 21 dek. 2020 g., Metodicheskii otdel MBU DO DDT Krasnozerskogo raiona [Methodical department of MBOU DOD DDT Krasnogorsk district]. Available at: http://imc.kra.edu54.ru/p130aa1.html (accessed: 24.12.2021).

Информация об авторах

Качусов Дмитрий Анатольевич — аспирант, Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация. E-mail: dmitrij.kachusov@mail.ru

Казанцев Дмитрий Анатольевич — старший преподаватель, Алтайский государственный университет, Барнаул, Российская Федерация. E-mail: dimkazanchev@mail.ru

Information about the authors

Dmitry A. Kachusov — Post-Graduate Student, Altai State University, Barnaul, Russian Federation. E-mail: dmitrij.kachusov@mail.ru

Dmitry A. Kazantsev — Senior Lecturer, Altai State University, Barnaul, Russian Federation. E-mail: dimka-zanchev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022; одобрена после рецензирования 21.04.2022; принята к публикации 12.07.2022.

The article was submitted 03.03.2022; approved after reviewing 21.04.2022; accepted for publication 12.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.