Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ / ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ / КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никуленков В.В.

В статье обосновывается актуальность патриотической работы с детьми и молодежью с учетом внутренней и внешней политической обстановки в условиях постоянно обновляющихся вызовов и рисков. Анализируются роль и место системы повышения квалификации педагогов Красноярского края в контексте ключевых показателей федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никуленков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF THE ADVANCED TRAINING SYSTEM IN THE ORGANIZATION OF PATRIOTIC EDUCATION

The article reveals the patriotic work with children and youth taking into account the internal and external political situation in the conditions of constantly updated challenges and risks. The role and place of the system of advanced training of teachers of the Krasnoyarsk region in the context of key indicators of the federal project «Patriotic education of citizens» are analyzed.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

9. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. — Текст : электронный // СПС Консультант Плюс : [сайт]. — URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 20.05.2021).

10. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации : федеральный проект. — Текст : электронный // Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 20.05.2021).

11. Поляков, С. Д. Реалистическое воспитание : монография / С. Д. Поляков. — Москва : Педагогический поиск, 2004. — 176 с. — ISBN: 5-901030-70-2.

12. Силакова, О. В. Патриотическое воспитание в общеобразовательных школах как приоритетное направление в российском образовании / О. В. Силакова, Т. А. Спицына // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 5 (66). — С. 100—103.

13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. — Текст : электронный // СПС Консультант Плюс : [сайт]. — URL: https://consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 01.06.2021).

14. Харламов, И. Ф. Педагогика : учебное пособие / И. Ф. Харламов. — Москва : Высшая школа, 1990. — 576 с.

РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В. В. НИКУЛЕНКОВ, кандидат исторических наук,

заведующий кафедрой дисциплин общественно-научного цикла и технологий воспитания КК ИПКиПП РО, доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Гуманитарного института СФУ (Красноярск)

В статье обосновывается актуальность патриотической работы с детьми и молодежью с учетом внутренней и внешней политической обстановки в условиях постоянно обновляющихся вызовов и рисков. Анализируются роль и место системы повышения квалификации педагогов Красноярского края в контексте ключевых показателей федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан».

The article reveals the patriotic work with children and youth taking into account the internal and external political situation in the conditions of constantly updated challenges and risks. The role and place of the system of advanced training of teachers of the Krasnoyarsk region in the context of key indicators of the federal project «Patriotic education of citizens» are analyzed.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, федеральный проект, повышение квалификации, рабочие программы воспитания, дети и молодежь, Красноярский край

Key words: education, patriotism, federal project, children and youth, the Krasnoyarsk region

advanced training, work programs of education,

Сегодня в образовательном пространстве Красноярского края (как и России в целом) в числе актуальных задач в сфере воспитания и социализации личности выступают гражданская и национальная идентификация, выявление регионального воспитательного компонента, поиск новых инструментов патриотического воспитания. Поскольку в молодежной среде растет социальная девиация (что проявляется в алкоголизме, наркомании, преступности и т. д.), а также возникают новые формы асоциального поведения (например, молодежный экстремизм), актуализируется необходимость партнерского взаимодействия разных субъектов воспитания.

В нашей стране под социальный статус «молодежь» попадают более 25 миллионов человек. Молодежи свойственны создание в обществе новых течений, стремление объединения в группы и формирование новых субкультур. Есть риск, что некоторые молодежные объединения могут эволюционировать в социально опасные сообщества. Кроме этого, сегодня существует тенденция, когда морально неокрепшие молодые люди активно привлекаются в группировки радикального толка. В связи с этим в июне 2019 года на выездном совещании в Санкт-Петербурге секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н. П. Патрушев заявил, что молодые люди в силу своих возрастных, мировоззренческих и психологических особенностей могут попадать под влияние экстремистских организаций и других радикальных молодежных структур, деятельность которых направлена на подрыв нравственных устоев и размывание традиционных российских ценностей. Для предотвращения угрозы безопасности российского общества и распространения

экстремизма секретарь Совета безопасности подчеркнул необходимость принятия своевременных и превентивных мер по защите молодежи от пагубного информационного психологического влияния [3].

Информирование через СМИ о результатах работы государственных силовых ведомств и правоохранительных органов не гарантирует безопасности каждого отдельно взятого гражданина, поскольку указанные структуры работают с последствиями пробелов воспитания.

Сегодня в государстве формируется запрос не только на силовую защиту Родины, но и на личностный, социальный потенциал, который может стать профилактическим инструментом деструктивного поведения. Современному обществу необходимы так называемые интеллектуальные патриоты — сильные, честные, волевые личности, осознающие себя гражданами России, готовые взять на себя ответственность в решении самых серьезных задач. Безусловно, в массовом потоке такие люди не появятся, их надо воспитывать, а для этого необходимо изучать настроения и приоритеты молодежи. Так, в 2017 году Государственным университетом управления проводилось исследование, направленное на выявление ценностных ориентаций российской молодежи [4], результаты которого представлены в диаграммах 1—3 на с. 46.

Считаем, что неоценимую помощь в воспитании патриотизма у подрастающего поколения могут оказать различные клубы и секции патриотической направленности, где прививались бы соответствующие модели поведения и традиционные ценно-

Сегодня в государстве формируется запрос не только на силовую защиту Родины, но и на личностный, социальный потенциал, который может стать профилактическим инструментом деструктивного поведения.

Диаграмма 1

Количество ответивших, %

Что значит быть патриотом России?

90 80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -0

79,1

72,7

57,5

56,7

17,3

8,3

I | Варианты

Диаграмма 2

Количество ответивших, %

80

70 -60 50 40 30 -20 -10 0

69,6

Диаграмма 2

Количество ответивших, % 40 35 30

25-1 21,3 20 15 10 5 0

Да

Представление о ценностях российского государства

56,8

55,5

48,6

33,5

14,3

Справед- Патриотизм Уважение Равенство Державность Ориентация

к традициям

на западные ценности

Одобряешь ли ты ценности российского государства?

35,9

19,1

14,6

9,1

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

Затрудняюсь ответить

ответов

Любить Родину Испытывать Защитить Исполнять Не считаю Воздержались

гордость страну обязанности себя от ответа

за достижения с оружием гражданина патриотом страны

Варианты ответов

Варианты ответов

сти. Также в воспитании интеллектуального патриота огромное значение имеет семья, школа, социум, СМИ.

Следует отметить, что в свою очередь со стороны внешнего, глобализирующегося мира стоят иные образовательные модели, ценности, традиции, принятые в других культурах, поэтому важно понимать, что сегодня ребенок находится в открытом информационном пространстве, противостоять которому он сможет только при наличии твердых убеждений.

Основные признаки глобализации проявились в середине XX века и были связаны прежде всего с культурно-историческим развитием человечества. К ним можно отнести увеличивающиеся масштабы созидательной материально-предметной и духовной деятельности общества, интегрирующий эффект коммуникационной революции, а также массовую миграцию населения. Кроме этого, унификация образа жизни людей, игнорирование самобытности культур разных народов и групп также характеризуют процессы глобализации.

Одной из первостепенных задач, стоящих сегодня перед обществом, стало воспитание молодежи в условиях ведущейся против России духовно-информационной войны, которая направлена в основном на пересмотр истории и подмену ценностей. Фактически наносится удар по российскому культурно-цивилизационному коду, составляющими которого являются русская история, русский язык, русская культура. Попытки посредством мировых СМИ и культурно-образовательных фондов переместить в деструктивную плоскость освещение событий Второй мировой и Великой Отечественной войны еще раз актуализирует необходимость создания комплекса мер по повышению исторической грамотности, усилению патриотической позиции молодежи. Все это закономерно влечет за собой необходимость повышения квалификации педагогов и сотрудников патриотических организаций.

Патриотическое воспитание должно

быть направлено на создание условий для формирования и развития «чувства хозяина» своей родины — поселка, города и т. д.

Патриотизм предполагает осознание человеком ценности культуры, традиций и жизненного уклада того места, где он родился и живет, понимание неразрывности связей нашего государства, его культуры и истории с другими странами и народами, к которым настоящий патриот относится с уважением и заинтересованностью, признает равноценность и равноправие разных мировых культур и цивилизаций. Современная социокультурная среда региона, уникальная история и культурный потенциал должны выступать в качестве основы воспитания молодого поколения. Отметим, что социокультурная образовательная среда Красноярского края является важным, но еще недостаточно востребованным ресурсом воспитания.

В заявлении Н. П. Патрушева прозвучала мысль о том, что следует повысить эффективность воспитательной и патриотической работы, которая должна охватывать многие сферы — образование, культуру, спорт, информационную политику [5].

Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс, элементы которого имеют глубокую интеграцию с культурной и образовательной политикой, а также с политикой в области спорта и здравоохранения. Деятельность учреждений в сфере воспитания включает два крупных блока:

3 воспитание в рамках образовательного процесса;

3 воспитание во внеучебное время, в том числе посредством онлайн-среды [2].

В последние годы сложилась тенденция к их неравномерному развитию. В связи с этим в рамках федерального проекта предусмотрена организация деятельности по патриотическому воспитанию

Одной из первостепенных задач, стоящих сегодня перед обществом, стало воспитание молодежи в условиях ведущейся против России духовно-информационной войны, которая направлена в основном на пересмотр истории и подмену ценностей.

детей и молодежи, направленная не только на обновление и использование актуальных форм, но и на развитие форматов взаимодействия с педагогами, специалистами и организаторами по работе с молодежью в сфере патриотического воспитания.

Фундаментом создания системной базы патриотического воспитания должны стать документы, основанные на единой структуре. Так, к 2022 году во всех общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях должны быть внедрены рабочие программы воспитания (на основе разработанных примерных программ), а также ставки советников директоров общеобразовательных организациий в десяти пилотных субъектах РФ — Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Тюменской, Челябинской областях, на Сахалине, в Севастополе, Ставропольском крае. Муниципальных кураторов и региональных координаторов (всего 2500 специалистов) обучают на базе МДЦ «Артек» в рамках специальной программы повышения квалификации.

В Красноярском крае вышеназванные мероприятия будут реализовываться в том числе силами системы повышения квалификации. Так, с апреля 2021 года начала действовать программа повышения квалификации «Способы проектирования рабочей программы воспитания в школе», задача которой состоит в том, чтобы помочь системе образования разработать к 2022 году пакет документов, в котором будет предусмотрено, в том числе, и направление патриотического воспитания.

Основной задачей в данной работе станет создание к 2024 году единого подхода к межведомственному взаимодействию систем воспитания (в том числе патриотического) и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. К концу 2024 года планируется

К концу 2024 года планируется увеличить количество детей и молодежи, информированных о возможностях самореализации в России, а также о деятельности общественных организаций в сфере патриотического воспитания.

увеличить количество детей и молодежи, информированных о возможностях самореализации в России, а также о деятельности общественных организаций в сфере патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной России является одной из приоритетных задач государственного масштаба. В связи с этим, по предложению Президента РФ В. В. Путина, в 2020 году были внесены поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся воспитания обучающихся, согласно которым пункт 2 был изложен в следующей редакции: «воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [1].

Сегодня общий социальный фон личностного становления подрастающего поколения остается негативным за счет высокого уровня неблагоприятных факторов. Однако множество субъектов профессионально заинтересованы в снижении количества рисков, угрожающих позитивной социализации молодежи, — это и образовательные организации, и система ДПО, федеральные общественные организации (РДШ, Юнармия, волонтерское движение), некоммерческие общественные организации различной направленности (военно-патриотической, краеведческой, искусствовед-ческо-литературной и т. д.). Для решения

задач патриотического воспитания важно сформировать региональную систему взаимодействия указанных субъектов (см. схему), в том числе и через разработку

программ взаимодействия, создания и тиражирования способов диагностики результатов деятельности по патриотическому воспитанию.

Место системы повышения квалификации в системе межведомственной работы по патриотическому воспитанию в Красноярском крае (2021—2022 гг.)

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В сфере патриотического воспитания детей и молодежи Красноярский край выгодно выделяется среди других субъектов проектами, разработанными для узких целевых групп:

3 раннее патриотическое воспитание дошкольников — для специалистов ДОО;

3 проект «Школа общественной дипломатии» — для педагогов старших классов.

Раннее патриотическое воспитание является актуальным, поскольку во ФГОС ДО нет четко прописанных целевых ори-

ентиров, связанных с духовно-нравственным, патриотическим и гражданским воспитанием, однако указанные ориентиры служат основанием преемственности с основной школой. Таким образом, мы можем констатировать, что переход к патриотическому воспитанию между ДОО и начальной школой отсутствует. Поэтому создание в крае «Школы раннего патриотического воспитания» нацелено на построение такого перехода.

Школа общественной дипломатии ста-

вит перед собой задачу воспитания интеллектуальных патриотов, ориентирующихся во внутренней и внешней политике страны, способных анализировать обстановку в социально-экономической и политической среде, нейтрализовать протестные настроения в регионе.

В 2020 году автором была подготовлена программа повышения квалификации для педагогов «Патриотическое воспитание учащихся: опыт, проблемы и перспективы». С точки зрения содержания программа носит пропедевтический характер. Она является началом большой методической работы по определению условий для получения необходимых знаний и навыков в работе с учащимися в процессе формирования патриотической позиции. Разработка комплекса заданий, сценариев уроков может стать содержанием дальнейшего повышения квалификации педагогов и развития программы.

С точки зрения организации обучения программа является практико-ориентиро-ванной. Наша задача — познакомить слушателей с технологиями подборки текстов и составления заданий-задач для использования на учебных занятиях, а также обучить новым формам взаимодействия с учащимися в процессе формирования патриотической позиции. Подразумевается, что задания, представленные на курсе и разработанные слушателями, позволят изменить повседневную педагогическую практику и усилить патриотическую составляющую воспитания в рамках как урочной, так и внеурочной среды. В ходе обучения каждый слушатель должен будет разработать собственный план мероприятий для формирования патриотической позиции и составить описание комплекса мероприятий для практической реализации в реальном образовательном процессе.

Система повышения квалификации за-

Задания, представленные на курсе и разработанные слушателями, позволят изменить повседневную педагогическую практику и усилить патриотическую составляющую воспитания в рамках как урочной, так и внеурочной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нимает важное место в общей межведомственной работе по достижению таких показателей федерального проекта по патриотическому воспитанию, как:

3 включенность детей и молодежи в процесс создания новых проектов;

3 расширение проектов, реализуемых вне образовательных организаций;

3 возрождение системы, наставничества при участии молодых успешных взрослых;

3 создание системы направленной на выявление и поддержку детей с лидерскими способностями;

3 внедрение актуальных для современных детей и молодежной аудитории проектов и форматов взаимодействия.

Обострение международной обстановки, резкое усиление глобальной геополитической конкуренции и перспективы сохранения данной ситуации на ближайшие годы требуют активизации деятельности российского государства по патриотическому воспитанию граждан и обеспечение условий для выхода на качественно новый уровень общественных и общественно-государственных отношений, взаимосвязанных с уровнем патриотизма российских граждан. Необходимость решения данной задачи обусловлена тем обстоятельством, что сегодня геополитическая борьба все чаще ведется с использованием попыток обострения внутренних проблем развития, вызовов и угроз национальной безопасности вследствие информационного, политического, экономического и иного воздействия на Россию со стороны геополитических конкурентов. Дестабилизация ситуации в сфере ценностных ори-ентаций российской молодежи стала заметна в 2020 году, когда количество преступлений террористического характера с начала года возросло почти на 34 %, экстремистских преступлений — на 43 %. Об этом свидетельствуют статистические данные МВД за девять месяцев 2020 года. Значительное число преступлений совершено с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет [3].

Система повышения квалификации также реагирует на вызовы экстремизма через программы повышения квалификации, ве-бинары и семинары.

В заключение отметим, что в современных условиях обеспечение целостности российского общества является ключевой

задачей государственной политики Российской Федерации. Патриотизм и уровень патриотического воспитания тесно связаны с соблюдением законов, поддержанием правопорядка, развитием экономики и социальной сферы, культурой труда, образа жизни и общественных отношений.

ЛИТЕРАТУРА _

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» : Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ // Российская газета. — 2020. № 174 (8228). — URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 18.05.2021).

2. Паспорт федерального проекта Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации. — URL: https://www.yarregion.ru/depts/dobr/Documents/Nats-project/Patr_Vospit/Pasport_Feder_Patr_Vosp.pdf (дата обращения: 18.05.2021).

3. Состояние преступности в 2020 году // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [официальный сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 31.05.2021).

4. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования : монография / Государственный университет управления ; под общей редакцией С. В. Чуева. — Москва : Издательский дом ГУУ, 2017. — 131 с. — ISBN 978-5-215-02993-0.

5. Яланская, А. Патрушев призвал оградить молодежь от экстремистской информации в интернете /

А. Яланская // Парламентская газета. — URL: https://www.pnp.ru/politics/patrushev-prizval-ogradit-molodyozh-ot-ekstremistskoy-informacii-v-internete.html (дата обращения: 19.05.2021).

: ~л

В 2021 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

Шарина А. В., Сибирякова Л. В. Формирование бережливой среды в образовательной организации: Учеб.-метод. пособ. — 2-е изд., расш. и доп. 112 с.

Пособие содержит описание возможностей применения в практике деятельности образовательной организации методов и инструментов бережливого производства.

Материалы пособия могут быть использованы при реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, ориентированных на формирование у работников образовательных организаций компетенций в области разработки и реализации оптимизационных проектов, направленных на выявление и устранение потерь в деятельности образовательной организации.

Системный подход к управлению пространством: Система 5С в школе и детском саду: Учеб.-метод. пособ. / Авт.-сост.: А. В. Шарина, Л. В. Сибирякова. 56 с. (Серия «Бережливое образование»).

Учебно-методическое пособие определяет принципы внедрения инструментов системы 5С как системного подхода к управлению рабочим пространством в образовательной организации.

Издание адресовано управленческим и педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам, занимающимся внедрением бережливых технологий. При изложении материала учтены особенности деятельности образовательных организаций, специфика рабочего пространства педагогического работника.

■■----У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.