Научная статья на тему 'Диагностика готовности будущих педагогов к патриотическому воспитанию детей и молодежи'

Диагностика готовности будущих педагогов к патриотическому воспитанию детей и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ДЕТИ / ДИАГНОСТИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ / FUTURE TEACHERS / PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH / CHILDREN / DIAGNOSTICS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PORTRAIT OF A SCHOOL GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герлах И.В., Шкуропий К.В.

В динамично развивающемся гражданском обществе организации образования и, прежде всего, педагоги реализуют патриотическое воспитание детей и молодежи, находясь в инновационном поиске целевых установок, адекватных им содержания и технологий формирования личности человека-патриота «портрета выпускника школы». Подготовка будущего педагога к осуществлению патриотического воспитания обучающихся предполагает диагностику его готовности к реализации приоритетного направления профессиональной деятельности. В связи с этим будущие педагоги были охвачены исследованием диагностического характера, результаты которого позволили выявить уровень эффективности системы планирования и организации патриотического воспитания молодёжи в вузе, в котором обучаются участники опроса; направления молодежной политики, которые являются первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи; уровни эффективности наиболее популярных методов организации патриотического воспитания молодёжи. Проведенная диагностика субъектов образовательного процесса педвуза позволила сформулировать рекомендации по обновлению процесса подготовки будущего учителя и воспитателя к формированию патриотических качеств обучающегося на уровнях вуза и системы образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герлах И.В., Шкуропий К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

In a dynamically developing civil society, educational organizations and, above all, teachers implement Patriotic education of children and youth, being in an innovative search for target settings, adequate content and technologies for the formation of the personality of a patriot "portrait of a school graduate". Preparation of the future teacher for implementation of Patriotic education of students assumes diagnostics of his readiness to realization of the priority direction of professional activity. In this regard, future teachers were covered by a diagnostic study, the results of which revealed the level of efficiency of the system of planning and organization of Patriotic education of youth in the University, in which the survey participants study; directions of youth policy, which are priority for the implementation of Patriotic education of youth; levels of efficiency of the most popular methods of organization of Patriotic education of youth. The carried out diagnostics of subjects of educational process of pedvuz allowed to formulate recommendations on updating of process of preparation of the future teacher and the tutor to formation of Patriotic qualities of the trained at levels of higher education institution and education system as a whole.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности будущих педагогов к патриотическому воспитанию детей и молодежи»

ПЕДАГОГИКА

ф Ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 1. С. 13-24.

УДК 378

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Герлах И. В.1, Шкуропий К. В.2

12 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Армавирский государственный педагогический университет», Армавир, Россия

E-mail: irina_gerlah@mail.ru1, konsshk@rambler.ru2

В динамично развивающемся гражданском обществе организации образования и, прежде всего, педагоги реализуют патриотическое воспитание детей и молодежи, находясь в инновационном поиске целевых установок, адекватных им содержания и технологий формирования личности человека-патриота - «портрета выпускника школы». Подготовка будущего педагога к осуществлению патриотического воспитания обучающихся предполагает диагностику его готовности к реализации приоритетного направления профессиональной деятельности. В связи с этим будущие педагоги были охвачены исследованием диагностического характера, результаты которого позволили выявить уровень эффективности системы планирования и организации патриотического воспитания молодёжи в вузе, в котором обучаются участники опроса; направления молодежной политики, которые являются первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи; уровни эффективности наиболее популярных методов организации патриотического воспитания молодёжи. Проведенная диагностика субъектов образовательного процесса педвуза позволила сформулировать рекомендации по обновлению процесса подготовки будущего учителя и воспитателя к формированию патриотических качеств обучающегося на уровнях вуза и системы образования в целом. Ключевые слова: будущие педагоги, патриотическое воспитание, молодёжь, дети, диагностика, федеральный государственный образовательный стандарт, портрет выпускника школы.

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание патриотизма и любви к Родине; приобщение к традициям и истории Отечества, города, семьи, осмысление себя как гражданина общества: усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры, формирование правил поведения, изучение правовой культуры [1, с. 21] становятся сегодня важнейшими задачами в работе с детьми и молодёжью.

Ещё в 2012 году на совещании в Краснодаре, посвященном вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи, Президент России В. В. Путин говорил о принципах, на которых должно основываться современное воспитание молодёжи. Президент подчеркнул, что «в настоящее время нужно взять опыт и лучшие традиции воспитания и просвещения... и вместе с тем искать новые формы нравственного и патриотического воспитания» [2]. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» также сказано о том, что необходимо. совершенствовать формы и механизмы социального партнерства образовательных организаций, учреждений

13

культуры, молодежной политики, общественных и некоммерческих организаций по популяризации идей патриотизма [3].

В Стратегии государственной молодежной политики в Краснодарском крае до 2020 года также отмечено, что приоритетной остается работа по воспитанию человека-патриота, знающего и уважающего традиции своего народа, труженика, любящего свою землю, гражданина, готового защищать свое Отечество [4]. Сегодня значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих становлению патриотов своей родины, что требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения [1, с. 21], основывающейся на результатах актуальных научных исследований.

Исследования, проведённые нами в 2016-2017 гг. в г. Армавире, в Лабинском, Новокубанском и Павловском районах Краснодарского края в рамках социального проекта «Россия - Родина моя!» при поддержке Общества «Знание» России, показали, что большинство используемых в этой работе форм и средств воспитательного воздействия требуют обновления, применения новых нестандартных решений, привлекающих молодёжную аудиторию [5]. При этом очень важным представляется вопрос практического обучения этим новым формам и средствам патриотического воспитания студентов - будущих педагогов, которым вскоре самим предстоит формировать мировоззрение детей, подростков и молодёжи.

Цель статьи - описать результаты социально-педагогического исследования по выявлению уровня сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Для разработки системы качественной профессиональной подготовки педагогов в области патриотического воспитания необходимо получить четкое видение актуальных проблем, существующих в данной сфере работы с детьми и молодёжью, выявить сильные и слабые стороны её развития. Одним из наиболее информативных способов является проведение опроса, выявляющего отношение студентов педагогического вуза к теории и практике патриотического воспитания.

В связи с этим нами было проведено социально-педагогическое исследование «Патриотическое воспитание молодёжи Кубани» на базе Армавирского государственного педагогического университета в рамках социального проекта «Воспитание игрой», реализованного Краснодарской краевой социально-патриотической общественной организацией «Клуб интеллектуальных игр» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов [6].

Проводя данное исследование, мы хотели найти ответы на вопросы: «Под влиянием каких условий и факторов реализуется патриотическое воспитание молодёжи? Как оценивают его состояние будущие педагоги? Какие новации (изменения) в содержании и технологии его реализации могут благотворно отразиться на повышении уровня воспитанности молодого поколения?».

14

В социально-педагогическом исследовании приняли участие 100 человек: студенты 2-4 курсов Армавирского государственного педагогического университета. Методы, применяемые для проведения исследования: опрос с применением открытых, полузакрытых и закрытых вопросов, регистрация, рейтинговое оценивание, обобщение данных, статистическая обработка данных, математическая обработка данных. Собранные и обработанные данные были зафиксированы нами в виде таблиц и диаграмм. Вопросы и задания были сформулированы нами таким образом, чтобы ответы отражали личную точку зрения участников опроса, оставляя им возможность дополнить предлагаемые варианты ответов, выбрать любое (или достаточное) количество готовых ответов.

Факт проведения такого исследования достаточно важен, так как по его результатам стало возможным определить следующие слагаемые ситуации патриотического воспитания молодёжи Кубани и сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков:

• уровень эффективности системы планирования и организации патриотического воспитания молодёжи в вузе, в котором обучаются участники опроса;

• направления молодежной политики, которые являются первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи;

• уровни эффективности наиболее популярных методов организации патриотического воспитания молодёжи;

• изменения, которые, по мнению участников опроса, могут повысить общий уровень эффективности системы организации патриотического воспитания молодёжи;

• контекст восприятия участниками опроса понятий «патриотизм», «Родина», «российская гражданская идентичность»;

• личностные качества, которые должен включать в себя «портрет выпускника школы»;

• мероприятия, которые, по мнению участников опроса, необходимо проводить для улучшения патриотического воспитания молодёжи;

• задачи в сфере образовательной политики, решение которых является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников.

Исследование является детерминантом поиска новых путей патриотического воспитания в контексте конкретной воспитательной ситуации в регионе. Мы учли текст такого основополагающего документа в области воспитания, как реализуемый в старшем звене школы ФГОС СОО, в соответствии с которым выпускник средней школы является: любящим свой край и свою Родину, уважающим свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающим и принимающим традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества и др.; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством [7]. В п. 6 Стандарт устанавливает требования к

15

результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающие в себя способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме [7].

Включение в портрет выпускника школы вышеуказанных характеристик показывает востребованность проводимого исследования, так как диагностика уровня развития какого-либо качества является необходимой, сущностной, процедурой в ходе формирования самого качества. От того, на сколько данные качества развиты у педагогов (будущих педагогов), зависит эффективность их воспитательной деятельности в образовательном пространстве современной школы.

Представляем результаты, полученные в ходе проведённого опроса.

1. Обобщенная характеристика респондентов из числа будущих педагогов.

Отношение к явлениям окружающего мира и происходящим в нём процессам у мужчин и женщин, зачастую, существенно различаются. Это, несомненно, касается и вопросов патриотического воспитания, оценивания эффективности избираемых методов, форм и средств, видения перспектив и проблематики интересующей нас сферы. Поэтому, для оценки результатов исследования важен гендерный состав участников опроса. В нём преобладают девушки - 78%. Их в 3,5 раза больше, чем юношей. Данный факт свидетельствует о потенциальной проблеме гендерного «перекоса» в сфере педагогических кадров, в том числе среди специалистов, занимающихся патриотическим воспитанием подростков и молодёжи. Выскажем предположение, что феминизация патриотического воспитания стала негативным фактором, влияющим на качество и содержание воспитательного процесса.

Не менее важным фактором является возрастной состав студентов, участвующих в исследовании. Выборка опрошенных включала студентов, как младших, так и старших курсов. За внешне малоприметной разницей в возрасте в 12 года скрывается, на самом деле, разница в степени социализации обучающихся. Будущие педагоги получают профессиональные знания о воспитании подрастающего поколения, которые включают в себя как знание о том, что воспитывать (в нашем исследовании - патриотизм), так и знание о том, как именно воспитывать, добиваясь устойчивого положительного результата.

Более того, на старших курсах посредством прохождения практики студент получает эмпирический педагогический опыт соучастия в воспитании школьника в качестве помощника классного руководителя. Второе - временные рамки 18-25 лет охватывают два психологических возраста человека - юность и молодость, каждый из которых имеет свои особенности в аспектах мировоззрения, самоактуализации в обществе, на рынке труда и др. Общий возрастной диапазон респондентов от 18 до 25 лет. При этом 18-летние участники опроса представлены 5%, респонденты в возрасте от 22 до 25 лет составляют 11%, а основной возрастной группой являются испытуемые в возрасте от 19 до 21 года - 84%.

Знаковым для респондентов был вопрос «Как Вы определяете для себя понятие «патриотизм»?» - из предложенных 6 вариантов можно было выбрать любые 4. Они позволяют сделать выводы о мировоззрении участников опроса и тех смысловых акцентах, которые они будут расставлять в своей будущей учебно-воспитательной работе. Наибольшее количество отпрошенных, определяя понятие «патриотизм»,

16

выбрали «Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни» - 80%, «Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу» - 66% и «Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы наше государство было самым мощным и уважаемым» - 57%. На четвёртом месте с большим отрывом от предыдущих определений (37%) находится «Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей страны». «Участие в добровольческой/волонтёрской деятельности» выбрали 28% опрошенных, но это не обозначает отрицательного оценивания данного вида деятельности, а скорее говорит о недостаточно глубоком понимании смысла терминов «добровольчество» и «волонтёрство».

Испытуемыми были выбраны и определения, имеющие негативную коннотацию: 6% опрошенных считает, что «Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи», 3% понимает его как «Нетерпимость к представителям других наций и народов» и 2% согласились с мнением, что «Патриотизм - это лишь литературная выдумка».

Только 1% испытуемых предложил свой вариант определения понятия «патриотизм», сформулировав его следующим образом: «Это активная гражданская позиция, борьба за будущее своей страны, это народ, живущий в ней. Это не просто уважение и куски земли, это самосознание и отклик на то, что творится в стране!» (автор определения - девушка).

Не менее значимым для респондентов был вопрос «С чем у Вас ассоциируется слово «Родина»?», из предложенных 7 вариантов ответов можно было выбрать любое количество, либо предложить свой. Наибольшее количество испытуемых (66%) ассоциирует слово «Родина» с землей, территорией, на которой они живут. На втором месте находится ассоциативный ряд «Родина - моя семья» (50%). Только 36% опрошенных ассоциирует Родину с государством, в котором они проживают, поместив его на третье место в рейтинге. С отрывом в 1% (35%), респонденты указывают, что Родина ассоциируется у них со своими традициями и обычаями. 25% студентов, что составляет 4-ю часть испытуемых, указали, что Родина ассоциируется у них с друзьями, кругом их общения, практически такое же количество ассоциаций (24%) вызывает родной язык, а веру и религию отметили только 16% испытуемых.

Участниками опроса было предложено несколько своих вариантов ассоциаций: «земля, где я родился» (2%), «граждане моей страны» (2%), «родной край» (1%), и даже «планета Земля» (1%). Ответы будущих педагогов позволяют сделать выводы о широкой распространенности среди респондентов представления о Родине как о «родной земле», т.е. малой родине. В осуществлении патриотического воспитания однозначно положительно зарекомендовало средство применения образов родной земли и семьи как ячейки ближайших родственников. Любопытно, что практически изжит космополитизм - планетарный масштаб Родины прозвучал лишь один раз.

В связи с тем, что Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование российской гражданской идентичности выпускника

17

школы, нам представилось необходимым включить в опросник вопрос «Как Вы понимаете термин «российская гражданская идентичность»?».

Из предложенных 9 вариантов ответов можно было выбрать любое количество, либо предложить свой. Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что респонденты идентифицируют личность гражданина, прежде всего, по таким параметрам, как знание истории, языка и культуры (т.е. сопричастности к истории и нынешнему состоянию российского социума).

Наибольшее количество испытуемых (45%) определяет термин «российская гражданская идентичность» как «знание истории, языка, культуры своего народа». На втором месте находится «сознание своей этнической принадлежности» (31%). Далее практически равным количеством респондентов были названы «знание основ культурного наследия народов России» (26%), «уважение к Отечеству» (25%) и «присвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества» (22%). Также на близких позициях находятся «прошлое и настоящее многонационального народа России» (17%), «патриотизм» (16%) и «чувство ответственности и долга перед Родиной» (16%). «Знание своего края» набрало только 9% ответов. Кроме того, участниками опроса был предложен свой вариант определения термина «российская гражданская идентичность» как «осознание целей и задач для развития своей страны» (1%), и 1% опрошенных отметил, что не понимает значения данного термина.

2. Система патриотического воспитания подростков и молодежи как предмет оценки участников опроса. Респондентами были выделены направления молодежной политики, которые являются первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи. Полученные данные можно условно разделить на 3 группы по численному показателю, обозначив те направления молодежной политики, которые участники опроса считают первоочередными для реализации патриотического воспитания молодёжи.

1-я группа - от 55% до 45% - развитие гражданственности и патриотизма молодежи, профилактика проявлений экстремизма, воспитание толерантности, поддержка общественно значимых инициатив молодежных и детских общественных объединений.

2-я группа - от 40% до 32% - обеспечение соблюдения прав молодежи, содействие в решении жилищных проблем молодежи, обеспечение условий для формирования здорового образа жизни молодых граждан.

3-я группа - от 27% до 24% - развитие международного и межрегионального молодежного сотрудничества, формирование системы детского, молодежного и семейного отдыха, поддержка молодой семьи, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников молодежной сферы.

Участники опроса отметили на шкале от 1 до 10 уровень эффективности наиболее популярных методов организации патриотического воспитания молодёжи. Мы определили средние показатели по каждому методу. Наиболее эффективными, с точки зрения респондентов, для патриотического воспитания молодёжи являются «Организация мероприятий для молодежи (фестивали, конференции, лагеря)» - 7,5 баллов и «Поддержка молодежных инициатив» - 6,7 баллов.

18

На втором месте, условно, находятся «Организация летних оборонно-спортивных лагерей» - 6,4 балла, «Создание Интернет-проектов патриотической направленности» - 6,3 балла, «Деятельность военно-патриотических, поисковых и военно-исторических клубов» - 6,3 балла, «Разработка, принятие и реализация целевых программ» - 6,2 балла.

Самые низкие показатели у такиих методов, как «Мониторинг воспитательной ситуации (социологические опросы, сбор информации по конкретным проблемам и т.д.)» - 5,9 балла, «Организация краеведческих и туристических поездок по стране» - 5,8 балла, «Издание литературы патриотического содержания» -5,6 балла.

Мы выделили три уровня эффективности применяемых методов:

От 1 до 3 - низкий уровень эффективности;

От 4 до 7 - средний уровень эффективности;

От 8 до 10 - высокий уровень эффективности.

Рассмотрим подробнее данные, относящиеся к оцениванию каждого из предложенных методов организации патриотического воспитания молодёжи.

1. Метод мониторинга воспитательной ситуации (социологические опросы, сбор информации по конкретным проблемам и т.д.). 20% опрошенных отметили низкий уровень эффективности данного метода, 51% - средний уровень эффективности и 29 % - высокий уровень эффективности. При этом 9% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

2. Метод разработки, принятия и реализации целевых программ. Анализ полученных данных позволяет говорить о том, что 10% опрошенных отметили низкий уровень эффективности данного метода, 61% - средний уровень эффективности и 29 % - высокий уровень эффективности. При этом 6% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

3. Метод организации мероприятий для молодежи (фестивалей, конференций, лагерей). 11% опрошенных отметили низкий уровень эффективности данного метода, 27% - средний уровень эффективности и 62 % - высокий уровень эффективности. При этом 33% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

4. Поддержка молодежных инициатив. 47 % - средний уровень эффективности и 38 % - высокий уровень эффективности. При этом 14% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

5. Издание литературы патриотического содержания. 22% опрошенных отметили низкий уровень эффективности данного метода, 54 % - средний уровень эффективности и 24% - высокий уровень эффективности. При этом 4% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

6. Создание Интернет-проектов патриотической направленности. 11% опрошенных отметили низкий уровень эффективности данного метода, 55% -средний уровень эффективности и 34% - высокий уровень эффективности. При этом 10% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

7. Организация краеведческих и туристических поездок по стране. 21% опрошенных отметили низкий уровень эффективности данного метода, 48% -

19

средний уровень эффективности и 31% - высокий уровень эффективности. При этом 16% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

8. Организация летних оборонно-спортивных лагерей. 21% опрошенных отметили низкий уровень эффективности данного метода, 40% - средний уровень эффективности и 39% - высокий уровень эффективности. При этом 10% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

9. Деятельность военно-патриотических, поисковых и военно-исторических клубов в сфере патриотического воспитания молодёжи. 19% опрошенных отметили низкий уровень эффективности данного метода, 46% - средний уровень эффективности и 35% - высокий уровень эффективности. При этом 10% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

Участники опроса высказали свое отношение к изменениям, которые могут повысить общий уровень эффективности патриотического воспитания молодёжи. В таблице опросника были предложены 6 вариантов ответов. Можно было предложить свое видение изменений. Полученные данные можно условно разделить на 3 группы по численному показателю. Лидирующие позиции занимает «Пересмотр форм и методов патриотического воспитания молодежи» - 68%. Во второй группе «Изменение содержания патриотического воспитания молодежи» -44% и «Повышение уровня квалификации организаторов патриотического воспитания молодежи» - 34%. Замыкают таблицу «Изменение целей и задач патриотического воспитания молодежи» - 29%, «Активное развитие программно-целевого планирования» - 29% и «Повышение уровня информационно-аналитического обеспечения практической работы» - 25%.

Участники опроса указали мероприятия, которые, по их мнению, необходимо проводить для повышения эффективности патриотического воспитания молодёжи. В таблице опросника было предложено 8 вариантов ответов, также респонденты могли предложить свой вариант ответа. Полученные данные можно условно разделить на 4 группы по численному показателю. Лидирующие позиции занимают «Проведение молодёжных лагерей/смен по тематике духовно-нравственного и патриотического воспитания» - 57%, «Проведение мероприятий по привлечению молодых людей к помощи пожилым людям, людям с ограниченными возможностями здоровья, многодетным семьям, сиротам» - 52% , «Привлечение к участию в волонтерском/ добровольческом движении» - 52% и «Проведение мероприятий, направленных на приобщение молодого поколения к культурным традициям России (народные промыслы, историческая реконструкция, фольклор и т.п.)» - 51%.

Во второй группе находятся «Организация неформального общения молодёжи с людьми, вносящими вклад в развитие и укрепление нашей Родины, по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания (вечера, беседы, гостиные и т.п.)» - 37% и «Проведение деловых и ролевых игр по тематике духовно-нравственного и патриотического воспитания» - 33%.

В третьей группе «Разработка и реализация комплексных социальных проектов/программ муниципального, регионального и федерального уровня» - 26% и «Проведение психологических тренингов» - 20%.

20

Замыкают таблицу самостоятельно сформулированные респондентами варианты ответов «Продвижение в массы, больше информации, чтобы все знали, больший размах» - 1% и «Организация спортивных мероприятий для развития и распространения здорового образа жизни» - 1%.

3. Патриотическое воспитание молодёжи в системе образования. Респондентам было предложено оценить уровень эффективности организации патриотического воспитания студенческой молодёжи в их образовательной организации по шкале от 1 до 10 баллов. 10% опрошенных отметили низкий уровень эффективности организации патриотического воспитания молодёжи в своём вузе, 51% - средний уровень эффективности и 39% - высокий уровень эффективности. При этом только 11% оценили данный метод максимальным количеством баллов.

Будущим педагогам было предложено отметить, какие личностные качества должен включать в себя «портрет выпускника школы», представленный в ФГОС СОО [7]. В таблице опросника было предложено 12 вариантов ответов. Полученные данные можно условно разделить на 3 группы по численному показателю.

Лидирующие позиции занимают такие личностные качества как «знающий русский и родной язык» - 57%, «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни» - 57%, «соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями» - 53%, «уважающий закон и правопорядок» - 52%.

Во вторую группу вошли: «осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством» - 47%, «уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» - 46%, «осознающий и принимающий ценности семьи» - 44%, «осознающий и принимающий ценности человечества» - 41%, «социально активный» - 41%.

Третью группу составили такие личностные качества, как «осознающий и принимающий ценности многонационального российского народа» - 39%, «любящий свой край и свое Отечество» - 38%, «осознающий и принимающий ценности гражданского общества» - 30%.

Участникам опроса было предложено ответить на вопрос «Решение каких задач в сфере образовательной политики, с Вашей точки зрения, является наиболее актуальным для патриотического воспитания школьников?». Было предложено 7 вариантов ответов. Полученные ответы можно условно разделить на 4 группы по численному показателю. Лидирующие позиции занимают такие задачи, как «Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации» - 54%, «Овладение обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России» - 47%. Во вторую группу вошли задачи: «Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации» - 39%, «Воспитание российской гражданской идентичности» - 39%, «Подготовка молодых граждан к защите Отечества» - 29%. Третью группу составили такие задачи, как «Реализация права граждан на изучение родного языка» - 19%, «Предоставление возможности получения основного общего образования на родном языке» - 15%.

21

ВЫВОДЫ

Резюмируя полученные данные, можно говорить о том, что результаты исследования позволяют существенно обновить пути реализации воспитания подростков и молодежи в соответствии с содержанием федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [5]. Значимой компонентой результата работы с респондентами стало выявление достаточного, для осуществления в будущем патриотического воспитания своих учеников, уровня сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в указанной области. Респонденты имеют собственное представление о патриотизме и способах его формирования, причем это представление в целом не противоречит содержанию федеральной программы, но существенно дополняет спектр исторически сложившихся теоретико-методологических подходов и практик патриотического воспитания в подростковой и молодежной среде.

В понимании будущими педагогами образа Родины, на наш взгляд, проявились последствия введения в учебные планы организаций общего и дополнительного образования регионального компонента содержания образования (кубановедение, программы внеурочной деятельности краеведческого характера, изучение диалектов, традиционных промыслов и ремесел, песенного и танцевального творчества и др.).

Респонденты связывают патриотизм в первую очередь с малой родиной -регионом проживания, отсюда и набор ценностей, идентифицирующих гражданскую принадлежность - язык, история, культура. Примечательно, что рассуждая о путях патриотического воспитания, респонденты не только называют известные средства формирования патриотизма, но и дают им оценку. С учетом того, что эта оценка дается «еще не работниками народного образования», можно спрогнозировать общую картину деятельности школы по патриотическому воспитанию в 20-30 гг. XXI века, т.е. в обозримом будущем.

Внимание респондентов было обращено к поиску форм и методов обновления патриотического воспитания. Рассматривая изменения, которые могут повысить общий уровень эффективности патриотического воспитания молодёжи, 68% респондентов отметили «Пересмотр форм и методов патриотического воспитания молодежи», 44% - «Изменение содержания патриотического воспитания молодежи». Представляется интересным тот факт, что при таком достаточно высоком уровне критического отношения к организации патриотического воспитания, никто из респондентов не предложил своих вариантов путей осуществления патриотического воспитания. В целом, по итогам исследования отличное от выборки предложенных вариантов мнение по тем или иным вопросам высказали только 8 человек (8%). Вполне закономерен тот факт, что, оценивая, какие личностные качества должен включать в себя «портрет выпускника школы», представленный в ФГОС СОО [7], только 41% будущих педагогов выбрал качество «социально активный».

По итогам опроса будущих педагогов следует сформулировать ряд рекомендаций:

22

1. Необходимо на федеральном и региональном уровнях установить периодичность проведения мониторинга патриотического воспитания обучающихся, разработав адекватный этой глобальной задаче исследовательский аппарат и подготовив соответствующие кадровые и иные материальные ресурсы.

2. Данный мониторинг должен охватывать максимально возможное количество направлений патриотического воспитания, учитывая и то, что в данном исследовании целенаправленно не выделялось военно-патриотическое воспитание.

3. Следует актуализировать формирование компетентности будущих педагогов в рассматриваемой области путем включения в учебные планы СПО, бакалавриата и магистратуры дисциплин по патриотическому воспитанию технологической (методической) направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В перечень трудовых действий, знаний и умений педагога, закрепленных за функцией «воспитательная» в профессиональном стандарте педагога, нужно внести поправки и определить в качестве самостоятельного трудовое действие «формирует патриотизм и российскую гражданскую идентичность обучающихся».

5. Необходимо продумать механизм сетевого взаимодействия организаций общего образования, педагогического образования, административных структур, общественных организаций и иных институтов по аккумулированию опыта патриотического воспитания и выработке новых технологий формирования российской гражданской идентичности, повышению уровня социальной активности будущих педагогов, исходя из данных осуществляемых мониторингов.

6. Крайне важно привлекать к воспитанию патриотизма подрастающего поколения представителей мужской части населения, мотивировать мужчин-специалистов на осуществление профессиональной деятельности, связанной с педагогической и социокультурной работой с детьми, подростками и молодёжью.

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследовании, подтвердили необходимость сбора и оценки фактического материала, позволяющего выявить уровень сформированности у будущих педагогов актуальных компетенций в области патриотического воспитания детей и подростков как условия актуализации их профессиональной подготовки в рассматриваемой области.

Список литературы

1. Блягоз Н. Ш. Аспекты патриотического воспитания современной молодежи: состояние проблемы / Н. Ш. Блягоз, А. А. Кулаков, Ю. С. Чуриков // Вестник АГУ. - № 3 (243). - 2019. - С. 19-24.

2. Путин В. В. Патриотическое воспитание должно стать органичной частью жизни нашего общества. URL: https://www.1tv.ru/news/2016-04-05/299813-v_putin_patrioticheskoe_vospitanie _dolzhno_stat_ organichnoy_chastyu_ zhizni_nashego_obschestva (дата обращения 20.10.2019).

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы». URL: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения 20.10.2019).

4. Стратегия государственной молодежной политики в Краснодарском крае до 2020 года. URL: https://pandia.ru/text/77/327/66321.php (дата обращения 20.10.2019).

5. Герлах И. В. Новые подходы к развитию духовно-нравственного воспитания молодёжи / И. В. Герлах, К. В. Шкуропий, Н. С. Шумилова // Studia Humanitatis. - № 2. - 2017. URL: http://st-hum.ru/content/gerlah-iv-shkuropiy-kv-shumilova-ns-novye-podhody-k-razvitiyu-duhovno-nravstvennogo (дата обращения 20.10.2019).

6. Проект «Воспитание игрой». URL: http://nko.krasnodar.ru/?p=30334 (дата обращения 20.10.2019).

23

7. Приказ от 6 октября 2009 г. № 413 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645).

DIAGNOSTICS OF READINESS OF FUTURE TEACHERS TO PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

Gerlach I. V.1, Skorupi K. V.2

12Federal state budgetary educational institution of higher education «Armavir State Pedagogical

University», Armavir, Russian Federation

E-mail: irina_gerlah@mail.ru1, konsshk@rambler.ru2

In a dynamically developing civil society, educational organizations and, above all, teachers implement Patriotic education of children and youth, being in an innovative search for target settings, adequate content and technologies for the formation of the personality of a patriot - "portrait of a school graduate". Preparation of the future teacher for implementation of Patriotic education of students assumes diagnostics of his readiness to realization of the priority direction of professional activity. In this regard, future teachers were covered by a diagnostic study, the results of which revealed the level of efficiency of the system of planning and organization of Patriotic education of youth in the University, in which the survey participants study; directions of youth policy, which are priority for the implementation of Patriotic education of youth; levels of efficiency of the most popular methods of organization of Patriotic education of youth. The carried out diagnostics of subjects of educational process of pedvuz allowed to formulate recommendations on updating of process of preparation of the future teacher and the tutor to formation of Patriotic qualities of the trained at levels of higher education institution and education system as a whole.

Keywords: future teachers, Patriotic education, youth, children, diagnostics, Federal state educational standard, portrait of a school graduate.

References

1. Bljagoz N.Sh., Kulakov A.A., Churikov Ju.S., Aspekty patrioticheskogo vospitanija sovremennoj molodezhi: sostojanie problemy, VestnikAGU, 3 (243), 19 (2019).

2. Putin V.V., Patrioticheskoe vospitanie dolzhno stat' organichnoj chast'ju zhizni nashego obshhestva. URL: https://www.1tv.ru/news/2016-04-05/299813-v_putin_patrioticheskoe_vospitanie _dolzhno_stat_ organichnoy_chastyu_ zhizni_nashego_obschestva (data obrashhenija 20.10.2019).

3. Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody». URL: http://government.ru/docs/21341/ (data obrashhenija 20.10.2019).

4. Strategija gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Krasnodarskom krae do 2020 goda. URL: https://pandia.ru/text/77/327/66321 .php (data obrashhenij a 20.10.2019).

5. Gerlah I.V., Shkuropij K.V., Shumilova N.S., Novye podhody k razvitiju duhovno-nravstvennogo vospitanija molodjozhi, Studia Humanitatis, 2 (2017). URL: http://st-hum.ru/content/gerlah-iv-shkuropiy-kv-shumilova-ns-novye-podhody-k-razvitiyu-duhovno-nravstvennogo (data obrashhenija 20.10.2019).

6. Proekt «Vospitanie igroj». URL: http://nko.krasnodar.ru/?p=30334 (data obrashhenija 20.10.2019).

7. Prikaz ot 6 oktjabrja 2009 g. № 413 Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshhego obrazovanija (v red. Prikaza Minobrnauki Rossii ot 29.12.2014 №1645).

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.