УДК 316.6
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (на примере Удмуртской Республики)
Чуракова Екатерина Алексеевна,
Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, старший научный сотрудник, Управление по внутренней политике администрации главы и правительства Удмуртской Республики, консультант отдела по взаимодействию с общественными объединениями, кандидат исторических наук, г. Ижевск, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация В статье даётся характеристика современных молодёжных ценностей. Анализируются особенности патриотизма молодёжи, компоненты его составляющие. Раскрывается влияние традиционной культуры, позитивного исторического сознания на формирование ценностных, патриотических качеств молодых людей. На примере Удмуртской Республики показана реализация государственной политики в области патриотического, гражданского воспитания, а также роль традиционных конфессий в воспроизводстве национальной культуры и гражданско-патриотической идентичности.
Ключевые понятия: современные ценностные ориентации молодёжи, патриотизм, историческое сознание, традиционная культура, общественные организации.
Молодёжь - наиболее активный носитель преобразований, от которого зависит будущее страны и нации. Общий вектор развития всегда заключался в выборе подрастающим поколением основополагающих ценностей. Для России конца ХХ - начала XXI веков это важная тематика. В 90-е гг. XX в. были запущены двойственные механизмы: с одной стороны, разрушались прежние советские ценности, в страну хлынул поток западных идеологем, основанных на массовой культуре. С другой стороны, получила возможность свободного развития национальная культура.
Молодёжь усваивала западные ценности, исходила из материальных приоритетов. Патриотизм, любовь к Отечеству, его культуре не являлись основополагающими. Государственной системе патриотического воспитания, базирующейся на отечественной культуре, в том числе включённой в школьное образование, не уделялось должное внимание со стороны власти. Вышесказанное привело к культурной безграмотности, маргинальнос-ти значительной части молодого поколения, дальнейшему размыванию традиционной, национальной культуры, служащей матрицей воспроизводства основных ценностей и менталитета нации.
С началом XXI века происходит изменение политического курса страны. Государство вновь обращает внимание на подрастающее поколение. Начинают реализовываться федеральные программы по патриотическому, культурному воспитанию пока без единого идейного концепта. Основная часть медийного пространства страны через центральные каналы, сеть радиовещания, Интернет стала отдавать приоритет национальным ценностям, но до сих пор наблюдается нехватка высококачественной медиа продукции, культивирующей у населения патриотические чувства и служащей инструментом сплочения нации.
Негативно сказывается сильная социальная дифференциация населения. Сельское население зачастую поставлено в условия выживания, имеет крайне низкий уровень жизни. Молодым в данных непростых условиях достаточно сложно находить пути самореализации. В итоге формируется негативная структура потока внутренней миграции. Из сельской местности выезжают в крупные населённые пункты и города, из более крупных городов в мегаполисы, за рубеж. В первую очередь в этот процесс включены наиболее активные люди до 35 лет, которые готовы в поисках лучшего заработка, уровня жизни избрать другой культурный контекст. Комплекс сложных социально-экономических условий приводит к тому, что страна теряет как количественно - идёт сокращение демографических показателей прироста населения, так и качественно - в оттоке наиболее талантливой молодёжи.
Поэтапная корректировка социально-экономического самочувствия молодых людей, включение в сферу их интересов национальной культуры с её основополагающими общероссийскими ценностями во многом могли бы изменить существующую негативную демографическую, миграционную динамику.
Культура Российской Федерации многогранна. Она вбирает в себя как общероссийские, так и национальные аспекты. На сегодняшний день необходима её популяризация в молодёжной среде, в том числе через новейшие медийные технологии. Это позволит развивать традиции, сохранять единую культуро-образующую, ценностную матрицу страны.
Следующим важным аспектом выступает формирование позитивного исторического сознания молодых людей. Согласно современным исследованиям оно формируется «под влиянием трёх противоречивых факторов. Первое - на молодёжь влияет разноплановая интерпретация российской истории. Второе - историческое самоощущение выступает следствием собственного социального опыта и опыта «родственных» старших поколений. Третье - для молодых важно, как восприятие истории соотносится с социальным самочувствием, самооценкой» [4, с. 12]. Остановимся на каждом пункте более подробно. Трактовка новейшей российской истории сложна. Даже в научном сообществе нет однозначных оценок событий ХХ веке. Единая канва восприятия исторического процесса только складывается. Для молодых поколений важно доносить суть - Россия великая страна с блестящими победами и не менее трагичными поражениями. То, как современные поколения извлекут опыт из предыдущих событий, зависит настоящее и будущее государства.
Следующими пунктами выступают историческое самоощущение, собственный социальный опыт. В данном направлении необходима грамотная социально-экономическая, идеологическая политика. Задача - уйти от тех пораженческих настроений, которые преобладали в 90-е гг. ХХ в. Важно вернуть российской экономике статус высокотехнологичной. В идеологическом плане в обществе есть потребность в едином подходе, опирающемся на патриотизм, традиции, культуру многонациональной России. Русский язык, культура должны сохранить статус интегрирующих факторов на большей части постсоветского пространства.
Далее посмотрим на примере Удмуртии, как на региональном уровне реализуется молодёжная политика. Руководство республики считает патриотическое воспитание молодёжи цементирующим звеном для обеспечения единства исторического и духовно-нравственного пространства страны. На территории
региона реализуется третья республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010-2014 гг.».
Проблемы патриотического, культурного воспитания, социально-экономического самочувствия молодёжи затрагиваются рядом министерств, ведомств, и каждое в рамках своей компетенции их решает. Связующим звеном выступает Межведомственная правительственная комиссия, обеспечивающая взаимодействие в данном направлении органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений.
Так, министерством по делам молодёжи реализованы следующие проекты: в мае 2012 г. во Дворце детского (юношеского) творчества г. Ижевска состоялся первый республиканский кадетский бал, в котором приняли участие 150 кадетов из городов Можга, Сарапул, Игринского района, детско-юношеского центра «Граница» имени Героя России С. Бори-на, кадетской школы-интерната и кадетской школы № 7 имени М.Т. Калашникова г. Вот-кинска. Прошли лагерные смены, направленные на формирование гражданской позиции: «Патриот и гражданин», «Команда 112». Изучение основ начальной военной подготовки осуществляется в рамках сборов «Блокпост», «Казачья застава», «Рубеж» и «Будущие защитники Родины» (для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации).
С 2013 г. молодёжь Удмуртии принимает участие в реализации общественно-значимых социальных проектов Приволжского федерального округа: двух сменах оборонно-спортивного оздоровительного лагеря «Гвардеец», финале военно-спортивной игры «Зарница Поволжья», молодёжном форуме <<1Волга». Ежегодно делегация от Удмуртии участвует в Международном молодёжном образовательном форуме «Селигер».
В ходе реализации республиканской целевой программы в 2010-2013 гг. Удмуртской республиканской молодёжной общественной организации «Долг» оказана финансовая поддержка. Итогом стало проведение 24 поисковых экспедиций по местам боевых действий в годы Великой Отечественной войны на территории Ленинградской, Тверской, Смоленской областей, Краснодарского края, Республики Карелия. Подняты и захоронены останки 336 погибших. В День памяти и скорби проводится республиканская патриотическая акция «Что такое Родина?», благодаря которой жители Удмуртии могут получить сведения из Подольского электронного архива Министерства обороны о погибших во время войны родных, поискать своих однополчан. Не первый год осуществляется федеральный проект «Наша общая Победа», в рамках которого создается
уникальный видеоархив воспоминаний наших ветеранов о Великой Отечественной войне. Активистами Удмуртии снято и размещено на сайте 41-45.su более 50 видеофильмов. По программе «Поклонимся великим тем годам...» в течение четырёх лет ряд учащихся общеобразовательных школ посетили города-герои -Волгоград, Новороссийск, Санкт-Петербург.
На базе аэроклуба «Пирогово» действует Региональный центр военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к военной службе. Создание позитивных образов поведения для молодых людей осуществляется через культурно-просветительский проект «Интересные встречи» с государственными и общественно-политическими деятелями, Почётными гражданами Удмуртии, в состав которых вошли генерал-лейтенант П.И. Гусев, генерал-майор полиции С.А. Зуев, конструктор-оружейник В.А. Ярыгин, представители научного сообщества Е.Ф. Шумилов, В.Е. Владыкин, А.М. Липанов.
В республике развивается добровольческое движение. Ежегодно государственным учреждением «Республиканский центр развития молодёжного и детского движения» осуществляется поддержка ветеранов, пожилых людей (республиканские акции «Весенняя неделя добра», «Старшее поколение»)*. Имеет место частная инициатива отдельных граждан, предприятий.
Большая работа, направленная на сохранение традиционной культуры и включение её в молодёжную среду, осуществляется министерством по делам национальностей совместно с национально-культурными общественными объединениями, БУ «Дом дружбы народов». Деятельность ведётся согласно «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и «Плана мероприятий по реализации в 2014-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Удмуртской Республике».
Приоритет в ходе реализации отдаётся проектам, направленным на межэтническое взаимодействие. Среди них: молодёжный межнациональный лагерь «Шагаем вместе», смена «Межнациональный контакт»; проекты «Шундыкар», «Шудо семья», фестиваль «Искусство радуги», международный проект «Твори добро!». Конкурс «Лидер XXI века»
объединил актив общественных объединений, работников сферы государственной молодёжной политики, социальных служб**.
Важное место занимает деятельность по распространению традиционной культуры, повышение интереса к ней и её значимости в современном мире. Большой вклад в данном направлении был сделан коллективом «Бурановские бабушки» с их блестящим выступлением на конкурсе «Евровидение» 2012 г. В последующем на родине бабушек в с. Бураново был проведён I международный Бурановский фестиваль народной культуры (2013 г.).
Другим крупным проектом, который реализуется в республике, стала программа "Быгы - культурная столица финно-угорского мира-2014". Идея была инициирована в марте 2013 г. при поддержке Молодежной ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). В течение всего 2014 г. деревня Быгы будет носить статус первой культурной столицы финно-угорского мира. Проект имеет этнокультурную, экотуристическую направленность, призван сохранить самобытную культуру жителей деревни и создать альтернативную «столичной» творческую площадку.
Ежегодно в мае проходит празднование Дня славянской письменности и культуры с привлечением широкого круга фольклорных коллективов республики, активистов православных общественных организаций, православного духовенства, казачества. С большим размахом республика в 2013 г. отмечала 1025-летие крещения Руси. Праздничные службы прошли во всех храмах Удмуртии. Торжественная литургия, крестный ход, посвящён-ные этой знаменательной дате, прошли в г. Ижевске в Свято-Михайловском соборе и завершились концертом с участием архиерейского хора Свято-Михайловского собора, ансамблей «Родные напевы», «Славянские напевы», «Иван да Марья», «Зароки», «Мари Сэм», «Триумф» и «Бурановские бабушки».
В течение года фольклорные фестивали, месячники, посвящённые русской культуре, проводятся в разных районах и городах республики.
Отдельно стоит остановиться на деятельности Удмуртской митрополии Русской Православной Церкви по сохранению традиционной культуры, развитию патриотизма и любви к Отечеству***. Ведётся тесное сотруд-
*Соловьёв В.М., министр по делам молодёжи Удмуртской Республики, доклад // Материалы. VI Гражданский форум Удмуртской Республики «Общество и власть 2013. Институты гражданского общества как ресурс развития республики» (15-30 октября 2013 г.).
**Соловьёв В.М., министр по делам молодёжи Удмуртской Республики, доклад // Материалы. VI Гражданский форум Удмуртской Республики «Общество и власть 2013. Институты гражданского общества как ресурс развития республики» (15-30 октября 2013 г.).
***Священник Роман Воскресенских, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества и по делам молодежи, клирик Свято-Михайловского собора г. Ижевска, доклад // Материалы. VI Гражданский форум Удмуртской Республики «Общество и власть 2013. Институты гражданского общества как ресурс развития республики» (15-30 октября 2013 г.).
ничество и духовное окормление казачества республики, в том числе казачьих кадетских классов сузов, средних общеобразовательных заведений и некоторых храмов. Осуществляется патронаж над детским общественным некоммерческим движением за духовное и физическое развитие «Юность», которое было создано в 2004 году, на 2013 г. объединяло более 27 тысяч школьников со всей Удмуртии. Регулярными являются мероприятия: «Рождественская лыжня», «Православная викторина», республиканский шахматный турнир на приз митрополита, фестивали патриотической песни «Зори Отечества», посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и памяти св. великомученика Георгия Победоносца. Серьезная работа ведётся общественной организацией «Православная молодежь Удмуртии». Общественное объединение совместно с Удмуртской митрополией ежегодно организует уже ставшие традиционными для республики межрегиональный фестиваль «Реки воды живой», «Детскую православную академию», праздник «Семейный перезвон» и другие мероприятия. Много лет на базе организации существует православный молодёжный театр «Странник», который в 2013 г. стал лауреатом фестиваля православных театров в г. С.-Петербург.
Несмотря на большой объём проводимой работы в молодёжной и культурной сферах министерствами, ведомствами, общественными, религиозными организациями, она остаётся недостаточной. Об этом свидетельствует социологический срез, проведённый в январе 2014 г. среди 114 учеников девятых классов МБОУ СОШ № 74.
В ходе исследования состоялись беседы, писалось сочинение на тему «Патриотизм для меня - это...», проводилось анкетирование. Возраст участников исследования - 14-16 лет, это время активного поиска себя в жизненном пространстве, становление основополагающих жизненных принципов личности. Были опрошены 51 юноша и 63 девушки. Из них русских - 78, удмуртов - 10, татар - 5, иной этнической принадлежности - 1, у 20 - двойная этничность. Свыше половины опрошенных указали наличие высшего образования хотя бы у одного из родителей.
Сочинение, опрос показали, что патриотизм базируется на достижениях нашей страны в советский период - это Победа в Великой Отечественной войне, героизм дедов, прадедов в достижении этой большой и трудной цели. Далее идут успехи советского народа на международной арене, общий престиж страны, технические достижения (полёт Ю.А. Гагарина в космос, космическая станция «Мир» и др). Наблюдается романтизированная ностальгия по советскому времени, девяностые годы ХХ в. оцениваются скорее негативно, сегодняшнее
время - сдержанно, но с уклоном в положительную сторону, даются ссылки на комплекс социально-экономических проблем, которые необходимо преодолеть стране.
Свыше половины сказали о себе как о надёжном друге. Примерно 1/3 опрошенных оценила себя как умеющих хорошо отдохнуть и повеселиться, любящих и любимых, стремящихся быть профессионалом своего дела, энергичных и предприимчивых. 1/4 часть респондентов считает себя материально хорошо обеспеченными, справедливыми и умеющими постоять за других, патриотами, гражданами своей страны, свободными и независимыми, здоровыми, физически сильными. В наименьшей степени указывалось, что они имеют крепкую семью, духовно богаты, глубоко религиозны.
Почти все опрошенные готовы сегодня преодолевать трудности ради родных и близких; половина - ради любимых, материального благополучия, России, профессиональной карьеры. Лишь каждый десятый отметил, что готов преодолевать трудности ради республики, в которой живёт, и своего народа. Чувство общности молодые люди испытывают с друзьями, родными и близкими, коллегами по учёбе. Религия, национальность, политические взгляды для них не играют существенной роли. Для половины опрошенных национальная, религиозная принадлежность значима, для другой половины не актуальна. 2/3 опрошенных отнесли себя к верующим и 1/3 указала, что колеблется или равнодушна к религии. Половина опрошенных отнесла себя к православным, несколько человек исповедуют ислам, остальные либо затруднились с ответом, либо не разбираются в религиях. Лишь 4 человека посчитали необходимым навязывать веру неверующим, что говорит о терпимом отношении большинства к людям с иными религиозными убеждениями. При этом почти все согласились с тем, что молодёжи необходимо знать культурные, духовные традиции своей страны, своего народа. Но на практике оказывается, что действительно знают или немного знакомы с ними только половина девятиклассников. Это было подтверждено вопросами о том, известны ли им духовные деятели России (Серафим Саровский, Патриархи Филарет, Никон, Алексей II), духовные православные центры (Оптина Пустынь, монастыри Соловецкий, Валаамский, Дивеевский). Ни названные личности, ни центры оказались практически не знакомы молодым людям, хотя курс истории включает в себя данный материал. Узнавали лишь святого Сергия Радонежского и Троице-Сергиеву лавру.
Всё это есть свидетельство недостаточной просвещённости современной молодёжи, низкого знания гуманитарных предметов, что в свою очередь крайне негативно сказывается
на воспроизводстве национальной культуры и патриотизма в России. Необходима целостная единая политика государства по работе с молодёжью, формированию патриотизма, общероссийской гражданской и национальной идентичности.
Задача современных государственных служащих, педагогов, общественных деятелей, священнослужителей Русской Православной Церкви, других традиционных конфессий заключается в поддержании молодёжи в правильном выборе ею приоритетов и ценностей. От успешного решения этой задачи будет зависеть, в каком государстве мы будем жить - в том, где будет воспроизводиться, передаваться последующим поколениям национальная культура и, как следствие, поступательно, самостоятельно развиваться страна, или Россия будет поглощена в процессе глобализации. Традиционная культура народов России, православие с его тысячелетней духовной, культурной традицией выступают одной из тех основ, которая позволит нам сохранить себя в условиях внешнего хаоса.
1. Официальный сайт. Министерство национальной политики Удмуртской Республики [Электронный ресурс]. и^: http://www.minnac.ru/min-пас/Ыо/13835.1^т1 (дата обращения: 08.06.14).
2. Воскресенских, Роман (священник, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества и по делам молодежи, клирик Свято-Михайловского собора г. Ижевска). Общество и власть 2013. Институты гражданского общества как ресурс развития республики // Материалы VI Гражданского форума Удмуртской Республики, 15-30 октября 2013.
3. Соловьёв, В.М. (министр по делам молодёжи Удмуртской Республики) Доклад // Материалы VI Гражданского форума Удмуртской Республики.
4. Столяренко, Л.Д., Фролов В.А. Историческое сознание российской молодёжи: поиск жизненных ориентиров и институциональная композиция // Теория и практика общественного развития. 2013. N 11.
References
1. Ministry of Udmurt Republic National Politics. Official Site. Available at: http://www.minnac.ru/ minnac/info/13835.html (accessed: 08.06.14) [in Rus].
2. Voskresenskikh, Roman (2013) Society and Authority 2013. Institute of Civil Society as Resource of Republic Development // Materialy VI Grazhdanskogo foruma Udmurtskoy Respubliki 15-30 oktyabrya 2013 [in Rus].
3. Solov'ev, V.M. (2013) Report // Materialy VI Grazhdanskiy forum Udmurtskoy Respubliki 15-30 oktyabrya 2013 [in Rus].
4. Stolyarenko, L.D., Frolov V.A. (2013) Istoriches-koe soznanie rossiyskoy molodezhi: poisk zhiznennykh orientirov i institutsional'naya kompozitsiya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [History and Practice of Social Development], N 11 [in Rus].
UDC 316.6
PATRIOTIC AND NATIONAL CULTURE YOUTH EDUCATION IN MODERN WORLD (IN EXAMPLE OF UDMURT REPUBLIC)
Churakova Yekaterina Alekseyevna,
Udmurt Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of Russian Academy of Sciences,
Senior Researcher,
Office of Domestic Policy
of Administration
of the Head and the Government
of the Republic of Udmurtia,
Consultant, Department for Interaction
with Public Associations,
Cand. Sc. (History),
Izhevsk, Russia.
E-mail: [email protected].
Annotation
The characteristics of modern youth values is given in article. The features of youth patriotism and its components are presented. The influence of traditional culture and positive historical consciousness in forming value patriotic characteristic youth are presented. The realization of country policy in the sphere of patriotic civil breeding and the role of traditional confessions in reproduction of national culture and civil patriotic identity are presented in example of Udmurt Republic.
Key concepts:
modern value orientations of youth, patriotism, historical confessions, traditional culture, society organizations.