Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР'

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевников Павел Игоревич

В статье анализируется сущность государственно-патриотического воспитания в образовательных организациях силовых структур. Актуализируется проблема необходимости реализации государственно-патриотического воспитания в России. Выделяются различные аспекты воспитания и патриотизма. Осуществлён анализ данных понятий с различных точек зрения. Затрагивается проблема патриотизма в России. Раскрываются компоненты государственно-патриотического воспитания, такие как военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание и национально-патриотическое воспитание. Дана характеристика целям, задачам и условиям государственно-патриотического воспитания. Раскрывается специфика реализации государственно-патриотического воспитания в условиях образовательных организаций силовых структур, а также требования, предъявляемые к реализации данного направления воспитания. Сформулировано понятие государственно-патриотического воспитания применительно к условиям образовательного процесса образовательных организаций силовых структур. Раскрыта важность формирования государственно-патриотического сознания у обучающихся в образовательных организациях силовых структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CONTENT OF STATE-PATRIOTIC EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

The article examines the essence of state-patriotic education in educational organizations of law enforcement agencies. The problem of the need to implement state-patriotic education in Russia is actualized. Various aspects of education and patriotism are highlighted. The analysis of these concepts from various points of view is carried out. The problem of patriotism in Russia is touched upon. The components of state-patriotic education are revealed, including: military-patriotic education, heroic-patriotic education, civil-patriotic education and national-patriotic education. The characteristic of the goals, objectives and conditions of state-patriotic education is given. The article reveals the specifics of the implementation of state-patriotic education in the conditions of educational organizations of law enforcement agencies, as well as the requirements for the implementation of this direction of education. The concept of state-patriotic education is formulated in relation to the conditions of the educational process of educational organizations of law enforcement agencies. The importance of the formation of state-patriotic consciousness among students in educational organizations of law enforcement agencies is revealed.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИЛОВЫХ СТРУКТУР»

Сущность и содержание государственно-патриотического воспитания в образовательных организациях силовых структур

Кожевников Павел Игоревич,

аспирант, Тихоокеанский государственный университет E-mail: kancer88@mail.ru

В статье анализируется сущность государственно-патриотического воспитания в образовательных организациях силовых структур. Актуализируется проблема необходимости реализации государственно-патриотического воспитания в России. Выделяются различные аспекты воспитания и патриотизма. Осуществлён анализ данных понятий с различных точек зрения. Затрагивается проблема патриотизма в России. Раскрываются компоненты государственно-патриотического воспитания, такие как военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, гражданско-патрио-тическое воспитание и национально-патриотическое воспитание. Дана характеристика целям, задачам и условиям государственно-патриотического воспитания. Раскрывается специфика реализации государственно-патриотического воспитания в условиях образовательных организаций силовых структур, а также требования, предъявляемые к реализации данного направления воспитания. Сформулировано понятие государственно-патриотического воспитания применительно к условиям образовательного процесса образовательных организаций силовых структур. Раскрыта важность формирования государственно-патриотического сознания у обучающихся в образовательных организациях силовых структур.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, государственно-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, героико-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, национально-патриотическое воспитание.

Одними из наиболее сложных и актуальных, занимающих центральное место в образовательной деятельности образовательных организаций силовых структур, на протяжении длительного времени являются вопросы государственно-патриотического воспитания (далее - ГПВ) обучающихся. Не будет преувеличением, если утверждать, что будущего сотрудника силовых структур можно обучить делу, «ремеслу», но, если не воспитать в нем чувство патриотизма, уважение к своему труду, к профессии, получится не защитник безопасности Отечества, а наёмник. В этом контексте уместно отметить, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается: «Основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу. Состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России. Сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и её открытости миру» [5].

Прежде, чем рассмотреть сущность понятия ГПВ, необходимо уточнить его первоосновы, в качестве которых выступают понятия «патриотизм» и «воспитание». Данные понятия имеют не только важное теоретическое, но и существенное практическое значение.

Воспитание является основной категорией педагогики. Можно выделить большое количество определений воспитания, и все они не являются исчерпывающими, однако их совокупность даёт возможность получить представление о сущности данного явления. В педагогике понятие «воспитание» может пониматься в широком и узком смыслах. В первом случае оно включает различные по объёму педагогические объекты: социально-педагогическое явление, педагогический процесс и непосредственную педагогическую деятельность.

В качестве социально-педагогического явления воспитание подлежит рассмотрению в рамках общественной воспитательной системы. В этом случае организацию воспитания осуществляет ли-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

бо само общество, либо отдельные образующие его социальные группы. При этом воспитательное воздействие рассчитывается на всё поколение в целом, а также на крупные группы социума. Для всех социальных групп предусматриваются отдельные институты воспитания, при формировании которых учитывается возрастной фактор. Подсистемами системы общественного воспитания выступают воспитание в семье, учреждениях дошкольного, школьного, средне-специального, высшего и дополнительного образования, различных общественных организациях, армии и т.д.

Таким образом, воспитание как социально-педагогическое явление может быть определено как детерминированный целенаправленно организованный процесс, направленный на приобщение представителей подрастающего поколения к системе социальных ценностей с целью их включения в последующее овладение культурой этого социума и её преобразование.

Как педагогический процесс воспитание представляет из себя развёрнутую во времени систему взаимоотношений, в которой реализуются различные по форме, характеру, структуре и содержанию связи между воспитуемым и воспитателем или совокупностью людей, каким-либо образом оказывающих воспитательное воздействие на воспитуемого. В основе воспитательных отношений лежит взаимодействие воспитателей и вос-питуемых, в котором поведение одних детерминирует конкретные действия других. При этом под взаимодействием понимается система взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений людей, между которыми существует определённая зависимость, определяющая взаимное превращение действий каждого из субъектов взаимодействия одновременно в причину и следствие для действий партнёра.

Как педагогическая деятельность понятие «воспитание» получило правовой статус в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В соответствие с Законом, воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [4]. 5 На практике в образовательных организацией ях силовых структур воспитание обучающихся й осуществляется посредством проведения вос-° питательной работы, выступающей составным ав элементом образовательного процесса и одним

из ключевых видов деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава данных образовательных организаций.

Следует отметить, что указанные грани понятия «воспитание» взаимосвязаны. Воспитательная работа в образовательных организациях силовых структур осуществляются в рамках педагогического процесса, который подчинён общественной системе воспитания.

Воспитание в конкретном, узком смысле может трактоваться как воздействие на психику и учебно-познавательную деятельность обучающихся с целью формирования, развития, совершенствования и мобилизации качеств их личности, которые управляют психическими процессами, состояниями, отношениями, и в результате - проявлениями внешней активности (служебным поведением, профессионально служебной и учебно-познавательной деятельностью).

Далее обратимся к словосочетанию «государственно-патриотическое», которое говорит о его связи понятием «патриотизм» (от гр. ра-^ - родина, отечество). Ведя речь о патриотизме, следует подчеркнуть, что, к сожалению, в наиболее важных статьях Федерального закона «О молодёжной политике в Российской Федерации» [3] не содержится даже упоминания о патриотизме. Более того, до принятия в 2020 году поправок в Конституцию Российской Федерации в ней не было указано понятие «патриотизм». В новой редакции текста Конституции впервые за всё постсоветское время появилось единственное упоминание этого явления: в п. 4 ст. 67.1 оно указано касательно воспитания детей. Так, указанный пункт закрепляет обязанность государства формировать условия, которые способствовали бы всестороннему нравственному, духовному, физическому и интеллектуальному развитию подрастающего поколения и воспитанию в его представителях гражданственности, патриотизма и чувства уважения к старшим [1]. При этом Конституция не содержит указаний на обязанность государства осуществлять патриотическое воспитание молодёжи и взрослого населения страны.

Патриотизм представляет собой крайне сложное и многоаспектное явление. Несмотря на существующее общественное представление о его сути, выделяется значительное количество разнообразных трактовок этого явления, часто вступающих в прямое противоречие друг с другом. В традиционном понимании патриотизм включает ряд ключевых аспектов, таких как особая привязанность к Родине и ощущение персональной идентификации с ней, забота о благополучии и благосостоянии страны, готовность на жертвенные поступки ради её безопасности и благополучия.

Патриотизм может рассматриваться как особый моральный и социальный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей Родине. Он способствует появлению ощущения гордости за свою страну, нацию и культуру. Поэтому термин «патриотизм» в литературе

и средствах массовой информации является крайне широким и спорным.

На наш взгляд, наиболее полно и однозначно данный термин определяет «Социологическая энциклопедия», согласно которой патриотизм рассматривается как политический принцип и определённое социальное чувство, суть которого сводится к любви и привязанности к родной стране, а также преданности ей и готовности к различным жертвам ради неё [9]. Авторы научной статьи «Критерии патриотизма в России» [8] приводят подробный анализ разнообразных существующих толкований этого понятия, поэтому в данной работе мы ограничимся предлагаемым ниже определением патриотизма, который представляется наиболее приемлемым применительно к ГПВ. Так, под патриотизмом мы будем понимать любовь к Родине, преданность Отечеству, готовность к самопожертвованию, перенесению лишений и тягот военной службы, защите Отечества от экзо- и эндогенных угроз, эффективному обеспечению его безопасности, обороноспособности, устойчивого поступательного развития и процветания.

Понятие «патриотизм» относится, прежде всего, к индивиду (личности), но в рамках каждого государства оно применимо к определённым общественным группам и разнообразным формированиям, в том числе воинским, или группировкам. Можно также говорить о народе-патриоте, проживающем на той или иной территории или государстве, имеющем принципы своего существования и свои патриотические основы.

При рассмотрении патриотизма в качестве социального явления можно выделить такие ключевые элементы его содержания, как патриотические деятельность, сознание, организации и отношения.

Лица, которые обучаются в образовательных организациях силовых структур, осуществляют прохождение военной службы на добровольной основе. В соответствии с Федеральным законом, под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы [2]. В этом контексте необходимо отметить, что понятие «патриотизм» в его самом общем значении используется в отношении защиты интересов всего государства в целом. С учётом государственного понимания сущности данного явления становится возможным использовать термин «государственный патриотизм». Патриотизм как социально-педагогическое явление является комплексом убеждений, идей, действий и ощущений, ориентированных на перманентное развитие, обеспечение безопасности и процветание личности, социума и государства.

Посредством государственного патриотизма в личность закладываются высшие ценности, имеющие социальную значимость процессы и явления действительности, идеалы и ориентиры государства, а также способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов и позиций в практической деятельности и поведении. Он

включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к своему народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению государству.

Государственный патриотизм представляет собой фундамент государственного и социального здания, идеологический каркас его жизнеспособности и одно из первоочерёдных условий результативного функционирования всей системы государственных и общественных институтов, в первую очередь вооружённых сил Российской Федерации. По этой причине ГПВ имеет столь большое значение в силовых структурах.

Понятие ГПВ, внедрённое в практику воспитательной работы Концепцией воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, определяется этим документом как «оказание воздействия на военнослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства» [6].

ГПВ представляет собой систему формирования взглядов, воззрений на проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства. В образовательных организациях силовых структур ГПВ является комплексной проблемой, включающей разнообразные содержательные, организационные, методические, коллективные и личностно-психологические аспекты деятельности руководящего и научно-педагогического состава образовательной организации.

Оно определяется принципиальными конституционными положениями [1], Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования [7] и другими нормативными правовыми актами, обеспечивает уяснение силовых структур целей, задач, стратегических и тактических линий строительства государства. При этом применительно к образовательной деятельности реализуются образовательная, воспитательная и развивающая функции ГПВ. Цель ГПВ заключается в формировании и развитии у обучающихся верности Отечеству, патриотического самосознания, приверженности к несению военной службы в силовых структурах, любви к родной стране и народу, стремления к добросовестному осуществлению гражданского, профессионального и воинского долга, а также соблюдению обязанностей гражданина, установленных Конституцией.

В качестве результата ГПВ выступает сформи-рованность у обучающихся согласующихся с государственными убеждений, взглядов и позиции по отношению к текущим реалиям, мировоззрения, мышления, отношения и подхода к порученному делу, ориентированных на выполнение государственного долга. Исходя из требований, предъ-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

явленных вышеуказанными документами, выпускники образовательных организаций силовых структур должны:

1) с достоинством и честью выполнять свой конституционный и воинский долг;

2) уважать официальные символы Российской Федерации;

3) противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать исчерпывающие меры по её профилактике;

4) чтить и приумножать традиции вооружённых сил России, быть готовым отдать все свои силы для обеспечения безопасности Российской Федерации;

5) уважительно и бережно относиться к ветеранам, оказывать им необходимую помощь и поддержку;

6) чтить память о сотрудниках, погибших при исполнении конституционного, воинского долга, заботиться об их семьях;

7) содействие укреплению авторитета силовых структур и доверия к ним граждан.

Основными задачами ГПВ обучающихся являются:

- содействие в осознании смысла и важности профессии сотрудника силовых структур, привитие им приверженности к военной службе в силовых структурах Российской Федерации;

- формирование активной гражданской позиции, позволяющей на высоком уровне решать государственные задачи в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации;

- развитие правовой и политической культуры в духе дружбы народов России;

- наращивание морального духа на основе героических традиций народов России и силовых структур Российской Федерации;

- формирование отрицательного отношения к любым противоправным проявлениям, в том числе коррупционным и др.

Задачи ГПВ в образовательных организациях силовых структур обеспечиваются:

1) направленностью содержания социальных и гуманитарных, специальных и других дисциплин на решение задач ГПВ;

2) дифференциацией целей, задач и содержания ГПВ с учётом периодов обучения, специальностей и индивидуальных особенностей обучающихся;

3) применением профессорско-преподавательским составом педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество ГПВ форм, методов и приёмов обучения и воспитания;

4) активным использованием на учебных занятиях и в воспитательных мероприятиях лучших примеров беззаветного служения Родине, выполнения воинского долга сотрудниками силовых

5 структур.

§ ГПВ обучающихся организуется в ходе повсед-й невной деятельности, в том числе во время учеб° ных занятий. Исходя из интенсивности образова-ав тельного процесса и выполняемых служебных за-

дач, воспитательные мероприятия проводятся также и во внеучебное время.

Содержание ГПВ реализуется по ряду направлений: военно-, героико-, гражданско- и национально-патриотическое.

Военно-патриотическое воспитание представляет собой составной элемент ГПВ, являющийся его высшей формой. Оно ориентировано на формирование высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, сохранение и приумножение существующих в силовых структурах традиций.

Героико-патриотическое воспитание нацелено на укрепление морального духа обучающихся на основе героических традиций народов России и вооружённых силах Российской Федерации, пропаганду профессии и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков.

Гражданско-патриотическое воспитание основывается на сложившейся правовой базе взаимоотношений между государством и гражданином, которая на практике предоставляет каждому гражданину все необходимые ему права и способствует их полной и эффективной реализации. Гражданско-патриотическое воспитание способствует развитию ответственного отношения к семье, людям, народу и Отечеству. Итогом такого воспитания обучающихся является достижение ими уровня гражданской зрелости, готовности к принятию серьёзных решений, их реализации в самой сложной оперативной, социально-политической обстановке.

Национально-патриотическое воспитание - это процесс формирования национального самосознания. Национально-патриотическое воспитание формирует у обучающихся культуру межнационального общения, прививает почтительное отношение к религиозным и иным духовным святыням народов, населяющих Российскую Федерацию.

Выделяя ГПВ в самостоятельное направление воспитательной работы в образовательных организациях силовых структур, необходимо отметить его взаимосвязь с другими направлениями (профессиональным, нравственным, правовым, воинским, эстетическим, физическим, экономическим, экологическим и др.).

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в настоящее время определения понятий «воспитание», «патриотизм», «патриотическое воспитание» и ГПВ характеризуются поливариантностью и неоднозначностью.

Таким образом, ГПВ в образовательных организациях силовых структур можно определить как специально организованное, целенаправленное, планомерное воздействие на обучающихся, имеющее целью формирование системы согласующихся с государственными взглядов, убеждений, позиции по отношению к текущей действительно-

сти, а также мировоззрения, мышления, подхода и отношения к порученным делам, отвечающих принципу максимального благоприятствования государству и его благополучию.

Важно подчеркнуть, что ГПВ всегда являлось одним из наиболее важных направлений воспитательной работы в образовательных организациях силовых структур. А в настоящее время, актуальность данного вопроса выросла многократно, поскольку «разрушаются» патриотические основания из-за неоднозначного влияния различных социальных глобальных процессов. Особо сильно такому воздействию подвержены обучающиеся образовательных организаций силовых структур, в силу ещё не устоявшихся в их сознании картин мира, сниженной критичности восприятия информации. В то же время, подготовленные специалисты будут определять будущее силовых структур, от их патриотизма зависит политическая и социальная стабильность общества, состояние национальной безопасности Российской Федерации.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. - М.: Изд-во «Центрмаг», 2020. - 64 с.

2. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 (с изм. от 26 мая 2021) // Российская Газета. -1998. - № 64.

3. О молодежной политике в Российской Федерации: федер. закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ // Российская Газета. - 2021. - № 8352.

4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря года 2012 года № 273-фЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2021 г.) // Российская газета - 2012. - № 303.

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Российская Газета. - 2021. -№ 8498.

6. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. № 70.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01. Правовое обеспечение национальной безопасности: утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 августа 2020 г. № 1138 // Российская Газета. - 2020. -№ 8262.

8. Волков С.С. Критерии патриотизма в России /С.С. Волков, Н.Л. Пузевич, В.Ф. Василь-

ченков // Военная мысль, 2019. - № 2. - С. 146157.

9. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд; под ред. В.Н. Иванова. - М.: Мысль, 2003. -861 с.

THE ESSENCE AND CONTENT OF STATE-PATRIOTIC EDUCATION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Kozhevnikov P.I.

Pacific State University

The article examines the essence of state-patriotic education in educational organizations of law enforcement agencies. The problem of the need to implement state-patriotic education in Russia is actualized. Various aspects of education and patriotism are highlighted. The analysis of these concepts from various points of view is carried out. The problem of patriotism in Russia is touched upon. The components of state-patriotic education are revealed, including: military-patriotic education, heroic-patriotic education, civil-patriotic education and national-patriotic education. The characteristic of the goals, objectives and conditions of state-patriotic education is given. The article reveals the specifics of the implementation of state-patriotic education in the conditions of educational organizations of law enforcement agencies, as well as the requirements for the implementation of this direction of education. The concept of state-patriotic education is formulated in relation to the conditions of the educational process of educational organizations of law enforcement agencies. The importance of the formation of state-patriotic consciousness among students in educational organizations of law enforcement agencies is revealed.

Keywords: education, patriotism, state-patriotic education, military-patriotic education, heroic-patriotic education, civil-patriotic education, national-patriotic education.

References

1. The Constitution of the Russian Federation: ofic. text with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020. - Moscow: Publishing house "Tsentrmag", 2020. - 64 p.

2. About military duty and military service: feder. Law No. 53-FZ of March 28, 1998 (with amendments dated May 26, 2021) // Rossiyskaya Gazeta. - 1998. - No. 64.

3. On youth policy in the Russian Federation: feder. Law No. 489-FZ of December 30, 2020 // Rossiyskaya Gazeta. - 2021. - No. 8352.

4. On education in the Russian Federation: feder. Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (with amendments and additions). dated May 26, 2021) // Rossiyskaya Gazeta - 2012. - No. 303.

5. On the National Security Strategy of the Russian Federation: approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 // Rossiyskaya Gazeta. - 2021. - No. 8498.

6. The concept of education of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation: approved by Order of the Minister of Defense of the Russian Federation No. 70 dated March 11, 2004.

7. Federal State Educational standard of higher education in the specialty 40.05.01. Legal support of national security: approved by Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation No. 1138 dated August 31, 2020 // Rossiyskaya Gazeta. - 2020. - No. 8262.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Volkov S.S. Criteria of patriotism in Russia /S.S. Volkov, N.L. Puzevich, V.F. Vasilchenkov // Military Thought, 2019. -No. 2. - pp. 146-157.

9. Sociological Encyclopedia: In 2 vols. 2 / National Public-scientific foundation; edited by V.N. Ivanov. - M.: Mysl, 2003. - 861 p.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.