Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание и проблема чтения в среде молодежи'

Патриотическое воспитание и проблема чтения в среде молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чтение / молодежь / малая родина / патриотическое воспитание / художественная литература / reading / youth / small homeland / patriotic education / history

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залуцкая Светлана Юрьевна

В статье представлена проблема кризиса чтения в среде молодежи. Чтение является одним из навыков, играющих ключевую роль в процессе формирования личности учащихся заведений общего, среднего и высшего образования. Чтение характеризуется исследователями как плодотворное средство миропознания, обогащения духовного мира молодого человека, укрепления его нравственных ориентиров, развития креативного начала. Посредством общения с книгой люди усваивают социальный опыт, культурные ценности, получают необходимую информацию, профессиональные знания, расширяют свой кругозор. В статье сделана попытка осмыслить чтение как метод патриотического воспитания подрастающего поколения. Представлены и проанализированы статистические данные читательских интересов участников муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2019/2020 учебного года. Описана система работы преподавателей и студентов филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова по продвижению книги среди молодежной аудитории. Приведены примеры успешных практик популяризации региональной литературы, фольклорных и литературных произведений, созданных в Республике Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patrioticheskoe vospitanie i problema chteniia v srede molodezhi

The article focuses on the problem of reading among young people as one of the urgent issues in the process of forming the personality of students in secondary and high school. Reading, according to researchers, is a fruitful means of understanding of life, enriching the spiritual world of a young man, strengthening his moral guidelines, and developing his creativity. Through communication with the book, a person assimilates social experience, cultural values, receives the necessary information, professional knowledge, broadens his horizons. The article dwells upon reading as a way of patriotic education of the younger generation. Presented and analyzed are statistics on the reading interests of participants in the municipal tour of the All-Russian School Olympiad in Literature in the 2019–2020 academic year, along with the system of work of teachers and students of the philological faculty of the Northeast Federal University named after M.K. Ammosov to promote reading books among youth audience. Successful practices on the promotion of regional literature, folklore and literary works created in the Republic of Sakha (Yakutia) are presented.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание и проблема чтения в среде молодежи»

DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10002

С. Ю. Залуцкая

Патриотическое воспитание и проблема чтения в среде молодежи

Аннотация

В статье представлена проблема кризиса чтения в среде молодежи. Чтение является одним из навыков, играющих ключевую роль в процессе формирования личности учащихся заведений общего, среднего и высшего образования. Чтение характеризуется исследователями как плодотворное средство миропознания, обогащения духовного мира молодого человека, укрепления его нравственных ориентиров, развития креативного начала. Посредством общения с книгой люди усваивают социальный опыт, культурные ценности, получают необходимую информацию, профессиональные знания, расширяют свой кругозор. В статье сделана попытка осмыслить чтение как метод патриотического воспитания подрастающего поколения. Представлены и проанализированы статистические данные читательских интересов участников муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2019/2020 учебного года. Описана система работы преподавателей и студентов филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова по продвижению книги среди молодежной аудитории. Приведены примеры успешных практик популяризации региональной литературы, фольклорных и литературных произведений, созданных в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова: чтение, молодежь, малая родина, патриотическое воспитание, художественная литература

В преддверии знаменательного юбилея Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. проблему патриотического воспитания молодежи обостряет сложившаяся в мире социально-экономическая и политическая ситуация, а также информационная война, которая ведется против России непрерывно, изощренно, с применением разнообразных PR-инстру-ментов. Важнейшим сегментом целевой аудитории информационных атак, направленных на снижение внешнего и внутреннего имиджа России, целенаправленное искажение исторических фактов, разрушение традиционных национальных ценностей, является молодежь, в силу своей возрастной специфики и отсутствия устойчивых навыков критического мышления наиболее поддающаяся деструктивному влиянию. Следы такого влияния могут негативно сказаться не только на отношении молодого человека к своей Родине, его привязанности к родному очагу и желании потрудиться на благо

Отечества, но также отразиться на его ценностной ориентации, культурном уровне, знании истории родного края и других характеристиках, позволяющих судить о том, насколько «дым Отечества... сладок и приятен»* современному молодому россиянину. Патриотизм российской молодежи серьезно испытывается на прочность в глобальной информационной среде призывами к космополитизму.

Однако здесь возникают закономерные вопросы. Насколько патриотична российская молодежь? Можно ли вообще измерить чувство патриотизма и управлять им? Существуют ли точные индикаторы патриотизма? Могут ли, например, читательские предпочтения сегодняшних старшеклассников являться подобным индикатором? Обратимся к статистическим данным муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2019/2020 учебного года, полученным при анализе 72 работ одаренных одиннадцатиклассников города Якутска 10 декабря 2019 г. Одно из заданий олимпиады заключалось в следующем: участники должны были порекомендовать своим сверстникам произведения современной литературы. Результаты пилотного исследования выполненных заданий представлены в таблице (табл. 1):

Таблица 1. Художественные произведения современной литературы, выбранные одиннадцатиклассниками — участниками муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2019/2020 учебного года для выполнения творческого задания

Название художественного произведения Количество в %

Джоджо Мойес «До встречи с тобой» 15,8

Джоджо Мойес «После тебя» 13,6

Марисса Мейер «Звезды над нами» 12,9

Клаус Хагерюп «Маркус и Диана» 12,2

Вероника Рот «Дивергент» 7,2

Джон Грин «Бумажные города» 7,2

Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи» 0,7

Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков» 0,7

Евгений Евтушенко «Антология русской поэзии» 0,7

Региональная литература 0%

Другое (задание не выполнено) 29%

Исследование ответов одаренных в русской филологии детей показало, что подавляющее большинство (70,3%) сегодняшних выпускников, которые

* Цитата из комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова (прим. ред.).

по зову сердца выбирают русскую литературу как предмет своих интересов и, возможно, своей будущей профессиональной деятельности, активно читают и рекомендуют сверстникам зарубежную популярную прозу. Среди выбранных авторов доминируют английская журналистка и американская романистка, норвежская писательница, американский видеоблогер и автор произведений для подростков, английские и американские классики. Лишь в одной работе (0,7%) была рекомендована «Антология русской поэзии» Е. Евтушенко. Региональная литература, произведения современных писателей и поэтов, представляющих многоязыковую литературу Якутии, не упоминаются ни в одной работе.

Приходим к закономерному выводу о том, что одиннадцатиклассники Якутска лучше знают и готовы популяризировать трендовое среди подростков зарубежное «легкое чтиво», заполняющее читательский досуг литературно одаренной молодежи. Если книги, которые выбирает сегодняшний подросток, в некоторой степени могут быть лакмусовой бумажкой его интересов, ценностей и жизненных ориентиров, то интересы наших старшеклассников — вне родины,большой или малой.

Причин, почему читательские предпочтения участников муниципального тура Всероссийской олимпиады далеки от российской, в том числе региональной, литературы, может быть много. Одна из них, на наш взгляд, заключается в том, что региональное профессиональное сообщество (учителя, библиотекари, издатели, распространители, рекламщики, PR-специ-алисты), родители (домашняя библиотека, семейное чтение), культурная и интеллектуальная элиты как лидеры общественного мнения не в полной мере решают задачу популяризации, активного, системного, целенаправленного продвижения в сознание современного молодого читателя (в первую очередь жителя столицы республики) произведений местных авторов, повествующих об истории и современных реалиях, о людях, природе, культуре родного края, малой родины.

Если толковать патриотизм как любовь, уважение, привязанность к месту, где человек родился, где живет его семья, дорогие сердцу люди, то необходимо задать вопрос: можно ли уважать и любить то, чего ты не знаешь? Можно ли в олимпиадном задании презентовать книгу о родном крае, если ты ее не читал? Значит, профессиональному сообществу важно всеми возможными средствами организовать встречу молодого читателя с такой книгой, продвигать, популяризировать ее, сделать региональную литературу значимым элементом патриотического воспитания молодежи.

Представим несколько PR-инструментов, применение которых в системе дает положительный результат — повышает информированность учащихся о культуре, литературе, истории родного края, делает их участниками культурной жизни региона [1].

1. Составление актуальных списков книг, рекомендованных для конкретной целевой аудитории. Например, в Северо-Восточном федеральном университете (далее — СВФУ) специалистами-филологами разработан список «100 золотых книг», включающий, помимо разделов «Русская классическая литература», «Современная литература», «Мировая литература», блок «Литература народов России», где указаны произведения якутских авторов и авторов, представляющих коренные малочисленные народы Севера. В составлении списка и его популяризации (чтение актовых лекций) участвуют и студенты. Подобные списки требуют постоянного обновления и продвижения в читательской среде образовательной организации.

2. Создание целостной системы студенческих мероприятий, основной целью которых является популяризация чтения. В СВФУ такими событиями стали конкурсы ораторского мастерства с обязательной декламацией художественных произведений среди студентов и школьников; студенческая олимпиада по русской классической литературе «Знания сияет ясный луч.»; открытые актовые лекции преподавателей и студентов филологического факультета для учащихся негуманитарного профиля о литературе, писателях и поэтах; экскурсионный проект «Литературный Якутск», предполагающий посещение знаковых мест столицы Якутии, которые так или иначе связаны с литературой и театром, именами писателей, поэтов, драматургов; публичное чтение стихотворений российских поэтов*; организация работы постоянно действующей площадки театрализованного онлайн-чтения русской и якутской классики; различного рода флэшмобы с целью привлечения внимания молодежи к книге; организация буккрос-синга в учебных корпусах СВФУ; разработка проектов тематических литературных сайтов и др.

3. Создание необходимой инфраструктуры образовательной организации, включающей, например, шкафы для буккроссинга; стенды, посвященные творчеству якутских, эвенских, эвенкийских и юкагирских поэтов; стенд «Успешные люди читают много» (где были представлены интервью с местными лидерами общественного мнения о пользе чтения, в частности о романе «Холод», автором которого является уроженец Якутии, выпускник и преподаватель Якутского государственного университета А. Геласимов); стенд «В начале было Слово.», одна из экспозиций которого представляла потенциальному читателю детскую книгу о житии святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки, выпущенную федеральным издательством «Никея».

* Например, ко Дню народного единства и согласия 1 ноября 2019 г. темой выступлений студентов на открытых площадках университетского кампуса стала Родина.

4. Мероприятия в литературно-музыкальной гостиной филологического факультета «Хрустальный шар» (литературные тематические балы, турниры, конкурсы, встречи с писателями). Гостями на встречах со студентами стали местные писатели, поэты, журналисты О. Г. Сидоров, О. И. Пашкевич, Е. С. Овчарова, О. Г. Штыгашева и др.

5. Социально-культурные проекты. Например, проект «Сказки.РУ (Skazki.RU)», цель которого — популяризация среди школьников истории и фольклора Якутии. В августе 2019 г. русской общиной на средства гранта главы города Якутска была издана книга практически не известных региональному читательскому сообществу русских народных сказок, сохранившихся в историческом оазисе Якутии — Русском Устье, передававшихся из уст в уста на протяжении четырех столетий русскими старожилами в условиях иноязычного влияния. Язык сказок изобилует лексикой начала XVII в. — времен, когда русские старожилы обосновались на территории арктической части Якутии. Поэтому записанные некогда сказки были переведены исследователями филологического факультета СВФУ на современный язык и адаптированы для читателя младшего школьного возраста. Рекламным и PR-продвижением книги занимались партнеры проекта — артисты Русского театра, сотрудники Национальной библиотеки, детских садов и школ Якутска, а также сами русскоустьинцы и студенты-филологи. Были применены такие инструменты продвижения, как буктрейлер, рекламный ролик, театрализация, презентация, конкурс, Social Media Marketing и др. Слоганом кампании по продвижению «Сказок Русского Устья» стала фраза составителей, открывающая сборник уникальных фольклорных произведений: «Историю своего края должны знать все» [2, с. 5].

Еще одной вехой в деле популяризации родной культуры стал фильм «Первый Якутский» — историческая документальная картина о просветителе, лингвисте, миссионере епископе Дионисии. Архиепископ Якутский и Ленский Роман так определил основную целевую аудиторию фильма: «[Для тех], кто любит Якутию и кто интересуется историей». Для пробуждения патриотических чувств юных якутян владыка использовал кино, современную документалистику. Преподаватели филологического факультета СВФУ использовали книгу. Хочется верить, что совместными усилиями региональное сообщество способно внести достойную лепту в воспитание новых поколений якутян, объединенных «теплой волной патриотизма».

Источники и литература

1. Sosnovskaya, I. V. The potential of motivational technologies in humanities education /

I. V. Sosnovskaya, I. Z. Sosnovskiy, S. Y. Zalutskaya et al. // Espacios. 2019. Vol. 40 (41).

P. 3.

2. Сказки Русского Устья / сост. Г. Е. Жондорова [и др.]. Красноярск, 2019.

References

1. Sosnovskaya I. V., Sosnovskiy I. Z., Zalutskaya S. Y. et al. The potential of motivational

technologies in humanities education. Espacios. 2019. Vol. 40(41). P. 3.

2. Skazki Russkogo Ust'ia [Tales of the Russian Estuary] / comp. G. E. Zhondorova et al.

Krasnoyarsk, 2019.

S. lu. Zalutskaia

Patrioticheskoe vospiTANiE i problema chteniia v srede molodezhi [Patriotic Education and the Problem of Reading Among Young People]

Abstract

The article focuses on the problem of reading among young people as one of the urgent issues in the process of forming the personality of students in secondary and high school. Reading, according to researchers, is a fruitful means of understanding of life, enriching the spiritual world of a young man, strengthening his moral guidelines, and developing his creativity. Through communication with the book, a person assimilates social experience, cultural values, receives the necessary information, professional knowledge, broadens his horizons. The article dwells upon reading as a way of patriotic education of the younger generation. Presented and analyzed are statistics on the reading interests of participants in the municipal tour of the All-Russian School Olympiad in Literature in the 2019-2020 academic year, along with the system of work of teachers and students of the philological faculty of the Northeast Federal University named after M.K. Ammosov to promote reading books among youth audience. Successful practices on the promotion of regional literature, folklore and literary works created in the Republic of Sakha (Yakutia) are presented.

Keywords: reading, youth, small homeland, patriotic education, history

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.