Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования'

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2227
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИЗОСТУДИЯ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / RESPONSIBILITY / ART / ART STUDIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднев Иван Юрьевич

Статья содержит основные понятия и краткий анализ проблемы патриотического воспитания детей, характеристику основных подходов и принципов к организации патриотического воспитания. В работе представлена практическая модель патриотического воспитания детей в условиях изостудии, включая описание специфики педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic upbringing of children by means of art in additional education

The article deals with the problems of patriotic education of children by means of art in the educational process in additional education. The publication contains basic concepts and brief analysis of the problem of patriotic education of children, characteristics of the main approaches and principles of the organization of patriotic education. The paper presents a practical model of patriotic education of children in the art studio, including a description of the specificity of the pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования»

И.Ю. Руднев

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования

Статья содержит основные понятия и краткий анализ проблемы патриотического воспитания детей, характеристику основных подходов и принципов к организации патриотического воспитания. В работе представлена практическая модель патриотического воспитания детей в условиях изостудии, включая описание специфики педагогического процесса.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, дополнительное образование, изобразительное искусство, изостудия.

Новые социально-экономические условия жизни диктуют новые подходы к воспитанию. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из приоритетных задач не только современной российской школы, а в широком смысле этого слова, по выражению академика С.П. Ломова, «всего современного образовательного пространства, совпадающего с жизненным пространством народов, населяющих Россию» [4, с. 3].

Одним из решений проблем духовного возрождения нации, формирования национального самосознания, любви к своему Отечеству является поднятие уровня и престижа в образовательной системе предметов эстетического цикла, в первую очередь - изобразительного искусства, так незаслуженно забытого в последнее время и значительно сокращенного в школьных программах. Занимаясь изобразительным искусством, дети учатся чувствовать, думать, размышлять, эмоционально сопереживать, образно познавая окружающий мир, т.е. развиваются духовно. Особенно это становится актуальным «сегодня, когда все более заметной стала постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание интернационализма, в этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма» [1].

К сожалению, проблема на сегодняшний момент состоит в том, что общеобразовательная школа, дающая детям только базовые знания и нацеленная на подготовку к сдаче ЕГЭ, эту задачу по патриотическому воспитанию не решает, и, исходя из видения сложности задачи, решить не может.

ф

^ го О t

СС ° ?

ж

VO

О

«На современном этапе развития системы образования деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей приобретает особый смысл, т.к. именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей» [1].

Именно учреждения дополнительного образования, не столь ограниченные стандартами, программами и временем, более ориентированы на присущие каждой личности индивидуальные интересы, способности и потребности.

Воспитание и обучение детей средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и беседы, экскурсии, посещение музеев, участие в выставках, выезды на пленэры, проведение мастер-классов, встречи с интересными людьми, что представляет более широкую свободу для детского творчества.

Подрастая на реальных практических примерах и особого уважительного отношения к старшим, к родителям, к учителям, к ветеранам, ребенок с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Поэтому темы творческих заданий о героях, о войне всегда находят отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, сеет в душу ребенка семена любви и гордости за свою Родину.

В прошлом году наша страна отмечала 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Пройдет не так много времени и возможность воссоздать «живую историю» войны будет все труднее и труднее. Именно поэтому так ценен интерес детей к событиям страшных военных 1940-х гг.

Очень показателен в этом отношении пример патриотического воспитания детей в Народной изостудии «Радуга» г. Москва, бессменным руководителем которой уже 45 лет является педагог-художник Алексей Алексеевич Клейдинс. За время своей деятельности он накопил большой практический опыт работы с детьми. Под его руководством выполняются большие творческие проекты: выпускаются календари, наборы открыток, иллюстрируются и выпускаются книги, проводятся выставки, мастер-классы, приглашаются замечательные люди. С юными студийцами встречались, беседовали такие корифеи искусства, как В.С. Кузин, Л.Е. Кербель, С.В. Ямщиков, Д.Д. Жилинский, А.И. Степанова, братья А.П. и С.П. Ткачевы, Л.В. Владимирский, Г.С. Ушаев, Л.В. Хинштейн и др.

В рамках воспитания любви к Родине, изучения ее многовековой истории, истории подвига народа в Великой Отечественной войне все

учащиеся изостудии выполняли работы на различные сюжеты о войне. К 70-летию Дня Победы изостудией «Радуга» на основе детских работ был выпущен большой настенный календарь на 2015-2016 годы «Правнуки Победы рисуют правду о войне».

В канун дня Победы была подготовлена выставка из 110 детских работ, которая проходила в помещениях Российской Государственной корпорации «Росатом». Потом она была выставлена в помещении Рос- S сийского нового университета в ходе проведения там работы одной из секций XII съезда «Всемирного Всеславянского Собора», осуществлявшего широкую деятельность в Москве в рамках празднования Дня Победы. Работы детей в возрасте от 6 до 15 лет были мастерски исполнены в технике масляной живописи, гуаши, графике; прекрасно оформленные, они придали особую праздничную и волнительную атмосферу проходящему мероприятию. Все, кто познакомился с работами детей, отметили верность педагогической системы руководителя изостудии «Радуга» А.А. Клейдинса и высокий уровень творческой работы детей.

Основа успеха педагога-художника А.А. Клейдинса состоит в том, что он не только обучает детей, но и воспитывает их, направляя процесс развития и формирования личности ребенка. Главное в методике обучения детей основам изобразительного искусства А.А. Клейдинса - это то, что изобразительно-художественная деятельность детей должна быть тесно связана с реальной жизнью.

Занимаясь изобразительным искусством, ребенок, прежде всего, должен отчетливо представлять, что он хочет изобразить, а для этого он должен набраться впечатлений об окружающем его мире, накопить эмоциональный и познавательный практический опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, а также иметь духовно-нравственные основы и представления, регулирующие его взаимоотношения с другими людьми, как внутри коллектива, так вне его, служащие базой для последующего формирования ценностных ориентаций.

Поэтому важнейшим условием развития творческих сил и способностей ребенка, его мышления является развитие восприятия окружающего мира. Не все дети, приходящие на занятия в изостудию, имеют опыт восприятия окружающего мира, у некоторых детей он фрагментарный, нецелостный, а порой и очень бедный.

Поэтому знания об окружающем мире должны формироваться у ребенка постоянно, систематически и целенаправленно, при организации для этого специальных занятий и наблюдений. Помимо восприятия, внимания и наблюдательности нужен и обыкновенный труд. Где бы ни был ребенок, сам ли, с родителями, у него всегда должен быть с собой

о ^

X О

S ^

с к

ф

^ го О t

СС ° ?

ZT

ж

VO

о

альбом и карандаш, в крайнем случае - маленький блокнотик, потому что изобразительное искусство - это искусство изображения, создания художественного образа, и, прежде всего, это работа с натуры. А для этого необходимо много работать, делать наброски, зарисовки, эскизы, т.е. тренировать руку, глаз, память, мышление, воображение; обращать внимание на сходство и различие предметов, уметь видеть их форму, величину, строение, фактуру, цвет, наблюдать различные состояния природы и все время сравнивать, сопоставлять, анализировать. И самое главное, на что всегда надо обращать внимание ребенка, - красота окружающего мира. Изучая таким образом окружающий мир, ребенок познает его сущность и потихоньку начинает овладевать эмоционально-эстетическим видением мира.

Выполнение задания начинается со знакомства с образами, связанными с темой, с получения впечатлений, с исполнения зарисовок, эскизов, со знакомства с теоретическими материалами и т.д. Для успешного вхождения в тему композиции ребенку необходимо активно прожить, прочувствовать тему. И для этого педагог подключает к работе родителей, бабушек, дедушек, чтобы они смогли с ребенком посетить достопримечательности, относящиеся к теме занятий, побывать с ребенком на природе, в музеях, на выставках и почитать ему книги об искусстве.

Прежде чем объявить тему будущей работы для всей студии, педагог собирает детей и родителей для обсуждения будущего большого проекта. Объявляет сразу и конечный результат такой работы - это выставка детских работ и выпуск настенного календаря. Задав сразу высокую планку, он начинает объяснять тему и то, как ему видится роль родителей для выполнения этого задания. Так, возникая в воображении учителя, тема работы, общая для всех и для каждого ребенка в отдельности, становится предметом внимания учителя, ученика и его родителей. Это внимание к работе каждого ребенка будет продолжаться от начала до завершения всей тематической композиции. А.А. Клейдинс считает, что только тогда дети научатся видеть и понимать красоту, будут отличать истинно прекрасное от безобразного, будут приобщаться к общечеловеческим и национальным ценностям. Причем не только через восприятие родной природы, изучение истории отечества, истории искусства, музыки, поэзии, литературы, творчества русских и мировых художников и собственное творчество, но когда рядом с ними будут родные и близкие люди, участвующие в жизни и любимой деятельности ребенка.

Сегодня объективная реальность такова, что нарушилась гармония детско-родительских связей. Утеряны традиции семейной культуры.

Необходимо начинать «строить мосты» между этими основопола- | гающими группами людей в нашем обществе, создавать ситуации, § ^ благоприятствующие диалогу и общению детей и родителей. А это g ™ требует разработки и внедрения в практику методик, направленных | | на объединение, на формирование общих интересов, на взращивание | S любви, дружбы, доверия между родителями и детьми. Сейчас, как о го никогда, много детей нуждается в помощи и поддержке, и поэтому А.А. Клейдинс, используя метод привлечения к работе детей и роди- с телей, способствует восстановлению гармонии отношений как внутри семьи, так и в обществе. Основная цель таких творческих проектов -укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.

Основная цель, которую педагог ставит перед собой, - это не только раскрыть индивидуальные творческие возможности детей, но научить детей и родителей радости общения друг с другом и со всем окружающим миром. Только в таком единстве возможно становление личности ребенка и его духовное развитие, потому что знания и технологии -не главный продукт системы образования. Если есть здоровая, крепкая личность, такого ученика уже ничто не собьет с пути, не заставит отступить или устремиться в ложном направлении. Поэтому А.А. Клейдинс находится все время в постоянном поиске способов и методов повествования детям, ищет точки соприкосновения с душами детей, в соответствии с возрастом и уровнем учащихся, в соответствии с возрастной психологией и педагогикой, опираясь на свой опыт и опыт других педагогов.

В каждой возрастной группе работа ведется по планам, которые подчинены, с одной стороны, соответствующим требованиям стандартной программы и в то же время - единой общестудийной программе воспитания, обучения и развития ребенка. Это дает возможность педагогу проводить единую линию преподавания, одновременно, одной и той же темы, в данном случае - это военная тема, в разных возрастных группах, на разных уровнях, в разных техниках, тем самым углубляя свой профессиональный опыт и подход к организации тематической композиции, как с художественной, так и с педагогической стороны. Тем самым снижается нагрузка на педагога, но неуклонно и постоянно повышается его профессиональный уровень, что позволяет повышать и скорость усвоения материала всеми учащимися сразу, повышая общий развивающий и образовательный уровень учеников изостудии.

Поэтому сегодня изостудию «Радуга» можно характеризовать как уникальное образовательное сообщество, в которой труд педагога -это труд живого участия в жизни и в судьбе ребенка, где технология

^ го

о н

СС ° ?

^ Ф =т

ж о О

преображается в духовно ориентированную педагогику, т.к. имеет дело с живой душой ребенка.

Результаты такой работы налицо: ученики изостудии почти всегда победители и призеры всех выставок и конкурсов, в которых они участвуют, каждый год выпускают большое количество настенных календарей, наборов открыток, иллюстрируют книги и свободно поступают в высшие художественные учебные заведения при наступлении этого этапа в жизни учеников.

Итак, если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческие способности, познавательную и эмоционально-волевую сферы, настроить и направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень активно. А когда образовательная система выстроена правильно, целостно, то она сама начинает организовывать всех вокруг и приносить эмерджентный эффект - эффект взаимосвязи и взаимодействия. Тогда не приходится специально заниматься, например, патриотическим воспитанием или изучать историю - все это делается и происходит «автоматически». Работая творчески, дети в процессе самой деятельности по созданию композиций на различные темы познают реальный мир. Выстроенная за многие годы система обучения и воспитания А.А. Клейдинса реально подготавливает ребят к жизни в обществе, о которой они узнают не понаслышке. В результате из ребенка формируется творческая личность, обладающая не только мастерством художника, но и истинными духовно-нравственными ценностями, чувством патриотизма и гордости за свою страну. Рисуя, дети работают на благо мира, своим незаметным посильным трудом способствуют объединению населяющих его народов, а участвуя в международных пленэрах, конкурсах и выставках, вносят вклад в дело мира.

И в заключение отметим: занимаясь патриотическим воспитанием детей, основной упор нужно делать на те формы образовательной деятельности, которые помогут детям реализоваться в реальной жизни по интересующим их направлениям, востребованным обществом. В нашем случае это занятия изобразительным искусством в условиях дополнительного образования, и здесь патриотическое воспитание тесно связано с вопросами социализации личности. Учась искусству по велению души, постигая основы изобразительной грамоты, создавая оригинальные композиционные решения, дети учатся любить и беречь природу, родную землю; учатся гордиться своей страной и ее героями, потому что знают их; они начинают жить в реальном мире по законам любви, красоты, добра, милосердия; поэтому и вырастут настоящими патриотами и можно быть спокойным за будущее России.

Библиографический список

о ^

1. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспи- § о тания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. ^ к 2012. № 5. С. 405-412. ^ 1

го го

2. Закон «Об образовании» (в ред. от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, с изм. на 3 дека- | § бря 2011 г.). о§

3. Коменский Я.А. Великая дидактика Т. 1. М., 1939.

4. Ломов С.П. Изобразительное искусство в современной школе // Худ. образование и эстетическое воспитание в евразийском общеобразовательном пространстве: материалы IV Междунар. научно-практической конференции. Астана, 2015. С. 3-15.

д

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.