Научная статья на тему 'Патриотическая культура как категория философско-культурологического знания'

Патриотическая культура как категория философско-культурологического знания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ефименко Нина Алексеевна

В статье рассматривается философско-культурологический аспект соотношения понятий «социокультурное развитие» и «патриотическая культура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическая культура как категория философско-культурологического знания»

З. И. Файнбург отмечает чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности (ее детерминацию социальным), многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре [6].

Теоретические основы ценностных ориентаций исследованы в работах К. Клакхона, проблему ценностных ориентаций личности как динамической системы изучал М. С. Яницкий [7]. В научной литературе нашли отражение теоретические вопросы гуманистической педагогики (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский), культуроцентристские концепции (Б. С. Гершунский, С. Л. Рубинштейн и др.), концепции личностно ориентированного подхода к образованию (В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская).

Профессиональные ценности - это ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются следующими параметрами: степенью доминирования, степенью осознанности и степенью изменчивости.

В научной литературе смысл понятия раскрыт в следующих аспектах:

- формирование ценностных ориентаций студентов в воспитательно-образовательном процессе педагогического колледжа (В. В. Ластовка);

- формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях гуманизации образовательного процесса педагогического колледжа (Н. В. Макарычева);

- педагогические условия формирования ценностных ориентаций как компонента предпринимательского потенциала у студентов экономического колледжа (С. Ю. Пестрякова);

- формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией (Л. В. Богомолова);

- профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе (М. Н. Юрьева).

Обращение современного хореографического профессионального образования к традиционным ценностям национальных культур объясняется тем, что в наши дни особенно остро встал вопрос о самом существовании того, что мы называем российской цивилизацией и культурой, основу которой традиционно составляла многонациональ-ность. Без знания жизни народа, его творчества, фольклора, классического искусства невозможны интерес и уважение к культуре других этносов.

Анализ научной литературы по формированию ценностных ориентаций позволяет констатировать, что тема аксиологических установок в настоящее время интенсивно исследуется в различных науках, а изучение способов развития ценностных ориентаций средствами хореографии позволит рассмотреть в теоретических и экспериментальных работах новые аспекты этой проблемы.

Литература

1. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997. С. 221.

2. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1999. С. 347.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 330.

4. Банковский А. Н. Организационная психология. М., 2000. С. 107.

5. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 202.

6. Файнбург З. И. Методологические проблемы теории культуры: состояние и перспективы // Диалектика культуры: сб. ст. Куйбышев, 1982. С. 210.

7. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. С. 204.

m. n. degtyaryova. forming of value orientation by means of ballet arts: analysis of sources

The article reviews scientific literature concerning the problem of forming of value orientation by means of ballet arts. Key words: value orientation of a person, ballet art, good, evil, beautiful, ugly, justice, injustice.

Н. А. ЕФИМЕНКО

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КАТЕГОРИЯ ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В статье рассматривается философско-культурологический аспект соотношения понятий «социокультурное развитие» и «патриотическая культура».

Ключевые слова: патриотическая культура, социокультурное развитие, культурологический аспект.

Как категория философско-культорологиче-ского знания патриотическая культура интегрирует совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, выполняющих функции социальной регуляции и адаптации, защиты

и сохранения человеческого сообщества, созидательного творчества индивида во благо малой и большой родины.

В процессуальном аспекте патриотическая культура - деятельность индивида, различных

№ 2 (40), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

^99

социальных групп и институтов, специфический способ формирования и реализации гражданского мировоззрения в локальном, региональном и глобальном сообществах. К субъектам ее формирования относятся: исполнительные и представительные органы власти; совокупность организаций, учреждений и предприятий государственного и негосударственного секторов; общественные объединения, ассоциации, фонды, творческие союзы, обеспечивающие формирование гражданского мировоззрения, производство и трансляцию ценностей духовно-культурного, социально-информационного, нравственного назначения [1].

Представление о патриотической культуре как создании, сохранении, освоении и трансляции ценностей (духовно-культурных смыслов) актуализирует категорию «социальное», так как сущность этого процесса обусловлена развивающей деятельностью различных субъектов.

Понятия «социокультурное развитие» и «патриотическая культура» взаимодополняемы: социальное указывает на субъект деятельности, патриотическое - на сознательный акт индивида или сообщества, культурное - на качество и сферу их активности. В плане субъектно-объектной целостности тут понимается цепочка: личность -социальная группа - национально-региональное сообщество - человечество в целом.

В настоящее время патриотическую культуру можно характеризовать как многогранную связь социализирующего и индивидуализирующего, традиционного и новаторского, национального и общечеловеческого, прогрессивного и консервативного, внешнего и внутреннего, реального и идеального, которая в конечном счете способствует консолидации общества. Это «скульптор и двигатель» гражданского чувства, сфера формирования мировоззрения, духовной «прописки» человека. В ней отражается социально-психологическая настроенность людей, их гражданское сознание [2].

Патриотическую культуру можно рассматривать и как сложное образование, включающее в себя природно-географический, социальный и духовный компоненты. Первый предопределяет отношение человека к Родине, отчему краю. Второй связан с деятельностью сообществ, индивидов по сохранению и развитию норм, традиций, уклада жизни и т. д. Третий обеспечивает воспроизводство социума, противостоит разрушительным тенденциям, придавая духовную устойчивость индивиду, группе, общности на ценностной основе.

В репродуктивном смысле природные, этнические, региональные, социальные и духовные аспекты патриотической культуры органически взаимосвязаны. Результатом их действия в дискурсе культурологического знания является сбережение народа и индивидуума (гуманистический акт понимания нас самих и времени, в котором мы существуем). В философском аспекте социум и развитие, культура и человек, патриотизм и общество, по сути, представляют собой единый процесс. В широком смысле культура реализует-

ся в людях, их творчестве, а они, в свою очередь, существуют в исторически сложившейся социокультурной среде и воспроизводят ее в своей деятельности [3].

Философско-культурологический анализ состояния патриотической культуры современного общества обнаруживает противоречия между гуманистическим и античеловеческим, индивидуализирующим и социализирующим, адаптирующим и отчуждающим, формирующим и деструктивным началами в развитии личности как субъекта, объекта и продукта общества. Эти противоречия провоцируют перманентный конфликт на индивидуальном, этническом и общественном уровнях: распад в недавнем прошлом единого социоцентристского мировоззрения, отсутствие самоидентификации государства и общества, биполярность созидания / разрушения человека.

Начало нового столетия характеризуется созерцательным состоянием, бесцельностью, безыдейностью и распадом внешней и внутренней организации социума. Человек поставлен перед выбором: либо плыть по течению жизни, неосознанно ограничиваясь элементарными бытовыми потребностями, либо духовно совершенствоваться. Следует отметить, что созерцание индивидуализирует социум, фильтрует интеллектуальный и творческий потенциал, поскольку катастрофическому миропониманию органически противостоят социальная мобильность, вера в обновление, революция личного духа [4].

Как ценностная основа подлинно гражданского общества, патриотическая культура является ведущим фактором индивидуализации и социальной интеграции человека. В этом аспекте XXI столетие становится для российского общества веком обретения внутренней культуры, оптимизирующей превращение созерцательной массы во множество патриотически мыслящих творческих индивидуумов. Вера в преображение (изменение качества жизни через внутреннюю культуру и веру) всегда присутствовала в ментальности русского народа. Постижение защитной социальной функции патриотической культуры в процессе сбережения народа и государства предполагает культуротворческое социальное движение на глобальном и индивидуальном уровнях, гуманистическое изменение функций субъектов культуры, образования и воспитания [5].

Таким образом, в современных условиях патриотическая культура как субъектно-объектная целостность процесса духовной оптимизации российской нации перемещается в центр социальной жизни: формируется на ценностной основе во взаимодействии с историко-культурным, национально-региональным наследием и предполагает целостное опережающее развитие социума, полиэтническую трансформацию культур народов России в их естественном эволюционном пути. Данный концептуальный подход объективирует, на наш взгляд, новую идеологию XXI столетия как процесс формирования гражданской общности «российская нация».

Литература

1. Денисов Н. Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: региональные аспекты. Краснодар, 1999.

2. Богданов Л. П. Культурологическое образование: состояние и перспективы // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 28-36.

3. Лапин Н. И. Ценности как компоненты соци-

окультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. № 4. С. 3-8.

4. Межуев В. М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы. М., 1993. С. 36-41.

5. Савицкая Э. Новый век: философская концепция и культурная реальность // Культура в современном мире. М., 1993. С. 23-26.

n. a. yefimenko. patriotic culture as a category of philosophical and cultural knowledge

Philosophical and cultural aspect of the correlation of the concepts «socio-cultural development» and «patriotic culture» is considered in the article.

Key words: patriotic culture, socio-cultural development, cultural aspect.

О. М. ЛОСЕВА

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ: ГЕНДЕРНЫй АСПЕКТ

В статье рассматриваются причины изменения сознания россиян, определяющего формирование жизненных стратегий женщин и мужчин.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, гендерная идентичность, гендерный конфликт, маскулинность.

В последние двадцать лет исследования тендерной идентичности становятся особенно актуальными для российской науки. Вслед за сменой ценностных ориентиров, определяющих поведение человека, возникает тенденция изменения гендерной идентичности. Базовый сдвиг массового сознания влияет на систему социальных идентификаций и приводит к коллективной трансформации гендерного сознания.

Гендерные стереотипы и социальные установки, как наиболее устойчивые, регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящего корнями в далекое прошлое. В русле мирового глобализационного процесса с присущими ему признаками (унификация, стандартизация в стиле одежды, стереотипах поведения, формах проведения досуга, образе мыслей) они влияют на реализацию личных жизненных притязаний мужчин и женщин, которым экономическая свобода и собственность обеспечивают самостоятельность, возможность воплощать свои жизненные цели.

В чем состоит своеобразие гендерной идентичности россиян? В нашей стране до сих пор отсутствует либерализм в определении социальной роли женщины. В общественном сознании доминирует «домостроевский» идеал, поэтому борьба за равноправие женщины с мужчиной не всегда воспринимается толерантно, хотя нормы и стереотипы женского поведения, история их формирования и регулятивная функция в значительной степени меняются из поколения в поколение, т. е. жесткие стереотипы гендерных отношений все же способны эволюционировать [1]. Консервативную роль в процессе изменения гендерной

идентичности играют национальные и конфессиональные традиции. Образ женщины-босса до сих пор не имеет легитимности в российском обществе, не считая мегаполисов.

Постсоветский период можно рассматривать с разных позиций, например, как безвременье, когда женщина вынуждена была менять свою ген-дерную идентичность, выбирать между карьерой и материнством, чтобы адаптироваться к новым социокультурным условиям. Или, наоборот, воспринимать эпоху как расширившую социальные ресурсы личности, позволившую женщине реализовать гендерную идею - возможность комплементарных (взаимодополняющих) отношений с мужчинами. И в том и в другом случае очевидно острое противоречие между потребностями и возможностями самореализации мужчин и женщин в трудовой деятельности, с одной стороны, и сохраняющимися в массовом сознании россиян традиционными гендерными стереотипами - с другой.

Российские женщины были вынуждены менять гендерную идентичность в сторону маскулинности, повышая свой статус и приобретая социальную мобильность. Наметилась тенденция позитивного отношения общества к предпринимательской деятельности [2]. Женщины, успешно построившие свою карьеру и считающие себя реализовавшимися в профессии, назвали главным мотивом своего продвижения не желание повысить статусные позиции, а стремление реализоваться, применить свои способности, претворить в жизнь идеи и планы - иными словами, найти себя [3]. Большинство из них стремится доказать свою профессиональную состоятельность, способность решать поставленные задачи. Однако

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.