Библиографический список
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст] / Г. Н. Волков ; под ред. И. Т. Огородникова. — Чебоксары : Чувашское книж. изд-во. — 1974. — 376 с.
2. Павильч, А. А. Сравнительная культурология [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. А. Па-вильч. — Минск : МГЛУ, 2015. — 200 с.
3. Павильч, А. А. Становление и трансформация статуса культурологической компаративистики [Текст] : монография / А. А. Павильч. — Минск : МГЛУ, 2011. — 260 с.
4. Ортега-и-Гассет, Х. Этюды об Испании [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет. — Киев : Новый Круг, 1994. — 320 с.
5. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / Л. Н. Гумилев. — М. : ООО «Изд-во АСТ», 2003. — 548 с.
УДК 378+316.314 З. Р. Танаева, зав. кафедрой
Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ), д-р пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ВУЗ — РАБОТОДАТЕЛЬ» КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье обосновывается необходимость активного сотрудничества вуза с работодателями, раскрываются основные направления взаимодействия «вуз — работодатель» из числа органов исполнительной власти, выступающих субъектами правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: организация-партнер, взаимодействие, правоохранительные органы, будущие юристы.
Одним из основных направлений развития системы профессионального образования в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г выступает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. В связи с этим взаимодействие вуза и работодателей становится важнейшим показателем качества деятельности вуза.
Современные процессы реформирования деятельности правоохранительных органов предъявляют новые требования к организации правоохранительной деятельности, обеспечению общественной безопасности и общественного порядка, охраны прав и свобод граждан, в связи с этим повышаются требования к подготовке квалифицированных кадров. В этих условиях становится очевидной необходимость активного сотрудничества правоохранительных органов с высшими учебными заведениями юридического профиля. В связи с этим образовательный процесс в вузе должен принять такую форму организации, которая позволит незамедлительно реагировать на запросы работодателей
из числа органов и учреждений, осуществляющих свою деятельность в правоохранительной сфере.
Стандарты нового поколения максимально учитывают требования работодателей, профессиональные компетенции формируются не набором учебных дисциплин, а в соответствии с направлениями будущей профессиональной деятельности выпускника.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» четко указывает на то, что «высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе с привлечением представителей работодателей» [1].
Анализ теоретических исследований показал, что в отечественной педагогике учеными разработаны различные аспекты социального партнерства вуза и работодателей (В. С. Гуров, Т. М. Давыденко, А. Л. Дугаров, А. Я. Клочков, М. В. Никитин, А. П. Пересыпкин, Г. Ю. Се-магин, И. П. Смирнов, С. Н. Шашкова и др.). Социальное партнерство в профессиональном
образовании рассматривается ими как особый тип взаимодействия профессионального образовательного учреждения со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также с органами управления, как один из основных факторов модернизации профессионального образования и повышения ответственности регионального сообщества за обеспечение качественного профессионального образования в регионе. Так, Т. М. Давыденко и др. утверждают, что «эффективность взаимодействия вузов и работодателей значительно возрастает, если действует механизм перевода партнеров-работодателей из позиции сторонних наблюдателей и потребителей образовательных услуг в позицию заинтересованных участников образовательных и инновационных процессов, всемерно содействующих овладению студентами комплексом профессиональных компетенций» [2, с. 144]. А. Я. Клочков и В. С. Гуров, акцентируя внимание на качестве подготовки выпускников, отмечают, что «качество — это, в первую очередь, соответствие конечного продукта требованиям потребителя». Поскольку в сфере образования конечным потребителем является работодатель, именно он выставляет требования к компетентности выпускника [3]. Следует согласиться с мнением С. Н. Шашковой о том, что «взаимодействие рынка труда и института профессионального образования определяется как сформированный и нормативно закрепленный механизм, включающий в себя: методы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест; способы учета изменяющихся требований работодателей (как главных заказчиков профессионально образования) к качеству профподготовки в региональной сети учреждений профессионального образования; способы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования в целях достижения соответствия спроса и предложения на рабочую силу (как по количественным, так и по качественным параметрам)» [4, с. 8].
Следуя логике ученых, мы полагаем, что партнерское взаимодействие «вуз — работодатель» в правоохранительной сфере предполагает поиск эффективных форм привлечения к участию в учебном процессе организаций-партнеров из числа органов исполнительной власти, выступающих субъектами правоохранительной деятельности, закрепленных в соответствующих документах, с целью повышения их заинтересованности в конечном результате. На актуальность данной проблемы указывают
результаты опроса, проведенного среди руководителей органов внутренних дел. Респонденты отметили, что спрос на квалифицированные кадры для работы в органах внутренних дел не обеспечивается в полном объеме, а уровень знаний и умений выпускников юридических вузов, особенно гражданских, не соответствуют требованиям, предъявляемым к сотрудникам, особенно в части тактико-специальной подготовки и оперативно-разыскной деятельности. В то же время респонденты отметили дефицит времени для активного участия в учебном процессе вуза.
В этих условиях необходимо разработать новые формы социального партнерства и новые типы договоров о сотрудничестве, которые бы удовлетворяли взаимным интересам, т. е. содействовали бы вузам в подготовке специалистов, а правоохранительным органам — в обеспечении кадровых потребностей.
К таким формам партнерского взаимодействия в рамках «вуз — работодатель» мы отнесли следующие:
- организация работы академических групп студентов в соответствии с профилем правоохранительного органа;
- осуществление учебных, научно-исследовательских и производственных практик на базе организации-партнера;
- совместное с работодателем обсуждение и утверждение объектной области научных исследований студентов, выполнение курсовых проектов и выпускной квалификационной работы по тематике, формируемой с участием работодателя;
- совместная научно-исследовательская деятельность в составе временных творческих коллективов из числа студентов, преподавателей вузов, сотрудников организации-партнера, направленная на решение профессиональных задач по обеспечению правопорядка и законности, безопасности личности, общества и государства научными методами;
- налаживание работы прикладных кафедр при организации-партнере.
Договор о сотрудничестве вуза с работодателем должен состоять из их взаимных прав и обязанностей. К обязанностям работодателя, на наш взгляд, следует отнести: содействие обеспечению качественной организации учебного процесса и укреплению его материально-технической базы; обеспечение базы для проведения учебной, производственной и преддипломной практики студентов; назначение руководителей практики из числа наиболее опытных сотрудников; назначение руководителей дипломных
и курсовых работ из числа наиболее квалифицированных сотрудников; обеспечение доступа к материалам правоприменительной практики, к информационным базам данных, видео-, аудиозаписям, которые могут быть использованы в качестве учебно-методических материалов в учебном процессе; предоставление возможности для проведения практических занятий на базе практического органа; оказание помощи в трудоустройстве выпускников.
Высшее учебное заведение, на наш взгляд, должно принять на себя следующие обязательства: привлекать представителей правоохранительного органа к работе совета факультета, государственной аттестационной комиссии, к разработке основных образовательных программ и учебных планов; в целях проведения профориентационной работы организовать проведение встреч и мастер-классов со специалистами; направлять студентов для прохождения
Библиографический список
учебной, производственной и преддипломной практики в практические органы; привлекать представителей работодателя к проведению на базе вуза научно-практических конференций, изданию совместных научных работ, а также учебно-методической литературы.
Таким образом, заключение долгосрочных договоров и соглашений о сотрудничестве с работодателями позволит, с одной стороны, привлечь студентов в сферу будущей профессиональной деятельности уже на первых этапах обучения, тем самым усиливая практико-ориен-тированную подготовку студентов, с другой — обеспечить долгосрочный характер отношений с работодателями. Сотрудничество вуза с работодателем способствует подготовке квалифицированных кадров, интеграции науки, образования и практики, развитию взаимовыгодных отношений, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка труда.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [квалификация (степень) «магистр»] [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 14 дек. 2010 г. № 1763]. — Режим доступа: №р://шшш.дагап1 ги/р^и^/1ро/рпте^ос/55070501/.
2. Давыденко, Т. М. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик [Текст] / Т. М. Давыденко, А. П. Пересыпкин, Л. В. Верзунова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 2. — С. 144-151.
3. Клочков, А. Я. Практика и проблемы взаимодействия работодателей и системы профессионального образования [Электронный ресурс] / А. Я. Клочков, В. С. Гуров // Режим доступа: rudocs.exdat.com.
4. Шашкова, С. Н. Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / С. Н. Шашкова. — Тула, 2006. — 21 с.
УДК 37.0+159.9 Н. В. Трусова, доц. Челябинского
института развития профессионального образования, канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ ВРЕМЕНИ
В данной статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности педагога-психолога на основе анализа проекта профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Ключевые слова: профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», обобщенные трудовые функции.