Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности будущих юристов в условиях партнерского взаимодействия "вуз - работодатель"'

Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности будущих юристов в условиях партнерского взаимодействия "вуз - работодатель" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / FUTURE LAWYERS / ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PARTNERSHIPS / ВУЗ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / РАБОТОДАТЕЛЬ / EMPLOYER / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW-ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева З. Р.

В статье раскрывается комплекс организационно-педагогических условий, способствующих успешному развитию профессиональной компетентности будущих юристов в условиях тесного взаимодействия вуза с работодателями: коррекция содержания образования с участием работодателей, создание профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций, участие работодателей на всех этапах профессионального становления будущих специалистов, исследовательский характер учебно-профессиональной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танаева З. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS IN THE PARTNERSHIPS "UNIVERSITY - EMPLOYER"

The article reveals the complex of organizational and educational environment conducive to the successful development of professional competence of future lawyers in close cooperation of the university with employers. It is shown the correction of the content of education with the participation of employers, the creation of a professional and creative environment to develop professional competencies of employers involved in all stages of professional development of future professionals, exploratory teaching and professional activity of students.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности будущих юристов в условиях партнерского взаимодействия "вуз - работодатель"»

УДК 378 З. Р. Танаева, зав. кафедрой Южно-Уральского

государственного университета (ЮУрГУ), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВУЗ — РАБОТОДАТЕЛЬ»

В статье раскрывается комплекс организационно-педагогических условий, способствующих успешному развитию профессиональной компетентности будущих юристов в условиях тесного взаимодействия вуза с работодателями: коррекция содержания образования с участием работодателей, создание профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций, участие работодателей на всех этапах профессионального становления будущих специалистов, исследовательский характер учебно-профессиональной деятельности студентов.

Ключевые слова: будущие юристы, партнерское взаимодействие, вуз, работодатель, правоохранительные органы.

К числу основных проблем развития профессионального образования в России относится разрыв между уровнем подготовки кадров и потребностями общественных и экономических институтов. Общественная значимость задачи повышения качества образования требует новых подходов к организации образовательного процесса любого вуза, в том числе в направлении ориентации на потребителя образовательных услуг, сотрудничества между высшей школой и рынком труда. Успешность развития профессиональной компетентности будущих юристов в условиях партнерского взаимодействия «вуз — работодатель» может быть обеспечена при наличии комплекса организационно-педагогических условий, учитывающих назначение и содержание деятельности будущего специалиста в данной области, социальный заказ общества в высококвалифицированных кадрах, особенности учебного процесса в высшем учебном заведении юридического профиля. Под педагогическими условиями, с одной стороны, мы понимаем «совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и педагогических приемов, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [1, с. 209], с другой стороны, это «среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления, то, от чего зависит другое» [2, с. 65]. К организационно-педагогическим условиям, способствующим успешному овладению профессиональными компетенциями в условиях партнерства вуза с работодателями, мы отнесли:

1) коррекцию содержания образования с участием социальных партнеров;

2) создание профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций;

3) участие работодателей на всех этапах профессионального становления будущих специалистов;

4) исследовательский характер учебно-профессиональной деятельности студентов.

Механизм социального партнерства будет работать, а само партнерство как система социальных отношений, обеспечивающая взаимовыгодное сотрудничество на основе равноправного взаимного учета интересов, будет эффективным при соблюдении следующих положений:

- совпадение интересов всех участников, нахождение контактных точек в позициях партнеров;

- компетентность сотрудников в сфере установления и реализации социального партнерства, в первую очередь владение обеими сторонами технологией социального партнерства; умение вести переговорный процесс между сторонами-партнерами;

- готовность обеих сторон к установлению социального партнерства;

- создание соответствующих нормативных документов, которые призваны фиксировать юридические рамки партнерства;

- наличие контрольного элемента, т. е. органа, главными функциями которого являются контроль, отслеживание выполнения согласованного и принятого договора, выявление его нарушений и нарушителей.

Таким образом, в основу выделенных нами организационно-педагогических условий

заложены вышеуказанные положения. Рассмотрим более подробно реализацию этих условий на факультете подготовки сотрудников правоохранительных органов ЮУрГУ (далее ПСПО).

Коррекция содержания образования с участием социальных партнеров. Социальное партнерство понимается как «особый тип взаимодействия образовательной организации с профильными субъектами рынка труда, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса» [3, с. 165]. Цель социального партнерства заключается в максимально успешном решении основной задачи учебного заведения, его главного интереса — подготовки специалиста, отвечающего требованиям работодателей. К направлениям, связанным с коррекцией содержания образования с участием социальных партнеров, следует отнести:

- совместную разработку рабочих учебных планов по специальностям и направлениям подготовки;

- согласование и экспертизу рабочих программ учебных дисциплин;

- привлечение специалистов правоохранительных органов для участия в государственной итоговой аттестации, для руководства ВКР;

- прохождение студентами учебных, производственных и преддипломных практик;

- заключение договоров о сотрудничестве;

- кадровое обеспечение образовательного процесса (привлечение к преподаванию специалистов-практиков);

- привлечение специалистов к руководству практикой (оценка профессиональных компетенций выпускников);

- сотрудничество в определении наиболее актуальной тематики для курсовых и выпускных квалификационных работ;

- трудоустройство выпускников на предприятиях;

- сотрудничество и взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в сфере правоохранительной деятельности по вопросам подготовки кадров.

Реализуя вышеуказанные направления, студенты факультета ПСПО выполняют выпускные квалификационные работы, в том числе магистерские диссертации по рекомендуемой ГУ МВД по Челябинской области, УФССП по Челябинской области тематике по актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел, службы судебных приставов, нуждающимся в научном обосновании и разработке мето-

дических рекомендаций. Содержание заданий учебной (научно-исследовательской) и производственной (педагогической) практик студентов разрабатывается с учетом требований работодателей, а анализ оценки профессиональных компетенций по результатам прохождения производственных практик осуществляется работодателями с точки зрения важности компетенций и соответствия исполнения практикантом каждой компетенции.

Создание профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций. Создание профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в вузе. Современный специалист юридического профиля должен не только обладать способностью к применению накопленных знаний, но и быть готовым самому принимать участие в их разработке, продвижении к практическому использованию. Будущие юристы, ориентированные на осуществление инновационной деятельности, должны обладать способностью реализовывать свои интеллектуальный и креативный потенциалы в профессиональной области, как в комфортной обстановке, так и в условиях психологического напряжения, недостатка времени.

Создание профессионально-творческой образовательной среды в процессе обучения студентов осуществляется посредством отбора содержания образования к конкретному занятию и активных форм и методов взаимодействия преподавателей и студентов. В ходе изучения студентами юридических и социально-гуманитарных дисциплин, дисциплин профессионального цикла наряду с традиционными методами и формами работы (дискуссия, анализ ситуаций, самопрезентация, просмотр и обсуждение видеоуроков, видеороликов и др.), применяются мастер-классы с привлечением практических работников (сотрудников ГИБДД, уголовного розыска, подразделений по делам несовершеннолетних и т. д.).

Среди многообразия форм создания профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций в условиях социального партнерства следует выделить научно-практические конференции, семинары круглые столы с участием работодателей. Так, факультет подготовки сотрудников правоохранительных органов ежегодно совместно с правоохранительными органами проводит международную научно-практическую конференцию «Управление в правоохранительной сфере: направления

развития теории и практики». В 2014 г. конференция, посвященная 75-летию со дня рождения заслуженного работника МВД полковника милиции в отставке Валерия Павловича Пусто-вого, была организована совместно с Главным управлением по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области и Общественным советом при УМВД по г. Челябинску. В 2015 г. состоялась международная научно-практическая конференция «Управление в правоохранительной сфере: направления развития теории и практики», посвященная 150-летию создания в России института судебных приставов. Конференция была организована факультетом подготовки сотрудников правоохранительных органов совместно с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области и Общественным советом при УФССП по Челябинской области.

Среди форм и методов работы широкими возможностями для создания профессионально-творческой среды обладают социальные проекты. На факультете подготовки сотрудников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета с 2012 г. реализуется социальный проект «Право о тебе — тебе о праве» (правовое просвещение школьников) для проведения активной правовой пропаганды в общеобразовательных организациях и популяризации профессии юриста среди выпускников школ. Организационно-правовой формой реализации проекта выступает временный творческий коллектив (ВТК), в состав которого входят руководители кафедр и иных структурных подразделений факультета, преподаватели, студенты, практические работники правоохранительных органов. Юридические аспекты организации и функционирования ВТК определяются Положением о факультете, Уставом ЮУрГУ, действующим законодательством Российской Федерации. Деятельность временного творческого коллектива осуществляется по двум направлениям: организация учебно-методического обеспечения и непосредственное правовое просвещение в общеобразовательных организациях города. Для студентов факультета участие в проекте — возможность применить полученные знания из области административного, уголовного, гражданского права, педагогики и психологии на практике. Социальный проект способствует развитию компетенций юриста, среди которых — организационно-управленческие умения, навыки ораторского искусства, осуществления правового воспитания и просвещения, профориентационной работы и пр.

Участие работодателей на всех этапах профессионального становления будущих специалистов. Поэтапное формирование профессиональных компетенций обусловлено логикой построения процесса профессионального становления будущих специалистов, от профессиональной ориентации на этапе допро-фессионального становления до профессионализации и профессиональной идентификации в процессе профессионального образования и самостоятельной профессиональной деятельности.

В вузовский период (по концепции В. А. Сла-стенина) [4, с. 59] выделяют несколько уровней профессионального становления личности.

1. Уровень становления — адаптивный. Стадия приспособления к профессиональной деятельности:

- адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;

- профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;

- стимулирование различных форм самостоятельности и активности;

- формирование навыков самообладания, эмоциональной саморегуляции;

- принятие субъект-субъектных взаимоотношений;

- нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.

2. Уровень становления — профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений:

- развитие потребности в профессиональной реализации;

- актуализация познавательной рефлексии;

- овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;

- развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;

- развитие мышления, понимания.

3. Уровень становления — личностно-про-дуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:

- развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;

- поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;

- выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности на жизненном пути.

4. Уровень становления — субъектно-креа-тивно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:

- субъектная реализация личностно-про-фессионального становления специалиста;

- умение осуществлять необходимую кор -рекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;

- усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;

- систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;

- нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- полная готовность к профессиональной деятельности.

При приеме выпускников на работу работодателей в первую очередь интересует не соответствие их подготовки требованиям ФГОС, а их профессиональная компетентность, способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде. Поэтому современное профессиональное образование невозможно без участия работодателей на всех этапах профессионального становления студента, от целевого договора до трудоустройства.

Практика участия работодателей в образовательной деятельности учебного заведения может быть как опосредованной, так и непосредственной. К опосредованным формам участия работодателей следует отнести организацию производственных практик, руководство курсовыми и дипломными работами (совместно с преподавателями вуза), работу в составе государственных аттестационных комиссий и, наконец, прием выпускников на работу. Прямое участие работодателей в профессиональном становлении студента подразумевает разработку и/или экспертизу учебных курсов и образовательных программ с точки зрения требований производства и рынка труда, проведение семинаров, выполнение выпускных квалификационных работ по заявкам работодателей, что обеспечивает практическую направленность научно-исследовательских работ студентов и выпускников. Практические работники на регулярной основе выступают в качестве внешних экспертов в оценке выпускных квалификационных работ.

На факультете подготовки сотрудников правоохранительных органов также активно используются возможности работодателей в оценке результатов производственных практик студентов через сравнительный анализ предметных компетенций. С одной стороны, оценивается важность данной компетенции, с другой — дается оценка исполнения практикантом данной компетенции. Кроме того, работодатель имеет возможность сам указать, какие еще компетенции хотел бы включить в список, и оценить их в отношении данного практиканта.

В последнее время появляются новые формы взаимодействия работодателей и вузов в процессе профессионального становления студентов. Участие работодателей в роли независимых экспертов в оценке качества профессионального образования и в общественно-профессиональной аккредитации представляется перспективным методом их влияния на качество образования.

Важным направлением совместной работы является предоставление профориентацион-ных и профконсультационных услуг студентам и выпускникам университета. В целях знакомства студентов с подразделениями и службами правоохранительных органов региона ежегодно организуются экскурсии на базы дислокации бойцов ОМОН, СОБР, посещение пожарно-тех-нической выставки ГУ МЧС России по Челябинской области, учреждений уголовно-исполнительной системы на территории Челябинской области. Такие встречи вносят неоценимый вклад в популяризацию работы правоохранительных органов в молодежной среде.

Практикуются однодневные стажировки в транспортной полиции, территориальных органах УФССП России по Челябинской области. С большим интересом первокурсники принимают участие в днях открытых дверей, организуемых ГУ МВД России по Челябинской области, УФССП России по Челябинской области, иными региональными управлениями правоохранительных органов.

Новой формой взаимодействия становятся совместные акции. Ежегодно студенты факультета участвуют в полицейской операции «Ночь» с целью предупреждения и пресечения преступлений, которые совершаются на улицах и в общественных местах, а также обеспечения безопасности людей в вечернее и ночное время. Вместе с сотрудниками полиции, общественниками, представителями администрации города, депутатами, судебными приставами, сотрудниками миграционной службы, работниками

частных охранных предприятий, журналистами, студенты — будущие полицейские участвуют в охране общественного порядка.

Таким образом, работодатели, используя указанные выше формы и методы, имеют возможность влиять на содержание программ и учебных курсов и процессы формирования профессиональных компетенций студентов на всех этапах их профессионального становления.

Исследовательский характер учебно-профессиональной деятельности студентов. Одно из условий успешного формирования профессиональной компетентности студентов вуза состоит в квалифицированном руководстве их учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельностью. В современных условиях исследовательские компетенции будущих специалистов являются неотъемлемой составной частью профессиональной компетентности в любой сфере деятельности.

Ряд ученых (В. В. Успенский, Н. М. Яковлева и др.) рассматривают исследовательские умения как «совокупность умений сравнивать, анализировать, выявлять существенные признаки, обобщать, делать выводы и др.» [5, с. 17]. По мнению других ученых (В. И. Андреев, Е. И. Барчук, Л. В. Хивинцева и др.), исследовательские умения — это «самореализация интеллектуального потенциала как основа профессиональной подготовки, направленная на развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоопределению» [6, с. 12].

На сегодняшний день во многих работах (А. А. Губайдуллин, Ю. А. Коваленко и др.) прослеживается тенденция к отождествлению понятия «исследовательские умения» с проектной исследовательской деятельностью, включающей «ценностно-мотивационное самоопределение, целеполагание, проблематизацию, моделирование, самоактуализацию, самореализацию, саморазвитие и рефлексию» [7, с. 6].

Анализ нормативно-правовых документов, выявление особенностей организации научной работы в вузе, ее планирование и проведение позволяют рассматривать научно-исследовательскую деятельность преподавателей и студентов как упорядоченную, обусловленную требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования систему, осуществляемую в целостном педагогическом процессе для эффективной профессиональной деятельности студентов. Так, ФГОС магистерских программ относят научно-исследовательскую деятельность к основным видам профессио-

нальной деятельности, к которым должен быть подготовлен магистрант.

Основной целью формирования перечисленных в образовательных стандартах компетенций как ожидаемых результатов обучения (например, ФГОС ВПО по направлению 030900.68 «Юриспруденция») является подготовка обучающихся к решению профессиональных задач в научно-исследовательской деятельности как значимом виде профессиональной деятельности. У выпускников должны быть сформированы следующие способности:

- совершенствовать, развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

- разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

- квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

- квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

- принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

- воспринимать, анализировать и реализо-вывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

- квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) и др.

Сущность научно-исследовательской деятельности проявляется в формировании научного мышления, расширении, систематизации и закреплении научно-теоретических знаний, их применении при решении профессиональных технических задач, т. е. в формировании исследовательских умений с целью совершенствования профессиональной подготовки квалифицированных специалистов технического вуза.

При формировании исследовательских умений в процессе изучения специальных дисциплин актуализируется информация по общетеоретическим и специальным предметам, воспитывается активная позиция студентов по отношению к будущей профессии юриста, осуществляется связь

с практикой, развиваются профессиональные мотивы, методологическая культура, исследовательские умения и качества исследователя у студентов юридического вуза. Различные виды практик как обязательные разделы учебного плана подготовки квалифицированных специалистов обеспечивают связь теоретического обучения с будущей практической деятельностью обучающихся и непосредственно ориентируются на их профессионально-практическую подготовку.

Перспективным способом взаимодействия вуза с работодателями, обеспечивающим формирование высокого уровня научно-исследова-

Библиографический список

тельской компетентности выпускников, является реализация совместных исследовательских проектов. Специалисты различного уровня выступают в качестве консультантов по вопросам, касающимся практической области знаний. Работа над такими проектами позволяет обеспечить преемственность, т. е. резко сокращается дистанция между преподавателем, специалистом и обучаемым, осуществляется перевод их взаимоотношений из субъект-объектных в субъект-субъектные, которые открывают будущему специалисту возможность для самореализации уже в условиях высшего учебного заведения.

1. Танаева, З. Р. Педагогическая концепция подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / З. Р. Танаева. — Челябинск, 2010. — 168 с.

2. Кондаков, Н. И. Логический словарь [Текст] / Н. И. Кондаков. — М. : Наука, 1971. — 65 с.

3. Уринов, У. А. Пути формирования системы социального партнерства в профессиональных колледжах [Текст] / У. А. Уринов // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т. 2. — С. 165-168.

4. Психология и педагогика [Текст] / под ред. К. А. Абульхановой-Славской, Н. В. Васили-ной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М., 1988. — 305 с.

5. Яковлева, Н. М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1977. — 23 с.

6. Хивинцева, Л. В. Формирование исследовательских умений у студентов гуманитарных колледжей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Хивинцева. — Уфа, 2004. — 24 с.

7. Коваленко, Ю. А. Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности студентов вуза — будущих дизайнеров [Текст] / Ю. А. Коваленко. — Казань, 2013. — 24 с.

УДК 377+316.6 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского

государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье описан опыт профессиональной образовательной организации по формированию развивающей образовательной среды, обеспечивающей учебно-профессиональную самореализацию и развитие творческих способностей студентов, дана характеристика структурных компонентов развивающей образовательной среды, приведены достижения студентов, подтверждающие эффективность и результативность выстроенной в колледже развивающей образовательной среды.

Ключевые слова: учебно-профессиональная самореализация, развивающая образовательная среда, техническое и профессиональное творчество, проектная и исследовательская деятельность.

Сегодня целью профессионального образо- временное развитие молодежи, формирование вания в России является разностороннее и свое- навыков самообразования и самореализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.