УДК 378 З. Р. Танаева, зав. кафедрой Южно-Уральского
государственного университета (ЮУрГУ), д-р пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВУЗ — РАБОТОДАТЕЛЬ»
В статье раскрывается комплекс организационно-педагогических условий, способствующих успешному развитию профессиональной компетентности будущих юристов в условиях тесного взаимодействия вуза с работодателями: коррекция содержания образования с участием работодателей, создание профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций, участие работодателей на всех этапах профессионального становления будущих специалистов, исследовательский характер учебно-профессиональной деятельности студентов.
Ключевые слова: будущие юристы, партнерское взаимодействие, вуз, работодатель, правоохранительные органы.
К числу основных проблем развития профессионального образования в России относится разрыв между уровнем подготовки кадров и потребностями общественных и экономических институтов. Общественная значимость задачи повышения качества образования требует новых подходов к организации образовательного процесса любого вуза, в том числе в направлении ориентации на потребителя образовательных услуг, сотрудничества между высшей школой и рынком труда. Успешность развития профессиональной компетентности будущих юристов в условиях партнерского взаимодействия «вуз — работодатель» может быть обеспечена при наличии комплекса организационно-педагогических условий, учитывающих назначение и содержание деятельности будущего специалиста в данной области, социальный заказ общества в высококвалифицированных кадрах, особенности учебного процесса в высшем учебном заведении юридического профиля. Под педагогическими условиями, с одной стороны, мы понимаем «совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов и педагогических приемов, направленных на решение поставленных в исследовании задач» [1, с. 209], с другой стороны, это «среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления, то, от чего зависит другое» [2, с. 65]. К организационно-педагогическим условиям, способствующим успешному овладению профессиональными компетенциями в условиях партнерства вуза с работодателями, мы отнесли:
1) коррекцию содержания образования с участием социальных партнеров;
2) создание профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций;
3) участие работодателей на всех этапах профессионального становления будущих специалистов;
4) исследовательский характер учебно-профессиональной деятельности студентов.
Механизм социального партнерства будет работать, а само партнерство как система социальных отношений, обеспечивающая взаимовыгодное сотрудничество на основе равноправного взаимного учета интересов, будет эффективным при соблюдении следующих положений:
- совпадение интересов всех участников, нахождение контактных точек в позициях партнеров;
- компетентность сотрудников в сфере установления и реализации социального партнерства, в первую очередь владение обеими сторонами технологией социального партнерства; умение вести переговорный процесс между сторонами-партнерами;
- готовность обеих сторон к установлению социального партнерства;
- создание соответствующих нормативных документов, которые призваны фиксировать юридические рамки партнерства;
- наличие контрольного элемента, т. е. органа, главными функциями которого являются контроль, отслеживание выполнения согласованного и принятого договора, выявление его нарушений и нарушителей.
Таким образом, в основу выделенных нами организационно-педагогических условий
заложены вышеуказанные положения. Рассмотрим более подробно реализацию этих условий на факультете подготовки сотрудников правоохранительных органов ЮУрГУ (далее ПСПО).
Коррекция содержания образования с участием социальных партнеров. Социальное партнерство понимается как «особый тип взаимодействия образовательной организации с профильными субъектами рынка труда, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса» [3, с. 165]. Цель социального партнерства заключается в максимально успешном решении основной задачи учебного заведения, его главного интереса — подготовки специалиста, отвечающего требованиям работодателей. К направлениям, связанным с коррекцией содержания образования с участием социальных партнеров, следует отнести:
- совместную разработку рабочих учебных планов по специальностям и направлениям подготовки;
- согласование и экспертизу рабочих программ учебных дисциплин;
- привлечение специалистов правоохранительных органов для участия в государственной итоговой аттестации, для руководства ВКР;
- прохождение студентами учебных, производственных и преддипломных практик;
- заключение договоров о сотрудничестве;
- кадровое обеспечение образовательного процесса (привлечение к преподаванию специалистов-практиков);
- привлечение специалистов к руководству практикой (оценка профессиональных компетенций выпускников);
- сотрудничество в определении наиболее актуальной тематики для курсовых и выпускных квалификационных работ;
- трудоустройство выпускников на предприятиях;
- сотрудничество и взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в сфере правоохранительной деятельности по вопросам подготовки кадров.
Реализуя вышеуказанные направления, студенты факультета ПСПО выполняют выпускные квалификационные работы, в том числе магистерские диссертации по рекомендуемой ГУ МВД по Челябинской области, УФССП по Челябинской области тематике по актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел, службы судебных приставов, нуждающимся в научном обосновании и разработке мето-
дических рекомендаций. Содержание заданий учебной (научно-исследовательской) и производственной (педагогической) практик студентов разрабатывается с учетом требований работодателей, а анализ оценки профессиональных компетенций по результатам прохождения производственных практик осуществляется работодателями с точки зрения важности компетенций и соответствия исполнения практикантом каждой компетенции.
Создание профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций. Создание профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в вузе. Современный специалист юридического профиля должен не только обладать способностью к применению накопленных знаний, но и быть готовым самому принимать участие в их разработке, продвижении к практическому использованию. Будущие юристы, ориентированные на осуществление инновационной деятельности, должны обладать способностью реализовывать свои интеллектуальный и креативный потенциалы в профессиональной области, как в комфортной обстановке, так и в условиях психологического напряжения, недостатка времени.
Создание профессионально-творческой образовательной среды в процессе обучения студентов осуществляется посредством отбора содержания образования к конкретному занятию и активных форм и методов взаимодействия преподавателей и студентов. В ходе изучения студентами юридических и социально-гуманитарных дисциплин, дисциплин профессионального цикла наряду с традиционными методами и формами работы (дискуссия, анализ ситуаций, самопрезентация, просмотр и обсуждение видеоуроков, видеороликов и др.), применяются мастер-классы с привлечением практических работников (сотрудников ГИБДД, уголовного розыска, подразделений по делам несовершеннолетних и т. д.).
Среди многообразия форм создания профессионально-творческой среды развития профессиональных компетенций в условиях социального партнерства следует выделить научно-практические конференции, семинары круглые столы с участием работодателей. Так, факультет подготовки сотрудников правоохранительных органов ежегодно совместно с правоохранительными органами проводит международную научно-практическую конференцию «Управление в правоохранительной сфере: направления
развития теории и практики». В 2014 г. конференция, посвященная 75-летию со дня рождения заслуженного работника МВД полковника милиции в отставке Валерия Павловича Пусто-вого, была организована совместно с Главным управлением по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области и Общественным советом при УМВД по г. Челябинску. В 2015 г. состоялась международная научно-практическая конференция «Управление в правоохранительной сфере: направления развития теории и практики», посвященная 150-летию создания в России института судебных приставов. Конференция была организована факультетом подготовки сотрудников правоохранительных органов совместно с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области и Общественным советом при УФССП по Челябинской области.
Среди форм и методов работы широкими возможностями для создания профессионально-творческой среды обладают социальные проекты. На факультете подготовки сотрудников правоохранительных органов Южно-Уральского государственного университета с 2012 г. реализуется социальный проект «Право о тебе — тебе о праве» (правовое просвещение школьников) для проведения активной правовой пропаганды в общеобразовательных организациях и популяризации профессии юриста среди выпускников школ. Организационно-правовой формой реализации проекта выступает временный творческий коллектив (ВТК), в состав которого входят руководители кафедр и иных структурных подразделений факультета, преподаватели, студенты, практические работники правоохранительных органов. Юридические аспекты организации и функционирования ВТК определяются Положением о факультете, Уставом ЮУрГУ, действующим законодательством Российской Федерации. Деятельность временного творческого коллектива осуществляется по двум направлениям: организация учебно-методического обеспечения и непосредственное правовое просвещение в общеобразовательных организациях города. Для студентов факультета участие в проекте — возможность применить полученные знания из области административного, уголовного, гражданского права, педагогики и психологии на практике. Социальный проект способствует развитию компетенций юриста, среди которых — организационно-управленческие умения, навыки ораторского искусства, осуществления правового воспитания и просвещения, профориентационной работы и пр.
Участие работодателей на всех этапах профессионального становления будущих специалистов. Поэтапное формирование профессиональных компетенций обусловлено логикой построения процесса профессионального становления будущих специалистов, от профессиональной ориентации на этапе допро-фессионального становления до профессионализации и профессиональной идентификации в процессе профессионального образования и самостоятельной профессиональной деятельности.
В вузовский период (по концепции В. А. Сла-стенина) [4, с. 59] выделяют несколько уровней профессионального становления личности.
1. Уровень становления — адаптивный. Стадия приспособления к профессиональной деятельности:
- адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;
- профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;
- стимулирование различных форм самостоятельности и активности;
- формирование навыков самообладания, эмоциональной саморегуляции;
- принятие субъект-субъектных взаимоотношений;
- нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.
2. Уровень становления — профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений:
- развитие потребности в профессиональной реализации;
- актуализация познавательной рефлексии;
- овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;
- развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;
- развитие мышления, понимания.
3. Уровень становления — личностно-про-дуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:
- развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;
- поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;
- выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности на жизненном пути.
4. Уровень становления — субъектно-креа-тивно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:
- субъектная реализация личностно-про-фессионального становления специалиста;
- умение осуществлять необходимую кор -рекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;
- усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;
- систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;
- нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- полная готовность к профессиональной деятельности.
При приеме выпускников на работу работодателей в первую очередь интересует не соответствие их подготовки требованиям ФГОС, а их профессиональная компетентность, способность ориентироваться в производственной обстановке, решать нестандартные задачи, принимать самостоятельные решения в пределах своей компетенции и отвечать за них, работать в команде. Поэтому современное профессиональное образование невозможно без участия работодателей на всех этапах профессионального становления студента, от целевого договора до трудоустройства.
Практика участия работодателей в образовательной деятельности учебного заведения может быть как опосредованной, так и непосредственной. К опосредованным формам участия работодателей следует отнести организацию производственных практик, руководство курсовыми и дипломными работами (совместно с преподавателями вуза), работу в составе государственных аттестационных комиссий и, наконец, прием выпускников на работу. Прямое участие работодателей в профессиональном становлении студента подразумевает разработку и/или экспертизу учебных курсов и образовательных программ с точки зрения требований производства и рынка труда, проведение семинаров, выполнение выпускных квалификационных работ по заявкам работодателей, что обеспечивает практическую направленность научно-исследовательских работ студентов и выпускников. Практические работники на регулярной основе выступают в качестве внешних экспертов в оценке выпускных квалификационных работ.
На факультете подготовки сотрудников правоохранительных органов также активно используются возможности работодателей в оценке результатов производственных практик студентов через сравнительный анализ предметных компетенций. С одной стороны, оценивается важность данной компетенции, с другой — дается оценка исполнения практикантом данной компетенции. Кроме того, работодатель имеет возможность сам указать, какие еще компетенции хотел бы включить в список, и оценить их в отношении данного практиканта.
В последнее время появляются новые формы взаимодействия работодателей и вузов в процессе профессионального становления студентов. Участие работодателей в роли независимых экспертов в оценке качества профессионального образования и в общественно-профессиональной аккредитации представляется перспективным методом их влияния на качество образования.
Важным направлением совместной работы является предоставление профориентацион-ных и профконсультационных услуг студентам и выпускникам университета. В целях знакомства студентов с подразделениями и службами правоохранительных органов региона ежегодно организуются экскурсии на базы дислокации бойцов ОМОН, СОБР, посещение пожарно-тех-нической выставки ГУ МЧС России по Челябинской области, учреждений уголовно-исполнительной системы на территории Челябинской области. Такие встречи вносят неоценимый вклад в популяризацию работы правоохранительных органов в молодежной среде.
Практикуются однодневные стажировки в транспортной полиции, территориальных органах УФССП России по Челябинской области. С большим интересом первокурсники принимают участие в днях открытых дверей, организуемых ГУ МВД России по Челябинской области, УФССП России по Челябинской области, иными региональными управлениями правоохранительных органов.
Новой формой взаимодействия становятся совместные акции. Ежегодно студенты факультета участвуют в полицейской операции «Ночь» с целью предупреждения и пресечения преступлений, которые совершаются на улицах и в общественных местах, а также обеспечения безопасности людей в вечернее и ночное время. Вместе с сотрудниками полиции, общественниками, представителями администрации города, депутатами, судебными приставами, сотрудниками миграционной службы, работниками
частных охранных предприятий, журналистами, студенты — будущие полицейские участвуют в охране общественного порядка.
Таким образом, работодатели, используя указанные выше формы и методы, имеют возможность влиять на содержание программ и учебных курсов и процессы формирования профессиональных компетенций студентов на всех этапах их профессионального становления.
Исследовательский характер учебно-профессиональной деятельности студентов. Одно из условий успешного формирования профессиональной компетентности студентов вуза состоит в квалифицированном руководстве их учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельностью. В современных условиях исследовательские компетенции будущих специалистов являются неотъемлемой составной частью профессиональной компетентности в любой сфере деятельности.
Ряд ученых (В. В. Успенский, Н. М. Яковлева и др.) рассматривают исследовательские умения как «совокупность умений сравнивать, анализировать, выявлять существенные признаки, обобщать, делать выводы и др.» [5, с. 17]. По мнению других ученых (В. И. Андреев, Е. И. Барчук, Л. В. Хивинцева и др.), исследовательские умения — это «самореализация интеллектуального потенциала как основа профессиональной подготовки, направленная на развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоопределению» [6, с. 12].
На сегодняшний день во многих работах (А. А. Губайдуллин, Ю. А. Коваленко и др.) прослеживается тенденция к отождествлению понятия «исследовательские умения» с проектной исследовательской деятельностью, включающей «ценностно-мотивационное самоопределение, целеполагание, проблематизацию, моделирование, самоактуализацию, самореализацию, саморазвитие и рефлексию» [7, с. 6].
Анализ нормативно-правовых документов, выявление особенностей организации научной работы в вузе, ее планирование и проведение позволяют рассматривать научно-исследовательскую деятельность преподавателей и студентов как упорядоченную, обусловленную требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования систему, осуществляемую в целостном педагогическом процессе для эффективной профессиональной деятельности студентов. Так, ФГОС магистерских программ относят научно-исследовательскую деятельность к основным видам профессио-
нальной деятельности, к которым должен быть подготовлен магистрант.
Основной целью формирования перечисленных в образовательных стандартах компетенций как ожидаемых результатов обучения (например, ФГОС ВПО по направлению 030900.68 «Юриспруденция») является подготовка обучающихся к решению профессиональных задач в научно-исследовательской деятельности как значимом виде профессиональной деятельности. У выпускников должны быть сформированы следующие способности:
- совершенствовать, развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
- компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
- разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
- квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
- квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
- принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
- воспринимать, анализировать и реализо-вывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
- квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11) и др.
Сущность научно-исследовательской деятельности проявляется в формировании научного мышления, расширении, систематизации и закреплении научно-теоретических знаний, их применении при решении профессиональных технических задач, т. е. в формировании исследовательских умений с целью совершенствования профессиональной подготовки квалифицированных специалистов технического вуза.
При формировании исследовательских умений в процессе изучения специальных дисциплин актуализируется информация по общетеоретическим и специальным предметам, воспитывается активная позиция студентов по отношению к будущей профессии юриста, осуществляется связь
с практикой, развиваются профессиональные мотивы, методологическая культура, исследовательские умения и качества исследователя у студентов юридического вуза. Различные виды практик как обязательные разделы учебного плана подготовки квалифицированных специалистов обеспечивают связь теоретического обучения с будущей практической деятельностью обучающихся и непосредственно ориентируются на их профессионально-практическую подготовку.
Перспективным способом взаимодействия вуза с работодателями, обеспечивающим формирование высокого уровня научно-исследова-
Библиографический список
тельской компетентности выпускников, является реализация совместных исследовательских проектов. Специалисты различного уровня выступают в качестве консультантов по вопросам, касающимся практической области знаний. Работа над такими проектами позволяет обеспечить преемственность, т. е. резко сокращается дистанция между преподавателем, специалистом и обучаемым, осуществляется перевод их взаимоотношений из субъект-объектных в субъект-субъектные, которые открывают будущему специалисту возможность для самореализации уже в условиях высшего учебного заведения.
1. Танаева, З. Р. Педагогическая концепция подготовки будущих юристов к работе с несовершеннолетними правонарушителями [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / З. Р. Танаева. — Челябинск, 2010. — 168 с.
2. Кондаков, Н. И. Логический словарь [Текст] / Н. И. Кондаков. — М. : Наука, 1971. — 65 с.
3. Уринов, У. А. Пути формирования системы социального партнерства в профессиональных колледжах [Текст] / У. А. Уринов // Молодой ученый. — 2011. — № 5. Т. 2. — С. 165-168.
4. Психология и педагогика [Текст] / под ред. К. А. Абульхановой-Славской, Н. В. Васили-ной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М., 1988. — 305 с.
5. Яковлева, Н. М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. М. Яковлева. Челябинск, 1977. — 23 с.
6. Хивинцева, Л. В. Формирование исследовательских умений у студентов гуманитарных колледжей [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Хивинцева. — Уфа, 2004. — 24 с.
7. Коваленко, Ю. А. Педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности студентов вуза — будущих дизайнеров [Текст] / Ю. А. Коваленко. — Казань, 2013. — 24 с.
УДК 377+316.6 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского
государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
В статье описан опыт профессиональной образовательной организации по формированию развивающей образовательной среды, обеспечивающей учебно-профессиональную самореализацию и развитие творческих способностей студентов, дана характеристика структурных компонентов развивающей образовательной среды, приведены достижения студентов, подтверждающие эффективность и результативность выстроенной в колледже развивающей образовательной среды.
Ключевые слова: учебно-профессиональная самореализация, развивающая образовательная среда, техническое и профессиональное творчество, проектная и исследовательская деятельность.
Сегодня целью профессионального образо- временное развитие молодежи, формирование вания в России является разностороннее и свое- навыков самообразования и самореализации