Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в условиях непрерывной практики'

Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в условиях непрерывной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / HIGH SCHOOL GRADUATE / PHYSICAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRACTICE / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерина Оксана Владимировна

В статье представлены перспективы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в условиях непрерывной практики, на основании выявленных в процессе опроса работодателей недостатков в подготовке выпускников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печерина Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF FUTURE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EXPERTS’ PROFESSIONAL COMPETENCE IN CONTINUOUS PRACTICE

The paper presents the perspectives of future physical culture and sports professionals’ professional competence formation in the conditions of the continuous practice on the basis of shortcomings in the training of graduates identified in the survey of employers.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в условиях непрерывной практики»

УДК 372.879.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРАКТИКИ

О. В. Печерина

THE FORMATION OF FUTURE PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EXPERTS' PROFESSIONAL

COMPETENCE IN CONTINUOUS PRACTICE

O. V. Pecherina

В статье представлены перспективы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в условиях непрерывной практики, на основании выявленных в процессе опроса работодателей недостатков в подготовке выпускников высшей школы.

The paper presents the perspectives of future physical culture and sports professionals' professional competence formation in the conditions of the continuous practice on the basis of shortcomings in the training of graduates identified in the survey of employers.

Ключевые слова: выпускник вуза, физическая культура, профессиональная компетентность, практика, профессиональные знания и умения.

Keywords: high school graduate, physical education, professional competence, practice, professional knowledge and skills.

Актуальность исследования. Новые условия существования образовательной среды, обновление содержания образования, инновационных форм и методов обучения, все возрастающие требования к качеству знаний, усложнение форм организации урока -всё это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности выпускника к выполнению профессиональной деятельности. Ком-петентностный подход даёт возможность вывести на новый качественный уровень систему профессионального образования России при условии опоры на теорию и практику отечественной системы образования и учёте основных тенденций развития профессионального образования в мире. Повышенный интерес исследователей к использованию компетентност-ного подхода в современном Российском высшем образовании вызван, прежде всего, тем, что в условиях повышения адаптации выпускника к постоянным изменениям социальных и экономических условий жизни и профессиональной деятельности, формирование необходимых компетенций является актуальной социальной задачей [3].

В настоящее время профессионально-педагогическое формирование будущего педагога рассматривается через понятие «профессиональная, или профессионально-педагогическая компетентность». Принята точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знание, умение, навыки, а также способы осуществления деятельности [4]. Поиск путей повышения качества подготовки выпускников диктует учебным заведениям необходимость создания новых форм организации учебного процесса, моделей применения современных средств обучения, успешного формирования профессиональной компетентности будущего педагога в ходе педагогической практики.

Педагогическая практика имеет своё назначение в формировании педагогических умений, вооружении

студентов первоначальным опытом педагогической деятельности. Она организуется последовательно на всех курсах обучения в вузе и выступает как важнейшее звено профессионально-педагогической подготовки выпускников.

Многие авторы делают вывод о том, что в условиях вузовского образования можно вооружить студентов основами педагогического мастерства, педагогической культуры или педагогических компетенций при помощи специально организованной системы обучения, при этом особая роль выделяется педагогической практике. Педагогическая практика, считают авторы ряда работ, требует изменений, совершенствования в организации и формах проведения, в связи с этим должны проводиться соответствующие мероприятия. Авторами предлагаются некоторые меры по совершенствованию процесса подготовки студентов, рассматриваются профессионально-значимые качества педагога. Во время педагогической практики студенты приобретают стартовый (базовый) уровень педагогической компетентности: получение знаний по специальным дисциплинам; психолого-педагогические знания; знания по методике преподавания. Все эти знания трансформируются в сложное многофакторное явление - педагогическая компетентность.

Для совершенствования профессиональной готовности студентов имеются различные модели организации и профессиональной готовности студентов в различных вузах, и в большей части работ указывается, что для профессионального становления необходимо создавать такие модели, которые имеют поэтапное вхождение в профессиональную деятельность, а также обратить внимание на организацию и учебно-методическое обеспечение педагогической практики.

Непрерывность педагогической практики понимается как конкретизация концепции непрерывности образования, преемственность его ступеней, в частности, общего и специального, среднего и высшего, и

взаимосвязи звеньев при единстве и неразрывности теории и практики, их взаимном обогащении в процессе активной деятельности личности в коллективе [2]. Успешная реализация знаний студентов во время непрерывной педагогической практики предполагает, во-первых, актуализацию раннее усвоенных знаний, необходимых для решения поставленных практических задач, и во-вторых, синтезирование их [5]. К основным принципам организации практики относят: связь её с жизнью, соответствие содержания и организации требованиям, предъявляемым и школе, и учителю; систематичность и непрерывность; усложнение её содержания и методов организации от курса к курсу; связь с теоретическими курсами; комплексный характер практики [1].

Таким образом, профессиональное становление будущего педагога в процессе практики носит поэтапный характер, причём к концу каждого этапа студент должен достигнуть нового качественного уровня профессионально-практической подготовленности. В связи с эти была сформирована цель нашего исследования: на основании опроса работодателей выявить недостатки в подготовке выпускников и наметить перспективы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в условиях непрерывной практики.

В организованном нами анкетном опросе приняли участие более ста представителей работодателей в возрасте от 30 до 50 лет различных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, где студенты факультета физической культуры и спорта Кемеровского государственного университета (КемГУ) проходят различные виды практик или были трудоустроены.

Результаты исследования

Выпускники факультета физической культуры и спорта полученные в вузе знания и навыки могут применять в общеобразовательных учреждениях различного типа, учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, а также работать в качестве инструктора по физической культуре дошкольных образовательных учреждений. Исходя из результатов анкетного опроса, по мнению 70 % представителей работодателей выпускники факультета в основном устраиваются работать по специальности, 25 % считают, что большинство выпускников не работает по специальности, и только 5 % затруднились с ответом. Таким образом, результаты анкетного опроса согласуются со статистическими данными распределения, свидетельствующими о том, что большинство выпускников факультета физической культуры и спорта работают по специальности в различных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.

Ответы на вопрос, который также был обращён к представителям работодателей в сфере физической культуры и спорта: «Вы удовлетворены уровнем профессиональной подготовки работающих у Вас выпу-

скников?» показали, что 40 % опрошенных удовлетворены уровнем профессиональной подготовки; 40 % удовлетворены, но не в полной мере и 20 % не удовлетворены уровнем подготовки выпускников. Большинство работодателей считает, что выпускники готовы к профессиональной деятельности, так как у них в достаточной мере имеется багаж знаний и умений для организации и проведения учебно-тренировочных занятий, спортивно-массовых мероприятий, умение работать с документами планирования, разбираться в планах и т. д.

Ответы работодателей на следующий вопрос: «Какое количество выпускников факультета физической культуры и спорта КемГУ работает в Вашем учреждении?» приведены в таблице 1. Отвечая на данный вопрос, респонденты отмечали, что многие, ещё будучи студентами старших курсов, начинают трудовую деятельность в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.

Таблица 1

Ответы представителей работодателей на вопрос: «Какое количество выпускников факультета физической культуры и спорта КемГУ работает в Вашем учреждении?»

Наименование учреждения Количество выпускников

ГОУ ДОД «ОБЛДЮСШ» 5

ГОУ ДОД «СДЮСШОР по тяжё- 3

лой атлетике»

ГАОУ ДОД «Областной центр 2

детского и юношеского туризма и

экскурсий»

МАОУ ДОД «ДЮСШ № 5» 6

МОУ ДОД «СДЮСШОР по хок- 4

кею с мячом»

МОУ ДОД «СДЮСШОР № 1» 7

МОУ ДОД «СДЮСШОР № 3» 6

МАО УДОД «ДЮСШ № 6» 4

ГОУ ДОД «ОСДЮСШОР по спор- 4

тивной борьбе»

ЧОУ КДЮСШ «Атланта» 8

На следующий вопрос: «На Ваш взгляд, может ли выпускник организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия?», большинство работодателей (85 %) считает, что выпускник вполне может проводить мероприятия, так как начиная с педагогической практики, студенты уже имеют представления по проведению данных мероприятий и самостоятельно, под общим руководством педагогов проводят соревнования, спортивно-массовые мероприятия; 8 % респондентов затруднились с ответом и 7 % считают, что выпускник не может самостоятельно проводить мероприятия из-за того, что у него мало опыта в их организации и проведении.

Примерно такая же ситуация сложилась с ответами на вопрос: «Как Вы считаете, может ли выпускник организовывать работу малых коллективов?». Большинство респондентов (80 %) считает, что выпускни-

ки могут организовывать работу малых коллективов, 10 % ответили - «скорее не могут» и 10 % респондентов затруднились с ответом.

Следующий вопрос звучал следующим образом: «Может ли выпускник работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере физической культуры и спорта?». Отвечая на него, 75 % респондентов считают: «скорее не может». К сожалению, выпускники вуза действительно не получают должных базовых знаний по вопросам финансово-хозяйственной деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, что делает актуальным включение в учебный план соответствующих дисциплин. В противном случае выпускнику требуется достаточно большое количество времени для того, чтобы начать разбираться в финансово-хозяйственной документации.

На вопрос: «При проведении занятий соблюдают ли выпускники правила и нормы охраны труда, технику безопасности, могут ли обеспечить охрану жизни и здоровья, занимающихся в процессе занятий?», практически все представители работодателей (95 %) считают, что выпускники соблюдают правила и нормы охраны труда и 5 % затруднились с ответом. Действительно, выпускники ещё в студенческое время при прохождении практики знакомятся с основными нормами и правилами техники безопасности, в том числе на установочной конференции, что в дальнейшем помогает обеспечивать на занятиях охрану жизни и здоровья занимающихся.

В таблице 2 представлены ответы респондентов на следующий вопрос: «Умеет ли выпускник практически использовать документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта?». 70 % респондентов считают, что выпускники не умеют использовать документы государственных и общественных органов управления, возможно, это связано, с тем, что в вузе не предусмотрено учебным планом отдельной дисциплины, которая бы знакомила студентов с техникой работы с документами в сфере физической культуры и спорта.

Таблица 2 Ответы работодателей на вопрос: «Умеет ли выпускник практически использовать

документы государственных и общественных органов управления в сфере физической культуры и спорта?»

Варианты ответов Ответы респондентов

Умеют 20 %

Затрудняются с ответом 10 %

Не умеют использовать документы государственных и общественных органов управления 70 %

В ответах на вопрос: «Как вы считаете, умеет ли выпускник разрабатывать оперативные планы работы и обеспечивать их реализацию в первичных структур-

ных подразделениях?» мнения респондентов разделились, 50 % считают, что выпускник умеет разрабатывать оперативные планы и обеспечивать их реализацию, а 50 % на этот же вопрос дают противоположный ответ.

Отвечая на следующие вопросы, необходимо было дать бальную оценку уровня профессиональной подготовки выпускников, в частности, необходимо было оценить уровень профессиональной общетеоретической подготовки. Практически все (90 % опрошенных) оценили данный критерий в 5 баллов, а 10 % оценили его в 4 балла. При этом все респонденты отметили, что данный фактор оказывает существенное влияние на эффективность профессиональной деятельности.

Следующий вопрос анкеты был сформулирован следующим образом: «Уровень базовых знаний, умений и навыков - оказывает ли влияние данный фактор на эффективность профессиональной деятельности?». Все респонденты ответили на вопрос утвердительно, кроме того, необходимо было дать оценку влияния образовательного учреждения на формирование данного качества, здесь все респонденты были также единодушны и выбрали оценку «5 баллов».

В ходе ответов на вопрос: «Способность работать в коллективе, с детьми - оказывает ли влияние данный фактор на эффективность профессиональной деятельности?», - все респонденты ответили, что данный фактор влияет на эффективность профессиональной деятельности. Далее необходимо было дать балльную оценку влияния образовательного учреждения на формирование данного качества, ответы респондентов и здесь оказались единодушными, все выбрали максимальную оценку.

Вопрос: «Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда - оказывает ли влияние данный фактор на эффективность профессиональной деятельности?» дал следующие результаты: 80 % считают, что оказывает, а 20 % считают, что нет. Исходя из результатов видно, что мнение руководителей разделились. Примерная бальная оценка влияния образовательного учреждения на формирование данного качества в баллах выглядит следующим образом: «5 баллов» - 40 %, «4 балла» - 50 %, «3 балла» - 10 %.

На вопрос: «Нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие - оказывает ли влияние данный фактор на эффективность профессиональной деятельности?» 90 % респондентов ответили утвердительно, и только 10 % считают, что не оказывает. Балльная оценка влияния образовательного учреждения на формирование данного качества в баллах выглядит следующим образом: «5 баллов» - 55 %, «4 балла» - 40 %, «3 балла» - 5 %.

Не зафиксировано существенных разногласий респондентов в ответах на вопрос: «Готовность и способность к дальнейшему обучению - оказывает ли влияние данный фактор на эффективность профессиональной деятельности?». Все респонденты ответили на данный вопрос утвердительно, 65 % респондентов оценили влияние образовательного учреждения на

формирование данного качества в 5 баллов, в 4 балла - 35 %.

Таким же единодушием отличались ответы экспертов на вопрос: «Способность воспринимать информацию и анализировать новую информацию, развивать новые идеи - оказывает ли влияние данный фактор на эффективность профессиональной деятельности?». Так же, как и в предыдущих вопросах, все респонденты согласились, что данный фактор оказывает существенное влияние эффективность профессиональной деятельности. Предложено было дать и бальную оценку влияния образовательного учреждения на формирование данного качества: 30 % респондентов оценили его в 4 балла, в 5 баллов - оценило 70 % респондентов.

Отвечая на заключительный вопрос: «Какие изменения в организации процесса подготовки профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта Вы могли бы предложить?», представителями работодателей было предложено:

- во-первых - ввести в вузе на факультете физической культуры и спорта дополнительную дисциплину по вопросам документооборота, для того чтобы выпускник, окончив вуз, имел представление как необходимо использовать документы государственных и общественных органов управления;

- во-вторых - увеличить количество часов на прохождение практик;

- в-третьих - организовывать встречи, мастер-классы с опытными тренерами-преподавателями спортивных школ по различным видам спорта.

Подводя итоги анкетного опроса, направленного на определение условий и способов формирования профессиональной компетентности будущих специа-

листов физической культуры и спорта, мы пришли к следующим выводам.

1. Профессиональная компетентность должна интегрально формироваться у студентов в ходе практики.

2. Для того чтобы профессиональная компетентность сформировалась в ходе практики, необходимо системно-поставленное организационнно-содержа-тельное и учебно-методическое обеспечение практики.

3. В ходе формирования профессиональных компетенций должна быть обеспечена триада, как неразрывная связь звеньев: теория - методика - практика.

4. Одной из важнейших составляющих процесса подготовки будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта является формирование психологических условий профессиональной компетентности.

Таким образом, становится очевидным, что формирование профессиональной компетентности представляет собой одну из важнейших проблем в системе подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта, а одним из путей становления профессиональной компетентности является непрерывная практика, которая обращает на себя пристальное внимание специалистов и учёных, и по-прежнему остаётся одной из самых важных и актуальных проблем высшей школы. На основании результатов опроса представителей работодателей появляется возможность выявить недостатки в подготовке выпускников вузов и наметить перспективы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в условиях непрерывной практики.

Литература

1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: учебник для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1989. 139 с.

2. Куликова Л. М. Систематизация непрерывной педагогической практики студентов вуза физической культуры: дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2004. 237 с.

3. Маслов Б. В. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в институтах физической культуры. Основы методологии, теории и организации // М.: ГЦОЛИФК, 1989. 63 с.

4. Пупышева Е. Л. Профессиональная компетентность будущего учителя как общее условие формирования профессионально значимых личностных качеств. М.: Просвещение, 2008. 124 с.

5. Шаронин В. Ю. Компетентностный подход в формировании содержания и реализации дисциплин по выбору студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 165 с.

Информация об авторе:

Печерина Оксана Владимировна - старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры факультета физической культуры и спорта КемГУ, tofk@kemsu.ru.

Oksana V. Pecherina - Senior Lecturer at the Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 03.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.