Научная статья на тему 'Социальное партнерство как условие развития научно-исследовательской компетентности обучающихся по программе магистратуры юридического профиля'

Социальное партнерство как условие развития научно-исследовательской компетентности обучающихся по программе магистратуры юридического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / SOCIAL PARTNERSHIP / INTERACTION / RESEARCH COMPETENCE / JURISPRUDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танаева Замфира Рафисовна

В статье раскрываются теоретические аспекты взаимодействия вуза с работодателями при подготовке будущих магистров юриспруденции, а также формы взаимодействия, направленные на развитие научно-исследовательской компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social partnership as a condition for the development of research competence studying on the master program legal profile

The article describes the theoretical aspects of the interaction of the university with employers in preparation for future masters of jurisprudence, as well as forms of interaction, aimed at developing research competence of students.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство как условие развития научно-исследовательской компетентности обучающихся по программе магистратуры юридического профиля»

УДК 378.147.88: 34 ББК 74.4: 67

Танаева Замфира Рафисовна

доктор педагогических наук

кафедра социальных дисциплин и управления

Южно-Уральский государственный университет

г. Челябинск

Tanaeva Zamfira Rafisovna

Doctor of pedagogy

Department of social sciences and management

South Ural State University

Chelyabinsk

zamfira-t@yandex.ru

Социальное партнерство как условие развития научно-исследовательской компетентности обучающихся по программе магистратуры юридического профиля The social partnership as a condition for the development of research competence studying on the master program legal profile

В статье раскрываются теоретические аспекты взаимодействия вуза с работодателями при подготовке будущих магистров юриспруденции, а также формы взаимодействия, направленные на развитие научно-исследовательской компетентности студентов.

The article describes the theoretical aspects of the interaction of the university with employers in preparation for future masters of jurisprudence, as well as forms of interaction, aimed at developing research competence of students.

Ключевые слова: социальное партнерство, взаимодействие, научно-исследовательская компетентность, юриспруденция.

Key words: social partnership, interaction, research competence, jurisprudence.

Современная стратегия развития высшего профессионального образования актуализирует новые требования к подготовке выпускников. Так, одной из главных задач развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. «Это

позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации» [3].

В этой связи особое значение приобретает процесс развития научно-исследовательской компетентности обучающихся по программе магистратуры юридического профиля. Острота и масштабность современных проблем, связанных с ростом преступности, борьбой за укрепление законности и правопорядка, требуют пересмотра существующих научных подходов к борьбе с преступностью. В целях совершенствования организации научной и научно-технической деятельности, а также выявления, применения и распространения положительного опыта в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России в последнее время утвержден ряд положений. Так, утверждены Положение об организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России, Положение об организационно-научной (военно-научной) группе, Положение о научно-практической секции [4] и т.д.

Научно-исследовательская компетентность магистра юриспруденции определяется нами как одна из составляющих профессиональной компетентности, обеспечивающая направленность деятельности выпускника на достижение положительных результатов в правоохранительной сфере на научной основе. Учитывая то, что важнейшей особенностью научного исследования является сочетание в нем эмпирических и теоретических данных, одним из условий формирования научно-исследовательской компетентности обучающихся мы рассматриваем социальное партнерство образовательного учреждения и производства.

Различные аспекты социального партнерства вуза и работодателей изучали в своих научных трудах такие ученые, как Т.М. Давыденко, А.Л. Дугаров,

М.В. Никитин, А.П. Пересыпкин, Г. Ю. Семагин, И.П. Смирнов и др. Социальное партнерство в профессиональном образовании рассматривается ими как особый тип взаимодействия профессионального образовательного учреждения со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также органами управления. По мнению А.Л. Дугарова, одним из основных факторов модернизации профессионального образования и повышения ответственности регионального сообщества за обеспечение качественного профессионального образования в регионе является взаимодействие социальных партнеров и профессиональных образовательных учреждений [1].

На наш взгляд, социальное партнерство выступает как одно из основных условий развития научно-исследовательской компетентности студентов, в том числе, обучающихся по программе магистратуры юридического профиля. Основной целью социального партнерства в данном случае является получение студентами новых теоретических знаний, направленных на совершенствование правоохранительной деятельности по обеспечению законности и правопорядка, борьбу с преступностью и иными правонарушениями на основе эмпирически выявленных фактов. Таким образом, социальное партнерство определяется нами как взаимодействие образовательных учреждений и правоохранительных органов, направленное на постановку и решение педагогических и профессиональных задач, обеспечивающих повышение качества подготовки выпускников вузов, обладающих высоким уровнем научно-исследовательской компетентности.

Более подробно остановимся на понятии «взаимодействие». Термин «взаимодействие» достаточно широко и часто употребляется в научных трудах, популярной литературе, служебных документах и бытовой лексике. В социально-политической сфере установка на взаимодействие предполагает понимание противоположной позиции, других интересов и потребностей, известной правоты другой стороны, способность прийти к более широким и комплексным взглядам, к осознанию приоритета более глубоких, сближающих и объединяю-

щих различные позиции совместных интересов. При взаимодействии сохраняется принципиальная самостоятельность и определенность каждой из взаимодействующих сторон. По мнению А.Н. Иезуитова, взаимодействие - это широкое и внутреннее емкое по содержанию и форме явление и понятие. Взаимодействие включает в себя взаимосвязь и взаимоотношение в качестве определенных этапов и видов своего движения и развития: от взаимосвязи к взаимодействию через взаимоотношения - таковы эти этапы [2, С. 12]. Необходимость взаимодействия обусловлена как связью между элементами внутри самой системы, так и всей системы с внешней средой функционирования; комплексным характером задач, стоящих перед участниками взаимодействия.

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод том, что взаимодействие - это совместная деятельность двух или более участников, согласованная по целям, месту и времени для решения стоящих перед участниками общих задач. При этом «сотрудничество должно служить интересам всех участников взаимодействия, то есть разрешаемые вопросы не должны противоречить интересам партнера; взаимодействие должно стремиться к постоянному и устойчивому сотрудничеству; должны быть четко разграничены компетенции с ясным представлением своих непосредственных задач; сотрудничество должно строиться на солидарной ответственности; взаимодействие должно осуществляться на основе взаимного уважения, доброжелательности, стремления к созданию нормального социально-психологического климата» [5, С. 10]. Организация взаимодействия включает в себя определение взаимодействующих сторон; отработка механизмов взаимодействия; определение форм взаимодействия.

Совместная или согласованная деятельность характерна и для рассматриваемого взаимодействия. Взаимодействие вуза с работодателем состоит из следующих этапов:

- аналитико-прогностический, характеризующийся изучением потребностей рынка труда, поиском социальных партнеров для сотрудничества,

оценкой квалификационных требований работодателей по степени соответствия компетенций выпускников;

- процессуально-договорный, на котором осуществляется налаживание связей, заключаются договоры о сотрудничестве и отрабатываются механизмы взаимодействия;

- содержательный - этап устойчивого взаимодействия, на котором осуществляются разработка и апробация научно-методического обеспечения учебного процесса.

Взаимодействие образовательных учреждений с работодателями протекает в различных формах. К ним следует отнести заключение договоров о подготовке специалистов, организацию практик и стажировок студентов на предприятиях и в организациях, участие предприятий в днях открытых дверей, участие специалистов в учебном процессе (проведение семинаров, мастер-классов, преподавание специальных дисциплин); участие работодателей в определении требований к выпускникам в части умений и компетенций, в итоговой оценке качества выпускников. Целенаправленное взаимодействие с партнерами обусловливает расширение способов профессиональной деятельности преподавателей образовательных учреждений. В связи с этим одной из форм взаимодействия становится стажировка преподавателей на предприятиях, которая предназначена для реализации идей в учебном процессе, высказываемых заказчиками образовательных услуг.

Одной из основных форм взаимодействия факультета подготовки сотрудников правоохранительных органов с правоохранительными органами в рамках подготовки магистров юриспруденции с целью развития у них научно-исследовательской компетентности является организация учебной (научно-исследовательской) практики, направленной на расширение и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение и совершенствование практических навыков по избранной магистерской программе. подготовку к будущей профессиональной деятельности. Целью

практики является формирование у обучающихся способности вести самостоятельный научный поиск, привитие магистрантам способности ведения научно-исследовательской работы и формирование у них профессионального мировоззрения в области управленческой деятельности в правоохранительной сфере; овладение методами научного исследования, в наибольшей степени соответствующих профилю магистерской программы. Практика проводится на договорных началах в ГУ МВД России по Челябинской области, УФССП России по Челябинской области, ЮУ ЛУ МВД России на транспорте и других правоохранительных органах, проводящих исследования, включающие работы, соответствующие целям и содержанию практики. Основным требованием к месту прохождения практики является наличие подразделения, предоставляющего возможность изучения и сбора материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы магистранта.

Организация производственной практики магистрантов последнего года обучения совместно с правоохранительными органами Челябинской области также способствует повышению качества профессионально-практической подготовки магистрантов, развитию у них научно-исследовательских компетенций. Практика предусматривает сбор, систематизацию, обработку фактического материала по теме выпускной квалификационной работы (в том числе, материалов юридической практики: судебной практики по делам об административных правонарушениях, следственной, прокурорской и иной практики) под руководством опытных сотрудников правоохранительных органов; теоретико-научный анализ практических материалов и информации, подготовку аналитических материалов по теме исследования.

Наиболее распространенной формой социального партнерства в рассматриваемой сфере является проведение совместных научно-практических конференций, круглых столов, семинаров. Так, на факультете Подготовки сотрудников правоохранительных органов ежегодно совместно с правоохранительными органами проводится международная научно-практическая конференция

«Управление в правоохранительной сфере: направления развития теории и практики». В 2014 году конференция, посвященная 75-летию со дня рождения Заслуженного работника МВД полковника милиции в отставке Валерия Павловича Пустового, была организована совместно с Главным управлением по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области и Общественным советом при УМВД по г.Челябинску. На пленарном и секционных заседаниях студенты совместно с практическими работниками правоохранительных органов обсудили проблемные вопросы управления в правоохранительной сфере, права и практики применения отечественного и зарубежного законодательства, обменялись мнениями о профессиональной деятельности В.П. Пустового и стиле его руководства. Участники конференции приняли решение унаследовать уникальный управленческий опыт В.П. Пустового, а также его прогрессивные методы кадровой и воспитательной работы. Кроме этого, было принято решение проанализировать профессиональную деятельность В.П. Пустового не только с позиции практики, но и также с научной точки зрения и в рамках магистерской диссертации раскрыть особенности формирования индивидуального стиля руководителя в правоохранительной сфере.

Качественно новым уровнем взаимодействия образовательных учреждений и работодателей является создание прикладных кафедр в организациях с целью ускоренного включения выпускников в практическую деятельность. На таких кафедрах обеспечивается тесное взаимодействие двух заинтересованных партнеров, направленное на подготовку выпускников в соответствии с требованиями и запросами конкретных производств. Практические занятия проводятся на базе практических правоохранительных органов, для проведения занятий привлекаются специалисты-практики. На таких занятиях осуществляется переход от квазипрофессиональной деятельности к учебно-профессиональной деятельности. На базе прикладных кафедр формируются навыки научно-исследовательской деятельности студентов. Обучаемые овладевают эмпириче-

скими методами научного исследования, апробируют теоретические материалы своих научных работ.

Перспективной формой взаимодействия вуза с работодателями, обеспечивающая формирование высокого уровня научно-исследовательской компетентности выпускников, является реализация совместных исследовательских проектов. Специалисты различного уровня выступают в качестве консультантов по вопросам, требующим практическую область знаний. Работа над такими проектами позволяет обеспечить преемственность, то есть резко сокращается дистанция между преподавателем, специалистом и обучаемым, осуществляется перевод их взаимоотношений из «субъект-объектных» в «субъект-субъектные», которые открывают возможность для самореализации будущего специалиста уже в условиях высшего учебного заведения.

Библиографический список

1. Дугаров, А. Л. Социальное партнерство как фактор модернизации профессионального образования в регионе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Л. Дугаров. -Чита, 2008. - 22 с.

2. Иезуитов, А. Н. Философия взаимодействия. Основы и перспективы / А. Н. Иезутив. - СПб., 1993. - С. 12.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

4. Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России : приказ МВД России от 18.03.2013 N 150 (ред. от 31.12.2013).

5. Танаева, З. Р. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными и общественными организациями в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие / З. Р. Танаева, А. Д. Магденко. - Челябинск : ЧЮИ МВД России, 2008. - 90 с.

Bibliography

1. Dugarov, A.L. The social partnership as a factor of modernization of professional education in the region: abstract of dissertation. candidate of pedagogical science / A.L. Dugarov. -Chita, 2008. - 22 p.

2. Iezuitov, A.N. Philosophy of interaction. Fundamentals and prospects / A.N. Iezuitov. -St. Petersburg, 1993. - P. 12.

3. On the concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020 (together with the "Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020"): RF Government Decree of 17.11.2008№ 1662-r (editorial from 08.08.2009) // Collection of Laws of the Russian Federation. - 2008. - № 47. - P. 5489.

4. On organization of scientific support and the use of positive experience in the internal Affairs of the Russian Federation and internal armies of the Ministry of internal Affairs of Russia : the order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 18.03.2013 N 150 (editorial from 31.12.2013).

5. Tanaeva, Z.R. The interaction of Internal Affairs with state and public organizations in the prevention of child neglect and juvenile delinquency: a tutorial / Z.R. Tanaeva, AD. Magdenko. - Chelyabinsk : Cheyalyabinsky Law Institute Russian Ministry of Internal Affairs, 2008. - 90 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.