Key words: technical and technological development, technical creative work, secondary vocational pedagogical education, educational and design activity.
References
1. Venger L.A. Vospitanie i obuchenie (doshkol'nyi vozrast). Moscow, Akademiya, 2009. 230 p. (In Russian)
2. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, no. 4, i. 16. (In Russian)
3. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya. Moscow, ITs «Akademiya», 2004. 368 p. (In Russian)
4. Razvitie konstruirovaniya i obrazovatel'noi robototekhniki v uchrezhdeniyakh obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya g. Sochi na period 2014-2016 gg., available at: http://sochi-schools. ru/sut/im/d_114.pdf.
5. Pervorobot Lego WeDo. Elektronnye dannye, Lego Group, 2009. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM). (In Russian)
6. Smantser A.P. Novye tekhnologii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya kak sredstvo razvitiya tvorcheskoi lichnosti. In: "Novye tekhnologii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya". Minsk, 1995. (In Russian)
Захарова Светлана Александровна, заместитель директора по НМР ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Zakharova S. A., deputy director, Magnitogorsk pedagogical college, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Танаева, З. Р. Формирование профессионального правосознания будущих юристов посредством проектной деятельности [Текст] / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1 (17). — С. 56-60.
УДК 378 ББК 74.58
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
З. Р. Танаева
В статье раскрывается сущность и содержание проектной деятельности как средства формирования у будущих юристов профессионального правосознания. Автор приходит к выводу, что студенты юридических вузов, владеющие способами и приемами проектной деятельности, способны выступить активными носителями правовой культуры, правовой идеологии, проявлять творческую активность в решении правовых проблем, возникающих в обществе.
Ключевые слова: проектная деятельность, юрист, правосознание, социальное проектирование.
В связи со сложными социально-экономическими и политико-правовыми условиями формирования правового государства возрастают требования, предъявляемые к уровню правосознания всего общества и особенно профессионального правосознания юристов, так как от них во многом зависит состояние законности и правопорядка и в конечном итоге — станов-
ление российского демократического, правового и социального государства. Начальным этапом формирования правосознания и правового мышления юристов является обучение в вузе. На данном этапе осуществляется накопление правовых знаний, формируется определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности. В со-
ответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. (№ Пр-1511), выпускник должен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2), обладать способностью обеспечивать соблюдение законодательства РФ субъектами права (ПК-3).
Большое количество исследовательских работ посвящены раскрытию понятия и сущности правосознания (Г. Р. Ишкильдина, А. С. Пи-голкин, С. В. Широ и др.), в том числе профессионального (П. П. Баранов, А. А. Бондарев, С. А. Гаврилин, В. В. Лазарев, Н. А. Шеяфетди-нова и др.). Специфика правосознания состоит в том, что в правосознании как «особой форме общественного сознания» [2, с. 384] фиксируются представления людей о праве, законности, правосудии, о правах и обязанностях, о справедливости и несправедливости, о правомерном и противоправном. Профессиональное правосознание по своему содержанию и уровню обобщения правовых категорий является теоретическим, оно шире и глубже правосознания граждан, при этом оно носит практический характер, так как специалисту необходимо знать, как правомерно в соответствии с законом действовать в той или иной ситуации, связанной с нарушением закона. Таким образом, в содержание профессионального правосознания, наряду с квалифицированными, научно обоснованными суждениями и выводами, входит и «правовая подготовка; интенсивность, степень выраженности, острота проявления и устойчивая положительная направленность правовых установок и ценностных ориентаций; умение применять право» [3, с. 99].
Следует признать, что традиционная система профессионального образования не решает проблемы формирования профессионального правосознания будущих юристов в той степени, в какой этого требуют государственные стандарты и нормативные правовые документы. Преобладание методов информационного и операционного обучения не способно подготовить студентов к практической деятельности, связанной с умением отстаивать право.
Одной из перспективных педагогических технологий, способствующих развитию правосознания посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезиру-
ющих в себе источники правовой активности с акцентом на исследовательскую деятельность, выступает проектная технология обучения. На необходимость широкого использования технологии проектного обучения указывает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В Концепции говорится, что «в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте "Образование", как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике...» [4].
В настоящее время накоплен огромный опыт применения проектного обучения в общеобразовательных организациях (Н. А. Гордее-ва, И. Ю. Малкова, Н. В. Матяш, Е. С. Полат, М. В. Ретивых и др.), в системе среднего профессионального образования (Н. Е. Сауренко, Т. М. Щеглова и др.), высших учебных заведениях (М. К. Алиева, И. Ф. Бережная, О. И. Воинова, Е. В. Кетриш, В. В. Овод, И. А. Осадчая и др.). По мнению многих ученых, метод проектов позволяет добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности обучаемых. Так, Л. Т. Солтахмадова изучает сущность и содержание проектной деятельности как средства формирования у бакалавров экологического мышления [5, с. 93], М. К. Алиева — информационного мышления [6, с. 11], В. И. Иващенко — проектно-технологического мышления [7, с. 46] и др. Мы убеждены в том, что проектная деятельность является также эффективным средством формирования правового мышления у будущих юристов, базовой установкой которого выступает высокий уровень профессионального правосознания.
В образовательном процессе юридического вуза используются различные виды проектной деятельности студентов, направленные на формирование профессионального правосознания. Остановимся на некоторых из них.
Студенты юридических вузов принимают участие в научно-исследовательских проектах разного уровня, осуществляемых кафедрами, а также при разработке научных проектов в рамках грантовой деятельности. Совместное научное творчество преподавателей и студентов — наиболее эффективный, проверенный практикой путь развития способностей, становления характера исследователя, воспитания творческой инициативы. В ходе выполнения
научных проектов студенты учатся оценивать, анализировать и обобщать разные стороны и явления правовой жизни на основе полученных теоретических знаний и правовой практики в совокупности. В качестве примера можно привести разработанный студентами юридического института под руководством преподавателей проект «Стресс в жизни современного студента». Студентами разработаны анкеты и проведено социологическое исследование по выявлению мнения студентов по вопросам, касающимся важности подготовки к преодолению профессионального стресса и возможностей образовательного процесса вуза в этой области. Результаты проектного исследования представлены на научно-практической конференции.
Обучающие проекты, используемые в учебном процессе, связаны с реализацией учебных программ и направлены на получение глубоких и устойчивых правовых знаний, постепенно переходящих в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям. Обучающие проекты могут использоваться на разных ступенях и этапах обучения. Ориентирующий этап (обучение на 1-11 курсах) должен пробуждать у будущих юристов положительную мотивацию к изучению права, познанию новых фактов, к развитию правового мышления. Познавательный этап (Ш-1У курс) является одним из наиболее значимых этапов по содержанию информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, связанной, прежде всего, с осознанием перспективы использования на практике приобретаемых знаний, умений и навыков. Специализирующий этап (У курс) является завершающим этапом обучения, подразумевает ролевую включенность будущего специалиста в профессиональную деятельность с устойчивой положительной направленностью правовых установок и ценностных ориентаций, умением применять право. К примеру, по учебной дисциплине «История России» разрабатываются групповые проекты «История полиции в лицах», «Первые лица МВД», по философии — «Философия права в системе философии и юриспруденции», по уголовному праву — «Фантастическая криминология (на основе анализа научно-фантастических произведений)», «Дружественное к ребенку правосудие: сравнительный анализ подходов к ювенальному правосудию» и т. д.
Не теряют своего значения в юридическом вузе и технические проекты, направленные на формирование профессионального правосознания студентов. Такие проекты должны быть
выполнены с использованием современных информационных технологий, степень владения которыми также оценивается преподавателем. В качестве примера можно привести учебно-познавательный фильм «В. П. Пустовой: вершины профессионализма», выполненный и представленный студентами Юридического института Южно-Уральского государственного университета на международной научно-практической конференции «Управление в правоохранительной сфере: направления развития теории и практики», посвященной 75-летию со дня рождения заслуженного работника МВД полковника милиции в отставке Валерия Павловича Пу-стового. Кроме того, на научно-практической конференции, посвященной памяти генерала Б. М. Сергеева, студенты продемонстрировали познавательный фильм «Практик и ученый Б. М. Сергеев». На конкурсе научно-технического творчества студентов ЮУрГУ оба фильма были высоко оценены. Такого рода проекты вызывают у студентов желание осмысливать профессиональный опыт руководителей, унаследовать их уникальный управленческий опыт и прогрессивные методы работы.
В контексте нашего исследования значительный интерес представляют социальные проекты, основанные на актуальной для общества и значимой для студента проблеме. Социальные проекты предусматривают взаимодействие студентов с гражданами, общественными организациями, государственными структурами. В связи с этим социальные проекты отличаются от других типов проектов своими целевыми функциями, они многовариантны. К социальным проектам следует отнести проекты, направленные на популяризацию правовых знаний среди школьников: «Право о тебе — тебе о праве», «Закон и мы», «Подросток: справедливость, порядок, ответственность (ПСПО)», «Выборы без нарушений — выбор молодежи», «Твой выбор — твоя ответственность», «Избирательное право и молодежь». Проекты представляют собой цикл деловых игр по вопросам юридической ответственности несовершеннолетних. Эти проекты выступают как одна из форм самореализации студента в будущей профессиональной деятельности уже в условиях высшего учебного заведения, не только позволяют реализовывать задачи правового воспитания несовершеннолетних, но и создают условия для формирования профессиональных компетенций студентов-юристов, осознания предназначения юридической профессии как общественного служения.
Таким образом, внедрение проектной деятельности в образовательный процесс студентов юридических вузов подготовит юристов с глубокими и устойчивыми правовыми представлениями, чувствами и убеждениями,
привитой высокой правовой культурой, привычками и навыками правомерного поведения с высоким уровнем правосознания, следовательно, востребованными правоохранительными органами.
Библиографический список
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
2. Общая теория права [Текст] : учебник для юридич. вузов / под общ. ред. А. С. Пигол-кина. — М. : МГПУ им. Н. Э. Баумана, 1996. — 384 с.
3. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление профессиональной подготовкой будущих специалистов к работе с несовершеннолетними правонарушителями [Текст] : моногр. / Е. Ю. Никитина, З. Р. Танаева. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 196 с.
4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
5. Солтахмадова, Л. Т. Роль проектной деятельности в формировании экологического мышления у бакалавров географии [Текст] / Л. Т. Солтахмадова // Мир науки, культуры, образования. — 2016. — № 2 (57). — С. 93-94.
6. Алиева, М. К. Профессиональная подготовка бакалавров к проектной деятельности в информационно-коммуникационной предметной среде [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. К. Алиева. — Махачкала, 2016. — 21 с.
7. Иващенко, В. И. Проектно-технологическое мышление как инструмент социализации специалиста / В. И. Иващенко // Философия образования. — 2009. — С. 46-52.
For citation: Tanaeva, Z. R. Would-be lawyers' professional sense of justice development by means of project activity [Text] / Z. R. Tanaeva // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 1 (17). — P. 56-60.
WOULD-BE LAWYERS' PROFESSIONAL SENSE OF JUSTICE DEVELOPMENT BY MEANS OF PROJECT ACTIVITY
Z. R. Tanaeva
The article discusses the essence and the content of the project activity as a means of would-be lawyers' professional sense of justice development. The author concludes that law students, familiar with the project activity methods, are capable to promote the legal culture and ideology, creativity in solving the legal societal issues.
Key words: project activity, lawyer, sense of justice, social design.
References
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obra-zovaniya po napravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudentsiya (uroven' bakalavriata). [prikaz Mino-brnauki Rossii ot 01.12.2016 № 1511], available at: Konsul'tantPlyus.
2. Obshchaya teoriya prava. Moscow, MGPU im. N. E. Baumana, 1996. 384 p. (In Russian)
3. Nikitina E.Yu., Tanaeva Z.R. Pedagogicheskoe upravlenie professional'noi podgotovkoi bu-dushchikh spetsialistov k rabote s nesovershennoletnimi pravonarushitelyami. Moscow, Gumanitar. izd. tsentr VLADOS, 2010. 196 p. (In Russian)
4. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federat-sii na period do 2020 g. [rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r], available at: Konsul'tantPlyus.
5. Soltakhmadova L.T. Rol' proektnoi deyatel'nosti v formirovanii ekologicheskogo myshleniya u bakalavrov geografii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2016, no. 2 , i. 57, pp. 93-94. (In Russian)
6. Alieva M.K. Professional'naya podgotovka bakalavrov k proektnoi deyatel'nosti v informat-sionno-kommunikatsionnoi predmetnoi srede. Avtoref. dis. kand. ped. nauk. Makhachkala, 2016. 21 p. (In Russian)
7. Ivashchenko V.I. Proektno-tekhnologicheskoe myshlenie kak instrument sotsializatsii spetsial-ista. Filosofiya obrazovaniya, 2009, pp. 46-52. (In Russian)
Танаева Замфира Рафисовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере Юридического института ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Tanaeva Z. R., doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the department, South Ural state university (National research university), Chelyabinsk, e-mail: [email protected]