Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в новых реалиях времени'

Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в новых реалиях времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1875
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)" / PROFESSIONAL STANDARD " TEACHER-PSYCHOLOGIST (PSYCHOLOGIST IN EDUCATION)" / ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / GENERALIZED LABOR FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трусова Н.В.

В данной статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности педагога-психолога на основе анализа проекта профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трусова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PROFESSIONAL WORK OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS IN THE NEW REALITIES OF THE TIME

This article discusses the features of professional work educational psychologist based on the analysis of the project professional standard «Teacher-psychologist (psychologist in education)».

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в новых реалиях времени»

и курсовых работ из числа наиболее квалифицированных сотрудников; обеспечение доступа к материалам правоприменительной практики, к информационным базам данных, видео-, аудиозаписям, которые могут быть использованы в качестве учебно-методических материалов в учебном процессе; предоставление возможности для проведения практических занятий на базе практического органа; оказание помощи в трудоустройстве выпускников.

Высшее учебное заведение, на наш взгляд, должно принять на себя следующие обязательства: привлекать представителей правоохранительного органа к работе совета факультета, государственной аттестационной комиссии, к разработке основных образовательных программ и учебных планов; в целях проведения профориентационной работы организовать проведение встреч и мастер-классов со специалистами; направлять студентов для прохождения

Библиографический список

учебной, производственной и преддипломной практики в практические органы; привлекать представителей работодателя к проведению на базе вуза научно-практических конференций, изданию совместных научных работ, а также учебно-методической литературы.

Таким образом, заключение долгосрочных договоров и соглашений о сотрудничестве с работодателями позволит, с одной стороны, привлечь студентов в сферу будущей профессиональной деятельности уже на первых этапах обучения, тем самым усиливая практико-ориен-тированную подготовку студентов, с другой — обеспечить долгосрочный характер отношений с работодателями. Сотрудничество вуза с работодателем способствует подготовке квалифицированных кадров, интеграции науки, образования и практики, развитию взаимовыгодных отношений, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка труда.

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция [квалификация (степень) «магистр»] [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 14 дек. 2010 г. № 1763]. — Режим доступа: №р://шшш.дагап1 ги/р^и^/1ро/рлте^ос/55070501/.

2. Давыденко, Т. М. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик [Текст] / Т. М. Давыденко, А. П. Пересыпкин, Л. В. Верзунова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 2. — С. 144-151.

3. Клочков, А. Я. Практика и проблемы взаимодействия работодателей и системы профессионального образования [Электронный ресурс] / А. Я. Клочков, В. С. Гуров // Режим доступа: rudocs.exdat.com.

4. Шашкова, С. Н. Взаимодействие высшего профессионального образования и рынка труда в условиях трансформации современного российского общества [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / С. Н. Шашкова. — Тула, 2006. — 21 с.

УДК 37.0+159.9 Н. В. Трусова, доц. Челябинского

института развития профессионального образования, канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: NVTrusova@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ ВРЕМЕНИ

В данной статье рассматриваются особенности профессиональной деятельности педагога-психолога на основе анализа проекта профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Ключевые слова: профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», обобщенные трудовые функции.

В настоящее время активно идет процесс разработки профессиональных стандартов, затронувший и систему образования в целом, и психологов в частности. Так, с 2015 г начинает действовать профессиональный стандарт педагога, а из психологических специальностей — стандарт психолога в социальной сфере.

Наибольшие значимость и интерес для нас представляет проект профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (регистрационный номер 30, код 01.022). Этот документ недавно прошел многочисленные этапы обсуждения и согласования в различных ведомствах. Обновленная и дополненная версия проекта стандарта размещена на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ по адресу: http://profstandart.rosmintrud. ru/web/ps482469 [1].

Поскольку в разработке и составлении стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» принимали участие не только ученые, но и практики, можно сказать, что составлен он с учетом традиционно существующих направлений профессиональной деятельности педагогов-психологов, а также новых задач, связанных с реформированием всей системы образования.

Стандарт охватывает деятельность психологов, которые работают в системе дошкольного, начального и среднего общего образования, среднего и высшего профессионального образования, образования для взрослых и пр.

Стандарт — это не представление об идеальном специалисте, а минимальный усредненный набор требований к знаниям и умениям, которыми должен обладать психолог, приходящий на работу в образовательную организацию. Профессиональный стандарт ценен прежде всего тем, что он определяет нижнюю планку квалификации, отсекая специалистов, которые по разным причинам находятся ниже этой самой планки [2].

Согласно стандарту, педагогом-психологом (психологом в сфере образования) может быть лицо с высшим образованием по профильным направлениям. При этом уровень его квалификации должен быть седьмым. Поясним, что это такое.

В документе «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 12 апреля 2013 г., обозначено девять уровней квалификации, которые должны применяться при разработке профессиональных стандартов. Для каж-

дого из этих уровней определены полномочия, характер умений, знаний и основные пути достижения квалификации. Так, первый уровень предусматривает деятельность под руководством и индивидуальную ответственность; работники заняты, как правило, физическим трудом. Для этого уровня достаточно краткосрочного обучения или инструктажа, а также практического опыта.

На следующих уровнях расширяются полномочия, растет ответственность, повышаются требования к образованию. Так, седьмому уровню соответствуют следующие полномочия и ответственность: определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений.

Характер умений определяется решением задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных; разработкой новых методов, технологий.

Характер знаний предполагается на уровне понимания методологических основ профессиональной деятельности, создания новых знаний прикладного характера в определенной области, определения источников и поиска информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации.

Если говорить о видах деятельности, которыми предстоит заниматься психологам, то в стандарте они представлены очень подробно. Все они (под заголовком «Обобщенные трудовые функции») объединены в два блока, каждый из которых содержит целый перечень трудовых функций (направлений работы).

Первый из блоков — «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ». Туда входят: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ, психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных учреждений, психологическое консультирование субъектов образовательного процесса, коррек-ционно-развивающая работа с обучающимися, психологическая диагностика обучающихся, психологическое просвещение субъектов образовательного процесса, психопрофилактика

(профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях) [1].

Второй блок — «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» — отражает работу психолога с особыми детьми. Он включает: психологическое просвещение субъектов образовательного процесса по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; психологическую профилактику нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность по поддержке этой категории детей и подростков; психологическое консультирование, коррекцию поведения и нарушений их в развитии, психологическую диагностику особенностей таких детей [1]. Все эти виды деятельности (трудовые функции) понятны и традиционны для работы психологов.

Более подробно требования к специалистам, которым предстоит воплощать их в жизнь, раскрываются в разделе, посвященном конкретизации перечисленных ранее трудовых функций, а также требованиям к знаниям и умениям, которыми должен обладать специалист.

Думаю, педагог-психолог необходим системе образования, пытающейся осознать, что же изменилось с введением новых стандартов и что теперь делать. Перед ним открылось много новых профессиональных возможностей для самореализации в образовании, появились новые функции (или значительно укрепились прежние). Каковы же эти функции?

Функция первая: толковать. Концептуальная часть образовательного стандарта хороша и глубоко психологична. Но при этом туманна, полна несостыковок, нерасшифрованных тезисов. Чтобы такой текст лег в основу практической деятельности, его нужно перевести на понятный практикам язык — язык принципов и технологий. В этом нуждается педагог, и это может сделать психолог, который по содержанию своего образования и профессиональному тезаурусу ближе всех к языку стандарта. Именно педагог-психолог способен помочь своим коллегам понять, в чем принципиальная новизна концепции, заложенной в стандарт, почему

он стал настолько психологичным, какие цели и механизмы их реализации затребовали эту психологизацию [3].

Функция вторая: совместно разрабатывать. Образовательные технологии, с помощью которых можно реализовать развивающий потенциал стандарта, по сути своей являются психолого-педагогическими, т. е. ориентированы на решение педагогических задач и опираются на психологические закономерности и механизмы развития, присвоения, формирования и т. д. На первых порах педагогам, осваивающим эти технологии, очень нужна будет реальная помощь, для того чтобы удержать психологическую составляющую технологии. А лучшая помощь — это совместная разработка. И, возможно, совместное проведение, поскольку сложность любой развивающей технологии не только в том, чтобы подготовить сценарий на ее основе, но и в том, чтобы реализовать его на практике [3].

Функция третья: создавать модель. Педагог-психолог на примере своей собственной работы, своих занятий, игр, тренингов должен показывать, как выглядит развивающая образовательная ситуация [3].

Функция четвертая: давать обратную связь. Не всегда можно включиться в разработку образовательных ситуаций вместе с педагогами, порой возникают чисто организационные проблемы. Но если и не удается вместе что-то создать, то можно присоединиться к процессу хотя бы на стадии рабочей экспертизы созданного. Пока оно не реализовалось в работе с обучающимися, не вышло в свет, не стало предметом рассмотрения на методическом совете, можно обсудить сценарий с педагогом, дать обратную связь. Профессиональный экспертный взгляд необходим сегодня даже очень сильным педагогам. Скажем так: он прежде всего необходим сильным педагогам, потому что они хотят и могут работать глубоко, но им иногда элементарно не хватает психологических знаний [3].

Функция пятая: вдохновлять и поддерживать. Данная функция — из разряда миссии и долга психолога перед современным образованием. Образование обрело надежду на изменение. В нем на уровне идеи и цели появился человек. Не в качестве материального субстрата — носителя знания, а в качестве автора и распорядителя знанием. Воплощение этой надежды в жизнь требует огромных преобразований. И наверно, именно психолог должен поддерживать, вдохновлять и помочь настроиться на всевозможные открывающиеся изменения, которые происходят в системе образования [3].

Внедрение в российское образование федерального государственного образовательного стандарта нового поколения способствует тому, что психологи определяют свое место в новой системе образования, а педагоги и руководители образовательных учреждений осознают, что без участия психологов вряд ли можно говорить об эффективном переходе к работе по новым стандартам.

Принятие данного профессионального стандарта, несомненно, будет способствовать укреплению позиций педагогов-психологов

в образовательной организации, прежде всего за счет определения круга их должностных обязанностей и требований к уровню подготовки. Важно, что с принятием стандарта и сами психологи, и руководители системы образования разных уровней будут четко представлять себе реальные возможности специалистов, а также то, какой вклад они могут внести в совершенствование работы конкретной образовательной организации; будут знать, каких результатов можно ожидать от работы психолога, и подбирать специалистов нужной квалификации.

Библиографический список

1. Проект профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps482469.

2. Решетникова, О. Будем жить по стандарту? (О трудовых функциях и квалификационных требованиях) [Текст] / О. Решетникова // Школьный психолог. — 2015. — Январь. — С. 55-58.

3. Битянова, М. Психолог и ФГОС : Новые функции на новом этапе [Текст] / М. Битянова // Школьный психолог. — 2015. — Январь. — С. 4-7.

УДК 377+001 И. И. Тубер, директор Южно-Уральского

государственного технического колледжа (ЮУрГТК), предс. Ассоциации образовательных организаций СПО Челябинской обл., канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: info@sustec.ru Т. Ю. Крашакова, зам. директора по науч.-метод. работе ЮУрГТК, г. Челябинск, e-mail: kraschakova@sustec.ru Н. М. Старова, зав. науч.-метод. центром ЮУрГТК, канд. пед. наук, г. Челябинск

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты организации научно-исследовательской работы студентов колледжа через создание научно-исследовательского общества; приводится инновационная модель педагогического управления развитием творческих способностей студентов.

Ключевые слова: творческий потенциал, развитие творческого потенциала, педагогическое управление, модель педагогического управления.

Социально-экономическое развитие государства определяется уровнем образования молодых специалистов. Они должны быть способны преодолевать жизненные трудности, адаптироваться в стремительно меняющихся социально-экономических условиях. В дополнение к этому востребована личность с ярко выраженной субъектной позицией, обладающая способностью самостоятельно и критически мыслить, выраба-

тывать и защищать собственную точку зрения. Данная идея четко прослеживается на государственном уровне. В Национальной доктрине образования Российской Федерации декларируется обеспечение современного разностороннего развития молодежи, указывается на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее творческих способностей, формирования умений и навыков ее самореализации [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.