Научная статья на тему 'Анализ организации взаимодействия предприятий-работодателей и вуза'

Анализ организации взаимодействия предприятий-работодателей и вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК / КОЭФФИЦИЕНТ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ УРОВНЕМ ПОДГОТОВКИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ВУЗ-РАБОТОДАТЕЛИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / VOCATIONAL TRAINING OF GRADUATES / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICE / COEFFICIENT OF SATISFACTION OF EMPLOYERS WITH LEVEL OF TRAINING OF STUDENTS / MEASURES FOR ESTABLISHMENT AND STRENGTHENING / INTERRELATION OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лысенко Наталья Николаевна

В статье рассматриваются аспекты взаимодействия вузов и предприятий-работодателей при организации учебной и производственной практик студентов. Особое внимание уделено оценке эффективности взаимосвязи вуза и работодателей (анкетирование). Предлагается описание методики интерпретации полученных результатов. Кроме того, представлены возможности по установлению и укреплению взаимосвязи вуза и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лысенко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTERACTING ORGANIZATION BETWEEN ENTERPRISES-EMPLOYERS AND HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In the article the aspects of interaction between higher education institutions and enterprises employers in the process of organizing of educational and industrial practice of students are considered. Special attention is devoted to an assessment of efficiency of interrelation between a higher education institution and employers (questionnaire survey) and to the description of a technique of interpretation of its results. Besides, the review of measures for establishment and strengthening of interrelation of higher education institution and employers is submitted.

Текст научной работы на тему «Анализ организации взаимодействия предприятий-работодателей и вуза»

— организация в образовательном учреждении деятельностно-ориентированной среды, позволяющей студентам проявлять предприимчивость на основе использования полученных на лекциях и семинарских занятиях экономических знаний;

— модульное проектирование учебной и внеучебной деятельности, включающем аналитическую деятельность, практику проектной работы;

— включение студентов в целеполагание и планирование предпринимательской деятельности, в реальные экономические отношения и производство товаров посредством организации малых студенческих предприятий;

— мониторинг сформированности предпринимательских компетенций обучающихся, их готовности к самостоятельной предпринимательской деятельности.

В процессе подготовки кадров по рабочим профессиям в техникуме было создано несколько студенческих объединений, позволяющих на практике применять полученные знания в сфере предпринимательства. Так, с 2014 г успешно работают экскурсионное бюро «То-

мички», студенческий ресурсный центр. Цикл экскурсий «Заоблачные высоты» (для пассажиров самолетов), «Томск Томичам» (аудиоэкскур-сии на городском транспорте) получили высокую оценку администрации города. Ресурсный центр в 2015 г подготовил 360 студентов, владеющих навыками предпринимательства.

В заключение отметим, что формирование предпринимательских компетенций студентов СПО в учебном процессе ОГБОУ СПО «ТомИнТех» является перспективным направлением реализации подготовки квалифицированных специалистов в сфере коммерческой деятельности.

1. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело. Выпуск 1. Предприниматель и предпринимательство. — М. : Прогресс-Универс, 1991.

2. Гражданский кодекс РФ. — URL: http://vladnielton.nu/ gragdkodeks.

3. Loyko O., Ivaniva S., Rudneva E. Vocation Education in global community // Policy and Educational Development in a Global Context. — Hong Kong, 2014. — P. 50.

4. Гладилина И. П., Гришакова О. П., Трусова Л. А. Формирование предпринимательских компетенций у школьников с использованием возможностей социального партнерства. — М. : Альфа, 2010.

УДК/uDC 378.147 Н. Н. Лысенко

Natalya Lysenko

анализ организации взаимодействия предприятий-работодателей и вуза

ANALYSIS OF INTERACTING ORGANIZATION

between enterprises-employers

AND HIGHER EDuCATION INSTITUTION

В статье рассматриваются аспекты взаимодействия вузов и предприятий-работодателей при организации учебной и производственной практик студентов. Особое внимание уделено оценке эффективности взаимосвязи вуза и работодателей (анкетирование). Предлагается описание методики интерпретации полученных результатов. Кроме того, представлены возможности по установлению и укреплению взаимосвязи вуза и работодателей.

In the article the aspects of interaction between higher education institutions and enterprises — employers in the process of organizing

of educational and industrial practice of students are considered. Special attention is devoted to an assessment of efficiency of interrelation between a higher education institution and employers (questionnaire survey) and to the description of a technique of interpretation of its results. Besides, the review of measures for establishment and strengthening of interrelation of higher education institution and employers is submitted.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, организация учебной и производственной практик, коэффициент удовлетворенности

работодателей уровнем подготовки, взаимосвязь «вуз — работодатели».

Keywords: professional competences, vocational training of graduates, organization of educational and industrial practice, coefficient of satisfaction of employers with level of training of students, measures for establishment and strengthening of interrelation of higher education institution and employers.

Основными внешними потребителями услуг высших учебных заведений являются работодатели (предприятия, организации, органы государственной власти и др.), которые принимают на работу выпускников вузов и ожидают от них владения комплексом профессиональных компетенций, соответствующих требованиям развития инновационной модели экономики и общества.

При этом во многих регионах России схема «вуз — предприятие — регион», позволяющая как повысить качество профессиональной подготовки выпускников, так и обеспечить предприятия региона высококвалифицированными кадрами, работает недостаточно эффективно. Российские вузы во многом направили свою деятельность на обслуживание образовательных запросов населения, а не на адаптацию к изменившемуся спросу со стороны работодателей.

В этих условиях значительно возрастает роль учебной и производственной практик, призванных обеспечить формирование практических навыков работы будущих выпускников, закрепить полученные во время учебы в вузе теоретические знания, сформировать умения применять их для решения конкретных задач, а также развить их профессионально значимые качества.

Однако уровень организации практик принимающей стороной (предприятиями — базами практик) недостаточен для приобретения студентами реального опыта работы. Причина этого кроется в том, что связи вузов с работодателями зачастую носят формальный характер.

В Сахалинском государственном университете прилагаются все усилия для установления тесных связей с работодателями, способствующих повышению качества подготовки выпускников. Так, при подготовке менеджеров (профиль «Производственный менеджмент») ответственность за организацию такового взаимодействия лежит на кафедре управления. Кафедра предоставля-

ет студентам полную базу данных по кругу предприятий, потенциально готовых принять на практику студента-практиканта, и предприятий, с которыми у СахГУ имеются долгосрочные договоры на предоставление места практики.

Кроме того, поиск базы практик производится частью студентов самостоятельно путем подключения к решению этой проблемы родственников, друзей, работающих сокурсников. Это обеспечивает студентам формирование коммуникативных, организационно-управленческих и прочих профессиональных компетенций. Кроме того, в этом случае руководители практик от предприятий более лояльно идут на «рабочий контакт» со студентами-практикантами: предоставляют всю необходимую информацию о предприятиях, более эффективно организуют рабочие места, уделяют значительное количество рабочего времени для консультирования.

Если студент испытывает трудности с нахождением предприятия, готового принять практиканта на практику, тогда к поиску предприятия — базы практики подключается кафедра, налаживая контакт с предприятиями.

Одним из важных инструментов оценки связи вуза с работодателем является регулярно проводимое анкетирование субъектов этих отношений — студентов-практикантов и предприятий-работодателей.

Задачи такого мониторинга включают:

— проведение анкетирования работодателей (предприятий, предоставляющих места практики);

— выявление наиболее слабых характеристик системы взаимодействия вуза и работодателя;

— оценка уровня владения студентами-практикантами профессиональными компетенциями;

— разработка мероприятий по развитию социального партнерства вуза и работодателей.

Объектом исследования является оценка удовлетворенности работодателей уровнем профессиональной подготовки студентов-практикантов. Предмет исследования — организация взаимодействия предприятия — базы практики с вузом. Технология проведения исследования включает: разработку анкет; проведение анкетирования; анализ результатов проведенного анкетирования; разработку мероприятий по совершенствованию системы взаимоотношений вуза и ра-

ботодателей, в том числе по совершенствованию организации прохождения студентами учебной и производственной практик.

Анкета, на основе которой проведено наше исследование, была разработана преподавателями кафедры менеджмента организации (с 1.01.2015 она структурно вошла в кафедру управления) в период с 2010 по 2013 г включительно. Анкета включала 22 вопроса. Каждый вопрос было предложено оценить по шкале от 0 до 5 баллов.

Данную анкету студенты предоставляли своим работодателям на последнем этапе прохождения практики, в период оценивания руководителями предприятий выполнения студентами программ практик.

В ходе анкетирования опрошено 40 человек из числа руководителей предприятий, на которых было организовано прохождение производственной практики студентами очной формы обучения. Таким образом, по результатам анкетирования максимальная суммарная оценка могла набрать 200 баллов по каждому вопросу (5 баллов х 40 человек).

Оценка результатов анкетирования проходила в два этапа: на первом — путем расчета средней арифметической по каждому вопросу определялся средний балл, далее проводилось ранжирование рассчитанных средних баллов (табл. 1).

Таблица 1

Ранжирование ответов работодателей

Интервал Категория оценки утверждения

1-2 Утверждение редко выполняется

2,1-3 Утверждение выполняется в половине случаев

3,1-4 Утверждение выполняется в большинстве случаев

4,1-5 Утверждение всегда выполняется

На втором этапе рассчитывался коэффициент удовлетворенности работодателей уровнем подготовки студентов по формуле:

к,

I NiB

V N в

где К — степень удовлетворенности работодателей по |-тому вопросу анкеты;

В| — балльная оценка работодателя по ргому вопросу;

Втах — максимально возможная оценка (200 бтахллов).

В первую группу утверждений (ответов) вошли те, которые дают возможность оценить уровень профессиональной подготовки студентов (табл. 2).

Таблица 2

Оценка уровня профессиональной подготовки студентов

Утверждение (вопрос) анкеты B ср I N=1Bi УN R ¿^ i=l -°тах К,

(4—5) всегда выполняется

1. Студенты СахГУ на практике в Вашей организации зарекомендовали себя хорошо 4,85 194 200 0,97

4. Выпускники СахГУ владеют компьютерными технологиями 4,8 192 200 0,96

3. Выпускники СахГУ владеют специальными знаниями 415 166 200 0,83

7. Выпускники СахГУ качественно подготовлены к практической работе 415 166 200 0,83

2. Как Вы оцениваете в целом качество подготовки студентов СахГУ 41 164 200 0,82

(3-4) выполняется в большинстве случаев

8. Выпускники СахГУ качественно подготовлены к научно-исследовательской работе 3,9 156 200 0,78

6. Выпускники СахГУ владеют практическими навыками 3,55 142 200 0,71

11. К преимуществам выпускников СахГУ можно отнести узкопрофильность подготовки 3,35 134 200 0,67

Окончание таблицы 2

12. К преимуществам выпускников СахГУ можно отнести достаточную способность к самообучению 3,35 134 200 0,67

14. Уровень теоретических знаний помогает выпускникам СахГУ эффективно работать 3,3 132 200 0,66

5. Выпускники СахГУ владеют иностранными языками 3,25 130 200 0,65

9. Выпускники СахГУ качественно подготовлены к педагогической деятельности 3,2 128 200 0,64

(2-3) выполняется в половине случаев

10. Уровень знаний выпускников СахГУ выше, чем у конкурентов 2,7 108 200 0,54

13. Недостаток практических навыков мешает выпускникам СахГУ эффективно работать 2,25 90 200 0,45

ИТОГО 3,64 2036 2800 0,73

Наиболее высокие оценки («Утверждение всегда выполняется») получили утверждения № 1-4, 7. Первое утверждение (вопрос) анкеты «Студенты СахГУ на практике в Вашей организации зарекомендовали себя хорошо» получило максимальную суммарную и среднюю оценку работодателей: 194 и 4,85 балла соответственно. При этом работодатели на 83 % удовлетворены подготовкой студентов к практической деятельности на предприятии и в области компьютерных технологий. В целом работодатели оценили качество подготовки студентов СахГУ на 82 % (4,1 балла).

Во вторую категорию ответов респондентов попали утверждения № 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14 («Утверждение выполняется в большинстве случаев»). При этом работодатели на 78 % удовлетворены подготовкой студентов к научно-исследовательской работе, на 71 % — владением практическими навыками, на 65 % — владением

иностранными языками, на 64 % — подготовкой к педагогической деятельности. При этом способность к самообучению и узкопрофильность подготовки студентов СахГУ оценена работодателями на 67 %, а уровень теоретических знаний оценен как недостаточно высокий — на 66 %.

В третью категорию утверждений («Выполняется в половине случаев») попали утверждения № 10 и 13. Работодатели оценили уровень конкурентоспособности студентов СахГУ на 54 %, а недостаток практических навыков, мешающий выпускникам СахГУ эффективно работать, — на 45 %.

Таким образом, общий уровень удовлетворенности работодателей уровнем профессиональной подготовки студентов составил 73 %.

Вторая группа утверждений (ответов) включала те, которые дают возможность оценить уровень организации взаимодействия Сахалинского университета с работодателями (табл. 3).

Таблица 3

Оценка уровня организации взаимодействия СахГУ с работодателями

Утверждение (вопрос) анкеты Итого тах В ср К,

(3-4) выполняется в большинстве случаев

18. СахГУ можно считать центром для подготовки кадров, работающих в регионе, необходимого Вам профиля 150 200 3,75 0,75

21. Набор направлений подготовки в СахГУ соответствует потребности Сахалинской области в кадрах 148 200 3,45 0,69

(2-3) выполняется в половине случаев

15. Ваше предприятие готово предоставить места студентам СахГУ для прохождения практики 116 200 2,9 0,58

17. Вы готовы продолжать и рекомендовать сотрудничество с СахГУ 106 200 2,65 0,53

19. Вы бы хотели регулярно получать информацию о сроках и месте проведения курсов по повышению квалификации в СахГУ 100 200 2,5 0,5

Окончание таблицы 3

20. Вы бы хотели регулярно получать информацию о новых направлениях подготовки, открывающихся в нашем университете 84 200 2,1 0,42

(1-2) редко выполняется

22. Ваша организация готова обучать студентов в СахГУ по целевой контрактной подготовке 68 200 1,7 0,34

16. СахГУ с Вашим предприятием связывают давние связи 50 200 1,25 0,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТОГО 822 1600 2,57 0,51

В категорию «утверждение всегда выполняется» не вошел ни один ответ. При этом в категорию «утверждение выполняется в большинстве случаев» вошло два ответа (№ 18 и 21). Так, возможность СахГУ считать центром для подготовки кадров в регионе необходимого работодателям профиля оценена ими на 75 %. При этом соответствие набора направлений подготовки в СахГУ потребностям Сахалинской области в кадрах оценено на 69 %.

Готовность работодателей в дальнейшем предоставлять места студентам СахГУ для прохождения практики оценена ими на 58 % при 53-процентном уровне готовности продолжать и рекомендовать сотрудничество с СахГУ руководителям других предприятий региона. Желание регулярно получать информацию о сроках и месте проведения курсов по повышению квалификации в СахГУ оценено работодателями на 50 % при 42-процентном уровне готовности получать информацию о новых направлениях подготовки, открывающихся в университете.

Готовность обучать студентов в СахГУ по целевой контрактной подготовке оценена работодателями на 34 % (низкий процент, очевидно, обусловлен необходимостью финансирования подготовки).

В целом взаимоотношения руководимых ими предприятий во временном аспекте оценено работодателями как редко выполнимые (на 25 %).

Подводя итоги проведенному исследованию, отметим: необходимо проработать программу конкретных мер, способных укрепить взаимосвязь «СахГУ — работодатели». Для установления и укрепления взаимосвязи вуза и работодателей следует предпринять определенные меры:

1)создание базы данных выпускников (практически все выпускники — это в будущем ведущие специалисты и руководители разных

уровней на предприятиях различных отраслей, способные стать организаторами приема студентов на учебную и производственную практики);

2) заключение долгосрочных договоров с предприятиями на организацию учебной и производственной практик;

3) изучение заявок работодателей, поданных ими в региональные центры службы занятости населения, и установление с ними контактов, если будет выявлена потребность в персонале по направлению подготовки вуза;

4) создание студенческих центров занятости (кадровых агентств, служб трудоустройства и т. д.), которые могут играть роль посредников в трудоустройстве выпускников;

5) создание системы госзаказа на подготовку персонала.

Из перечисленных последняя мера в меньшей степени на современном этапе зависит от вуза. Здесь нужна соответствующая государственная программа.

Тем не менее, реализация мер по установлению и укреплению взаимосвязи вуза и работодателей позволит обеспечить:

— эффективную организацию проведения учебной и производственной практик;

— более качественную профессиональную подготовку выпускников;

— послевузовское трудоустройство выпускников и т. д.

1. Седунова С. Ю., Королева В. В. Модели организации сотрудничества вуза и работодателей [Электронный ресурс] // Вестник Псковского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. — 2009. — Вып. № 9. — URL: http://cyberleninka.ru/article/ri/modeli-organizatsN-sotrudnichestva-vuza-i-rabotodateley#ixzz3D2WGiwqG

2. Давыденко Т. М., Пересыпкин А. П., Верзунова Л. В. Роль работодателей в процессе развития профессиональных компетенций студентов при реализации учебных и производственных практик [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 2. — URL: www.science-education.ru/102-5753.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.