Научная статья на тему 'ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА И ПРОЦЕСС ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ'

ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА И ПРОЦЕСС ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КРАЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАРТИЙНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПАРТИЙНЫЕ СЪЕЗДЫ / СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОН / СОВЕТСКОЕ НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PARTY AND STATE NOMENCLATURE / INDUSTRIALIZATION / NORTH CAUCASUS REGION / REGIONAL PARTY ORGANIZATIONS / PARTY CONGRESSES / SOVIET POLITICAL / MODERNIZATION / MULTINATIONAL REGION / SOVIET NATIONAL ECONOMY / PERSONNEL POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич, Кравченко Инна Николаевна

В статье освещена одна из важных проблем отечественной историографии - функционирование партийно-государственной номенклатуры в период модернизации советского народного хозяйства, а именно индустриализации. В представленной работе на базе принятых решений партийных и советских высших органов управления проводится анализ процесса становления законодательной базы для реализации модернизации народного хозяйства. Анализируя архивные документы исследуемого хронологического периода, мы видим противоборство генеральной партийной линии с альтернативной позицией развития советской промышленности как в центре, так и в регионах. На основе решений партийных съездов и конференций восстановлен механизм реализации партийно-государственной номенклатурой индустриализации Северокавказского региона. Раскрыты отличительные особенности функционирования системы регионального партийно-государственного управления. В исследуемый период партийно-государственная номенклатура также решала не только задачи промышленной модернизации, но и проблемы, связанные с процессом ликвидации неграмотности, расширения сети детских домов для сирот, дошкольных учреждений и школ профессионально-технического образования. В статье указывается особенность Северокавказского края, которая выражена в многонациональности региона, но региональная власть этому вопросу уделяла большое внимание, которое нашло отражение в различных аспектах деятельности партийно-государственной номенклатуры Северокавказского края. От создания комитета по разработке нового алфавита до формирования Горского научно-исследовательского института. Исследуется процесс роста национальных кадров рабочего класса, так как именно этот процесс был определяющим при проведении индустриализации Северокавказского региона. Так как именно количественный и качественный рост региональных партийных организаций способствовал проведению политики центральных органов власти на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич, Кравченко Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTY-STATE NOMENCLATURE AND THE PROCESS OF INDUSTRIALIZATION IN THE NORTH CAUCASUS REGION

The article highlights one of the important problems of Russian historiography, the functioning of the party-state nomenclature during the modernization of the Soviet national economy, namely, industrialization. The authors analyzed the decisions taken by the party and Soviet supreme governing bodies concerning the process of formation of the legislative base for the implementation of the modernization of the national economy. Researchers investigated the archival documents of the chronological period and mentioned the confrontation of the general party line with the alternative position of the development of Soviet industry both in the center and in the regions. The article restored the mechanism of the implementation of the industrialization of the North Caucasus region by the party-state nomenclature based on the decisions of the party congresses and conferences. The authors revealed distinctive features of the functioning of the regional party-state administration system. The researchers showed that the party-state nomenclature also solved the problems related to the process of eliminating illiteracy, expanding the network of orphanages for orphans, preschool institutions and vocational schools during that period. The article points to the peculiarity of the North Caucasus Region i.e. the multinational nature of the region. The regional authorities paid great attention to this issue, which was reflected in various aspects of the activities of the party and state nomenclature of the North Caucasus Region. One of the examples was the creation of the committee for the development of a new alphabet and the formation of the Mountain Research Institute. The article examines the process of growth of the national working class because this process was decisive during the industrialization of the North Caucasus region. The authors conclude that the quantitative and qualitative growth of regional party organizations contributed to the implementation of the policy of the central authorities in the region.

Текст научной работы на тему «ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА И ПРОЦЕСС ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ»

УДК 9.908 ББК 63.3(0)6

Е.В. Туфанов, И.Н. Кравченко

Ставропольский государственный аграрный университет

ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА И ПРОЦЕСС ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

В статье освещена одна из важных проблем отечественной историографии - функционирование партийно-государственной номенклатуры в период модернизации советского народного хозяйства, а именно индустриализации. В представленной работе на базе принятых решений партийных и советских высших органов управления проводится анализ процесса становления законодательной базы для реализации модернизации народного хозяйства. Анализируя архивные документы исследуемого хронологического периода, мы видим противоборство генеральной партийной линии с альтернативной позицией развития советской промышленности как в центре, так и в регионах. На основе решений партийных съездов и конференций восстановлен механизм реализации партийно-государственной номенклатурой индустриализации Северокавказского региона. Раскрыты отличительные особенности функционирования системы регионального партийно-государственного управления.

В исследуемый период партийно-государственная номенклатура также решала не только задачи промышленной модернизации, но и проблемы, связанные с процессом ликвидации неграмотности, расширения сети детских домов для сирот, дошкольных учреждений и школ профессионально-технического образования. В статье указывается особенность Северокавказского края, которая выражена в многонациональности региона, но региональная власть этому вопросу уделяла большое внимание, которое нашло отражение в различных аспектах деятельности партийно-государственной номенклатуры Северокавказского края. От создания комитета по разработке нового алфавита до формирования Горского научно-исследовательского института. Исследуется процесс роста национальных кадров рабочего класса, так как именно этот процесс был определяющим при проведении индустриализации Северокавказского региона. Так как именно количественный и качественный рост региональных партийных организаций способствовал проведению политики центральных органов власти на местах.

Ключевые слова: партийно-государственная номенклатура, индустриализация, Северокавказский край, региональные партийные организации, партийные съезды, советская политическая, модернизация, многонациональный регион, советское народное хозяйство, кадровая политика.

E.V. Tufanov, I.N. Kravchenko

Stavropol State Agrarian University

PARTY-STATE NOMENCLATURE AND THE PROCESS OF INDUSTRIALIZATION IN THE NORTH CAUCASUS REGION

The article highlights one of the important problems of Russian historiography, the functioning of the party-state nomenclature during the modernization of the Soviet national economy, namely, industrialization. The authors analyzed the decisions taken by the party and Soviet supreme governing bodies concerning the process of formation of the legislative base for the implementation of the modernization of the national economy. Researchers investigated the archival documents of the chronological period and mentioned the confrontation of the general party line with the alternative position of the development of Soviet industry both in the center and in the regions. The article restored the mechanism of the implementation of the industrialization of the North Caucasus region by the party-state nomenclature based on the decisions of the party congresses and conferences. The authors revealed distinctive features of the functioning of the regional party-state administration system.

The researchers showed that the party-state nomenclature also solved the problems related to the process of eliminating illiteracy, expanding the network of orphanages for orphans, preschool institutions and vocational schools during that period. The article points to the peculiarity of the North Caucasus Region i.e. the multinational nature of the region. The regional authorities paid great attention to this issue, which was reflected in various aspects of the activities of the party and state nomenclature of the North Caucasus Region. One of the examples was the creation of the committee for the development of a new alphabet and the formation of the Mountain Research Institute. The article examines the process of growth of the national working class because this process was decisive during the industrialization of the North Caucasus region. The authors conclude that the quantitative and qualitative growth of regional party organizations contributed to the implementation of the policy of the central authorities in the region.

Key words: Party and state nomenclature, industrialization, North Caucasus region, regional party organizations, party congresses, Soviet political, modernization, multinational region, Soviet national economy, personnel policy.

Одной из актуальных проблем советской истории является вопрос функционирования партийно-государственной номенклатуры в период модернизации советского народного хозяйства. Так как именно деятельность партийно-государственной номенклатуры определяла функционирование политической системы и народного хозяйства Советского государства.

Деятельность партийно-государственной номенклатуры в период проведения индустриализации народного хозяйства как в центре, так и в Северокавказском крае представляет определенный интерес. Данная проблема получила освещение в отечественной историографии. Одним из исследователей системы управления Советского государства и партийно-государственной номенклатуры является Е.Г. Гимпельсон, однако в его работах широкое освещение получил процесс функционирования центральных органов власти, а деятельность власти на местах не была представлена в его монографиях [8]. Проблемы становления и развития партийно-государственной номенклатуры в Северокавказском крае нашли отражения в работах Е.В. Туфанова, однако деятельность номенклатуры в контексте реформирования народного хозяйства не получила достойного освещения [21,22]. Следует выделить работу М.А. Гутиевой, где на обширной источниковой базе представлен процесс становления национальных кадров управления Северокавказского края, однако система функционирования национальных кадров в период индустриализации на Северном Кавказе не была представлена [9].

Целью данной работы является исследование процесса деятельности партийно-государственной номенклатуры в период индустриализации Советского народного хозяйства. Исследование строится на принципах историзма и объективности. Основным принципом исследования является проблемно-хронологический с привлечением широкой источниковой базы архивных документов и работ (монографий, статей) по заявленной тематике.

Советское государство к середине 1920-х гг. подошло, преодолев ряд политических и экономических кризисов. Однако для реализации амбициозных проектов советского руководства государству необходимо было кардинально менять подход к развитию народного хозяйства. В Москве с 18 по 31 декабря 1925 г. работал четырнадцатый съезд ВКП (б)[10, с. 192-258]. XIV съезд был съездом индустриализации. В резолюции по отчету Центрального комитета отмечалось: «... обеспечить за СССР экономическую самостоятельность, оберегающую СССР от превращения его в придаток капиталистического мирового хозяйства, для чего держать курс на индустриализацию страны,

развитие производства и образование резервов для экономического маневрирования» [11, с. 196-97]. Таким образом, на основании решений партийного съезда Советскому государству предстояла серьезная трансформация из традиционно-аграрного уклада экономики в промышленную державу. Партийно-государственная номенклатура стала во главе данных преобразований. Следует отметить, что XIV партийный съезд имел большое значение в жизни и деятельности государства. Это и решение перевести страну на индустриальные рельсы, также съезд своим решением одобрил политику ЦК, которая была направлена на то, чтобы не допустить дискуссии с руководителями ленинградской организации и их единомышленниками. Съезд принял обращение ко всем членам Ленинградской организации [12, с. 210-212]. В обращении отмечалось, что оппозиция разоблачила себя на съезде целиком, «лидеры оппозиции не говорили о разногласиях с ЦК и собирали голоса, а на съезде выступили как обособленная группа, противопоставляя себя Центральному комитету нашей партии» [13, с. 211]. Таким образом, разгромил «новую оппозицию», которую возглавили Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев. Съезд особое внимание обратил на кадровый вопрос, так как работа по подбору работников государственных и хозяйственных органов являлась важнейшей задачей партии. Органы контроля КК и РКИ действовали путем очищения органов государственного управления от негодных элементов. Однако контролирующие органы, как отмечает съезд, должны организовать отбор работников системы управления и регулировать вопрос о выдвиженчестве, оказывать содействие партийным и советским органам в деле подбора работников в хозяйственные и государственные области. Таким образом, съезд в очередной раз показывает, что вопрос комплектования государственного аппарата является судьбоносным, так как именно новые советские кадры управленцев должны реализовывать проекты Центрального Комитета на местах. Следует отметить, что именно на партийном съезде был принят новый партийный устав, который регулировал все стороны жизни и деятельности ВКП (б). Особое внимание Устав ВКП (б) уделял кадровому вопросу. Четко декларировалось в документе положение о членах партии, о кандидатах в члены партии, устанавливалась вертикальная структура управления в партии от центра до волостных партийных организаций и партийных ячейках. Устав регулировал деятельность Контрольных Комиссий - орган, призванный содействовать укреплению единства партии и вовлечению в ряды партии лучших представителей государства и обеспечивать соблюдение партийной дисциплины, так как дисциплина является обязанностью всех членов партии [14, с. 242-257]. Таким образом Устав ВКП (б) на законодательном уровне обеспечивал жизнедеятельность главной политической силы государства.

Четырнадцатый съезд положил начало процессу модернизации народного хозяйства, и именно партийно-государственная номенклатура встанет во главе и будет реали-зовывать данные проекты на местах. Уже XVI партийная конференция принимает резолюцию «О пятилетнем плане развития народного хозяйства» [15, с. 569-575]. Осуществление пятилетнего плана, представляющего программу развернутого социалистического наступления, связано с преодолением трудностей внутреннего и внешнего порядка - указывалось в резолюции конференции. Кадровый вопрос также имел место на данной конференции, именно здесь была принята резолюция о чистке и проверке членов партии и кандидатов ВКП (б) [16, с. 605-614]. Таким образом партийное руководство очередной раз показывает важность кадрового вопроса, так именно представители партийно-государственной номенклатуры являлись основополагающим элементом советской политической системы.

Семнадцатый съезд ВКП (б) работал с 26 января по 10 февраля 1934 г., именно этот съезд подвел итоги первой пятилетки и обозначил план на вторую пятилетку развития народного хозяйства. В резолюции о втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.) отмечалось: «В годы первой пятилетки в СССР построена крупная, технически передовая промышленность, причем особенно значительные успехи достигнуты в деле создания современной тяжелой индустрии -материальной базы социализма, основы реконструкции всего народного хозяйства и условия для убыстренного развития легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства». Также отмечалось, что за годы первой пятилетки СССР превратился в страну передовой культуры. Ликвидирована неграмотность, и осуществлен переход к всеобщему обязательному начальному образованию. В резолюции ставились высокие цели при реализации плана второй пятилетки во всех сферах жизни и деятельности государства [17, с. 201-222]. Съезд в резолюции Организационные вопросы партийное и советское строительство постановил перестроить все органы и аппараты управления применительно к новым задачам реконструктивного периода. Наиболее крупными из этих мероприятий были:

1. Разворот районирования.

2. Разукрупнение наркоматов, главных управлений и трестов, приблизившее руководство к низовым производственным звеньям, предприятиям.

3. Проведение чистки советских, хозяйственных органов и сокращение их штатов.

4. Разукрупнение профсоюзов.

5. Организация политических отделов на железнодорожном и воздушном транспорте.

6. Развертывание чистки партии, как высшей формы партийной самокритики.

Съезд постановил для устранения недостатков в работе необходимо партийно-

государственной номенклатуре перейти от «общего» к конкретному руководству, усилить личную ответственность руководителей, установить тщательную и систематическую проверку исполнения директив партии и правительства, обеспечить передвижку квалифицированных работников из аппарата и канцелярии на производство, сократив аппарат управления [18, с. 222-226]. Таким образом, семнадцатый съезд подводит итоги развития страны в период первой пятилетки и ставит задачи развития промышленности на вторую пятилетку. Кадровый вопрос и деятельность партийно-государственной номенклатуры занимает важное место в системообразующих документах съезда. Именно резолюции съезда определили направления и цели деятельности управленческих кадров в советской политической системе.

Итоги второй пятилетки были подведены в ходе работы восемнадцатого партийного съезда, который осуществлял свою деятельность с 10 по 21 марта 1939 г. В резолюции съезда третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.) указывалось, что в СССР разрешена основная историческая задача второй пятилетки - ликвидированы все эксплуататорские классы, полностью уничтожены причины, порождающие эксплуатацию человека человеком и разделение общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Победа социализма законодательно закреплена в новой Конституции СССР [20, с. 336]. Таким образом, съезд констатировал выполнение второго пятилетнего плана и поставил перед страной новые задачи в виде принятого третьего пятилетнего плана. Следует отметить, что на съезде были приняты изменения в Уставе ВКП (б), в статьях о членах партии и их правах и обязанностях, об организационном строении партии и о взаимоотношениях партии и комсомола.

Следует отметить, что партийные съезды ВКП (б) начиная с 1925 г. начинают создавать законодательную программу модернизации народного хозяйства СССР, переведя экономику Советского государства на рельсы планово-директивной экономики,

и в короткий исторический период времени сумели провести индустриализацию народного хозяйства и выйти на совершенно другой уровень производства. Именно партийно-государственной номенклатуре принадлежат лидирующие позиции в решении этого вопроса. Руководитель государства еще в 1935 г. в одном из своих выступлений констатировал, что «кадры решают все», тем самым указав, что именно партийные управленцы не только являются лидерами в кабинетах, но и стали лидерами на производстве, и от их решений и способностей зависят дальнейшие успехи СССР.

Северокавказский край являлся составной частью Советского государства. Все процессы, проходившие в центре, отражались на местах в виде директив и постановлений ЦК, принятых региональной властью к исполнению. Следует отметить, что на местах и в Северокавказском крае в частности имелись серьезные особенности, связанные с различными социально-экономическими условиями развития региона. Также необходимо отметить полиэтничность исследуемого региона, со своими традициями, обычаями и религиозными представлениями.

В Северокавказском крае с воодушевлением одобрили курс, направленный на модернизацию Советского государства. 22 апреля 1926 г. состоялось заседание актива Ростово-Нахичеванской парторганизации, на которой с докладом «Об итогах апрельского Пленума ЦК ВКП (б)» выступил секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) А.И. Микоян. Актив партийной организации единогласно поддержал решения Пленума ЦК. В мае 1926 г. Северокавказский крайком принял постановление «О теоретической подготовке партактива». В связи с этим была расширена сеть партийного просвещения, которая в 1926-1927 учебном году охватывала уже около половины состава окружных организаций. На Северном Кавказе в 1926 г. один слушатель совпартшколы приходился 280 членов партии, тогда как по СССР в целом - на 443 [4, Л.198]. Таким образом, руководство края основную задачу в реализации постановлений центра видело в повышении как количества, так и качества партийного актива. Основная трудность реализации проекта индустриализации в регионе заключалась в том, что край являлся аграрным, а его нужно было трансформировать в передовой индустриально-аграрный край. Решать эту задачу приходилось в условиях преобладания в промышленности региона отраслей легкой индустрии. Однако угольные, металлургические, машиностроительные предприятия, которые функционировали на Дону, после модернизации могли оказать помощь в промышленном развитии страны. По пятилетнему плану в Донском, Шахтинском и Таганрогском округах предусматривалось увеличить количество предприятий с 119 в 1924/25 году до 246 в 1928/29 году. Предстояло создать и развивать целый ряд отраслей современной индустрии: черную металлургию, сельхозмашиностроение, станкостроение, химическую [19, с. 112-113]. В терском округе насчитывалось 681 предприятие. На них работало 3368 человек. В Ставропольском округе на 181 промышленном предприятии было занято 4298 рабочих [3, Л.1]. В Карачае и Черкес-сии действовало 38 промышленных предприятий полукустарного типа, которые за год выпускали продукции на 350 тыс. руб. [4, Л.198]. Местные руководящие органы перестраивали партийную и советскую работу в свете новых требований задач, выдвинутых центральным руководством. Окружкомы ВКП (б) в своей работе опирались на партийные ячейки, широкий советский актив, последовательно проводили линию на вовлечение коммунистов, актива в обсуждение и разрешение коренных вопросов политики партии. Бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП (б), заслушав в мае 1926 г. отчет Терской парторганизации, отмечало улучшение партийно-воспитательной работы, значительное усиление влияния коммунистов в Советах, в первичной сети потребительской кооперации и комитета крестьянской взаимопомощи.

Перед партийным активом округа ставилась задача обеспечить организацию бедноты и батрачества, повышения их политической активности, хозяйственной самодеятельности и привлечения на сторону бедноты всей массы середняков с целью ликвидации кулацкого влияния [1, Л.210].

За трудностями при реализации в жизнь планов индустриализации благодаря действиям местных управленцев представителей партийно-государственной номенклатуры пришли и первые успехи. Весной 1927 г. в г. Ставрополе вступили в строй литейный, механический и сборочный цехи завода «Красный металлист», расширялись и реконструировались другие предприятия. Создавалась и росла промышленность в национальных районах. В карачаевской области вступили в действие алебастро-суриковый завод, механическая мастерская, строились и расширялись кирпично-черепичные и лесопильные заводы [6, Л.210]. В Северной Осетии в период 1926-1927 гг. начинается реконструкция и строительство новых промышленных предприятий. Было обновлено оборудование Садонских рудников, Мизурской обогатительной фабрики, завода «Кав-цинк», расширена рудная база цветной металлургии. Следует отметить, что на предприятиях Северной Осетии шел рост кадров рабочего класса, особенно национального. Рост кадров промышленных рабочих явился решающим условием укрепления СевероОсетинской областной партийной организации. Партийные организации промышленных предприятий проводили большую работу по вовлечению в ряды партии передовых производственников - лучшую часть рабочего класса. К началу 1926 г. в партийной организации Садонских рудников было 63 члена и кандидата партии, из них 54 осетина [2, Л.5]. Данный факт показывает, что представители коренного населения стали вливаться в ряды ВКП (б). Именно из рядов ВКП (б) и формировалась партийно-государственная номенклатура, следует отметить, что в национальных районах особое внимание уделялось становлению национальных управленческих кадров.

Активная деятельность партийно-государственной номенклатуры, которая возглавила процесс индустриализации Северокавказского края, и первые успехи усилили притягательность партии. На Кубани в течение 1928-1929 гг. Кубанская окружная партийная организация выросла на 17%, рабочая прослойка увеличилась с 53 до 61%. Партийные организации Кубани проводили большую работу по количественному и качественному укреплению комсомольских организаций и профсоюзов. Важное место в работе парторганизаций занимало политическое воспитание коммунистов. В каждом округе и в Адыгее кадры партийных и советских работников готовились в совпартшколах, которые были реорганизованы в советские партийные школы второй ступени. Для массового охвата коммунистов, комсомольцев и беспартийного актива функционировали школы политграмоты нормального и сокращенного типа, школы-передвижки, кружки самообразования. При избах-читальнях работали кружки: сельскохозяйственные, политграмоты, кооперативные, селькоров, самообразования, военные. Ежегодно проводились курсы для пропагандистов, секретарей партийных и комсомольских ячеек. Данная работа велась по всей территории Северокавказского края, так как система партийного образования в регионе начала формироваться уже в начале 1920-х гг. [22].

В данный период возникает новая форма участия рабочих в улучшении производства - ударничество. В начале 1928 г. по инициативе комсомольцев Шахтинского округа на шахтах имени Артема и «Октябрьская революция» были созданы опытно-показательные группы, где работали 10-15 комсомольцев и кадровые горняки. Труд их отличался высокой организованностью, задания по добыче угля они ежемесячно выполняли на 120-160% [7, с. 4]. Ударничество впоследствии охватило все Советское государство.

В период конца 1920-х - 1930-х гг. центральная власть проводит политику корени-зации. Политика коренизации подразумевала выдвижение на управленческие должности представителей коренного населения региона. Так как именно представители национальностей, которые разделяли политику партии и видели себя в рядах партийно-государственной номенклатуры, имели больше возможностей влиять на местное население при проведении в жизнь директив и постановлений центральной власти. С этой целью организовывались курсы повышения квалификации для представителей коренного населения. Организовывались национальные образовательные школы. Отправляли на учебу в другие регионы. Создавались национальные советы с переводом делопроизводства на местный язык. Политика коренизации соотносилась с национальной политикой Советского государства. Следует отметить, что политика коре-низации не во всех национальных областях нашла поддержку местного населения. Это было выражено в основном в отказе перевода делопроизводства на язык местного социума. Так как русский язык являлся языком внутреннего и внешнего общения полиэтнического социума Северокавказского края. С целью привести к общему знаменателю язык делопроизводства на Северном Кавказе была предпринята попытка в 1930-х гг. создать универсальный язык, но данный язык не получил распространения. Таким образом, политика коренизации, которую проводила партийно-государственная номенклатура, не везде нашла поддержку социума. Однако политика коренизации достигла определенных целей: именно представители национальных этносов стали лидерами своих Советов и стали представителями национальной партийно-государственной номенклатуры.

Партийно-государственная номенклатура возглавила сложный процесс трансформации Северокавказского края из аграрного в промышленный регион. Следует отметить, что, несмотря на большие трудности, которые имели место в крае, региональные управленцы благодаря поддержке центральной власти сумели преодолеть. В исследуемый период окончательно сформировалась Советская политическая система, где основным элементом системы становится партийно-государственная номенклатура. Именно номенклатура обеспечивала надежное функционирование Советского государства.

Список литературы

1. Российский Государственный Архив Социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 21, Д. 3255, Л.210.

2. Государственный Архив новейшей истории республики Северная Осетия - Алания (ГАНИ РСО-Алания). Ф.1, Оп.1, Д. 13. Л. 5

3. Государственный Архив Ставропольского Края (ГАСК)Ф.590, Оп. 1, Д.54, Л. 1.

4. Государственный Архив Ростовской Области, (ГАРО) Ф.2443, Оп.1, Д.318, Л.98.

5. ГАРО, Ф.7, Оп.1, Д.102, Л.198.

6. ГАРО, Ф.2443, Оп.2, Д.156, Л.20.

7. ГАРО, Ф. 171, Д.371, Л. 4

8. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы 20-е годы (Руководящие кадры государственного аппарата СССР). М., 2001. - 226 с. Гимпельсон Е.Г. НЭП и Советская политическая система 20-е годы. М., 2000. - 438 с. Гимпельсон Е.Г. НЭП Новая экономическая политика Ленина-Сталина. Проблемы и уроки (20-е годы XX века). М., 2004. - 304 с. Гимпельсон Е.Г. Становление и эволюция Советского государственного аппарата управления 1917-1930 гг. М. 2003. - 226 с.

9. Гутиева М.А. Политика коренизации кадров и особенности ее реализации на Северном Кавказе // Гуманитарные и социальные науки, 2011. №1. - С. 2 -7.

10. Четырнадцатый съезд ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М., 1954. - С. 192-258.

11. По отчету Центрального Комитета.'Четырнадцатый съезд ВКП (б)// КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М., 1954. - С. 196-197.

12. Обращение ко всем членам Ленинградской организации. Четырнадцатый съезд ВКП (б)// КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. -М., 1954. - С. 210-212.

13. Там же. С. 211.

14. Устав ВКП (б).Четырнадцатый съезд ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М., 1954. - С. 242-257.

15. О пятилетнем плане развития народного хозяйства. Шестнадцатая конференция ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М., 1954. - С. 569-575.

16. О чистке и проверке членов партии и кандидатов ВКП. Шестнадцатая конференция ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1924-1930. - М., 1954. - С. 605-614.

17. О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933-1937 гг.) Семнадцатый съезд ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1930-1954. - М., 1954. - С. 201-222.

18. Организационные вопросы партийное и советское строительство. Семнадцатый съезд ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1930-1954. - М., 1954. - С. 222-226.

19. Очерки истории партийных организаций Дона (1921-1971). Ч.2. - Ростов-на-Дону, 1973. - 764 с.

20. Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942 гг.). Восемнадцатый съезд ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть II. 1930-1954. - М., 1954. - С. 336-366.

21. Туфанов Е.В. Советская региональная партийно-государственная номенклатура в 1920-1930-е гг.: формирование и функционирование (на материалах Северного Кавказа). - Ставрополь 2019. - 496 с.

22. Туфанов Е.В. Кадры региональных управленцев в 1920 - 1930-е годы становление и функционирование (на материалах Северного Кавказа). - Ставрополь: Издательский Дом «Тэсэра», 2018. - 206 с.

23. Туфанов Е.В., Кравченко И.Н., Шматько О.Н. Становление системы партийного образования в начале 1920-х годов (на материалах Ставрополья и Терека) // Вестник Калмыцкого Университета. 2017. 34(2). - С. 69-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.