УДК 9.908 ББК 63.3(0)6
Е.В. Туфанов
Ставропольский Государственный Аграрный Университет
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ
В 1920-1930-е гг.
Одной из важнейших проблем в современной исторической науке на сегодняшний день является процесс формирования и развития партийного аппарата. Следует отметить, что процесс становления политической системы Советской России невозможно представить без создания обширной сети партийных органов управления, так как именно партийные органы обеспечивали жизнедеятельность государственной системы управления.
Структура партийных организаций начиналась с низовых партийных организаций и районных комитетов партии, затем, согласно партийной иерархии, были областные, краевые, республиканские и центральный комитеты партии. Вся структура партии представляла собой консолидированную организацию партийных комитетов, начиная от низовых партийных организаций и заканчивая высшими партийными органами. Партийный комитет является действующим на постоянной основе органом партийной власти в определенных границах. Партийные комитеты контролировали и определяли все стороны жизнедеятельности трудового сообщества. Они создавали общую атмосферу в коллективе и оказывали влияние на руководство предприятия. Партийные организации являлись фундаментом и основанием для функционирования всей партийно-государственной структуры государства.
Аппарат партийного управления черпал свой кадровый ресурс из низовых партийных организаций путем самовоспроизводства, преемственности правящей основы из состава пар-тийныхуправленцев. Следует отметить, что важным элементом для функционирования партийной системы управления является то, как она структурирована, кто и какими методами осуществляет отбор кадров для управления, как организовано выполнение функциональных обязанностей руководителей и работников партийно-государственного аппарата. Партийный управленческий аппарат являлся частью советской политической системы. Но частью, находящейся на привилегированном положении, так как именно партийный аппарат доминировал над остальной структурой партийно-государственной власти. Таким образом, в государстве существовала высшая форма власти - власть Советов, доминирующая во всех сферах жизнедеятельности общества власть партийного аппарата, так как партийный аппарат контролировал весь кадровый потенциал советской административно-командной системы.
Ключевые слова: советская политическая система, партийная дисциплина, партийные органы, партийный аппарат, руководящий состав, кадровый потенциал, партийный устав, номенклатура, учетно-распределительный отдел, партийное законодательство, партийный учет.
E.V. Tufanov Stavropol State Agrarian University TO THE PROBLEM OF STRUCTURE FORMATION OF THE PARTY BODIES 1920-1930
One of the most important problems in modern historical science is the process offormation and development of the party apparatus. It should be noted that the process of formation of the political system of Soviet Russia is impossible to imagine without the creation of an extensive network of party governing bodies. It was the party bodies that ensured the functioning of the state management system.
The structure of party organizations began with the lower party organizations and district committees of the party, then the party hierarchy included regional, regional, Republican and Central
committees of the parly. The whole structure of the party was a consolidated organization of party committees, from the lower party organizations to the higher party bodies. The party Committee is a permanent body of party power within certain limits. Party committees controlled and determined all aspects of the life of the working community. They created a general atmosphere in the team and influenced the management of the enterprise. Party organizations were the foundation and basis for the functioning of the entire party-state structure of the state.
The apparatus ofparty management drew its human resources from the grassroots party organizations by self-reproduction, continuity of the ruling base of the party managers. It should be noted that an important element for the functioning of the party management system is how it is structured, who and by what methods carries out the selection ofpersonnel for management, how the functional duties of managers and employees of the party-state apparatus are organized. The party administrative apparatus was a part of the Soviet political system. But this part had a privileged position, as it was the party apparatus that dominated the rest of the structure ofparty and state power. Thus, the state had the highest form ofpower - the power of the Soviets and the dominant power of the party apparatus in all spheres of society. The party apparatus controlled the entire personnel potential of the Soviet administrative command system.
Key words: the Soviet political system, party discipline, party bodies, party apparatus, leadership, human resources, party Charter, nomenclature, accounting and distribution Department, party legislation, party accounting.
Становление системы органов партийного управления в исследуемый период является одной из серьезных проблем современной историографии, о чем свидетельствуют многочисленные исследования историков. Вопросы становления и развития партийной структуры рассматриваются в монографии В.Н. Гузарова, следует отметить, что в своей работе он акцентировал внимание на хронологическом отрезке 1917-1925 гг. [7]. Вопросы функционирования органов партийного управления освещены в работах Е.Г. Гимпельсона, но в его монографиях сделан акцент на формировании управленческого состава партийно-государственного аппарата [5]. Следует отметить коллективную работу авторов, посвященную формированию советской политической системы в период функционирования политики «военного коммунизма» [17]. Проблемам рекрутирования региональных партийно-государственных управленцев в исследуемый период, вопросам партийного образования и распределения партийных функционеров посвящены работы Е.В. Туфанова [18]. В данных работах на основе архивных документов рассматривается процесс становления местного кадрового партийного управленца Северокавказского региона.
Целью данной работы является изучение процесса формирования структуры партийных органов в контексте становления советской политической системы. Исследование основано на принципах историзма и объективности. Проблемно-хронологический принцип является основой для изучения заявленной проблематики.
Основным элементом советской политической системы являлась партия большевиков. Борьба за власть, согласно утверждению В.И.Ленина, «трансформировала партию в союз единомышленников, не знающих над собой никакого и никакой власти, кроме власти их собственного объединения, их собственного, более сознательного, смелого, сплоченного, революционного, выдержанного авангарда» [9, с.17]. РКП (б) трансформировалась в особую социальную структуру, которая контролировала кадровый потенциал, обеспечивала стабильность функционирования государственного аппарата.
Система партийных органов возлагает на свои плечи функциональные обязанности управления государством, опираясь на административный аппарат в виде советской системы управления. В 1920 г. аппарат Центрального Комитета оградил себя от выполнения хозяйственных функций, передав их в юрисдикцию хозотдела ВЦИК.
Следует отметить, что в этот период секретариат переезжает в новое, просторное здание на Воздвиженке, дом 5. После прихода И.В. Сталина на пост руководителя секретариата и его команды, в Центральном Комитете активизировалась аппаратная деятельность. Согласно источникам, в ЦК с 1.05.1922 г. по 15.01 1923 г. было получено 13674 протокола, 1737 отчетов, 324 сводки и 6337 единиц информационного материала. Центральный Комитет отправил на места 141 циркуляр организационно-партийного направления [13, Л.14].
Механизм аппарата ЦК в процессе своего развития становился все более бюрократичным, так как проблемы системы партийного аппарата были одинаковыми, как и у любой бюрократической системы, - это количественный рост сотрудников. Согласно справке о количественном составе функционеров аппарата Центрального Комитета в 1922 г., «Бюро секретариата - 100 сотрудников, Организационно-инструкторский отдел - 100, Учетно-распределительный отдел - 120, Агитпропотдел - 150, Женотдел - 25, Статотдел - 40, Финотдел - 35, Управдел - 150, всего - 720 сотрудников» [14, Л.1].
Став Генеральным секретарем партии, И.В.Сталин трансформировал этот государственный пост в важнейшую должность в советской политической системе, так как именно его аппарат контролировал выдвижение и распределение кадров управленцев в партийно-государственном аппарате [6, с.124]. На учетно-распределительном отделе ЦК лежала ответственность за осуществление контроля над кадровым потенциалом, разрабатывались и подготавливались ответственные постановления для утверждения Секретариатом Центрального Комитета. Вся система персональных назначений разрабатывалась в структуре Учраспредотдела, но в то же время нужно было согласовывать назначения с другими структурами [11, с.19].
К XIII съезду партии Оргинструкторский отдел слился с Учетно-распределительным отделом. Таким образом, был сформирован организационно-распределительный отдел. Для контроля деятельности организованного отдела был образован Информационный отдел. Орграспредотдел сосредоточивает у себя все нити аппаратной работы. Важнейшие кадровые вопросы монополизируются Секретариатом. В результате строительства партийного аппарата в центре начинается кампания по чистке и перетряске непослушных губкомов. Назначения и перемещения ответственных работников прошли по разным регионам: Уралбюро, Юговостбюро, Сибирь, Туркестан и Северный Кавказ [15 Л.4]. Данные кадровые изменения пошли на пользу партийному аппарату, так как назначенцы ЦК были исполнительными управленцами, также следует отметить, что были ликвидированы местные склоки и сформированы руководящие органы [16, Л.116].
Структура партийных организаций начиналась с низовых партийных организаций и районных комитетов партии, затем, согласно партийной иерархии, были областные, краевые, республиканские и центральный комитеты партии [1, с.461-469]. Районные партийные комитеты связывали центральный управленческий партийный аппарат с партийными организациями на местах и с рядовыми членами партии. Вся структура партии есть монолитная организация партийных комитетов, начиная от низовых партийных организаций и заканчивая высшими партийными органами. Комитет партии обозначает объединение членов партии, избранных на партийной конференции.
Сотрудники партийного комитета осуществляли свою деятельность на совещаниях и собраниях комитета. Только некоторые представители избранных членов комитетов впоследствии переходили на постоянную работу в структуры партийного комитета, где осуществляли свою деятельность на постоянной основе.
Партийный комитет является действующим на постоянной основе органом партийной власти в определенных границах. В парткоме работники разделены на три типа - это руководящий состав партийного комитета, включающий в себя такие должности, как секретарь партийной организации, руководители отделов и их заместители. Следует выделить второй тип - это работники отделов, которые реализовывают и претворяют в жизнь постановления и решения лидеров партийного комитета. Также для обеспечения жизнедеятельности партийной организации осуществляет деятельность технический и подсобный персонал сотрудников.
Согласно Уставу РКП (б), первичная партийная организация объединяла членов партии и кандидатов в ряды партии, на основании того что они трудились в одной организации и трудовом сообществе [2, с.466-467]. Органы управления и руководители партийной организации избирались голосованием. Следует отметить, что ответственные работники партийных организаций осуществляли свою трудовую деятельность в тех коллективах, где были избраны, партийная работа велась на общественных началах и являлась партийным поручением партийцев, то есть работники парткомов не являлись профессиональными партийными чиновниками.
Деятельность низовых партийных организаций находилась в рамках их предприятий и трудовых объединений. Однако их роль и значение в жизни коллектива была очень большая. Партийные комитеты контролировали и определяли все стороны жизнедеятельности трудового сообщества. Они создавали общую атмосферу в коллективе и оказывали влияние на руководство предприятия. Низовые партийные организации являлись фундаментом и основанием всей партийно-государственной структуры государства. Работники первичных организаций трудились на общественных началах, и их деятельность не финансировалась. Однако эта работа рассматривалась как трамплин для начала карьеры партийно-государственного управленца. Лидер партийного комитета предприятия или организации осуществлял управленческие функции в коалиции с руководителем предприятия и председателем профсоюзного комитета. Следует отметить, что партийный секретарь в этой коалиции руководителей имел решающий голос.
Местные партийные организации избирали из своих рядов представителей на региональные партийные совещания, именно на таких съездах и конференциях происходило выдвижение управленцев из партийной среды для организации партийного аппарата. Механизм избрания мог видоизменяться от многоступенчатых выборов до прямого избрания. Следует отметить, что, несмотря на различные избирательные системы в партийных рядах, отбор кандидатов на руководящие должности проходил согласно принципам назначения и утверждения. Партийные съезды и конференции своими постановлениями легализовали на демократической основе партийные кадровые решения. Назначенные - избранные на руководящие должности кадры партии становились профессиональными управленцами в системе партийно-государственного аппарата. Их основным видом деятельности становится управление в системе государства.
Работники партийных организаций второго типа уже не проходили через системы выборов, а назначались на исполнительные должности в партийно-государственном аппарате, формируя особый слой бюрократов-чиновников. Следует отметить, что благодаря всевозможным ротациям кадрового потенциала представители технического аппарата управления могли перейти в руководящий состав партийно-государственной номенклатуры. Система партийного управления была сформирована согласно принципу строгой иерархии и подчинения от первичной партийной организации до Центрального Комитета партии.
Аппарат партийного управления черпал свой кадровый резерв из низовых партийных организаций путем самовоспроизводства, преемственности правящей основы из состава партийных управленцев. Отбор проводился на постоянной основе, так как в партийно-государственном аппарате управления в исследуемый период наблюдался кадровый голод. Кандидатов на ответственные должности аппарата управления черпали из активных членов низовых партийных организаций, из инициативных представителей комсомольских, профсоюзных и советских организаций, из представителей науки и культуры. Кандидатам на должности предлагалось получить образование в системе партийного обучения. Важным элементом для партийной системы управления является то, как она структурирована, кто и какими методами осуществляет отбор кадров для управления, как организовано выполнение функциональных обязанностей руководителей и работников партийно-государственного аппарата.
Представители партийно-государственного аппарата управления имели разделение на руководящий состав и на исполнителей повседневной аппаратной работы. Руководители являлись публичными людьми, они представляли партийно-государственную власть на съездах и конференциях. Однако все постановления и решения как центральной, так и региональной власти разрабатывают и готовят работники аппарата управления. Следует отметить, что представители руководящего звена партийно-государственной номенклатуры отбирали и организовывали управленческий аппарат индивидуально, следуя своим личностным предпочтениям и характеристикам кандидатов.
Партийный управленческий аппарат являлся частью советской политической системы. Но частью, находящейся на привилегированном положении, так как именно партийный аппарат доминировал над остальной структурой партийно-государственной власти. Таким образом, в государстве существовала высшая форма власти - власть Советов, доминирующая во всех сферах жизнедеятельности общества власть партийного аппарата.
Система партийного управления одним из приоритетных направлений своей деятельности считала отбор кандидатов, организацию подготовки кадрового потенциала, контроля за деятельностью ответственных работников. Партийный аппарат контролировал весь кадровый потенциал советской административно-командной системы. Однако членство в рядах партии было одним из важных анкетных показателей для утверждения на руководящую должность и для карьерного роста в системе государственного управления.
VIII Всероссийская партийная конференция в 1919 г. утвердила партийный устав, в котором устанавливалась система партийных организаций в соответствии с административно- территориальным разделением государства. Партийный Устав констатировал, что «именно партийная дисциплина является основным долгом всего личного состава РКП (б) и всей системы партийных организаций и партийных комитетов. Решения, поступающие от центральных партийных органов, надлежит выполнять качественно и добросовестно». В уставе появился раздел, посвященный фракционной работе, где декларировалось, что в советских организациях и профсоюзных учреждениях на всех общественных не партийных собраниях и съездах коммунисты должны организовать фракционную деятельность. Одной из задач коммунистической фракции является рост влияния РКП (б) на беспартийные массы и осуществление партийного контроля над организациями и учреждениями [3, с. 461-469].
На пленуме ЦК 3 апреля 1922 г. был избран на пост Генерального секретаря ЦК партии И.В. Сталин. С этого момента начинается новый период в формировании партийно-государственного механизма управления государством. XI партийный съезд
в постановлении «Об укреплении и новых задачах партии» отмечал: «Партийные организации ни в коем случае не должны вмешиваться в повседневную текущую работу хозорганов и обязаны воздерживаться от административных распоряжений в области советской работы вообще. Парторганизации должны направлять деятельность хозор-ганов, но ни в коем случае не стараться заменять или обезличивать их. Отсутствие строгого разграничения функций и некомпетентное вмешательство приводят к отсутствию строгой и точной ответственности каждого за вверенное ему дело, увеличивают бюрократизм в самих организациях, делающих все и ничего, мешают серьезной специализации хозработников, - изучению вопроса во всех деталях, приобретению действительно делового опыта, одним словом, затрудняют правильную организацию работы... Парторганизации сами разрешают хозяйственные вопросы лишь в тех случаях и в той части, когда вопросы действительно требуют принципиального решения партии» [10, с.627-628]. Однако в реальности партийные организации осуществляли контроль и осуществляли руководство хозорганов.
В связи с болезнью В.И. Ленина в руководстве партии на лидирующие позиции вышел триумвират: Г.Е Зиновьев, И.В. Сталин, Л.Б. Каменев. Эта коалиция получила поддержку большинства членов высшего партийного органа - Политбюро. Вопросы реализации политики Советского государства в рамках советской политической системы решались исключительно коллегиально. Принятые решения для формальности и легализации утверждались на заседании высших партийных органов. Триумвират ставил цель - сохранение государственной власти в своих руках, поэтому партийные лидеры чувствовали необходимость в установлении партийной диктатуры в государстве.
Таким образом, данная политика являлась партийно-государственной реформой, реализованной в 1922-1923 гг. С целью установления диктатуры представителей партийного руководства, опирающегося на партийно-государственный аппарат, который контролировал все стороны жизни и деятельности в рамках советской политической системы. Весь кадровый потенциал, соответственно, и кадровая политика находились в рамках функциональных обязанностей партийных органов - Оргбюро и Секретариата ЦК.
XII Всероссийская партийная конференция функционировала в августе 1922 г. Конференция утвердила изменения в главном партийном документе. Изменения в уставе коснулись партийной кадровой политики стали. Так для руководителей губернских партийных комитетов устанавливается обязательный дореволюционный партийный стаж и утверждение в должности вышестоящим партийным комитетом [8, с.654-664]. Таким образом, принципы назначенства вошли в региональную действительность на законодательной основе.
В Секретариате ЦК была сформирована система контроля, учета и распределения ответственных партийно-государственных работников. Основную идею реализации кадрового вопроса И.В. Сталин выразил в организационном отчете ЦК на XII партийном съезде: «После того, как дана правильная политическая линия, необходимо подобрать работников так, чтобы на постах стояли люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять эти директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь. В противном случае политика теряет смысл, превращается в махание руками» [19, с.56]. Таким образом, главная задумка была в том, чтобы на руководящие должности были поставлены ответственные исполнители решений и указаний центральной власти.
На XIV партийном съезде были приняты изменения и поправки к партийному уставу. Съезд утвердил условия по вступлению в ряды партии, но и призвал проявить бдительность партийных организаций в этом вопросе. Новые члены партии должны были обязательно иметь партийное образование и регламентированный кандидатский стаж. Для осуществления приема устанавливается три категории граждан. Согласно партийному уставу, прнедъявлялись для каждой категории граждан различные требования по вступлению в партийные ряды [20, с.242].
Устав утверждал организационное партийное устройство по территориальному признаку: партийная организация, осуществляющая свою деятельность в районе или населенном пункте, считается высшим органом власти для всех без исключения предприятий и организаций данной территории. Партийные комитеты являются самостоятельными в принятии каких-либо решений на территории своей юрисдикции. Структура партийного устройства и управления представляла строгую иерархическую систему, которая базировалась на территориальном устройстве государства: «территория СССР - Всесоюзный съезд - ЦК. Области, республики, губернии -областные (краевые) конференции, съезды нац. компартий, губернские конференции -обкомы (крайкомы), ЦК нац. компартий, губкомы, округа, уезды - окружные, уездные конференции - окружные, уездные комитеты, волости (районы) - волостные (районные) конференции - волостные (районные) комитеты, предприятия, селения, красноармейские части, учреждения - общие собрания ячеек - бюро ячеек» [21, с.244-245]. Партийные органы охватывали всю территорию государства, устанавливая контроль над всеми сферами жизни и деятельности государства. Также устав требовал от каждого члена партии соблюдения партийной дисциплины и выполнения всех постановлений вышестоящего партийного органа. Нарушение партийной дисциплины влекло за собой дисциплинарные санкции, вплоть до исключения из рядов партии. Санкции определяли органы партийного контроля - Контрольные Комиссии.
Таким образом, XIV съезд ВКП (б) принимает поправки к партийному уставу, который определяет структуру местных и центральных партийных органов. Устанавливает место партийных органов в системе управления государством. Регламентирует их функциональную деятельность.
Кадровый потенциал партии находился под полным контролем партийных органов. Согласно уставу, были определены правила и критерии приема в ряды ВКП (б). На особом контроле партийных комитетов находились члены партии, которые, согласно партийному законодательству, в случае смены места жительства обязаны были встать на партийный учет в местном партийном комитете.
Однако уже на XVII съезде ВКП (б) 1934 г. был принят новый партийный Устав. В новом уставе, в отличие от предшествующего, устанавливалось уже четыре категории граждан для приема в партийные ряды. Также в уставе определялось, согласно периодическим решениям ЦК, организовывать партийные чистки от «нечистоплотных» членов партии. Структура партийного управления и система подчиненности оставалась в рамках предшествующего партийного законодательства. Однако устав для организации деятельности по реализации партийных указаний административно-хозяйственными органами формирует производственно-отраслевые отделы [22, с.236]. В каждом отделе была сконцентрирована работа по всем направлениям данной отрасли. Следует отметить, что партийный документ в разделе, посвященном партийной дисциплине, определяет условия возникновения внутрипартийной дискуссии всесоюзного масштаба. Также отмечалось, что Комиссии партийного контроля есть основной орган, который контролирует морально-нравственный облик коммуниста и выносит партийные взыскания.
Выступая на пленуме Центрального Комитета ВКП (б) 3 марта 1937 г., И.В. Сталин отмечал: «В составе нашей партии, если иметь в виду ее руководящие слои, имеется около 3-4 тыс. высших руководителей. Это, я бы сказал, генералитет нашей партии. Далее идут 30-40 тыс. средних руководителей. Это наше партийное офицерство. Дальше идут около 100-150 тыс. низшего партийного командного состава. Это, так сказать, наше партийное унтер-офицерство» [12, с.291-293].
XVIII съезд ВКП (б) 1939 г. объявил об окончании строительства социалистического общества. Также съезд утверждает изменения в Уставе ВКП (б). Устав на законодательном уровне отменял категории граждан при приеме в ряды партии. Устанавливал для всех социальных групп единый порядок приема в партийные ряды. Документ давал право коммунистам критиковать любого ответственного партийного работника, избирать и быть избранным, обращаться в любую партийную инстанцию. Отменялись периодические партийные чистки от лиц, нарушающих партийные нормативные документы. Следует отметить, что устав в новой редакции призывал более осторожно подходить к вопросам исключения и восстановления граждан в рядах ВКП (б). Апелляции исключенных должны рассматриваться в строго отведенный двухнедельный срок» [4, с.382-383].
Измененный устав запрещал при избрании партийных органов голосовать списком и устанавливал тайное голосование. Обязывал голосовать только по отдельным персонам. Образуя в структуре ЦК ВКП (б) управления и отделы, в региональных партийных комитетах и ЦК нацкомпартий формируются отделы управления, в горкомах и райкомах, соответственно, были образованы отделы. В целях организации подготовки будущих коммунистов устав определяет взаимодействие партии и комсомольских организаций. ВЛКСМ свою деятельность осуществляет под руководством ВКП (б), так как именно комсомольские организации рассматривались источником пополнения кадрового партийного резерва.
Таким образом, в исследуемый период происходит становление структуры партийного аппарата управления, выстраивается иерархическая лестница партийных органов, начиная с низовых партийных ячеек до высшего руководства партии, со своим набором функциональных обязанностей и своим кадровым потенциалом, который и осуществлял руководство партией и государством. Партийная номенклатура являлась важнейшей частью советской политической системы управления. Именно благодаря выстроенной системе управления партийными органами и партийной номенклатуре партия в силу внутренней саморегуляции, самовоспроизводства, достижения власти, материальных благ сформировала структуру, основанную на военной простоте и жестокости членов и административного аппарата. Следует отметить, что, наряду с выработкой организационных принципов, структуры, определения функций, важнейшей проблемой была подготовка и распределение кадров, так как никакая, даже самая совершенная система не сможет функционировать без людей. Главным элементом системы стало право присвоения должностей для тех кандидатов, которые отвечали идеологическим требованиям бюрократической системы.
Список литературы
1. Восьмая Всероссийская конференция РКП (б). Устав Российской Коммунистической партии (большевиков) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть 2. - М., 1954. - С. 461-469.
2. Восьмая Всероссийская конференция РКП (б). Устав Российской Коммунистической партии (большевиков) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть 2. - М., 1954. - С. 466-467.
3. Восьмая Всероссийская конференция РКП (б). Устав Российской Коммунистической партии (большевиков) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть 2. - М., 1954. - С. 461-469.
4. Восемнадцатый съезд ВКП (б); Изменения в Уставе ВКП (б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1954. - С. 382-383.
5. Гимпельсон Е.Г. Советские управленцы 1917-1920 гг. М., 1998. С. 258. Гимпель-сон Е.Г. Советские управленцы 20-е годы (Руководящие кадры государственного аппарата СССР). - М., 2001. - С. 226.
6. Гимпельсон Е.Г. НЭП и Советская политическая система 20-е годы. - М., 2000. - С. 124.
7. Гузаров В.Н. Партийный аппарат Российской коммунистической партии большевиков 1917-1925 гг. - Томск. 2007. - С.390.
8. Двенадцатая Всероссийская конференция РКП (б). Устав Российской Коммунистической партии (большевиков) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть 2. - М., 1954. - С. 654-664.
9. Ленин В.И. Великий почин (о героизме рабочих в тылу. По поводу «Коммунистических субботников») // Полн. собр. соч. Т.39. - М., 1963. - С.17.
10. Одиннадцатый съезд РКП (б). Об укреплении и новых задачах партии // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК Часть 2. - М., 1954. -С. 627-628.
11. Павлюченков С. А. «Орден Меченосцев» Партия и власть после революции 1917-1929 гг. - М., 2008. - С. 219.
12. Пленум ЦК ВКП (б) 23 февраля - 5 марта 1937 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть 2. - М., 1954. - С. 291-293.
13. РГАСПИ. Ф. 17. Оп.11. Д. 114. Л. 14.
14. РГАСПИ. Ф. 17. Оп.11. Д.101. Л. 1.
15. РГАСПИ. Ф. 17. Оп.11. Д.327. Л. 4.
16. РГАСПИ Ф. 17. Оп. 13. Д. 386. Л. 116.
17. Tufanov E. V., Zolotarev S. P., Gulyak I.I., Kravchenko I.N., and Guzynin N.G. The Policy Of "Military Communism" As An Instrument For The Formation Of The Soviet Political System. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. ISSN: 0975-8585 May-June 2018 RJPBCS 9(3). Page No. 997-1002.
18. Туфанов, Е.В. К вопросу о источниках рекрутирования региональных управленцев в 1920-1930-е гг. на материалах Северного Кавказа // Вестник Калмыцкого Университета. - 2018. - №37 (1). С. 32-42. Туфанов Е.В. К вопросу о роли системы учета кадров в процессе формирования партийно-государственной номенклатуры в 1920-1930 - е гг. на материалах Юга России. // Вестник Калмыцкого Университета. 2018. 39(3). С.48-56. Туфанов Е.В. Кравченко И.Н. Шматько О.Н. Становление системы партийного образования в начале 1920-х годов (на материалах Ставрополья и Терека) // Вестник Калмыцкого Университета. 2017. 34(2). - С. 69-76.
19. XII съезд ВКП (б) стенографический отчет. - М. 1968. - С. 56.
20. XIV съезд ВКП (б) Устав Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть 2. - М., 1954. - С. 242.
21. XIV съезд ВКП (б) Устав Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК .Часть 2. - М., 1954. - С. 244-245.
22. XVII съезд ВКП (б) Устав Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть 2. - М., 1954. - С. 236.