Научная статья на тему 'К вопросу о деятельности органов партийного контроля в 1920-1930-е гг. (на материалах Северного Кавказа)'

К вопросу о деятельности органов партийного контроля в 1920-1930-е гг. (на материалах Северного Кавказа) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / ПАРТИЙНЫЙ КОНТРОЛЬ / PARTY CONTROL / ПАРТИЙНАЯ НОМЕНКЛАТУРА / PARTY NOMENCLATURE / АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT APPARATUS / КОНТРОЛЬНЫЕ КОМИССИИ / CONTROL COMMISSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич

Статья посвящена актуальной научной проблеме становлению и деятельности органов партийного контроля на территории Северного Кавказа. В ней исследуются процесс и механизмы становления контролирующих органов советской власти. Исследование опирается на широкий круг архивных документов. Их использование позволило изучить процесс формирования и деятельности органов партийного контроля в период формирования регионального советского и партийного управленческого аппаратов в контексте становления и функционирования советской политической системы на территории Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деятельности органов партийного контроля в 1920-1930-е гг. (на материалах Северного Кавказа)»

9. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [The documentation centre of recent history in Rostov region], F. 8, Op. 1, D. 41, L. 36.

10. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [The documentation centre of recent history in Rostov region], F. 7, Op. 1, D. 751.

11. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [State archive of the Rostov region], F. 2287, Op. 1, D. 3951, L. 24.

12. Tsentr dokumentatsii noveyshey istorii Rostovskoy oblasti [The documentation centre of recent history in Rostov region], F. 7, Op. 1, D. 14, L. 33-34.

13. TsK VKP(b) i natsional'nyy vopros: Kniga 2: 19331945 [Of the Central Committee of the VKP(b), and the national question]. Book 2: 1933-1945. Moscow, ROSSPEN, 2009, 1095 p.

14. Khlynina, T.P., Krinko, E.F., Urushadze, A.T. Rossi-yskiy Severnyy Kavkaz: istoricheskiy opyt upravleni-ya i formirovaniya granits regiona [Russian North Caucasus: historical experience of management and formation of region borders]. Rostov-on-Don, Publ. House of Southern Scientific Center RAS, 2012, 272 p., pp. 159-160.

21 ноября 2017 г.

УДК 9.93

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПАРТИЙНОГО КОНТРОЛЯ В 1920-1930-е гг. (на материалах Северного Кавказа)

Е.В. Туфанов

DOI 10.23683/2072-0181-2017-92-4-96-101

В настоящее время одним из актуальных направлений в современной отечественной исторической науки является деятельность и функционирование партийного контроля в советском государстве. Так, как именно партийно-государственный контроль прямым образом содействовал укреплению и доминированию советской политической системы над любым инакомыслием, укреплял положение государственной и партийной номенклатуры. Данная проблема нашла широкое отражение в историографических исследованиях. Необходимо выделить работу И.М. Москаленко, в которой представлен процесс формирования и деятельность органов партийного контроля. Однако исследование носит обобщающий характер [1]. И.Г. Иванцов в своем исследовании, посвященном функционированию органов контроля на Кубани в период 1920-1930 гг., рассматривает основные этапы становления органов контроля советского и партийного аппарата [2]. Следует отметить работу А.В. Баранова, где автор, опираясь на большой архивный материал, показывает состояние контролирующих органов в период становления и функционирования нэпа [3].

Целью данного исследования является изучение деятельности органов партийного кон-

Туфанов Евгений Васильевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории Ставропольского государственного аграрного университета,. 355017, г Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12, e-mail: e.vt@mail.ru, т. 8(8652)245581.

троля в период формирования регионального советского и партийного управленческого аппарата в контексте становления и функционирования советской политической системы на территории Северного Кавказа. Исследование основывается на принципах объективности и системного анализа. Методологической основой работы стал проблемно-хронологический принцип, с опорой на архивные документы и историографические работы по проблеме исследования.

Общество в первые годы советской власти испытывало серьезные трансформации и социальные кризисы. Бурлящие в социуме хаотичные процессы коснулись и доминирующей политической силы. Положение правящей партии предъявляло высокие требования к членам РКП (б). Особенную актуальность приобрел вопрос о партийной дисциплине. На VIII партийной конференции был принят Устав РКП (б), который включал раздел «О партийной дисциплине», отражающий новые реалии деятельности партии. Документ декларировал, что партийная дисциплина является обязанностью всех без исключения членов партии и партийных организаций, постановление партийных центров должны исполняться быстро и точно. Неисполнение постановлений влечет за собой различные санк-

Evgeny Tufanov - Stavropol State Agrarian University, 12 Zootechnical lane, Stavropol, 355017, e-mail: e.vt@mail. ru, tel. +7(8652)245581.

ции, все проступки должны рассматриваться комитетами и общими собраниями по установленным инстанциям [4, с. 467]. Возможность постоянного партийного контроля была связана с совершенствованием руководящего органа Центрального Комитета партии. VIII партийный съезд утвердил структуру ЦК, его исполнительных коллегий [4, с. 442-443]. Партия взяла под свой жесткий контроль морально-нравственный облик членов партии. Для осуществления этого контроля в 1920 г. по одному из решений IX партийной конференции была сформирована Контрольная Комиссия - КК, которая в дальнейшем преобразовалась в Центральную Контрольную Комиссию - ЦКК. Данная структура действовала параллельно Центральному комитету правящей партии, имела определенную независимость от руководящего партийного органа и ставила перед собой задачу вести борьбу с проявлением бюрократизма, должностными злоупотреблениями, и нарушением большевистских морально-этических норм. ЦКК, по замечанию Г.Е. Зиновьева, должен стать судом коммунистической чести. Партийные работники, которые будут входить в состав ЦКК, по замыслу Г.Е. Зиновьева, обязаны иметь партийный стаж не менее десяти лет и иметь основную задачу - охранять честь партии [5]. Контрольные Комиссии были организованы в партийных организациях всех уровней. Создание в недрах правящей партии контролирующего органа закрепило общую линию руководства РКП (б) для борьбы с отрицательными явлениями внутри партии.

Впервые результаты деятельности Контрольной комиссии озвучил А.А. Сольц, которого советская пропаганда на X партийном форуме называла «Совестью партии». X съезд РКП (б) положил начало процессам изменения во внутренней политике правящей партии. Это был один из самых напряженных и драматических съездов в истории партии. Форум проработал курс развития, как партии, так и всего общества. Докладчик коснулся организационных вопросов деятельности ЦКК. Указал, что ЦКК соответствующим образом должна организовывать свою деятельность не только в центре, корпеть над документами. Но необходимо выезжать конкретно на места в регионы. Также А.А. Сольц отметил, что работники контрольных комиссий не должны быть членами партийных комитетов, и, естественно, не должны занимать ответственные руководящие и административные должности. Аргументировав данный тезис тем, что «нельзя товарищу, который занимает ответственный ад-

министративный пост, быть в то же время контролером этой же самой деятельности, ибо вся беда не в преступлениях отдельных товарищей, а в тех болезненных явлениях, которые неизбежны для нас, как правящей партии» [6]. В резолюции, принятой на X съезде РКП (б), указывались конкретные задачи, которые ставились перед системой контрольных комиссий: «Борьба с бюрократизмом, карьеризмом, злоупотреблениями членов партии и другими «болезнями правящей партии». По решению съезда контрольные комиссии организовывались на местах и в центре путем выборов на партийном форуме и местных партконференциях вместе с партийными комитетами. Съезд постановил, что члены контрольных комиссий имеют возможность находиться с правом совещательного голоса на всех заседаниях и совещаниях, как партийных, так и советских органов власти. Комиссии пользовались аппаратом соответствующего партийного комитета. Их численный состав был также регламентирован съездом. В центре комиссия избирается в составе 7 членов и 3 кандидата; в области 3-5 членов и 2-3 кандидата; в губернии - 3 члена, 2 кандидата. Также определялся обязательный партийный стаж для работы в системе партийного контроля - в центре не менее 10 лет; в области - не менее 5 лет; в губернии - с начала Февральской революции 1917 г. [4, с. 533]

«Совесть партии» - А.А. Сольц, являясь членом Контрольной Комиссии, дал определение партийной этики. «Этика - это есть сумма не тех вопросов, которые обязательны для каждого и нарушение которых наказывается, а именно сумма таких вопросов, которые становятся общепринятыми и которые встречают осуждение со стороны всех, если их не выполнять. Это -водворение новых взглядов на то, как себя должен вести человек, не только член партии, но и всякий член общества, это - выработка нового общественного мнения» [7, с. 259]. Определяющим моментом партийной философии, по мнению А.А. Сольца, является тезис о том, что коммунист должен готовить из себя борца. Еще один вопрос поднял А.А. Сольц, который требовал ответа для массовых членов партии - это вопрос о создании общественного мнения о поведении не только членов партии, но и тех, которые идут за ними. По тому, как член партии будет жить, и работать, одеваться, по тому, как будет вести себя в обществе, по этому и будут формироваться в нашей советской стране традиции и обычаи. По примеру коммуниста поступают все трудящиеся,

так как члены правящей партии формируют жизненную позицию всего социума [8, с. 292].

В становлении контрольных комиссий как органов, обладающих определенным влиянием и властью, решающим стал XI партийный форум, на котором были подведены итоги деятельности нового органа и прозвучала критика от региональных лидеров в адрес ЦКК. Секретарь Ставропольского губернского комитета РКП (б) Ю.С. Мышкин высказался, что необходимо упразднить губернские и областные комиссии и заменить их партийными судами [9]. Несмотря на полемику и различие в мнениях, партийный съезд отметил необходимость работы комиссий, как в центре, так и на местах.

В 20-е годы идет количественный прирост членов доминирующей партии, как в стране в целом, так и на территории Северного Кавказа, в частности. С ростом партийных организаций расширяется круг и объем работы региональных контрольных комиссий. Для реализации связи на местах контрольные комиссии имели своих уполномоченных в низовых организациях ВКП (б). Уполномоченные были низшим звеном в системе партийного контроля. Сеть и структура органов партийного контроля на местах разрабатывалась партией в соответствии с конкретными задачами того или иного периода. На XII съезде правящей партии было принято решение качественного усиления партии [4, с. 719-726]. Большой вклад в изменение качественного состава внесли контрольные комиссии; ими проводились чистки местных парторганизаций. Также следует отметить количественный рост доминирующей партии. По данным краевого комитета юго-восточной области РКП (б), на 1.06.1924 г. количественный состав членов и кандидатов в РКП (б) составлял 32 338 чел. [10]. Архивные данные показывают, что уже в 1927 г. Северо-Кавказская партийная организация имела численный состав членов и кандидатов в ВКП (б) 75 055 чел. [11]. Учитывая приток новых кадров в партию, работа органов партийного контроля только усиливалась. Окружная Ставропольская Контрольная Комиссия в период своей деятельности с мая по сентябрь 1924 г. выявила нарушения в деятельности партийной организации: пьянство -55; нарушение партийной дисциплины - 30; коммунистическая этика - 14; халатное отношение к служебным обязанностям - 17; уголовное преступление - 11; склока - 7; связь с чуждым элементом - 3; непроизводственная трата государственных средств - 4; религиозные обряды -10; преступление по должности 1; чуждый эле-

мент - 1; хозобрастание - 14; разное - 74. Совершивших партийные противонарушения было согласно номенклатуре партийных работников -9; хозяйственных работников - 20; советских работников - 62; профсоюзных работников - 10; военком работников - 1. Всего ответственных работников - 102; рядовых - 120 [12].

Проверочные комиссии не только проводили чистку личного состава партийной организации, но и проводили анализ условий и содержания их работы в целях оздоровления и укрепления партийных организаций. При обследовании Северо-Осетинской парторганизации в апреле - мае 1928 г. был обнаружен ряд моментов, требующих быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию. В первую очередь, следует отметить, что внутри Северо-Осетинской партийной организации происходила борьба трех группировок Борукаевской, Хутинаевской и Та-коевской - представителей региональной руководящей элиты. В основе этого противодействия лежала борьба за власть и руководящие места в партийном и советском аппарате. В результате обследования были выявлены следующие нарушения: в парторганизации присутствует чуждый элемент, так как в партийной организации отмечается наличие офицеров царской и белой армии. Только в составе работников, состоящих на номенклатурном учете областного комитета партии, их 11 из 111 сотрудников. Отмечалось наличие зажиточных коммунистов, оказывающих влияние на низовой советский аппарат и связанных узами родства и дружбы с кулацкими верхушками в деревне. По мнению проверяющих, именно эти коммунисты являются проводниками чуждого влияния на парторганизацию (групировочная борьба, извращение классовой политики, национализм). Также в результате обследования советского аппарата выявлен чуждый элемент: 30 бывших белых офицеров; 12 лиц духовного звания, служивших в полиции. В числе 416 учителей - 123 социально-чуждых антисоветских: 82 - белых офицера; 5 - бывших священнослужителей; 17 - кулаков; 17 - жен белогвардейцев. Имелось 25 сельских советов с наличием в них около сотни кулаков и офицеров. В результате проверок Краевой комитет партии признал работу Осетинского обкома неудовлетворительной. Но в тоже время были даны рекомендации и пути совершенствования деятельности партийного и советского руководства региона - это консолидация партийного актива и вовлечение активных членов партии в разрешение вопросов местной работы. Предлагалось

обратить внимание на работу в области выдвижения новых кадров [13]. С целью укрепления своих позиций в национальных областях Северного Кавказа, центральная власть выдвигала на руководящие роли в органы управления представителей коренного населения. Кандидат-выдвиженец на руководящую должность должен был соответствовать двум критериям. Во-первых, кандидат должен быть представителем местного населения, а во-вторых, - разделять идеологию Коммунистической партии. Выдвижение представителей национальных меньшинств в состав управленцев способствовало единению социума и власти. Деятельность Контрольных Комиссий была направлена на контроль и организацию данного процесса.

Формы и методы работы контрольных комиссий постоянно совершенствовались. Органы партийного контроля анализировали и учитывали общественное партийное мнение и влияли своей деятельностью на его формирование. Основная деятельность контрольных комиссий состояла в обследовании партийных организаций, выявлении недостатков и поиск путей их исправления. Контрольные комиссии оказывали влияние на формирование партийного общественного мнения и способствовали укреплению партийной дисциплины. Контрольные комиссии выносили партвзыскания за различного рода нарушения. Так, Контрольная Комиссия Кабардино-Балкарской автономной области в период с 19 ноября 1925 по 1926 гг. исключила из партии за пьянство и растрату 3 чел.; уголовные преступления - 4; за отрыв от лини партии и религиозный уклон - 9; как чуждый элемент -7 чел. [14]. Анализ работы органов партийного контроля способствовал оздоровлению партийных организаций на местах. Северо-Осетинская областная Контрольная Комиссия в своем отчете о проделанной работе за период с 1.09.1930 по 15.02.31 гг. ставила основные задачи: охрана единства партии и борьба с проявлением правого уклона, очищение рядов партии, проверка выполнения директив партии и правительства по переустройству, упрощению и удешевлению советского аппарата, борьба с бюрократизмом и волокитой, чистка аппарата управления.

Следует отметить, что в состав контрольных комиссий входили представители всех социальных слоев общества, но с доминирующим положением рабочих. Например, в составе СевероОсетинской областной Контрольной Комиссии трудилось 23 человека. По социальному происхождению члены комиссий представляли: рабо-

чих - 11 чел.; крестьян - 7; служащих - 5 чел. За отчетный период с 1.09.1930 по 15.02.31 г. Контрольной Комиссией выявлено 118 партийных нарушений, исключено из рядов партии 30 граждан. По социальному составу рабочих - 2; крестьян - 22; служащих - 6 [15, л. 27]. Основными нарушениями привлеченных были неуплата партийных взносов, партийная невыдержанность, участие во фракционной работе, пьянство, склока, бюрократизм, хозяйственное обрастание, спекуляция, растраты и хищения.

Однако, несмотря за строгость партийных взысканий, существовал институт апелляций партийных взысканий, который добросовестно функционировал. Все заявление разбирались коллегиально на заседаниях контрольных комиссий и выносились индивидуальные решения по каждому из разбираемых дел. Исключение из рядов правящей партии после подачи апелляций и разбирательств заменяли на выговор или другими взысканиями. Имело место и отмена исключения из рядов партии без иных взысканий [15, л. 30]. Таким образом, работа контрольных комиссий носила не только репрессивный характер, но и служила инструментом пропаганды формирования коммунистического сознания.

Деятельность органов партийного контроля способствовала укреплению и идеологическому однообразию доминирующей политической силы. Контрольные комиссии были одним из основных органов партии, в деятельности которых осуществлялась задача по формированию коммунистической морали. На протяжении всего периода существования органов партийного контроля их структура постоянно совершенствовалась, менялись и функциональные задачи. В начале 20-х гг. контрольные комиссии занимались внутрипартийными взаимоотношениями. Ленинские преобразования партийно-государственного контроля 1923-1924 гг. расширили состав и функции органов контроля. Это естественно вызвало усиление функций надзора и государственной дисциплины. В начале 30-х годов контроль за выполнением директив партии был основным направлением деятельности органов партийного контроля. XVII съезде ВКП (б) предпринял очередную реформу органов контроля. Съезд преобразовал ЦКК в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б) с основной задачей контроля за реализацией решений партии, укрепления партийной дисциплины и борьбы с нарушением партийной этики [16]. Несмотря на полное подчинение центральной власти партии, партийный контроль продолжал свою деятель-

ность в другом качестве. Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП (б) - КПСС функционировала вплоть до исчезновения с политической карты мира СССР.

Все процессы, проходившие в государстве, нашли свое отражение и в многонациональном регионе Северного Кавказа как составной части советской республики. Политика центральной власти в области партийного контроля в регионе в исследуемый период способствовала решению задачи по формированию коммунистической морали, сплочению партийных рядов и повышению авторитета правящей партии среди коренных народов региона. Партийный контроль советского и партийного аппарата Северного Кавказа благоприятствовал становлению управленческих национальных кадров на партийной и советской работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Москаленко И.М. Органы партийного контроля в период строительства социализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 168 с.

2. Иванцов И.Г. Место и роль внутрипартийного контроля РКП (б)-ВКП (б) в партийном строительстве на Кубани 1920-1930 гг. Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2005. 328 с.

3. Баранов А.В. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1921-1929). Издательство государственный технический университет. СПб.: Санкт-Петерб. гос. технич. ун-т, 1996. 353 с.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. В 3 ч. Часть 2. 1898-1924. М.: Госполитиздат, 1954. 832 с.

5. Девятая конференция РКП (б). Протоколы. М.: Политиздат, 1972. 392 с. С. 153.

6. Десятый съезд РКП (б) (8-16 марта 1921 г.) Стенографический отчет. М.: Издательство политической литературы, 1963. С. 794.

7. Сольц А.А. О партийной этике. Доклад на собрании ячейки ЦКК и НК РКИ (1924). // Партийная этика документы и материалы дискуссии 20-х годов. М.: Политиздат, 1989. С. 258-272.

8. Сольц А.А. О партэтике. Доклад, читанный в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова. // Партийная этика документы и материалы дискуссии 20-х годов. М.: Политиздат, 1989. С. 273-292.

9. Иванцов И.Г. Система партийно-государственного контроля РКП (б) - ВКП (б) на Кубани и Северном Кавказе 1920-1934 гг. Краснодар: Краснодарский гос. ин-т культуры, 2008. 328 с.

10. Центр Документации Новейшей Истории Ростовской области (ЦДНИ РО). Ф.р-7. Оп-1. Д. 17. Л. 26.

11. ЦДНИ РО. Ф. Р-7. Оп 1. Д. 610. Л. 2об.

12. Государственный Архив Новейшей Истории Ставропольского Края Ф. 6325. Оп. 1. Д. 1. Л. 27-30.

13. ЦДНИ РО. Ф. Р-7. Оп. 1. Д. 820. Л. 1-18.

14. Государственный архив Ростовской области. Ф. 1185. Оп. 2. Д. 24. Л. 185.

15. Центральный Государственный Архив РСО -Алания (ЦГА РСО-Алания). Ф 46. Оп. 1. Д. 70.

16. КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. В 3 ч. Ч. III. 1930-1954. М.: Госполитиздат, 1954. 692 с. С. 231.

REFERENCES

1. Moskalenko I.M. Organy partiynogo kontrolya v period stroitel 'stva sotsializma [The Organs of party control in the period of socialist construction. Publishing House of the Moscow University]. Moscow, Moscow State Univ. Press, 1981, 168 p.

2. Ivantsov I.G. Mesto i rol'vnutripartiynogo kontrolya RKP (b)-VKP (b) vpartiynom stroitel 'stve na Kubani 1920-1930 gg. [The role and Place of intra-party control of the RCP (b)-VKP (b) party building in the Kuban 1920s-1930s]. Krasnodar, Krasnodar State Institute of Culture, 2005, 328 p.

3. Baranov A.V. Sotsial'noe i politicheskoe razvitie Severnogo Kavkaza v usloviyakh novoy ekonomi-cheskoy politiki (1921-1929) [Social and political development of the North Caucasus in the conditions of new economic policy (1921-1929)]. Publisher state technical University. St.-Petersburg, Nestor Publ., 1996, 353 p.

4. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s»ezdov konfer-entsiy i plenumov TsK [CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee]. In 3 parts. Part 2. 1898-1924. Moscow, Gospolitizdat, 1954, 832 p.

5. Devyataya konferentsiya RKP (b). Protokoly [9th Conf. of the RCP (b). Protocols]. Moscow, Politiz-dat,1972, 392 p .

6. Desyatyy s»ezdRKP (b) (8-16 marta 1921 g.) Steno-graficheskiy otchet [10th Congress of the RCP (b) (March 8-16, 1921) transcript]. Moscow, Politizdat, 1963, p. 794.

7. Solts A.A. O partiynoy etike. Doklad na sobranii yacheyki TsKK i NK RKI (1924) [On party ethics. Report on the meeting of the CCC cell and NK RKI (1924)]. In: Partiynaya etika dokumenty i materialy diskussii 20-kh godov [Party ethics documents and materials discussion 20 years]. Moscow, Politizdat, 1989, pp. 258-272.

8. Solts A.A. O partetike. Doklad, chitannyy v Kom-munisticheskom universitete im. Ya.M. Sverdlova [Patetica. Report delivered at the Communist University named by Ya.M. Sverdlov]. In: Partiynaya etika dokumenty i materialy diskussii 20-kh godov [Party ethics documents and materials discussion 20 years]. Moscow, Politizdat, 1989, pp. 273-292.

9. Ivantsov I.G. Ivantsov I.G. Sistema partiyno-gosu-darstvennogo kontrolya RKP (b)-VKP (b) na Kubani i Severnom Kavkaze 1920-1934 gg [System of partystate control of the RCP (b)-VKP (b) in the Kuban and North Caucasus 1920-1934]. Krasnodar, Krasnodar State Institute of Culture. 2008, pp. 328.

10. Tsentr Dokumentatsii Noveyshey Istorii Rostovskoy oblasti [The Documentation Centre of Recent History in Rostov Region]. F. R-7, Op. 1, D. 17, L. 26.

11. Tsentr Dokumentatsii Noveyshey Istorii Rostovskoy oblasti [The Documentation Centre of Recent History in Rostov Region], F. R-7, Op. 1, D. 610, L. 2ob.

12. Gosudarstvennyy Arkhiv Noveyshey Istorii Stavropol 'skogo Kraya [State Archive of contemporary History of Stavropol Krai], F. 6325, Op. 1, D. 1, L. 27-30.

13. Tsentr Dokumentatsii Noveyshey Istorii Rostovskoy oblasti [The Documentation Centre of Recent History in Rostov Region], F. R-7, Op. 1, D. 820, L. 1-18.

14. Gosudarstvennyy arkhiv Rostovskoy oblasti [State archive of the Rostov Region], F. 1185, Op 2, D. 24, L. 185.

15. Tsentral'nyy Gosudarstvennyy Arkhiv RSO - Alaniya [Central State Archive of North Ossetia - Alania], F 46, Op.1, D. 70.

16. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh s»ezdov konfer-entsiy i plenumov TsK [CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee]. In 3 parts. Part 3. 1930-1954. State publishing house of political literature]. Moscow, Politizdat,1954, p. 692.

27 октября 2017 г.

УДК 94 (470.6) «1920» «1930»

ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ КАЗАКОВ-РЕЭМИГРАНТОВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1920-1930-е гг. ХХ ВЕКА (на материалах Дона и Кубани)

Р.Г. Тикиджьян

DOI 10.23683/2072-0181-2017-92-4-101-107

Проблемы изучения и переосмысления истории революции и Гражданской войны в России, сложных процессов эмиграции и реэмиграции различных категорий населения, в том числе казачества в 1920 гг., всегда привлекали пристальное внимание и интерес советских и зарубежных историков. Предметно и более объективно, с привлечением широкого круга источников, эта проблематика стала серьёзно исследоваться со второй половины 1980-х годов ХХ в., в период наступившей перестройки и гласности, на первых казачьих научных конференциях (1986-2005), восстановивших «казаковедение» как самостоятельное научное направление в современной постсоветской историографии.

За последнее время были изучены значимые проблемы истории казаков юга-востока России, в том числе периода 1920-1940-х гг. Особо выделяются и первые специальные научные исследования, статьи, очерки: Ю.К. Кириенко, А.И. Козлова, С.А. Кислицына,

Тикиджьян Руслан Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и культурологии Донского государственного технического университета (ДГТУ), 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, e-mail: ruslan.kazak61@gmail.com, т. 8(863)2738328.

Я.А. Перехова, О.В. Ратушняка, А.П. Скорика, Р.Г. Тикиджьяна, К.Н. Хохульникова, непосредственно посвящённые основному спектру проблем истории казачества Юга в 1920-1930-е годы, эмиграции и процессов реэмиграции казаков Дона, Кубани и Терека, отношения к ним новой советской власти и её репрессивных органов [1]. Однако следует констатировать, что такие важные проблемы, как: основные этапы реэмиграции, количественный состав реэмигрантов, процессы их интеграции и адаптации в Советской России, жизнедеятельность и последующая судьба, участие в оппозиционных организациях и группах, причины и итоги репрессий в период 1921-1926 , 1926-1934 и 1937-1939 гг., раскрыты пока весьма неполно и фрагментарно. Как справедливо отмечается в современных обобщающих и историографических работах по истории южнороссийского региона, данная проблематика нуждается в дальнейших специальных и комплексных исследованиях [2].

Ruslan Tikidzh'yan - Don State Technical University, 1 Gagarin Street, Rostov-on-Don, 344000, e-mail: ruslan. kazak61@gmail.com, tel. +7(863)2738328.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.