Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ КРАЕ'

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОМЕНКЛАТУРА / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КОЛХОЗ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА / СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ КРАЙ / КОЛХОЗНЫЙ СТРОЙ / НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО / COLLECTIVIZATION / PARTY-STATE NOMENCLATURE / MANAGEMENT SYSTEM / COLLECTIVE FARM / AGRICULTURE / MODERNIZATION OF SOVIET SOCIETY / NORTH-CAUCASUS REGION / COLLECTIVE FARM SYSTEM / NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич

В представленной статье рассматривается одна из серьёзных проблем исторической науки, деятельность партийно-государственной номенклатуры Советского государства в период сплошной коллективизации. В данной работе на основе решений партийных съездов и деятельности Центрального Комитета ВКП(б) анализируется процесс формирования законодательной базы для проведения успешной коллективизации сельского хозяйства. Кроме того, на основе изучения партийных документов мы видим борьбу официальной линии ВКП(б) с оппозицией в недрах доминирующей политической силы государства, как в центре, так и на местах. На основе архивных документов представлен механизм проведения партийно-государственной номенклатурой сплошной коллективизацией Северокавказского края. Выявлены особенности деятельности регионального партийно-государственного аппарата управления. Рассмотрена система подготовки специалистов в области сельского хозяйства, которая являлась важнейшим условием формирования и функционирования кадрового потенциала партийно-государственной номенклатуры и реализации успешной сплошной коллективизации сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Туфанов Евгений Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ КРАЕ»

M

ТТЛ

УДК 9. 93

Е. В. Туфанов

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ КРАЕ

В представленной статье рассматривается одна из серьёзных проблем исторической науки, деятельность партийно-государственной номенклатуры Советского государства в период сплошной коллективизации. В данной работе на основе решений партийных съездов и деятельности Центрального Комитета ВКП(б) анализируется процесс формирования законодательной базы для проведения успешной коллективизации сельского хозяйства. Кроме того, на основе изучения партийных документов мы видим борьбу официальной линии ВКП(б) с оппозицией в недрах доминирующей политической силы государства, как в центре, так и на местах. На основе архивных документов представлен механизм проведения партийно-государственной номенклатурой

сплошной коллективизацией Северокавказского края. Выявлены особенности деятельности регионального партийно-государственного аппарата управления. Рассмотрена система подготовки специалистов в области сельского хозяйства, которая являлась важнейшим условием формирования и функционирования кадрового потенциала партийно-государственной номенклатуры и реализации успешной сплошной коллективизации сельского хозяйства.

Ключевые слова: коллективизация, партийно-государственная номенклатура, система управления, колхоз, сельское хозяйство, модернизация советского общества, Северокавказский край, колхозный строй, народное хозяйство.

Evgenii Tufanov

ON THE ISSUE OF THE FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF PARTY AND STATE ADMINISTRATION DURING THE PERIOD OF COLLECTIVIZATION IN THE NORTH-CAUCASUS REGION

The article deals with one of the major problems of historical science, the activity of the party-state nomenclature of the Soviet state during the period of continuous collectivization. In this paper, based on the decisions of party congresses and the activities of the Central Committee of the CPSU (b), the process of forming the legislative framework for the successful collectivization of agriculture is analyzed. In addition, based on the study of party documents, we observe the struggle of the official line of the CPSU (b) with the opposition in the bowels of the dominant political force of the state, both in the center and on the ground. Based on archival documents, the mechanism of continuous collectiv-

ization of the North-Caucasus region by the party-state nomenclature is presented. Features of activity of the regional party-state administration apparatus are revealed. The article considers the system of training specialists in the field of agriculture, which was the most important condition for the formation and functioning of the personnel potential of the party-state nomenclature and the implementation of a successful continuous collectivization of agriculture.

Key words: сollectivization, party-state nomenclature, management system, collective farm, agriculture, modernization of Soviet society, North-Caucasus region, collective farm system, national economy.

Одним из актуальных вопросов в современной отечественной исторической науке является функционирование системы партийно-государственного управления Советского государства. Реализация программных директив и задач центральной власти в период серьезных политических и экономических преобразований, на региональном уровне. Проблема деятельности органов управления в период коллективизации и модернизации советского общества нашла обширное отражение в историографических исследованиях, о чем свидетельствует большой объем выходящей в последнее время литературы.

Серьезными исследованиями являются работы Е. Г. Гимпельсона [6], где автор анализирует становление и функционирование советской политической системы и органов управления, кадровую политику молодого государства. При этом в его работах процесс функционирования системы партийно-государственного управления на местном уровне не получил серьезного анализа. В работе Ю. Ю. Карпова [9], где на основе широкого круга источников анализируются сложные политические и экономические процессы на северокавказской периферии, однако все происходящие в регионе, рассматривается в контексте на-

М

гг I

циональной политики, проводимой центральной властью. Следует отметить ряд работ И. И. Некрасовой [10], В. А. Бондарева [1], где на базе архивного материала проведен анализ процесса коллективизации в северокавказском регионе, однако деятельность органов управления освещена недостаточно основательно. Также необходимо отметить исследования И. Г. Иванцова [8], Е. В. Туфанова [23], в данных работах проанализирован процесс становления органов партийного контроля и функционирования партийно-государственной номенклатуры в исследуемый период.

Целью данной работы является изучение процесса функционирование системы партийно-государственного управления в период проведения коллективизации и модернизации в северокавказском регионе. Исследование базируется на принципах объективности и историзма и основывается на сравнительном анализе архивных источников. Проблемно-хронологический принцип с опорой на широкий круг архивных материалов и историографии по заявленной проблематике является основой для исследования данного вопроса.

Во второй половине 1920-х гг. молодое советское государство вступало в период социалистической реконструкции народного хозяйства. Особую актуальность приобретал вопрос формирование новых отраслей в промышленном производстве и рост производственных мощностей. Следует отметить, что особенно трудноазреши-мым являлся вопрос о взаимодействия города и села, крестьянства и государственной власти. Уже в 1920-е гг. кадровые вопросы в системе государственного управления основывались на принципах назначенства. Переброска функционеров стала первым опытом и возможностью сформировать систему назначения и распределения представителей кадрового резерва партийно-государственной системы управления. Создание отдельной структуры распределения и учета кадров в системе партийного управления свидетельствует о том, что большевики уделяли огромное внимание кадровому вопросу. Практика перемещений советских и партийных руководителей была продиктована комплексом причин: кадровый голод в органах партийного и советского аппарата управления и резолюция IX Всероссийской партийной конференции об очередных задачах партийного строительства, документ декларировал: «В центре и на местах необходимо систематически перемещать ответственных работников с места на место, дабы дать им возможность шире изучить советский и партийный аппарат и облегчить им задачу борьбы с рутиной» [22, с. 280]. Распространенность данного принципа сформировала его как основной подход для всевозможных партийных комитетов различного масштаба. Необходимо обозначить, что органы партийного управления изначально распределяли кандидатов не только на партийные, но и на руководящие советские должности. Также нельзя не отметить, что в исследуемый период в структу-

ре доминирующей политической силы проходила серьезная борьба с оппозиционно настроенными членами партии.

В такой политической и экономической ситуации в Москве со 2 - по 19 декабря 1927 г. работал XV съезд ВКП(б) [18, с. 432-491]. В принятой резолюции по отчету Центрального комитета отмечалось: «Необходимо поставить в качестве первоочередной задачи на основе дальнейшего кооперирования крестьянства постепенный переход распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства (коллективная обработка земли на основе интенсификации и машинизации земледелия), всемерно поддерживая и поощряя ростки обобществленного сельскохозяйственного труда» [19, с. 437]. Советское государство брало курс на коллективизацию через ликвидацию мелких крестьянских хозяйств в интересах крупной промышленности, и как указывалось в резолюции, «с преодолением капиталистических элементов деревни» [19, с. 437]. Эти предпосылки создают возможность решительного наступления на кулака. Съезд поручал ЦК разработать пятилетний план развития, продолжать политику индустриализации, которая должна сопровождаться курсом рационализации производства и управления. Следует констатировать, что внутренняя экономическая политика государства вставала на совершенно новые рельсы планового развития общества.

XV съезд ВКП(б) подвел итоги борьбы с политической оппозицией. В резолюции «Об оппозиции» отмечалось, что «оппозиция в области идеологической от разногласий тактического характера перешла к разногласиям программного характера, скатилась к позиции меньшевизма, в области тактической перешла грань не только Устава партии, но советской легальности, формировала свою троцкистскую партию. Съезд одобряет решения ЦК и ЦКК об исключении из рядов партии лидеров оппозиции Л. Д. Троцкого и Г. Е. Зиновьева. Также согласно решением съезда из рядов ВКП(б) были исключены активные деятели троцкистской оппозиции в количестве 75 человек и группа Сапронова Т.В. в количестве 23 человек [20, с. 488-490]. Таким образом, XV съезд ВКП(б) подвел итоги борьбы с оппозицией и твердо заявил о ее ликвидации. Данная победа генеральной линии партии способствовала укреплению власти партийно-советской номенклатуры во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) И. В. Сталиным. Усилиями партийно-государственной номенклатуры его личность трансфор-мировалася в символ «большинства» в партии, это явилось одним из «секретов» победы на пути к власти. Отличное от большинства мнение стало классифицироваться как нарушение партийной дисциплины и посягательство на главный догмат -единство партии [7, с. 55]. Контролируя партийный аппарат, И. В. Сталин сумел создать опору в лице большинства членов партии в борьбе с любым оппозиционным движением. Однако борьба с оппозицией не закончилась, и она получила

4>

ГС I

дальнейшее продолжение на последующих партийных съездах.

Решения XV съезда ВКП(б) нашли отклик в Северокавказском крае. Еще в дни работы съезда, 18 декабря 1927 г президиум Северокавказской крайКК ВКП(б) исключил из партии региональных оппозиционеров: «П. А. Алферова (организатора краевого подпольного центра троцкистской оппозиции), И. А. Невского, С. Д. Бастанджаняна, Е. М. Борьяна, И. Д. Рябова» [11]. Руководствуясь решениями съезда, партийные организации Ставрополья усилили наступление на кулачество, которое выступало против решений советской власти. Архивные документы показывают, что в 1928 г на территории края были ликвидированы 133 контрреволюционные кулацкие группы, совершившие за три месяца 32 террористических акта [21, л. 33]. После окончания съезда центральная власть столкнулась с серьёзным хлебозаготовительным кризисом. Поставки сельскохозяйственных продуктов из села государственным структурам сначала существенно сократилось, а затем полностью прекратились. Государство лишилось возможности экспортировать сельскохозяйственные продукты, соответственно лишилось валютных поступлений крайне необходимых для реализации политики индустриализации. Кроме того, продовольственное снабжение городов оставляло желать лучшего. Руководство государством свои просчеты во внутренней политике свело к проискам классовых врагов. Таковыми являлись кулаки и «буржуазные специалисты». В этой ситуации началом борьбы с «вредителями» положило «Шахтинское дело». Перед судом предстали инженерно-технические работники угольной промышленности Донбасса. Для разбирательства в ситуации из Москвы прибыла специальная комиссия в составе лидеров партийно-государственной номенклатуры: В. М. Молотов, Л. М. Кагановича, Е. М. Ярославского и М. П. Томского, которые задала иной тон работе. Северокавказский крайком партии 22 марта распустил бюро Шахтинского окружкома, который оказался недееспособным в искоренении недостатков. Шахтинское дело специально рассматривалось на апрельском объединенным пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), который проходил 6-11 апреля 1928 г. [11, с. 500-510]. Пленум одобрил решение крайкома партии о роспуске окружкома, поручил провести проверку парторганов, обязал партийные органы организовать проверку работы специалистов, обеспечить контроль работой хозорганов, также разработать проект для борьбы с засорением советского, хозяйственного и других аппаратов [11, с. 500-510].

Таким образом, пленум стал прецедентом, после которого репрессии против инженерно-технических работников и других групп общества проходили по определенной системе. Этот показательный процесс сформировал «миф» о «наемных саботажниках», «кулацкой угрозе».

С докладом на собрании партийного актива Шахтинско-Донецкой организации об итогах

апрельского Пленума ЦК партии выступил секретарь Северокавказского крайкома ВКП(б) А. А. Андреев. В своем выступлении он отметил: «Недостаток критики и самокритики приводит к загниванию. У нас имеется гниль даже в отдельных партийных организациях. Это показало «Шахтинское дело».» [13, с.123]. Актив одобрил решение Пленума и получил поддержку рабочих угольной промышленности региона. Об этом свидетельствует, что личный состав партийной организации вырос на 33,6% за чет горняков [2, л.6]. На основании доклада Северокавказского крайкома партии о работе в национальных областях ЦК ВКП(б) ставит задачу чистки партийного и советского аппарата, усиления партийного руководства Советами. В целях сближения государственного аппарата к массам ЦК ВКП(б) начинает выдвигать на руководящие должности представителей коренного населения. Процесс выдвижение на руководящие должности местного населения получил название «коренизация». Однако реализовать этот замысел было не просто, а в некоторых местах имело место прямое сопротивление этому процессу со стороны работников органов власти в Чеченской и Кабардино-Балкарской автономной области [25, л. 285]. Следует отметить, что образованных управленцев из числа представителей местного населения было очень мало. Руководство страной поставило задачу расширить и улучшить работу сети партийного образования, издавать на языках местного этноса Программу и Устав партии, решения и резолюции съездов и другую партийную, и идеологическую литературу. В рамках реализации политики коренизации необходимо было переводить все делопроизводство на местный язык, что встретило серьезное противодействие со стороны социума. Северный Кавказ является многонациональным регионом и родной язык для представителей национальных меньшинств был в основном для общения среди своего социума. Русский язык был универсальным как для общения в своей этнической среде, так и для общения с представителями других этносов. Следует отметить, что не все народности, проживающие на территории Северного Кавказа, имели свою письменность. Важно отметить то, что русский язык являлся универсальным не только для общения, но и для ведения делопроизводства. Представители партийно-государственной группы из местного этноса не желали переводить делопроизводство на русский язык еще и по той причине, что их родной язык не имел специфических и деловых оборотов как в русском языке. На территории Северокавказского края в 1937 г. была реализована идея создания карманного русско-карачаевского словаря. Однако эта попытка не увенчалась успехом, так как этот словарь не имел слов, которые употребляются в повседневной жизни. Также в издании отсутствовали словари русского и карачаевского алфавита [12]. Данный эксперимент себя не оправдал. Также следует отметить, что имела место идея создания универсального языка для делопро-

м

гг I

изводства и общения на территории Северного Кавказа, но тоже не была реализована. Процесс коренизации охватил весь регион Северного Кавказа и имел определенные успехи, партийно-государственный аппарат управления формировался из местного социума, однако очень важно отметить, что именно политика коренизации способствовала рождению письменности для целого ряда бесписьменных языков, повышению образования, становлению, и развитию литературы местных этносов.

Особое внимание центральная власть уделяла подготовке кадров регионального управления со средним и высшим сельскохозяйственным образованием. Расширялась сеть сельскохозяйственных учебных заведений. Расло и количество обучающихся. Кадры специалистов сельского хозяйства для Северной Осетии готовились в Горском сельскохозяйственном институте и на рабфаке при нем. С начала 1930-х гг. в г. Ставрополе начал функционировать Северокавказский зоотехнический институт, который готовил специалистов в области сельского хозяйства не только для Ставрополья, но и для всего Северокавказского края. Подготовка специалистов являлась важнейшим условием формирования и функционирования кадрового потенциала партийно-государственной номенклатуры и реализации успешной сплошной коллективизации сельского хозяйства.

Состояние сельского хозяйства Северного Кавказа было предметом обсуждения на ноябрьском 1928 г. Пленуме ВКП(б). В своем докладе «О работе в деревне и мерах поднятия земледелия» секретарь Северокавказского крайкома ВКП(б) А. А. Андреев изложил основные пути подъема отрасли в регионе. Эти мероприятия предусматривали: расширение посевных площадей, повышение производительности земледелия за счет реконструкции крестьянских хозяйств. Но для реализации этих планов регион нуждался в помощи центральной власти по линии механизации сельского хозяйства [13, с. 145]. Пленум признал, что сельское хозяйство северокавказского региона находилось в упадке, о котором чем говорят цифры: в 1928/29 г. вследствие гибели озимых на Украине и Северном Кавказе урожай оказался на 200 млн. пуд. Меньше сбора предыдущего года. Пленум также акцентирует внимание на необходимости сохранения и развития зернового хозяйства степной полосы, значительно пострадавшей от морозов и засухи и дает поручение Политбюро предусмотреть необходимые мероприятия в планах следующего года [14, с. 527-528]. В целях поддержки региона Пленум ЦК ВКП(б) предусмотрел отправку на Северный Кавказ в двухлетний срок 10 тыс. тракторов и обеспечить все потребности края в сельскохозяйственных машинах.

Осенью 1928 г. ЦК ВКП(б) провел проверку деятельности Ставропольского окружкома партии. Итоги проверки были заслушаны на Оргбюро 17 декабря 1928 г. В постановлении Оргбюро были отмечена положительная динамика развития

Ставропольской партийной организации, однако в документе акцентировалось внимание и на недостатках в работе райкомов партии в области сельского хозяйства. Это выражалось в падении урожайности и сокращении товарной продукции. ЦК ВКП(б) поставил перед Ставропольской партийной организации задачу - добиться коренного перелома в деле кооперирования крестьянских масс, поднятия экономического и культурного уровня округа. Работа с крестьянами выдвигалась на первый план в деятельности окружной организации. Выполняя решение центральной власти, партийные организации Ставропольского округа провели большую работу. Весной 1929 г. на местах при сельсоветах было организованно 143 производственных совещания, в селах состоялось 3830 собраний земельных обществ, в округе осуществляли деятельность 2900 агроу-полномоченных [3, л. 44-45]. В феврале 1929 г. состоялась XIII Ставропольская окружная партийная конференция, которая констатировала, что за год окружная партийная организация выросла более чем на тысячу человек. Рост численности был связан с усилением влияния партии в обществе, так как членство в партии способствовало карьерному росту и улучшению материального положения члена партии, но необходимо отметить, что в партию шли люди, которые разделяли все идеалы и цели ВКП(б), несмотря на все трудности, которые возлагались на члена партии. Следует отметить, что 60% коммунистов - крестьян состояли в колхозах. Также конференция поставила задачу вовлекать в колхоз середняка и способствовать социалистической перестройке сельского хозяйства. Первые крупные колхозы на Ставрополье были созданы в 1928-1929 гг. в селах Старомарьевском, Михайловском, Наде-ждинском, Безопасном [4, л. 150]. Уже в 1929 г. в Ставропольском округе было 12 совхозов и в Терском округе - 16. Совхозы в северокавказском регионе имели большое влияние на массы, так как в их состав входило большое количество граждан. Как показывают архивные документы в одном только совхозе «Гигант» Сальского округа перебывало около 50 тыс. крестьян из различных регионов Северного Кавказа [5, л. 280].

Ускорение темпов коллективизации сельского хозяйства произошли во всех зерновых округах Северокавказского края. Это факт показывает, что представители партийно-государственной номенклатуры провели большую работу и многое сделали для претворения в жизнь решений ВКП(б), несмотря на все трудности, связанные со спецификой Северного Кавказа - это и сильные индивидуальные хозяйства, казачество, полиэт-ничность региона, также необходимо отметить и многоконфессиональность Северного Кавказа. Успехи в организации колхозов и совхозов на территории края, позволили секретарю Северокавказского крайкома ВКП(б) А. А. Андрееву заявить в своем выступлении на Пленуме ЦК ВКП(б) в ноябре 1929 г. о том, что в регионе сплошную коллективизацию можно завершить к лету 1931 г.

4>

ГС I

Пленум ЦК ВКП(б) поставил задачу сплошной коллективизации и усиления помощи колхозному движению со стороны всех партийных организаций. Также следует отметить, важность данного пленума, так как именно на этом партийном форуме была принята резолюция «О группе Бухарина», которая констатировала, что заявление Бухарина, Рыкова и Томского от 12 ноября 1929 г. является фракционным. Пленум выводит Н. И. Бухарина как руководителя правых уклонистов из состава Политбюро, а его соратников Рыкова, Томского, Угарова предупредить, что партия может применить к ним соответствующие меры дисциплинарного характера [15, с. 6б3].

Данное решение партийного пленума подводило итог борьбы против любой оппозиции внутри ВКП(б) и устранило сильных авторитетных оппонентов лидеру партии И. В. Сталину. Разгром оппозиции стал последней ступенью на пути к формированию командно-административной бюрократической системы управления, единовластия и становлению единомыслия всех групп советского общества.

Решения Пленума ЦК ВКП(б) стали программой деятельности партийных организаций Северокавказского края. 27 ноября бюро Северокавказского крайкома ВКП(б) приняло решение «О сплошной коллективизации Северного Кавказа». Партийный актив края поддержал данное начинание. В конце 1929 г. Северокавказским краевым и окружными комитетами созданы комиссии по вопросам сплошной коллективизации. Их возглавили секретари партийных комитетов. В их состав вошли представители партийных, советских, колхозно-кооперативных, профсоюзных и других организаций. Таким образом, партийно-государственная номенклатура встала во главе этого сложного и болезненного процесса. Следует отметить, что региональные комиссии обеспечивали своими данными комиссию Политбюро ЦК ВКП(б), в состав которой от Северокавказского крайкома входили А. А. Андреев и В. И. Иванов.

Партийные организации использовали разнообразные формы агитационно-пропагандистской и организаторской работы в обществе. Партийные организации региона активизировали массово-политическую работу, городские партийные организации усиливали шефскую работу в деревне, увеличивалось издание литературы по вопросам коллективизации, в районы посылались агитационные бригады. Пленум ЦК ВКП(б), который работал в ноябре 1929 г. в своем постановлении отметил, что необходимо отправить для укрепления колхозного движения на работу не менее 25 тысяч рабочих с опытом организационной работы. Большую роль в переводе мелких крестьянских хозяйств на социалистические рельсы сыграли машино-тракторные станции. Это была новая форма связь между городом и деревней. МТС

стали опорными пунктами по переводу сельского хозяйства региона на базу передовой машинной техники. Необходимо отметить, что первая МТС на Ставрополье была сформирована летом 1929 г. в селе Старомарьевском. Данное предприятие возглавил член ВКП(б) А. И. Самсонов. Также в 1929 г. базы МТС были организованы в селах Безапасном и Петровском. Однако уже в 1930 г. сеть МТС охватила уже много населённых пунктов Ставрополья. ЦК ВКП(б) разделил всю страну по темпам коллективизации на три группы районов. Крупнейшие зерновые районы - Нижняя и Средняя Волга, Северный Кавказ - относились к первой группе, где коллективизацию намечалось закончить к весне 1931 г. По мнению центральной власти, именно, эти районы были лучше подготовлены к проведению сплошной коллективизации.

Количественный рост коллективных хозяйств в регионе проходил в острой социальной и вооруженной борьбе с кулачеством. На территории Северного Кавказа борьба с кулачеством приобрела особенно ожесточенный характер. Это объяснялось наличием крепких индивидуальных крестьянских хозяйств и большого количества антисоветского элемента. Центральная власть переходит к ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации, данное решение было закреплено в законодательном порядке [17, с. 105]. На основе этого документа были изданы региональные постановления и борьба с зажиточным крестьянством началась в полном объеме на территории всего Северного Кавказа. Судьба раскулаченных хозяйств и крепких хозяйственников была трагична. Раскулаченные хозяйства перешли в собственность государства, семьи выселены за пределы края, оказавшие сопротивление властям подлежали аресту и суду.

Таким образом, региональная партийно-государственная номенклатура встала во главе всех преобразований в исследуемый период в Северокавказском крае. Благодаря реализованной политике коренизации в ряды партийно-государственной номенклатуры влились представители местного социума, что естественным образом способствовало единению власти и общества. Также следует отметить становление, и развитие системы образования и как следствие повышения образовательного уровня. Регион Северного Кавказа одним из первых в стране завершил сплошную коллективизацию. Однако в национальных областях, где партийные организации, учитывая своеобразие местных условий (пережитки родового стоя, родственные связи), относительная слабость местных партийных организаций, не форсировали темпов коллективизации. Возросла роль ВКП(б), как руководящей силы советского государства. Именно представители партии в регионах стали проводниками всех постановлений и распоряжений центральной власти.

Источники и литература

1. Бондарев В. А. Российское крестьянство в условиях аграрных преобразований в конце 20 - начале 40-х годов XX века на материалах Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев: дисс. ... докт. ист. наук. Новочеркасск, 2007. 789 с._

2. Государственный архив Ростовской области (далее - ГАРО). Ф.118. Оп.1. Д.387.

3. ГАРО. Ф.7. Оп.7-1. Д.398.

4. ГАРО. Ф.1. Оп.7-1. Д.501.

5. ГАСК. Ф.229. Оп.1. Д.1642.

6. Гимпельсон Е. Г. Становление и эволюция Советского государственного аппарата управления 1917-1930 гг. М.: Ин-т рос. истории РАН, 2003. 226 с.

7. Гимпельсон Е. Г. Россия на переломе эпох. Осмысление XX столетия российской истории. М.: Собрание, 2006. 128 с.

8. Иванцов И. И. Система партийно-государственного контроля РКП(б) - ВКП(б) на Кубани и Северном Кавказе 1920-1934 гг. Краснодар: Краснодарский гос. ин-т культуры, 2008. 328 с.

9. Карпов Ю. Ю. Национальная политика Советского государства на северокавказской периферии в 20-30-е гг. XX века: эволюция проблем и решений. СПб: Петербургское востоковедение, 2017. 400 с.

10. Некрасова И. И. Коллективизация в сельском хозяйстве Ставропольского края (конец 20-х - начало 30-х гг.): оценки и выводы: дисс. ... канд. ист. наук. Пятигорск, 2004. 194 с.

11. Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) 6 - 11 апреля 1928 г. Шахтинское дело и практические задачи в деле борьбы с недостатками хозяйственного строительства // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1924-1930. М.: Госполитиздат, 1954. С.45-54.

12. Орджоникидзевская правда. 1937. №217 (1075).

13. Очерки истории партийных организаций Дона (1921-1971). 4.II. Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1973. 762 с.

14. Пленум ЦК ВКП(б) 16-24 ноября 1928 г. О контрольных цифрах народного хозяйства на 1928/1929 год. // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1924-1930. М.: Госполитиздат, 1954. С.56-68.

15. Пленум ЦК ВКП(б) 10-17 ноября 1929 г. О группе Бухарина // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1924-1930. М.: Госполитиздат, 1954. С.65-77.

16. Постановление президиума Северокавказской край КК ВКП(б) от 18 декабря 1927 г. // Молот. 1927. 21 декабря.

17. Постановление ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» URL: https:// istmat.info/node/44274 (Дата обращения: 21.09.2020).

17. Пятнадцатый съезд РКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1924-1930. М.: Госполитиздат, 1954. С.54-61.

18. Пятнадцатый съезд РКП(б). По отчету Центрального комитета // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1924-1930. М.: Госполитиздат, 1954. С.270-281.

19. Пятнадцатый съезд РКП(б). Об оппозиции // КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов ЦК. Часть III. 1924-1930. М., 1954. С.69-79.

20. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф.17. Оп.2. Д.397.

21. Резолюции и постановления IX Всероссийской конференции РКП(б). Об очередных задачах партийного строительства. // Девятая конференция РКП(б) сентябрь 1920 года. Протоколы. М.: Издательство политической литературы, 1972. 576 с.

22. Туфанов Е. В. Советская региональная партийно-государственная номенклатура в 1920-1930-е гг.: формирование и функционирование (на материалах Северного Кавказа). Ставрополь: Аргус, 2019. 496 с.

23. Центральный Государственный архив «РСО-Алания» (далее - ЦГА РСО-Алания). Р.- 47. Оп.1. Д.847.

24. ЦГА РСО-Алания. Ф.- 46. Оп.1. Д. 40.

References

1. Bondarev V. A. Rossijskoe krest'janstvo v uslovijah agrarnyh preobrazovanij v konce 20 - nachale 40-h godov XX veka na materialah Rostovskoj oblasti, Krasnodarskogo i Stavropol'skogo kraev (Russian peasantry in the conditions of agrarian transformations in the late 20 - early 40s of the XX century on the materials of the Rostov region, Krasnodar and Stavropol territories): thesis. Novocherkassk, 2007. 789 p. (In Russian).

2. State archive of Rostov region (GARO). F.118. Inv.1. D.387. (In Russian).

3. GARO. F.7. Inv.7-1. D.398. (In Russian).

4. GARO. F.1. Inv.7-1. D.501. (In Russian).

5. GASK. F.229. Inv.1. D.1642. (In Russian).

6. Gimpel'son E. G. Stanovlenie i jevoljucija Sovetskogo gosudarstvennogo apparata upravlenija 1917-1930 gg. (Formation and evolution of the Soviet state administration apparatus 1917-1930). Moscow: HI of RAS publ., 2003. 226 p. (In Russian).

7. Gimpel'son E. G. Rossija na perelome jepoh. Osmyslenie XX stoletija rossijskoj istorii (Russia at the break of epochs. Comprehension of the XX century of Russian history). Moscow: Sobranie, 2006. 128 p. (In Russian).

8. Ivancov I. I. Sistema partijno-gosudarstvennogo kontrolja RKP(b) - VKP(b) na Kubani i Severnom Kavkaze 19201934 gg. (System of party-state control of the RCP(b) - VKP(b) in Kuban and the North-Caucasus 1920-1934). Krasnodar: Krasnodar state institute of culture publ., 2008. 328 p. (In Russian).

9. Karpov Ju. Ju. Nacional'naja politika Sovetskogo gosudarstva na severokavkazskoj periferii v 20-30-e gg. XX veka: jevoljucija problem i reshenij (National policy of the Soviet state on the North-Caucasus periphery in the 20-30s of the XX century.: evolution of problems and solutions). St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 2017. 400 p. (In Russian).

10. Nekrasova I. I. Kollektivizacija v sel'skom hozjajstve Stavropol'skogo kraja (konec 20-h - nachalo 30-h gg.): ocenki i vyvody (Collectivization in agriculture of the Stavropol territory (late 20s - early 30s): estimates and conclusions): thesis. Pjatigorsk, 2004. 194 p. (In Russian).

M

ТТЛ

11. Obedinennyj plenum CK i CKK VKP(b) 6-11 aprelja 1928 g. Shahtinskoe delo i prakticheskie zadachi v dele bor'by s nedostatkami hozjajstvennogo stroitel'stva (Joint Plenum of the Central Committee and the Central Committee of the CPSU(b) April 6-11, 1928 Shakhty case and practical problems in the fight against the shortcomings of economic construction) // KPSS v rezoljucijah i reshenijah s#ezdov konferencij i plenumov CK. Chast' III. 1924-1930. Moscow: Gospolitizdat, 1954. P.45-54. (In Russian).

12. Ordzhonikidzevskaja pravda. 1937. No.217 (1075). (In Russian).

13. Ocherki istorii partijnyh organizacij Dona (1921-1971) (Essays on the history of the Don party organizations (19211971). Part. II. Rostov-on-Don: Knizhnoe izdatel'stvo, 1973. 762 p. (In Russian).

14. Plenum CK VKP(b) 16-24 nojabrja 1928 g. O kontrol'nyh cifrah narodnogo hozjajstva na 1928/1929 god (Plenum of the Central Committee of the CPSU (b) November 16-24, 1928 On the control figures of the national economy for 1928/1929) // KPSS v rezoljucijah i reshenijah sezdov konferencij i plenumov CK. Chast' III. 1924-1930. Moscow: Gospolitizdat, 1954. P.56-68. (In Russian).

15. Plenum CK VKP(b) 10-17 nojabrja 1929 g. O gruppe Buharina (Plenum of the Central Committee of the CPSU(b) November 10-17, 1929 About Bukharin's group) // KPSS v rezoljucijah i reshenijah s#ezdov konferencij i plenumov CK. Chast' III. 1924-1930. Moscow: Gospolitizdat, 1954. P.65-77. (In Russian).

16. Postanovlenie prezidiuma Severo-kavkazskoj kraj KK VKP(b) ot 18 dekabrja 1927 g. (Resolution of the Presidium of the North-Caucasus regional Committee of the CPSU(b) of December 18, 1927) // Molot. 1927. December 21. (In Russian).

17. Postanovlenie CIK i SNK SSSR ot 1 fevralja 1930 g. «O meroprijatijah po ukrepleniju socialisticheskogo pereustrojstva sel'skogo hozjajstva v rajonah sploshnoj kollektivizacii i po bor'be s kulachestvom» (Resolution of the CEC and SNK of the USSR of February 1, 1930 "On measures to strengthen the socialist reconstruction of agriculture in areas of continuous collectivization and to fight the kulaks) URL: https://istmat.info/node/44274 (Accessed: 21.09.2020). (In Russian).

17. Pjatnadcatyj sezd RKP(b) (The Fifteenth Congress of the RCP(b) // KPSS v rezoljucijah i reshenijah sezdov konferencij i plenumov CK. Chast' III. 1924-1930. Moscow: Gospolitizdat, 1954. P.54-61. (In Russian).

18. Pjatnadcatyj sezd RKP(b). Po otchetu Central'nogo komiteta // KPSS v rezoljucijah i reshenijah sezdov konferencij i plenumov CK (The Fifteenth Congress of the RCP (b). According to the report of the Central Committee). Part III. 1924-1930. Moscow: Gospolitizdat, 1954. P.270-281. (In Russian).

19. Pjatnadcatyj sezd RKP(b). Ob oppozicii (The Fifteenth Congress of the RCP(b). on the opposition) // KPSS v rezoljucijah i reshenijah sezdov konferencij i plenumov CK. Part III. 1924-1930. Moscow: Gospolitizdat, 1954. P.69-79. (In Russian).

20. Russian State Archive of Social and Political History. F. 17. Inv. 2. D. 397. (In Russian).

21. Rezoljucii i postanovlenija IX Vserossijskoj konferencii RKP(b). Ob ocherednyh zadachah partijnogo stroitel'stva (Resolutions and resolutions of the IX all-Russian conference of the RCP(b). on the next tasks of party construction) // Devjataja konferencija RKP(b) sentjabr' 1920 goda. Protokoly. Moscow: Gospolitizdat, 1972. 576 p. (In Russian).

22. Tufanov E. V. Sovetskaja regional'naja partijno-gosudarstvennaja nomenklatura v 1920-1930-e gg.: formirovanie i funkcionirovanie (na materialah Severnogo Kavkaza) (Soviet regional party-state nomenclature in the 1920s-1930s: formation and functioning (based on the materials of the North Caucasus). Stavropol': Argus, 2019. 496 p. (In Russian).

23. Russian State Archive of Social and Political History (CGA RSO-Alanija). R.- 47. Inv.1. D. 847. (In Russian).

24. CGA RSO-Alanija. F.- 46. Inv.1. D. 40. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе

Туфанов Евгений Васильевич - доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории Ставропольского государственного аграрного университета (Ставрополь) / e.vt@mail.ru

Information about the author

Tufanov Yevgeny - Doctor of Historical Sciences, associate Professor, head of the Department of philosophy and history of Stavropol state agrarian university (Stavropol) / e.vt@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.