Научная статья на тему 'Пармениан — донатистский епископ карфагена'

Пармениан — донатистский епископ карфагена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРМЕНИАН / ДОНАТИЗМ / ХРИСТИАНСТВО В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ / PARMENIANUS / DONATISM / CHRISTIANITY IN NORTH AFRICA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кечкин Иван Эдуардович

В статье рассматриваются жизнь и литературные труды одного из самых ярких предводителей донатизмаПармениана, епископа Карфагенского. Автор на основании имеющихся сведений попытался представить более полный образ этого неординарного раскольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARMENIANUS — A DONATIST BISHOP OF CARTHAGE

The article deals with the life and literary works of one of the brightest leaders of donatismParmenianus, the bishop of carthage. using available data, the author tries to present readers with a full image of this extraordinary dissenter.

Текст научной работы на тему «Пармениан — донатистский епископ карфагена»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2(6). 2013, 54-63

ИССЛЕДОВАНИЯ

•ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ

Священник Иоанн Кечкин

пармениан — донатистский епископ

карфагена

В статье рассматриваются жизнь и литературные труды одного из самых ярких предводителей донатизма — Пармениана, епископа Карфагенского. Автор на основании имеющихся сведений попытался представить более полный образ этого неординарного раскольника.

Ключевые слова: Пармениан, донатизм, христианство в Северной Африке.

Раскол донатистов, поразивший Карфагенскую Церковь в начале IV века, основывался на ригористическом представлении о Церкви как обществе святых и возрастал на североафриканском национализме. Инициатором и идейным вдохновителем этого раскола был Донат Карфагенский, названный своими восторженными приверженцами Великим.

Спустя несколько десятилетий после своего основания донатизм находился в цветущем состоянии, а в некоторых провинциях раскольники даже превосходили по своему влиянию кафоликов. Ситуация изменилась в правление императора Константа, который решил утвердить церковный мир в Северной Африке. В 347 г. император издал указ, согласно которому донатизм был объявлен вне закона, а раскольникам было предписано соединиться с Кафолической Церковью. Тем же указом все имущество донатистов повелевалось передать Кафолической Церкви, а гражданским чиновникам разрешалось применять против раскольников военную силу.

54

© священник Иоанн Кечкин, 2013

В результате многие донатисты рассеялась по империи, а сам Донат во главе группы раскольников скрылся в некой провинции1. Отметим, что репрессиям подверглись только самые активные представители раскола, о чем свидетельствует в своем послании св. Оптат, епископ Миле-витский, — главный источник по истории донатизма этого периода: «В то же самое время, ваши вожди и руководители по своим заслугам были высланы, поскольку в Церкви не может быть никаких раскольников и язычников. <.. .> Мир, приятный Богу, пребывал у всех христианских народов, <...> а вы в чужих краях»2. Хотя большая часть донатистов и сочувствующих им остались в пределах Северной Африки, раскол оказался на некоторое время обезглавлен. Около 349 г.3 в Карфагене состоялся Собор, на котором епископ Карфагенский грат4 от имени соборян благодарил Бога за мир Церкви, дарованный через благочестивого императора.

О деятельности раскольников в изгнании у нас не сохранилось точных сведений, но известно, что их многолетний лидер Донат скончался в ссылке около 355 г. Преемником Доната становится Пармени-ан — именно ему удалось реорганизовать и укрепить до небывалого уровня позиции североафриканских раскольников; некоторые из них даже стали именовать себя «парменианистами»5.

1 Относительно места ссылки Доната нет точных данных, св. Оптат Милевитский указывает лишь, что это были далекие места. См.: Optatus III, 1, 4. Ссылки на трактат св. Оптата даются по современному критическому изданию М. Лабрусс: Labrousse M. Optat de Milève. Traité contre les donatistes. Paris, 1995/96. Vol. 1-2 (Sources chrétiennes; 412-413).

2 Optatus II, 15. 4.

3 Относительно датировки Собора среди ученых нет единого мнения. Достоверно известно, что Собор проходил после миссии Павла и Макария (347 г.) и до смерти императора Константа (350 г.). За датировку 349 г. выступают следующие ученые: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1910. Т. II. С. 409; Hefele C.-J. Histoire des conciles d'après les documents originaux / trad. et annotée par H. Leclerq. Paris, 1907. Vol I. 1. P. 839; Maier J.-L. L'épiscopat de l'Afrique romaine, vandale et byzantine. Rome, 1973. Р. 30. Реже встречается датировка 348 г. — см.: КутеповН. Раскол донатистов. Казань, 1884. С. 46; Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V вв. М., 1961. С. 173.

4 О самом епископе Грате известно немного; Ж.-Л. Майер сообщает только, что он был еще участником Собора в Сардике в 342/343 г., и на Карфагенской кафедре сменил Руфа. Время его святительства можно обозначить как 40-е гг. IV столетия. Maier J.-L. L'épiscopat de l'Afrique romaine... Р. 95, 331;Maier J.-L. Le dossier du donatisme. Berlin, 1987. Vol. 1: Des origines à la mort de Constance II (303-361). Р. 292. См. также у Hefele C.-J. Histoire des conciles. Vol. I. 1. Р. 837.

5 Augustinus. De haeresibus ad Quodvultdeum, XLI:10-12: «Nec tamen istae plures sectae sunt, sed unius sectae plura nomina, ex his hominibus qui in ea maxime innotuerunt sicut Donatistae idem Parmenianistae...» (AureliiAugistini. Opera. Pars XIII, 2. Turnhout, 1969 (Corpus Christianorum; Ser.

Сведения о жизни Пармениана

Относительно жизни и деятельности Пармениана сохранились лишь отрывочные сведения, в основном в сочинениях антидонатистской направленности. Это прежде всего трактат св. Оптата «Против донатиста Пармениана» и некоторые сочинения блж. Августина.

Происходил Пармениан не из северной Африки, что неоднократно подчеркивал св. Оптат, называя его «чужестранцем»6. Многие исследователи полагают, что Пармениан происходил из Испании или Галлии. Так, крупный специалист по христианству в северной Африке Поль Монсо в подтверждение своей точки зрения ссылается на гл. 7 2-й книги трактата св. Оптата «Против донатиста Пармениана», где упоминаются эти земли7. Однако данный отрывок не имеет отношения к месту происхождения Пармениана — св. Оптат размышляет здесь по поводу евангельской цитаты из Мф 23. 15 об иудеях, обходивших моря и земли, чтобы сделать кого-нибудь прозелитом8. Испания и Галлия приводятся св. Оптатом лишь для примера — в своем труде святитель неоднократно упоминает эти страны (обычно вместе с Италией), как наиболее близкие к северной Африке9. Точное место происхождения Пармениана св. Оптат нигде не называет, так что вопрос остается открытым. Местом рождения будущего расколо-учителя могла быть любая провинция Римской империи, хотя, конечно, более вероятны близлежащие области — Италия, Испания или Галлия.

Год рождения Пармениана также неизвестен, однако предположительно он был ровесником св. Оптата Милевитского, родившегося в 20-е гг. IV в.

Представляется почти невозможным установить, когда Пармени-ан присоединился к расколу. По одной версии, которую можно встретить у отечественного исследователя донатизма H. Кутепова, еще до

Latina; XLVI). P. 308). См. также у Филастрия Бриксийского: Filastrii, episcopi Brixiensis. Di-versarum hereseon liber, LXXXIII [55] / cura et studio F. Heylen. Turnhout, 1957. (Corpus Chris-tianorum; Ser. Latina; IX). P. 253.

6 Optatus I, 5, 4; II, 7, 3; III, 3, 2.

7 Monceaux P. Histoire litteraire de l'Afrique chrétienne depuis les origines jusqu'a l'invasion arabe. Paris, 1920. Vol. 5: Saint Optat et les premiers ecrivains donatistes. Р. 221. Optatus II, 7, 4.

8 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф 23. 15).

9 Optatus II, 1, 3: «Почему её (Церкви) не может быть в Испании, в Галлии и Италии, где вас нет?» Optatus III, 9, 1: «...на это не жалуется Италия, Галлия, Испания...»

эдикта 347 г. Пармениан, путешествуя по Северной Африке, стал приверженцем Доната, а впоследствии вместе с ним отправился в ссылку10. По другой, более распространенной версии, Пармениан знакомится с учением раскольников и с самим Донатом во время ссылки последнего11.

Однако точно известно, что именно Пармениан после смерти Доната в 355 г. возглавил партию раскольников в изгнании12. Логично предположить, что он выделялся из своего окружения личными качествами и образованностью. Вместе со своей общиной Пармениан оставался в ссылке несколько лет, вплоть до прихода к власти императора Юлиана Отступника, издавшего в 362 г. указ о возвращении всех ссыльных христианского вероисповедания.

С этого времени открывается новый период в истории донатист-ского раскола, напрямую связанный с личностью и деятельностью Пар-мениана. Император Юлиан предписал, чтобы донатистам было возвращено их имущество, конфискованное еще при Константе, и в Африке развернулась едва ли не гражданская война. Донатисты проявляли невиданную жестокость по отношению к кафоликам, банды циркумцел-лионов под предводительством раскольничьих епископов совершали грабежи и насилия13.

По прибытии в Карфаген Пармениан становится главой не только раскольников, оказавшихся в ссылке, но и всего донатистского движения в Северной Африке. Скорее всего, Пармениан был уже хорошо известен, поскольку неизвестно о каких-то разногласиях по поводу его избрания епископом Карфагена.

10 Кутепов Н. Раскол донатистов. C. 66-67.

11 Monceaux P. Histoire litteraire de l'Afrique chrétienne... Р. 222.

12 Некоторые исследователи датировали смерть Доната 350 г., но эта точка зрения ныне практически отвергнута. Так, Л. Е. Дюпен пишет, что Пармениан сменил Доната около 350 г.: «Parmenianus ille cujus opus refellit Optatus, Donato successerat circa annum 350.» (PL 11. Col. 763A). Также в «Historia Donatistarum» говорится, что Пармениан сменил Доната после 350 г., возможно в 355 г., согласно тому упоминанию, что делает Иероним в Хронике (PL 11. Col. 804В). Есть и другая, еще менее вероятная датировка, встречающаяся в произведении Филастрия Бриксийского «De haeresibus», согласно которой Пармениан сменил Доната в 368 г. (PL 12. Col. 1196A). За 355 г. высказывается большинство ученых XX-XXI вв.: Monceaux P. Histoire litteraire de l'Afrique chrétienne. Р. 222; Labrousse M. Optat de Milève. Paris, 1995. P. 178; FaulD. Donatism // The New Catholic Encyclopedia. Washington, 22003. Vol. 04. P. 682; Flinn K. F. Donatism // Encyclopedia of Catholicism. New York, 2007. P. 237; Ткаченко А. А. Донатизм // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 654.

13 Особенно яростное и кровопролитное противостояние было в «сердце донатизма» — Ну-мидии. Некоторые эпизоды из этого времени описывает св. Оптат в своем труде.

Мало что известно о епископском служении Пармениана, но, по свидетельству Августина, его действия отличались решительностью14. Справедливости ради отметим, что Пармениан был противником насильственных способов насаждения раскола, и даже его оппоненты — кафолические писатели — не упрекали его за поощрение насилия.

Когда Пармениан пришел в Карфаген, донатизм, уже пятнадцать лет как запрещенный, был представлен весьма малым числом последователей и, можно сказать, почти прекратил существование как централизованная структура. За тридцать лет пребывания на раскольничьей кафедре Пармениан активной пропагандой своего учения смог увеличить число донатистов в несколько раз, а в Нумидии они количественно превзошли кафоликов. Кроме того, Пармениан восстановил в общине строгую дисциплину. Несмотря на отпадение группы рогатистов15 и партии Тихония16, единство общины под руководством Пармениана в целом оставалось непоколебимым.

Пармениан проявил себя и как одаренный писатель: известны его сочинения в защиту донатистского учения, свидетельствующие об обширных познаниях в священном Писании и христианской литературе, а также об умении обоснованно полемизировать с оппонентами.

Наиболее важным трудом Пармениана является трактат «Adversus Ecclesiam traditorem», в котором сурово обличаются кафолики и утверждается превосходство раскольников как с нравственной, так и с вероу-чительной стороны. Именно это сочинение стало поводом к написанию святым Оптатом труда «Против донатиста Пармениана».

В «Письме против Тихония» Пармениан оспаривает взгляды Тихония, впоследствии порвавшего с донатизмом. Уже после смерти Пармениана блаженный Августин написал свой труд в трех книгах, опровергающий точку зрения донатистского епископа Карфагена17.

14 Augustinus. Sermo 46, 8, 17 // PL 38. Col. 279.

15 Рогатисты — группировка в донатистском движении, отколовшаяся в 60-хх гг. IV столетия и распространенная в основном в провинции Мавретания (западная часть территории совр. Алжира и восточная часть территории совр. Марокко). Одним из поводов к отделению называют их стремление к высоконравственной жизни.

16 Тихоний (^390/400) — донатистский писатель и экзегет. Порвал с «официальным» донатизмом при епископе Пармениане, за что был осужден в 380 г., но не смог присоединиться к Кафолической Церкви и основал собственную общину.

17 Подробный анализ этого произведения блж. Августина на русском языке можно найти у проф. В. З. Белоликова (1887-1937). БелоликовВ. З. Литературная деятельность блж. Августина

Кроме того, Пармениан известен как составитель сборника псалмов, пользовавшегося популярностью среди раскольников. Более подробный анализ этих произведений Пармениана будет представлен во второй части данной статьи.

Точное время кончины Пармениана неизвестно, но в научном мире традиционно указывается около 391/392 г.18 Поскольку в 392 г. предводителем раскольников в Карфагене уже был Примиан, можно сделать вывод, что Пармениан скончался незадолго до того. несомненно, после его смерти раскол начал заметно слабеть, а через несколько лет дона-тистская партия распалась на более мелкие группы и утратила могущество, которое утверждалось в более чем тридцатилетнее время епископства Пармениана.

Литературная деятельность Пармениана

«Adversus Ecclesiam traditorem». Основное произведение Пармениана, оправдывающее существование раскола донатистов и обличающее Кафолическую Церковь. Трактат включает в себя и богословские рассуждения, и исторические повествования, а также резкие выпады против оппонентов, что можно приписать крайностям полемического жанра.

Св. Оптат Милевитский, главный источник наших сведений об этом произведении и его единственный критик, не приводит его названия. Заголовок «Adversus Ecclesiam traditorem», появившийся с легкой руки П. Монсо19, получил широкое распространение ввиду того, что весьма точно отражает основное содержание трактата.

Сочинение «AdversusEcclesiam traditorem» было написано вскоре после возвращения донатистов из ссылки. П. Монсо датирует трактат 362-363 гг., временем правления императора Юлиана20. Данная версия аргументирует-

против раскола донатистов // Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов КДА. Киев, 1912. Вып. 9. С. 176-200.

18 Fortescue A. Donatism. London, 1917. Р. 11; Monceaux P. Histoire litteraire de l'Afrique chrétienne. Р. 224; Grasmuck E. L. Coercitio; Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964. Р. 164; Maier J.-L. L'épiscopat de l'Afrique romaine. Р. 375; SimonettiM. Optat // Quasten J. Patrology. Vol. 4. Westminster, 1986. P. 117. Flinn K. F. Donatism. P. 237.

19 Monceaux P. Histoire litteraire de l'Afrique chrétienne. Р. 227.

20 Ibid. P. 226. Датировку П. Монсо поддерживают и другие ученые: Marone P. L'esegesi biblica di Ottato di Milevi. Roma, 2008. Р. 19; Simonetti M. Optat. P. 117; Gutiérrez-Martín J. L. Optato de Milevi. Actualidad de un escritor afrorromano de la antigüedad tardía // Anuario de Historia de la Iglesia. 1997. Vol. 6. P. 287.

ся тем, что этот период был наиболее благоприятным для раскольников, поэтому и предводитель донатистов не стеснялся так смело нападать на Кафолическую Церковь. Однако более вероятной представляется дата 363-364 гг., поскольку сложно представить, чтобы Пармениан смог сразу по прибытии столь точно оценить религиозно-политическую ситуацию и подготовить такой популярный среди раскольников трактат21.

Сочинение Пармениана, состоящее из пяти книг, представляет собой скорее сборник отдельных небольших трактатов или проповедей (слов). На отсутствие логического единства в сочинении «Adversus Eccle-siam traditorem» указывал и св. Оптат Милевитский22. Итальянская исследовательница П. Мароне считает, что произведение Пармениана — собрание проповедей, прошедших дополнительную обработку23.

Содержание каждой книги мы знаем из труда св. Оптата «Против донатиста Пармениана»24. В первой книге Пармениан рассуждает об одном из главных вопросов, отделяющих раскольников от Кафолической Церкви, — вопросе действительности Крещения. Согласно учению до-натистов, действительность таинства зависит от достоинства его совершителя. В подтверждение своих мыслей Пармениан сравнивает Крещение с потопом и обрезанием25, и вообще часто ссылается на Ветхий Завет. Опровергая позицию Пармениана, св. Оптат развивает кафолическое учение о Крещении в пятой книге своего трактата.

Во второй книге Пармениан затрагивает тему единства Церкви. Он исключает из Церкви еретиков и раскольников, причисляя к последним и кафоликов. Пармениан утверждает, что истинная Церковь состоит только из донатистов, кафолики же восстают на нее, подобно тому как Ианний и Иамврий26 противились Моисею27. Пармениан перечисляет признаки истинной Церкви, а в доказательство распространения донатизма указывает на существование донатистской общины в Риме28.

21 О популярности трактата свидетельствует св. Оптат. Optatus I, 4, 4.

22 Optatus I, 6-7.

23 Marone P. L'esegesi biblica di Ottato di Milevi. Р. 35.

24 Optatus I, 6.

25 Optatus I, 5, 3.

26 См.: 2 Тим 3. 8; Исх 7. 11.

27 Optatus VII, 5, 1.

28 Optatus II, 4, 1-5.

Св. Оптат опровергает экклезиологические воззрения Пармениана в первой и второй книгах трактата «Против донатиста Пармениана».

Если первые две части труда Пармениана посвящены в основном богословским вопросам, то следующие две носят преимущественно исторический характер. Третья книга повествует о зарождении раскола и гонениях Диоклетиана, четвертая рассказывает о событиях середины IV века, о миссии Павла и Макария и о последующем изгнании дона-тистов. Пармениан обвиняет кафоликов в выдаче Священного Писания во время великого гонения и доказывает, что через этот грех они отпали от истинной Церкви, членами которой остались только донатисты. Кроме того, Пармениан утверждает, что кафолики усугубили свой грех сотрудничеством со светской властью и повинны во многих актах насилия властей по отношению к раскольникам. В четвертой книге Пармениан продолжает развивать эту мысль, приводя в пример деятельность совершителей объединения Павла и Макария в 347 г. Можно согласиться с предположением П. Монсо, что именно эти разделы труда Пармениана были наиболее интересны его современникам29.

В пятой книге Пармениан приводит многочисленные цитаты из Священного Писания (преимущественно из ветхозаветных книг — пророков Исаии и Иеремии, Псалтири, Премудрости Соломоновой, Екклесиаста)30, и в своих комментариях стремится показать, что кафоли-ки — грешники, подлежащие наказанию. П. Монсо предполагает, что данная книга могла отсутствовать в первоначальной редакции трактата31.

«Epistula ad Tyconium»32. Послание-увещевание предводителя до-натизма к грамматику Тихонию было написано около 378 г.

Донатист тихоний, муж образованный и сведущий в Писании, вошел в историю как автор «Книги о семи правилах для исследования и нахождения смысла Св. Писания», которой пользовались блж. Августин и многие другие. В начале 370-х гг. Тихоний пишет сочинения «De bello intestine» и «Expositiones diversarum causarum»33, приближаясь в вопросах экклезиологии к учению Кафолической Церкви. Так, он разделял с ка-

29 Monceaux P. Histoire littéraire de l'Afrique chrétienne. P. 230.

30 Optatus IV, 7-9; VII, 4.

31 Monceaux P. Histoire litteraire de l'Afrique chrétienne... P. 231.

32 Данное написание воспроизводится по труду P. Monceaux.

33 Первое сочинение, предположительно, было написано около 370 г., второе — около 375.

фоликами воззрение на вселенский характер истинной Церкви, которая должна быть распространена по всей земле и между всеми народами. Близка к кафолической и позиция Тихония по вопросу о святости Церкви — он утверждал, что в истинной Церкви могут находиться и грешники, которые будут терпимы до Страшного Суда. Против таких воззрений Тихония и выступил Пармениан.

Содержание послания известно нам из опровержения блж. Августина, который в 400 г. по просьбе своей паствы пишет сочинение «Contra Epistulam Parmeniani» в трех книгах. Принимая точку зрения П. Монсо, согласно которой блж. Августин в своем труде почти полностью следует плану Пармениана, послание последнего включает:

• введение, в котором Пармениан высмеивает Тихония;

• пространное опровержение учения о вселенском характере Церкви;

• краткую историю раскола, призванную доказать, что донатизм был несправедливо осужден при императоре Константине и преследовался при его преемниках;

• апологию происхождения раскольничьей общины;

• учение о Крещении;

• призыв к Тихонию34.

Наиболее ценной в историческом плане считается первая книга сочинения «Contra Epistulam Parmeniani», в которой блж. Августин анализирует генезис и сущность раскола. Вторая и третья книги являются в большей степени образцами экзегезы блж. Августина.

В заключение своего послания Пармениан призывал Тихония возвратиться к учению донатистов. Но этого не произошло, и в 380 г. на соборе донатистов Пармениан отлучил Тихония, который основал свою собственную общину.

«Сборник псалмов». Парменианом был также составлен сборник псалмов, который предназначался как для литургического, так и для повсеместного использования. К сожалению, этот сборник полностью утерян, и о нем мы знаем только благодаря полемическому труду блж. Августина «Псалом против партии донатистов»35. Создание популярного сборника для проповеди своего учения — не уникальный слу-

34 Monceaux P. Histoire littéraire de l'Afrique chrétienne... P. 234.

35 Augustinus.■ Epistola 55, 18, 34 // PL 33. Col. 221.

чай в истории Церкви (достаточно вспомнить Ария)36, но среди дона-тистов Пармениан был первым. Об успехе этого произведения свидетельствует сообщение блж. Августина о том, что псалмы Пармениана воодушевляли толпу, распевавшую их на городских улицах37.

Неизвестно, когда был составлен этот сборник, из скольки частей состоял и каково основное содержание псалмов. однако его популярность еще раз говорит о литературном таланте Пармениана, а также о

его роли в утверждении и распространении донатизма.

* * *

Подводя итог, можно утверждать, что во многом благодаря выдающейся личности Пармениана движение донатистов обрело новое дыхание. неслучайно против него писали свои сочинения виднейшие представители Кафолической Церкви в Северной Африке — такие, как св. Оптат Милевитский и блж. Августин.

36 Сократ Схол. I, 9: «Надобно также знать, что свое учение Арий изложил в книге и озаглавил ее «Фалия». Характер этой книги — отрывочность и несвязность, похожая на <...> песни» (Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 26).

37 Augustinus.■ Epístola 55, 18, 34 // PL 33. Col. 221.

Priest John E. Kechkin

parmenianus — a donatist bishop of carthage

The article deals with the life and literary works of one of the brightest leaders of donatism — Parmenianus, the bishop of Carthage. Using available data, the author tries to present readers with a full image of this extraordinary dissenter.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Parmenianus, donatism, Christianity in North Africa.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.