Научная статья на тему 'К вопросу о почитании св. Оптата Милевитского'

К вопросу о почитании св. Оптата Милевитского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВ. ОПТАТ МИЛЕВИТСКИЙ / ДОНАТИЗМ / СЕВЕРО-АФРИКАНСКИЙ РАСКОЛ / КАРФАГЕНСКИЕ СВЯТЫЕ / ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ / ST. OPTATUS OF MILEVIS / DONATISM / THE NORTH-AFRICAN SCHISM / THE CARTHAGINIAN SAINTS / ORTHODOX MENOLOGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кечкин Иван Эдуардович

Статья посвящена вопросу почитания святого Оптата (ок. 320 ок. 390), епископа Милевитского (Северная Африка, Нумидия), автора известного трактата против донатистского раскола. Рассматривается почитание как в древние времена, так и в настоящее время в Католической и Православной Церквах. Уже в V-VI веках находятся подтверждения почитания епископа Оптата в сочинениях блж. Августина и Фульгенция Руспийского. В католической традиции память святого Оптата почитается со Средних веков. В Восточной Православной Церкви в византийский период имя Оптата было неизвестно. Вопрос о почитании св. Оптата Милевитского в Русской Православной Церкви берет свое начало с XIX века, благодаря трудам свт. Филарета (Гумилевского). В начале XXI века имя св. Оптата Милевитского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви Заграницей. И стоит надеяться, что данная статья послужит началом рассмотрения вопроса о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви святителя Оптата, епископа Милевитского, ревностного епископа и защитника Церкви против донатистского раскола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Issue of Veneration of St. Optatus of Milevis

The article is dedicated to the veneration of the Holy Optatus, Bishop of Milevis (about 320 about 390; North Africa, Numidia), who wrote a well-known treatise against the Donatist schism. The author considers St. Optatus' veneration in the Catholic and Orthodox Churches in ancient times and now. The veneration of Bishop Optatus reflected already in the 5th-6th centuries in the works of Blessed Augustine and Fulgentius Ruspensis. In the Catholic tradition, the memory of St. Optatus is revered from the Middle Ages. In the Eastern Orthodox Church the name of Optatus was yet unknown in the Byzantine period. Venerating of St. Optatus of Milevis in the Russian Orthodox Church originates from the 19th century, thanks to the works of St. Filaret (Gumilevsky). At the beginning of the 21st century the name of St. Optatus of Milevis was included in the Menologion of the Russian Orthodox Church Abroad. The author hopes that this article would provide the beginning of a process of including the name of St. Optatus of Milevis, a zealous bishop and defender of the Church against the Donatist schism into the Menologion of the Russian Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «К вопросу о почитании св. Оптата Милевитского»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 3(23). 13-23

ИССЛЕДОВАНИЯ

•БОГОСЛОВИЕ

УДК 276

Б01: 10.24411/2224-5391-2018-10301

Священник И. Э. Кечкин

К ВОПРОСУ О ПОЧИТАНИИ СВ. ОПТАТА МИЛЕВИТСКОГО

Аннотация. Статья посвящена вопросу почитания святого Оптата (ок. 320 — ок. 390), епископа Милевитского (Северная Африка, Нуми-дия), автора известного трактата против донатистского раскола. Рассматривается почитание как в древние времена, так и в настоящее время в Католической и Православной Церквах. Уже в У-У1 веках находятся подтверждения почитания епископа Оптата в сочинениях блж. Августина и Фульгенция Руспийского. В католической традиции память святого Оптата почитается со Средних веков. В Восточной Православной Церкви в византийский период имя Оптата было неизвестно. Вопрос о почитании св. Оптата Милевитского в Русской Православной Церкви берет свое начало с XIX века, благодаря трудам свт. Филарета (Гумилевского). В начале XXI века имя св. Оптата Милевитского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви Заграницей. И стоит надеяться, что данная статья послужит началом рассмотрения вопроса о включении в месяцеслов Русской Православной Церкви святителя Оптата, епископа Милевитского, ревностного епископа и защитника Церкви против донатистского раскола.

Ключевые слова: св. оптат Милевитский, донатизм, северо-африкан-ский раскол, карфагенские святые, православный месяцеслов.

© свящ. И. Э. Кечкин, 2018

13

Цитирование. кечкин и. Э., свящ. К вопросу о почитании св. Oптата Mилeвитcкого // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 3 (23). G. 13-23. DOI: 10.24411/2224-5391-2018-10301

Св. Oптат (ок. 320 — ок. 390 гг.), епископ Mилeвитcкий, известен в большей степени благодаря своему полемическому антидонатистскому трактату «Против донатиста Пармениана» (Contra Parmenianum Donatis-tam). В своем труде св. Oптат описал происхождение и раннюю историю раскола в Сeвeрной Африке1. Богословская аргументация св. Oптата против донатизма строилась вокруг учения о Церкви и таинстве Крещения и впоследствии была продолжена и углублена блж. Августином. Св. Oптат Mилeвитcкий был ревностным и авторитетным епископом, оригинальным богословом и защитником Церкви против донатистско-го раскола. В настоящей статье рассмотрим малоизученный вопрос о почитании св. Oптата Mилeвитcкого как в древние времена, так и в настоящее время Католической и Православной Церквами.

Древнее почитание св. Оптата Милевитского

Mожно предположить, что почитание св. Oптата Mилeвитcкого началось почти сразу же после его кончины. уже блж. Августин около 400 года в своем сочинении «Contra epistolam Parmeniani» называет его кафолическим епископом достопочтенной памяти («venerabilis memoriae Milevi-tanus episcopus catholicae communionis optatus»)2. А в другом сочинении блж. Августин ставит Oптата в один ряд со сщмч. Киприаном Карфагенским, Лактанцием, Mариeм Викторином, свт. Иларием Пиктавийским3 и даже со свт. Амвросием Meдиоланcким4. Через столетие африканский епископ Фульгенций Руспийский (Fulgentius Ruspensis; t 532/533) называет Oптата святым за благочестивую жизнь и помещает на одну высоту с

1 Подробней о трактате Oптата Mилeвитcкого см.: кечкин и. Э., свящ. Св. Om^, епископ Mилeвитcкий, как церковный историк донатизма / канд. дисс. Сергиев Посад, 2010; он же. Датировка трактата св. Oптата Mилeвитcкого «Против донатиста Пармениана» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. № 1 (5). С. 49-62.

2 Augustinus. Contra epistolam Parmeniani I, 3, 5 // PL 43. Col. 37.

3 Augustinus. De doctrina christiana II, 40, 61 // PL 34. Col. 63: «...de Aegypto Cyprianus doctor suavissimus et martyr beatissimus? quanto lactantius? quanto Victorinus, optatus, hilarius...».

4 Augustinus. Ep. ad Catholicos sive de unitate Ecclesiae. XIX, 50 // PL 43. Col. 430.

такими светилами Западной Церкви, как свт. Амвросий и блж. Августин («...sive quod sanctus Ambrosius, sive quod sanctus Augustinus, sive quod sanctus Optatus...»)5. Также Фульгенций говорит о «святости» Mилевитского епископа и в другом месте: «Sanctus autem Milevitanus episœpus...»6.

Имени св. Oптата Mилевитского не обнаруживается в Карфагенском календаре, который был открыт Ж. Mабийоном (1632-1707) и датируется VI веком7. Mожно только предположить, что данный календарь имел сугубо литургическое употребление и не включал всех святых, почитаемых в Северной Африке. Но почитание св. Oптата Mилевитского, даже после исчезновения Карфагенской Церкви вследствие арабского завоевания, сохранилось в Западной Церкви.

почитание св. Оптата Милевитского в Католической и православной Церквах

В Католической Церкви св. Oптат Mилевитский почитался в лике святых уже в Средние века8. Западный издатель каталога святых Петр де Наталибус (t 1382) помещает память св. Oптата Mилевитского в конце

5 Fulgentius Ruspensis. Ad Monimum liber II, 15, 2 // PL 65. Col. 196A.

6 Ibid. Col. 193A.

7 Kalendarium Carthaginiense // Münter F. Primordia Ecclesiae Africannae. Havniœ, 1829. P. 251-259. Подробней о Карфагенском календаре см.: Сергш (Спассшй), арх^п. Полный месяцеслов Востока. M., 1997. Т. I. С. 41-43; Зайцев Д. В. Карфагенский календарь // Православная энциклопедия. M., 2013. Т. 31. С. 461-463.

8 Французская исследовательница наследия св. Oптата Mилевитского проф. Mирей Ла-брусс, опубликовавшая в патрологической серии «Sources Chretiennes» трактат Oптата, неоднократно ошибочно указывает на свидетельство Гонория Oтенского (лат. Honorius Augustodunensis; ок. 1080 — ок. 1156) — средневекового католического богослова, историка и ученого-энциклопедиста, которое якобы указывает, что около 1122 года память св. Oптата уже почиталась в Западной Церкви (см.: Honorius Augustodunensis. De Scripto-ribus Ecclesiasticis I, 111 // PL 172. Col. 208C-208D). Первоначально M. Лабрусс это свидетельство Гонория Oтенского использует в своей статье 1982 года (Labrousse M. Optat de Milève // DSp. 1982. Vol. 11. Col. 824), позже дословно повторяет в монографии (Labrousse M. Optat de Milève. Traité contre les donatistes. Paris, 1995. Vol. 1 (SC; 412). P. 10). На самом деле Гонорий Oтенский ничего не говорит о почитании св. Oптата, даже не называет его святым, а просто очень кратко сообщает сведения блж. Иеронима, на которого и дает ссылку. Вслед за проф. M. Лабрусс эта же ошибка была допущена и автором настоящей статьи в ранней публикации 2010 года (Кечшн И., дшк. Св. Oптат, епископ Mилевитский, и приписываемые ему проповеди // Сборник студенческих научных работ / под ред. проф. А. К. Светозарского. Сергиев Посад, 2010. С. 9.

сентября, сообщая о его жизни только сведения из труда блж. Иеронима Стридонского «De viris ШшМЬш»9. На основании африканских и римских источников при папе Григории XIII (1572-1585) имя святого Опта-та, епископа Милевитского, было внесено в Римский мартиролог (Маг-1уго^шш Гошапиш), а память его было определено совершать 4 июня10.

В Греко-Восточной Церкви память св. Оптата Милевитского, скорее всего, не совершалась. Такое утверждение основывается на анализе основательных трудов по агиографии отечественных ученых: прот. Дм. Вер-шинского11, И. Косолапова12, Г. Булашева13 и, конечно же, капитальной монографии архиепископа Сергия (Спасского)14. В частности, архиепископ сергий (спасский) проанализировал огромное количество памятников древней агиографии, и нигде в его сочинении не встречается имени

9 «optatus Afer, episcopus Milevitanus, ex parte catholica, scripsit Valentiniano et Valente prin-cipibus, adversum Donatianae partis calumniam libros sex, in quibus asserit crimen Donatia-norum in nos falso retorqueri» (Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus. 110 // PL 23. Col. 705В); Natalibus Petrus de. Catalogus Sanctorum et gestorum eorum ex diversis voluminibus collectus.Lugdunum, 1543. Р. CLII. Первое издание вышло в свет в 1493 году.

10 «Milevi in Numidia sancti optati episcopi doctrina et sanctitate conspicui» (Martyrologium Romanum, ad diem IV Iunii:. Martyrologium Romanum / ed. Caesar Baronius. Venetiis, 1597. P. 247-248). G6 этом пишет архиепископ Филарет (Гумилевский), говоря о почитании св. Oптата 4 июня только Западной Церковью (Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Киев, 2007. Т. 2, § 123. C. 64).

11 Вершинский Д., прот. Mecяцecлов Православно-Кафолической Церкви. СПб., 1856. Прот. Дмитрий Вершинский (1798-1858) писал свой труд в Париже, где долгое время служил священником при посольской церкви, основываясь на издании «Acta Sanctorum» и рукописях парижских библиотек.

12 И. Косолапов не указывает имени Oптата в основной части своего месяцеслова (Косолапое и. Mecяцecлов Православной Кафолической Церкви. Казань, 1874. С. 133-134).

13 Булашее Г. О. Mecяцecлов святых при рукописных книгах Церковно-археологиче-ского музея. Киев, 1882. В этом труде Георгий Oниcимович Булашев, будучи студентом Киевской духовной академии, сделал анализ месяцесловов в богослужебных книгах, хранящихся в ЦАMe Киевской духовной академии. Ученый определил более ста имен памятей святых, не совпадающих с «Полным месяцесловом Востока» архиеп. Сергия (Спасского). Имя Oптата Mилeвитcкого среди всех названных святых также не упоминается.

14 Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. I-II. M., р1997. Архи-еп. Сергий (Спасский; 1830-1904) — доктор богословия, авторитетный церковный историк и агиолог. Его сочинение «Полный месяцеслов Востока» и по сей день является непревзойденным трудом по православной восточной агиографии.

святого Оптата, епископа Милевитского. По мысли архиеп. Сергия, это можно объяснить тем, что восточный месяцеслов вообще мало содержит памятей святых Западной Церкви, особенно проживавших в Северной Африке15. Можно предположить, что если бы Карфагенская Церковь так рано не исчезла из истории христианства, то сегодня в наших календарях было бы больше святых североафриканского происхождения.

В Русской Православной Церкви, подобно Греко-Восточной Церкви, память св. Оптата, епископа Милевитского, не почиталась почти на протяжении всей ее истории. Фундаментальное исследование О. В. Лосевой, посвященное русским месяцесловам Х1-Х1У вв., показывает, что Русская Церковь в первые столетия своего существования также не знала памяти св. Оптата Милевитского16. Вплоть до XIX века можно констатировать полное отсутствие имени Оптата Милевитского не только в наших месяцесловах17, но и в другой специализированной литературе.

В XIX веке в сочинении свт. Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об отцах Церкви» (1859 год издания) Оптат, епископ Миле-витский, уже занимает место среди многочисленных святых подвижников, и свт. Филарет неоднократно называет его «блаженным», возможно, по аналогии с блаженным Августином Иппонским18. Но свт. Филарет (Гумилевский) указывает, что память Оптата совершается только в Западной Церкви.

Впоследствии, вслед за свт. Филаретом (Гумилевским), «блаженным» Оптат Милевитский именуется в дополнении к «Месяцеслову Православной Кафолической Церкви» И. Косолапова19. Таким образом, с второй половины XIX века имя Оптата, епископа Милевитского, все чаще встреча-

15 Сергий (Спасский) архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. I. С. 405.

16 Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIУ вв. М., 2001. Лосева Ольга Викторовна (1971-2017) — видный исследователь рукописного наследия Древней Руси и авторитетный специалист в области древнерусской агиографии.

17 Святцы. Супрасль, 1788; Полный месяцеслов всех празднуемых Православной Греко-Восточной Церковью святых... СПб., 1827.

18 «Блаженный Оптат», «блаженный учитель» (см.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Киев, 2007. Т. 2, § 123. С. 64).

19 Косолапов И. Месяцеслов Православной Кафолической Церкви. Казань, 1874. В месяцеслове И. Косолапова Оптат Милевитский указывается только в дополнении (память 4 июня: см. с. 24, доп.). Нужно констатировать, что приводятся ошибочные датировки смерти Оптата: сначала — 376 г. (с. 24), а несколькими страницами позже — ок. 404 (с. 61).

ется в отечественной церковной науке, при этом с подачи свт. Филарета (Гу-милевского) за ним закрепилось наименование «блаженный», хотя в официальные (распространенные) церковные святцы Оптат не был включен20.

С середины XX века имя Оптата Милевитского стало чаще фигурировать, как святого неразделенной Церкви, и даже включаться в месяцесловы и календари. В этой связи стоит особо отметить, что в Русской Православной Церкви Заграницей имя святителя Оптата Милевитского включено в официальный месяцеслов, начиная с 2000-х годов. Этому предшествовала активная позиция отдельных архиереев Русской Православной Церкви Заграницей включить в православный месяцеслов имена древних западных святых. Свт. Иоанн (Максимович), будучи управляющим Брюссельской и Западно-Европейской епархией, выступал за внесение древних западноевропейских святых в календарь Русской Православной Церкви Заграницей, подготовив по этому поводу специальный доклад Архиерейскому Синоду в 1952 году, а в 1953 году издал особый указ по своей епархии о литургическом поминовении древних западных святых21. Эту же инициативу свт. Иоанна (Максимовича) поддерживал и другой архиерей РПЦЗ — епископ Нафанаил (Львов), который подготовил доклад «О почитании африканских святых» (декабрь 1953 г.)22. В этом докладе он выступал за внесение карфагенских святых в календарь Православной Церкви. В частности, епископ Нафанаил приводил следующую аргументацию: «Вследствие древности Северо-Африканской Церкви, в отношении ее святых ни у кого не может возникнуть сомнения в том, что святые ее принадлежат Православной Церкви и не могут иметь

20 См.: Святцы. М., 1882. Также можно указать месяцеслов, помещенный в Настольной книге для священно- церковнослужителей, изданной под редакцией С. В. Булгакова (Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей: сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. Киев, 1913. С. 1-534).

21 Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович; 1896-1966) управлял Брюссельской и Западно-Европейской епархией с 1951 по 1962 гг. Текст доклада и указа см.: Святитель русского зарубежья, вселенский чудотворец Иоанн / сост. А. Леднев, Е. Лукьянов. М., 1998. С. 498-515, 592-593.

22 Архиепископ Нафанаил (Львов; 1906-1986) — сын В. Н. Львова, обер-прокурора Святейшего Синода (1917), архиерей Русской Православной Церкви Заграницей. С 1946 по 1950 гг. управлял Брюссельской и Западно-Европейской епархией. С ноября 1952 года был администратором приходов РПЦЗ в Северной Африке, где и подготовил доклад о почитании африканских святых.

никакого отношения к возникшему значительно позднее уничтожению Северо-Африканской Церкви отделением Запада от Православия»23. Впоследствии позиция епископа Нафанаила относительно почитания североафриканских святых восторжествовала в Русской Православной Церкви Заграницей, и в начале XXI века в месяцеслов были включены некоторые имена карфагенских святых, включая и свт. Оптата Милевитского. Таким образом, память свт. Оптата Милевитского почитается и в настоящее время в Русской Православной Церкви Заграницей 4/17 июня24.

стоит также отметить, что в Русской Православной Церкви память свт. Оптата Милевитского также была внесена в месяцеслов, опубликованный в Настольной книге священнослужителя, изданной Издательским отделом Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена25. В данном месяцеслове Оптат Милевитский именуется блаженным.

В Русской Православной Церкви в марте 2017 года были включены в месяцеслов многие древние западные святые, о почитании которых в свое время ратовал свт. Иоанн (Максимович)26. И стоит только надеяться, что и свт. Оптат, епископ Милевитский, о святости и благочестии которого свидетельствовали отцы еще неразделенной Церкви — блж. Августин и Фульгенций Руспийский, займет достойное место среди других североафриканских святых в календаре Русской Православной Церкви.

Сведения об авторе. Кечкин Иван Эдуардович, священник — кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории Московской духовной академии. E-mail: akoluf@yandex.ru

23 Нафанаил (Львов), еп. Доклад о почитании африканских святых. 1953 // Сайт «Православная беседа». URL: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=940 (дата обращения: 10.05.2018). Правда, епископ Нафанаил допускал грубые ошибки относительно биографических сведений о св. Оптате Милевитском.

24 Троицкий православный русский календарь на 2013 год. Джорданвилль, 2013. С. 62.

25 Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3. С. 387.

26 Включение этих древних западных святых в месяцеслов Русской Православной Церкви было произведено по результатам продолжительной работы Комиссии по составлению месяцеслова под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) (см.: Журналы заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года, журнал № 14 // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4829826 (дата обращения: 10.06.2018).

Список литературы

1. Булашев Г. О. Месяцеслов святых при рукописных книгах Церковно-археологиче-ского музея. Киев, 1882.

2. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей: сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. Киев, 1913.

3. Вершинский Д., прот. Месяцеслов Православно-Кафолической Церкви. СПб., 1856.

4. Журналы заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года, журнал № 14 // Русская Православная Церковь: официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4829826 (дата обращения: 10.06.2018).

5. Зайцев Д. В. Карфагенский календарь // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 31. С. 461-463.

6. Кечкин И., диак. Св. Оптат, епископ Милевитский, и приписываемые ему проповеди // Сборник студенческих научных работ / под ред. проф. А. К. Светозарского. Сергиев Посад, 2010. С. 4-22.

7. Кечкин И. Э., свящ. Св. Оптат, епископ Милевитский, как церковный историк дона-тизма / канд. дисс. Сергиев Посад, 2010.

8. Кечкин И., свящ. Датировка трактата св. Оптата Милевитского «Против донатиста Пармениана» // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. № 1 (5). С. 4962.

9. Косолапов И. Месяцеслов Православной Кафолической Церкви. Казань, 1874.

10. Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001.

11. Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3.

12. Нафанаил (Львов), еп. Доклад о почитании африканских святых. 1953 // Сайт «Православная беседа». URL: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=940 (дата обращения: 10.05.2018).

13. Полный месяцеслов всех празднуемых Православной Греко-Восточной Церковью святых. СПб., 1827.

14. Святитель русского зарубежья, вселенский чудотворец Иоанн / сост. А. Леднев, Е. Лукьянов. М., 1998.

15. Святцы. М., 1882.

16. Святцы. Супрасль, 1788.

17. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. М., р1997. Т. I.

18. Троицкий православный русский календарь на 2013 год. Джорданвилль, 2013.

19. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Киев, 2007. Т. 2.

20. Augustinus. Contra epistolam Parmeniani // PL 43. Col. 35-108.

21. Augustinus. De doctrina Christiana // PL 34. Col. 15-122.

22. Augustinus. Epistola ad Catholicos sive de unitate Ecclesiae // PL 43. Col. 391-446.

23. fulgentius Ruspensis. Ad Monimum // PL 65. Col. 153-206.

24. Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus // PL 23. Col. 602-760.

25. Honorius Augustodunensis. De Scriptoribus Ecclesiasticis // PL 172. Col. 197-244.

26. Kalendarium Carthaginiense // Munter F. Primordia Ecclesiae Africannae. Havniœ, 1829. P. 251-259.

27. Labrousse M. Optat de Milève // Dictionnaire de Spiritualité ascétique et mystique. 1982. Vol. 11. Col. 824-830.

28. Labrousse M. Optat de Milève. Traité contre les donatistes. Vol. 1. Paris, 1995 (Sources chrétiennes; 412).

29. Martyrologium Romanum / ed. Caesar Baronius. Venetiis, 1597.

30. Natalibus Petrus de. Catalogus Sanctorum et gestorum eorum ex diversis voluminibus collectus. Lugdunum, 1543.

Priest Ivan E. Kechkin

to the issue of veneration of st. optatus of MILEVis

Abstract. The article is dedicated to the veneration of the Holy Optatus, Bishop of Milevis (about 320 — about 390; North Africa, Numidia), who wrote a well-known treatise against the Donatist schism. The author considers St. Optatus' veneration in the Catholic and Orthodox Churches in ancient times and now. The veneration of Bishop Optatus reflected already in the 5th-6th centuries in the works of Blessed Augustine and Fulgentius Ruspensis. In the Catholic tradition, the memory of St. Optatus is revered from the Middle Ages. In the Eastern Orthodox Church the name of Optatus was yet unknown in the Byzantine period. Venerating of St. Optatus of Milevis in the Russian Orthodox Church originates from the 19th century, thanks to the works of St. Filaret (Gumilevsky).

At the beginning of the 21st century the name of St. Optatus of Milevis was included in the Menologion of the Russian Orthodox Church Abroad. The author hopes that this article would provide the beginning of a process of including the name of St. Optatus of Milevis, a zealous bishop and defender of the Church against the Donatist schism into the Menologion of the Russian Orthodox Church.

Keywords: St. Optatus of Milevis, Donatism, the North-African schism, the Carthaginian saints, Orthodox Menologion.

Citation. Kechkin I. E., Priest. K voprosu o pochitanii sv. Optata Milevitskogo [To the Issue of Veneration of St. Optatus of Milevis]. VestnikEkaterinburgskoi dukhovnoiseminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2018, no. 3 (23), pp. 13-23. DOI: 10.24411/22245391-2018-10301

About the author. Kechkin Ivan Eduardovich, Priest — Candidate of Theology, associate professor of the Department of Church History of the Moscow Theological Academy (Russia, Sergiev Posad). E-mail: akoluf@yandex.ru

References

1. Augustinus. Contra epistolam Parmeniani. PL 43, col. 35-108.

2. Augustinus. De doctrina Christiana. PL 34, col. 15-122.

3. Augustinus. Epistola ad Catholicos sive de unitate Ecclesiae. PL 43, col. 391-446.

4. Baronius Caesar (ed.). Martyrologium Romanum. Venetiis, 1597.

5. Bulashev G. O. Mesiatseslov sviatykh pri rukopisnykh knigakh Tserkovno-arkheologiches-kogo muzeia [Menologion of the Saints in Handwritten Books of the Church-Archaeological Museum]. Kiev, 1882.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Bulgakov S. V. Nastol'naia kniga dlia sviashchenno-tserkovno-sluzhitelei: sbornik svedenii, kasaiushchikhsia preimushchestvenno prakticheskoi deiatel'nosti otechestvennogo dukhovenstva [Handbook for Clergymen: Informational Digest on the Predominantly Practical Activities of the National Clergy]. Kiev, 1913.

7. Filaret (Gumilevsky), arkhiep. Istoricheskoe uchenie ob ottsakh Tserkvi [Historical Doctrine of the Fathers of the Church]. T. 2. Kiev, 2007.

8. Fulgentius Ruspensis. Ad Monimum. PL 65, col. 153-206.

9. Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus. PL 23, col. 602-760.

10. Honorius Augustodunensis. De Scriptoribus Ecclesiasticis. PL 172, col. 197-244.

11. Kalendarium Carthaginiense. Munter F. Primordia Ecclesiae Africannae. Havniœ, 1829, pp. 251-259.

12. Kechkin I., diak. Sv. Optat, episkop Milevitskii, i pripisyvaemye emu propovedi [St. Op-tatus, Bishop of Milevis, and the Sermons Attributed to Him]. Sbornik studencheskikh nauch-nykh rabot [Collection of Student Scientific Works]. Ed. A. K. Svetozarsky. Sergiev Posad, 2010, pp. 4-22.

13. Kechkin I. E., sviashch. Sv. Optat, episkop Milevitskii, kak tserkovnyi istorik donatizma [St. Optatus, Bishop of Milevis, as a Church Historian of Donatism]. PhD thesis. Sergiev Posad, 2010.

14. Kechkin I., sviashch. Datirovka traktata sv. Optata Milevitskogo «Protiv donatista Parme-niana» [On the Dating of St. Optatus of Milevis' "Against Parmenian the Donatist"]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2013, issue 1 (5), pp. 49-62.

15. Kosolapov I. Mesiatseslov Pravoslavnoi Kafolicheskoi Tserkvi [Menologion of the Orthodox Catholical Church]. Kazan, 1874.

16. Labrousse M. Optat de Milève. Traité contre les donatistes. Vol. 1. Paris, 1995 (Sources chrétiennes; 412).

K Bonpocy o noHMTaHMM cb. OnTaTa MuneBHTCKoro

17. Labrousse M. Optat de Milève. Dictionnaire de Spiritualité ascétique et mystique, 1982, vol. 11, col. 824-830.

18. Lednev A., Luk'ianov E. Sviatitel' russkogo zarubezh'ia, vselenskii chudotvorets Ioann [Holy Hierarch of the Russian Emigration, Ecumenical Miracle Worker John]. Moscow, 1998.

19. Loseva O. V. Russkie mesiatseslovy XI-XIVvv. [Russian Menologions of the 11th— 14th cc.]. Moscow, 2001.

20. Nafanail (L'vov), ep. Doklad o pochitanii afrikanskikh sviatykh. 1953 [Report on the Veneration of African Saints. 1953]. Available at: http://www.pravbeseda.ru/library/index. php?page=book&id=940 (accessed: 10.05.2018).

21. Nastol'naia kniga sviashchennosluzhitelia [Desk Book of a Cleric]. Moscow, 1979. T. 3.

22. Natalibus Petrus de. Catalogus Sanctorum et gestorum eorum ex diversis voluminibus col-lectus. Lugdunum, 1543.

23. Polnyi mesiatseslov vsekh prazdnuemykh Pravoslavnoi Greko-Vostochnoi Tserkov'iu sviatykh [Full Menologion of All the Saints Celebrated by the Orthodox Greek-Eastern Church]. Saint Petersburg, 1827.

24. Sergii (Spassky), arkhiep. Polnyi mesiatseslov Vostoka [Full Menologion of the East]. T. I. Moscow, r1997.

25. Sviattsy [Church Calendar]. Moscow, 1882.

26. Sviattsy [Church Calendar]. Suprasl, 1788.

27. Troitskii pravoslavnyi russkii kalendar' na 2013 god [Holy Trinity Orthodox Russian Calendar for 2013]. Jordanville, 2013.

28. Vershinskii D., prot. Mesiatseslov Pravoslavno-Kafolicheskoi Tserkvi [Menologion of the Orthodox-Catholical Church]. Saint Petersburg, 1856.

29. Zaitsev D. V. Karfagenskii kalendar' [The Carthaginian Calendar]. Pravoslavnaia entsik-lopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2013, vol. 31, pp. 461-463.

30. Zhurnaly zasedaniia Sviashchennogo Sinoda ot 9 marta 2017 goda, zhurnal № 14 [Journals of the Holy Synod Sessions on the 9th of March, 2017; Journal no. 14]. Available at: http:// www.patriarchia.ru/db/text/4829826 (accessed: 10.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.