ИССЛЕДОВАНИЯ
•ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ
Свящ. Иоанн Кечкин
ДАТИРОВКА ТРАКТАТА СВ. ОПТАТА МИЛЕВИТСКОГО «ПРОТИВ ДОНАТИСТА ПАРМЕНИАНА»
В статье рассматривается проблема датировки антидонатистского трактата св. Оптата Милевитского «Против донатиста Пармениана». Автор приводит все — как внешние, так и внутренние — имеющиеся свидетельства относительно датировки трактата и анализирует два существующих варианта датировки, критически разбирая аргументы исследователей, высказывавшихся по этому поводу.
Ключевые слова: Оптат Милевитский, донатизм, «Против донатиста Пармениана».
Трактат св. Оптата, епископа Милевитского1, «Против донатиста Парме-
1 Святой Оптат был епископом в г. Милев (Нумидия, Северная Африка) во 2-й пол. IV в. Известен своей деятельностью против раскола донатистов и особенно написанием антидонатистского трактата «Против донатиста Пармениана». Скончался ок. 392 г. К сожалению, почитается только в Католической Церкви, но является святым еще неразделенной Церкви. Литература на русском языке о св. Оптате Милевитском очень скудна. Можно указать только дореволюционный труд по донатизму Н. Кутепова (Кутепов Н. О расколе донатистов. Казань, 1884) и кандидатскую диссертацию автора настоящей статьи (Кечкин И., свящ. Св. Оптат, епископ Милевитский, как церковный
© свящ. Иоанн Кечкин, 2013
49
ниана»2 является значимым источником, проливающим свет на происхождение и первоначальное развитие раскола донатистов3. Это единственный до времён блж. Августина трактат, освещающий раннюю историю донатизма и имеющий большое значение для осмысления этого явления в истории Церкви.
К сожалению, в отечественной исторической и церковно-исторической науке часто встречается ошибочная и давно устаревшая версия датировки трактата св. Оптата, указывающая 70-е гг. IV века. Такую дату можно встретить в трудах архиепископа Филарета (Гумилевского)4, исследователя донатизма Н. Кутепова5, советских профессоров Н. А. Машкина6 и Г. Г. Дилигенского7. В настоящей статье разберем все аргументы, которые могут прояснить ситуацию относительно датировки, и определим наиболее вероятное время написания столь важного трактата по истории донатизма.
Относительно определенной датировки трактата «Против донати-
историк донатизма. Дис... на соиск. уч. степ. канд. богословия. Сергиев Посад, 2010).
2 Древние рукописи не оставили полного и точного названия этого произведения, но многие современные исследователи используют название: «Adversus Parmenianum Donatistam». По авторитетному мнению патролога проф. М. Симонетти, это название не первоначальное, но дает ясное и четкое представление о содержании труда. Simonetti M. Optat // Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. 4. P. 122. В патрологии аббата Миня сочинение святого Оптата носит название «De schismate donatistarum adversus Parmenianum» (PL. 11. Col. 883).
3 Раскол донатистов возник в начале IV в. в Северной Африке после окончания великих гонений на христиан.
4 Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Киев, 2007. Т. 2. §123. C. 63.
5 Кутепов Н. О расколе донатистов. С. 67.
6 Машкин Николай Александрович (1900-1950) — специалист по истории Древнего Рима, доктор исторических наук (1942). Машкин Н. А. Движение агонистиков (из истории римской Африки IV в. // Историк-марксист. 1935. № 1. С. 28. Ошибочной точки зрения относительно датировки проф. Н. А. Машкин придерживался в ранних своих трудах, что впоследствии он сам осознал и в поздних трудах указывал уже общепринятую датировку: Машкин Н. А. К вопросу о революционном движении рабов и колонов в римской Африке // Вестник Древней истории (далее — ВДИ). М., 1949. № 4. С. 58.
7 Дилигенский Герман Германович (1930-2002) — доктор исторических наук (1968), впоследствии известный политолог. Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V вв. М., 1961. С. 168.
ста Пармениана» не было однозначного мнения. Это связано с тем, что только блаженный Иероним указывает время написания трактата и относит его к правлению императоров Валентиниана и Валента. В своем известном труде «De viris illustribus» он пишет: «Оптат Африканец, епископ Милевитский, принадлежавший к православной партии, при Валентини-ане и Валенте написал шесть книг против клеветы партии донатистов, в которых доказывает, что преступление, совершенное самими донатиста-ми, ложно ими перенесено на нас»8. Оба эти императора правили в период с марта 364 до августа 375 г., когда скончался Валентиниан9. Таким образом, трактат написан в промежутке между этими датами.
В науке по поводу датировки трактата образовались две гипотезы; первая, более ранняя по времени и устаревшая по значению, указывает промежуток времени ближе к концу правления двух императоров; вторая — ближе к его началу.
Поскольку свидетельство блж. Иеронима о трактате св. Оптата не устанавливает точной даты написания, требуется рассмотреть внутренние свидетельства, исходящие из анализа самого трактата «Против донатиста Пармениана».
В первой и третьей книгах св. Оптат пишет, что прошло уже более шестидесяти лет после гонения при императоре Диоклетиане10. Эдикты о гонении были обнародованы между февралем 303 и февралем 304 гг.11, и поэтому составление трактата не может быть датировано временем раньше 364 г., что соответствует и свидетельству блж. Иеронима. Другие места только подтверждают это утверждение. Так, во второй книге Оптат упоминает о смерти императора Юлиана Отступника12. Там же
8 Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus, 110 // PL. 23. 705В. Русский перевод дан по изданию: Иероним Стридонский, блж. Творения. Киев, 1880. Ч. 5. С. 337.
9 АммианМарцеллин. Римская история. XXVI, 4, 1-3; XXX, 6, 3-6 / пер. с лат. Ю. А. Ку-лаковского и А. И. Сонни. М., 2005. С. 388-389, 526.
10 Optatus I, 13, 2; III, 8, 3; «ante annos sexaginta et quod excurrit». Ссылки на трактат Оптата даются по современному критическому изданию М. Лабрусс. Labrousse M. Optat de Milève. Traité contre les donatistes. Paris, 1995/96. Vol. 1-2. (SC; 412-413).
11 Нужно отметить, что в правление императора Диоклетиана было издано четыре эдикта о гонениях на христиан (303-304). Stein E. Histoire du Bas-Empire. Т. I. De l’Etat romain a l’Etat byzantin (284-476) / ed. française par J.-R. Palanque. 1959. Р. 81; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. СПб., 1910. Т. II. С. 146-148.
12 Optatus II, 17, 3. Император Юлиан Отступник скончался 26 июня 363 года. См.:
он пишет, что воспоминания о преследованиях донатистов после их возвращения из ссылки еще живы и многие помнят те места, где совершались насилия и святотатства13. Еще одним важным местом для определения датировки может служить введение к первой книге, в котором Оптат пишет, что не мог найти среди донатистов ни одного, кроме Пармениана, с кем можно было бы полемизировать по богословским и историческим разногласиям между кафоликами и донатистами14. Пар-мениан вернулся из ссылки по указу императора Юлиана в 362 г., и после возвращения пишет свой трактат в пяти книгах. Скорее всего, его труд был написан в правление Юлиана, поскольку это время было наиболее благоприятным для развития донатизма15. Можно только предположить, что ответ Оптата Милевитского не заставил себя долго ждать. Эти аргументы являются самыми сильными в определении времени написания трактата, и они не противоречат свидетельству блж. Иеронима.
Некоторые ученые, такие, как О. Р. Вассалл-Филлипс, П. Монсо и, в некоторой степени, М. Эдвардс16, приводят еще одно свидетельство из текста трактата (хотя оно не вносит никаких уточнений в датировку). В четвертой книге Оптат упоминает Фотина, скончавшегося в 376 г., называя его «еретиком нашего времени»17.
Дальнейшие сведения из труда Оптата скорее противоречат уже названным, чем вносят какую-либо ясность. Во второй книге Милевит-ский епископ для доказательства апостольской преемственности, по-
Stein E. Histoire du Bas-Empire. Т. I. De l’Etat romain a l’Etat byzantin. Р. 170; Piganiol A. L’Empire chrétien (325-395). Paris, 1972. Р. 160.
13 Optatus II, 16-19. Император Констант отправил в 347 г. многих яростных донатистов в изгнание. А с приходом к власти Юлиана (362 г.) они были возвращены и совершали тяжкие преступления и насилия над кафоликами.
14 Optatus I, 4, 1.
15 Monceax P. Histoire litteraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. Paris, 1920. Vol. 5. Saint Optat et les premiers ecrivains donatistes. Р. 224.
16 Vassall-Phillips O. R. The Work of St. Optatus, Bishop of Milevis, against the Donatists. New York, 1917. Р. XXI; Monceaux P. Histoire litteraire... Р. 250; EdwardsM. Optatus: Against the Donatists. Liverpool, 1997. P. XVII.
17 Optatus IV, 5. Фотин происходил из Галатии, в молодости был диаконом и помощником Маркелла Анкирского. Позднее Фотин становится епископом Сирмиума в Иллири-ке, в провинции Паннония (ныне Сербия). Впоследствии Фотин впадает в ересь монар-хианства. Он был несколько раз осужден на Соборах. Скончался ок. 376 г. в изгнании.
добно св. Иринею Лионскому, приводит список Римских епископов, начиная от ап. Петра и до папы Сириция, о котором он замечает, что и «сегодня он является нашим братом»18. Папа Сириций управлял Римской Церковью после папы Дамаса, начиная с 384 г.19 Здесь явно выраженное позднейшее прибавление к первоначальному трактату. Известный знаток христианской письменности Северной Африки П. Монсо считает, что первоначальный список Римских епископов останавливался на папе Дамасе (366-384)20, а М. Лабрусс не отрицает предположения, что список мог оканчиваться и папой Либерием (352-366)21. Обе эти версии имеют право на существование. Таким образом, перечень Римских епископов не привносит никакой ясности в определение датировки составления первой редакции трактата, но играет решающую роль для выяснения времени последующей (второй) редакции.
Следует рассмотреть еще одно место из сочинения св. Оптата, имеющее отношение к датировке. Так, во второй книге вслед за перечнем Римских епископов он приводит список донатистских епископов Рима. В самой древней рукописи Petropolitanus (V-VI вв.)22, которая содержит только первые две книги Оптата, перечень донатистских епископов Рима останавливается на Макробии, и Оптат характеризует его как живого ко времени написания трактата23. Впоследствии были добавлены еще два епископа после Макробия: Лукиан и Клавдиан24. Но это говорит только о последующей вставке (редакции). П. Монсо утверждает, что Макро-бий был епископом донатистов Рима около 366 г., и выводит отсюда дату написания трактата Оптата, т. е. конец 366 — начало 367 г.25 М. Лабрусс опровергает это мнение, указывая, что дату пребывания Макробия на Римской кафедре П. Монсо основывает только на своей датировке написания трактата Оптата. И дата епископства Макробия точно так же не
18 Optatus II, 3, 1.
19 Задворный В. Л. История Римских пап до 476 г. М., 1995. Т. 1. С. 191.
20 Monceaux P Histoire littéraire... Р. 249.
21 Labrousse M. Optat de Milève. Traité contre les donatistes. Paris, 1995. Vol. 1. (SC; 412). Р. 13.
22 Labrousse M. Optat de Milève. Traité. Р. 13.
23 Optatus II, 4.
24 Optatus II, 4, 5.
25 Monceaux P. Histoire litteraire. Р. 249.
определена, как и датировка сочинения Оптата26. Следовательно, и сведения о епископах донатистов в Риме, и о современнике св. Оптата Макро-бии не дают никаких точных указаний на время написания трактата.
Таким образом, мы разобрали все свидетельства, как внешнее (Иеронима), так и внутренние, которые находятся в самом тексте трактата Оптата. Теперь рассмотрим мнения наиболее авторитетных ученых относительно датировки трактата «Против донатиста Пармениана», анализируя слабые и сильные стороны каждой гипотезы. Предварительно можно сказать, что исследователи, придерживающиеся первой, устаревшей, гипотезы, считают временем написания трактата 370 г. или промежуток между 370-374 гг. Ученые — сторонники второй гипотезы полагают, что написание трактата из шести книг произошло между 364-367 гг.
Сторонники устаревшей гипотезы датировки во главу своих аргументов ставят свидетельство блаженного Иеронима о том, что святой Оптат написал свой трактат из шести книг в правление императоров Валентиниана и Валента (364-375). Немаловажную роль для них играет свидетельство о еретике Фотине, современнике Оптата. Кроме этого, дату, основывающуюся на свидетельстве самого Оптата о том, что прошло более шестидесяти лет после гонений, они начинают отсчитывать от окончания гонений, т. е. от 305 г. или еще позже. Только этими доводами и оперируют исследователи, которые считают временем написания трактата приблизительно 370 г. Нужно отметить, что такая версия была распространена среди ученых начиная с конца XVII в. и вплоть до начала XX в. Впервые в науке дата составления трактата — ок. 370 г. — появляется у известного французского патролога Луи Е. Дюпена (1657-1719)27 и выдающегося историка Церкви С. Тиллемона (1637-1698)28. Именно они использовали вышеназванные аргументы и пришли к данному выводу. Впоследствии их мысли распространились среди многих ученых разных времен. В XVIII в. придерживаются этой датировки патрологи Р. Селье
26 Labrousse M. Optat de Milève. Traité... Р. 13.
27 Dupin L. E. Bibliothèque des auteurs ecclésiastiques. Paris, 1687. Vol. 1. P. 445; Idem. Nouvelle bibliothèque des auteurs ecclésiastiques, contenant l’histoire de leur vie, le catalogue, la critique, et la chronologie de leurs ouvrages. Paris, 1701. Vol. 2. P. 109.
Л. Е. Дюпен известен как многократный издатель трактата св. Оптата «Против донатиста Пармениана», и его третье издание 1702 г. легло в основу издания Ж.-П. Миня.
28 Tillemont S. L. de. Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles. Paris, 1699. Vol. 6. P. 143.
и Н. Ларднер, который ссылается на С. Тиллемона29. В XIX в. эту гипотезу поддерживают как иностранные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных следует выделить эпиграфиста С. Морчелли, патрологов И. Б. Альцога, Б. Шмида и К. Магона, а также историка Л. Дюшена30. Среди русских исследователей это уже названные архиепископ Филарет (Гумилевский) и Н. Кутепов31. В начале XX века среди сторонников этой датировки нужно назвать патрологов О. Барденхевера и Л. Сальваторел-ли32, а также английских историков A. Фортескью и Б. Кидда33. Английские исследователи донатизма У Дж. Спэрроу-Симпсон и О. Р. Вассалл-Филлипс выдвинули предположение о 373 г., правда, основываясь на тех же аргументах34. Можно считать исключением патрологов середины и конца XX в., признающих эту гипотезу относительно датировки трактата. Самым известным является М. Симонетти, написавший статью об Оптате Милевитском, изданную в серии «Патрология» И. Квастена. Он не приводит каких-либо сильных доводов, упоминая только о свидетельстве Иеронима и внутренних признаках, причем не называя их. М. Си-
29 Ceillier R. Histoire générale des auteurs sacrés et ecclésiastiques. Paris, 81865. Vol. V Р. 108; Lardner N. The Credibility of the Gospel History; or the Principal Facts of the New Testament confirmed by Passages of Ancient Authors, who were contemporary with our Saviour or his Apostles, or lived near their time. London, 1815. Vol. II. Р. 491-492.
30 Morcelli St. A. Africa Christiana. Brixiae, 1817. Vol. II. Р. 275; Alzog J. B. Manuel de Patrologie. Paris, 1867. Р. 343-345; SchmidB. Manual of Patrology. St. Louis, 1899. Р. 225-227; Magon K. Handbuch der Patrologie und der kirchlichen Litteraturgeschichte. Regensburg, 1864. S. 408; Duchesne L. Le dossier du donatisme // Mélanges d’archéologie et d’histoire.- 1890. Vol. 10. Num. 1. Р. 649.
31 Архиепископ Филарет полностью повторяет аргументы Л. Дюпена: Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. C. 63. Н. Кутепов говорит, что трактат Оптата был написан в семидесятых годах IV в.: КутеповН. Раскол донатистов. C. 67.
32 О. Барденхевер использует те же самые аргументы. Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1912. S. 492; Bardenhewer O. Patrology... Freiburg, 1908. Р. 426; Salvatorelli L. Storia della letteratura latina cristiana. Milano, 1936. P. 137-138.
33 Fortescue A. Donatism. London, 1917. Р. 12; Kidd B. J. A history of the Church to a. d. 461. Oxford, 1922. Vol. 2. Р. 533.
34 Sparrow-Simpson W. J.St. Augustine and African church divisions. New York, 1910. Р. 42. Vassall-Phillips O. R. The Work of St Optatus, Bishop of Milevis, against the Donatists. Р. XXIII. К ним можно отнести и английского исследователя Дж. Маккаби (1867-1955), который считал временем написания трактата 374 год: Mccabe J. St. Augustine and his age. London, 1903. Р. 285.
монетти считает временем написания промежуток между 370-374 гг.35 За ним повторяет известный греческий патролог С. Пападопулос, также не приводящий каких-либо доказательств36. Такова хронологическая преемственность этой гипотезы вплоть до наших дней.
Рассмотрим аргументы последователей этой версии датировки критически. Во-первых, сторонники этой гипотезы не рассматривают всех свидетельств, которые можно почерпнуть из текста трактата. Во-вторых, они совсем не уделяют внимания тому месту, где говорится о насилиях времен правления императора Юлиана Отступника, о которых в подробностях пишет Оптат, что свидетельствует о близости этих событий к моменту написания трактата. В-третьих, не говорят об исторической обстановке того времени, из которой можно многое почерпнуть для установления датировки. В-четвертых, если бы Оптат писал трактат в 370 г. или еще позже, то ему было бы уместнее сказать, что прошло около семидесяти лет после гонений, а не более шестидесяти. Все вышесказанное относится к недостаткам данной гипотезы датировки, что делает её совершенно бессильной и ошибочной. Сильных сторон эта версия датировки не имеет.
Обозначив ошибочную и устаревшую датировку, обратимся теперь к анализу мнений тех ученых, которые придерживаются второй гипотезы датировки, определяющейся промежутком времени между 364 и 367 гг. Последний год приобретает большое значение вследствие толкования свидетельства блж. Иеронима. Поскольку блж. Иероним говорит, что Оптат написал свой трактат в правление императоров Валенти-ниана и Валента, и епископ Мелевитский не упоминает об императоре Грациане, сыне Валентиниана, который по воле своего отца становится соправителем в августе 367 г.37, то считается, что епископ Милевитский написал свой трактат до 367 г. Первым, кто выдвинул такое предполо-
35 Simonetti M. Optat // Quasten J. Patrology. Р. 123. Можно еще назвать современного исследователя Дж. Мердингера, который указывает 370-е гг. : Merdinger J. Rome and the African church in the time of Augustine. New Haven; London, 1997. P. 59.
36 nanaôônovXoç Et. natpoÀoYÎa. AG^va, 1990. Vol. B. Р 687. Исследователь, подобно М. Симонетти, приводит в качестве датировки промежуток времени между 370 и 374 гг.
37 Об этом событии говорит римский историк Аммиан Марцеллин в своей книге XXVI, 6, 1-4. Аммиан Марцеллин. Римская история. С. 423. См. также: Jones A. H. M. The Later Roman Empire 284-602. Baltimore, 1986. Vol. 1. Р. 140; Stein E. Histoire du Bas-Empire. Т. I. De l’Etat romain à l’Etat byzantin (284-476). Р. 181.
жение, был крупный специалист по североафриканской христианской письменности П. Монсо38. Его явно не удовлетворили аргументы и выводы ученых его времени, исследовавших трактат Оптата Милевитского в вопросе его датировки. Вследствие огромного влияния П. Монсо на последующих исследователей письменности св. Оптата, необходимо рассмотреть его идеи подробней. Основным свидетельством авторитетный французский ученый считал упоминание блж. Иеронима. При этом он даже более конкретизировал это свидетельство, утверждая, что Иероним не мог не знать, как современник, что 25 августа 367 г. больной император Валентиниан утвердил в должности августа своего сына Грациана39. Итак, в августе 367 г. было три императора: Валентиниан, Валент и Грациан, а Иероним упоминает только о первых двух. Таким образом, Оптат должен был написать свой трактат в период с 364 до августа 367 г., когда правили только братья-императоры. Второй опорный аргумент для П. Монсо: Оптат написал свой трактат при папе Да-масе, на котором должен был оканчиваться, по мнению самого П. Мон-со, список пап, приведенный во второй книге трактата «Против донатиста Пармениана»40. Предшественник папы Дамаса Либерий скончался 24 сентября 366 г. Нового папу избрали 1 октября, и только через несколько недель эта информация могла бы достигнуть Африки41. И, следовательно, П. Монсо довольно точно старается определить датировку: от октября 366 до августа 367 г. Кроме этих аргументов, французский ученый, подтверждая свою датировку, указывает и другие доводы. Эти свидетельства следующие: более чем шестидесятилетний период после начала гонений, упоминание о смерти императора Юлиана Отступника (f363), ссылка на еретика современника Фотина (t376) и упоминание епископа донатистов в Риме Макробия, который был епископом в Риме, по мнению самого П. Монсо, в 366 г.42 Но, как мы в дальнейшем увидим, его основные и определяющие аргументы в некоторой степени
38 MonceaxP. Histoire litteraire. P. 249-250.
39 Ibid. P. 249.
40 Ibid.
41 Относительно точной датировки смерти и выбора пап сведения П. Монсо были проверены по книге В. Л. Задворного. Задворный В. Л. История Римских пап до 476 г. М., 1995. Т. 1.
42 Monceax P. Histoire litteraire... P. 250.
сомнительны. Но в заслугу П. Монсо можно вменить то, что он — один из немногих, кто постарался всеобъемлюще подойти к свидетельствам о датировке трактата Оптата Милевитского, хотя при этом и допускал некоторые неточности. Все последующие ученые, занимающиеся творчеством святого Оптата или историей донатизма, так или иначе, зависят от труда П. Монсо. Можно смело сказать, что он открыл новую веху в исследованиях, посвященных св. Оптату и донатизму в целом.
Вслед за П. Монсо почти все ученые XX в. стали придерживаться мнения, что трактат Оптата «Против донатиста Пармениана» был написан до 367 г. Хотя и не все ученые слепо следуют датировке П. Монсо, но их все же немало. Так, полностью соглашаются с датировкой П. Монсо в первой половине XX в. такие видные ученые, как П. Батиффоль, Ж. Тик-серон, Е. Аманн, А. Леклерк, П. Лабриолль43; во второй половине XX в. Г. Бозио, Е. Грасмук, Н. Дюваль, К. Лепелле, Ж.-Л. Майер, Б. Кригбаум, К. М. Гирардет 44 и, в некоторой степени, Ф. Скорца Барчеллона и др.45
Но среди ученых, придерживающихся второй версии датировки, есть исследователи, которые не во всем согласны с рассуждениями П. Монсо, хотя тоже склонны к датировке до 367 г. Некоторые из них — например, Б. Альтанер, С. Бломгрен и В. Маршалл, — полагают, что приблизительной датой написания трактата является время около 365 г.46
43 Batiffol P Le catholicisme de saint Augustin. Paris, 21920. Р. 87; Batiffol P. Le siège apostolique. Paris, 1924. Р 36; Tixeront J. A handbook of Patrology. London, 21923. Р. 233-234; Amann E. Optat. // DTC. 1931. Vol. 11. Col. 1079; Leclerq H. Milève // DACL XI. 4 (1933). P. 1102; Labriolle P. Histoire de la littérature chrétienne. Paris, 31947. Vol. 1. Р 428.
44 Bosio G. Santo Ottato, vescovo di Milevi. // Bibliotheca sanctorum. 1967. Vol. 9. Col. 1307; Grasmuck E. L. Coercitio; Staat und Kirche im Donatistenstreit. Bonn, 1964. S. 139; Duval N. Une nouvelle édition du Dossier du Donatisme // REA. 1989. Vol. 35. P. 171; Lepelley С. L’Afrique du Nord et le prétendu séisme universel du 21 juillet 365 // Mélanges de l’Ecole française de Rome. 1984. Vol. 96. № 1. P. 468; Maier J.-L. L’épiscopat de l’Afrique romaine, vandale et byzantine. Rome, 1973. Р 173; Kriegbaum B. Optatus von Mileve // Theologische Realenzyklopädie. Berlin, 1995. Bd. 25. S. 301; GirardetK. M. Das Reichskonzil von Rom (313): Urteil, Einspruch, Folgen // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1992. Vol. 41. № 1. S. 108.
45 Scorza Barcellona F. Optatus of Milevis // Encyclopedia of the Early Church. Cambridge, 1992. Vol. 2. P. 612. В Оксфордском словаре христианской Церкви написание трактата датируется 367 годом (см.: Optatus // The Oxford Dictionary of the Christian Church / ed.
by F. L. Cross and E. A. Livingstone. Oxford, 31997. Р 1185).
46 Altaner B., Stuiber A. Patrologie. Freiburg, 1966. S. 371; Blomgren S. Eine Echtheitsfrage bei Optatus von Mileve. Stockholm, 1959. P. 7; Marschall W. Karthago und Rom. Stuttgart,
Другие, не указывая точного времени и расширяя временные границы, считают, что трактат «Против донатиста Пармениана» был написан от марта 364 до августа 367 г. К этим ученым, столь осторожным в вопросах датировки, относятся М. Лабрусс47, П. Мароне, У. Френд и М. Эдвардс48.
По сравнению с учеными, разделяющими первую гипотезу датировки, которая определялась 370 г. или даже позже, сторонники второй гипотезы, принимающие датировку до 367 г., более основательно подходят ко всем сведениям, не только избранным, но и всем доступным. Внешние и внутренние свидетельства датировки разбираются более подробно, обращается внимание на важные ранее не упоминаемые места для определения даты из текста трактата. Поэтому не удивительно, что в настоящее время большинство современных ученых придерживается датировки до 367 г.49
Но наряду со многими положительными моментами второй гипотезы датировки необходимо рассмотреть и ее слабые стороны, выдвигаемые некоторыми ее представителями, главное место среди которых занимает сам П. Монсо. Вначале стоит подробнее остановиться на появлении даты 367 г., как крайней границе написания трактата. Как было сказано выше, она появилась на основании труда блж. Иеронима, в котором написание трактата относится к правлению Валентиниана и Валента (364-375). П. Монсо для уточнения правления первый вводит разделительную черту, связанную с именем Грациана и 367 г. Заключения П. Монсо основывались в большей степени на том, что блж. Иеро-
1971. S. 72.
47 Labrousse M. Optat de Milève. Traité... Р. 12-14. Нужно заметить, что М. Лабрусс в ранний период своей научной деятельности вообще избегала каких-либо точных датировок трактата «Против донатиста Пармениана», при этом критикуя версию П. Монсо. Она считала, что трактат был написан вскоре после смерти императора Юлиана Отступника. Labrousse M. Optat de Milève II DSp. 1982. Vol. 11. Col. 825. После выхода докторской диссертации М. Лабрусс в 1996I97 гг. её датировку принял и Б. Кригбаум, ранее полностью разделявший версию П. Монсо. Kriegbaum B. Optatus von Mileve II Lexikon der Antiken Christlichen Literatur. Freiburg, 1998. S. 458-459.
48 Marone P. L’esegesi biblica di Ottato di Milevi. Roma, 2008. Р. З1; Frend W. H. C. Donatus “paene totam Africam decepit”. How? II Journal of Ecclesiastical History. 1997. Vol. 48. № 4. Р. 617; EdwardsM. Optatus: Against the Donatists. Liverpool, 1997. P. XVII-XVIII. М. Эдвардс не старался определить даже приблизительную дату, полагая, что трактат был написан вскоре после смерти императора Юлиана.
49 Кроме небольшого исключения: М. Симонетти и зависимый от него С. Пападопулос.
ним не мог не знать тонкостей римской политики, поскольку был современником тех событий. Казалось бы, довольно сильный аргумент. Но стоит только обратиться к анализу произведения Иеронима «De viris illustribus», как сразу станет очевидным, что сам автор даже не намеревался точно следовать хронологическому, историческому ходу событий, а старался показать только приблизительное время, эпоху. В доказательство можно привести тот факт, что Иероним упоминает двух писателей, скончавшихся при императоре Валентиниане50, при этом не называя никого больше из императоров. И среди этих писателей — Люцифер Калабрийский, о котором в науке почти достоверно известно, что он скончался в 370/371 гг.51 Следовательно, если бы Иероним в действительности стремился к исторической точности, то должен был упомянуть имена еще двух императоров этого времени — Валента и Грациа-на. Также Иероним говорит о двух писателях, скончавшихся во времена императора Валента52, не сказав о других августах. При этом об одном из этих церковных писателей — прп. Ефреме Сирине — достаточно точно известно, что он скончался в 373 г.53 И опять, как в вышеприведенном случае, ничего не говорится о Грациане и Валентиниане. Кроме того, Иероним упоминает еще двух писателей, скончавшихся в правление Ва-лентиниана и Валента54. Один из них, Евсевий Верчелльский, скончался, как известно, в 370/371 гг.55, но при этом, как и в других подобных случаях, ничего не сказано о Грациане, который уже с 367 г. являлся августом.
Подводя итог, можно однозначно утверждать, что свидетельство
50 Это Люцифер Калабрийский и Акилий Север. Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus, 95 и 111.
51 Altaner B., Stuiber A. Patrologie. Freiburg, 1966. S. З67; McGuire M. R. P Lucifer of Cagliari II The New Catholic Encyclopedia. Washington, 200З. Vol. 8. P. 845.
52 Это Тит, епископ Бостры, и Ефрем Сирин. Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus, 102 и 115.
53 Altaner B., Stuiber A. Patrologie. S. З4З; Des Places E. Ephrem the Syrian, St. II The New Catholic Encyclopedia. Washington, 200З. Vol. 5. P. 277-278; Брок С. Ефрем Сирин II ПЭ. М., 2008. Т. XIX. С. 79.
54 Это известные святители Запада — Евсевий Верчелльский и Иларий Пиктавийский. Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus, 96 и 100.
55 Altaner B., Stuiber A. Patrologie. S. З66; Clercq V C. de. Eusebius of Vercelli, St. II The New Catholic Encyclopedia. Washington, 200З. Vol. 5. P. 455; Зайцев Д. В. Евсевий, свт., еп. г. Верцеллы II ПЭ. М., 2008. Т. XVII. С. 2З9.
Иеронима верно лишь в тех рамках, которые поставил сам автор; для Востока он указывает императора Валента, для Запада — Валентиниана, а иногда их вместе, но будет ошибкой делать дополнительные исторические выкладки с точным хронологическим расчетом на основании его труда56. Таким образом, данный аргумент П. Монсо несостоятелен, хотя из-за этого не отвергается сама датировка, предложенная французским ученым57.
Вторая ошибка, допущенная П. Монсо, состояла в том, что для определения самой ранней точки отсчета он опирался на дату понтификата Дамаса, октябрь 366 г.58 Но, по тщательному исследованию М. Ла-брусс, во всех дошедших до нас рукописях, последний упоминаемый папа — Сириций, избранный понтификом в 384 г.59 Это имя, конечно же, уже было вставлено во время осуществления второй редакции. На каком папе останавливался список Римских епископов в первоначальном труде Оптата, неизвестно. Это мог быть и папа Дамас (366-384), но мог быть и его предшественник папа Либерий (352-366). Поэтому определять раннюю дату написания трактата на основе такого зыбкого свидетельства невозможно. Впоследствии некоторые ученые — сторонники датировки до 367 г. отвергли эту мысль П. Монсо о папе Дамасе60.
Подводя итог исследованию о времени написания сочинения св. Оптата, можно констатировать, что трактат «Против донатиста Пармениана» был написан в период с конца 364 г. до 367 г., хотя нам представляется более вероятным, что это состоялось вскоре после смерти императора Юлиана около 365-366 гг. Такое утверждение построено в большей степени на внутренних свидетельствах, исходящих из самого текста трактата св. Оптата, а не на факте прихода к власти Грациана, как ошибочно считали П. Монсо и вслед за ним М. Лабрусс.
Таким образом, датировка, указывающая 70-е гг. IV века, устарела, что свидетельствует о том, что патрология развивается и движется впе-
56 Подобного мнения придерживался и видный патролог М. Эдвардс, который был невысокого мнения относительно исторической ценности свидетельств блаженного Иеронима. Edwards M. Optatus: Against the Donatists. Liverpool, 1997. Р. XVI.
57 Хотя и сейчас эта дата имеет большое значение. Ср. Labrousse M. Optat de Milève. Traité. Р. 14.
58 Monceaux P Histoire litteraire... Р. 249.
59 Labrousse M. Optat de Milève. Traité. Р. 12-13.
60 К ним следует отнести С. Бломгрена, Б. Альтанера, В. Маршалла, М. Лабрусс и др.
ред — то, что было незыблемо в XVIII-XIX вв., уже не может быть приемлемо в наше время. И стоит только надеяться, что отечественные исследователи донатизма не будут придерживаться устаревшей датировки столь важного памятника по первоначальной истории северо-африкан-ского раскола.
Priest John E. Kechkin
ON THE DATING OF ST. OPTATUS OF MILEVIS’ “AGAINST PARMENIAN THE DONATIST”
The article deals with the problem of the Dating of St. Optatus of Milevis’ treatise “Against Parmenian the Donatist”. The author considers all the available evidence regarding the Dating of the treatise, both external and internal, and analyzes the two existing versions of the Dating, critically examining the arguments of the researchers who have expressed their views on this issue.
Keywords: St. Optatus of Milevis, Donatism, “Against Parmenian the Donatist”.