Елена ЖАРИНОВА
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПАРТИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассматриваются основные аспекты деятельности молодежных организаций парламентских партий современной России, приводятся данные, характеризующие молодежную политику партий, а также ее влияние на положение молодых россиян.
The main aspects of activity of the youth organizations of the modern Russian parliamentary parties are considered; data characterizing the youth policy of parties and its influence on Russian youngsters' state is given in the article.
Ключевые слова:
политические партии, молодежные организации, молодежная политика, положение молодых россиян; political parties, youth organizations, youth policy, Russian youngsters' state.
ЖАРИНОВА
Елена
Сергеевна — аспирант НГЛУ им. Н.АДобролюбова [email protected]
Преобладание установки «молодежь — наше будущее» свойственно всему ювенологическому дискурсу. Она же используется в программах современных российских парламентских партий, к примеру: «Нужно помочь молодежи максимально раскрыть свой творческий потенциал!» («Справедливая Россия»), «Мы должны научиться использовать “образовательный драйв” молодого поколения» («Единая Россия»), «Стратегический, долгосрочный акцент государственной поддержки молодежи должен быть сделан на равенстве возможностей, на равенстве стартовых условий для вступления во взрослую жизнь» (ЛДПР)», «КПРФ — партия будущего, а будущее принадлежит молодежи» (КПРФ). На сайте Росмолодежи рассматриваемый сегмент общества называется ресурсом: «Агентство рассматривает молодежь как главный ресурс развития страны в XXI веке, и именно на этом убеждении строит свою работу. Росмолодежь — оператор этого важнейшего стратегического ресурса, наиболее ценной части человеческого капитала страны»1. Однако прямое наименование молодого поколения ресурсом вызывает вопросы — ведь ресурс, как известно, средство, зачастую используемое для достижения цели, но не цель сама по себе. Тем не менее необходимо разобраться, есть ли повод для беспокойства, учитывая, что множество политических организаций заявляют о своей заинтересованности во всестороннем развитии молодых россиян.
Отмечено, что партии выступают важным социализирующим элементом, конструируя политическую картину мира молодежи, конкурируя между собой, а также выбирая стратегию сотрудничества либо противоборства с государством2. Начало нового парламентского цикла ознаменовалось витком активности внутри молодежных организаций партий: изменения в ЕР (создание молодежного клуба, перестановки внутри движения), КПРФ (замена СКМ РФ на ЛКСМ РФ), новая организация справедли-вороссов («Справедливая сила» на смену затихшим «Молодым социалистам»), перемены в ЛДПР («Соколы Жириновского», они же «Время молодых», которые, вероятно, станут «Соколами
1 Официальный интернет-ресурс Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) // http://www.fadm.gov.ru/about/mission/ (дата обращения
18.02.2013).
2 Самаркина И. О некоторых технологиях реализации молодежной политики на современном этапе // Власть, 2011, № 1, с. 32.
ЛДПР»). Как отмечено исследователями, «анализ того, насколько активно поли -тическая организация привлекает моло -дежь в свои ряды, а также охотно ли допу -скает представителей молодежи в состав своего руководства, позволяет опреде-лить, какова в действительности поли тика партий по отношению к молодому поколению»1. Рассмотрим детальнее, каковы особенности и степень участия молодежи в деятельности соответствую щих партийных организаций.
Ведущая и наиболее известная2 моло -дежная политическая сила — «Молодая гвардия Единой России» — насчитывает в своих рядах «более 160 тысяч человек»3. Пользуясь положением официального проводника курса партии власти среди молодежи, организация широко осве щает различные аспекты своей деятель ности, устраивая масштабные акции, анонсируя и реализуя проекты, реагируя на внутри и внешнеполитические собы тия как статьями на официальном сайте организации, так и соответствующими действиями. Среди подходов к работе с молодежью в организации можно выде лить:
1) проектный подход — разработка и привлечение молодежи к реализации при влекательного плана действий, направ ленного на решение социальных, полити ческих, технологических и пр. задач;
2) образовательный подход — проведе -ние обучающих мероприятий различного формата для членов организации;
3) перспективный подход — демонстра -ция возможностей включения молодежи в кадровый резерв с перспективой резкого карьерного взлета;
4) подход, связанный с легитимацией и сохранением действующей политической системы — все действия и дискурс дви -жения направлены на поддержку офици
1 Рудаков А.В., Устинкин С.В., Грошев М.М. Механизм формирования и технологии реализации государственной молодежной политики РФ. - Н. Новгород, 2006, с. 113.
2 ФОМ опубликовал рейтинг узнаваемости молодежных организаций // Полит.ру; http:// polit.ru/news/2011/05/27/youth/ (дата обращения
31.03.2013).
3 Дмитрий Квашин возглавил центральный
штаб «Молодой гвардии» // Волга ньюс, информационный портал; http://vninform.ru/243767/
article/dmitrij- kvashin- vozglavil - centralnyj- shtab -molodoj -gvardii-.html (дата обращения 09.04.2013).
альной политики президента, премьера и партии большинства;
5) привлечение через известных в моло -дежной среде медийных персон — раз -мещение интервью с музыкантами, акте -рами, другими известными личностями на сайте организации;
6) интеграционный подход — стрем -ление объединить под своим патрона -том молодежные организации разной идеологической направленности (напри -мер, недавняя инициатива по созданию Молодежного клуба при генеральном совете партии «Единая Россия»4).
Необходимо отметить, что «Молодая гвардия» не является единственным кана лом реализации молодежной политики партии. Подчеркивается, что добиться политических высот может любой, в т.ч. беспартийный, не состоящий в МГЕР молодой человек, принимающий уча стие в деятельности созданного перед последними парламентскими выборами Общероссийского народного фронта. Официальный сайт партии содержит информацию об участии такой молодежи в широко проанонсированной кампании молодежных праймериз: «В партийные списки было включено 66 молодых людей в возрасте до 35 лет. Из 1902 участников молодежных праймериз 2011 в предва -рительном народном голосовании при няло участие 256 победителей, 7 из кото -рых стали кандидатами в депутаты ГД. <...> В партийные списки на выборах в ГД вошли 183 беспартийных кандидата: это учителя, врачи, рабочие, предприни -матели, работники села, представители культуры, реального сектора экономики, много молодежи. Более 80 -ти депутатов ГД — представители ОНФ»5. Тем не менее, несмотря на вышеуказанные предостав -ленные возможности, назвать молодежную политику партии «Единая Россия» однозначно эффективной нельзя. Тому есть несколько причин. Возможность вертикальной социальной мобильности посредством участия в молодежных пар тийных мероприятиях является одним
4 При президиуме генсовета партии создан молодежный клуб // Партия «Единая Россия», официальный сайт; http://er.ru/news/2013/4/9/pri-prezidiume - gensoveta - рагШ - sozdan- molodezhnyj-ИиЬ/ (дата обращения 15.04.2013).
5 Туров А. О молодежной политике // Партия «Единая Россия», официальный сайт; http://er.ru/ interview/2013/4/6/artem - 1иют/ (дата обращения
15.04.2013).
из основных привлекающих факторов, однако на деле доля сделавших голово кружительную карьеру минимальна1, основное занятие для политических акти вистов организации — реализация проек -тов, все менее связанных с политикой, а не участие в ней как таковой. Кроме того, за время своего существования организа ция несколько раз оказывалась в центре скандалов, что не могло не отразиться на отношении к ней (в частности, можно отметить скандал с постановочным туше нием пожаров летом 20102, с размеще нием якобы экстремистских материалов в декабре того же года3, рассылкой спама в социальных сетях4). Являясь самой заметной молодежной политической организацией, МГЕР ожидаемо вызывает на себя большой поток критики.
Молодежная политика КПРФ, как и общая политика партии, носит ярко выра женную оппозиционную окраску. Роль «молодежного крыла» партии выпол няет Ленинский коммунистический союз молодежи Российской Федерации (ЛКСМ РФ), преобразованный из Союза комму нистической молодежи РФ (СКМ РФ) в феврале 2011 г.
Среди подходов организации к работе с молодежью можно выделить:
1) критикующе - предупреждающий — постоянное порицание политики дей ствующей власти в целом и деятельности близких к ней молодежных организаций в частности (к примеру, Г. Зюганов под -черкивает особое положение молодых коммунистов, противопоставляя5 их «кремлевским» и «либералам», подклю чая исторические и статистические обо
1 Наша задача — отвлечь молодежь от политики // Коммерсантъ Власть, № 20(974); http:// www.kommersant.ru/doc/1930532 (дата обращения
09.04.2013).
2 Слабых бьют // Сайт Алексея Чадаева; http:// www.chadayev.ru/blog/2010/08/13/slabyx-byut/ (дата обращения 09.04.2013).
3 Прокуратура нашла на сайте «Молодой гвардии» экстремистские материалы // Лента. Ру; http://lenta.ru/news/2010/12/23/extreme/(дата обращения 31.03.2013).
4 «Молодая гвардия» автоматизирует рассылку спама в социальных сетях // Лента.Ру; http:// lenta.ru/news/2013/01/17/mail/ (дата обращения
31.03.2013).
5 Зюганов Г.А. На Съезде обсудим, как прийти
к власти, восстановить страну и вернуть ее к про
цветанию // Партия КПРФ, официальный сайт http://kprf.ru/party- live/cknews/115304.html (дата
обращения 15.04.2013).
снования своей позиции6), прогнозиро вание катастрофических последствий при сохранении политического статус - кво;
2) историко - символический — прослав -ление достижений советского времени, равнение на них как на образец, позицио нирование себя в качестве преемников, сравнение «светлого прошлого» с «тем ным настоящим», повсеместное исполь зование советской символики, узнаваемая «непримиримая» манера речи (и дискурс в целом);
3) идеологический — жесткая кадровая политика как следствие идеологической позиции (по Уставу участникам организа ции разрешено являться членами исклю чительно КПРФ);
4) консервативный — преобладание про -веренных путей распространения идеоло -гии: через слеты и митинги, партийные газеты, живые выступления лидеров, большое внимание уделяется агитацион ным мероприятиям, уличная протестная (и не только) активность выше активно -сти в интернет - пространстве и в СМИ в целом;
5) идейно - перспективный — не столько в плане карьеризма, (признается, что хотя представительство молодежи в руко водящих органах расширилось, резуль таты в этом направлении недостаточны), сколько в возможности получить опыт общественно политической деятельно сти, борьбы за идею.
По словам лидера организации Юрия Афонина, «на данный момент в рядах Ленинского комсомола РФ состоят около двадцати тысяч активных юношей и девушек»7. По данным Г. Зюганова, «выросла численность членов КПРФ в возрасте до 30 лет. Она достигла 10% от общего состава партии»8 (приблизительно 15 800 чел.). Однако это небольшая вели -чина, поэтому задача расширения состава
6 Зюганов Г.А. КПРФ и молодежь — едины! // Партия КПРФ, официальный сайт; http:// kprf.ru/party_live/109555.html (дата обращения
15.04.2013).
7 Афонин Ю.В. Мужает и крепнет партийная смена // Фонарь, федеральная общественно политическая газета, официальное издание ЛКСМ РФ; http://fonar-red.nethouse.ru/posts/208280 (дата обращения 31.03.2013).
8 О Политическом отчете Центрального Комитета КПРФ XV съезду партии : доклад пред седателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова // Партия КПРФ, официальный сайт; http://kprf.ru/ party - live/cknews/115790.html(дата обращения
15.04.2013).
по прежнему остается одной из главных как для партии, так и для ее молодежного крыла. Предполагается изменить ситуа -цию со слабыми интернет площадками КПРФ, в частности создать пул «красных блоггеров», помогающий разрушать анти -коммунистические стереотипы и про рывать информационную блокаду»1. Как отмечено исследователями2, четко выра женное отношение партии к советскому прошлому помогает создать устойчивую электоральную базу, однако ее расшире ние затруднительно из за устоявшегося имиджа политика как выразителя взгля -дов и интересов старшего поколения. Кроме того, партия критикуется за от сутствие представления о молодежи как о инновационном ресурсе, «как о социаль ной группе, способной к реальному уча стию в экономической и политической сфере»3.
Третья парламентская партия РФ — «Справедливая Россия» — в своей про -грамме рассматривает молодежь в каче стве инновационного потенциала страны, делая акцент на жизненных трудностях, ее подстерегающих: «Быть молодым сегодня непросто. Платное образование, сложно сти с трудоустройством, отсутствие соб ственного жилья — с этими проблемами сталкивается абсолютное большинство молодых россиян»4. В данный момент партия проводит ребрендинг молодеж -ного крыла. Место фактически прекра -тивших свою деятельность5 «Молодых социалистов России» (лидер — Дмитрий Гудков) заняла вновь созданная органи зация «Справедливая сила». По словам ее лидера Ильи Свиридова, «на сегодня создано 52 региональных отделения дви -жения, а общая численность перевалила
1 Там же.
2 ПищеваТ.Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис, 2011, № 2, с. 47-52.
3 Смирнов В.А., Савченко Д.С. Модели молодежной политики в предвыборных программах кандидатов на должность президента РФ в рам ках электорального цикла 2011-2012 // Вестник Пермского университета. Сер. Политология, 2012, № 3, с. 30-39; http://elibrary.ru/download/20199105. pdf (дата обращения 12.03.2013).
4 Программа партии «Справедливая Россия» // Ключ- С. — М., 2010; http://www.spravedlivo.ru/ upload/file/programma_2010_cs2_v4.pdf (дата обращения 18.02.2013).
5 Справедливая сила «эсэров» // Сайт сетевого
издания «Интерфакс»; http://www.interfax.ru/txt.
asp?id=296090 (дата обращения 02.04.2013).
за 1000 человек»6. Движение находится в стадии становления, потому ныне можно выделить единственный четко задан ный организацией подход — проектный. Программа движения выделяет 9 проек тов7, среди которых политическим можно назвать единственный — «Молодой депутат МСУ», остальные — спортивные, эко -логические, волонтерские и т.п. По сло -вам председателя фракции Н. Левичева, «у молодежной организации есть масса дру -гих задач, не связанных с желанием людей становиться публичными политиками»8. В целом партия делает упор на необходи -мости равных условий для молодых при вступлении во взрослую жизнь, большое внимание уделяется необходимости мер социальной поддержки. Таким образом, на данный момент здесь нельзя говорить о сильном социально демократическом молодежном движении.
Тема вертикальной социальной мобиль -ности активно используется и четвертой парламентской силой — ЛДПР. В про -грамме партии указывается, что «должны заработать социальные “лифты”, которые сегодня “сломаны”9».
Партия использует следующие подходы к реализации молодежной политики:
1) оппозиционный — критика прокрем -левской молодежи;
2) пролидерский — ярко выраженная ориентация на фигуру партийного лидера;
3) образовательный — проведение деба -тов и конкурса социальных проектов;
4) перспективный — демонстрация карьерных возможностей: «.на грядущих выборах партия делает ставку на молодежь и готова предоставить молодым людям до
6 Выступление Ильи Свиридова на расширенном заседании центрального совета партии «Справедливая Россия» // Официальный сайт партии «Справедливая Россия»; http://www. spravedlivo.ru/news/position/3143.php (дата обращения 15.04.2013).
7 Наша Программа // Сайт организации «Справедливая сила»; http://spravsila.ru/ component/k2/item/35 -programma.html (дата обращения 02.04.2013).
8 Николай Левичев принял участие в пресс конференции молодежного движения «Справедливая сила» // Сайт Ильи Свиридова; http://ilyasviridov.ru/smi/item/76 -130818interfax. Ыш1 (дата обращения 04.04.2013).
9 Практическая программа ЛДПР // ЛДПР, официальный сайт; http://1dpr.ru/#party/Program_ LDPR/A_practica1_program_for_the_Libera1_ Democratic_Party (дата обращения 18.02.2013).
30 лет 100 мест в списках партии, а если будут желающие, то и все 300»1;
5) социальный - акцент на главных про блемах молодежи (образование, служба в армии, трудоустройство, возможность создания семьи и т.п.), который в той или иной мере выделен у каждой парламент ской партии, однако у ЛДПР и СР он наи более структурирован в отношении моло -дежного вопроса2.
Необходимо признать, что фракция ЛДПР в Госдуме лидирует по числу депу татов в возрасте до 35 лет (15 чел. против 12 у ЕР и 3 у СР).
Однако и эти несомненно положитель ные тенденции не могут переломить неу тешительную картину, согласно которой социальные лифты в России практиче ски отсутствуют3. Между тем, в обществе «очень силен и одновременно практи -чески не воплощается в жизнь запрос на самореализацию»4, а также возрастают скептические политические настроения среди молодых. Так, согласно исследова -нию, проведенному нижегородскими уче -ными, критический настрой молодежи по отношению к чиновникам и политическим партиям усилился5. Те же тенденции подтверждены опросом исследовательского центра «Лаборатория Крыштановской»: согласно ему 90% молодежи считают, что на данный момент нет партии, защищаю щей ее интересы6. Среди причин, вызы вающих трудности в реализации молодеж -ной политики, а также сложное социаль -
1 Башлыкова Н. ЛДПР обещает молодежи места в предвыборных думских списках // Сайт издательского дома «Коммерсантъ»; http://www. kommersant.ru/doc/1557083/print (дата обращения
18.02.2013).
2 Программа ЛДПР. Внутренняя политика // ЛДПР, официальный сайт; http://ldpr.ru/#party/ Program_LDPR/Domestic_policy (дата обращения
18.02.2013).
3 Говердовский Ю. Социальный лифт идет вверх, если им умело пользоваться // Парламентская газета, 2012, № 22(2562); http://old.pnp.ru/ newspaper/20120615/9242.html (дата обращения
04.04.2013).
4 Добрынина Е., Тимофеева И. От края до крайностей // Российская газета, 2013, № 6018 (42); http://pda.rg.ru/2013/02/27/gorshkov.html (дата обращения 13.04.2013).
5 Савруцкая Е. П., Устинкин С.В. Анализ динамики качественных характеристик ценностного сознания молодежи России // Власть, 2011, № 10, с. 92-96.
6 Лидина Н. Главными проблемами России
молодежь считает коррупцию и воровство, а треть хочет иммигрировать // Учительская газета; http:// www.ug.ru/article/575 (дата обращения 3.03.2013).
ное положение молодых, выделяют сле -дующие:
— качественное расхождение приорите -тов и направлений декларируемой и реа -лизуемой на практике молодежной поли -тики;
— фундаментальный разрыв между акту -альными задачами государственной моло -дежной политики и имеющимися в стране инструментами ведения такой политики;
— отсутствие единого системообра -зующего закона федерального уровня, определяющего принципы молодежной политики в РФ, четко разграничивающего компетенции и ответственность секторов в формировании и реализации молодеж ной политики;
— неоднородность и разрозненность нормативно правовой базы регулирова ния отношений в сфере формирования и реализации молодежной политики в субъ -ектах РФ и на уровне регионов;
— ограниченность масштаба государст -венной поддержки деятельности моло -дежных и детских общественных объеди нений и разрозненность их деятельности на местах;
— переуступка государственными и общественными институтами функций содействия молодежи и влияния на выра ботку ее ценностных ориентаций инсти туту СМИ и коммуникаций;
— недостаточное включение молодежи в систему региональных, общеевропейских и других международных гуманитарных, образовательных, научно технических молодежных программ7.
Таким образом, молодежная политика современных партий проходит этап транс формации, вследствие чего проводимой политике не хватает четкости, определен ности в деятельности субъектов. По сути, в то время пока партии заняты ребрен -дингом своих молодежных организаций, открытием «новых лиц», разработкой оче редных программ и уставов, а также другой внутренней работой, российская моло дежь, по выражению О. Крыштановской, остается «ничьим электоратом».
7 Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Результаты реализации молодежной политики в России // Концепт, 2013, № 1 (январь); http:// e-koncept.ru/2013/13014.htm. (дата обращения
15.04.2013).