Научная статья на тему 'Интернет-технологии молодежных отделений парламентских партий России: сравнительный анализ'

Интернет-технологии молодежных отделений парламентских партий России: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
290
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / МАНИПУЛЯЦИИ / POLITICAL INTERNET TECHNOLOGIES / YOUTH DEPARTMENTS OF THE PARLIAMENT PARTIES OF RUSSIA / INTERNET SPACE / MANIPULATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Несмашный Алексей Олегович

Проводится сравнительный анализ интернет-технологий, используемых молодежными отделениями парламентских партий. Выделяются особенности в организации работы каждого из них. Оценивается эффективность работы партий в интернет-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Technologies Used by the Youth Departments of the Parliament Parties of Russia: Comparative Analysis

A comparative analysis of the Internet technologies used by the youth departments of the parliament parties of Russia is drawn. The differences in the departments’ work organization are revealed. The parties’ work efficiency in the Internet space is assessed.

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии молодежных отделений парламентских партий России: сравнительный анализ»

3. Задонская И.А. Роль российского телевидения как социального института в формировании культуры повседневности студенческой молодежи // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 4 (120). С. 338-341.

4. Мисюров Н.Н. Телевизионная коммуникация как «диктат большинства»: взаимодействие телевидения и современной массовой культуры // Вестник Омского университета. 2015. № 1. С. 234-236.

5. The People's Choice. How the Voter Makes Up his Mind in a Presidential Campaign / P. Lazersfeld et al. N.Y., 1948.

6. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть. Екатеринбург, 2002.

A.O. Nesmashny

Internet Technologies Used

by the Youth Departments

of the Parliament Parties of Russia:

Comparative Analysis

A comparative analysis of the Internet technologies used by the youth departments of the parliament parties of Russia is drawn. The differences in the departments' work organization are revealed. The parties' work efficiency in the Internet space is assessed.

Key words and word-combinations: political internet technologies, youth departments of the parliament parties of Russia, the Internet space, manipulation.

Проводится сравнительный анализ интернет-технологий, используемых молодежными отделениями парламентских партий. Выделяются особенности в организации работы каждого из них. Оценивается эффективность работы партий в интернет-пространстве.

Ключевые слова и словосочетания: политические интернет-технологии, молодежные отделения парламентских партий России, интернет-пространство, манипуляции.

УДК 329.1/.6(470+571): 004.738.5 ББК 66.6(2Рос)+32.973.202

А.О. Несмашный

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ МОЛОДЕЖНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Во

/опрос о степени и характере влияния технологий массовой манипуляции на молодежь является предметом серьезных дискуссий в научном политологическом сообществе. Особого внимания заслуживает интернет-пространство, в котором технологии массовой манипуляции способны создавать трудноуловимые или «косвенные» эффекты, формирующие мыслительную и поведенческую деятельность молодых людей [1].

В научной литературе интернет-технологии рассматриваются с разных методологических оснований. Так, степень влияния интернет-технологий на политику активно исследуется в общетеоретическом аспекте политических технологий такими авторами, как М.Г. Анохин, Г.В. Морозова, Г.Г. Почеп-цов, А.И. Соловьев. Практическое применение интернет-технологий в политических

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57)

179

кампаниях и на Западе, и в России исследуют Е.Н. Ахмедшина, Д.Г. Иванова, Т.Н. Герасимюк и Т.В. Соломович, В.Э. Гончарова и В.П. Елизарова, Н.В. Со-леникова, А.В. Чугунов. В иных аспектах политические интернет-технологии исследуют П.А. Меркулов, А.Н. Балашов, Н.В. Кондрашина, Д.С. Мартьянов, И.А. Шевченко и многие другие авторы.

Изучение влияния технологий массовой манипуляции на молодежь актуализирует проблему формирования ее субъектного потенциала с позиций информационно-психологического воздействия. Значение технологий массовой манипуляции в современной политике заключается в том, что они выступают маркирующим элементом, высвечивающим разрыв между существующими, заранее принимаемыми в качестве верных нормами и их реальной ролью в политическом процессе [2]. Некоторые считают, что молодежь автономна в своем социальном бытии и самостоятельно интерпретирует политические события, однако это не всегда соответствует действительности.

Технологии массовой манипуляции рассматриваются политическими силами как важный элемент борьбы, особенно в стремительно развивающемся интернет-пространстве. Воздействие этих технологий на молодежь трансформирует их представление о реальности и ведет к формированию измененной политической культуры, например «протестной политической культуры» [3]. Интернет-технологии массовой манипуляции, которыми пользуются молодежные отделения парламентских партий Российской Федерации, чрезвычайно разнообразны и включают в себя практически все доступные сегодня виды интерактивной коммуникации [4].

Периодически предпринимаются попытки подвергнуть оценке воздействие интернет-технологий массовой манипуляции. Особого внимания заслуживает опыт социологического анализа политических блогов, где исследователи обращают внимание на зависимость эффективности блога от количественных характеристик, которыми он обладает. Изучая такие категории, как «дата создания блога», «выраженность идеологии блога», «количество декларируемых интересов», «количество участников, читателей блога», «ежедневная посещаемость и количество записей» и другие, ученые приходят к выводу, что эти характеристики имеют непосредственное влияние на популярность, а соответственно, и эффективность блогосообществ [5].

Придерживаясь схожего метода исследования, попытаемся определить взаимосвязи между точными количественными характеристиками интернет-технологий и качественными эффектами, которые они оказывают. Всего исследованию подверглись 53 интернет-объекта, среди которых 16 сайтов и интернет-порталов, 21 группа в социальных сетях, десять блогов и микроблогов; шесть медиахрани-лищ. Суммарно все эти ресурсы ежедневно привлекают внимание аудитории в размере 112 820 чел. и принадлежат четырем официальным молодежным отделениям парламентских партий — «Молодая гвардия Единой России», «ЛКСМ РФ», «Время молодых» и «Справедливая сила». Мониторинг интернет-ресурсов проводился дважды в период с августа 2013 г. (старт информационных кампаний перед выборами мэра Москвы) по март 2014 г. (включение Крыма в состав России) и во время избирательной кампании 2016 г. в Государственную Думу РФ.

180 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

Сравнение работы четырех официальных молодежных отделений парламентских партий началось с количественного анализа используемых интернет-технологий. В качестве критериев были выбраны «количество используемых интернет-технологий, размещенных на собственных ресурсах»; «количество используемых интернет-технологий, размещенных на внешних ресурсах»; «количество используемых интернет-технологий узкотематического содержания»; «общее количество различных интернет-технологий каждого молодежного отделения парламентских партий».

В рамках исследования выявлено, что молодежное отделение КПРФ — Ленинский комсомол (ЛКСМ РФ) — делает упор на создание большой сети локальных интернет-ресурсов. Всего у ЛКСМ девять самостоятельных порталов и сайтов, относящихся к разным отделениям и ячейкам молодежных отделений. С целью больше и чаще напоминать о себе используются и социальные сети. Но количество в данном случае не переходит в качество. У ЛКСМ семь активных аккаунтов в популярных социальных сетях с низкой степенью охвата подписчиков. В то же время количество используемых блогов минимально (один), а такой ресурс, как медиахранилища, не используется вовсе. Активнее всего работой в сети заняты региональные представительства ЛКСМ РФ, которые для освещения своей деятельности создают и используют собственные ресурсы, не координируя их работу. Общее количество используемых ЛКСМ РФ интернет-технологий превышает 20 интернет-ресурсов и аккаунтов, но, так как деятельность их носит несистемный характер, эффективность такой сети невелика.

Молодежное крыло ЛДПР представлено организацией «Время молодых». Общее количество интернет-технологий, используемых ею за исследуемый период, — тринадцать, что по количеству сопоставимо с МГЕР и ЛКСМ РФ, хотя распределены они иначе. «Время молодых» для освещения своей проектной деятельности создало и использует три многофункциональных сайта. Из внешних ресурсов задействуются социальные сети (четыре аккаунта), блоги и микроблоги (три аккаунта) и медиахранилища (три аккаунта), и все они работают практически с равной интенсивностью (синхронная публикация новостей, средняя активность подписчиков). Отличительной чертой работы молодежного крыла ЛДПР можно считать новаторство в технических средствах распространения информации. Так, вслед за материнский партией «Время молодых» запускало на своих сайтах онлайн-трансляции конференций и съездов.

«Справедливая сила» — молодежное отделение парламентской партии «Справедливая Россия» — в Интернете работает неактивно. У «Справедливой силы» было обнаружено всего четыре интернет-ресурса, только один из которых создан самостоятельно для освещения официальной позиции организации (официальный сайт). Остальные функционируют в рамках представительств на других популярных сайтах. Так, в социальных сетях Facebook и «Вконтак-те» созданы аккаунты «Справедливой силы», но активность, как и эффективность их работы, крайне низкая (количество публикаций не превышает одну новость в день). Все сообщения публикуются как дублирующие друг друга

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) |л|

материалы на разных ресурсах «Справедливой силы» и совершенно не адаптируются для разных целевых аудиторий.

В свою очередь, молодежное отделение парламентской партии «Единая Россия» — «Молодая гвардия Единой России», в своей работе используя лишь три собственных интернет-ресурса, созданных под информационные нужды организации, достигает значительно более внушительных результатов по охвату аудитории. МГЕР активно использует представительства на внешних интернет-площадках, таких как социальные сети (восемь активных аккаунтов и групп), блоги и микроблоги (пять активных аккаунтов), медиахранилища (три активных аккаунта). Всего в своей работе МГЕР задействует девятнадцать интернет-технологий, которые активно связаны общей перелинковкой (взаимными ссылками, которые направляют потоки пользователей с одной площадки на другую).

Интернет-технологии МГЕР применяются в различных тематических направлениях: освещении в официальной деятельности МГЕР, в рамках проектов «#Медиагвардия»; «Герои нашего времени»; «Авангард 2016» и многих других. Основным стратегическим преимуществом перед конкурентами, которым обладает сеть интернет-технологий и ресурсов МГЕР, является иерархический принцип построения. Основной официальный сайт МГЕР связан гиперссылками со всеми своими дочерними представительствами, которые и создают поток посещений через активную работу на тех площадках, где они представлены. Таким образом, для каждой целевой аудитории контент адаптируется с позиции запроса именно в этой среде. Адаптация контента и иерархичность сопровождения от представительств к официальному сайту стали залогом высокой посещаемости, а следовательно, и высокой эффективности работы МГЕР в Интернете.

В подтверждение изложенного приведем следующие факты. Оказалось, что при относительно равных «стартовых позициях» (количество собственных интернет-технологий и представительств на других ресурсах) МГЕР, ЛКСМ РФ, «Время молодых» и «Справедливая сила», используя исследуемые интернет-технологии примерно в равных долях (МГЕР — 35%; ЛКСМ РФ — 33%; «Время молодых» — 25%; «Справедливая сила» — 7%), показали принципиально разные результаты: МГЕР сконцентрировала на своих ресурсах 67% посетителей, ЛКСМ РФ — 18%, «Время молодых» — 13% и «Справедливая сила» — не более 2%.

Правильно построить сеть информационных интернет-ресурсов — это только первая задача, которая стояла перед молодежными отделениями. Далее необходимо эффективно их использовать. По показателю интенсивности (суммарное количество публикаций в день) в работе молодежных отделений лидирует МГЕР. На протяжении всего исследуемого периода «Молодая гвардия» размещала в день среднем 71 информационное сообщение; «Время молодых» — 42; ЛКСМ РФ — 30; «Справедливая сила» —0,9 публикации.

По качеству контента и стилю информационной работы в рамках исследования можно сделать вывод о том, что каждое из молодежных отделений развивает свой индивидуальный подход к работе в интернет-пространстве.

182 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

Если МГЕР делает акцент на работе уникальных интернет-технологий (то есть создаваемых только в строго определенных рамках и для узкоспециального контингента с характерными запросами), то «Время молодых» активно развивает новые форматы работы с молодежью в Интернете, где задействует 37% инновационных функций от общего числа применяемых всеми молодежными организациями инноваций. ЛКСМ РФ обладает достаточно высоким арсеналом тиражируемых, рассчитанных на широкое применение вне зависимости от конкретных условий интернет-технологий (64% от общего числа), деятельность которых децентрализована, но привлекает к себе 18% аудитории. Как и «Время молодых», «Справедливая сила» развивает функциональную составляющую своих интернет-технологий (25% инновационных функций), но это, к сожалению, не дает реальных результатов в связи с неудовлетворительной работой организации по другим направлениям, а также слишком высокими техническими требованиями, предъявляемыми к пользователю. Особое внимание следует обратить на показатель «Интенсивность работы интернет-технологий», поскольку от него напрямую зависит эффективность работы в Интернете в целом, что наглядно демонстрируют результаты: 49% всей размещаемой информации принадлежит МГЕР, «Времени молодых» — 28%, ЛКСМ РФ — 22%; «Справедливой силе» — 1%.

Такая разница в подходах к построению информационной сети интернет-ресурсов отражается на результатах и эффективности работы интернет-технологий молодежных отделений парламентских партий. В данном случае популярность (количество посещений в сутки) становится индикатором результативности. Абсолютным рекордсменом по количеству привлекаемой аудитории является МГЕР — 85 171 чел. ежедневно просматривают новости, которые публикует молодежное крыло «Единой России»; 17 088 чел. концентрируются на ресурсах ЛКСМ РФ; «Время молодых» привлекает 9620 чел. в сутки; «Справедливая сила» же — 941 человека.

Исследование показало, что наиболее популярным, а следовательно, и наиболее эффективным инструментом привлечения аудитории на собственный интернет-ресурс (официальный сайт) являются представительства в социальных сетях и микроблогах, но только при условии принципа «иерархичной перелинковки». Так, МГЕР посредством социальных сетей и микроблогов привлекает на сайт 81% всей своей аудитории, что означает: именно социальные сети и блоги представляют собой перспективный инструмент работы в Сети, который становится востребованным не только у молодежи, но и у возрастной аудитории.

Популярность в молодежной среде зависит от многих факторов, но ключевым является высокий технический уровень аудитории, предусматривающий использование интернет-технологий [6]. Социальные сети, микроблоги и уникальные интернет-технологии — специально созданные адаптированные портативные приложения и интерфейсы, позволяющие оперативно получать информацию посредством разных мобильных устройств [7].

Таким образом, в современных условиях деятельность молодежных отделений парламентских партий России широко представлена в интернет-про-

Вестник Поволжского института управления • 2016. № 6 (57) (лп

странстве. Все молодежные структуры: МГЕР, ЛКСМ РФ, «Время молодых», «Справедливая сила» — используют в своей работе интернет-технологии. Однако эффективность этой работы во многом зависит от использования опыта западных стран и отечественных научных исследований, что не всегда берется на вооружение молодежными отделениями парламентских партий.

Библиографический список

1. ПугачевВ.П. Управление свободой. М., 2013.

2. Абдрахманов Д.М. Молодежь как основная группа риска и объект профилактики нарко-тизма // Социальная политика и социология. 2009. № 8. С. 123-132.

3. Социальный портрет протестного движения в Москве. URL: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=112859

4. Меркулов П.А., Балашов А.Н. Интернет-сообщества политических партий: сравнительный анализ российских и зарубежных практик // Вестник Поволжского института управления. 2015. № 3 (48). С. 18-25.

5. Фомин О.Н., Акаев Д.В. Политический блог: опыт социологического анализа // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. № 3. С. 83-87.

6. Михайличенко Д.Г. Влияние технологий массовой манипуляции на политическую субъективизацию молодежи // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 38 (329). С. 43-46.

7. Олищук А.В., Чаплыгин А.Н. Разработка WEB-приложений на PHP5. Профессиональная работа. М., 2006.

184

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2016. № 6 (57)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.