УДК 324:316.334.3
ББК 66.3(0),131+66.3(0),4
DOI 10.22394/1682-2358-2017-3-140-146
A.O. Nesmashny,
graduate student of the Political Sciences Department, Povolzhsky Institute of Management named after PA. Stoly-pin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
THE ROLE OF YOUTH IN THE ELECTION CAMPAIGN FOR THE RF STATE DUMA OF THE VII CONVOCATION
A comparative analysis of activities of the parliamentary parties' youth departments in the RF State Duma election campaign in 2016 is drawn. The role and importance of youth departments in the election campaign is determined. The author identifies the specific aspects in the organization of relationships with youth departments and young people in each of the parliamentary parties.
Key words and word-combinations: political parties, State Duma of VII convocation, youth departments of Russian parliament parties, electoral campaign.
А.О. Несмашный, аспирант кафедры политических наук Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: naO@astpl.ru)
роль МОЛОДЕЖИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ думу РФ VII СОЗЫВА
Аннотация. Сравнивается деятельность молодежных отделений парламентских партий во время избирательной кампании 2016 г. в Государственную Думу РФ. Определяется роль и значение молодежных отделений в избирательной кампании. Выявляются особенности в организации взаимоотношений с молодежными отделениями и молодежью в каждой из парламентских партий.
Ключевые слова и словосочетания: политические партии, Государственная Дума VII созыва, молодежные отделения парламентских партий России, избирательная кампания.
Мо
140
Юлодые люди — особая категория граждан, включая политическую самореализацию. История знает множество примеров, когда «молодежный ресурс» играл решающую роль в значимых политических событиях страны [1].
Все партии в той или иной степени уделяют внимание молодежной аудитории и возлагают на нее определенные надежды. Можно убедиться в этом, проанализировав
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3
программные документы парламентских партий РФ. Так, в Уставе партии «Единая Россия» в разделе целей и задач в пункте 2.2.8 изложено: «Партия ведет работу с молодежью, привлекает ее к участию в осуществлении молодежной политики Партии, способствует формированию молодой смены политически активных граждан, разделяющих идеологию Партии» [2]. «Единая Россия» не единственная партия, которая выделяет молодежную аудиторию в отдельную категорию. В Уставе Коммунистической партии Российской Федерации в разделе «Взаимоотношения КПРФ с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными объединениями», пункт 9.7 посвящен взаимодействию с молодежью: «КПРФ и ее структурные подразделения в работе с молодежью опираются на Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Российской Федерации и иные коммунистические молодежные объединения, сотрудничают с другими молодежными организациями социалистической и патриотической ориентации...» [3] . В Уставе ЛДПР (пункт 2.2 раздела целей и задач партии) раскрывается суть взаимоотношений партии с молодежью: «ЛДПР ведет работу с молодежью, сотрудничает с заинтересованными молодежными организациями патриотической направленности, привлекает их к разработке и реализации молодежной политики ЛДПР» [4] . В Уставе «Справедливой России» тема молодежи не раскрывается, но в программе партии существует отдельный раздел, в котором приводится оценка молодежи: «Сегодня значительная часть российской молодежи остается группой социального риска. Невозможность реализовать себя приводит к росту экстремизма и насилия в молодежной среде». Эта партия считает государственную политику в отношении молодежи неэффективной и приводит перечень предложений, который должен способствовать достижению цели, также декларируемой в программе партии: «Наша цель — воспитание свободного, образованного, культурного, патриотически мыслящего гражданина России!» [5].
Таким образом, можно отметить высокую степень сходства в понимании партиями молодежной аудитории. Но в программных документах и уставах парламентских партий молодежь упоминается в разном качестве, к ней адресуются отличающиеся по своей сути послания, а следовательно, и понимается «молодежь» партиями в нескольких смыслах. Во-первых, молодежь определяется как особая целевая аудитория, со специфическими запросами и требованиями, требующая к себе особого подхода в работе. Во-вторых — как кадровый потенциал, от которого зависит будущее страны. В-третьих — как партийный кадровый ресурс, который может стать важным элементом во время электорального противостояния партий. В-четвертых — как потенциально опасный ресурс, способный стать основой для протестного движения в России. Однако все партии сходятся в понимании молодежи в качестве партийной молодежной ячейки, молодежного партийного кадрового резерва, потенциальных кандидатов для внутрипартийных, муниципальных, региональных и государственных выборов [6].
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 14" 1
Время от времени, в основном в преддверии федеральных выборов, лидеры или представители партий обращаются к молодежи, всячески подчеркивая значимость молодых людей для партии [7]. В своих заявлениях партийные деятели предлагают варианты и способы решения молодежных проблем, активно приглашают молодых людей к участию в партийных и политических делах. В заявлениях все выглядит достаточно ярко и красочно, однако на практике, во время определения кандидатов для выдвижения на выборы федерального значения, вспоминают ли партийные лидеры о своих воззваниях? Попытаемся выявить роль, которую сыграла молодежь в рамках выборной кампании в Государственную Думу Российской Федерации для парламентских партий, и какое количество молодых людей были выдвинуты от партий в качестве кандидатов, сумели одержать победу и представляют сегодня интересы своих избирателей.
Руководствуясь этой целью, проанализируем работу, которую вели молодежные отделения парламентских партий в довыборный период подготовки к электоральному циклу, а также насколько молодежь оказалась активной и полезной для своих старших товарищей во время избирательных кампаний, какие проекты и акции они проводили. И наконец, в-третьих, как эти заслуги были оценены, то есть, какое количество молодых людей действительно смогли принять участие в главных выборах страны (федеральный парламент) в качестве кандидатов и сколько из них получили заветный мандат.
Исследуемый период ограничен следующими датами: конец 2015 г., когда первые молодежные организации уже заявили о своей подготовке к избирательной кампании (например, МГЕР), и конец сентября 2016 г., когда итоги голосования были утверждены Центральной избирательной комиссией РФ.
Попытаемся оценить активность молодежных отделений парламентских партий РФ до официального старта избирательной кампании 2016 г. в Государственную Думу VII созыва. Каждое молодежное отделение парламентских партий имеет за плечами собственную историю становления и развития организации, своих лидеров и уникальный стиль ведения работы с аудиторией. Деятельность партийных молодежных организаций, как правило, наибольшей интенсивности достигает при подготовке к выборам [8].
На наш взгляд, наиболее масштабно и активно к вопросу подготовки выборов подошли в МГЕР. Был запущен масштабный молодежный проект «Авангард», который по стилистике дублировал предстоящее предварительное внутрипартийное голосование партии «Единая Россия» с той лишь разницей, что МГЕР призывала к участию целые молодежные штабы, а не только кандидатов. В попытке организовать контроль за реализацией проекта каждому участнику присваивалась «роль» и задачи согласно интересам. Помимо самого кандидата, в предвыборный молодежный штаб были включены такие молодежные «должности», как социолог, юрист, дизайнер, политолог, технолог, пиар-менеджер, руководитель избирательного штаба и другие.
Затем МГЕР начала не менее масштабную работу по организации так называемых «МИШ 2016» — молодежных избирательных штабов, которые
142
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3
действовали на территории большинства субъектов РФ и координировались Федеральным молодежным избирательным штабом в Москве. Федеральный МИШ был организован 19 апреля 2016 г., по заявлению организаторов в него вошли следующие молодежные организации: ВОО «Молодая Гвардия «Единой России»», «Российский Союз молодежи», «Российские студенческие отряды», «Российский союз сельской молодежи», Молодежный парламент Российской Федерации, молодежное крыло «Российского союза спасателей» [9].
За месяц до дня предварительного голосования, 23—24 апреля 2016 г., МГЕР совместно с ЦИК и «Единой Россией» провели образовательный форум, в рамках которого более 200 человек прошли курсы обучения подготовки к думским выборам. На форуме приняли участие представители семидесяти регионов России. Такая активная подготовка МГЕР к выборам объясняется тем, что на этот раз молодежному крылу партии власти не была предоставлена «молодежная квота». Центральными органами партии было принято решение не давать молодым дополнительных преференций в партийном списке, но создать возможность наравне с другими кандидатами побороться за место в рамках предварительного голосования. В результате по итогам предварительного голосования в составе федерального списка партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу смогли выдвинуться десять «молодежных» кандидатов: Артем Туров, Алена Аршинова, Мария Кожевникова, Екатерина Стенякина, Иван Дзюбан, Алексей Коробейников, Георгий Головин, Константин Канунников, Сергей Дужнников, Артем Малащенков [10].
По итогам подсчета голосов в единый день голосования 9 сентября 2016 г. получить заветный мандат смогли только двое молодогвардейцев — А. Арши-нова и А. Туров. Оба депутата уже были в составе прошлого созыва Думы и стали депутатами не в первый раз: А. Аршинова (31 год) в шестом созыве Государственной Думы занимала должность зампреда комитета по образованию, получив свой мандат в конце марта 2012 г., после ухода К. Косачева. А. Туров (32 года) стал депутатом Государственной Думы в октябре 2015 г., после ухода Ф. Клинцевича, перешедшего в Совет Федерации.
Молодежное крыло КПРФ оказалось менее активным в преддверии выборов. Из ключевых событий этого периода можно выделить традиционное обращение ЛКСМ РФ к молодежным организациям поддержать КПРФ на выборах. Так, 23 июня 2016 г. в Подмосковье состоялся XV Пленум ЦК ЛКСМ РФ. Рассматривался основной вопрос «Положение и место студентов в современной России. Роль Ленинского комсомола в борьбе за права студентов». В рамках пленума было принято несколько решений, затрагивающих интересы молодежи: о проведении всероссийской комсомольской акции протеста под лозунгом «Экономить на студентах — экономить на будущем»; организации всероссийского слета молодежи «Комсомольское лето — 2016» во всех федеральных округах; об участии делегаций ЛКСМ РФ во всех значимых молодежных форумах («Территория смыслов» на Клязьме, «Иволга» и др.). ЦК ЛКСМ РФ обратился к молодежи России с просьбой поддержать на предстоящих думских выборах КПРФ [11].
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 14>3
Заслужила особого внимания работа областного центра политической учебы КПРФ в Астраханском обкоме (20 января — 30 марта). Это первый подобный проект ЛКСМ РФ: «Ни одна политическая партия здесь еще ни разу не проводила открытые бесплатные курсы для развития молодежи», — заявляли организаторы. Записаться на учебу могли не только коммунисты и комсомольцы, но и все желающие [12]. Событием стало подписание Ленинским комсомолом меморандума о поддержке КПРФ на выборах в Госдуму. «На выборах 18 сентября мы заявляем о поддержке КПРФ и ее кандидатов. Призываем своих соотечественников активно поддержать нашу позицию». 30 августа 2016 г. меморандум подписали и другие общественные организации, симпатизирующие коммунистам [13]. ЛКСМ РФ систематически использовал поводы, предоставленные деятельностью оппонентов, в первую очередь партией «Единая Россия», для организации «контрпропагандистских акций» [14].
В результате, по информации отдела ЦК КПРФ, более двадцати членов ЛКСМ участвовали в выборах в Государственную Думу по федеральному списку партии, более пятнадцати — по одномандатным округам. Активно проявили себя представители партии в борьбе с фальсификациями. В целом члены молодежного крыла занимались контролем на выборах, были наблюдателями, членами УИК, проводили агитацию. Однако на результате, выраженном в количестве мандатов для молодежных кандидатов от КПРФ, это отразилось мало. Самым молодым депутатом Государственной Думы VII созыв£ от КПРФ стал 29-летний Денис Парфенов, глава комиссии по работе с молодежью при МГК КПРФ.
ЛДПР, будучи всегда «на короткой ноге» с молодежью, преуспела в результативных показателях. Она официально признана самой «молодой» фракцией(средний возраст кандидатов 38 лет), представленной в Государственной Думе VII созыва. Василию Власову, руководителю молодежного крыла ЛДПР 21 год. «Партийный список ЛДПР был распределен на более чем 130 подгрупп, и в основном первые и вторые места занимали руководители региональных ячеек молодежной организации ЛДПР. Например, в Туле Александр Маринков, руководитель молодежного крыла регионального отделения партии, шел вторым номером в списке. Если сравнивать с другими партиями, участвовавшими в выборах, то подавляющее большинство молодых кандидатов было в списках партии ЛДПР», — заявлял В. Власов. В Госдуму от ЛДПР прошел и 25-летний Борис Чернышев, координатор московского отделения партии. Такую высокую результативность по количеству «молодежных мандатов» предваряла активная работа молодежной организации ЛДПР в социальных сетях и на улицах. Единой программы действий или крупных проектов у ЛДПР не было, и региональные и местные молодежные отделения по собственному усмотрению выстраивали работу с электоратом. Кадровый отсев и формирование списка кандидатов тоже проходили в штатном режиме, в соответствии с показателями за предыдущие годы работы в партийной структуре [15].
144
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3
Молодежное отделение партии «Справедливая Сила», вслед за «материнской» партией «Справедливая Россия» не отличилось особой активностью в подготовке к избирательной кампании, не проявив себя ни в рамках подготовки к избирательной компании, ни во время ее непосредственного проведения. Хотя партией были запущены некоторые молодежные проекты, например, молодежный кадровый резерв «Справедливой России», который 25 марта 2016 г. открывал председатель партии С. Миронов. Кадровый резерв пополнялся до начала непосредственной избирательной кампании партии, и решением партийного съезда из молодежного кадрового резерва в список кандидатов на выборы в Государственную Думу попали около 40 кандидатов. Но провальные результаты партии на выборах не позволили «Справедливой России» включить в состав Госдумы ни одного «молодежного» кандидата. «Процентов 15 из нашего списка было молодых кандидатов. В Госдуму никто из них не прошел», — рассказал председатель социал-демократического Союза молодежи «Справедливая сила» Илья Свиридов.
Таким образом, по результатам работы молодежных организаций разных партий количество молодежных мандатов в VII созыве Государственной Думы напрямую было связано с результативностью и эффективностью работы самих партий. Но «перекосы» все же есть: не совсем понятно, например, соотношение молодежных мандатов у партии власти, в соответствии с масштабностью работы молодогвардейцев, и количеством мандатов (343) партии «Единая Россия» в нижней палате парламента. Возникает подозрение, что это скорее политическое решение элит внутри партии, чем соблюдение принципа: «дорогу молодым». Иная ситуация в ЛДПР, которая формировала свой список кандидатов из большинства молодых людей, и в итоге места в Государственной Думе получила. КПРФ, имеющая 42 кресла в парламенте, провела только одного молодого кандидата, а «Справедливая Россия» оказалась в «молодежных аутсайдерах».
Явной становится разница в декларируемых и фактических позициях парламентских партий по отношению к молодежи и своим молодежным отделениям. Заявляя стремление поддержать и опереться на молодые, перспективные кадры, на самом деле партии не торопятся обновлять свои составы. Это в очередной раз подтверждает, что роль молодежи в глазах федеральных партий сводится прежде всего к использованию в качестве инструмента достижения тактических задач избирательной кампании, а не стратегических целей партийной организации.
Библиографический список
1. Бондарь Н.Н. Молодежь и выборы // Общество и право. 2011. № 4 (36).
2. Устав партии «Единая Россия». URL: https://er.ru/party/rules/
3. Устав КПРФ. URL: https://kprf.ru/party/charter
4. Устав ЛДПР. URL: https://ldpr.ru/party/ustav/
5. Программа партии «Справедливая Россия». URL: http://31.44.80.183/files/pf59/075833.pdf
6. Шумилов А.В. Факторы формирования электоральной политики в молодежной среде // PolitBook. 2012. № 1.
Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 145
7. Медведев оценил усилия молодежи / ИА «ВРЕМЯ МН» 27 сент. 2016 г. URL: http://vre-myamn.ru/medvedev-otsenil-usiliya-molodezhi-58.html
8. Пастухова Л.С. Молодежь в обновлении органов законодательной власти: тенденции и перспективы // Власть. 2011. № 8.
9. В преддверии выборов 2016 года лидеры молодежных организаций объявили о создании Федерального молодежного избирательного штаба, URL: http://www.molgvardia.ru/ nextday/2016/04/19/87572
10. ЦИК и «Единая Россия» подготовят «Молодую гвардию» к праймериз и выборам. URL: httpsV/life.ru/t^mma^m
11. Ленинский комсомол призывает молодежь России поддержать КПРФ на выборах. URL: https://kprf.ru/activity/young/156533.html
12. Первый выпуск Астраханского центра политической учебы / Пресс-служба Астраханского областного отделения ЛКСМ РФ от 11 апр. 2016 г. URL: http://komsomolrf.ru/ru/news/ education4236-pervyj-vypusk-astrakhanskogo-tsentra-politicheskoj-uchjoby
13. Ленинский комсомол подписал меморандум о поддержке КПРФ на выборах / Пресс-служба ЦК ЛКСМ РФ от 30 авг. 2016 г. URL: http://komsomolrf.ru/ru/news/4510-leninskij-komsomol-podpisal-memorandum-o-podderzhke-kprf-na-vyborakh-3
14. Крымский Комсомол во время прймериз «Единой России» привлек больше народу, чем было на избирательном пункте / Пресс-служба ЦК ЛКСМ РФ от 24 мая 2016 г. URL: http:// komsomolrf.ru/ru/news/politics/4350
15. Обновленная власть: молодежный «прорыв» не произошел. 26 сент. 2016 г. URL: https:// life.ru/t/политика/obnovlionnaia_vlast_molodiozhnyi_proryv_nie_proizoshiol
146
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3