Научная статья на тему 'ПАРАДОКС ВЗРОСЛЕНИЯ. ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ В ВОПРОСАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ'

ПАРАДОКС ВЗРОСЛЕНИЯ. ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ В ВОПРОСАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школьная адаптация / педагогический процесс / преемственность детского сада и школы / двухсторонний процесс / психологическое сопровождение участников образовательного процесса. / school adaptation / pedagogical process / continuity of kindergarten and school / two-way process / psychological support of participants in the educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анкудинова А.И.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такимиуниверсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARADOX OF GROWING UP. AN IMPORTANT ASPECT OF WORKING WITH PARENTS AND TEACHERS IN MATTERS OF CONTINUITY OF KINDERGARTEN AND SCHOOL

The school is changing rapidly today, trying to keep up with the times. The main change in society, which also affects the situation in education, is the acceleration of the pace of development. Therefore, it is important not only to give the child as much specific subject knowledge as possible, but also to equip the child with such universal educational activities that will help him develop and improve himself in a constantly changing society.

Текст научной работы на тему «ПАРАДОКС ВЗРОСЛЕНИЯ. ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ В ВОПРОСАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

Анкудинова А.И.

педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУ «Санаторно-лесная школа имени В. И. Шарова»

Россия, г.Ярославль

ПАРАДОКС ВЗРОСЛЕНИЯ. ВАЖНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ В ВОПРОСАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ

Аннотация. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Ключевые слова: школьная адаптация, педагогический процесс, преемственность детского сада и школы, двухсторонний процесс, психологическое сопровождение участников образовательного процесса.

Ankudinova A.I.

teacher-psychologist of the highest qualification category Municipal educational institution "V. I. Sharov Sanatorium and Forestry

School" Russia, Yaroslavl city

THE PARADOX OF GROWING UP. AN IMPORTANT ASPECT OF WORKING WITH PARENTS AND TEACHERS IN MATTERS OF CONTINUITY OF KINDERGARTEN AND SCHOOL

Abstract. The school is changing rapidly today, trying to keep up with the times. The main change in society, which also affects the situation in education, is the acceleration of the pace of development. Therefore, it is important not only to give the child as much specific subject knowledge as possible, but also to equip the child with such universal educational activities that will help him develop and improve himself in a constantly changing society.

Keywords: school adaptation, pedagogical process, continuity of kindergarten and school, two-way process, psychological support of participants in the educational process.

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями (своими и одноклассников), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой и др. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое. Можно сказать, что школьная среда предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому, важно не только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, но и вооружить ребёнка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Школьная адаптация - это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка и его семьи. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания и т.д.

Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, логопеда детского сада, психолога школы и родителей.

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы считаю:

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Цель преемственности, на мой взгляд, можно сформулировать как:

- создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Несомненно, преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

С другой - преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Это сопровождается рядом проблем.

1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем образовательно-воспитательной системы. Формирование и развитие образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.

2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой.

3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных подсистем образовательно-воспитательной системы

4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.

5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.

6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса.

7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.

8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.

9. Несовпадение родительских ожиданий реальному школьному обучению.

Ребенок, достигший семилетнего возраста, считается взрослым, готовым перейти к систематическому обучению. Но новая социальная ситуация, повышенный эмоциональный фон как внутренний самого ребенка (период возрастного кризиса), так и социальной среды (значимость для взрослых членов семьи, смена режима жизни) - это «тайфун» в жизни ребенка. И я как психолог, наблюдаю «парадокс взросления». С одной стороны - ребенок дозрел до обучения, с другой - растерян, увлечен новым, потрясен и не знает, что делать со всем этим.

Так как я приступила к работе в школе с 1 сентября этого учебного года, придя в школьную систему из дошкольной, мне стало интересно и был запрос от администрации проверить УУД учеников 1 классов, а также процессы адаптации. Мне очень повезло, так как среди первоклашек я встретила своего выпускника детского сада и смогла сравнить результаты диагностического обследования на момент окончания детского сада и на момент обучения в школе (время проведения обследования - 1 четверть, конец октября). Вашему вниманию представлены результаты обследования: 120

Личностные УУД Регуляторные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД

■ Конец обучения в ДО ■ Начало обучения в ОУ

По диаграмме видно, что показатели развития УУД на момент поступления в школу упали, хотя ребенок имеет достаточно высокий уровень развития и к данному моменту уже достаточно успешно начал осваивать учебный материал.

Данное наблюдение позволило мне сделать вывод, что необходима более тщательная работа в данном вопросе не столько с детьми, а именно с педагогами и родителями.

Роль педагога сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной ориентации школьника на определенные пути развития,

прежде всего - интеллектуального и этического ("каждый человек должен знать то-то и то- то, уметь вести себя так-то и так-то"). Именно педагог задает большинство параметров и свойств школьной среды, создавая и реализуя (часто неосознанно) концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и многое другое.

О психологическом сопровождении учителей.

Одним из направлений психологического сопровождения педагогов выбрала консультирование и просвещение:

В консультировании педагогов можно выделить три направления:

1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;

3) социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель -родители и др.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностно значимое для них знание, позволяющее:

• организовать эффективный процесс предметного обучения школьников с содержательной и методической точек зрения;

• построить взаимоотношения со школьниками и коллегами;

• осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутри школьных взаимодействий.

Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микро культурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как с физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций.

О психологическом сопровождении родителей.

В процессе непрерывного психологического сопровождения родителей есть возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы

учителей, администрации, что позволяет сблизить индивидуальные смысловые контексты обучающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.

10 родительских ожиданий от школы и школьная реальность

Ожидание первое. «Ничего, лишь бы не болтался»

Родители, которые ничего не ожидают от школы, — это вовсе не обязательно мечта учителя. Это, наверное, худший вариант отношения к школе — когда она оказывается только камерой хранения для детей, чтобы на улице не болтались, пока родители на работе. Этого варианта часто придерживаются папы: так надо, и все, пусть ходит в школу, я тоже ходил,

— а какие варианты?

Ожидание второе. «Ничего, лишь бы меня не мучили»

Мамы, которые ничего не ожидают от школы, обычно не ожидают от нее ничего хорошего. Они очень стараются и вкладывают в учебу ребенка много времени и нервов — но уже отчаялись дать детям нормальное образование, им кажется, что и ребенок ничего не делает, и учителя учат не тому, и сил ни на что нет, и достала эта школа со своими глупостями, почему я должна за это все отвечать? Почему я должна сидеть и в полночь рисовать с ребенком план своей улицы и тратить свое воскресенье на поиски полутора метров однотонной ткани к уроку домоводства?

Эти мамы делают с детьми уроки со скандалами и воплями, рыдают из-за детских двоек и только что не падают в обморок на родительском собрании, услышав про очередные долги и двойки. Им кажется, что старания их абсолютно бесплодны — сколько ни вкладывай, результат нулевой. И надо нанимать репетиторов и искать подготовительные курсы, и все равно из этого ничего не выйдет, кроме нервного срыва. Это очень ответственные, тревожные мамы-перфекционистки, которые искренне стараются дать своим детям хорошее образование — но уже изнемогают в неравной схватке с системным кризисом отечественной школы и очень боятся учителей, которые при каждом удобном случае рассказывают им, что они плохие матери и неправильно воспитывают своих детей. Надо заметить, кстати, что именно у таких ответственных мам произрастают дети, точно уверенные в том, что их образование — мамина ответственность.

Иногда родители до такой степени не ждут от школы ничего хорошего, что вообще от нее отказываются, и тогда из них получаются анскулеры — приверженцы семейного обучения.

Ожидание третье. «Точная копия»

Многие родители опираются на свой школьный опыт. Школа должна научить их детей тому, чему они сами научились в свое время. Мы ходили на лыжах — почему дети не ходят на лыжах? У нас на химии были опыты

— почему вы не делаете опыты? Почему у вас дети не учат стихи наизусть? Образование должно быть традиционным — таким, как оно было в советской школе, лучшим в мире, таким, какое получили сами родители.

Ожидание четвертое. «Улучшенная копия»

Чаще, правда, родители понимают, что они, возможно, получили не лучшее в мире образование, и видят в нем дыры и пробелы. Поэтому они знают, что уж их-то ребенок должен получить все то же самое, только гораздо лучше. Историю искусств, например, и риторику, и философию, и английский семь раз в неделю, и второй иностранный язык. Запросы таких родителей создали страшное давление на систему образования в девяностые годы. Отчасти именно эти запросы со стороны общества и привели к тому, что едва ли не каждая уважающая себя школа объявила себя школой с углубленным изучением чего-нибудь, программа обучения бешено разбухла, а дети оказались страшно перегружены, и все это выросло до масштаба государственной проблемы — ибо нельзя объять необъятное, а рабочий день у ребенка не может длиться 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Ожидание пятое. «Особые запросы»

Родители, которые подходят к образованию серьезно, обычно точно знают, чего именно они хотят от системы образования. Скажем, есть родители, убежденные в том, что математика — основа всего, а значит, в школе должно быть много сильной математики. Есть родители, точно знающие, что их ребенку не нужна литература (только отбивать интерес к чтению), нужно столько-то часов углубленной химии и такая-то программа по биологии. Эти родители выкрутят руки любому завучу, требуя предоставить рабочие программы по всем предметам, и вымотают нервы любому учителю, вопрошая, почему теме конгруэнтности фигур отводится так мало времени и зачем дети читают давно устаревшего Некрасова. Часто такие родители сами что-то когда-то преподавали, но сменили работу.

Ожидание шестое. «Всего и побольше»

Родители, желающие от школы всего и побольше, обычно отталкиваются от какой-то существующей в их воображении модели идеальной школы. Это родители, которые знают, что идеальная школа должна. выполнить список из сотни пунктов. Здесь найдется место социализации, построению отношений в коллективе, тим-билдингу; здесь найдется место развитию креативности; здесь будет уделено внимание глубоким межпредметным связям и научным проектам; здесь будут говорить о выявлении талантов и сильных сторон, о профориентации и профильном обучении; здесь задумаются об индивидуальных образовательных траекториях. Интересно, что из таких родителей может получиться что угодно. Они могут стать основателями интереснейших новых школ (лучшие школы, появившиеся в эпоху педагогических исканий девяностых, часто возникали из попыток построить свою идеальную школу). Они могут стать воплощенным кошмаром учителей и школьной администрации. А могут стать анскулерами, потому что никакая школа все равно никогда не будет соответствовать идеалу.

Ожидание седьмое. «Дисциплина»

Здесь тоже есть целый спектр разных ожиданий — от «в школе должен быть порядок» до «в школе должна быть свобода самовыражения». Одни родители верят в поднятые руки и школьную форму, другие — в свободу дискуссий и одежды. Если учитель в пылу обсуждения важного вопроса сядет на стол, одни сочтут это форменным безобразием, а другие — естественным поведением. Одни подходят к учителю сказать «если наш будет борзеть, вы дайте ему по ушам», а другие пишут жалобу директору, если учитель спросит у ребенка, разозлившись — «ты что — дурак?»

Собственно, это уже другой вопрос — вопрос о достоинстве ребенка и родителя. Многие родители так привыкли бояться школы в детстве, что до сих пор каждое родительское собрание воспринимают как поход к стоматологу — гадко, страшно, больно. Им трудно научиться видеть в учителях соратников и сотрудников в деле воспитания ребенка — учителя для них скорее начальники, и начальники противные, злые и неумные. Самое жуткое, что, когда ребенку в школе плохо — обижает учитель, травят дети, не дается какой-то предмет, — такие родители не защищают его и всегда становятся на сторону школы. Ребенок сам виноват, да еще из -за него у родителей неприятности.

Немногим лучше и матери-волчицы, готовые всех порвать за свое чадо: вы просто не умеете его учить. Вы учитель — вот вы и учите, вам за это деньги платят, что вы на меня свою работу переваливаете?

На другом полюсе — родители и учителя, которые дружат друг с другом в соцсетях; необходимая дистанция испаряется. Истина, как обычно, где-то посередине.

Ожидание восьмое. «Воспитание и идеология»

От «ваше дело — учить ребенка, а воспитывать его мы будем сами» до «школа должна заложить основы духовно -нравственного воспитания нации».

В общем, все эти перечисления, конечно, не претендуют на полноту охвата — скорее, коротко обрисовывают, как разнообразны родительские воззрения на то, какой должна быть школа, и как трудно школе соответствовать ожиданиям общества, когда люди в нем не могут договориться друг с другом.

В последние годы самые неприятные нововведения в школах появляются именно тогда, когда носители одной крайней точки зрения (например, «во всех школах нужна школьная форма») путем административного давления навязывают ее всем без исключения в масштабах страны.

Ожидание девятое. «Родительский контроль»

Некоторым родителям очень важно держать руку на пульсе ежеминутно. У них на рабочем компьютере открыт электронный журнал, и они в режиме реального времени следят за возникающими в нем тройками

и пятерками. Если учитель не заполняет электронный журнал своевременно, на него жалуются, потому что он не дает родителям обратной связи. Другим родителям достаточно раз в месяц получать сводку об успеваемости — они вообще считают, что за этим должен следить сам ребенок, а оценка вообще ничего не обозначает, кроме того, что этот конкретный учитель зачел или не зачел эту конкретную работу.

В большинстве школ нет ответа, до какой степени родители могут вмешиваться в такие зоны ответственности школы, как логика курса, изучаемые темы, рабочие программы учителей, обоснованность и объем задаваемых заданий. Родители не понимают, за что школа отвечает и гарантирует ли она хоть что-то на выходе, учителя обижаются и вопрошают, как можно хоть что-то гарантировать, если родители постоянно вмешиваются в вопросы, которые находятся в сфере компетенции учителя.

Ожидание десятое. «Ответственность»

Самый больной вопрос — кто отвечает за обучение детей? Согласно закону об образовании, ответственность за получение ребенком среднего образования несут его родители. А за что несет ответственность школа? А ребенок? А если ребенок за десять лет учебы в школе ничему не научился и получил двойку на ЕГЭ — это чья ответственность?

Школа склонна считать, что образование детей — ответственность их родителей. Родители должны делать с ребенком уроки. Родители должны обеспечить, чтобы ребенок прочитал весь список обязательной литературы. Родители должны ликвидировать отставание по предметам и обеспечить успеваемость.

При этом оказывается, что у ребенка нет времени прочитать весь список, что родители понятия не имеют, что ребенок не понял какие-то две темы по математике и теперь безнадежно отстал, что родители приходят с работы еле живые поздно вечером и вообще не в состоянии заниматься уроками. «Делать уроки с ребенком — ваше главное дело», — объяснила учительница одной моей знакомой, маме первоклассницы. Все бы ничего, да только мама эта — врач «скорой помощи», и главное дело у нее — спасать людей.

Одна из главных претензий родителей к школе — школа переваливает на нас свою ответственность.

У школы другая претензия к родителям: родители сдали ребенка школе и думают, что школа сама все сделает и всему научит. Но всем известно, что лошадь можно привести к ручью, но нельзя заставить пить; заставить учиться ребенка, который учиться не хочет, практически невозможно. «А вы должны заинтересовать». — «А вы сами пытались его заинтересовать окружающим миром? Вы до школы научили его тому, что узнавать новое — интересно? Или сажали его к телевизору, компьютеру, совали ему в руки планшет — чтобы он к вам не приставал? Мы учителя, а не волшебники, мы не можем сделать немотивированного ребенка

мотивированным, это ваша задача, а не наша». Учитель, у которого в классе тридцать человек, далеко не всегда в состоянии уследить, кто пропустил или не усвоил конкретную тему. Учитель перегружен работой и отчетностью. Он профессионал, но не маг.

Родители и школа пытаются переложить эту ответственность друг на друга —

К сожалению, в реальности обязанности внутри треугольника «школа

— родители — ребенок» обычно распределяются так: учитель обязан дать программу, ребенок обязан ее выучить близко к тексту, а родители должны его заставить это сделать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, дети наши учатся сейчас совсем не так, как учились мы, и помощи им от нас надо куда больше. Хотя они и учатся на год больше, чем мы, они перегружены информацией. Школьная программа битком набита сведениями из разных областей знания; их очень много, и большую часть из них выпускники навсегда забывают, покинув школу.

Чуть легче — если учителя, ученики и родители могут разговаривать друг с другом. Если проблему можно описать спокойно, без оценочных суждений и ярлыков.

Использованные источники:

1. Поддьяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка. От рождения до шести лет / Н. Н. Поддьяков. // Москва: Сфера, 2010. 143 с.

2. Скоролупова О. А., Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ. Методическое пособие. // Издательство: Скрипторий 2003, 2014. с. 172

3. Скоролупова О. А., «ФГОС дошкольного образования: организация внедрения в ДОО» // журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 3, 4. 2014

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / Минск: Народная асвета, 1981.

- 288 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//М: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. ФГОС». Редактор: Сафронова И. А. // Издательство: Просвещение, 2014 г. с. 63

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования". Редактор: Сафронова И. А. // Издательство: Просвещение, 2014 г. с. 48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.