Консультант Елена Евгеньевна Метенова,
старший научный сотрудник Центра развития инновационной инфраструктуры1 Ярославского института развития образования
Родителям будущих первоклассников
Для понимания, что ждёт рёбен-ка, переступающего порог детского сада, в начальной школе, необходимо представить своего рода «портреты выпускника» дошкольного образовательного учреждения и то, что предстоит осваивать бывшему малышу на первых ступеньках лестницы взрослой жизни. Эти «портреты» разработали педагоги, психологи, врачи относительно тех возрастных кризисов, которые объективно переживает почти каждый человек в семь лет, а затем на рубеже подросткового возраста.
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В 6—7 лет меняется и весь психологический облик ребёнка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника».
В соответствии с новыми Федеральными требованиями к основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения в детском саду ребёнок получил основы знания о том, как вести себя в ситуации «учения — обучения». Он должен сознавать границы и переходы от одной деятельности к другой. Здесь закончилась игра — началось занятие, закончилось занятие — пора на прогулку и т.д.
Отметим, что именно регулятивные навыки (умение воспринимать нормы и правила,
руководствоваться инструкцией, вести себя безопасно для окружающих) — одни из ведущих факторов готовности ребёнка к школе.
Необходимо создать особые условия, в рамках которых взрослые поощряют каждое маленькое и большое достижение вашего ребёнка. В возрасте 6—10 лет дети ориентированы на эту реакцию. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими. Поэтому для пап и мам это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.
Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) у ребёнка появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка.
Конечно, ваш ребёнок будет продолжать играть и «в куклы», и «в машинки», но нужно
давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность.
По мнению многих родителей, готовый к школе ребёнок — это тот, кто умеет читать, считать, правильно держит в руке карандаш. На современном этапе дошкольного образования и требований школы к первоклассникам акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Интергативные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как портрет выпускника ДОУ.
В готовности к школе выделяют три компонента:
• интеллектуальный;
• эмоционально-волевой
• социальный.
Интеллектуальная зрелость ребёнка отражает функциональное созревание структур головного мозга. Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребёнка к школьному обучению. Часто в практике встречаются «умненькие» дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется дости-
жением определённого уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых происходит процесс обучения, а также умение регулировать своё поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформи-рованностью потребности ребёнка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями). В более широком понимании социальная зрелость — это способность ребёнка выполнять социальную роль школьника.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Стандарт определяет «портрет» выпускника начальной школы.
Образование в начальной школе — это фундамент всего последующего обучения. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Именно эти содержательные новообразования произойдут с ребёнком за время пребывания в школе с первого по четвёртый класс. Отметим, что речь идёт о ценностных личностных установках.
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Каждый учебный год школа реализует помимо учебно-методической темы воспитательную.
Результат образования, прописанный в Стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится...». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей, учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определён также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться...».
Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте нового поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.
В условиях, когда объём информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию творческих и продуктивных видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.
Одним из новшеств Стандартов следует считать появление
внеучебной деятельности в учебном плане школы. На неё отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день.
Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. У каждого ребёнка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.
Таким образом, образовательный маршрут ребёнка может быть индивидуален, с учётом мнения родителей и возможностей конкретной территории органично совмещать основное (в школе) и дополнительное образование (спортивная и музыкальная школа, бассейн, студия танца, курсы испанского языка и др.).
Сохранение и развитие здоровья в последнее десятилетие приобрели статус приоритетного направления деятельности школы. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик». Много первоклассников приходит в школу с врождёнными, приобретёнными заболеваниями. Стандарт нового поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному
здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Вот только некоторые новшества: традиционные Дни здоровья, третий час физкультуры, система участкового врача, наличие физиопроцедурного и офтальмологического кабине-
Основная образовательная программа начального общего образования школы, с которой имеет возможность ознакомиться каждый из родителей учащихся, определяет систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. Что смотреть в этой программе?
В образовательной программе прописан планируемый результат, система оценивания, учебный план, особенности организации учебного процесса, используемые технологии и др. Каждая основная образовательная программа должна быть направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья детей.
Особое место в программе должно быть уделено портфо-лио. Ученики с 1-го класса должны отражать в портфолио свою учебную и внеурочную
деятельность, представлять планы и результаты активности. Так дети накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Вместе с тем не будут оцениваться индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.
Советы родителям: ребёнок идёт
в начальную школу
Формируйте у ребёнка положительное отношение к школе. Всё то, что говорится в семье о школе, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание, чтобы школа привлекала ребёнка тем, что там надо учиться, чтобы у ребёнка было развито желание писать, читать, считать.
Учите ребёнка правильно оценивать свои успехи и неудачи. Он учится этому, наблюдая за тем, как оценивают его взрослые. Надо хвалить ребёнка за сам процесс решения проблемы, за старание, даже если у него не получилось решить проблему с первого раза.
Ребёнок должен знать правила общения, уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, быстро осваиваться в новой обстановке.
Должна быть сформирована волевая готовность, которая заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Он должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Для того чтобы это достичь необходимо ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей. Тогда у него появится желание в её достижении. Вам необходимо направлять, помогать ребёнку в достижении цели. Приучайте его не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Воспитывайте стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
Ребёнок должен обладать хотя бы элементарными навыками самоорганизации. У него должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место и своевременно начинать работу, поддерживать порядок на рабочем месте. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений с вашим ребёнком. При этом стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ним. Если ребёнок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объёма и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребёнка. Попросите его положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку чёрного хлеба. Свою просьбу изложите сразу
и больше не повторяйте. Ребёнок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребёнок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребёнка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
Учите ребёнка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребёнком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни — ещё более сложное дело. Приучайте ребёнка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
О чём же необходимо
помнить родителям?
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребёнка всё и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются
сразу. Ребёнок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нём ненужную неуверенность в себе. Предоставьте ребёнку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребёнок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребёнка сформируется убеждение, что он ничего не может.
Приучайте ребёнка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности. Хорошие манеры ребёнка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребёнка до школы.
Учите ребёнка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям). Приучайте ребёнка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребёнок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребёнка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застёгивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д.
Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учёбой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в са-
мом начале. Не «закрывайте глаза» на проблемы, они всё равно никуда не уйдут сами!
Одна из самых распространённых родительских ошибок — стремление вырастить вундеркинда. Ещё до поступления в школу ребёнка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребёнок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако если Ваш ребёнок действительно гений, то он всё равно проявит себя. А перегрузка ребёнка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.
Подготовка ребёнка к школе должна заключаться просто в его общем развитии — процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребёнка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.
Основная задача родителей дошкольника — поддержание интереса к знаниям.
Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребёнком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребёнка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до
конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребёнка, а значит, и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье — это база для всего развития ребёнка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и чёткий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
Не забывайте, что ребёнок ещё несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). В игре он тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый — правый). Ограничьте время просмотра телепрограмм и работы за компьютером до 1 часа в день. Ошибочно, что такое времяпрепровождение является разгрузкой после напряжённого дня. Оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему
ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
Советы врача
Соблюдение режима дня — важнейшее требование к ребенку, влияющее на его здоровье и работоспособность.
Повышение учебных нагрузок в школе плохо сказывается на здоровье детей. Непомерные умственные нагрузки, переутомления и стрессы сказываются не только на психическом, но и на физическом здоровье.
Помогите ребёнку
справиться
со школьными нагрузками!
Вы гордитесь тем, что ваш ребёнок учится в престижной школе, осваивает программу повышенной сложности и посещает шесть факультативов? Или поступил одновременно в общеобразовательную, музыкальную, спортивную и языковую школы? Хорошо, если юный интеллектуал со всем этим справляется. Но надолго ли хватит хрупкого детского здоровья? «Я ничего не успеваю!» Почему восторженный первоклассник с сияющими глазами спустя некоторое время превращается в бледного, сутулого школьника? Спросите ученика любого класса, что для него самое сложное в учёбе? «Не хватает времени», — ответит большинство. Каждый день на протяжении десяти-двенадцати лет ребёнок находится в тяжелейшей ситуации: он ничего не успевает! Психологи называют это «стрессом ограничения времени».
Именно этот стресс становится причиной многих нарушений здоровья, в том числе очень распространённых сейчас детских неврозов. Причина его появления — перегруженность.
Огромный объём информации, который обрушивается на маленькие головы, и нерациональная организация учебного процесса. Рабочий день школьника вместе с приготовлением домашнего задания длится 10—12 часов, а у старшеклассников — по 14—15. Не каждый молодой, растущий организм справится с такой нагрузкой.
Как понять, что ребёнок перегружен? Ребёнок худеет, часто жалуется на плохое самочувствие, у него синяки под глазами, беспокойно спит и плохо ест, могут появиться навязчивые движения: подёргивание мышц лица, нервные покашливания, ребёнок грызёт ногти, появляются запинки в речи, заикание, пропадает интерес к знаниям, любовь к школе и учителям.
Отношение детей к школе и учёбе часто зависит не столько от учебного заведения, сколько от семьи. В ваших силах помочь ребёнку адаптироваться, подготовить его к учению с увлечением. Если в семье первоклассник, хорошо бы одному из родителей в сентябре взять отпуск. В этот период ребёнку ещё трудно освоиться с порядками в школе, высидеть урок и даже запомнить, что лежит в его собственном портфеле. Непривычная обстановка и необхо-
димость концентрировать внимание отнимают много сил.
Поэтому дом для него должен стать островком стабильности, где его всегда выслушают, объяснят происходящее в школе, помогут собрать портфель или выполнить домашнее задание. А утром непременно накормят завтраком не на скорую руку. Родителям следует в первые же дни выработать «школьный ритуал»: утром собираемся и идём в школу, обсуждая по дороге важные для малыша дела, вовремя забираем его домой, вместе обедаем, обсуждая события прошедшего дня, обязательно гуляем, вечером готовимся к завтрашнему дню. Делать домашние задания лучше всего с 15 до 17 часов. Не стоит сразу же отдавать ребёнка в группу продлённого дня, это увеличит и без того немалую физическую и эмоциональную нагрузку. Не забывайте поддерживать и поощрять ребенка, постарайтесь, особенно в первое время, не увлекаться замечаниями и критикой. Пусть у вашего ребенка будет преимущественно хорошее настроение, тогда он будет меньше уставать. НО
Полезные ссылки:
1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?
CatalogId=959
2. http://sh221.ru/parents/future-first-grader/
3. http://www.centre1685.ru/14_pervo-classnik.htm
4. http://www.school16ber.ru/ index.php/dlya-roditeleyj/soveti-psikhologa-roditeli/126-roditelyam-buduthikh-pervoklassnikov.html