ART 75079
научно-методический электронный журнал
УДК 37.018.26
Черевик К. С., Самсонова В. Ю. Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 04. - ART 75079. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75079.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Черевик Клавдия Степановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог [email protected]
Самсонова Виктория Юрьевна,
студентка III курса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «(Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог
Аннотация. Статья посвящена работе педагога, классного руководителя с родителями по вопросу проведения адаптационного периода первоклассников к обучению в школе.
Ключевые слова: родительское собрание, адаптация, адаптационный период, возрастные особенности, благоприятные условия, основной фактор развития. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Актуальность данной проблемы мы видим в том, поступление в школу - особый период в жизни ребенка, при котором изменяется уклад его жизни. Ребенок официально становится учеником, но многим еще сложно принять на себя эту роль. Сложно заставить себя сидеть на уроках и слушать учителя. Учеба приобретет значимость позже, а пока ребенку хочется играть не потому, что он ленится или вредничает, а потому, что он психологически еще дошкольник, и основной фактор его развития - игра. На этом этапе важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.
Целесообразность такой формы работы, как родительское собрание, определяется современным положением, в котором для адаптации семилетнего ребёнка взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми. Для создания наиболее благоприятных условий адаптации предлагаем рассмотреть сценарий родительского собрания, который может быть использован классным руководителем. Собрание - это универсальная форма, которая способствует психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Родительское собрание сможет активизировать совместную коллективную деятельность семьи и школы, будет способствовать единению родителей при проведении совместных воспитательных мероприятий, предоставит возможность межличностного общения с семьями, с детьми которых дружит их ребёнок, тем самым поднимет личностный статус собственных детей в глазах учащихся класса.
Задачи, которые позволит решить данное собрание:
- познакомить родителей с проблемами, возникающими у ребенка в процессе адаптации к школе;
- расширить представления родителей о новой социальной роли их детей, об особенностях организации жизнедеятельности первоклассников;
Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе»
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Черевик К. С., Самсонова В. Ю. Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 04. - ART 75079. - 0,3 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №
ART 75079 УДК 37.018.26
предложить родителям практические советы и рекомендации по решению проблем адаптации ребенка к школе.
Примерный план проведения собрания:
I. Родительский практикум в виде игры «Одно чувство на двоих».
II. Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребенка к школе.
III. Секреты воспитания и обучения первоклассников.
IV. Обсуждение вопроса о физиологических аспектах адаптации.
V. Подведение итогов собрания.
«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» (Л. А. Венгер).
Блок № 1. Эмоциональный настрой
Родительский практикум в виде игры «Одно чувство на двоих»
В первом блоке предлагаем провести игру «Одно чувство на двоих», которая является своеобразной альтернативой простому знакомству. Игра позволит снять эмоциональное напряжение, чувство зажатости и сформирует установки на взаимопонимание.
В центре стола располагается контейнер с разноцветными модулями, каждый из которых выражает разнообразные чувства, которые может испытывать человек. Как только Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Предлагаем родителям выбрать свой, подходящий по цвету модуль, выражающий эмоциональное состояние. (Светлая гамма модулей - положительный настрой, тёмная гамма модулей - проблемы в адаптации).
Блок № 2. Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе
Поступление в школу - решающий момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т. д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников [1].
Важнейшим средством социальной адаптации, как отмечают современные ученые, является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности [2].
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего, нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы, темперамента, черт характера, адаптационных способностей, адекватного опыта [3].
Во втором блоке будет целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
1. Психологическая готовность к школьному обучению (ребёнок должен обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, умение жить в коллективе).
2. Обратить внимание родителей на важный показатель - настроение ребенка.
3. Общение со взрослыми и детьми (учить слушать собеседника, не перебивая его; говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубостей).
КОНЦЕПТ
Черевик К. С., Самсонова В. Ю. Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 04. - ART 75079. - 0,3 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №
ART 75079 УДК 37.018.26
Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях», так писал К. Д. Ушинский. Но никогда не забывайте слова В. А. Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому» [4]. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка успешно, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Вашему вниманию предлагаются памятки с негативными/позитивными установками и их последствиями (раздача памяток).
Блок № 3. Секреты воспитания и обучения первоклассников
В третьем блоке родителям предлагаем познакомиться с секретами воспитания и обучения первоклассников:
- Уделение 30-40 минут личного времени для ребенка (играйте с ним в игры, читайте книги, гуляйте, посещайте выставки. Начните собирать коллекцию чего-нибудь, посетите на выходных музей, цирк, аттракционы, чтобы ваша связь с ребенком не слабела. Через несколько лет, когда вам захочется пообщаться с ребенком, он может отказаться. Ему важнее будут его друзья, поэтому не упустите время! Как гласит народная мудрость «Недолюбленные дети становятся впоследствии трудными детьми»).
- Организация режима ребенка (психологи не рекомендуют одновременно с началом обучения в первом классе отдавать ребенка в какую-либо секцию. Большие нагрузки не оправданы и ребенку придется адаптироваться еще в одном месте).
- Здоровый сон ребенка (школа отнимает много сил у ребенка, поэтому в период адаптации рекомендуется давать ребенку витамины, больше гулять на свежем воздухе. Если ребенок к вечеру обессилен, может иметь смысл продолжить дневной сон. Общая продолжительность сна должна быть приблизительно 10-11 часов).
- Порядок на рабочем места (после школы ребенок должен не меньше 1 часа отдохнуть, а только после этого приступать к урокам. Уроки делать в одном и том же месте, убирая все лишние предметы, отвлекающие ребенка).
- Вспомним про перерывы (выполняя уроки, нужно делать перерыв каждые 15-20 минут. Это связано с возрастными особенностями детей - больше ребенок не сможет сосредоточить свое внимание).
- Привычки и обязанности (важно сейчас научить ребенка быть самостоятельным в выполнении школьных обязанностей. Покажите, как правильно собирать портфель, где место каждой школьной принадлежности. Расскажите в какой день какие уроки, и что нужно брать с собой. Как нужно вешать форму и где).
Блок № 4. Обсуждение вопроса о физиологических аспектах адаптации
В своем выступлении классному руководителю предлагается сделать акценты на следующих моментах:
1. «Критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка и организм наиболее уязвим [5].
2. Сложность статических нагрузок.
3. Инертность нервной системы.
4. Здоровье ребенка до обучения в школе.
5. Адаптация легкой, средней и тяжелой степени [6].
Блок № 5. Подведение итогов собрания
Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым?
В пятом блоке подводим итоги родительского собрания. Родителям следует напомнить, что самая большая ценность в их жизни - это ребенок. В период адапта-
КОНЦЕПТ
Черевик К. С., Самсонова В. Ю. Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 04. - ART 75079. - 0,3 п. л. - URL:
научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №
ART 75079 УДК 37.018.26
ции у каждого ребенка будут свои трудности: у одного в отношениях с одноклассниками, у другого в письме, у третьего в чтении. От того как вы родители отреагируют на эти промахи, будет зависеть его самооценка в школьной жизни и общий интерес к учебе. Поэтому сейчас в период адаптации, ребенку необходима помощь и понимание. Также следует придерживаться наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. С этой целью необходимо подготовить памятку для родителей и раздать её на родительском собрании (см. таблицу).
Памятка для родителей «А давайте иначе...»
Негативные установки Последствия Позитивные установки
Не ребенок, а беда! Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты Моя отрада!
У Пети (Маши) как прекрасно все получается! Заниженная самооценка, упрямство, обида на товарища У тебя все впереди! Это лишь первые на шаги!
Не делай задание без меня, испортишь Выученная беспомощность, избегание ошибок У тебя все получится хорошо!
Распустил(а) нюни! Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность Можешь поплакать, и тебе станет легче!
Такой же неумеха, как и папа Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями Мама и папа - пример для подражания!
Ох , и рук у тебя нет! Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности Давай сделаем вместе и все получится!
Ссылки на источники
1. Поговорим о наших детях / под ред. А. Е. Соловьевой. - М., 2007. - С. 106.
Шалова С. Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов // Науковедение: интернет-журнал. - 2012. - № 3 (12). - URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-44.pdf (дата обращения: 9.12.2014).
Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 2005. - ^ 44.
Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»: авторские материалы МОУ «Начальная школа - детский сад № 52», 2013. - С. 67. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. - Донецк: БАО, 2008. - С. 98. Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. - М., 2011. - С. 102.
2.
ISSN 2304-120Х
State
772304
120159
Claudia Cherevik,
Ph.D., Assistant Professor of pedagogy and psychology of personality, Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrog [email protected] Victoria Samsonova,
3rd year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy, State Pedagogical Institute named after A P. Chekhov, Taganrog How to conduct a parent meeting on the theme "Adapting first-graders in the school" Abstract. Statya devoted to the work of the teacher, the class teacher with the parents, the question of the adaptation period for first-graders to school.
Key words: parent-teacher meeting, adaptation, adjustment period, age-appropriate, favorable conditions, the main factor of development.
Рекомендовано к публикации:
Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания
ГУ r\J
977230412015916