Научная статья на тему 'Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе»'

Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1144
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / АДАПТАЦИЯ / БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ / ADAPTATION / ADJUSTMENT PERIOD / AGE-APPROPRIATE / FAVORABLE CONDITIONS / PARENT-TEACHER MEETING / THE MAIN FACTOR OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черевик Клавдия Степановна, Самсонова Виктория Юрьевна

Статья посвящена работе педагога, классного руководителя с родителями по вопросу проведения адаптационного периода первоклассников к обучению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черевик Клавдия Степановна, Самсонова Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to conduct a parent meeting on the theme «Adapting first-graders in the school»

Statya devoted to the work of the teacher, the class teacher with the parents, the question of the adaptation period for first-graders to school.

Текст научной работы на тему «Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе»»

ART 75079

научно-методический электронный журнал

УДК 37.018.26

Черевик К. С., Самсонова В. Ю. Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 04. - ART 75079. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75079.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Черевик Клавдия Степановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог Cherevik1958@mail.ru

Самсонова Виктория Юрьевна,

студентка III курса факультета психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «(Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог

Аннотация. Статья посвящена работе педагога, классного руководителя с родителями по вопросу проведения адаптационного периода первоклассников к обучению в школе.

Ключевые слова: родительское собрание, адаптация, адаптационный период, возрастные особенности, благоприятные условия, основной фактор развития. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность данной проблемы мы видим в том, поступление в школу - особый период в жизни ребенка, при котором изменяется уклад его жизни. Ребенок официально становится учеником, но многим еще сложно принять на себя эту роль. Сложно заставить себя сидеть на уроках и слушать учителя. Учеба приобретет значимость позже, а пока ребенку хочется играть не потому, что он ленится или вредничает, а потому, что он психологически еще дошкольник, и основной фактор его развития - игра. На этом этапе важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения.

Целесообразность такой формы работы, как родительское собрание, определяется современным положением, в котором для адаптации семилетнего ребёнка взрослым необходимо знать уже сформировавшееся коммуникативное поведение ребёнка, научиться понимать и правильно строить свои отношения с детьми. Для создания наиболее благоприятных условий адаптации предлагаем рассмотреть сценарий родительского собрания, который может быть использован классным руководителем. Собрание - это универсальная форма, которая способствует психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Родительское собрание сможет активизировать совместную коллективную деятельность семьи и школы, будет способствовать единению родителей при проведении совместных воспитательных мероприятий, предоставит возможность межличностного общения с семьями, с детьми которых дружит их ребёнок, тем самым поднимет личностный статус собственных детей в глазах учащихся класса.

Задачи, которые позволит решить данное собрание:

- познакомить родителей с проблемами, возникающими у ребенка в процессе адаптации к школе;

- расширить представления родителей о новой социальной роли их детей, об особенностях организации жизнедеятельности первоклассников;

Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе»

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Черевик К. С., Самсонова В. Ю. Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 04. - ART 75079. - 0,3 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №

ART 75079 УДК 37.018.26

предложить родителям практические советы и рекомендации по решению проблем адаптации ребенка к школе.

Примерный план проведения собрания:

I. Родительский практикум в виде игры «Одно чувство на двоих».

II. Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребенка к школе.

III. Секреты воспитания и обучения первоклассников.

IV. Обсуждение вопроса о физиологических аспектах адаптации.

V. Подведение итогов собрания.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» (Л. А. Венгер).

Блок № 1. Эмоциональный настрой

Родительский практикум в виде игры «Одно чувство на двоих»

В первом блоке предлагаем провести игру «Одно чувство на двоих», которая является своеобразной альтернативой простому знакомству. Игра позволит снять эмоциональное напряжение, чувство зажатости и сформирует установки на взаимопонимание.

В центре стола располагается контейнер с разноцветными модулями, каждый из которых выражает разнообразные чувства, которые может испытывать человек. Как только Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Предлагаем родителям выбрать свой, подходящий по цвету модуль, выражающий эмоциональное состояние. (Светлая гамма модулей - положительный настрой, тёмная гамма модулей - проблемы в адаптации).

Блок № 2. Обсуждение вопроса о проблемах адаптации ребёнка к школе

Поступление в школу - решающий момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т. д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников [1].

Важнейшим средством социальной адаптации, как отмечают современные ученые, является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности [2].

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего, нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы, темперамента, черт характера, адаптационных способностей, адекватного опыта [3].

Во втором блоке будет целесообразно рассмотреть следующие вопросы:

1. Психологическая готовность к школьному обучению (ребёнок должен обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, умение жить в коллективе).

2. Обратить внимание родителей на важный показатель - настроение ребенка.

3. Общение со взрослыми и детьми (учить слушать собеседника, не перебивая его; говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль; пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубостей).

КОНЦЕПТ

Черевик К. С., Самсонова В. Ю. Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 04. - ART 75079. - 0,3 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №

ART 75079 УДК 37.018.26

Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях», так писал К. Д. Ушинский. Но никогда не забывайте слова В. А. Караковского: «Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому» [4]. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка успешно, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Вашему вниманию предлагаются памятки с негативными/позитивными установками и их последствиями (раздача памяток).

Блок № 3. Секреты воспитания и обучения первоклассников

В третьем блоке родителям предлагаем познакомиться с секретами воспитания и обучения первоклассников:

- Уделение 30-40 минут личного времени для ребенка (играйте с ним в игры, читайте книги, гуляйте, посещайте выставки. Начните собирать коллекцию чего-нибудь, посетите на выходных музей, цирк, аттракционы, чтобы ваша связь с ребенком не слабела. Через несколько лет, когда вам захочется пообщаться с ребенком, он может отказаться. Ему важнее будут его друзья, поэтому не упустите время! Как гласит народная мудрость «Недолюбленные дети становятся впоследствии трудными детьми»).

- Организация режима ребенка (психологи не рекомендуют одновременно с началом обучения в первом классе отдавать ребенка в какую-либо секцию. Большие нагрузки не оправданы и ребенку придется адаптироваться еще в одном месте).

- Здоровый сон ребенка (школа отнимает много сил у ребенка, поэтому в период адаптации рекомендуется давать ребенку витамины, больше гулять на свежем воздухе. Если ребенок к вечеру обессилен, может иметь смысл продолжить дневной сон. Общая продолжительность сна должна быть приблизительно 10-11 часов).

- Порядок на рабочем места (после школы ребенок должен не меньше 1 часа отдохнуть, а только после этого приступать к урокам. Уроки делать в одном и том же месте, убирая все лишние предметы, отвлекающие ребенка).

- Вспомним про перерывы (выполняя уроки, нужно делать перерыв каждые 15-20 минут. Это связано с возрастными особенностями детей - больше ребенок не сможет сосредоточить свое внимание).

- Привычки и обязанности (важно сейчас научить ребенка быть самостоятельным в выполнении школьных обязанностей. Покажите, как правильно собирать портфель, где место каждой школьной принадлежности. Расскажите в какой день какие уроки, и что нужно брать с собой. Как нужно вешать форму и где).

Блок № 4. Обсуждение вопроса о физиологических аспектах адаптации

В своем выступлении классному руководителю предлагается сделать акценты на следующих моментах:

1. «Критические» периоды в развитии детского организма, когда происходит резкая перестройка и организм наиболее уязвим [5].

2. Сложность статических нагрузок.

3. Инертность нервной системы.

4. Здоровье ребенка до обучения в школе.

5. Адаптация легкой, средней и тяжелой степени [6].

Блок № 5. Подведение итогов собрания

Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым?

В пятом блоке подводим итоги родительского собрания. Родителям следует напомнить, что самая большая ценность в их жизни - это ребенок. В период адапта-

КОНЦЕПТ

Черевик К. С., Самсонова В. Ю. Как провести родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к обучению в школе» // Концепт. - 2015. -_ _ Спецвыпуск № 04. - ART 75079. - 0,3 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал Й^д^ " Гос' рег Эл №

ART 75079 УДК 37.018.26

ции у каждого ребенка будут свои трудности: у одного в отношениях с одноклассниками, у другого в письме, у третьего в чтении. От того как вы родители отреагируют на эти промахи, будет зависеть его самооценка в школьной жизни и общий интерес к учебе. Поэтому сейчас в период адаптации, ребенку необходима помощь и понимание. Также следует придерживаться наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. С этой целью необходимо подготовить памятку для родителей и раздать её на родительском собрании (см. таблицу).

Памятка для родителей «А давайте иначе...»

Негативные установки Последствия Позитивные установки

Не ребенок, а беда! Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты Моя отрада!

У Пети (Маши) как прекрасно все получается! Заниженная самооценка, упрямство, обида на товарища У тебя все впереди! Это лишь первые на шаги!

Не делай задание без меня, испортишь Выученная беспомощность, избегание ошибок У тебя все получится хорошо!

Распустил(а) нюни! Внутренняя озлобленность, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность Можешь поплакать, и тебе станет легче!

Такой же неумеха, как и папа Неадекватная самооценка, упрямство, противоречивость, трудности в общении с родителями Мама и папа - пример для подражания!

Ох , и рук у тебя нет! Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к деятельности Давай сделаем вместе и все получится!

Ссылки на источники

1. Поговорим о наших детях / под ред. А. Е. Соловьевой. - М., 2007. - С. 106.

Шалова С. Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов // Науковедение: интернет-журнал. - 2012. - № 3 (12). - URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-44.pdf (дата обращения: 9.12.2014).

Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 2005. - ^ 44.

Родительское собрание «Проблемы адаптации первоклассников в школе»: авторские материалы МОУ «Начальная школа - детский сад № 52», 2013. - С. 67. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. - Донецк: БАО, 2008. - С. 98. Мир детства: младший школьник / под ред. А. Г. Хрипковой. - М., 2011. - С. 102.

2.

ISSN 2304-120Х

State

772304

120159

Claudia Cherevik,

Ph.D., Assistant Professor of pedagogy and psychology of personality, Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrog cherevik1958@mail.ru Victoria Samsonova,

3rd year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy, State Pedagogical Institute named after A P. Chekhov, Taganrog How to conduct a parent meeting on the theme "Adapting first-graders in the school" Abstract. Statya devoted to the work of the teacher, the class teacher with the parents, the question of the adaptation period for first-graders to school.

Key words: parent-teacher meeting, adaptation, adjustment period, age-appropriate, favorable conditions, the main factor of development.

Рекомендовано к публикации:

Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания

ГУ r\J

977230412015916

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.