Выбирая степень детализации, придётся балансировать между решением следующих проблем:
1. Соответствие между номенклатурой, указанной в проектно-сметной документации и показываемой в КС-2.
2. Потребности складского и бухгалтерского учёта материалов, изделий и оборудования.
Наиболее логичным выглядит следующий вариант детализации. В случае, если материалы, изделия и
оборудование приобретаются для использования в рамках реализации только одного проекта, то допустимо укрупнение номенклатуры и отсутствие аналитического учёта по классификационным признакам. В идеальном варианте эта номенклатура материалов, изделий и оборудования должна быть в полном объёме использована при реализации проекта строительства жилого дома. В случае, если приобретаемые материалы, изделия и оборудование поступают в большем количестве, чем необходимо для конкретного проекта и остаются в складских остатках, то их складской и бухгалтерский учёт следует вести с максимально полной аналитикой. Это позволит избежать дополнительных затрат для определения номенклатуры складских остатков по всем классифицирующим признакам и выяснения возможности их применения в следующем проекте.
С точки зрения бухгалтерского и налогового учёта потери бюджета возможны только в ситуации, когда заказчик, генеральный подрядчик и поставщик материалов, изделий и оборудования являются взаимозависимыми лицами. Тогда в соответствии с действующим порядком заполнения отчётных форм по ТЦО предметом договора будет являться уникальный строительный объект, цена на который всегда будет признана рыночной. В тоже время несколько уникальных строительных объектов могут состоять из одинаковой номенклатуры материалов, изделий и оборудования, цена на поставку которой может быть различной в зависимости от рентабельности конкретного строительного объекта и предполагаемого финансового результата взаимозависимых лиц. Таким образом потери бюджета возможны только в ситуации, когда взаимозависимые лица представляют из себя вертикально-интегрированный строительных холдинг, включающий в себя производителя материалов, изделий и оборудования, генерального подрядчика и заказчика.
Источники:
1. ГОСТ 21.110-2013. Межгосударственный стандарт. Система проектной документации для строительства.
Спецификация оборудования, изделий и материа-
лов"//(http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=STR;n=17691#039321569201587625.
Sources:
1. GOST 21.110-2013. Interstate standard. System of design documents for construction. Specification of equipment, products and materials "//(http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=STR;n= 17691#039321569201587625.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10126
Е.М. Егорова- профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита, д.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», adam83@mail.ru,
E. M. Egorova - Professor of the Department of accounting and audit, doctor of Economics. delivery of science, providing associate Professor, Volgograd state agrarian University»;
А.В. Глущенко - ведущий научный сотрудник, д.э.н., профессор, ФГБНУ «Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции», adam83@mail.ru,
A.V. Glushchenko - Leading Researcher, Doctor of Economics, Professor, FSBSU «Volga Research Institute for the Production and Processing of Meat and Dairy Products».
ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ PARADIGM OF UNIVERSITY MANAGEMENT ACCOUNTING IN THE INFORMATION ECONOMY
Аннотация. Выявлены современные проблемы и специфика внутривузовского управления, проанализированы предпосылки и определены факторы формирования нового научного видения (парадигмы) управленческого учета в высшем учебном заведении, разработана принципиально новая концептуальная основа управленческого учета, ориентированная на информационное обеспечение стратегического, процессного, технологического и инновационного управления. Концепция связывает миссию, цель, задачи, функции, структурную основу управленческого учета и объединяет современный учетно-информационный инструментарий, позволяющий эффективно управлять вузом, устранять критическое рассогласование между желаемым и действительным состоянием вуза, реализуя взаимосвязь между его целями и миссией, средствами их достижения и результатами деятельности. Управленческий учет представлен как система учета, прогнозирования, планирования, контроля, анализа деятельности вуза, в разрезе объектов управления. Определены специфические объекты управленческого учета вуза, разработан механизм взаимосвязи элементов управленческого учета с основными функциям управления вузом.
Annotation. Modern problems and specifics of intra-University management are identified, prerequisites are analyzed and factors of formation of a new scientific vision (paradigm) of management accounting in higher education are determined, a fundamentally new conceptual framework of management accounting is developed, focused on in-
formation support of strategic, process, technological and innovative management. The concept connects the mission, goal, tasks, functions, and structural basis of management accounting and combines modern accounting and information tools that allow you to effectively manage the University, eliminate critical misalignment between the desired and actual state of the University, realizing the relationship between its goals and mission, means of achieving them, and performance results. Management accounting is presented as a system of accounting, forecasting, planning, control, analysis of the University's activities, in the context of management objects. Specific objects of management accounting of the University are defined, the mechanism of interrelation of elements of management accounting with the main functions of management of the University is developed.
Ключевые слова: вуз, управление, учетно-информационное обеспечение, стратегический учет, учетная информация, система управленческого учета, специфические объекты управленческого учета вуза, взаимосвязь элементов управленческого учета и функций управления, концепция управленческого учета.
Keywords: University, management, accounting and information support, strategic accounting, accounting information, management accounting system, specific objects of management accounting of the University, relationship between management accounting elements and management functions, management accounting concept.
Стратегической целью Российской Федерации на ближайшее десятилетие является формирование информационного общества, что продекларировано в Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и программе Правительства Российской Федерации «Цифровая экономика Российской Федерации».
Информационная экономика, характеризующаяся турбулентностью, непредсказуемостью и детерминированностью, обуславливает сложный, переменчивый, неопределенный характер внешней и внутренней институциональной среды функционирования вуза. Такие характеристики внешней среды существенно затрудняют принятие управленческих решений в вузе. Однако, как известно, именно «управленческое решение» составляет концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии или, иными словами, составляет основу процесса управления» [11, с. 114].
В условиях усложнения среды функционирования государственного вуза, как субъекта общества и государства и, одновременно, как субъекта рыночных отношений, его эффективность, безопасность и устойчивость напрямую зависят от гибкости методов и мастерства управления.
В основание современной системы управления можно положить следующие выводы: «Менеджмент существует ради результатов, которых организация достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь. Менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация ... имела возможность достичь запланированного результата во внешней среде, за своими пределами» [11, с. 78].
Таким образом, задача менеджмента заключается в обеспечении возможности выполнения целей и миссии вуза, при оптимальном использовании его внутренних переменных (в т.ч. образовательного и научно -исследовательского потенциала) с учетом факторов внешней среды и приведении его в соответствие с динамично изменяющейся средой для обеспечения конкурентоспособности и эффективного функционирования вуза в перспективе.
Управление начинается с получения и восприятия информации, оно включает принятие решения на основе информации и завершается контролем выполнения этого решения также на основе соответствующей информации.
В содержательном плане, информация представляет собой информационный ресурс, т.е. полученные знания и сведения о состоянии внешней и внутренней среды, которые используются в производстве и управлении как фактор функционирования и повышения эффективности.
Максимально увеличить полезность учетной информации можно путем сбалансированности или гармоничного сочетания ее качественных характеристик. Для того чтобы информация была полезной, необходимо соблюдать компромисс между качественными характеристиками независимо от иерархии этих качеств, то есть необходимо достичь соответствующего соотношения между характеристиками «надежность, релевантность -своевременность»; «затраты - выгоды» и т. д. [3, с.136].
Несомненно, учетная информация, позволяющая глубоко анализировать экономические показатели деятельности, систематически контролировать процессы и явления, составляет основу информационного обеспечения системы управления. Она служит источником для осознанного, а не интуитивного принятия управленческих решений, под которыми понимаются результаты анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [7].
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что бухгалтерский учет, с одной стороны, отражая все процессы вуза (основные, вспомогательные), формирует учетную информацию, необходимую для осуществления функций управления с целью функционирования в конкурентной борьбе, а, с другой стороны, он через обратную связь воздействует на протекание этих процессов [4].
Следовательно, бухгалтерский учет занимает важное место в структуре управления вузом, поскольку «только фиксация данных позволяет упорядочить любую систему на любом уровне управления» [12, с. 58].
Характеризуя роль учета и его информации в системе управления вузом, следует отметить, что в последние годы был сделан акцент на макроэкономические инструменты преобразований высшей школы, без их органической связи с научным анализом микроэкономических проблем. Это привело к предельно неэффективному менеджменту, к неспособности структур управления высшей школой содействовать адаптации ее к изменениям внешней среды и игрового экономического поля [9].
Сегодня экономика государственного вуза является остро специфичной, характеризуется смешением и многообразием субъектов и форм хозяйствования и представляет собой комбинацию недоразвитых рыночных и нерыночных организационно - экономических механизмов.
Хозяйственная автономия, диверсификация деятельности, увеличение количества специальностей, увеличение объема бюджетного финансирования и объема средств, получаемых от деятельности, приносящей доход, изменение мотивации студентов и преподавателей, как основных субъектов производства образовательных услуг, и многие другие факты свидетельствуют о том, что сложность социальных, экономических отношений в вузе, являющихся объектом управления, возросла в разы. При этом управляющая система как субъект управленческих отношений практически не изменилась [1, с. 78].
Вуз как экономический субъект образовательного рынка представляет собой единый организм (с разными уровнями и структурами внутри), имеющий центр управления, но управленческие отношения, в настоящее время, носят властно - правовой, а не экономический характер.
В отличие от частных, государственные вузы производят, в основном, блага и услуги (финансируемые посредством субсидий на выполнение государственных заданий), которые непосредственно не оцениваются по рыночным ценам и не продаются на рынках. Поэтому информация и стимулы, наличествующие на экономических рынках, здесь слабее или вообще отсутствуют. Это ослабляет стимулы к снижению затрат, экономичности в работе и эффективности деятельности этих организаций. В результате отсутствия полноценных рынков, министерства и ведомства, которым подотчетны вузы, используют правовые и формальные ограничения, чтобы установить более жесткий внешний контроль над процедурами, сферами деятельности и стратегическими целями вузов. Чрезмерное внешнее контролирование деятельности, в сочетании с неопределенностью и множественность целей государственных вузов, порождает более изощренные внутренние правила, жесткие иерархические построения, включая чрезмерно структурированные и централизованные правила в отношении кадровых процедур, финансирования, снабжения и т.д.
Более того, бюджетный учет оторван от информационных потребностей менеджмента вузов, его недостаточность выражается в степени оперативности, информативности, интегрированности, гибкости и недостаточной ориентированности на специфичность видов деятельности вузов, целей и задач систем управления им. Управленческий учет в большинстве вузов не ведется или развит очень слабо. В результате наблюдается несоответствие управляющей системы в вузах сложности и структуре объектов управления (управляемой системе), которые должны находиться в органическом единстве и тесной специфической прямой и обратной связи, полно учитывающей параметры и режим циркулирующей между ними учетной информации, что обуславливает острую необходимость совершенствования учетно-информационного обеспечения процессов управления в вузах [6].
Нелинейный и детерминированный характер институциональной среды оказывает огромное влияние на учетно-информационную систему вуза. При этом, учетная система вуза не просто должна взаимодействовать со средой, но, будучи структурно связанной с ней условиями, факторами и результатами, должна адаптироваться к ее изменениям и коэволюционировать с ней [5].
Снятию неопределенности, содействию адаптации государственного вуза к изменениям внешней среды, совершенствованию управленческих процессов способствует формирование системы управленческого учета, способной обеспечивать информацией оперативное, тактическое, стратегическое, технологическое, инновационное и структурное управление и решать проблемы, связанные как с внутренним, так и с внешним управлением.
Обозначен большой потенциал управленческого учета в вузе, с позиций внутреннего менеджмента, его главная задача заключается в получении учетно-информационного образа вуза, тождественного его реальному объекту, правдиво представляющего важные аспекты его деятельности, тем самым уменьшающего энтропию информационного пространства и облегчающего процесс принятия обоснованных решений [10].
Опираясь на целостное представление о характере процесса совершенствования и информационного обеспечения систем управления вузами, нами выявлены современные управленческие императивы - стратегическое, процессное, технологическое управление и развитие системы менеджмента качества, совершенствование организационной структуры.
Учитывая сложность и многоаспектность управленческих задач в современных вузах, выступающих локомотивом институционных преобразований и инновационного развития страны, управленческие императивы явились теоретической и методологической основой современной целостной концепции многоцелевой системы управленческого учета в вузах, решающего учетно-информационные проблемы систем управления современными вузами (рис. 1).
Концепция многоцелевой системы управленческого учета в вузе
Предмет - совокупность хозяйственных операций, составляющих финансово-хозяйственную деятельность, включая все бизнес-процессы вуза: основные, обеспечивающие, управленческие
Объекты - цели и целевые показатели развития вуза, в разрезе аспектов: общественная значимость, потребители и другие заинтересованные стороны, внутренние бизнес-процессы, инфраструктура и сотрудники, финансы; структурные единицы, основные, обеспечивающие, управленческие процессы, центры ответственности; ресурсы; доходы, расходы и результаты деятельности вуза
Цель управленческого учета в вузе - информационное обеспечение процессов планирования, контроля и принятия управленческих решений, для достижения стратегических, тактических, оперативных целей на основе фактических, нормативных и прогнозных показателей функционирования вуза, его процессов, подразделений, а также показателей внешней среды
I
Задачи - 1) подготовка информации для принятия управленческих решений на стратегическом, тактическом и оперативном уровне управления; 2) информационное обеспечение функций управления: процесса планирования и контроля (формирование системы сбалансированных финансовых и нефинансовых показателей эффективности деятельности вуза; внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат; формирование многоступенчатой системы внутреннего контроля); процесса учета (формирование системы учета затрат и калькулирования себестоимости услуг); процесса организации и мотивации (учет затрат по бизнес-процессам, видам деятельности, центрам ответственности); процесса принятия решений (внедрение системы управленческого анализа затрат и результатов деятельности); процесса коммуникации (формирование системы управленческой отчетности)
Базируется на принципах
системности
комплексности
регулярности
научности
полезности
оптимальности
бифуркационности
ориентации на учет затрат и результатов по бизнес-процессам и видам деятельности
ориентации на удовлетворение информационных потребно-ностей всех уровней управления
ориентации на управление по отклонениям фактических параметров ключевых показателей объектов учета от заданных параметров
Выполнение задач и функций обеспечивает внутренняя структура
Сбалансированная система показателей
Функционально-стратегическое бюджетирование, ориентированное на результат
Внутренний контроль
Учет затрат и калькулирование себестоимости
Учет по бизнес-процессам, видам деятельности, центрам ответственности
Управленческая отчетность
Управленческий анализ
Выполняет функции
планово-контрольная
информационно-координирующая
информационно-коммуникационная
информационно-мотивационная
информационно-прогнозная
информационно-распределительная
информационно- инновационная
информационно- организационная
информационно-аналитическая
Реализация функций позволяет осуществлять
регулярное (систематическое) управление - обеспечение всех уровней управления информацией для систематического управления вузом
ситуационное управление - обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для проблемного управления вузом
процессное управление - обеспечение всех уровней управления информацией о функционировании основных (образовательный, научно-исследовательский), обеспечивающих и управленческих бизнес-процессов в вузе
стратегическое управление - обеспечение всех уровней управления информацией об институциональной внешней среде и о достижении стратегических целей вуза
Управление качеством услуг, продуктов, процессов и функций, осуществляемых в вузе
Рисунок 1 - Концептуальные основы системы управленческого учета вуза
В нашей интерпретации управленческий учет в вузе представляет собой систему учета, прогнозирования, планирования, контроля, анализа деятельности вуза, в разрезе объектов управления, с целью предоставления внутренним пользователям релевантной информации для принятия управленческих решений оперативного, тактического и стратегического и инновационного характера [6].
Концепция связывает цель, задачи, функции, структурную основу управленческого учета и объединяет современный учетно-информационный инструментарий, позволяющий эффективно управлять вузом, устранять критическое рассогласование между желаемым и действительным состоянием вуза, как объекта управления, реализуя взаимосвязь между его целями и миссией, средствами их достижения и результатами деятельности.
Цель управленческого учета обусловливает целеполагание, целеориентированность этой системы, определяет основу ее развития, представляет собой результат, к достижению которого она стремится.
Она формируется из многообразия целей вуза (социально-общественных, финансовых, материальных, оперативных, тактических, стратегических) и обуславливается потребностями пользователей учетной информации.
Ключевыми пользователями являются:
высший уровень управления (ученый совет, ректорат) - формирует стратегические цели, нуждается в интегрированной внутренней отчетности: о достижении поставленных целей; о фактических результатах функционирования структурных подразделений, образовательного, научно-исследовательского, обслуживающих (финансы, кадры, административно-хозяйственная деятельность, инновации и др.) процессов; о деятельности вуза в целом (за прошедший период, на конкретный момент времени); в анализе внешних и внутренних факторов, влияющих на результаты достижения стратегических целей, а также в плановых и прогнозных показателях деятельности на предстоящий период;
владельцы бизнес-процессов и руководители структурных подразделений всех уровней (деканы, дирек-торы институтов, руководители функциональных управлений и отделов (главный бухгалтер, начальник планово-финансового отдела и т.д.)) - формируют оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития вуза, заинтересованы во внутренней управленческой отчетности, включающей значения ключевых показателей деятельности бизнес-процессов, подразделений на конкретный момент времени, результаты их аналитической обработки, нуждаются в информации планового и прогнозного характера;
специалисты бизнес-процессов и структурных подразделений - в пределах своей компетенции заинтересованы в информации о деятельности структурных единиц и процессов вуза, прогнозе внешних и внутренних факторов, оказавших влияние на результаты их деятельности и деятельности вуза в целом.
Сообразуясь с этим, цель управленческого учета в вузе нами определена как информационное обеспечение процессов планирования, контроля и принятия управленческих решений, для достижения стратегических, тактических, оперативных целей на основе фактических, нормативных и прогнозных показателей функционирования вуза, его процессов, подразделений, а также показателей внешней среды [2].
Достижение этой цели конкретизируется в задачах системы управленческого учета, осуществляется посредством выполнения функций (координирующая, коммуникационная, инновационная, мотивационная, прогнозная, планово-контрольная, распределительная, организационная, информационно-аналитическая) и базируется на принципах (ориентация на учет затрат и результатов по бизнес-процессам и функциям, ориентация на удовлетворение информационных потребностей всех уровней управления; ориентация на управление по отклонениям фактических параметров ключевых показателей объектов учета от заданных параметров и др.).
Систему управленческого учета вуза, формирующего и передающего информацию обратной связи о фактических параметрах развития объектов управления и людьми, принимающими управленческие решения, необходимо строить и рассматривать с позиций и применительно к системе управления. Таким образом, в основу построения и структурирования многоцелевой системы управленческого учета должен быть положен принцип соответствия элементов управленческого учета основным функциям управления вузом. Концептуальные основы многоцелевой системы управленческого учета явились базисом формирования его внутренней структуры, как совокупности упорядоченных, целостно функционирующих, взаимодействующих, взаимосвязанных элементов, прочно связанных между собой причинно -следственными связями (рис.2).
В предложенной системе управленческого учета «... системно взаимодействуют все его составные элементы, и каждый обладает особыми качествами, исключение которых снижает общий потенциал и эффективность информационной системы. Только вместе они формируют систему внутренней информации, обеспечивающую эффективное управление организацией.» [11, а 45].
- о ори й ейл е
с н ате
а з
л а
а к
б о
с п
а х
м
е ы
т н
с
и ан
С в
Рисунок 2 - Структура многоцелевой системы управленческого учета вуза Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность элементов системы управленческого учета представлена на рис. 3._
Система учета затрат и калькулирования себестоимости
Система сбалансированных
показателей
Система бюджетирования, ориентированного на результат
Система управленческой отчетности
Система учета и внутреннего контроля по центрам ответственности ...Л------------------
Система управленческого учета вуза
Система управленческого анализа
Рисунок 3 - Взаимосвязь и взаимодействие элементов многоцелевой системы управленческого учета
вуза
Такой элементный состав системы управленческого учета в вузе позволит: перераспределять ресурсы на стратегически важные процессы и виды деятельности; увеличить уровень самоорганизации управленцев-менеджеров, непосредственно работающих на достижение запланированных ключевых показателей деятельности; повысить объективность оценки деятельности; экономически регулировать горизонтальные и вертикальные организационные связи; реализовать функции информационного обеспечения стратегического, тактического и оперативного управления; придать системе управленческого учета целостность, детерминированность, динамичность, эмерджентность, адаптивность (взаимозависимость и взаимодействие системы с внешней и внутренней средой), равновесие, синергизм и др. [8].
Необходимо еще раз акцентировать внимание на том, что система управленческого учета специфична для каждого отдельного вуза. Эта специфичность определяется: наличием и технологией тех или иных бизнес-процессов, видов деятельности (особенно это важно для правильной классификации и порядка учета затрат); нормативной базой конкретного бизнес-процесса или вида деятельности; учетной политикой вуза и правилами учета затрат на конкретный объект затрат - бизнес-процесс, вид деятельности, функция, вид и форма образова-
тельной услуги; организационной структурой вуза, влияющей на субъектно-объектную основу и тип системы управленческого учета; ориентацией системы управленческого учета (при функционально-ориентированном управлении система учета ориентирована на максимизацию результатов деятельности всего вуза за счет налаженной работы центров ответственности, а при процессно-ориентированном управлении - на эффективное управление конкретными бизнес-процессами, видами деятельности).
Таким образом, современная парадигма управленческого учета в вузах, основывающаяся на новых методологических подходах, позволяет ориентировать учетную систему на решение полного комплекса задач оперативного и стратегического характера, сохраняя способность вуза реагировать на изменения институциональной среды, обеспечивая конкурентоспособность на современном образовательном рынке.
Источники:
1. Васильев, Ю.С. Экономика и организация управления вузом: учебник, 3-е изд., испр. и доп./ Ю.С. Васильев, В.В. Глухов, М.П. Федоров М.П.// СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 608 с.
2. Глущенко А.В. Егорова Е.М. Модель функционально-стратегического бюджетирования, ориентированного на результат, как базового элемента системы управленческого учета вуза // «Экономика образования». 2011. № 4.- C. 147155.
3. Глущенко А.В. Повышение качества информации на основе внутренней стандартизации учетного процесса интегрированных формирований холдингового типа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2010.- № 1 (16).- С. 136-144.
4. Глущенко, А.В. Инструменты стратегического управленческого учета / А.В. Глущенко, З.В. Гришкеева // Бизнес. Образование. Право. - 2012.- №1 (18).- С. 170-173.
5. Глущенко, А.В. Концептуальное видение и механизм реализации функционально-стратегического бюджетирования в высшем учебном заведении/А.В. Глущенко, Е.М. Егорова//Международный бухгалтерский учет. 2015. № 17(359). -С.17-29.
6. Глущенко, А.В. Цели и инструменты учетно-информационного обеспечения инновационного менеджмента вуза/А.В. Глущенко, Е.М. Егорова//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10. Инновационная деятельность. 2013г. № 1. - С. 32-37.
7. Егорова, Е.М. Управленческий учет как концептуальный подход к повышению эффективности управления государственным вузом/Е.М. Егорова//Экономика образования, 2010. №1. - С. 98-102.
8. Егорова, Е.М. Организация бухгалтерского учета с позиций теории факторов производства /Е.М. Егорова/Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. №2 (31). - С 187-193.
9. Егорова, Е.М. Учетно-управленческие проблемы экономики высшей школы/ Е.М. Егорова//Успехи современного естествознания. 2008. №12. С.40-41.
10. Егорова, Е.М. Контуры стратегического управленческого учета в высшем учебном заведении/Е.М. Егорова // Экономика образования. 2010. № 2. - С. 96-99.
11. Каплан, Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. -2-е изд., испр. и доп./ [Пер. с англ. М. Павловой]. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 320 с.
12. Репин, В.В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация/В.В. Репин. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2007. - 277 с.
Sources:
1. Vasiliev, Yu. S. Economics and organization of University management: textbook, 3rd ed., ISPR. and add./ Yu. s. Vasi-liev, V. V. Glukhov, M. P. Fedorov M. P. / / SPb.: LAN Publishing House, 2004. - 608 p.
2. Glushchenko A.V. Egorova E. M. Model of functional and strategic budgeting, focused on results, as a basic element of the management accounting system of higher education / / "Economics of education". 2011. # 4.- C. 147-155.
3. Glushchenko A.V. Improving the quality of information based on internal standardization of the accounting process of integrated formations of the holding type / / Bulletin of the Volgograd state University. Series 3: Economics. Ecology. - 2010.- No. 1 (16).- Pp. 136-144.
4. Glushchenko, A. V. Tools of strategic management accounting / A. V. Glushchenko, Z. V. Hristeva // Business. Education. Right. - 2012.- No. 1 (18).- Pp. 170-173.
5. Glushchenko, A.V. Conceptual vision and mechanism for implementing functional and strategic budgeting in higher ed-ucation/A.V. Glushchenko, E. M. Egorova/ / international accounting. 2015. No. 17(359). - P. 17-29.
6. Glushchenko, A.V. Goals and tools of accounting and information support of innovative management of higher education institutions/A.V. Glushchenko, E. M. Egorova / / Bulletin of the Volgograd state University. Series 10. Innovative activity. 2013. No. 1. - Pp. 32-37.
7. Egorova, E. M. Managerial accounting as a conceptual approach to improving the efficiency of management of a state University/E. M. Egorova / / Economics of education, 2010. #1. - Pp. 98-102.
8. Egorova, E. M. Organization of accounting from the standpoint of the theory of factors of production /E. M. Egorova / Bulletin of the Rostov state University of Economics (RINH). 2010. No. 2 (31). - From 187 to 193.
9. Egorova, E. M. Accounting and management problems of higher school Economics/ E. M. Egorova//Success of modern natural science. 2008. #12. Pp. 40-41.
10. Egorova, E. M. Contours of strategic management accounting in higher education / E. M. Egorova / / Economics of education. 2010. # 2. - Pp. 96-99.
11. Kaplan, Robert S., and Norton David P. Balanced scorecard. From strategy to action. - 2nd ed., ISPR. and add./ [TRANS. from the English. M. Pavlova]. Moscow: Olymp-Business CJSC, 2010.- 320 p.
12. Repin, V. V. Business processes of the company: construction, analysis, regulation/V. V. Repin. Moscow: RIA "Standards and quality", 2007. - 277 p.