Научная статья на тему 'Интегрированная система управленческой отчетности как основа управленческого анализа в вузе'

Интегрированная система управленческой отчетности как основа управленческого анализа в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
607
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ВУЗЕ / MANAGEMENT ANALYSIS IN HIGH SCHOOLS / ИНТЕГРИРОВАННАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / INTEGRATED MANAGEMENT REPORTING / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ОТЧЕТНОСТИ / CLASSIFICATION FEATURES OF THE REPORTING / ОТЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / REPORTING INDICATORS / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ / USERS OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко Александра Васильевна, Егорова Екатерина Михайловна

В статье разработаны концептуальные основы управленческой отчетности вуза. Предложена совокупность формализованных отчетов, интегрирующих в себе систему взаимосвязанных финансовых и нефинансовых показателей, предназначенных для управленческого анализа деятельности вуза в целом, в разрезе его бизнес-процессов, видов деятельности, центров ответственности, позволяющих принимать управленческие решения для достижения стратегических целей. Дополнены классификационные признаки и дано определение управленческой отчетности, сформулированы цель, задачи, приоритетные характеристики и требования (общие и специальные) к информации, формируемой в управленческой отчетности. В соответствии с введенным классификационным признаком «по бизнес-процессам» выделены новые виды управленческой отчетности: основные, обеспечивающие, управленческие. Предложены признаки сегментации и выделены сегменты деятельности вуза как объекты управленческого учета и анализа. Представлена авторская многоуровневая система интегрированной управленческой отчетности для процессно-ориентированной организационной структуры управления вузом. Исходя из целевых запросов различных групп пользователей (заведующие кафедрами, владельцы бизнес-процессов, директора, ректорат и др.) определены формы управленческой отчетности и содержание ее показателей для оценки образовательной, научно-исследовательской, финансово-хозяйственной деятельности, для оценки степени достижения стратегических целей вуза и др. Прописаны этапы внедрения управленческого анализа в практику управления вузом. По каждому этапу разработаны мероприятия, начиная с выявления информационных потребностей и требований к информации всех уровней системы управления вузом, и до построения системы управленческой отчетности по каждому центру ответственности, виду деятельности на всех уровнях организационно-управленческой структуры. Заключительный этап включает построение системы управленческого анализа с разработкой взаимосвязанных показателей для количественной и качественной оценки деятельности вуза по структурам бизнес-процесса, видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED MANAGEMENT REPORTING AS THE BASIS FOR MANAGEMENT ANALYSIS IN HIGH SCHOOLS

The article expands on the conceptual basis of management accounts of the universities. There was proposed a set of formalized reports that integrate a system of interrelated fi and non-fi indicators for management analysis of the university as a whole, in the context of its business processes, activities, responsibility centers which allow to take managerial decisions in order to achieve strategic objectives. Classification features were supplemented with new ones and management reporting is clearly defined in the article. The goals, objectives, priorities and requirements specifi ations (general and specifi ) to the information generated in the management accounts are formulated in the article. In accordance with the newly introduced classification sign on «business processes’ the new types of management accounting are highlighted: basic, guaranteeing and managerial. The signs of segmentation are offered and the segments of the university as the objects of management accounting and analysis are singled out. The author’s multilevel system of integrated management reporting for process-oriented organizational structure of the university management is presented in the article. Judging from the targeted needs of various user groups (Heads of Departments, business processes owners, directors, university administration, and others) the forms of management reporting and the content of the indicators to assess its educational, research, fi and business activities are defi in order to assess the degree of achievement of strategic objectives of the high schools and others. The stages of management analysis implementation in the university management are offered. The activities starting from identifying information needs and information requirements at all levels of university management, and ending up with the building of a management reporting system for each center of responsibility or type of activity at all levels of management and organizational structure are developed specifi ally for each stage. The fi stage involves the construction of a system of management analysis together with the development of interrelated indicators for the quantitative and qualitative evaluation of the university activities basing on the structure of the business process activities.

Текст научной работы на тему «Интегрированная система управленческой отчетности как основа управленческого анализа в вузе»

УДК 657.6:378

интегрированная система управленческой отчетности как основа управленческого анализа в вузе

ГЛУЩЕНКО АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учета, анализа и аудита Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, Россия E-mail: audit415@yandex.ru

ЕГОРОВА ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Волгоградского государственного аграрного университета, г. Волгоград, Россия E-mail: audit415@yandex.ru

аннотация

В статье разработаны концептуальные основы управленческой отчетности вуза. Предложена совокупность формализованных отчетов, интегрирующих в себе систему взаимосвязанных финансовых и нефинансовых показателей, предназначенных для управленческого анализа деятельности вуза в целом, в разрезе его бизнес-процессов, видов деятельности, центров ответственности, позволяющих принимать управленческие решения для достижения стратегических целей. Дополнены классификационные признаки и дано определение управленческой отчетности, сформулированы цель, задачи, приоритетные характеристики и требования (общие и специальные) к информации, формируемой в управленческой отчетности. В соответствии с введенным классификационным признаком «по бизнес-процессам» выделены новые виды управленческой отчетности: основные, обеспечивающие, управленческие. Предложены признаки сегментации и выделены сегменты деятельности вуза как объекты управленческого учета и анализа. Представлена авторская многоуровневая система интегрированной управленческой отчетности для процессно-ориентированной организационной структуры управления вузом. Исходя из целевых запросов различных групп пользователей (заведующие кафедрами, владельцы бизнес-процессов, директора, ректорат и др.) определены формы управленческой отчетности и содержание ее показателей для оценки образовательной, научно-исследовательской, финансово-хозяйственной деятельности, для оценки степени достижения стратегических целей вуза и др. Прописаны этапы внедрения управленческого анализа в практику управления вузом. По каждому этапу разработаны мероприятия, начиная с выявления информационных потребностей и требований к информации всех уровней системы управления вузом, и до построения системы управленческой отчетности по каждому центру ответственности, виду деятельности на всех уровнях организационно-управленческой структуры. Заключительный этап включает построение системы управленческого анализа с разработкой взаимосвязанных показателей для количественной и качественной оценки деятельности вуза по структурам бизнес-процесса, видам деятельности.

Ключевые слова: управленческий анализ в вузе, интегрированная управленческая отчетность, классификационные признаки отчетности, отчетные показатели, пользователи информации.

integrated Management Reporting as the Basis for Management Analysis in High schools

ALEXANDRA V. GLUSHCHENKO,

Doctor of Economics, professor, Head of Accounting and Auditing Department, Volgograd State University, Volgograd, Russia

E-mail: audit415@yandex.ru

EKATERINA M. EGOROVA,

Doctor of Economics, professor of Accounting and Auditing Department, Volgograd Agricultural University, Volgograd, Russia

E-mail: audit415@yandex.ru

abstract

The article expands on the conceptual basis of management accounts of the universities. There was proposed a set of formalized reports that integrate a system of interrelated financial and non-financial indicators for management analysis of the university as a whole, in the context of its business processes, activities, responsibility centers which allow to take managerial decisions in order to achieve strategic objectives. Classification features were supplemented with new ones and management reporting is clearly defined in the article. The goals, objectives, priorities and requirements specifications (general and specific) to the information generated in the management accounts are formulated in the article. In accordance with the newly introduced classification sign on «business processes' the new types of management accounting are highlighted: basic, guaranteeing and managerial. The signs of segmentation are offered and the segments of the university as the objects of management accounting and analysis are singled out. The author's multilevel system of integrated management reporting for process-oriented organizational structure of the university management is presented in the article. Judging from the targeted needs of various user groups (Heads of Departments, business processes owners, directors, university administration, and others) the forms of management reporting and the content of the indicators to assess its educational, research, financial and business activities are defined, in order to assess the degree of achievement of strategic objectives of the high schools and others. The stages of management analysis implementation in the university management are offered. The activities starting from identifying information needs and information requirements at all levels of university management, and ending up with the building of a management reporting system for each center of responsibility or type of activity at all levels of management and organizational structure are developed specifically for each stage. The final stage involves the construction of a system of management analysis together with the development of interrelated indicators for the quantitative and qualitative evaluation of the university activities basing on the structure of the business process activities.

Keywords: management analysis in high schools, integrated management reporting, classification features of the reporting, reporting indicators, users of information.

Основной задачей процесса управления вузом является достижение поставленных стратегических целей путем выработки управляющего решения и целенаправленного воздействия на объект управления. Управленческий анализ представляет собой содержательную сторону процесса управления, используя методы исследования деятельности вуза как управляемой системы и объекта анализа «путем рассмотрения ее отдельных сторон, свойств, составных частей», делающего ее понимание более ясным [1, с. 285]. В управленческом анализе информация управленческого учета «расчленяется» на части, чтобы выявить существенные факторы, обусловившие то или иное значение представленных в ней показателей.

Таким образом, управленческий анализ в вузе, базируясь на информации, генерируемой управленческим учетом, представляет

собой процесс интерпретации этой информации (о ресурсах, объеме услуг, затратах, финансовых и нефинансовых результатах и т.д.). Занимая промежуточное положение между обработкой данных и принятием управленческих решений, он оказывает непосредственное влияние на качество и обоснованность последних. Этим обусловлены важность и необходимость внедрения управленческого анализа в практику управления вузом.

В целом этот сложный и длительный процесс можно представить в виде последовательных этапов:

— выявление и конкретизация информационных потребностей всех уровней системы управления вузом (анализ организационно-управленческой структуры, акценты в управлении, идентификация управленческих функций, определение характера, объема, перечня и степени

оперативности необходимой для управления информации) и способы наиболее эффективного их удовлетворения;

— анализ и описание существующей бухгалтерской информационной системы вуза (преимущества и недостатки формируемых системой учета информационных потоков, выявление пользователей и оценка удовлетворения их информационных потребностей);

— определение требований к необходимой управленческой информации (определяется оптимальный количественный и качественный состав информации, необходимой для эффективного управления вузом) и подчинение ее логике функционирования бизнес-процессов вуза и в пространстве, и во времени;

— построение формализованной системы, способной обеспечить необходимой управленческой информацией все уровни управления вузом (разрабатывается соответствующая формализованная система, способная осуществлять сбор, обработку и представление информации, соответствующей потребностям и требованиям управленческого персонала, в разрезе индивидуальных исполнителей, центров ответственности, руководителей центров ответственности, отдельных бизнес-процессов, совокупности всех бизнес-процессов вуза);

— построение системы управленческой отчетности (разрабатывается совокупность отчетов установленной формы и вида по всем центрам ответственности всех уровней организационно-управленческой структуры, включающая всю необходимую для управленческого персонала информацию с заданной степенью детализации);

— построение системы управленческого анализа (разрабатывается система управленческого анализа, главной целью которой является количественная и качественная оценка деятельности вуза по всем структурам, бизнес-процессам, видам деятельности, выработка управленческих решений по ее развитию и совершенствованию).

Управленческий анализ в вузе в целом ориентирован на общую оценку эффективности и важнейших экономических показателей, включая оценку внутренних и внешних факторов, общих тенденций развития бизнес-процессов вуза, возможных резервов повышения эффективности их функционирования. С помощью

этой оценки можно: определить динамику показателей, определяющих результативность функционирования каждого бизнес-процесса вуза и всей их совокупности в целом; дать оценку обоснованности и сбалансированности принятого плана, конечных результатов его выполнения; сравнить возможные результаты деятельности вуза в текущем периоде с соответствующими показателями предыдущих лет и базового года.

К основным задачам анализа можно отнести строгий и оперативный учет и контроль нефинансовых (основных средств, нематериальных активов, материалов и др.) и финансовых активов, оценку эффективности их использования, увеличение доходов, оптимизацию затрат, сокращение непроизводительных расходов и др.

Кроме того, управленческий анализ, на наш взгляд, может решать задачи и преследовать цели, выходящие за рамки только анализа доходов и затрат или общей оценки эффективности вуза [2, с. 8], а именно:

— оценить место вуза на рынке образовательных услуг, выявить его конкурентоспособность, емкость рынка;

— добиться управляемости системой бизнес-процессов;

— проанализировать ресурсные возможности расширения производства образовательных и научных продуктов за счет лучшего использования интеллектуальных, трудовых и материально-технических ресурсов;

— принять решения по внедрению и обеспечению высокого качества новых образовательных и научных продуктов;

— выработать стратегию управления затратами на обеспечение образовательного и научно-исследовательского процессов по этапам цепочки потребительской ценности, по отклонениям, по центрам затрат и в целом по центрам ответственности;

— оценить возможные финансовые и нефинансовые результаты от изменения цепочки потребительской ценности, внедрения новых образовательных и научных продуктов;

— определить политику ценообразования на образовательные услуги;

— проанализировать взаимосвязь объема реализации образовательных услуг, затрат и прибыли с целью управления финансовой стабильностью вуза;

Учетная информация о состоянии и ключевых значениях многомерных объектов управления, формируемая в системе управленческого учета вуза

Входящие потоки учетной информации _±_±_±_±_

Управленческая отчетность вуза

Входящие потоки учетно-отчетной информации _*_*_*_*_

Управленческий анализ в вузе

Исходящие потоки

_А_*_* *_*_А_

Принятие управленческих решений

Рис. 1. Модель взаимодействия управленческого анализа и управленческой отчетности

в системе управленческого учета

— определить степень достижения стратегических целей вуза в целом и результативность отдельных его бизнес-процессов.

Управленческий анализ эффективности деятельности современного вуза, имеющего сложную учебную, научную и производственную процессно-ориентированную структуру, все более зависит от уровня информационного обеспечения систем управления его бизнес-процессами и отдельными структурными подразделениями, нуждается в оперативной экономической, финансовой и нефинансовой информации, помогающей принимать важные оперативные решения по достижению стратегических целей. Решение этой задачи во многом зависит от управленческой отчетности, выступающей информационным источником управленческого анализа всех сфер и направлений деятельности вуза (рис. 1).

Управленческая отчетность, являясь элементом формирования «выходной» информации управленческого учета, играет большую функциональную роль, и ее объективная необходимость вытекает из потребности оперативного, тактического, стратегического и процессного управления вузом и принятия грамотных управленческих решений по всем видам деятельности.

Важнейшей организационно-методической проблемой является определение состава

и содержания форм внутренней управленческой отчетности, которая для каждого вуза имеет сугубо индивидуальный характер. В связи с этим, не определяя задачей создание алгоритма формирования внутренней управленческой отчетности, нами предпринята попытка некоторым образом формализовать ее состав и разработать отдельные формы внутренней управленческой отчетности для процессно-ориентированной организационной структуры управления вузом.

Вначале определимся с понятием «управленческая отчетность». В экономической литературе проблемы управленческой отчетности и ее формирования освещены слабо, ученые не выработали единого мнения и в отношении названия этой отчетности. Одни авторы называют ее сегментарной [3, с. 214; 4, с. 198], другие — внутренней [5, с. 144], третьи — частной [6, с. 201], четвертые — управленческой [7, с. 255].

По нашему мнению, все эти определения могут иметь место в контексте рассмотрения некоторых ее граней, аспектов и характеристик. Однако термин «управленческая отчетность» является более точным и всеобъемлющим, поскольку в нем отражено главное — назначение этого вида отчетности для управления организацией и принятия управленческих решений.

Изучив палитру взглядов ученых на определение дефиниции «управленческая отчетность», приведем некоторые из них.

Рис. 2. классификационные признаки форм управленческой отчетности вуза

В.Б. Ивашкевич определяет управленческую отчетность как взаимосвязанный комплекс фактических, плановых, прогнозных данных и расчетных показателей о функционировании хозяйственной организации как экономической и производственной единицы [8, с. 517].

Т.П. Карпова рассматривает ее как «систему взаимосвязанных экономических показателей, характеризующую результаты деятельности подразделений за определенный промежуток времени (час, сутки, декаду, месяц, квартал, год)» [9, с. 154].

Однако для разработки авторского определения понятия «управленческая отчетность» нам представляется необходимым рассмотреть ее классификацию по ряду признаков.

Опираясь на классификационные признаки, выделяемые авторами в специальной литературе, и учитывая особенности и характеристики информационных запросов внутривузовского менеджмента, приведем классификацию форм

управленческой отчетности в вузе в разрезе ряда признаков (рис. 2).

Не останавливаясь на характеристике форм управленческой отчетности в разрезе ее классификаций (по уровням управления, объему информации и содержанию информации, формату, обязательности и периодичности ее представления и характеру отчетных показателей), широко освещенной в научных трудах Е.Э. Гусевой [10], В. Б. Ивашкевича [8, с. 522] и других авторов и, по сути, аналогичной как для вузов, так и для организаций других организационно-правовых форм и форм собственности, обратим внимание на содержание ее новых актуальных классификационных признаков.

Одной из главных функций системы управленческого учета в вузе является информационно-аналитическая. Она позволяет определить эффективность деятельности вуза с точки зрения различных заинтересованных сторон как во внешней (потребители, заказчики, учредители,

общественность, органы, осуществляющие лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию и др.), так и внутренней (студенты, сотрудники, управленческий персонал всех иерархических уровней, ученый совет и др.) институциональной среде.

Поэтому значимой считаем классификацию, ранее отсутствующую, позволяющую группировать управленческую отчетность вуза по отношению к его информационной совокупности как субъекта рынка и системы высшей профессиональной школы на внешнюю (распространяется во внешнюю среду, предназначена для удовлетворения информационных запросов заинтересованных сторон — общественных, рыночных и государственных институтов) и внутреннюю (не выходит за рамки информационной совокупности вуза, предназначена для внутривузовского управления).

Учитывая процессный подход к управлению вузом, концентрирующий управленческое внимание на функционировании бизнес-процессов, на анализе и оценке их результативности, логично ввести классификационный признак форм управленческой отчетности «по бизнес-процессам», в соответствии с которым представляется отчетная информация в разрезе их видов: основные; обеспечивающие; управленческие.

Управленческая отчетность в вузе определяется нами как совокупность формализованных отчетов, интегрирующих в себе систему взаимосвязанных финансовых и нефинансовых показателей, предназначенных для управленческого анализа и оценки деятельности вуза в целом, в разрезе его бизнес-процессов, видов деятельности, центров ответственности, и позволяющих принимать управленческие решения для достижения стратегических целей. Основные элементы ее в авторской концепции представлены на рис. 3.

Управленческая отчетность рассматривается нами как информация обратной связи, в которой нуждается менеджмент вуза, ориентированный на достижение стратегических целей и решение задач, стоящих перед вузом.

С ее помощью выявляются причины отклонений от заданных параметров, вскрываются неиспользованные резервы, формируются представления о наличии, размещении и использовании имеющихся у вуза ресурсов.

Состав, содержание отчетных показателей, форма и сроки представления управленческой отчетности вуза должны регулироваться внутренними локальными актами.

Принципы и требования к построению и содержанию управленческой отчетности, базирующиеся на научной основе и практическом опыте как зарубежных, так и российских организаций, характеризуют сущность данного элемента управленческого учета в вузе.

Рассмотрим содержание требований к управленческой отчетности.

Целесообразность отчетности подразумевает, что она должна отвечать цели, ради которой подготовлена.

Объективность предусматривает, что отчетность должна содержать конкретную информацию и возможность исключения субъективного мнения и предвзятых оценок.

Релевантность предполагает своевременное предоставление отчетности в четкой и понятной форме, способной удовлетворить критерию пригодности для принятия управленческих решений, направленных как на поддержание приемлемого уровня качества образования, так и на его повышение.

Достаточность отчетности означает, что она должна быть достаточной для принятия управленческих решений на соответствующем уровне, данные в отчетах должны быть систематизированы.

Достоверность предполагает, что управленческая отчетность вызывает доверие у лиц, принимающих управленческие решения, не должна допускать манипуляций данными, их неоднозначной оценки, сокрытия или искажения и зависит от источника ее предоставления, полноты и доступности информации, приведенной в ней.

Сопоставимость отчетности заключается в возможности сравнительной оценки ее отдельных элементов во времени, возможности проведения сравнительного анализа с другими аналогичными субъектами и т.п.

Адресность означает, что отчетность должна использоваться тем представителем структуры управления, для которого она предназначена (ее форма и содержание должны учитывать психологические особенности, уровень компетенции и профессиональных знаний пользователя).

Иерархичность отчетности подразумевает уменьшение детализированности отчетов по

Рис. 3. концептуальныеосновы управленческойотчетностиввузе

мере возрастания ранга пользователя в административной подчиненности.

Понятность означает правильное понимание смысла показателей отчетности как составителями, так и пользователями.

Гибкость (адаптированность) означает способность отчетности реагировать на изменения внутренней и внешней институциональной среды и перестраиваться сообразно ей.

Аналитичность предполагает пригодность управленческой отчетности для анализа и оперативного контроля за всеми сферами деятельности и бизнес-процессами вуза.

Основными пользователями управленческой отчетности являются: на внутреннем уровне — персонал вуза, владельцы бизнес-процессов, ректорат, ученый совет и др.; на внешнем уровне — учредители, Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор, широкая общественность, бизнес-сообщество, потребители образовательных услуг и др.

Пользователи управленческой отчетности всех уровней внутреннего управления по данным отчетности выявляют потребности в ресурсах, оценивают правильность и эффективность принимаемых решений, в том числе стратегических, инвестиционных и инновационных, определяют основные направления образовательной политики, осуществляют прогнозные расчеты финансовых и нефинансовых показателей предстоящих отчетных периодов.

Обобщение учетной информации и передача ее в ясной и понятной форме заинтересованным пользователям составляют одно из главных требований к системе управленческой отчетности.

На рис. 4 представлена разработанная авторами структура агрегирования многоуровневой интегрированной управленческой отчетности вуза.

Основным условием функционирования системы многоуровневой интегрированной управленческой отчетности является наличие развитой информационной среды вуза, которая позволяет в рамках учетно-аналитической системы осуществлять управленческий анализ, предоставлять релевантную информацию для принятия управленческих решений с целью повышения результативности вуза.

Уровни 1-4 представленной структуры управленческой отчетности вуза относятся

к внутренней отчетности и представляют собой систему взаимосвязанных показателей об условиях и результатах деятельности: персонала вуза; структурных подразделений вуза; центров ответственности, сегментированных по бизнес-процессам вуза, а также об эффективности каждого бизнес-процесса вуза и всей совокупности бизнес-процессов, выделенных в вузе.

Внешняя управленческая отчетность (уровни 5-7) содержит информацию, представляемую во внешнюю среду и позволяющую:

— вышестоящим органам вынести решение на основании аналитического отчета о прохождении комплексной оценки функционирования вуза при прохождении процедур лицензирования и аккредитации, увязать объемы финансирования вуза с качеством и результатами его деятельности, определить место вуза в рейтинговой системе;

— общественности, бизнес-сообществу, потребителям образовательных и научных продуктов и другим заинтересованным сторонам вынести решение об общественном рейтинге и месте вуза на рынке высшего образования, о его социальной и культурно-общественной пользе, роли и значении.

Уровни 2, 3 для вуза с процессной организационно-управленческой структурой, по сути, можно объединить, так как владельцы бизнес-процессов (под «владельцами» подразумеваются должностные лица или коллегиальные органы управления, отвечающие за параметры и качество бизнес-процессов), выполняя управленческие функции тактического и стратегического характера, одинаково нуждаются в отчетности, отражающей текущую деятельность принадлежащих им центров ответственности, показатели деятельности и оценку степени достижения стратегических целей в целом по бизнес-процессам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращаясь к управленческому анализу в вузе, следует отметить, что организация управленческого учета в вузе с позиций процессного управления, построение процессной организационно-управленческой структуры (образовательные, научно-исследовательские, обслуживающие и управленческие бизнес-процессы выступают основными элементами такой структуры) создают информационную основу и обеспечивают возможность углубления

Уровни

Уровень 7

Уровень 6

Уровень 5

Уровень 4

Уровень 3

Уровень 2

Уровень 1

Основные пользователи

Общественность, бизнес-сообщество, потребители образовательных услуг и др. заинтересованные стороны

Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор

Учредитель

Стратегическое руководство, высший уровень (ректорат, ученый совет, попечительский совет, наблюдательный совет)

Стратегическое

руководство, функциональный уровень (ректорат, владельцы бизнес-процессов и др.)

Тактическое руководство (владельцы бизнес-процессов, директора, начальники и др.)

Оперативное руководство (заведующие кафедрами, лабораториями, начальники отделов и др.)

Виды отчетности

Общественные рейтинги вуза

Аналитический отчет

о прохождении комплексной оценки вуза, рейтинг вуза

Сводный отчет вуза по направлениям деятельности

Сводные формализованные отчеты и аналитические таблицы по всем направлениям деятельности вуза и совокупности его бизнес-процессов

Текущие формализованные

отчеты агрегированных показателей по каждому бизнес-процессу

Формализованные отчеты структурных подразделений —

центров ответственности, сегментированных по каждому бизнес-процессу

Формализованные отчеты преподавателей, научных сотрудников

Содержание

Показатели оценки вузов (в том числе полезности для общества), ранжированные по различным признакам

Показатели комплексной оценки вуза (лицензирование, аттестация, аккредитация)

Показатели образовательной, научно-исследовательской и финансово-хозяйственной деятельности

Динамика показателей, оценивающих степень

достижения стратегических целей

вуза по всей совокупности бизнес-процессов и направлениям деятельности вуза

Агрегированные показатели деятельности и оценки

достижения стратегических целей по каждому бизнес-процессу

Показатели кафедр, отделов, лабораторий и других структурных подразделений, относящихся к бизнес-процессу

Первичные (оперативные) данные вуза

Рис. 4. структура агрегирования многоуровневой интегрированной управленческой отчетности вуза

сегменты деятельности вуза как объекты управленческого анализа

№ п/п Признак сегментации Сегменты

1 По центрам ответственности 1. Центры затрат. 2. Центры доходов. 3. Центры прибыли. 4. Центры инноваций. 5. Венчур-центры. 6. Центры инвестиций

2 По бизнес-процессам (подпроцессам, функциям) 1. Основные бизнес-процессы: - образовательные; - научно-исследовательские. 2. Обеспечивающие бизнес-процессы. 3. Управленческие бизнес-процессы

3 По группам заказчиков 1. Физические лица. 2. Индивидуальные предприниматели. 3. Юридические лица: - коммерческие; - некоммерческие

4 По классам заказчиков 1. Низкий материальный уровень. 2. Средний материальный уровень. 3. Высокий материальный уровень

5 По группам потребителей 1. Сельское население. 2. Городское население. 3. Мужчины. 4. Женщины

6 По территориальному расположению образовательных рынков 1. По месту нахождения вуза. 2. В других населенных пунктах региона нахождения вуза. 3. В других регионах. 4. В других странах

7 По направлениям подготовки и видам специальностей 1. Экономические. 2. Биологические. 3. Технические. 4. Гуманитарные. 5. Др.

8 По уровням обучения 1. Бакалавриат. 2. Магистратура. 3 Аспирантура (докторантура). 4. Др.

9 По формам обучения 1. Очная. 2. Заочная. 3. Вечерняя. 4. Сокращенные сроки. 5. Экстернат. 6. Индивидуальная и др.

10 По особенностям технологии образовательного и научно- исследовательского процесса 1. Этапы технологии образовательного и научно-исследовательского процесса. 2. Этапы формирования цепочки потребительской ценности

и расширения управленческого анализа с точки зрения его сегментов, объектов и задач.

Сегментация может осуществляться по: центрам ответственности; бизнес-процессам; группам заказчиков; классам заказчиков; группам потребителей; образовательным рынкам; направлениям подготовки и видам специальностей; уровням обучения; формам обучения; особенностям технологии образовательного и научно-исследовательского процесса и др. (см. таблицу).

Для решения задач управления основными бизнес-процессами, подпроцессами и функциями с позиций их оптимизации и улучшения следует выделить две группы задач управленческого анализа: 1) оценить динамику основных финансовых и нефинансовых показателей деятельности вуза в разрезе бизнес-процессов; 2) обеспечить совершенствование самих бизнес-процессов.

Решение этих задач достигается методами:

— функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов;

— сравнительного анализа (бенчмаркинга) бизнес-процессов (осуществляется по отношению к другим бизнес-процессам вуза или бизнес-процессам других вузов, при этом оцениваются: эффективность структурной организации бизнес-процессов, рациональность состава и структуры показателей бизнес-процессов и достигнутые значения основных из них);

— статистического анализа бизнес-процессов (позволяет выявить тенденции динамики показателей эффективности бизнес-процессов с использованием, в том числе, математических методов регрессионного анализа, аппроксимации, интерполирования, наименьших квадратов, нейронных сетей и др.);

— экономического анализа (заключается в оценке экономической эффективности бизнес-процессов).

В целом представленное авторами концептуальное видение управленческой отчетности современного вуза может выступать основой всестороннего управленческого анализа и принятия решений по оптимизации и развитию внутренних бизнес-процессов, что позволит вузу создавать качественные образовательные и научно-исследовательские продукты и повышать свою конкурентоспособность на образовательном рынке.

Литература

1. Егорова Е. М. Концепция управленческого учета в вузах: монография. Волгоград: Нива, 2012. 379 с.

2. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: учеб. пособие. M.: Финансы и статистика, 2003. 411 с.

3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студ. вузов, обучаю -щихся по экономическим специальностям. 7-е изд., стер. M.: Омега-Л, 2010. 570 с.

4. Суйц В.П. Управленческий учет: учебник. M.: Высшее образование, 2007. 371 с.

5. Палий В. Ф. Организация управленческого учета. M.: Бератор-Пресс, 2003. 312 с.

6. Попова Л. В., Маслова И. А., Алимов С. А., Коростелкин M. М. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учеб.-метод. пособие. M.: Дело и сервис, 2006. 448 с.

7. Рыбакова О. В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование. M.: Финансы и статистика, 2005. 464 с.

8. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. M.: Mагистр, 2008. 574 с.

9. Карпова Т.П. Управленческий учет: учеб. для вузов. M.: Юнити, 2000. 350 с.

10. Гусева Е. Э. Управленческая отчетность и ее использование для принятия управленческих решений // Современный бухучет. 2005. № 1. С. 21-25.

References

1. Egorova E.M. Kontseptsiia upravlenchesko-go ucheta v vuzakh: monografiia [The concepts of managerial accounting in universities]. Volgograd, Niva — Niva, 2012, 379 p. (in Russ.).

2. Boronenkova S.A. Upravlencheskii analiz: ucheb. posobie [Management analysis: a tutorial]. Moscow, Finansy i statistika — Finance and Statistics, 2003, 411 p. (in Russ.).

3. Vakhrushina M. A. Bukhgalterskii upravlencheskii uchet: ucheb. dlia stud. vuzov,

obuchaiushchikhsia po ekonomicheskim spetsial'nostiam. 7-e izd., ster [Management accounting: a textbook for students, universities, students of economics / 7th edition, stereotypical]. Moscow, Omega-L — Omega-L, 2010, 570 p. (in Russ.).

4. Suits V. P. Upravlencheskii uchet: uchebnik [Managerial Accounting: a textbook]. Moscow, Vysshee obrazovanie — Higher Education, 2007, 371 p. (in Russ.).

5. Palii V. F. Organizatsiia upravlencheskogo ucheta [The organization of the managerial accounting]. Moscow, Berator-Press — Bera-tor-Press, 2003, 312 p. (in Russ.).

6. Popova L. V., Maslova I. A., Alimov S.A., Ko-rostelkin M.M. Uchet zatrat, kal'kulirovanie i biudzhetirovanie v otdel'nykh otrasliakh proizvodstvennoi sfery: ucheb. — metod. posobie [Cost accounting, estimating and budgeting in certain sectors of the production sector: a teaching manual]. Moscow, Delo i servis — Business and Service, 2006, 448 p. (in Russ.).

7. Rybakova O. V. Bukhgalterskii uprav-lencheskii uchet i upravlencheskoe plan-irovanie [Managerial accounting and management planning]. Moscow, Finansy i statis-tika — Finance and Statistics, 2005, 464 p. (in Russ.).

8. Ivashkevich V. B. Bukhgalterskii uprav-lencheskii uchet: uchebnik. 2-e izd., pererab. i dop [Management accounting: a textbook / 2nd edition, revised and updated]. Moscow, Magistr — Master of Science, 2008, 574 p. (in Russ.).

9. Karpova T. P. Upravlencheskii uchet: ucheb. dlia vuzov [Management accounting: a textbook for universities]. Moscow, Iuniti — Unity, 2000, 350 p. (in Russ.).

10. Guseva E. E. Upravlencheskaia otchet-nost» i ee ispol'zovanie dlia priniatiia upravlencheskikh reshenii [Management reporting and its use for management decisions]. Sovremennyi bukhuchet — Modern accounting, 2005, no. 1, pp. 21-25 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.