Научная статья на тему 'Памяти Татьяны Федоровны Малышевой'

Памяти Татьяны Федоровны Малышевой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Татьяна Федоровна Малышева / Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова / кафедра истории музыки. / Tatyana Fedorovna Malysheva / Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov / Department of Music History.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полозова Ирина Викторовна, Хачаянц Анжела Григорьевна

Татьяна Федоровна Малышева — кандидат искусствоведения, профессор, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств РФ, более четверти века возглавлявшая кафедру истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Она ушла из жизни 23 марта нынешнего года. Обучившись у маститых преподавателей — Тамары Николаевны Левой в Нижегородской консерватории, а затем у Бориса Михайловича Ярустовского и Елены Борисовны Долинской в Московской консерватории, — она в своей деятельности стала продолжателем высоких традиций отечественного музыковедения. Татьяна Федоровна внесла большой вклад в сохранение истории Саратовской консерватории, пропагандировала творчество саратовских композиторов. Большое значение в ее научно-творческой биографии заняло изучение саратовского архива Болеслава Леопольдовича Яворского. Статья посвящена её личности, научной и педагогической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Memory of Tatyana Malysheva

Tatyana FedorovnaMalysheva, PhD (Arts), Professor, Member of the Union of Composers of Russia, Honored Art Worker of the Russian Federation, passed away on March 23 2020. Tatyana Fedorovna studied under such great teachers as Tamara Nikolaevna Leva at the Nizhny Novgorod Conservatory, and under Boris Mikhailovich Yarustovsky and Elena BorisovnaDolinskaya at the Moscow Conservatory and then continued the traditions of Russian musicology working in Saratov. For more than a quarter of a century she headed the Department of Music History of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. Prof. Malysheva made a great contribution to the preservation of the Saratov Conservatoire history, promoted work of Saratov composers. The study of the Saratov archive of BoleslavLeopoldovichYavorsky was of great importance in her scientific and creative biography. The article is devoted to her personality, scientific and pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Памяти Татьяны Федоровны Малышевой»

Полозова Ирина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Polozova Irina Victorovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Department of Music History, Vice Rector for Scientific and International Activities of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Хачаянц Анжела Григорьевна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Khachayants Anzhela Grigorevna, PhD (Arts), Assistant Professor, Head at the Department of Music History of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: angela_h@bk.ru

ПАМЯТИ ТАТЬЯНЫ ФЕДОРОВНЫ МАЛЫШЕВОЙ

Татьяна Федоровна Малышева — кандидат искусствоведения, профессор, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств РФ, более четверти века возглавлявшая кафедру истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Она ушла из жизни 23 марта нынешнего года. Обучившись у маститых преподавателей — Тамары Николаевны Левой в Нижегородской консерватории, а затем у Бориса Михайловича Ярустовского и Елены Борисовны Долинской в Московской консерватории, — она в своей деятельности стала продолжателем высоких традиций отечественного музыковедения. Татьяна Федоровна внесла большой вклад в сохранение истории Саратовской консерватории, пропагандировала творчество саратовских композиторов. Большое значение в ее научно-творческой биографии заняло изучение саратовского архива Болеслава Леопольдовича Яворского. Статья посвящена её личности, научной и педагогической работе.

Ключевые слова: Татьяна Федоровна Малышева, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, кафедра истории музыки.

IN MEMORY OF TATYANA MALYSHEVA

Tatyana Fedorovna Malysheva, PhD (Arts), Professor, Member of the Union of Composers of Russia, Honored Art Worker of the Russian Federation, passed away on March 23 2020. Tatyana Fedorovna studied under such great teachers as Tamara Nikolaevna Leva at the Nizhny Novgorod Conservatory, and under Boris Mikhailovich Yarustovsky and Elena Borisovna Dolinskaya at the Moscow Conservatory and then continued the traditions of Russian musicology working in Saratov. For more than a quarter of a century she headed the Department of Music History of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. Prof. Malysheva made a great contribution to the preservation of the Saratov Conservatoire history, promoted work of Saratov composers. The study of the Saratov archive of Boleslav Leopoldovich Yavorsky was of great importance in her scientific and creative biography. The article is devoted to her personality, scientific and pedagogical activity.

Key words: Tatyana Fedorovna Malysheva, Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, Department of Music History.

23 марта 2020 года не стало Татьяны Федоровны Малышевой (1947-2020).

Татьяна Федоровна была профессионалом высочайшего уровня — заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, член Союза композиторов России.

Окончив Ставропольское музыкальное училище по классу фортепиано [4, с. 219], Татьяна Федоровна Малышева в 1966 году поступила в Горьковскую (Нижегородскую) государственную консерваторию имени М. И. Глинки на музыковедческое отделение, где училась по специальности у Тамары Николаевны Левой — ныне заслуженного деятеля искусств России, доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой истории музыки, авторитетного исследователя. Тамара Николаевна тепло вспоминает Татьяну Федоровну студенческих лет: «Для молодого, начинающего педагога, каким я тогда являлась, это был настоящий подарок судьбы — так органично сочетались в моей новой сту-

дентке музыкальный талант и талант человеческий. Все это располагало не только к учебе, но и к дружбе с ней. <...> Время учебы Татьяны Федоровны в Горьков-ской консерватории (а это был рубеж 1960-70-х годов) запомнилось мне как очень насыщенное и творчески активное. Хотя "оттепель" и осталась позади, ее флюиды еще витали в воздухе, стимулируя наше желание расширять свои интеллектуальные горизонты, поддерживать интерес к новой музыке и вообще ко всему новому. Этому способствовало и общение с нашими старшими коллегами-учителями (Даниилом Владимировичем Житомирским, Олегом Владимировичем Соколовым, Владимиром Михайловичем Цендровским), и работа нашего Научного студенческого общества, и межвузовские студенческие конференции, и поездки на фестиваль "Варшавская осень", которые воспринимались нами как окно в большой музыкальный мир. Как напишет позже Татьяна Федоровна в своих воспоминаниях об О. В. Соколове, годы, проведенные в Alma Mater, стали для нее "лучшими годами жизни". Заниматься с Татьяной Федоровной было очень интересно. Меня,

как ее руководителя, воодушевляло сочетание в ней серьезного научного потенциала и безошибочной интуиции; все это дополнялось живым чувством юмора и восприимчивостью к скрытым, не всегда читаемым слоям музыкальной ткани».

В 1972 году после окончания вуза Татьяна Федоровна начала работать в Саратовской консерватории на кафедре истории музыки, с которой будет связана вся последующая ее педагогическая деятельность (фото 1). Е. И. Вартанова, кандидат искусствоведения, профессор, долгие годы заведовавшая кафедрой теории музыки и композиции, вспоминает о ярком появлении Татьяны Федоровны в Саратове в 1970-х годах («она появилась в нашей консерватории Жар-птицей»), когда та, выпускница Нижегородской консерватории, делилась своими впечатлениями с саратовскими коллегами о фестивале «Варшавская осень», на котором ей удалось побывать: «Восторженная реакция же на нее была обусловлена не только тем, о чем говорила Татьяна Федоровна, но и тем, как она рассказывала об этом. Думаю, не только я, но и многие присутствующие были зачарованы яркостью и незаурядностью этого выступления, невольно проявившего в академизме нашей музыковедческой школы оттенок некой скучноватости. Во всяком случае, нами сразу же был воспринят и оценен высокий тонус творческой и интеллектуальной одаренности начинающего педагога».

Фото 1. Т. Ф. Малышева (сидит первая слева) в первые годы работы на кафедре с коллегами и учениками

Параллельно педагогической деятельности Татьяна Федоровна занималась научными исследованиями. В 1974 году ее статья «Гротеск в "Истории солдата" И. Ф. Стравинского» была отмечена на Всесоюзном конкурсе молодых музыковедов. В 1976 году Т. Ф. Малышева поступила в аспирантуру Московской консерватории в класс одного из ведущих искусствоведов страны, заслуженного деятеля искусств РСФСР, доктора искусствоведения, профессора Бориса Михайловича Ярустовского, а после его кончины продолжила свое обучение под руководством доктора искусствоведения, профессора Елены Борисовны Долинской. В 1988 году

в Киевской консерватории Татьяна Федоровна успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Гротеск в отечественном музыкальном театре первой трети ХХ века».

Научная деятельность Татьяны Федоровны в дальнейшем будет связана с актуальными для саратовской музыкальной культуры явлениями: с именем Альфреда Гарриевича Шнитке, с творчеством выдающихся саратовских композиторов: Арнольда Бренинга, Михаила Си-манского, саратовской композиторской школой в целом и историей консерватории. Эти изыскания востребованы в современной научной литературе (см. в качестве примера [1, 5]).

Особое место в ее научной жизни займет архивное наследие Болеслава Леопольдовича Яворского, как известно, в годы войны эвакуированного в Саратов и здесь же завершившего свой земной путь.

Среди постоянных музыкальных «привязанностей» Татьяны Федоровны был музыкальный театр: оперные и балетные опусы различных эпох и авторов. В связи с этим особо стоит отметить её почти маниакальное коллекционирование новейших постановок музыкально-театральных опусов, режиссерских и дирижерских воплощений (особенно вагнеровских «полотен»), которыми она спешила делиться на уроках истории музыки и в классе по специальности.

Другой сферой, занимавшей мысли Татьяны Федоровны как музыканта и исследователя, был танец в любом его значении: прикладном, опоэтизированном, балетном, ритуально-экстатическом. Как будто это был мысленный способ оторваться от земли, воспарить. «Вовлеченность людей в стихию танца связана со многими его чертами и функциями. Прежде всего, танец как физически активное пластическое самовыражение человека аккумулирует состояние радости от движения» [3, с. 29]. От неё, обладательницы «цепкого» мышления и способности афористичного высказывания однажды было услышано: «Музыка была на "раз", потом стала на "два", потом на "три", потом вернулась на "два", а теперь... (после вздоха) снова на "раз"».

Т. Ф. Малышева поражала своим энциклопедически безграничным и глубоким знанием музыки, как классической, так и современной (в этом сказалась ее нижегородская «закваска»), литературы, философии, новейших научных методов исследования, смелым оперированием междисциплинарными связями (фото 2). Нельзя забывать и о том, что под ее руководством защищались дипломы и кандидатские диссертации. И здесь охват музыкальных жанров, стилей и научных концепций становился беспредельно широким: композиционное мышление эпохи Возрождения, симфонии Гайдна, поэмы Листа, баллады Шопена, фортепианные циклы Шумана, вокальная музыка Равеля, «хоровой» Рахманинов, балеты Стравинского, оперы Прокофьева, фортепианные опусы Мессиана, джазовые импровизации Кита Джар-рета сквозь призму мифопоэтики, игровых структур, мироустроительных идей, пространственно-временных категорий, синергии, психоанализа, интертекстуаль-

4

ности, числовых пропорций... А в преподаваемом ею курсе «Истории музыки» (зарубежной) ведущими фигурами всегда, пожалуй, оставались Фридерик Шопен и Рихард Вагнер.

Фото 2. Т. Ф. Малышева в Нижнем Новгороде в кругу коллег. Сидят слева направо: В. М. Цендровский, В. Б. Валькова, Т. Ф. Малышева, Т. Н. Левая. Стоят слева направо: Т. Б. Сиднева, О. В. Соколов

Татьяна Федоровна теперь представляется запоздалым представителем романтической эпохи, верящей в терапевтическую и преобразующую силу искусства, музыки. Это внутреннее «знание» транслировалось не только в общении с коллегами или учениками, но и в контакте с широкой аудиторией, когда Татьяна Федоровна выступала в качестве лектора в залах консерватории.

Её блестящие доклады на Всероссийских научных чтениях, посвященных Б. Л. Яворскому, всегда вызывали неподдельный слушательский интерес.

С 1987 года более тридцати лет Татьяна Федоровна возглавляла кафедру истории музыки Саратовской консерватории, кроме того, длительное время была ученым секретарем Ученого совета и всегда имела непререкаемый авторитет и безупречную репутацию. Начало работы в должности заведующей кафедрой было ознаменовано её реформаторскими инициативами. «Ей удалось провести существенное преобразование в преподавании истории музыки для студентов исполнительских факультетов — с целью профилизации процесса обучения был осуществлен переход на групповую систему занятий, согласующуюся со специальностью обучающихся (ранее студенты обучались по потокам). Были существенно переработаны учебные планы, введены новые специальные дисциплины музыкально-исторического цикла. Благодаря ее деятельности в консерватории оборудуются и оснащаются аппаратурой и оргтехникой учебные аудитории, по ее инициативе и при активном участии сформирована коллекция видеозаписей произведений, входящих в программы музыкально-исторических дисциплин» [2, с. 339].

Возглавляя кафедру, Т. Ф. Малышева проявила себя как исключительно мудрый, уравновешенный и внимательный к своим коллегам человек. Она помогала, наставляла, деликатно корректировала. Именно благодаря ее личным качествам кафедра истории музыки представляла собой сплоченный коллектив единомышленников, где каждый получал свободу научного и творческого развития, возможность раскрыть свой педагогический потенциал. Татьяна Федоровна поддерживала молодых педагогов в их начинаниях, способствовала их органичному вливанию в кафедральную «семью».

Татьяна Федоровна пользовалась уважением и у студентов, и у всего коллектива консерватории. В ее облике сочетались доброта и сердечность, мудрость и уравновешенность. Ее лекции были захватывающе интересны, исключительны по своей новизне и оригинальности, речь вдохновенной. Она стала наставником для многих сотен молодых музыкантов. Ее класс по специальности всегда был самым многочисленным на кафедре. Под ее научным руководством защитили дипломы более 100 молодых музыковедов (фото 3), лучшие из которых впоследствии стали преподавать на кафедре истории музыки: кандидаты искусствоведения, доценты С. В. Волошко, Н. В. Королевская, Н. С. Серова, кандидаты социологических наук, профессор О. Б. Краснова и доцент И. В. Сергеева. Восемь ее учеников защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, многие выпускники ее класса в настоящее время работают в других вузах страны.

Фото 3. Во время Государственного экзамена по специальности «Музыковедение». Сидят: справа — председатель комиссии, профессор МГК имени П. И. Чайковского Е. Б. Долинская, слева — профессор, зав. кафедрой теории музыки и композиции СГК имени Л. В. Собинова Е. И. Вартанова

В 1990-е годы Татьяна Федоровна стала активным наставником обучающихся Музыкально-эстетического лицея имени А. Г. Шнитке (г. Энгельс), где она вела авторский курс по музыкальной литературе, предлагая молодым музыкантам не только интересные лекции,

5

но и знакомя их с новыми сценическими интерпретациями музыкально-театральных произведений, глубоким знатоком которых она была.

Все свои знания и опыт она передавала студентам, аспирантам, а ее материнская опека и внимание кученикам были исключительными. Ученики Татьяны Федоровны помнят ее восторженное отношение к музыке, к науке, к жизни. Ее «трепетное отношение к музыкальному произведению как к величайшему чуду, единственному и неповторимому, анализ которого требует индивидуального подхода, а не соответствия общепринятым схемам», говорит о воспитании в студентах «научной самостоятельности и смелости научных решений, раскрывающих свободу мысли и творчества, безграничную любовь и уважение к своим ученикам» (Т. Гершбейн, выпускница 1989 года).

Татьяна Федоровна была человеком, умеющим радоваться жизни, ценящим высокие нравственные идеалы, безгранично преданным близким ей людям (фото 4). «Есть люди, к которым после встречи и общения привязываешься надолго. И когда приходит время

Фото 4. Т. Ф. Малышева, 2012 год

продолжить свое движение вперед, они остаются с тобой, глубоко в твоем сердце» (неизвестный источник, пер. с иврита, из мемориальной статьи Т. Гершбейн о Татьяне Федоровне).

Литература

1. Васирук И. И. Полифоническая кода, или Прелюдии и фуги в 24-х тональностях Арнольда Бренинга / / Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 2 (8). С. 80-87.

2. Кивалова Л. А. Татьяна Федоровна Малышева // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Издательство «Композитор», 2008. С. 337-342.

3. Малышева Т. Ф. Ритуальная природа танца // Художественное образование: преемственность и традиции: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конфе-

ренции, посвященной 95-летию Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2008. С. 25-34.

4. Малышева Татьяна Федоровна // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2012. Энциклопедия. Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. С. 219-221.

5. Плотникова Н. Ю. Липаев // Православная энциклопедия / Под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Т. 41. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. С. 86-87.

References

1. Vasiruk I.I. Polifonicheskaja koda, ili Preljudii i fugi v 24-h tonal'nostjah Arnol'da Breninga [Polyphonic code, or Preludes and fugues in 24 keys by Arnold Brening] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznanija [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 2 (8). Pp. 80-87.

2. Kivalova L. A. Tatjana Fedorovna Malysheva [Tatyana Fe-dorovna Malysheva] // Kompozitory i muzykovedy Saratova [Composers and musicologists of Saratov]. M.: Izdatel'stvo «Kom-pozitor», 2008. Pp. 337-342.

3. Malysheva ^ F. Ritual'naja priroda tantsa [The ritual nature of dance] // Hudozhestvennoe obrazovanie: preemstvennost' i traditsii [Art education: continuity and traditions]: sb. statej po

materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 95-letiju Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2008. Pp. 25-34.

4. Malysheva Tat'jana Fedorovna [Malysheva Tatyana Fedorovna] // Saratovskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni L. V. Sobinova: 1912-2012. Entsiklopedija [Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov: 1912-2012. Encyclopedia]. Saratov: Izd. IP Vezmetinova, 2012. Pp. 219-221.

5. Plotnikova N. Ju. Lipaev [Lipaev] // Pravoslavnaja jenciklope-dija [Orthodox encyclopedia] / Edited by Moscow and All-Rusian Patriarch Kirill. Vol. 41. M.: Cerkovno-nauchnyj centr «Pravoslavnaja Entsiklopedija», 2016. Pp. 86-87.

Приложение. Список основных публикаций Т. Ф. Малышевой

Метод гротесковой пародии в русском и советском музыкальном театре первой половины XX века. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 1987. 52 с.

Черты гротескового стиля в «Сатирах» и 5 романсах на тексты из журнала «Крокодил» Д. Шостаковича //

Вопросы анализа музыкального стиля. Саратов: Изд-во СГУ, 1991. С. 84-91.

Пресман Матвей Леонтьевич // Профессора и доктора наук Саратовской области. 1909-1999: библиографический справочник: В 8 т. Т. 1. 1909-1917. Саратов: Изд-во

СГУ, 2000. С. 115-130.

Слово о Прокофьеве А. Г. Шнитке // Учёные записки Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Вып. 2. Творчество Альфреда Шнитке. К 65-летию со дня рождения. Саратов: Изд-во СГУ,

2000. С. 64-70.

Немецкие музыканты в истории Саратовской консерватории // Развитие туризма: этнические связи Саратовской области и Германии: Материалы научно-практической конференции. Саратов: ПАГС им. П. А. Столыпина,

2001. С. 53-59.

Прочтение поэмы Велимира Хлебникова «Шаман и Венера» в одноименном балете Геннадия Банщикова // Методология, теория и история культуры и искусства: межвузовский сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия». Саратов: Изд-во СГК им. Л. В. Собинова,

2002. С. 52-55.

Тема странствий в театре Рихарда Вагнера и Игоря Стравинского // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры: материалы научной конференции в рамках III Международного конкурса молодых пианистов им. П. А. Серебрякова. 12-13 апреля 2002 года. Волгоград: ВМИИ им. П. А. Серебрякова; Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2002. С. 163-165.

Уроки прошлого: анализ деятельности Саратовской Алексеевской консерватории в сезоне 1915-1916 учебного года // Традиции художественного образования и воспитания: история и современность: межвузовский сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова в контексте отечественной культуры». Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2004. С. 15-18.

А. М. Листопадов — легенда советской фольклористики // Из истории Саратовской консерватории: сборник статей и воспоминаний. Саратов: Изд-во СГК им. Л. В. Собинова, 2004. С. 47-51.

А. П. Боначич — ведущий солист императорских театров // Из истории Саратовской консерватории. Сборник статей и воспоминаний. Саратов: Изд-во Саратовской государственной консерватории, 2004. С. 70-76.

Из созвездия Эйхенвальд: М. А. Эйхенвальд-Дубров-ская // Из истории Саратовской консерватории. Сборник статей и воспоминаний. Саратов: Изд-во Саратовской государственной консерватории, 2004. С. 45-47.

Саратовский период жизни и творчества Б. Л. Яворского // Венок Яворскому: межвузовский сборник научных статей Первых международных Научных Чтений, посвященных Б. Л. Яворскому 25-26 ноября 2003 г. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2005. С. 126-129.

Стравинский о балете (по материалам «Хроники моей жизни») // Вопросы психологии творчества: межвузовский сборник научных статей. Вып. 7. Труды психологической лаборатории Педагогического института СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Саратов: Изд-во СГУ, 2005. С. 204-210.

Саратовский архив Болеслава Леопольдовича Яворского / / Венок Яворскому: сборник научных статей по материалам Всероссийских Научных Чтений, посвященных Б. Л. Яворскому 1-2 декабря 2005 г. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2006. С. 158-163.

О некоторых диалогических формах работы со студентами по учебным дисциплинам музыкально-исторического цикла // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза: материалы международной научной конференции 30 октября 2008 г. / под ред. Е. А. Александровой, Д. И. Варламова; СГК им. Л. В. Собинова. М.: Экшэн, 2008. С. 190-192.

Ритуальная природа танца // Художественное образование: преемственность и традиции: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2008. С. 25-34.

Итальянская классическая опера: учебное пособие для студентов высших и средних музыкальных учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2008. 96 с.

Композиторы и музыковеды Саратова: сборник статей / ред.-сост. А. И. Демченко. М.: Композитор, 2008. 448 с. (статьи: Иван Липаев, Михаил Симанский, Болеслав Яворский, Арнольд Бренинг).

Художники Серебряного века о преобразовании мира посредством танца // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: сборник по материалам Международной научно-практической конференции 20-22 ноября 2009 г. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова,

2009. С. 89-93.

Очерки по зарубежной музыкальной литературе: учебное пособие для учащихся средних музыкальных учебных заведений. Вып. 1. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2009. 44 с.

Очерки по зарубежной музыкальной литературе: учебно-методическое пособие для учащихся средних музыкальных учебных заведений. Вып. 2. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. 64 с.

Интенция предостережения в философской антропологии А. Г. Шнитке // Альфред Шнитке: художник и эпоха (К 75-летию композитора): сборник статей по материалам научных чтений 12 декабря 2009 года. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 49-54.

К вопросу об онтологии внеречевой сферы мышления в искусстве // Памяти Марианны Федоровны Гейлиг: сборник научных статей. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова,

2010. С. 59-62.

Незаурядность как стиль жизни // Памяти Марианны Федоровны Гейлиг: сборник научных статей. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 19-20.

О символах и ритуальных фигурах в русском балете начала XX в. // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому. 28 февраля — 2 марта 2009 г. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 62-69.

Рыцарь симфонии. К 100-летию М. Н. Симанского: сборник статей и материалов / Составитель Т. Ф. Малышева. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. 76 с.

60 лет. Юбилею Саратовской композиторской организации посвящается.: альбом / авт.-сост. Т. Ф. Малышева; ред. А. И. Демченко. Саратов: [б. и.], 2011. 71 с.

Озарённая ясным разумом // Елена Дмитриевна Ершова: музыкант, учёный, педагог: сборник статей / ред., сост. Л. А. Вишневская. Саратов: СГК (академия) им. Л. В. Собинова, 2012. С. 33-38.

Очерки по истории французской музыки XIX века: учебно-методическое пособие для учащихся исполнительских специальностей музыкальных учебных заведений. Вып. 1 Саратов: СГК (академия) им. Л. В. Собинова, 2012. 60 с.

100 лет Саратовской консерватории 1912—2012: альбом / авт.-сост.: Н. М. Смирнова, Т. Ф. Малышева,

B. Е. Ханецкий. Саратов: СГК (академия) им. Л. В. Собинова, 2012. 83 с.

Б. Л. Яворский о музыкальном мироздании С. И. Танеева и А. Н. Скрябина (по материалам архива Саратовской консерватории) // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры: сборник статей по материалам Международной юбилейной научно-практической конференции 21-22 ноября 2012 г. Ч. 1 / ред. О. Б. Краснова. Саратов: СГК (академия) им. Л. В. Собинова, 2013. С. 73-76.

Отражение принципов музыкального мышления

C. И. Танеева в его педагогической деятельности (по воспоминаниям Б. Л. Яворского) // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому 28-30 сентября 2012 г. Ч. 1 / отв. ред. О. Б. Краснова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2013. С. 43-51.

С. И. Танеев-педагог в воспоминаниях Б. Л. Яворского (по материалам архива Саратовской консерватории) // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика: сборник. Часть 2 / отв. ред. О. Б. Краснова. Саратов: СГК (академия) им. Л. В. Собинова, 2013. С. 8-13.

Танеев-пианист в воспоминаниях Яворского (по материалам архива Саратовской консерватории) // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (16-18 мая 2013) / отв. ред. Л. Г. Сухова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2014. С. 3-6.

Чьим копьём был убит Зигфрид? // Проблемы худо-

жественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (29 ноября 2013, 28 февраля — 1 марта 2014) / отв. ред. Л. Г. Сухова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2014. С. 100-105.

«Стиффелио» Д. Верди — незаслуженно забытая опера // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому (29 ноября 2013, 28 февраля — 1 марта 2014) / отв. ред. Л. Г. Сухова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2014. С. 123-126.

Когда ария становится оперной сценой // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому 26-28 ноября 2015 г. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2016. С. 167-168.

Очерки по истории западноевропейской оперы: немецкая опера XIX века: учебно-методическое пособие. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2015. 76 с.

«С высоты полета». А. Г. Шнитке о творчестве И. Ф. Стравинского // Приношение Альфреду Гарри-евичу Шнитке: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных 80-летию со дня рождения композитора 23-24 октября 2014 года / отв. ред. Т. В. Карташова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова,

2015. С. 105-108.

Карточка из каталога библиотеки СГК // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории (23-24 ноября 2017 г.) / отв. ред. И. В. Полозова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2017. С. 7-10.

Воспоминания Болеслава Леопольдовича Яворского о Сергее Ивановиче Танееве: из архива Саратовской консерватории (под редакцией С. В. Протопопова) // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому, 27-28 ноября 2018 г. / отв. ред. И. В. Полозова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2018. С. 26-29.

И. В. Липаев // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 15-16 мая 2019 г. / отв. ред. И. В. Полозова. Саратов: СГК имени Л. В. Собинова, 2019. С. 30-34.

Информация об авторах

Ирина Викторовна Полозова E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the authors

Irina Victorovna Polozova E-mail: i.v.polozova@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

Анжела Григорьевна Хачаянц E-mail: angela_h@bk.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Anzhela Grigorevna Khachayants E-mail: angela_h@bk.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov » 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.