Научная статья на тему 'Кафедра истории музыки Саратовской консерватории — путь длиною в 60 лет'

Кафедра истории музыки Саратовской консерватории — путь длиною в 60 лет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова / история музыки / кафедра истории музыки. / Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov / history of music / History of Music Department.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хачаянц Анжела Григорьевна

В прошедшем 2021 г. исполнилось 60 лет с даты основания кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В статье раскрываются этапы становления исторического музыкознания в консерватории со времени ее открытия в 1912 г., дается характеристика вклада ведущих музыковедов в формирование молодой кафедры и роли отдельных выдающихся личностей, таких как Лев Л. Христиансен, М. Ф. Гейлиг, Б. Г. Манжора. Музыковедческие школы на кафедре были созданы двумя авторитетными преподавателями — Марианной Федоровной Гейлиг, учениками которой пополнялась кафедра начиная с 1960-х гг., и Татьяны Федоровны Малышевой, бессменно возглавлявшей кафедральный коллектив с 1987 г. более 30 лет. Характеризуется нынешний состав кафедры и направления ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Department of the History of Music of the Saratov Conservatory — 60 Years of Existence

In 2021 the Music History Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov celebrated its 60th anniversary.The article reveals the stages of the development of historical musicology at the conservatory since its opening in 1912, characterizes the contribution of leading musicologists to the formation of a young department and the individual role of such outstanding personalitiesas L. L. Christiansen, M. F. Geilig, B. G. Manzhora. Musicological schools at the department were created by two authoritative teachers — Marianna Fedorovna Geilig, whose students joined the department staff since 1960s, and Tatyana Fedorovna Malysheva, who had been the head of the department for more than 30 years since 1987. The current teaching staff of the department and the direction of its activities are characterized too.

Текст научной работы на тему «Кафедра истории музыки Саратовской консерватории — путь длиною в 60 лет»

Хачаянц Анжела Григорьевна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Khachayants Anzhela Grigorevna, PhD (Arts), Assistant Professor, Head of Department of the History of Music of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: angela_h@bk.ru

КАФЕДРА ИСТОРИИ МУЗЫКИ САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ — ПУТЬ ДЛИНОЮ В 60 ЛЕТ

В прошедшем 2021 г. исполнилось 60 лет с даты основания кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В статье раскрываются этапы становления исторического музыкознания в консерватории со времени ее открытия в 1912 г., дается характеристика вклада ведущих музыковедов в формирование молодой кафедры и роли отдельных выдающихся личностей, таких как Лев Л. Христиансен, М. Ф. Гейлиг, Б. Г. Манжора. Музыковедческие школы на кафедре были созданы двумя авторитетными преподавателями — Марианной Федоровной Гейлиг, учениками которой пополнялась кафедра начиная с 1960-х гг., и Татьяны Федоровны Малышевой, бессменно возглавлявшей кафедральный коллектив с 1987 г. более 30 лет. Характеризуется нынешний состав кафедры и направления ее деятельности.

Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, история музыки, кафедра истории музыки.

DEPARTMENT OF THE HISTORY OF MUSIC OF THE SARATOV CONSERVATORY — 60 YEARS OF EXISTENCE

In 2021 the Music History Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov celebrated its 60th anniversary. The article reveals the stages of the development of historical musicology at the conservatory since its opening in 1912, characterizes the contribution of leading musicologists to the formation of a young department and the individual role of such outstanding personalities as L. L. Christiansen, M. F. Geilig, B. G. Manzhora. Musicological schools at the department were created by two authoritative teachers — Marianna Fedorovna Geilig, whose students joined the department staff since 1960s, and Tatyana Fedorovna Malysheva, who had been the head of the department for more than 30 years since 1987. The current teaching staff of the department and the direction ofits activities are characterized too.

Key words: Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, history of music, History of Music Department.

Музыкально-исторический аспект музыковедения в Саратовской консерватории ведет свой отсчет со времени ее основания в 1912 г. Ведущие музыканты-теоретики — Леопольд Морицевич Рудольф, Георгий Эдуардович Конюс, Борис Васильевич Карагичев (все они ученики С. И. Танеева) — без сомнения имели обобщающие знания по музыкальной истории, о чем свидетельствуют их труды.

Особое место принадлежит Ивану Васильевичу Липа-еву. Образование он получил в Московском музыкально-драматическом училище (по классу композиции и тромбона) и играл в оркестре Большого театра (в 19031912 и 1924-1931 гг.: то есть до и после «саратовского периода»). Многие годы он занимался активной музыкально-критической деятельностью, в 1896-1917-х гг. являлся постоянным корреспондентом и сотрудником «Русской музыкальной газеты» — ведущего музыкального печатного органа тех лет.

В 1912-1921-х гг. И. Липаев преподавал в Саратовской консерватории по классу тромбона и тубы, а также читал лекции по истории музыки, церковного пения и театра. Здесь же им были написаны брошюры о Танееве, Скрябине и Рахманинове, воспоминания о Чайковском, а также опубликован курс лекций по истории музыки [9]. Главы этой книги группируются в разделы о зарубежной музыке, русской и о церковно-певческом искусстве. Каждая — от древности до современников

Липаева (из русских композиторов — А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, упоминается Н. К. Метнер). Такой универсализм музыкального мышления был заложен на начальных этапах организации образовательной деятельности консерватории и «генетически» передавался следующим поколениям наставников.

В числе видных музыкантов, преподававших предметы исторического цикла в предвоенные годы, были Яков Кузьмич Евдокимов, Анатолий Никодимович Дмитриев, Михаил Кесаревич Михайлов. В сентябре 1940 г. в связи с расширением состава учащихся образуется объединенная историко-теоретическая кафедра [15, с. 71].

Одним из важнейших начинаний Я. К. Евдокимова стало музыкальное краеведение [6; 7]. История музыки в регионе, консерватория и театры, творчество саратовских композиторов — сфера, к которой обращались впоследствии музыковеды-историки, так «близко» понимавшие историю музыки: Н. Ф. Таубе, Б. Г. Манжора, Т. Ф. Малышева. Музыкальное краеведение является одной из магистралей научной работы доктора искусствоведения, профессора А. И. Демченко1.

В послевоенные годы в консерватории приезжают на работу киевские музыковеды, имевшие уже вузовский стаж — Лия Яковлевна Хинчин (в 1949 г.) и Марианна Федоровна Гейлиг (в 1950 г.). Обе они успешно начали преподавательскую и научную карьеру в Украине, защитили диссертации (Гейлиг по теме «Творческое

1 Недавно вышедшая из печати крупная работа в определенной степени суммирует прежние изыскания ученого [5].

наследие Н. В. Лысенко», Хинчин по теме «Целостность как основа симфонизма»). Ставшие жертвой кампании по борьбе с «космополитизмом» конца 1940-х гг. они обе обрели себя в стенах саратовского музыкального вуза, Лия Яковлевна — временно (затем её биография будет связана с еще двумя учебными заведениями: Новосибирской консерваторией и Ростовским музыкально-педагогическим институтом), а Марианна Федоровна — до конца своей жизни.

Марианне Федоровне суждено было сыграть ключевую роль в консерваторской истории. Ее приезд инициировал оживление в сфере музыковедения. Она была авторитетным преподавателем: обладала не только лекторским даром, но и была прекрасной пианисткой, поражала слушателей широкой эрудицией, в том числе в области современной западноевропейской музыки. Вкладом в отечественное музыкознание стали публикации в области драматургии оперы: статьи и монография «Форма в русской классической опере: принципы построения крупных разделов», изданная в столице в 1968 г. и до сих пор цитируемая в силу имеющихся там «базовых» выводов [2]. Еще одной инициативой М. Ф. Гейлиг стал выпуск в 1957 г. первого сборника научных статей преподавателей консерватории [13].

1950-е гг. ознаменовались укреплением музыковедческих сил. И. А. Тютьманов пишет об увеличении числа учащихся в 50-е гг., которое достигло в 1956-1957 учебном году 36 человек [15, с. 77]. «Расширение контингента студентов повлекло за собой увеличение педагогического состава факультета» [15, с. 77]. В числе новых преподавателей с 1953 г. оказались Борис Андреевич и Ирина Александровна Сосновцевы. Борис Андреевич Сосновцев — выдающийся музыковед, композитор — в 1956 г. сменил Я. К. Евдокимова на посту заведующего историко-теоретической кафедрой, а с 1969 по 1976 гг. был ректором СГК.

С 1958 г. начинается десятилетний период преподавания в консерватории Натальи Флорентьевны Таубе, кандидата искусствоведения. В Саратов она приехала со своим супругом Ростиславом Сергеевичем, выдающимся теоретиком. Существенным отпечатком ее пребывания в Саратове стала многотомная рукопись «История Саратовской консерватории»^.

Одно из важнейших имен для музыкальной культуры Саратова и страны в целом — Лев Львович Христиансен. Детство и юность его прошли в Саратове и близлежащих городах. После окончания Музыкального техникума в 1932 г. он поступил в Московскую консерваторию на историко-теоретический факультет, окончил по классу М. С. Пекелиса. В годы войны в Свердловске он обрел дело всей жизни — организацию Уральского народного хора и глубокое изучение фольклора. В 1959 г. он был приглашен в Саратовскую консерваторию сразу на должность ректора. Лев Львович развивал фольклорное направление в музыковедении, затем стал основателем

вузовской специализации фольклористов.

В этот период разрастание преподавательского и студенческого контингента, открытие вечернего, заочного, а главное композиторского отделения, что стало возможным благодаря авторитету и организаторскому таланту Б. А. Сосновцева, прочная научно-методическая база и поддержка ректора — все эти факторы предопределили реформу внутренней организации музыковедческого дела в консерватории. 13 июля 1961 г. перед началом нового учебного года приказом ректора, Л. Л. Христиансена, единая кафедра была разделена на две: теории музыки и композиции и истории музыки. Первой заведующей «историков» была назначена М. Ф. Гейлигз (фото 1).

Фото 1. Марианна Федоровна Гейлиг — первая заведующая кафедрой истории музыки_

4

У

Можно смело говорить о формировании «школы Гейлиг»: начальный состав кафедры пополнялся учениками М. Ф. Гейлиг, в их числе Н. С. Аршинова, Н. Ю. Грод-ницкая, Л. Л. Христиансен, А. И. Демченко, Т. И. Егорова, И. Л. Фишман, Ж. И. Преображенская, Г. К. Комиссарова (в 1970-1972-х гг. — заведующая кафедрой).

Более 50 лет (1962-2014) на кафедре преподавала

2 Хранится в архиве библиотеки СГК.

3 Заведующим кафедрой теории музыки и композиции остался прежний заведующий кафедрой истории и теории музыки Б. А. Сосновцев.

Наталья Сергеевна Аршинова. Сферой ее деятельности была русская музыка. Аршинова разработала жанро-во-хронологический принцип ведения курса Истории русской музыки. Его содержание воплотилось в издании «Очерков истории русской музыки» [1].

С 1963 и до 2003 г. ведущим педагогом кафедры была дочь Льва Львовича Христиансена — Лидия Львовна. Начало ее преподавания она совмещала с обучением в аспирантуре МГК по классу доктора искусствоведения Б. М. Ярустовского. Отчасти интересы отца сказались на будущей ее научной деятельности, связанной с фольклоризмом в музыке отечественных и зарубежных композиторов XX в., прежде всего Б. Бартока. Глава о композиторе в книге «Музыка XX века» [12] написана И. В. Нестьевым совместно с Лидией Л. Христиансен.

Особым авторитетом на кафедре всегда пользовалась Татьяна Ивановна Егорова, проработавшая с 1979 по 2013 г. В РАМ имени Гнесиных под руководством Р. К. Ширинян она защитила кандидатскую диссертацию «Музыкальный театр Ралфа Воан-Уильямса 1920-х годов: к истории Нового английского музыкального Возрождения». Эта тема станет ключевой в ее дальнейших научных интересах. С 2005 г. Т. И. Егорова — член «Общества Рэйфа Воан-Уильямса» (Лондон).

В классе М. Ф. Гейлиг учился А. И. Демченко — доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель науки и образования. Он основал и многие годы возглавлял Объединенный Диссертационный Совет Саратовской консерватории. Его исследование «Музыкальное искусство России начала ХХ века. К проблеме создания художественной картины мира» в 1992 г. стало первой диссертацией преподавателя СГК, защищенной на звание доктора искусствоведения. Этот пласт музыкальной культуры стал магистральным объектом исследований А. И. Демченко. В его позднейших научных трудах формулируется идея «всеобщего (универсального) искусствознания как науки, стремящейся к всеобъемлющему охвату множественного ареала основных фактов, имён, явлений и тенденций мировой художественной культуры» [3, с. 5], а также интегрально-исторического метода преподавания гуманитарных дисциплин. Им был также смоделирован метод концепционного анализа произведений, который успешно применялся в его практической педагогической деятельности. Демченко стал организатором и руководителем действующего Центра комплексных художественных исследований, созданного в консерватории для изучения интегратив-ных процессов в искусстве. Этим же вопросам посвящена недавно изданная им капитальная монография [4].

С жизнью кафедры связана фигура видного музыканта, музыковеда (в годы учебы в Уральской консерватории его руководителем в специальном классе была В. Дж. Конен) и исполнителя-тромбониста Бориса Георгиевича Манжоры. С 1960 г. он преподавал на кафедре духовых и ударных инструментов, был

деканом, проректором по учебной и научной работе. В 1968-1974 гг. работал в должности проректора, а затем ректора Донецкого музыкально-педагогического института. По возвращении в Саратов вновь преподавал по классу тромбона, но параллельно читал курсы музыкально-исторического цикла — Историю музыки, Музыкальную критику, а в 1975-1987 гг. был заведующим кафедрой истории музыки. Особо интенсивной была его критическая и краеведческая деятельность. Помимо множества публикаций в местной и центральной прессе он выпустил несколько книг и брошюр, а также двухтомную монографию, посвященную Саратовскому театру оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского [10; 11] (фото 2).

Фото 2. Преподаватели кафедры в 1970-е гг. с выпускниками. В центре стоит Ершова Е. Д. Сидят слева направо: Малышева Т. Ф., Аршинова Н. С., Христиансен Л. Л.

В 1972 г. по распределению из Горьковской (ныне Нижегородской) консерватории приехала Татьяна Федоровна Малышева. Наставниками ее были прославленные музыковеды — Т. Н. Левая, а затем, в годы обучения в аспирантуре, Б. М. Ярустовский4.

С первых же лет ее преподавания началось формирование нового облика кафедры. Названия первых дипломов, выполненных в ее классе, свидетельствовали о переориентации с описательно-повествовательного ракурса на проблемный («К вопросу о романтической иронии в "Фауст-симфонии" Ф. Листа», «Принципы театра представления в балете С. Прокофьева "Сказ про шута"»).

В 1987 г. Т. Ф. Малышева возглавила кафедру и оставалась в этой должности до февраля 2018 г. Одним из первых шагов ее в качестве главы кафедры было упразднение «поточного» метода преподавания дисциплины Истории музыки у студентов исполнительских специальностей. Общение со студентами в локальных группах, безусловно, позволило глубоко погружаться в музыкальный материал, улучшить качество преподавания.

Стиль преподавания Т. Ф. Малышевой отличали

1 См. статью, посвященную ее памяти [14].

5

фундаментальные знания, владение новыми методами исследования, тонкая музыкальность. В 1988 г. в Киевской консерватории Татьяна Федоровна успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Гротеск в отечественном музыкальном театре первой трети ХХ века». Со временем определились иные основные направления ее научных интересов (отразившиеся в публикациях и тематике руководимых ею дипломных и диссертационных исследований): творчество Ф. Шопена и Г. Малера, оперный театр Р. Вагнера и С. Прокофьева, балетный театр И. Стравинского, но, периферийно, и многое другое. Татьяна Федоровна досконально изучала саратовский архив Болеслава Яворского, а также стала исследователем и популяризатором творчества саратовских композиторов Михаила Симанского и Арнольда Бренинга, что отражено в посвященных им монографиях.

В период 1982-1993 гг. на кафедре преподавала Елена Константиновна Шкарина, яркая личность и педагог, выпускница Нижегородской консерватории (по классу О. В. Соколова). Читаемый ею специализированный курс Истории зарубежной музыки отличался научной новизной, эвристичностью, междисциплинарным характером. Практически каждая лекция или семинар базировались на определенных гуманитарных методах и охватывали широкий культурный контекст (фото 3).

Фото 3. Преподаватели кафедры в 1980-е гг. Слева направо: Манжора Б. Г., Шкарина Е. К., Христиансен Л. Л.,

Аршинова Н. С., Демченко А. И.

Как с 1960-х гг. кафедра формировалась из учеников М. Ф. Гейлиг, так с 1980-х гг. она обретает талантливейших выпускников класса Т. Ф. Малышевой в качестве преподавателей. Ольга Борисовна Краснова, кандидат социологических наук, занимается вопросами истории и теории музыкальной культуры, в том числе мифопо-этикой и западноевропейской медиевистикой. Ее преподавательская деятельность отличается авторским подходом, подкрепленным фундаментом современных научных методик. Исследовательская работа Светланы Викторовны Волошко нацелена в основном на музыкальную культуру западноевропейского Просвещения,

а также музыкальную культуру XX в., в том числе массовые пласты. Ирина Владимировна Каменская, кандидат социологических наук, специализируется в области современной музыкальной культуры, но также является специалистом в области арт-менеджмента и арт-проек-тирования, она стала инициатором конкурса социокультурных и арт-проектов «АРТстАРТ», обретшего с 2018 г. статус межрегионального. Наталья Владимировна Королевская занимается фундаментальной проблемой смыслообразования в музыке, активно публикуется в рецензируемых журналах, а также разрабатывает и ведет специальную дисциплину «Музыкальная критика и журналистика», курирует студенческий журнал «Метроном». Научные интересы Натальи Сергеевны Серовой сосредоточены на философских концепциях музыкального искусства, в частности, композиторов-романтиков.

Представление кафедры было бы неполным без Юрия Николаевича Борисова, видного филолога и глубокого знатока музыки, заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, который, благодаря приглашению Т. Ф. Малышевой, уже не одно десятилетие преподает музыковедам дисциплины, связанные с интерпретацией литературных и музыкальных текстов (фото 4).

Фото 4. Кафедра в 2012 г. Слева направо сидят: Борисов Ю. Н., Волошко С. В., Аршинова Н. С., Малышева Т. Ф., Королевская Н. В., Демченко А. И.; стоят: Демченко О. А., Егорова Т. И., Полозова И. В., Каменская И. В., Серова Н. С.,

С начала 2000-х гг. еще одним важным направлением научной и учебной деятельности кафедры стало древнерусское певческое искусство. В этой области специализируется Ирина Викторовна Полозова, доктор искусствоведения, выпускница Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (класс Б. Е. Шиндина), которая в нынешнее время является проректором СГК по научной и международной деятельности. Ею разработаны курсы Истории русской музыки (до середины XIX в.), Музыкальная палеография и Певческие книги. Важным вкладом в изучение традиционного церковно-певческого искусства стала

диссертации «Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте» на соискание ученой степени доктора искусствоведения (2009). И. В. Полозова является автором монографий, учебных пособий, научных статей по различным вопросам отечественной музыки и музыкального краеведения, членом редколлегии научных журналов. Отечественная музыкальная медиевистика стала также сферой приложения научных усилий Анжелы Григорьевны Хачаянц, ныне заведующей кафедрой истории музыки. Благодаря ее кандидатской диссертации «Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII-XIXвеков (на материале собрания Зональной научной библиотеки имени В. А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского)», защищенной в РАМ имени Гнесиных под руководством доктора искусствоведения, профессора Н. В. Заболотной, в научный оборот было введено ценнейшее собрание певческих рукописей из фондов Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

В деятельность кафедры активно включилась Елена Сергеевна Андреева, кандидат искусствоведения (окончила консерваторию по классу О. Б. Красновой и под ее руководством защитила диссертацию), чьи научные интересы сосредоточены на проблемах Новейшей музыки и творчестве Дьордя Лигети.

На современном этапе развития кафедры помимо основных задач преподавания музыкально-исторических дисциплин всё большую актуальность обретает научная составляющая.

К юбилею кафедры издан сборник «История музыки в истории кафедры» [8], в котором собраны воспоминания о выдающихся музыковедах, участвовавших в становлении исторического музыкознания в вузе и, в частности, самой кафедры истории музыки, результаты научных разработок нынешних преподавателей (фото 5).

Фото 5. Кафедра в 2021 г. Слева направо сидят: Во-лошко С. В., Хачаянц А. Г., Краснова О. Б.; стоят: Демченко А. И., Андреева Е. С., Королевская Н. В., Серова Н. С., Полозова И. В., Каменская И. В., Борисов Ю. Н.

Вузовская «История музыки» — дисциплина относительно «молодая», и позиция междисциплинарного характера знаний, истории музыки как осмысления не просто музыкально-исторических реалий: стилей, персон, произведений, а истории духовного опыта (во многом более достоверного, чем реальные артефакты и свидетельства) сохраняется в качестве ключевой на протяжении многих десятилетий, несмотря на смены идеологического фона, методологических установок. «История музыки представляет собою часть неразрывного целого всеобщей истории развития культуры и цивилизации человечества» [9, с. 1].

Литература

1. Аршинова Н. С. Очерки истории русской музыки. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2012. 196 с.

2. Гейлиг М. Ф. Форма в русской классической опере: принципы построения крупных разделов. М.: Музыка, 1968. 118 с.

3. Демченко А. И. Кластерная технология в современных исследованиях мировой художественной культуры // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1. С. 5-15.

4. Демченко А. И. Смысловые концепты всемирного художественного наследия. М.: Наука, 2021. 614 с.

5. Демченко А. И. Художественная культура Саратовского края. Очерки. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова. 2021. 744 с.

6. Евдокимов Я. К. Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года) // Из музыкального прошлого. Сборник очерков. Т. 1 / ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. М.: Гос. муз. изд-во, 1960. С. 143-233.

7. Евдокимов Я. К. Саратовская консерватория за 40 лет // Научно-методические записки: сборник 1957 года. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 1957. С. 187-194.

8. История музыки в истории кафедры. Сборник статей к 60-летию кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. 260 с.

9. Липаев И. В. История музыки. Курс лекций, читанных в Саратовской Императорской Алексеевской консерватории. Саратов: Издание М. Ф. Тидеман. Б. г. 301 [3] с.

10. Манжора Б. Г. Саратовский академический театр оперы и балета. Солидное артистическое дело. Саратов: Детская книга, 1996. 328 с.

11. Манжора Б. Г. Саратовский академический театр оперы и балета. Ч. 2. 1917-2003. «Саратов — сугубо оперный город». Саратов: Детская книга, 2004. 344 с.

12. Музыка XX века. В 2-х частях: очерки. Ч. 2, кн. 5(А). 1917-1945 / ред. Л. Н. Раабен. М.: Музыка, 1987. 343 с.

13. Научно-методические записки: сборник 1957 года. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 1957. 198 с.

14. Полозова И. В., Хачаянц А. Г. Памяти Татьяны Федоровны Малышевой // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы

искусствознания. 2020. № 3 (9). С. 3-9.

15. Тютьманов И. А. Кафедра теории и истории музыки (исторический очерк к 50-летию консерватории) // Из архивов Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Научно-педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции. Саратов: СГК имени Л. В. Собинова, 2020. С. 60-91.

References

1. Arshinova N. S. Ocherki istorii russkoj muzyki [Essays on the history of Russian music]. Saratov: SGK imeni L. V. Sobi-nova, 2012. 196 p.

2. Gejlig M. F. Forma v russkoj klassicheskoj opere: printsipy postroenija krupnyh razdelov [Form in Russian Classical Opera: Principles of Large Sections Construction]. M.: Muzyka, 1968. 118 p.

3. Demchenko A. I. Klasternaya tekhnologiya v sovremennyh issledovaniyah mirovoj hudozhestvennoj kul'tury [Cluster technology in modern studies of world art culture] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya. [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. P. 5-15.

4. Demchenko A. I. Smyslovye kontsepty vsemirnogo hudozhest-vennogo nasledija [Semantic concepts of the world artistic heritage]. M.: Nauka, 2021. 614 p.

5. Demchenko A. I. Hudozhestvennaja kul'tura Saratovskogo kraja. Ocherki [Artistic culture of the Saratov region. Essays]. Saratov: Saratovskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni L. V. Sobinova. 2021. 744 p.

6. Evdokimov Ja. K. Muzykal'noe proshloe Sarato-va (do 1917 goda) [Musical past of Saratov (till 1917)] // Iz muzykal'nogo proshlogo. Sb. ocherkov. T. 1. [From the musical past. Collection of essays. Vol. 1] / red.-sost. B. S. Shtejnpress. M.: Gos. muz. izd-vo, 1960. P. 143-233.

7. Evdokimov Ja. K. Saratovskaja konservatorija za40 let [40 years of Saratov Conservatoire] // Nauchno-metod-icheskie zapiski: sbornik 1957 goda [Scientific and methodological notes: a collection of 1957]. Saratov: Saratovskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni L. V. Sobinova, 1957. P. 187-194.

8. Istorija muzyki v istorii kafedry. Sbornik statej k 60-letiju kafedry istorii muzyki Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova [The history of music in the history of the department. Collection of articles dedicated to the 60th anniversary of the Music History Department of the Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov]. Saratov: Saratovskaja gosudarstvennaja

konservatorija imeni L. V. Sobinova, 2021. 260 p.

9. Lipaev I. V. Istorija muzyki. Kurs lektsij, chitannyh v Saratovskoj Imperatorskoj Alekseevskoj konservatorii [Music history. A course of lectures given at the Saratov Imperial Alekseevskaya Conservatoire]. Saratov: Izdanie M. F. Tideman. B. g. 301 [3] p.

10. Manzhora B. G. Saratovskij akademicheskij teatr opery i baleta. Solidnoe artisticheskoe delo [Saratov Academic Opera and Ballet Theatre. Important artistic activity]. Saratov: Detskaja kniga, 1996. 328 p.

11. Manzhora B. G. Saratovskij akademicheskij teatr opery i baleta. Ch. 2. 1917-2003. «Saratov — sugubo opernyj gorod» [Saratov Academic Opera and Ballet Theatre. Part 2. 1917-2003. «Saratov as a particular opera city»]. Saratov: Detskaja kniga, 2004. 344 p.

12. Muzyka XX veka. V 2-h chastjah: ocherki. Ch. 2, kn. 5(A). 1917-1945 [Music of the XX century. In 2 parts: essays. Part 2, book 5(A). 1917-1945] / red. L. N. Raaben. M.: Muzyka, 1987. 343 p.

13. Nauchno-metodicheskie zapiski: sbornik 1957 goda [Scientific and methodological notes: a collection of 1957]. Saratov: Saratovskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni L. V. Sobinova, 1957. 198 p.

14. Polozova I. V., Khachayants A. G. Pamjati Tat'jany Fedorovny Malyshevoj [In memory of Tatyana Malysheva] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznanija [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 3 (9). P. 3-9.

15. Tjut'manovI. A. Kafedra teorii i istorii muzyki (istoricheskij ocherk k 50-letiju konservatorii) [Theory and history of music department (historical essay to 50th anniversary of Conservatoire)] // Iz arhivov Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova. Nauchno-pedagogicheskoe nasledie kafedry teorii muzyki i kompozicii [From archive of Saratov State Conservatoire named by L. V. Sobinov. Scientific and pedagogical heritage of Music Theory and Composition Department]. Saratov: Saratovskaja gosudarstvennaja konservatorija imeni L. V. Sobinova, 2020. P. 60-91.

Информация об авторе

Анжела Григорьевна Хачаянц E-mail: angela_h@bk.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the author

Anzhela Grigorevna Khachayants E-mail: angela_h@bk.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Kirov Av.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.