Научная статья на тему 'Память о новомучениках: епархиальный контекст'

Память о новомучениках: епархиальный контекст Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СВ. СИЛЬВЕСТР (ОЛЬШЕВСКИЙ) / НОВОМУЧЕНИКИ / ИСПОВЕДНИКИ / OMSK DIOCESE / CHURCH-STATE RELATIONS / ST. SILVESTER (OLSHEVSKY) / NEW MARTYRS / CONFESSORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суховецкий Вячеслав Анатольевич, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

В статье представлена стенограмма круглого стола, состоявшегося по благословению Ректора Омской духовной семинарии Митрополита Омского и Таврического Владимира 26 февраля 2020 г. в Омской духовной семинарии. Круглый стол продолжил серию мероприятий, посвященных 125-летнему юбилею Омской епархии. 5 декабря 2019 г. состоялось заседание первого круглого стола «Духовенство и Революция» из цикла «Омская епархия в памяти поколений». В обсуждении были подняты вопросы отношения историков к Гражданской войне, свидетельства очевидцев, психология духовенства накануне и во время революционных и военных событий «русского лихолетья». Остро-дискуссионным стал вопрос о репрессиях против духовенства, возможностях, источниках и методологии их изучения. Лосунов Александр Матвеевич, омский церковный краевед, рассказал о новых сведениях и документах к житию архиепископа Сильвестра (Ольшевского). В частности, об истории почитания святого угодника в Омской епархии. Скандаков Игорь Евгеньевич, директор Омского музея просвещения, рассказал о раскопках фундамента Успенского кафедрального собора в 2005 года. Как непосредственный участник событий он особо подробно остановился на малоизвестных деталях обретения святых мощей священноисповедника Сильвестра Омского. Через его руки прошла каждая косточка мученика и он свидетельствует о наличии сквозных отверстий на руках и ногах, через который тело святителя было пригвождено к полу. Так же он обратил внимание участников круглого стола что государство в лице Следственного комитета не сомневается в том, что архиепископ Сильвестр (Ольшевский) был убит. Доклад Игоря Евгеньевича вызвал бурное обсуждение. Иерей Вячеслав Суховецкий рассказал о политических репрессия против православного духовенства на территории Омской области в довоенный период. Первая волна гонений связана с окончанием гражданской войны в 1920 году. Одним из первых пострадал архиепископ Сильвестр (Ольшевский) Омский и Павлодарский, убитый 10 марта 1920 года. В течение следующих 2 лет было арестовано 49 священнослужителей. Позже до завершения НЭПа аресты духовенства прекращаются. Репрессии против духовенства продолжились с 1928 года, с началом коллективизации, когда были арестованы 34 городских и 54 сельских священнослужителей из них было убито 13 человек. В годы «большого террора» было убиты все 30 городских священников. В сельской местности из 132 арестованных священнослужителей были приговорены к высшей мере наказания 121. Таким образом к 1939 году в епархии не осталось на свободе ни одного священнослужителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY OF THE NEW MARTYRS: THE DIOCESAN CONTEXT

The article presents a transcript of a round table held with the blessing of the Rector of the Omsk theological Seminary, Metropolitan Vladimir of Omsk and Tavricheskoe on February 26, 2020 at the Omsk theological Seminary. The round table continued a series of events dedicated to the 125th anniversary of the Omsk diocese. On December 5, 2019 a meeting of the first round table "Clergy and Revolution" from the series "Omsk diocese in the memory of generations" was held. The discussion raised questions about the attitude of historians to the Civil war, eyewitness accounts, and the psychology of the clergy before and during the revolutionary and military events of the "Russian troubled years". The issue of repressions against the clergy as well as opportunities, sources and methodology of their study became a hotly debated issue. Alexander Matveyevich Losunov, Omsk Church local historian, revealed new information and documents about the life of Archbishop Sylvester (Olshevsky). In particular, about the history of veneration of the Saint in Omsk diocese. Igor Skandakov, Director of the Omsk Educations Museum, told about the excavation of the foundation of the Dormition Cathedral in 2005. As a direct participant in the events, he dwelt in particular on the little-known details of the finding of the Holy relics of the priest Silvester of Omsk. Every bone of the Martyr passed through his hands and he testified to the presence of through holes on the hands and feet, through which the body of the Saint was nailed to the floor. He also drew the attention of the participants of the round table that the state, represented by the Investigative Committee, does not doubt that Archbishop Silvester (Olshevsky) was killed. The report of Igor Yevgenyevich started a heated discussion. Priest Vyacheslav Sukhovetsky told about political repressions against the Orthodox clergy in Omsk region in the pre-war period. The first wave of persecution is associated with the end of the civil war in 1920. One of the first victims was Archbishop Silvester (Olshevsky) of Omsk and Pavlodar, who was killed on March 10, 1920. Over the next 2 years 49 clergymen were arrested. Later, before the end of NEP the arrests of clergy were stopped. Repression against the clergy continued from 1928, with the beginning of collectivization, when 34 urban and 54 rural priests were arrested, 13 of them were killed. During the years of the "great terror" all 30 city priests were killed. In rural areas 121 of the 132 arrested priests were sentenced to capital punishment. Thus, by 1939 not a single clergyman remained free in the diocese.

Текст научной работы на тему «Память о новомучениках: епархиальный контекст»



удК 93/99:281.9(470)

№ 1, 2020 (8)

ПАМЯТЬ О НОВОМУЧЕНИКАХ: ЕПАРХИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ

Иерей Вячеслав Анатольевич Суховецкий, преподаватель кафедры церковно-исторических дисциплин Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви, руководитель комиссии Омской епархии по канонизации святых

Лосунов Александр Матвеевич, историк-краевед, Бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования «Центр духовно-нравственного воспитания «Исток»

Скандаков Игорь Евгеньевич, директор Бюджетного учреждения культуры Омской области

«Омский музей просвещения»

Аннотация. В статье представлена стенограмма круглого стола, состоявшегося по благословению Ректора Омской духовной семинарии Митрополита Омского и Таврического Владимира 26 февраля 2020 г. в Омской духовной семинарии. Круглый стол продолжил серию мероприятий, посвященных 125-летнему юбилею Омской епархии. 5 декабря 2019 г. состоялось заседание первого круглого стола «Духовенство и Революция» из цикла «Омская епархия в памяти поколений». В обсуждении были подняты вопросы отношения историков к Гражданской войне, свидетельства очевидцев, психология духовенства накануне и во время революционных и военных событий «русского лихолетья». Остро-дискуссионным стал вопрос о репрессиях против духовенства, возможностях, источниках и методологии их изучения. Лосунов Александр Матвеевич, омский церковный краевед, рассказал о новых сведениях и документах к житию архиепископа Сильвестра (Ольшевского). В частности, об истории почитания святого угодника в Омской епархии. Скандаков Игорь Евгеньевич, директор Омского музея просвещения, рассказал о раскопках фундамента Успенского кафедрального собора в 2005 году. Как непосредственный участник событий, он особо подробно остановился на малоизвестных деталях обретения святых мощей священноисповедника Сильвестра Омского. Через его руки прошла каждая косточка мученика, и он свидетельствует о наличии сквозных отверстий на руках и ногах, через которые тело святителя было пригвождено к полу. Также он обратил внимание участников круглого стола, что государство в лице Следственного комитета не сомневается в том, что архиепископ Сильвестр (Ольшевский) был убит. Доклад Игоря Евгеньевича вызвал бурное обсуждение. Иерей Вячеслав Суховецкий рассказал о политических репрессиях против православного духовенства на территории Омской области в довоенный период. Первая волна гонений связана с окончанием Гражданской войны в 1920 году. Одним из первых пострадал архиепископ Сильвестр (Ольшевский) Омский и Павлодарский, убитый 10 марта 1920 года. В течение следующих 2 лет было арестовано 49 священнослужителей. Позже до завершения НЭПа аресты духовенства прекращаются. Репрессии против духовенства продолжились с 1928 года с началом коллективизации, когда были арестованы 34 городских и 54 сельских священнослужителей, из них было убито 13 человек. В годы «большого террора» были убиты все 30 городских священников. В сельской местности из 132 арестованных священнослужителей были приговорены к высшей мере наказания 121. Таким образом, к 1939 году в епархии не осталось на свободе ни одного священнослужителя.

Ключевые слова: Омская епархия, церковно-государственные отношения, Св. Сильвестр (Ольшевский), новомученики, исповедники.

MEMORY OF THE NEW MARTYRS: THE DIOCESAN CONTEXT

Priest Vyacheslav Sukhovetsky, Lecturer in Church history disciplines, Omsk Seminary

Omsk diocese of the Russian Orthodox Church, head of the Commission of the Omsk diocese for the canonization of saints.

щ-^история омской епархии (1895-2020)_

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

Logunov Alexander Matveyevich, historian and ethnographer, Budgetary institution of additional education of Omsk region «Istok» center for spiritual and moral education

Igor Skandakov,

Director of the Budget institution of culture of the Omsk region

«Omsk Museum of education»

The article presents a transcript of a round table held with the blessing of the Rector of the Omsk theological Seminary, Metropolitan Vladimir of Omsk and Tavricheskoe on February 26, 2020 at the Omsk theological Seminary. The round table continued a series of events dedicated to the 125th anniversary of the Omsk diocese. On December 5, 2019 a meeting of the first round table «Clergy and Revolution» from the series «Omsk diocese in the memory of generations» was held. The discussion raised questions about the attitude of historians to the Civil war, eyewitness accounts, and the psychology of the clergy before and during the revolutionary and military events of the «Russian troubled years». The issue of repressions against the clergy as well as opportunities, sources and methodology of their study became a hotly debated issue. Alexander Matveyevich Losunov, Omsk Church local historian, revealed new information and documents about the life of Archbishop Sylvester (Olshevsky). In particular, about the history of veneration of the Saint in Omsk diocese. Igor Skandakov, Director of the Omsk Educations Museum, told about the excavation of the foundation of the Dormition Cathedral in 2005. As a direct participant in the events, he dwelt in particular on the little-known details of the finding of the Holy relics of the priest Silvester of Omsk. Every bone of the Martyr passed through his hands and he testified to the presence of through holes on the hands and feet, through which the body of the Saint was nailed to the floor. He also drew the attention of the participants of the round table that the state, represented by the Investigative Committee, does not doubt that Archbishop Silvester (Olshevsky) was killed. The report of Igor Yevgenyevich started a heated discussion. Priest Vyacheslav Sukhovetsky told about political repressions against the Orthodox clergy in Omsk region in the pre-war period. The first wave of persecution is associated with the end of the civil war in 1920. One of the first victims was Archbishop Silvester (Olshevsky) of Omsk and Pavlodar, who was killed on March 10, 1920. Over the next 2 years 49 clergymen were arrested. Later, before the end of NEP the arrests of clergy were stopped. Repression against the clergy continued from 1928, with the beginning of collectivization, when 34 urban and 54 rural priests were arrested, 13 of them were killed. During the years of the «great terror» all 30 city priests were killed. In rural areas 121 of the 132 arrested priests were sentenced to capital punishment. Thus, by 1939 not a single clergyman remained free in the diocese.

Keywords: Omsk diocese, Church-state relations, St. Silvester (Olshevsky), new martyrs, Confessors

Воробьева Н.В.: Честные отцы, уважаемые коллеги, дорогие студенты! В 2020 г. исполнилось 125 лет основанию Омской епархии, 100 лет мученической кончины Святителя Сильвестра (Ольшевского), этим памятным событиям посвящено множество различных мероприятий цикла «Омская епархия в памяти поколений». Сегодняшний круглый стол продолжает дискуссию первого круглого стола «Духовенство и Революция», который прошел здесь же - в читальном зале библиотеки Омской духовной семинарии 5 декабря 2019 г. В обсуждении были подняты вопросы отношения историков к Гражданской войне, свидетельства очевидцев, психология духовенства накануне и во время революционных и военных событий «русского лихолетья». Остро-дискуссионным стал вопрос о репрессиях против духовенства, возможностях, источниках и методологии их изучения. Мы рады возможности обсудить вопросы, связанные с церковно-государственными отношениями в советский период и попытками осмысления наследия новомучеников. Слово предоставляется А.М. Лосунову.

Лосунов А.М.: С самого начала своего существования Церковь причисляет к святым тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого в разнообразии даров Его и явили силу Его в нашем мире. Уже во II - III веках христианской

эры церковная жизнь и, в частности, богослужебная, включает элементы почитания некоторых преставившихся членов Церкви, приобретших известность примерной христианской жизнью или смертью. Церковью с благоговением собирались останки тел святых как храмов Духа Святого. Нередко сами храмы строились на месте погребения или страдания мучеников.

Упоминания о почитании дней памяти и мощей мучеников мы находим у авторов IV в. Иоанна Златоуста, Евсевия, Василия Великого и др. В дальнейшем к лику почитаемых святых стали сопричислять еще при жизни особо почитавшихся и пользовавшихся известностью святителей, а с возникновением монашества также отшельников и игуменов обителей. Инициатива почитания шла снизу, от широких масс христиан.

Очень рано возник и прочно вошел в церковную практику обычай помещать под престолами алтарей мощи или их частицы. В связи с обширностью епархий и увеличением строительства храмов правящий архиерей в каждом отдельном случае не мог ездить на освящение вновь отстроенных церквей, знаком его благословения на посвящение являлись антиминсы - платы с подписью давшего благословение на освящение храма архиерея, в центре такого плата влагалась частица со святыми мощами.

Святые или угодники Божии прославляются Церковью в различных чинах в зависимости от подвига святости. Священномученики - святители, претерпевшие мучения за Христа.

Теперь скажем несколько о канонизации, а проще говоря, о причислении к лику святых. Термин «канонизация» пришел к нам из латыни, но первоначально имел греческое происхождение. Дословно «канонизация» означает «определять, на основании правила узаконить». Этим словом на Руси, а затем и в России называли акт церковной власти, производимой над умершим подвижником веры для причисления его к лику святых. Акт канонизации в истории Церкви претерпевал видоизменения. Его появление было связано со стремлением предотвратить попадание в культ святых лиц сомнительного достоинства. Древняя Церковь не знала специального акта прославления святых. Весь процесс канонизации в те древние времена состоял только в том, что с ведома и по распоряжению местного епископа вносились имена достойнейших христиан в диптихи и синодики, в которых указывался день их кончины.

Аргументами для канонизации, как правило, являлись чудесные проявления благодатной силы прославляемого лица (главным образом исцеления больных), нетление его мощей, явления его в видениях, но однако решающим моментом всегда являлось церковно-общественное убеждение в нравственной высоте и выдающемся благочестии прославляемого, его жизненный подвиг. Всякой канонизации предшествовала большая подготовительная работа по изучению житий, трудов и подвигов канонизируемых. Это обязательное условие соблюдалось не только при единичном, но и при коллективном прославлении угодников Божиих. В каждом отдельном случае Церковь определяла основания к канонизации. После этого выносилось определение о причислении предложенного подвижника к лику святых Божиих угодников. При многообразии причин и оснований канонизации святых в различные исторические эпохи существования Церкви одно оставалось неизменным: всякое прославление святых понималось как явление святости Божией, а следовательно, оно

2020 (8)

всегда совершалось по благоизволению и волеизъявлению Самой Церкви. Церковь же канонизирует тех, в спасении которых она уверена, поэтому она уже не молится об их «упокоении», а наоборот, молитвенно призывает их самих, прося их молитвенного содействия.

Канонизированные святые по распространенности их почитания подразделяются на местнохрамовых, местноепархиальных, общенациональных и общецерковных. Подвижники благочестия признавались святыми местнохрамовыми в том случае, если в монастырях или иногда в приходских церквях почивали их святые останки. Местноепархиальными они становились тогда, когда чтились в целой епархии или по крайней мере в епархиальном городе. Право канонизации мест-ночтимых святых принадлежало епархиальному епископу с ведения митрополита (позже - патриарха) всея Руси, право признания святыми общенациональными и общецерковными находилось в компетенции митрополита или патриарха при участии собора русских иерархов. Местная епархиальная власть, получив сведения о чудесах при гробе почившего подвижника и о начавшемся молитвенном чествовании его местным или пришлым населением и удостоверившись в действительности чудес (а часто - и в нетлении мощей), назначала торжественное богослужение в храме, в котором или близ которого находились телесные останки почившего; затем устанавливалось ежегодное торжественное церковное празднование его памяти, в день его кончины или открытия мощей составлялась особая служба (большей частью - с каноном и акафистом) в честь святого, а также его «житие» с изображением его чудес, удостоверенных формальным дознанием церковной власти. Одновременно с тем износились из могилы его телесные останки и полагались в храме в особенном украшенном гробе-раке, открытыми или закрытыми, иногда под спудом, т. е. под полом храма.

Воробьева Н.В.: Александр Матвеевич, не могли бы Вы подробнее остановиться на священномучениках Омской епархии?

Лосунов А.М.: Конечно, имеет своих заступников Божиих и Омская земля. В своих молитвах перед Всевышним за нас, жителей Омского Прииртышья, молятся священномученики Сильвестр, Михаил, Иоанн, Николай. Канонизация и прославление священномучеников в сонме омских святых стало возможным благодаря молитвам и трудам митрополита Омского и Тарского Феодосия. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 13-16 августа 2000 г. в Москве, прославил их. Ниже более подробно пойдёт речь об этапах почитания, канонизации и прославления священномученика Сильвестра.

Почитание Святителя Сильвестра как духовенством, так и прихожанами началось ещё при его земной жизни. Так, 2 февраля 1917 г. в Омске торжественно отмечалось четвертьвековое служение архиепископа в священном сане. По ходатайству омского духовенства Святейший Правительствующий Синод своим Указом от 18 января 1917 г. за № 690 разрешил учредить при духовно-учебном заведении именную стипендию архиепископа Сильвестра. А среди верующих распространялись фотографические портреты Святителя. Один из таких чудом сохранившихся портретов, относящихся к омскому периоду, неоднократно публиковался периодической печати. В двух словах предыстория этого уникального снимка, дошедших

история омской епархии (1895-2020)

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

до нас в двух отпечатках, такова. Длительное время он хранился в Омском музее железнодорожников, пока в 90-х гг. прошлого века не был обнаружен юными краеведами из Дома творчества детей и юношества Ленинского административного округа, работавшими под руководством Л.А. Москвиной. Ими же впервые и была опубликована фотография в брошюре «К 100-летию Атаманского хутора. Листая страницы прошлого. Выпуск I: От Атаманского хутора до Ленинск - Омского», увидевшей свет в Омске, в 1998 году. Существование этого и, видимо, других снимков Священномученика Сильвестра говорит о его почитании среди православных жителей Прииртышья.

Молитвы об упокоении его бессмертной души стали возноситься сразу же после его мученической кончины. Его святое имя было занесено во многие помянники. В одном из частных собраний сохранились два из них. Когда-то они принадлежали монахиням Казанского женского монастыря. Последней же их владелицей была монахиня Серафима (в миру - Клеопатра Васильевна Верейкина), представившаяся 24 октября 1993 г. В одном из помянников, кстати, указана ошибочная дата кончины святителя - 6 февраля 1920 г. вместо 26 числа. Подтверждение о том, что мученическая кончина священномученика Сильвестра последовала именно в двадцать шестой день февраля месяца, мы находим в шеститомном труде митрополита Мануила (Лемешевского) «Русские православные архиереи с 1893 по 1965 гг.». Да и само захоронение святителя Сильвестра в Успенском кафедральном соборе, а не на городском кладбище (достаточно вспомнить архиепископа Анатолия (Каменского)) или возле алтаря храма (как, например, погребли архиепископа Виктора (Богоявленского), также говорит о его особом почитании.

Следующий этап почитания священномученика Сильвестра не только мирянами, но и епархиальным духовенством приходится на 1975-1986 гг., когда управляющий Омско-Тюменской епархией архиепископ Максим (Кроха) стал собирать материал о святых и подвижниках благочестия как Сибирской, так и Омской земли. Кстати, основополагающим документом в этом благом и богоугодном деле явилась программа составления и издания «Сибирского Патерика», разработанная под непосредственным руководством святителя Сильвестра ещё в 1916 г. В процессе сбора материалов владыкой Максимом также были собраны фотопортреты всех Омских архиереев, управлявших нашей епархией с момента её учреждения. Все эти уникальные снимки составили своеобразную фотогалерею, разместившуюся на стенах бывшего здания епархиального управления, что во дворе Крестовоздвиженского собора. Среди портретов Омских владык имелся и портрет священномученика Сильвестра. Однако в отличие от других он был исполнен не с фотографического снимка, а с живописного портрета. Это обстоятельство ещё раз, на наш взгляд, указывает на редкость и уникальность фотоизображений святителя. Забегая несколько вперёд, отметим, что именно с того живописного портрета по благословлению Владыки Феодосия нашим епархиальным иконописцем Геннадием Адаевым в 1998 г. был написан ныне почитаемый образ святителя Сильвестра. Сам же портрет впервые был опубликован в «Житие Священномученика Сильвестра», изданном Омско-Тарской епархией в том же году.

Канонизация, прославление и обретение мощей святителя Сильвестра связаны с более чем двадцатилетним пребыванием на Омской кафедре митрополита Омского и Тарского Феодосия. Его высокопреосвященство скрупулезно собирает

2020 (8)

материал о святителе Сильвестре и изучает его «Труды». В этих исторических изысканиях в разные годы ему помогали такие историки и краеведы, как Н.И. Лебедева, А.М. Лосунов и И.П. Шихатов. Собранный материал послужил основой для поднятия вопроса о канонизации священномученика Сильвестра в лике местночтимых святых. На совершение канонизации было получено письменное благословление святейшего патриарха Алексия II, а вместе с ним в Омск были присланы проекты «Деяния» и «Жития» Омского святителя. Необычно началась субботняя Всенощная в Свято-Никольском казачьем соборе (тогда имеющим статус кафедрального) 28 ноября 1998 г. Перед службой торжественно был внесён в этот старейший храм святой образ Священномученника, который был пронесён в алтарь, на горнее место. На Божественной литургии 29 ноября 1998 г., совершенной архиерейским чином в сослужении со всем епархиальным духовенством, оглашены с амвона «Деяния о канонизации». После чего из алтаря Царскими Вратами была вынесена икона новопрославленного святого. Ею благословенно были осенены многочисленные молящиеся. «Вчера мы молились за Архиепископа Сильвестра как за Благочестивого Духовного Стяжателя, а сегодня просим Его молитв как у Святого, стоящего перед Престолом Божиим...» После литургии вокруг Казачьего собора под колокольный звон был торжественно совершён первый крестный ход с образом святителя Сильвестра. Во второй половине дня состоялось паломничество в Ачаирский Крестовый монастырь. Образ новопрославленного святителя был Крестным ходом пронесён по монастырской земле и торжественно внесён в недавно выстроенный и освященный храм во имя святителя Сильвестра. А 30 ноября, то есть на третий день празднеств, посвящённых прославлению памяти новомученика Сильвестра, в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля начала свою работу XII православная конференция «Услышит тя Господь в день печали.», на которой ряд выступлений были посвящены священномученику Сильвестру. Именно после них впервые высказана мысль о необходимости издания «Трудов» Святителя. А первый вклад в воплощение этой идеи в жизнь сделали гостьи из Москвы, две помощницы игумена Дамаскина (Орловского), которые передали владыке копии ряда статей священномученика, изданных на Украине. Тогда же, в 1998 году, было в Омске впервые издано «Житие» священномученика Сильвестра, составленное уже упоминаемым нами выше игуменом Дамаскиным (Орловским). Акафист же святителю Сильвестру был написан священником села Таврического, Омской области, отцом Олегом Наумовым. К слову сказать, канонизации святителя предшествовала конференция. 3 ноября вечером в Омском духовном училище состоялись чтения, посвящённые приближающемуся прославлению архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра. На них с докладами о различных периодах жизни и подвижнической деятельности святителя выступили преподаватели ОмГУ, а также учащие и учащиеся Духовного училища. В ноябре - декабре в здании епархиального управления работала выставка, организатором и устроителем которой был автор. На ней впервые за более чем 70-летний период советской власти впервые для публики экспонировались архивные документы и дореволюционные издания рассказывающие о духовном подвиге новомученника Сильвестра.

Менее чем через полгода после канонизации перед Пасхой была обретена первая святыня - антиминс, освящённый и собственноручно подписанный в 1916 г. святителем Сильвестром. Следует отметить, что весь 1999 гг. в Омско-Тарской епархии

история омской епархии (1895-2020)

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

прошёл под благодатным небесным покровительством Святителя. Верующие оми-чи почитали его как главного и многосильного заступника земли Омской. Дважды в неделю при большом стечении народа совершались акафистные службы священ-номученику Сильвестру. На Левобережье во имя него был освящён храм. А в конце года сонм Омских святых пополнился священномучениками Михаилом и Иоанном. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. прославил святителя Сильвестра, а вместе с ним и других местночтимых новомученников для общецерковного почитания. Кстати, тогда же сонм омских святых пополнило ещё одно имя - Николая (Цикуры), который ценой собственной жизни спас святителя Сильвестра в феврале 1918 г.

Следующей важной вехой в почитании святителя явился 2005 г. Год этот был юбилейным для нашей епархии. Ей исполнилось 110 лет. К тому времени на территории епархии уже насчитывалось 6 храмов, устроенных во имя священному-ченика Сильвестра. В рамках юбилейных торжеств в епархиальном управлении работала историческая выставка, на которой самым уникальным экспонатом явилось прошение святителя Сильвестра в 1916 г. в Св. Синод об открытии в Омске духовной семинарии. 3 марта впервые за всю историю Омско- Тарской епархии состоялись I Сильвестровские чтения. Тематика докладов всецело была посвящена историческому прошлому Омской епархии. В начале лета того же года настоятель Омского храма Иоанна Крестителя иерей Димитрий Олихов защищает на отлично в Санкт-Петербургской православной духовной академии дипломную работу о деятельности святителя Сильвестра на Омской кафедре. Это дипломное сочинение явилось первой аттестационно-квалификационной работой, посвященной омскому периоду святителя. Вне всякого сомнения, что квинтэссенцией этого этапа явились два важнейших события. Первое из них - это обретение мощей святителя Сильвестра при раскопках Успенского собора, а второе - это выход в свет «Трудов» священномученика.

Долгое время после канонизации место погребения архиепископа Сильвестра оставалось неизвестным. И вот 21-22 июля 2005 г. на месте раскопок фундамента взорванного в середине 1930-х гг. Успенского кафедрального собора были обретены мощи священномученика Сильвестра. 15 июля 2007 г. состоялось торжественное освящение возрожденного храма и перенос в него честных мощей священномученика Сильвестра, где они пребывают и сегодня (рис. 25). 25 февраля 2009 г. в нижнем приделе собора была установлена для поклонения верующих рака с мощами священномученика Сильвестра. Тогда же, в 2009 году, над ней была установлена сень (рис. 26).

Воробьева Н.В.: На заседании сегодняшнего круглого стола присутствуют очевидцы обретения мощей Св. Сильвестра. Разрешите предоставить слово Игорю Евгеньевичу Скандакову, директору «Омского музея просвещения», чтобы он прокомментировал слайды-фотографии.

Скандаков И.Е.: Деревянная стружка гроба по цвету, как будто только выстрогана, она и сейчас сохранилась, но потемнела со временем и высохла. Гроб был новый с бахромой, на ножках, хорошо обшит. Хоронили Сильвестра в пределе Сибирских святых, который он сам делал (рис. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).

2020 (8)

Кипарисовый параманный крест с двухсторонней резьбой, некоторые детали даже меньше миллиметра, сохранился идеально, без повреждений. В данный момент демонстрируется в Воскресенском соборе (рис. 18, 19).

Из непонятных вещей, которые вызвали разговоры и сомнения, были просто гвозди (рис. 20, 21). Были подозрения, что это, возможно, от верхней крышки гроба, которая была раздавлена. Практически от верхней крышки гроба ничего не осталось, боковые доски крышки гроба были вставлены шипами в пазах, гроб был не заколочен, и, когда уже расчистили верхнюю доску, приподняли, она была не заколочена. Значит, гроб был закрытый перед взрывом, то есть не выломлен, не ограблен, а закрытый. И после взрыва под огромной тяжестью портик, который находился над могилой, ударил о бетонную плиту части пола. Бетонная плита была специально изготовлена больше 15 см толщиной, в нее был вставлен прут, вставлено 4 металлических кольца, все эти кольца были вовнутрь, сверху на плиту был сделан маленький православный крест из маленьких камней (или из чего-то похоже). Когда эту плиту закрыли, похоже, что залили весь пол, было видно, что пол как единое целое. Взрыв находился в 2 метрах от захоронения. И огромный портик падает, разбивает прутья внутри плиты, и это вся масса под давлением ударила по верхней части гроба. Эти камни никак не могли задеть по костям, они только массой давления раздавили крышку гроба, часть останков, поэтому некоторых костей и нет в описании. Они попросту были раздавлены, а то, что осталось, это кости при погребении, единственное - на костях были царапины от кирпичей, это все в экспертизе хорошо написано (см. раздел «Исторический факт»). Взрыв никак не повлиял на останки, на момент захоронения на останках были многочисленные следы, несовместимые с жизнью, и обряд провели полностью. Совершили службу, остатки свечи положили в гроб, его закрыли, не заколачивали.

Кроме нескольких гвоздей, которые были найдены в гробе, был найден металлический штырь по типу «костыль», обвернутый в стружку, то есть его положили под тело (рис. 7, 8, 9, 10, 16). Он не мог ни сверху попасть, он не был ни в костях, он просто лежал, такое ощущение, что это (единственное объяснение) символ, другой версии нет, трудно понять. Дальше есть фотографии костей руки, ноги, перебитые. Когда мы изымали, можно было сфотографировать и увидеть. Как только передали экспертам, эксперты смыли все остатки кожи, разложили все косточки, все стыковки, одна из костей еще до работы экспертов еще была обтянута кожей (я проталкивал карандаш или ручку), то есть отверстие было не от штыря, и штырь был обвернутый стружкой и лежал под телом, по одной из версий была традиция не убирать стружку из гроба, но откуда штырь - не понятно.

Воробьева Н.В.: В ходе проведения экспертизы возникали ли сомнения по поводу того, действительно ли это останки святителя?

Скандаков И.Е.: Все экспертизы, исторические и другие отношения к церкви, к священнослужителям, светские, у них нет никакого сомнения, что это останки Сильвестра. Начинаем рассуждать, все признали, что это его останки, никаких сомнений нет, теперь берут останки костей и описывают - на костях выявляются несовместимые с жизнью повреждения, основание черепа разбито, разбит череп, выбита нижняя челюсть вдребезги, перебиты кости, грудина (см. рубрику «Исто-

ИСторИЯ ОМСКОЙ епархии (1895-2020)

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

рический факт)». И самое последнее - проткнута штыком грудина, причем каким штыком, какого типа, там было бабочко-образное углубление, причем пробито настолько, что это должно быть тело, то есть штык он как бы расширяется, и если проткнуть чуть-чуть, то отверстие будет маленькое, если проткнуть глубоко, то большое отверстие. Значит, проткнули тело. Итак, перед нами Сильвестр, на костях после взрыва только царапины, те кости, которые не описаны и могли еще нести следы повреждения, их просто нет. Любые другие описания вторичны. Или же человек мог бегать со штыком в груди и умереть от кишечного рака, тогда врач не описывает повреждения. Или на мертвом теле, но на мертвом теле такое количество повреждений сделать невозможно.

В принципе, что это мученическая смерть, достаточно было акта описания.

Лосунов А.М.: Как вы полагаете, захоронение останков было тайным или все же узкий круг лиц и верующие об этом знали?

Скандаков И.Е.: Я убежден, что захоронение было тайное. Был сговор между властью и теми, кто хоронил. Хоронили священнослужителя люди, знакомые с обрядом. В гроб собрали личные вещи, нашли остатки подсвечника с огарком свечи, евангелие с застежкой лежало, орлец, лежали его параман и параманный крест (предметы монашеской жизни), его личная икона (Киево-Братской духовной академии), крест, который был прибит специально к стене (рис. 3, 4, 5). Могилу готовили специально, потому что на дне могилы доска прилипла к стене, то есть была свежая штукатурка.

Иерей Михаил Морозов: Игорь Евгеньевич, Александр Матвеевич, как вы относитесь к иной трактовке смерти святителя Сильвестра, изложенной в научных публикациях за последние пять лет?

Лосунов А.М.: В 2014 году в «Известиях Омского государственного истори-ко-краеведческого музея» заведующая читальным залом Исторического архива Омской области М.Ф. Панина опубликовала материал «Его больше не трогали»: легенда о мученической кончине архиепископа Сильвестра в 1920 г.». Ей удалось найти в Книге регистрации актов гражданского состояния о смерти по 3-му району г. Омска актовую запись № 96 о регистрации смерти архиепископа. Он умер 10 марта 1920 года в 2 час. 30 мин. дня. Причина смерти - кишечный рак. Место погребения - в Соборном склепе, ул. Красный Путь. Публикация архивной находки вызвала широкий резонанс у учёных и верующих. Одни объявили её фальшивкой, других она заставила с ещё большим рвением взяться за поиски материалов о святителе Сильвестре. Ввиду открывшихся новых архивных материалов согласно резолюции Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла от 18 мая 2018 г. в РПЦ постановили: «Архиепископа Омского Сильвестра (Ольшевского) именовать священноисповедни-ком», а празднование дня его памяти было перенесено с 26 февраля на 10 марта по новому стилю.

Скандаков И.Е.: Исследователь А.В. Сушко говорит, что документ записи ЗАГСа непереплетенный, то есть переложить или вставить листы возможность

2020 (8)

■^история ОМСКОЙ епархии (1895-2020)_

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

была [речь идет о публикации: Н.С. Храповой и А.В. Сушко «Актовая запись о смерти архиепископа Сильвестра (Ольшевского): научные аспекты анализа источника»]. Дескать, все могли прочитать эту запись (96-я запись, январь - март), записи ЗАГСа находились в ведении милиции, то есть у власти, это люди проверенные, запись они делали ту, которую нужно было сделать. Вдруг тончайшая в деталях с врачами, с фамилиями, с датами запись про Сильвестра, указано было все подробно. То есть это внесенная, требуемая запись, когда - не понятно, документ не прошит. Могли ли ознакомиться с этой записью кто-то из посторонних? В 1920 году, 1921-м и позже? Нет! К записям о смерти допускали только родственников. Что только не писали про Него: «умер от рака кишечника», «сидел в тюрьме», разные версии в разных публикациях. Ни одной публикации не было, что он был захоронен в соборе. Для меня эта запись фальсифицирована тем, что указана неправильно причина смерти.

В настоящий момент храм (Успенский кафедральный собор) воссоздан в том виде, в котором был, за исключением того, что на 1 метр ниже окна приподнят. Высоту храма высчитывали, от того, что нарос культурный слой, и если бы сделали на том уровне, то он слегка бы провалился с некоторых сторон. И высоту предопределило место захоронения Сильвестра, если в других местах можно было подкапать, то здесь пришлось бы уничтожить место захоронения. Тогда схитрили, ниже уровня окон подняли на один метр высоту, с внешней стороны, так как храм приподнялся, подсыпали горку со стороны Тарской улицы, и внешне кажется, что он стоит на том же уровне. На самом деле по факту он слегка приподнялся, и высота потолка приподнялась. Даже сейчас можно увидеть, что это небольшие окна, которые легко задрапировать, в это подземелье было минимум три входа, в подвальную часть со стороны северного придела была кухня, над приделом были трубы, остатки двух печей, продукты, найдена посуда. Затем узкий коридор, переход под алтарную часть, в какой-то период здесь была печь, воздуховоды расходились, видимо, подогревали верхнюю часть, и был проход в южный придел, где было найдено место захоронения. Эта комната была сделана Сильвестром, потому что в храм летом 1915 года ввели водопровод (вход в водопровод нашли), он был оштукатурен, его сначала ввели, а затем оштукатурили, в августе прибывает Сильвестр. Дальше храмовая архитектурная ситуация была предопределена, с востока находилась винтовая кирпичная лестница с выходом на улицу, предположительно оттуда появлялись священнослужители, лестница соединяла алтарную часть и вот эту пещерную церковь. Все признаки церкви есть, алтарная часть есть, полукруг, ступени, амвон - все есть. И было восемь тяжелых портиков, в которые вставлялись большие иконы, и один из них находился точно над могилой.

Тайное захоронение, петли вниз, цвет плиты надгробной совпадает с полом, нельзя было ознакомиться с записью, она не передавалась, ходили только слухи. В храме пытались сделать театр, школьники ходили, рисовали на стенах, ну никто из них не говорил, что он стоял на могиле Сильвестра. Как могли отдать тело? Несколько священнослужителей говорили, что в их семье передается информация, что тело выкупили у власти. Вещи, находившиеся в гробе, предполагают, что человек, который их положил, знал вещи Сильвестра, стакан с волосами (предположительно, что с пострига), 2 фрагмента цепи, не совсем понятные, панагии и креста не было. Фрагменты могли с кровью остаться.

Вероятно, те, кто отдавал или продавал тело группе людей, которые хоронили Сильвестра, одно из условий было тайное захоронение.

Воробьева Н.В.: Адекватная реконструкция произошедших событий невозможна без широкого вовлечения в научный оборот новых исторических источников, содержание которых восполнило бы недостающие фрагменты в этом вопросе. Хотелось бы предоставить слово руководителю комиссии Омской епархии по канонизации святых, преподавателю Омской духовной семинарии иерею Вячеславу Су-ховецкому.

Иерей Вячеслав Суховецкий: С самого начала существования советской власти духовенство и монашество были поставлены в ряд неполноценных граждан, которые, в частности, были лишены права избирать и быть избранными в органы власти. Существует мнение что советы рассматривали церковь как организацию, которая включала в себя 120 млн россиян, свыше 46 тысяч человек духовенства и могла теоретически призвать своих последователей выступить против советской власти. Гражданская война еще более укрепила мнение власти о духовенстве как контрреволюционерах. И после восстановления советской власти в городах Урала и Сибири начались репрессии против тех, кто выполнял свой священнический долг. Так, после того, как Красная армия захватила город Омск и другие города Сибири, прокатилась волна арестов среди епископата, находившегося в Сибири, все задержанные были свезены в Омск, где СибЧК готовила показательный процесс над духовенством. После мученической кончины святителя Сильвестра арестованные были отпущены после того, как подписали обязательство не выступать против советской власти.

Арест и смерть архиепископа Сильвестра (Ольшевского) стали началом репрессий против духовенства в Омской епархии. При этом следует отметить, что данных об арестах духовенства за первую половину 1920 года нет по причине того, что материалы чрезвычайных «троек» и карательных отрядов до сих пор засекречены. Начиная с августа 1920 года стали вести формальное судопроизводство, и эти материалы сохранились в архиве ФСБ по Омской области [6]1. По этим данным было арестовано 26 священников, 2 диакона, 7 псаломщиков. Были расстреляны протоиерей Сергий Дмитриевский, псаломщики Григорий Мокрый и Василий Ка-торгин. В губернии появилось групповое уголовное дело, по которому было арестовано более 300 человек [1]. Выносились массовые смертные приговоры против тех, кто не эвакуировался.

В 1921 году по Омской губернии было арестовано 20 священников, 4 псаломщиков. Были расстреляны священники Александр Знаменский [5], Николай Окушко [7, с. 86]. В 1922 году арестован 1 священнослужитель.

На момент революции на территории Омской губернии действовало 330 молитвенных зданий, в которых служило примерно столько же священнослужителей. Таким образом, в первой волне репрессий против православного духовенства (с 1920 по 1922 гг.) в Омской епархии пострадало 53 человека (обвинения в контрреволюции), что составило 16%, и это только по самой тяжкой статье.

С наступлением новой экономической политики преследования духовенства практически прекратились. Возобновились судебные дела совместно с прекращением государством НЭПа.

картотека архива уголовных дел Управления ФСБ России по Омской области приведена в издании: Забвению не подлежит. Книга памяти жертв политических репрессий.

2020 (8)

история ОМСКОЙ епархии (1895-2020)

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

Таблица 1

Количество священно- и церковнослужителей Омской епархии, подвергнутых репрессиям с 1927-го по 1933 г.

Год Арестовано Приговорено к Получили Арест

священно- расстрелу различные сроки мирян

служителей заключения

город село город село город село общий

1927 1 1 -- -- 1 1 --

1928 1 -- -- 1 убит 1 -- --

1929 3 1 -- 3 убито 3 1 1

1930 3 14 1 4 2 10 1

1931 21 16 -- 3 21 13 8

1932 1 2 -- 1 1 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1933 1 10 -- -- 1 10 --

1934 -- 2 -- -- -- 2 --

Всего 31 46 1 8+4 уб. 30 38 11

Из таблицы видно, что городское духовенство получало более мягкие приговоры от судебных органов, чем сельское духовенство. С 1930 года начинаются аресты в том числе и обновленческого духовенства.

В 1930 году были арестованы 14 сельских священников, из них 4 приговорили к расстрелу. Из городских священнослужителей были арестованы 3, приговорен к расстрелу протоиерей Василий Инфантьев за борьбу с обновленцами. В 1931 году репрессии усилились. Были арестованы 16 сельских священников, из которых 3 расстреляли. 21 городской священнослужитель, 8 мирян проходили по одному групповому уголовному делу, получившему название «епархиальное братство» [2]. В качестве наказания получили различные сроки от 1,5 до 5 лет ссылки. Был подвергнут аресту и омский епископ Аркадий (Ершов). В 1932 году аресты пошли на спад.

В 1932 году в Омске действовало 12 православных храмов (из 39 действовавших до революции) последователей патриаршей и обновленческой церквей [3], в которых служило 42 священнослужителя.

Сельское духовенство получало неоправданно более жесткие приговоры, 17,4% арестованных были приговорены к расстрелу, что определялось кампанией по коллективизации.

Кроме этого, в 1928-м и 1929 годах прошла волна убийств священнослужителей в селах. Так, погибли священники Владимир Голосов, Иоанн Егоркин [4]. По свидетельству родных все они были убиты за их нежелание вступить в колхозы. Если учесть и эти смерти, то получается, что 24% из подвергнутого репрессиям сельского духовенстве было убито.

Во время второй волны репрессий (с 1927-го по 1934 г.) в Омской епархии было арестовано 77 священнослужителей, что составило 23% от числа дореволюционного духовенства. Кроме того, все сельское духовенство и церковнослужители были раскулачены и подвергнуты индивидуальному обложению сельхозналогом.

Третья волна репрессий началась в 1935 году. Аресты духовенства в Омском округе начались с задержания в ночь на 24 апреля архиепископа Алексия (Орлова)

€)к 108

[6, т. 6, с. 144]2. Вместе с ним были арестованы священнослужители с церковным советом Ильинской церкви города Омска.

Таблица 2

Количество священно- и церковнослужителей Омской епархии подвергнутых репрессиям с 1935-го по 1939 г.

№ 1, 2020 (8)

Год Арестовано Приговорено к Получили Арест мирян

священно- расстрелу различные сроки

служителей заключения

город село город село город село общий

1935 4 2 -- -- 4 2 --

1936 1 2 -- -- 1 2 --

1937 29 117 29 109 -- 8 11 вмн

1938 1 14 1 11 -- 3 16 вмн /3 арест

1939 -- 1 -- 1 -- -- --

Всего 35 136 30 121 5 15 26 вмн/3 арест

Пик репрессий пришелся на 1937 год.

Всё городское духовенство, арестованное в 1937 - 1938 гг., было расстреляно. Из сельского духовенства к высшей мере наказания приговорено 85,5% арестованных. Различные сроки заключения получили только 11% арестованных от общего количества арестованного духовенства. Все церковнослужители, монашествующие и члены церковных советов, арестованные в данный период, в анкетах которых указана принадлежность к церковным организациям, по материалам уголовных дел принимали самое активное участие в жизни приходов, добивались открытия закрытых храмов. Из них было расстреляно подавляющее большинство. Впрочем, пока не представляется возможным, точно подсчитать количество репрессированных мирян, арестованных за их религиозный выбор, без просмотра всех уголовных дел Омского архива ФСБ.

Третья волна репрессий (с 1935-го по 1939 г.) стала самой сокрушительной для Омского духовенства. Аресту был подвергнут 171 священнослужитель, что составило 50% от дореволюционного числа духовенства.

Таким образом, всего с 1920 по 1939 годы политическим репрессиям были подвергнуты 301 священнослужитель. За этот же период были расстреляны и убиты 170 священнослужителей, включая святителя Сильвестра, архиепископа Омского. Мы видим, что в годы становления советского государства происходило планомерное уничтожение православного духовенства, что подтверждается приведенной выше статистикой. В 1939 году в Омской области не осталось ни одного зарегистрированного священника, все православные приходы были закрыты.

Воробьева Н.В.: Предлагаю представить на заседание Ученого совета Омской духовной семинарии вопрос о научной публикации имеющихся в Епархиальном управлении документов (см. раздел «Исторический факт»).

2Был приговорен к ссылке в Казахстан на 5 лет.

1. Архив Управления ФСБ России по Омской области. Ф. 4. АУД. ОУ-7316.

2. АУФСБ по Омской обл. Ф. 4. АУД Д. П-12115

3. Акт передачи делопроизводства инспектором административного надзора от 15 октября 1932 года // ГИАОО Ф. 235. Оп. 2. Д. 1. Л. 474.

4. Архив автора. Репрессированное Омское духовенство ХХ в. Материалы к биографическому справочнику.

5. База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ «Мемориал». М.: Звенья, 2005.

6. Забвению не подлежит. Книга памяти жертв политических репрессий. Т. 1 -11. Омск, Омское книжное издательство, 2001 - 2005.

7. Василевский В.П., Сушко А.В. «Стражи революции»: органы ГПУ-ОГПУ в Омском Прииртышье: монография / В.П. Василевский, А.В. Сушко; Минобрнауки России, ОмГТУ. Омск, Изд-во ОмГТУ, 2017.

история омской епархии (1895-2020)

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

список источников и литературы:

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

Образ Божией Матери Киево-Братской

Раскопки и содержимое гроба

|[}^^ИСтОрИЯ омской епархии (1895-2020)_

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

Раскопки и содержимое гроба

Т. Масюк исследует содержимое гроба

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

Находка из гроба

Орлец

Параман

Параманныйкрест

Гвоздь из гроба

Гроб Святителя после переноса в епархиальное управление

хкхшку^ 17

история омской епархии (1895-2020)

Иерей Вячеслав Суховецкий, Лосунов Александр Матвеевич, Скандаков Игорь Евгеньевич

«Память о новомучениках: епархиальный контекст»

Гроб Святителя в трапезной епархиального управления

Гроб Святителя в нижнем храме Успенского собора

Сень над мощами Святителя в нижнем храме

хкхшку^ 19

Антиминс Св. Сильвестра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.