Научная статья на тему 'К вопросу о каноническом управлении Омской епархией в первой половине 20-х годов ХХ века'

К вопросу о каноническом управлении Омской епархией в первой половине 20-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ОМСКАЯ ЕПАРХИЯ / 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА / ПАТРИАРШАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВЯЩИЕ АРХИЕРЕИ / АЛЕКСИЙ (БУЙ) / АЛЕКСИЙ (КОНОНОВ) / АНАТОЛИЙ (КАМЕНСКИЙ) / ВЕНИАМИН (МУРАТОВСКИЙ) / ВИКТОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ) / ВИССАРИОН (ЗОРИН) / ГАВРИИЛ (ВОЕВОДИН) / ДИМИТРИЙ (БЕЛИКОВ) / ИОАННИКИЙ (СОКОЛОВСКИЙ) / КИПРИАН (КОМАРОВСКИЙ) / МЕФОДИЙ (КРАСНОПЕРОВ) / СИЛЬВЕСТР (ОЛЬШЕВСКИЙ)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суховецкий Вячеслав Анатольевич

Иерархическая система управления Русской Православной Церкви включает в себя епархии, которые возглавляются правящими архиереями. Знание порядка назначения на церковную кафедру (епархию) и фактического пребывания архиереев является важным вопросом в истории любой епархии. В данной статье автор на основании местных архивных документов указывает фактически бывших на Омской кафедре канонически правомочных архиереев в период с 1920 до 1925 года, включительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Суховецкий Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о каноническом управлении Омской епархией в первой половине 20-х годов ХХ века»



источниковедение, церковное краеведение

Иерей Вячеслав Анатольевич Суховецкий «К вопросу о каноническом управлении Омской епархией в первой половине 20-х годов ХХ века»

удк 261.7

к вопросу о каноническом управлении омской епархией

в первой половине 20-х годов хх века

Иерей Вячеслав Анатольевич Суховецкий, преподаватель кафедры церковной истории Омской духовной семинарии

Омской епархии Русской Православной Церкви, руководитель комиссии Омской епархии по канонизации святых

аннотация. Иерархическая система управления Русской Православной Церкви включает в себя епархии, которые возглавляются правящими архиереями. Знание порядка назначения на церковную кафедру (епархию) и фактического пребывания архиереев является важным вопросом в истории любой епархии. В данной статье автор на основании местных архивных документов указывает фактически бывших на Омской кафедре канонически правомочных архиереев в период с 1920 до 1925 года, включительно. Ключевые слова: История Русской Православной Церкви, Омская епархия, 20-е годы ХХ века, патриар. шая церковь, правящие архиереи, Алексий (Буй), Алексий (Кононов), Анатолий (Каменский), Вениамин (Муратовский), Виктор (Богоявленский), Виссарион (Зорин), Гавриил (Воеводин), Димитрий (Беликов), Ио-анникий (Соколовский), Киприан (Комаровский), Мефодий (Красноперов), Сильвестр (Ольшевский).

on the question of canonical management of the omsk diocese in the first half of the 1920th

Priest Vyacheslav Anatolyevich Sukhovetsky, teacher of Omsk orthodox theological Seminary Omsk Eparchy Russian Orthodox Church Head of the Omsk eparchy commission for the canonization of saints

Annotation. The governance system of the Russian orthodox Church includes dioceses headed by the ruling bishops. Knowledge of the order of appointment to the church department (diocese) and the actual presence of the bishops is an important issue in the history of any diocese. In this article, the author, on the basis of local archival documents, indicates actually canonically eligible bishops in the omsk department from 1920 to 1925. Keywords: History of the Russian orthodox Church, omsk Diocese, the 20s of the twentieth century, the patriarchal church, the ruling bishops, Alexiy (Bui), Alexiy (Kononov), Anatoly (Kamensky), Veniamin (Muratovsky), Victor (Epiphany), Vissarion (zorin), Gabriel (Voevodin), Dimitri (Belikov), loannikiy (Sokolovsky), Cyprian (Komarovsky), Methodius (Krasnoperov), Sylvester (olszewski).

Тема преемственности власти в епархиальном управлении является существенным вопросом, для изучающих историю Русской Православной Церкви. Особо остро необходимость, знать кто управлял епархией, возникает в связи вопросом каноничности рукоположения клириков и благодатности совершения таинств этими клириками над мирянами. В 20-е годы прошлого века в Церкви произошли несколько расколов и особо выделяется на их фоне, обновленческое движение. Данная статья ставит перед собой задачу, указать порядок пребывания на Омской кафедре канонически правомочных архиереев в период до 1925 года, включительно.

№ 2, 2018 (5)

После восстановления советской власти, 4 марта 1920 года в Омске был арестован управляющий Омской епархией архиепископ Сильвестр (Ольшевский). Через 6 дней1 владыка был убит в омской тюрьме. Тело мученика было погребено в нижнем пределе Успенского собора, для совершения отпевания из омской тюрьмы специально был выпущен Вениамин (Муратовский), архиепископ Симбирский2. Официальной версией смерти, озвученной советскими газетами, стала скоропостижная кончина от тифа3, что обеспечивало похороны без вскрытия гроба, как умершего от инфекционной болезни. Однако в записи свидетельства о смерти записана другая причина - «умер от рака кишечника»4. Экспертиза мощей страдальца, проведенная в 2005 году, указала на истинную причину смерти от травм, несовместимых с жизнью, в том числе от ранения винтовочным штыком в область сердца5. При этом сам факт смерти владыки не был секретом, духовенством епархии открыто совершались панихиды по храмам6.

После гибели архиепископа Сильвестра временным управляющим Омской епархией был назначен Киприан (Комаровский), епископ Семипалатинский7.

В конце (с 24 по 29) июля 1920 года на Омскую кафедру прибыл только что рукоположенный епископ Димитрий (Беликов)8. По епархии прошли собрания духовенства и верующих с целью изыскания средств на содержание Епископа и Членов епархиального Совета. Так в благочинии 13 округа церквей Омской епархии по двум подписным листам собрали на содержание епископа Омского и Павлодарского 5900 рублей, на содержание членов епархиального Совета 5780 рублей9. В 1921 году владыка был возведен в сан архиепископа10. В начале кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году, архиепископ Дмитрий по мнению властей проявил сопротивление11, которое выразилось в том, что недостаточно оперативно обратился к верующим с посланием не сопротивляться изъятию12. По епархии изъятия прошли почти без инцидентов. В политической сводке № 9-10 за май 1922 года сообщалось, что в результате имеет место «большое недовольство на архиерея Дмитрия за то, что он

1Степанов (Русак) В., протодьякон. Русская Зарубежная Церковь. 2002. Интернет-версия: ИКрУМшш.гедек огд/Ви$ак.Ви$$1ап-СЬшгсЬ1-1.Ь11:т

2 «Свет», газета № 337, воскресный номер, 13 июня 1920, издание «Харбин» 3Там же.

4ИАОО ф. р-580. оп. 3. д. 48. л. 96.

5Акт (судебно-медицинского исследования трупа) № 3922 от 25 июля 2005 г. Постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) от 3 декабря 2005 г. Данные документы хранятся в архиве Омского Епархиального Управления.

6 ИАОО ф. 16 оп. 1 д. 342 л. 1; «Вестник первопоходника», № 57/58 июнь-июль 1966. С. 7-13: «Красноярская катастрофа». Доброволец Ш. 7ИАОО ф. 16 оп. 1 д. 343 л. 17 об.

8 ИАОО ф. 164 оп. 1 д. л. 147 об.

9 ИАОО ф. 164 оп. 1 д. 15 л. 129.

10 Губонин М.Е., Грюнберг П.Н. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М.: ПСТГУ, 2006. С. 879.

11 Архивы Кремля. Кн.1 Политбюро и церковь. М.-Новосибирск. РОССПЭН, Сибирский хронограф. 1997. С. 75. 12Строго секретно. Омское Прииртышье в политических информационных сводках 1920- 1930 гг.- Омск: ООО «Мир увлечений», 2011. С. 199.

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Вячеслав Анатольевич Суховецкий «К вопросу о каноническом управлении Омской епархией в первой половине 20-х годов ХХ века»

согласился отдать ценности и позволил обобрать церкви»13. Очевидно это роптание было распространено и среди духовенства, которое не стало особо отстаивать своего владыку перед обновленцами.

22 октября 1922 г. начало действовать Омское епархиальное управление (обновленческое) под руководством священника церкви поселка Колумзино А. Кононова, уполномоченного СЦУ (Сибирского Церковного Управления). 6 декабря 1922 г. прошел первый съезд духовенства «Живой церкви», который возглавил «епископ» Алексей (Кононов), в присутствии 40 священников. Председательствовал прот. Михаил Орлов, его товарищами стали - прот. Федор Чемагин, прот. М. Шимилов, секретарем священник Павел Горизонтов. На съезде был отправлен на покой арх. Димитрий (Беликов)14.

В августе 1923 года архиепископ Дмитрий, являясь временно управляющим Патриаршими приходами Томской епархии, продолжает именоваться Омским15.

Необходимо сделать небольшое отступление. 17 февраля 1921 года во время подавления крестьянского восстания на ступенях Кафедрального собора города Петропавловска был убит Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский и Акмолинский, викарий Омский. На Петропавловскую кафедру был назначен епископ Гавриил (Воеводин) Барнаульский, по сообщению из письма Н.В. Нумерова митрополиту Антонию (Храповицкому) от 01 (14) сентября 1921 года, он оказался ехать и был уволен на покой16. В сентябре уклонился в обновленчество.

13 марта 1924 года Алексий (Буй) был назначен епископом Петропавловским, викарием Омским с правом управления ею, вместо епископа Григория (Козырева), не пожелавшего занять это место17.

1 апреля 1924 года административный отдел Омской губернии был уведомлен о том, что «...на основании Устава общин избран духовным руководителем, вышеуказанных общин, викарный епископ Алексий, о чем и считаем необходимым довести до Вашего сведения»18.

Документ подписали настоятели омских общин: Никольского собора (казачий), Ильинской, Знаменской, Всехсвятской, Параскевиевской, Михаило-Клопской, Бого-родице-Братской, Георгиевской, Никольской (Игнатовской) церквей. Владыка проживал в г. Омске по адресу: ул. Степная, дом 4219. На Пасху в патриарших приходах г. Омска прошли духовные концерты.

29 августа 1924 г. временно управляющий Омской епархией викарный епископ Петропавловский Алексий обратился в Адмотдел с просьбой передать архиерейскую ризницу из Ильинской церкви в ближайшую к его местожительству Крествоз-движенскую церковь20, что было разрешено.

13Там же. С. 220.

"Православная энциклопедия. Том XV: Димитрий- дополнение к «Актам историческим». Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2005. С. 71.

15Список перемещенных и назначенных епископов Патриарха Тихона в 1923 г.

16Губонин М.Е., Грюнберг П.Н. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., изд. ПСТГУ, 2006. с. 879

17Шкаровский М.В. Судьбы Иосифлянских пастырей. Спб., Сатис-Держава. 2006. С. 125.

18ИАОО ф. 1326 оп.4 д.11 л. 60.

19Там же. л. 62.

20Там же. л. 92.

128

^иЧгО -дЛ^оЧгО С

№ 2, 2018 (5)

Тем временем, еще 4 марта 1924 г. епископ Виссарион (Зорин) получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, но не смог выехать в Сибирь, в июне месяце получил назначение от Патриарха Московского и всея России Св. Тихона на Ульяновскую кафедру21.

В июне епископ Иоанникий (Соколовский), согласно Указу Святейшего Патриарха, отрешался от Харьковской епархии и перемещался в Омск. «...Пользуясь общим смутным положением и расстройством церковных дел в этот период, Иоанникий решил указу не подчиняться и оставался в Харькове»22, пишет митрополит Феодосий.

Епископ Виссарион по независящим от него причинам не смог прибыть в Ульяновск и поехал в Омск, где 12 августа избирается настоятелем церкви Пророка Илии города Омска и управляющим епархией. На заявлении о регистрации стоит резолюция чиновника «препятствий не встречается»23. По данным картотеки Губонина епископ Виссарион был Омским правящим архиереем до 30.09.192424.

Следующим назначение в Омск получил архиепископ Анатолий (Каменский), бывший Иркутский и Верхоленский. Еще находясь в Москве, 8 сентября он обратился в градо-Омскую Крестовоздвиженскую общину с просьбой зарегистрировать его, хотя бы как служителя культа25. В исполнении поступившей просьбы 13 сентября было отказано по причине необходимости личного присутствия архиепископа в городе. 28 октября по прибытии владыки в Омск, приходской Совет Крестовоздвижен-ской церкви принимает решение ходатайствовать перед властями зарегистрировать архиепископа Анатолия Каменского управляющим православными церквями города Омска, а в случае препятствий хотя бы как священника26.

Вопрос о том, приступил ли он к исполнению своих обязанностей, остается не до конца ясным и требует дополнительного исследования. Препятствием для управления могла стать обострившаяся бронхиальная астма, от приступа которой владыка умер 3 декабря 1924 года27 в алтаре Братской церкви. Также сохранилась докладная записка Благочиннического Совета Омских церквей, где 12 ноября епископ Алексий Петропавловский в.у. Омской епархии своей резолюцией поддержал обращение Совета28 о передаче книг духовной библиотеки, находящейся под замком обновленцев в подвале Богородице-Братской церкви, патриаршим приходам29. что является явным указанием, что именно епископ Алексий решал епархиальные дела.

21Православная энциклопедия. Том. VIII: Вероучение — Владимиро-Волынская епархия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2004. С. 546.

22Митрополит Феодосий (Процюк). Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2004. С. 279.

23ИАОО ф. 1326 оп.4 д.11 л. 77.

24Акты святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. М.: ПСТГУ, 1994. С. 967.

25ИАОО ф.1326 оп 4 д. 6 л. 85.

26Там же. Л. 113.

27ИАОО Ф. Р-580 Оп. 3Б Д. 18 Л. 284. 28ИАОО ф. 1326 оп. 4 д. 20 л. 93.

29К этому времени сам храм и приход при ней входили в состав приходов патриаршей церкви, а подвал с хранящимся там архивом духовной консистории и библиотекой был под ведомом обновленцев.

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Вячеслав Анатольевич Суховецкий «К вопросу о каноническом управлении Омской епархией в первой половине 20-х годов ХХ века»

После смерти арх. Анатолия епископ Алексей до начала апреля 1925 года продолжал управлять Омской епархией, до своего отъезда в Москву.

3 апреля 1925 г. приходской Совет Крестовоздвиженской церкви обратился к Административному отделу Омгубисполкома о регистрации в списках служителей культа прибывающего в г. Омск из Иркутска архиепископа Виктора Богоявленского30. На следующий день отправили еще одно ходатайство о разрешении совершить богослужение в церкви Воздвижения Креста Господня вечером 6 и утром 7 апреля на Благовещение архиепископу Виктору, который прибывает в г. Омск в 16 ч. 15 мин. 6 апреля и не успевает подать анкетные данные. На документе сохранилась резолюция от того же дня красными чернилами: «предложить предоставить все необходимые сведения, иначе разрешение выдано быть не может»31. Архиепископ Виктор прослужил на омской кафедре три года до самой своей кончины, много сделав для укрепления православия на Омской земле.

Таким образом мы видим, что весь рассматриваемый период оказался крайне сложным для епархиальной жизни, многочисленные перемещения правящих архиереев не способствовали укреплению Церкви. Фактически с конца 1922 года по апрель 1924 года в Омской епархии отсутствовали иерархи патриаршей церкви, что необходимо учитывать при изучении послужных списков священнослужителей епархии.

Библиографический список:

1. Исторический архив Омской области (ИАОО) ф. 1326 оп. 4 д. 20 л. 93.

2. ИАОО ф. 1326 оп. 4 д. 11 л. 60, 77.

3. ИАОО ф. 16 оп. 1 д. 342 л. 1.

4. ИАОО ф. 16 оп. 1 д. 343 л. 17 об.

5. ИАОО ф. 164 оп. 1 д. л. 129, 147 об.

6. ИАОО Ф. Р-580 оп. 3Б Д. 18 Л. 284.

7. ИАОО ф. р-580 оп. 3. д. 48. л. 96.

8. ИАОО ф.1326 оп 4 д. 6 л. 85, 115.

9. Архив Омского епархиального управления (АОЕУ). Акт (судебно-медицинского исследования трупа) № 3922 от 25 июля 2005 г., Постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) от 3 декабря 2005 г.

10. Акты святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. М.: ПСТГУ, 1994.

11. Архивы Кремля. Кн.1 Политбюро и церковь. М.-Новосибирск. РОССПЭН, Сибирский хронограф. 1997.

12. Губонин М.Е., Грюнберг П.Н. История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М.: ПСТГУ, 2006.

30ИАОО ф.1326 оп 4 д. 6 л.115.

31Там же. Л. 116.

130 л^Т^МЗ^&Т^МЗ^^!^

-дЛ^оЧгО С

№ 2, 2018 (5)

13. Доброволец Ш. Красноярская катастрофа // Вестник первопоходника. № 57/58 июнь-июль. 1966. С. 7-13.

14. Православная энциклопедия. Том XV: Димитрий - дополнение к «Актам историческим». Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церков-но-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 71.

15. Православная энциклопедия. Том. VIII: Вероучение - Владимиро-Волынская епархия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: Церковно-на-учный центр «Православная энциклопедия», 2004. С. 546.

16. Свет. - 1920. - № 337, воскресный номер, 13 июня, издание «Харбин».

17. Степанов (Русак) В., протод. Русская Зарубежная Церковь. 2002. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.regels.org/Rusak.Russian-Church-1.htm (дата обращения: 13.09.2018)

18 Строго секретно. Омское Прииртышье в политических информационных сводках 1920 - 1930 гг. - Омск: ООО «Мир увлечений», 2011.

19. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2004.

20. Шкаровский М.В. Судьбы Иосифлянских пастырей. СПб., Сатис-Держава. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.