Научная статья на тему 'Пакистан: недавняя история и современный поиск политических альтернатив'

Пакистан: недавняя история и современный поиск политических альтернатив Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
80
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пакистан / Имран Хан / политическая система / выборы / политический кризис / популизм / реформы / Pakistan / Imran Khan / political system / elections / political crisis / populism / reforms

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бирюков С.В.

Пакистан — одна из наиболее значимых и влиятельных стран региона Южной Азии, пятая по численности населения страна мира, одна из ядерных держав, и одновременно с этим – сравнительно молодое государство со сложной и противоречивой политической историей. Периодически повторяющиеся политические кризисы требуют от страны ревизии политики, проводившейся в предшествующий период, и поиска новых политических подходов. Недавний политический кризис, связанный с отставкой популярного и харизматичного премьера Имран Хана, искавшего и стремившегося реализовать новые подходы во внутренней и внешней политике страны, ставит вопрос о циклических закономерностях турецкой истории. Автор статьи пытается уточнить причины произошедшего кризиса, оценить степень новизны подходов, реализовавшихся в период премьерства Имран Хана, а также провести возможные параллели с судьбой одного из его исторических предшественников – Зульфикара Али Бхутто. Предмет. Новейшая политическая история и современные политические процессы в Пакистане. Проблема. Главной проблемой, рассматриваемой автором статьи, является неспособность политического класса Пакистана обеспечивать преемственность политического развития, реализуя более предсказуемую и отвечающую запросам населения политику. Цели. Исследование особенностей политики Имран Хана (и прежде всего внешнеполитического курса) в контексте развернувшегося вокруг него политического кризиса, с проведением параллелей в новейшей политической истории Пакистана. Методология. В процессе исследования политической истории и политического процесса в современном Пакистане использовались методы исторического, системного, структурно-функционального и сравнительного анализа. Результаты. Политика теперь уже бывшего пакистанского премьер-министра Имран Хана, содержавшая в себе целый ряд новых начинаний, столкнулась с инерцией политической системы Пакистана, когда его объединившиеся политические противники сумели играть с использованием формальных конституционных процедур. Отстранение популярных политиков от власти уже имело место в новейшей истории страны, когда для удержания ситуации под контролем традиционным элитам требовались экстраординарные меры. Однако для их использования действующая пакистанская власть выглядит пока слишком слабой и недостаточно популярной, а инспирированное Имран Ханом масштабное движение за перемены востребовано обществом, все активнее требующего позитивных перемен. Гипотеза. Циклически воспроизводящиеся в политической жизни Пакистана кризисы предполагают использование различных стратегий их урегулирования, благодаря чему политическая система страны в итоге возвращается к состоянию относительного равновесия. Современная ситуация, связанная с отставкой Имран Хана с поста премьер-министра с целью урегулирования сложившегося политического кризиса, скорее является своеобразной точкой бифуркации – когда действительное урегулирование кризиса может быть связано с более глубокими изменениями в политической системе страны, включая институциональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pakistan: recent history and the modern search for political alternatives

Pakistan is one of the most significant and influential countries in the South Asian region, the fifth most populous country in the world, one of the nuclear powers, and at the same time a relatively young state with a complex and contradictory political history. Recurring political crises require the country to revise the policies carried out in the previous period and search for new political approaches. The recent political crisis associated with the resignation of the popular and charismatic Prime Minister Imran Khan, who sought and sought to implement new approaches in the domestic and foreign policy of the country, raises the question of the cyclical patterns of Turkish history. The author of the article tries to clarify the causes of the crisis, assess the degree of novelty of the approaches implemented during the premiership of Imran Khan, and also draw possible parallels with the fate of one of his historical predecessors – Zulfikar Ali Bhutto. Subject. Recent political history and modern political processes in Pakistan. Issue. The main problem considered by the author of the article is the inability of the political class of Pakistan to ensure the continuity of political development by implementing a more predictable and responsive policy to the needs of the population. Goals. The study of the features of Imran Khan’s policy (and, above all, the foreign policy course) in the context of the political crisis unfolding around him, with parallels in the recent political history of Pakistan. Methodology. In the process of studying political history and the political process in modern Pakistan, methods of historical, systemic, structural-functional and comparative analysis were used. Results. The policy of the now former Pakistani Prime Minister Imran Khan, which contained a number of new beginnings, faced the inertia of the political system of Pakistan, when his united political opponents managed to play with the use of formal constitutional procedures. The removal of popular politicians from power has already taken place in the country’s recent history, when extraordinary measures were required to keep the situation under control for traditional elites. However, for their use, the current Pakistani government looks too weak and not popular enough, and the large-scale movement for change inspired by Imran Khan is in demand by society, which is increasingly demanding positive changes. Hypothesis. The crises that are cyclically reproduced in the political life of Pakistan involve the use of various strategies for their settlement, thanks to which the country’s political system eventually returns to a state of relative equilibrium. The current situation associated with the resignation of Imran Khan from the post of Prime Minister in order to resolve the current political crisis is rather a kind of bifurcation point when the actual settlement of the crisis can be associated with deeper changes in the country’s political system, including the institutional level.

Текст научной работы на тему «Пакистан: недавняя история и современный поиск политических альтернатив»

Бирюков С.В.

Доктор политических наук, профессор кафедры социальной антропологии и межкультурных коммуникаций Сибирского института управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск), старший научный сотрудник Центра изучения России Восточно-Китайского педагогического университета (Шанхай, КНР), профессор кафедры политологии ТГУ (Томск), профессор кафедры истории Кемеровский Государственный Медицинский Университет (Кемерово).

Пакистан: недавняя история и современный поиск политических альтернатив

ВВЕДЕНИЕ

Пакистан - страна, характеристикой которой является принципиальная неравновесность политической системы. Государство, учрежденное после раздела в 1947 году после раздела Британской Индии политическими деятелями, говорящими на языке лингвистического меньшинства (урду), которое де-факто противостояло в культурной и политической областях этно-лингвистическому большинству (говорящему на пенд-жаби). Государство, созданное на основе мусульманской религиозной идентичности (в соответствии с заветами одного из своих почитаемых отцов-основателей Мухаммада Али Джинны), но при этом вынужденное сдерживать экспансию религиозных радикалов в политической жизни. Государство, в своем время обособившееся от Британской Индии, но имеющее в своем составе «проблемные» и слабоинтегрированные территории, населенные этническими меньшинствами (зона пуштунских племен). Государство, колеблющееся между патерналистской (социально-популистской) и либеральной моделями в экономической политике, что периодически приводит его к кризисам.

Противостояние лишившегося своего поста харизматичного теперь уже бывшего премьер-министра Имран Хана, опирающегося на широкое протестное движение против стратегий и политики много лет пребывавших у власти элитных кланов, и сменившей его у власти многопартийной коалиции, ориентированной на поддержку Запада и ми-

ровых финансовых институтов - главный узел политического процесса современного Пакистана.

Предыстория этой политической интриги разворачивалась на наших многочисленных наблюдателей. 25 июля 2018 года в Пакистане прошли парламентские выборы, относительную (но не сокрушительную) победу на которых одержала созданная набравшим личную популярность политическим деятелем Имран Ханом партия Техрик-е-Инсаф (основанием платформы которой являются реформизм, прогрессивизм, пакистанский национализм), получившая в итоге 116 парламентских мест из общих 270. В результате коалиционных переговоров 18 августа 2018 года Имран Хан возглавил многопартийный кабинет1, состав которого отразил новое соотношение политических сил в стране и неприятие населением традиционного истеблишмента, с которой общественное мнение страны твердо связывало и связывает проблему коррупции, социально-экономическое неблагополучие и общую неэффективность государственного управления. В итоге кандидатуру Хана поддержали тогда 176 депутатов Национальной ассамблеи (на четыре голоса больше минимально необходимого количества), а его основного соперника Шах-база Шарифа — 96; в подобной ситуации коалиционное правительство неизбежно становилось лишь относительно устойчивым, и очень много зависело от фигуры премьер-министра и избранной им стратегии. Встав во главе кабинета, Имран Хан активно использовал антикоррупционную риторику, заявив сразу несколько принципиально новых направлений внутренней и внешней политики. Во внешней политике в период его премьерства сохранилась напряженность в отношениях с Индией и стали более дистанцированными отношения с США, которые в ответе ограничили военную помощь Исламабаду; одновременно начался постепенный разворот в направлении Пекина и Москвы. В то же время, Имран Хан не смог справиться с вызовом «нарастающей сложности» - поскольку динамичная и чреватая многочисленными конфликтами ситуация в стране требовала одновременно (и эффективно) действовать по нескольким направлениям - от социально-экономического до внешнеполитического. Как следствие, отстранение от должности Имран Хана - харизматического лидера, сравнительно долгое время набиравшего политические очки за счет все новых инициатив и ходов, но не сумевшего справиться с нарастающими социально-экономическими проблемами (прежде все-

1 https://www.lemonde.fr/asie-pacifique/article/2018/08/18/pakistan-le-nouveau-premier-ministre-imran-khan-a-prete-serment_5343748_3216.html.

го инфляцией) - стало ожидавшимся событием, поскольку недовольство истеблишмента энергичным премьером становилось все более очевидным, и ухудшающуюся экономическая ситуация не способствовала его популярности; доверие общества к бывшему премьеру было частично подорвано антикоррупционными обвинениями и сомнениями в подлинности его религиозных чувств. Процедурное оформление согласованного частью истеблишмента решения об отстранении Имран Хана от должности премьер-министра началось 8 марта 2022 года, когда оппозиционные партии представили ему вотум недоверия в Секретариат Национальной ассамблеи2. 1 апреля 2022 года премьер-министр Имран Хан объявил, что в контексте вотума недоверия ему в Национальном собрании у принимающих ответственные государственные решения лиц существует три опции для решения сложившейся проблемы: «отставка, недоверие [голосование] или выборы». 3 апреля в обращении к народу Имран Хан объявил, что рекомендовал президенту Пакистана, выступавшему модератором в сложившейся ситуации, распустить Национальную ассамблею Пакистана3. Однако одновременно с роспуском Национальной ассамблеи правительством был издан циркуляр о том, что Имран Хан прекращает занимать пост премьер-министра Пакистана, что неизбежно вызывало вопрос о конституционности принятого решения. Кульминацией процесса стал конституционный кризис, поскольку в соответствии со статьёй 224 (А) Конституции Пакистана действующий премьер-министр должен был оставаться в должности в качестве и.о. до тех пор, пока не будет назначен временно исполняющий обязанности премьер-министра. 10 апреля был проведён вотум недоверия, и Имран Хан был отстранён от должности4, став первым премьер-министром Пакистана, отстранённым от должности на основании вотума недоверия5 - что означало формальное усиление парламентской процедуры и вызвало неоднозначную реакцию в пакистанском обществе.

Так или иначе, нейтрализация влияния харизматического лидера (пусть и лишившегося поста) стала насущной задачей новых пакистанских властей. В августе 2022 года Имрану Хану, в ответ на инициирование им протестных выступлений своих сторонников против действующей

2 https://www.reuters.com/world/asia-pacific/pakistani-opposition-rallies-press-pm-khan-resign-2022-03-08.

3 https://www.indiatoday.in/world/story/imran-khan-no-trust-vote-live-updates-pakistan-assembly-prime-minister-1932844-2022-04-03.

4 https://ria.ru/20220404/pakistan-1781606319.html.

5 https://tribune.com.pk/story/2351683/imran-khan-becomes-countrys-first-pm-to-be-ousted-through-no-trust-vote

власти, было предъявлено официальное обвинение по закону о терро-ризме6. Власти инкриминировали ему шантажирование полицейских и судей с целью «подрыва мира» в стране, когда он во время одного из митингов покритиковал полицейские и судебные власти за арест главы его штаба Шахбаза Гилла и за применение к последнему пыток. Попытки приверженцев Имран Хана помешать его аресту во время поездок по стране были истолкованы властями как проявления неповиновения, что лишь усилило напряженность ситуации, складывающейся вокруг бывшего премьера. Так или иначе, массовое общественное движение в поддержку последнего уже сложилось и стало важным фактором пакистанской политики, проигнорировать и нейтрализовать которое в данный момент не представляется возможностям. Действующему правительству Пакистана, сконцентрировавшему свои усилия на решении задач финансовой стабилизации и выстраивании отношений с международными финансовыми институтами, как представляется, будет достаточно сложно купировать активность ведущего оппозиционного политика страны.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИМРАН ХАНА

Современный Пакистан в период премьерства Имран Хана стремительно менял свои внешнеполитические приоритеты - что еще раз было подтверждено на заседании Совета Безопасности страны, которое прошло 8 октября 2021 г. под председательством премьер-министра страны Имран Хана, обсудив «афганский кейс» и развитие ситуации в регионе Юго-Западной Азии в целом.

Причина подобной активности официального Исламабада тогда была очевидной - ситуация внутри и вокруг Афганистана, которая одновременно выступала как шанс и грозящий осложнениями вызов для действующего пакистанского руководства.

Связи Афганистана с Пакистаном исторически многообразны, и выходят за рамки «тыловой базы» для афганских моджахедов, ведших ожесточенную борьбу против советских войск во время афганской военной кампании 1979-1989 годов.

Следует напомнить, что Пакистан - страна, в которой пуштунов проживает в два раза больше, чем в самом Афганистане (где они являются титульной нацией), и военная элита которой в значительной части составлена из деятелей пуштунского происхождения. Можно вспомнить и

6 https://www.ng.ru/world/2022-08-22/6_8519_pakistan.html.

роль пакистанской спецслужбы Ш в создании первой «модификации» «Талибана» (запрещенной в РФ организации) 1996-2001 гг., и тесные связи по крайней мере с одним из двух основных политических крыльев упомянутого движения сегодня.

Помимо этого, пакистано-афганская граница, определенная под воздействием Великобритании по линии Дюранда, во многом до сих пор является слабо контролируемой - виной чему стала не злая воля Исламабада, но объективная невозможность разрезать надвое зону проживания пуштунских племен (интеграция которых в пакистанское государство сама по себе является весьма сложной проблемой и до сих пор до конца не решена).

Одновременно Пакистан - это страна, сделавшая еще в 1986 году шариат основой правовой системы, но сталкивающаяся с активностью религиозных радикалов, не удовлетворяющихся официальными государственными рамками - включающих в себя и собственно пакистанский Талибан, не уступающий в радикализме одноименному афганскому движению (запрещенному в РФ).

Страна, где равновесие трех основных политических сил - представителей силового блока (элита армии и спецслужб), нео-народнических и лево-популистских сил (Народная партия с сильным влиянием клана Бхутто-Зардари) и обладающих немалой силой массовых религиозных движений (со все более явным трендом в сторону радикализации) является весьма неустойчивым - что ранее не раз порождало политические кризисы и военные перевороты.

Исходя из этого, следует понимать политику либерального правительства о главе с Имран Ханом, которое с самого начала своего правления столкнулось с проблемой неприятия частью общества самой фигуры премьера (выпускника Оксфорда и бывшего капитана соборной Пакистана по крикету, имеющего седи религиозных радикалов репутацию отступника), а также с масштабной инфляцией, которая также не прибавляла кабинету министров популярности и грозила в обозримой перспективе дестабилизировать страну с населением более 200 млн. человек. В ситуации усиления внутренних и внешних вызовов премьер Имран Хан пытается адаптироваться к ситуации, выдвинув целый ряд важных внешнеполитических инициатив, касающихся не только ситуация вокруг Афганистана, но и положения дел в регионе Юго-Западной Азии и мировой мусульманской общности в целом. Подтверждение этому - выступление пакистанского премьера на прошедшей 24 сентября 2021 года

76-й сессии Генеральной Ассамблее ООН, где он высказался против проявляющейся в мире исламофобии и заявил о себе как о лоббисте интересов мирового мусульманского сообщества, подчеркнул необходимость изучения наследия мусульманской мысли7. В подобном же русле следует заявление Имран Хана в интервью осени 2021 года Russia Today о своем изначальном несогласии с военной операцией, осуществлявшейся силами «западной коалиции» в Афганистане начиная с 2001 года.

В итоге в период премьерства Имран Хана Пакистан, против которого в течение 20 лет действовал инициированный США санкционный режим, введенный в начале 2000-х гг. и совсем недавно отмененный по инициативе американского Конгресса при поддержке Госдепартамента, стремился выступать как ключевой посредник и менеджер в деле урегулирования ситуации вокруг Афганистана - получая признание в этой роли со стороны России, Китая, США, Ирана и стран-членов ШОС. На предпоследнем саммите Шанхайской организации в Душанбе, прошедшем 11-12 сентября 2021 года, Пакистан поддержал совместное с Китаем, Россией и Ираном заявление о необходимости политического урегулирования в Афганистане через запуск процесса национального примирения и создание инклюзивного правительства, включающего ключевые меньшинства. Активно лоббируя внешнее признание талибского правительства Афганистана и оказание международным сообществом гуманитарной помощи пережившему гражданскую войну государству, руководство Пакистана стремилось не только обезопасить свою страну, но и пыталось расширить свои внешнеполитические возможности. Тем самым Пакистан, до момента обретения в 1998 г. ядерного оружия являвшийся ключевым союзником США в регионе и после введения за это санкций постепенно переориентировавшийся на Китай, сегодня пытается выступить в роли регионального «менеджера стабильности», ведущего своеобразную многовекторную политику - который нужен всем заинтересованным в стабилизации ситуации внешним игрокам.

Внешнеполитическая игра Пакистана, при всех сохраняющихся рисках, имела шансы на успех - однако отстранение Имран Хана от власти привело если не к свертыванию, то, по крайней мере, к ограничению активности на указанных направлениях. В любом случае, очевидно, что взаимодействие с Пакистаном в существующей ситуации необходимо для всех сторон, заинтересованных в афганском урегулировании - вклю-

7 PM Imran Khan announces Rehmatul-lil-Alameen Authority // By Mumtaz Alvi & News DeskOcto-ber 11, 2021. // URL: https://www.thenews.com.pk/print/899291-pm-announces-to-establish-rehmatul-lil-ala-meen-authority.

чая Россию, однако без существенного нарушения баланса сил в рамках ШОС и в регионе. Поскольку после сворачивания присутствия США и их союзников в Афганистане необходим новый инструментарий управления ситуацией вокруг этой страны, который (по крайней мере, некоторое время) отсутствовал. Пока же внутриполитический кризис, пережитый недавно Пакистаном, поместил стану в переходную ситуацию, в рамках которой коалиционному правительству предстоит урегулировать острейшую ситуацию в экономике.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1977 ГОДА

Одно из ключевых знаковых событий в новейшей истории Пакистана - государственный переворот 1977 года, который сформировал (и легитимировал в сознании части элиты и общества) прецедент вмешательства военных в борьбу политических сил (лево-реформистских и религиозно-фундаменталистских) и привел к насильственному отрешению от власти популистского харизматического лидера, инициативы которого угрожали совокупным интересам сложившегося на тот момент политического истеблишмента.

В 2022 году как раз исполняется 45 лет с драматических дней 1977 года, когда молодая пакистанская нация готовилась отпраздновать 30-летие своей независимости - однако страна, которая всего за пять лет до этого уже потеряла свою ключевую восточную провинцию (Бангладеш), в итоге снова пережила масштабные потрясения. В некотором смысле «прецедент 1977 года» определил политическое развитие страны в последующие десятилетия8.

Рассмотрим более подробно хронологию названных событий. В 1971 году в Пакистане произошел очередной вооруженный конфликт с Индией, к тому же немалая часть государства объявила о своей независимости и образовании суверенного государства - Бангладеш. Неудача действующего истеблишмента открыла путь к власти оппозиционным политикам. В обстановке всеобщего народного недовольства генерал А.М. Яхья-хан вынужден был уйти в отставку, передав власть лидеру Партии пакистанского народа З.А. Бхутто (1928—1979). Сорокатрехлетний политик, встав во главе страны, сразу же заявил о новом курсе реформ. Правительство З.А. Бхутто провело важные социально-эконо-

8 Remembering 1977 // By Dr Naazir Mahmood, August 29, 2022. // URL: https://www.thenews.com.pk/ print/986385-remembering-1977.

мические преобразования, направленные на ускорение экономического развития Пакистана, усиление роли государства в сфере экономики, перестройку внешнеторговых связей. Были национализированы предприятия тяжелой промышленности, частные коммерческие банки, страховые, судоходные и другие компании, экспортная торговля хлопком; введено государственное регулирование торговли сахаром, маслом, зерном, некоторыми промышленными товарами широкого потребления.

Политика реформистского правительства под руководством Зульфи-кара Али Бхутто вызывала все большее недовольство у наиболее консервативных и правых сил; их влияние последних становилось все более очевидным и в политике, и в сфере образования. В итоге студенческие «крылья» религиозных партий активизировались в агитации против лево-реформистского кабинета. Большинство колледжей, университетов и даже некоторые школы - в основном в городских районах - стали свидетелями масштабных демонстраций с участием тех, кто действительно хотел теократического (шариатского) правления в Пакистане. В итоге находившееся под все возраставшим давлением правительство было вынуждено закрыть учебные заведения и приостановить занятия на несколько месяцев. В попытке спасти свое правительство З.А. Бхутто объявил о некоторых мерах по удовлетворению требований религиозно-консервативных сил: был введен запрет на торговлю алкогольными напитками, принято решение о закрытии всех винных магазинов и ночных клубов, введен полный запрет на азартные игры и произведен перенос еженедельного отпуска с воскресенья на пятницу. Однако уступки власти были восприняты ее противниками как проявление слабости. Уступая требованиям Пакистанского национального альянса (ПНА) о постепенном введении строгих исламских законах в стране, он пригласил Маулану Маудуди, муфтия Мехмуда и Маулану Нурани присоединиться к Исламскому идеологическому совету (11С), призванного обсуждать подобные инициативы. Он попытался ввести в управляемые рамки активность влиятельной политической группы, которая отвергла это как уловку. Последнее показало стране, что поднимающееся мусульманское движение не было удовлетворено частичным введением шариатских норм, и его целью было устранить правительство Бхутто и остановить распространение относительно либеральных и прогрессивных взглядов в стране. В ответ на активность радикалов правительство З.А. Бхутто ввело военное положение в Хайдарабаде, Карачи и Лахоре, а также комендантский час в Лиалпуре (современный Фейсалабад). Когда армия, реализуя правитель-

ственное решение о введение военного положения во всех крупных городах страны с 23 апреля, ей было предоставлено право без суда казнить тех, кто препятствовал обычным жителям посещать работу. Почувствовав свою силу и влияние на ситуацию, военные уже не хотели останавливаться, все меньше нуждаясь во все менее популярном гражданском правительстве для формального «узаконивания» своих действий.

Принятое решение еще больше подлило масла в огонь и способствовало введению новых ограничений экстраординарного характера. 24 апреля власти Лахора, объявившие военное положение, ввели цензуру в отношении газет. Это сделало правительство Бхутто похожим на тиранию, поскольку цензура рассматривалась как пролог к введению не предусмотренного Конституцией режима управления. 27 апреля главнокомандующие сухопутными войсками, военно-воздушными силами и военно-морским флотом Пакистана опубликовали совместную декларацию о своей поддержке правительства. Это было сделано якобы для того, чтобы укрепить позиции Бхутто, но на самом деле служило другим целям - а именно формированию предпосылок для взятия военными всей полноты власти в стране. Формально лояльное заявление военных не только создало у Бхутто ложное впечатление, что за ним стоит истеблишмент, но и вызвало более жесткую реакцию правительства по отношению к оппозиции. 2 мая 1977 года власти, ранее объявившие военное положение, выпустили еще одно предупреждение протестующим студентам о том, что их демонстрации столкнутся с жестоким подавлением. Это подлило масла в огонь, и, поскольку правительство пыталось восстановить нормальный режим работы образовательных учреждений, в школах и колледжах возникло еще больше проблем. 11 мая правительство объявило о повышении заработной платы учителей на 50-100 процентов. Это была попытка побудить учителей не участвовать в антиправительственной агитации, но данная мера не принесла ожидаемого результата. В результате в крупнейших городах Пакистана тысячи учителей, примкнувших к оппозиционным силам, подстрекали студентов к борьбе за теократию в Пакистане.

Под видом восстановления порядка и оказания помощи населению власти, объявившие военное положение, ввели контроль за ценами. В условиях растущей инфляции цены на баранину и говядину были зафиксированы на уровне 15 и 7 рупий за кг соответственно. Судебная система Пакистана время от времени пролонгировала военное положение; 7 июня 1977 года Высокий суд Лахора неожиданно объявил, что военное положение, введенное правительством Бхутто в крупных городах, было

неконституционным. Это стало еще одним ударом по и без того испытывавшему затруднения правительству Пакистана, которое отчаянно пыталось достичь соглашения с оппозицией. 1 июля страна впервые перешла с воскресенья на пятницу в качестве официального выходного дня. Но всего четыре дня спустя, когда Пакистанская народная партия (ПНП) премьера Бхутто и ПНА собирались достичь соглашения о проведении новых выборов, тогдашний главнокомандующий армией генерал Зия-уль-Хак 5 июля 1977 года совершил военный переворот, ввел военное положение по всей стране и назначил себя главным администратором военного положения (CMLA - Chief Martial Law Administrator). Он распустил нижнюю палату и Сенат Пакистана, ввел запрет на легальную политическую деятельность, приостановил действие конституции и арестовал большинство политических лидеров с обеих сторон - как проправительственной, так и оппозиционной.

Первоначально правление военных рассматривалось как временное. Так, вставший во главе военного режима Зия-уль-Хак первоначально пообещал провести выборы в течение 90 дней и затем покинуть правительство. Однако затем новоиспеченный диктатор отказался выполнять свои обещания. Первоначально главные судьи высших судов были побуждены военными властями приносить присягу в качестве губернаторов провинций. Это был достаточно тонкий политический ход, имевший целью склонить судей к неконституционному решению, де-факто легитимирующему власть военных. 7 июля генерал Зия запретил всем судам в стране, включая Верховный суд и иные высшие судебные инстанции, рассматривать любые петиции против любого постановления о военном положении. Цепляясь за свои новые назначения губернаторами, ни один судья не подал в отставку в знак протеста или не дал юридическую оценку ситуации. Многоопытный правовед-лоялист Шарифуддин Пирзада подошел военным правителям в качестве нового генерального прокурора Пакистана. Через неделю после насильственного захвата власти в стране и введения запрета на всякую политическую деятельность генерал Зия также запретил всякую публичную активность профсоюзов. Губернаторы были всего лишь декорациями, поскольку реальная власть сосредоточилась в руках провинциальных администраторов, ответственных за военное положение и подчиненных Зия-уль-Хаку. Затем генерал Зия решил использовал для укрепления своих позиций религиозную карту. 10 июля он объявил, что в соответствии с шариатскими нормами ворам будут ампутированы руки, бандитов повесят, а растлителей будут бить

плетьми. Это было началом ужесточения режима и массового ожесточения общества. Генерал Зия распространил эти наказания на всех, кто был вовлечен в политическую или профсоюзную деятельность. Даже условное подстрекательство к забастовкам отныне каралось ударами плетью. Продолжая демонстрировать свою религиозность, генерал Зия приказал всем телевизионным станциям транслировать молитвенные призывы и специальные религиозные передачи во время Рамазана. Мужчины на телевидении должны были носить шервани, а женщины должны были покрывать голову. Все это произошло в течение первых 40 дней после военного переворота.

С молниеносной быстротой весь правительственный аппарат был поставлен под прямой контроль Зия-ль-Хака и назначенных им администраторов военного положения и администраторов, не связанных с военным положением. Поскольку главные судьи высших судов в провинциях Пакистана отныне исполняли обязанности губернаторов, генерал Зия назначил новых судей, обязанных ему лояльностью и готовностью узаконить едва ли не любые решения военных правителей. Намерения генерала Зии прояснились в течение двух первых недель после взятия им власти, когда он запретил всем находящимся под арестом политическим лидерам встречаться с любыми посетителями. Два дня спустя, 21 июля, он издал новые правила военного положения, объявляющие смертную казнь тем, кто работает против целостности пакистанского государства. Кроме того, он объявил о смертной казни для любого, кто пытался каким-либо образом подстрекать людей против военных администраторов на местах или против центрального правительства. Эти приказы о введении военного положения позволяли властям задерживать кого бы то ни было или не допускать его/ее к политической деятельности, и отныне никто из граждан не мог оспорить какое-либо военное постановление ни в одном суде. Тем не менее, ни один пакистанский судья в этой ситуации не подал в отставку и не выразил открытого протеста.

28 июля 1977 года новые военные власти Пакистана освободили политических лидеров, включая экс-премьера Бхутто. После своего освобождения Бхутто встречали массы людей на железнодорожных станциях во время его перемещения по стране. Как будто по плану, 30 июля внезапно активизировалось дело об убийстве Наваба Мухаммеда Ахмеда Хана (совершенном еще в 1974 году), с обвинением против З.А. Бхутто. Желая не допустить массовых кампаний в поддержку все еще популярного лидера, в течение недели военная администрация издала приказ о том,

что политические лидеры не могут путешествовать поездом и должны использовать самолет. Чтобы вселить страх в людей, рядовой констебль полиции был публично избит плетью по обвинению во взяточничестве в Лахоре, и далее приговорен к тюремному заключению. Между тем, избиение плетью полицейского было всего лишь прелюдией к более зловещим действиям. Поскольку генерал Зия еще не отказался от своего обещания провести выборы в октябре, многие люди все еще верили ему. В то же время З.А. Бхутто не верил в эти обещания и опасался жестокой развязки именно в октябре. Действительно, суд над бывшим премьер-министром по обвинению в убийстве начался именно в октябре 1977 года, и ведший его судья был явно пристрастен и вел себя оскорбительно по отношению к обвиняемому. Во время процесса военное правительство организовало мощную дискредитационную кампанию против Бхутто с целью оправдать будущий необоснованный приговор. Целенаправленно публиковались пухлые «белые книги» жертв Бхутто и его правительства, шли явно ангажированные теле- и радиопередачи. В итоге этой кампании в феврале 1979 года Верховный суд Пакистана четырьмя голосами против трех поддержал смертный приговор, вынесенный Бхутто, а ходатайство о помиловании, поддержанное лидерами многих западных государств, было отклонено. Зульфикар Али Бхутто на рассвете 4 апреля был тайно повешен, о чем страна узнала с опозданием. Политический истеблишмент Пакистана расправился руками военных с политиком, деятельность которого очевидно угрожала его интересам и политическим перспективам.

В итоге режим Зия-уль-Хака просуществовал с определенными модификациями до 1988 года, когда генерал погиб в авиакатастрофе.

Сходный по своему характеру военный режим установил в 1999 году генерал Первез Мушарраф, стремившийся сдержать как прорыв к власти как социальных популистов, так и приверженцев радикального ислама. Переворот Мушараффа стал реакцией на Каргильское поражение вооруженных сил страны в противостоянии с Индией и попытку тогдашнего премьера, либерального реформатора Наваза Шарифа, возложить ответственность за военные неудачи на командование армией с отстранением самого Мушараффа от должности главкома. Правление военных, ограничивших ключевые политические и гражданские свободы, закончилось добровольной отставкой Мушараффа с поста президента в 2008 году (с поста главкома он ушел за год до этого) вследствие внутри- и внешнеполитического давления; через 11 лет генерал был осужден судом за государственную измену.

В свою очередь приход к власти политиков из клана Бхутто был остановлен убийством в конце 2007 его дочери Беназир Бхутто во время ее предвыборных поездок по стране. Однако очередной внутриполитический кризис способствовал приходу к власти популярного политика Имран Хана, лишившегося своего поста в результате описанной выше политической интриги.

Заключение. Таким образом, мы можем заключить, что в новейшей политической истории Пакистана периодически заявляет о себе социально-популистская альтернативе политике и интересам сложившегося истеблишмента, который колебался и колеблется между консерватизмом и «усеченным» либерализмом (прежде всего в экономической области), периодически апеллируя к военным как к гарантам «порядка и стабильности» в обществе. Мощное социальное движение, созданное отстраненным от власти экс-премьером Пакистана Имран Ханом подтверждает востребованность политической альтернативы действующему истеблишменту в пакистанском обществе. Таким образом, одерживая тактические победы, но проигрывает с точки зрения формирования «стратегической перспективы», поскольку объективно не может отменить право общества востребовать альтернативную политическую повестку. Как следствие, формирующееся в очередной раз широкое общественное движение за перемены может вывести Пакистан за рамки повторяющегося политического цикла, когда пришедшие к власти в ответ на неудачи и провалы действующего истеблишмента политики-реформаторы в итоге отстраняются от власти под лозунгами «порядка».

Список литературы / Bibliography

1. https://www.lemonde.fr/asie-pacifique/article/2018/08/18/pakistan-le-nouveau-premier-ministre-imran-khan-a-prete-serment_53 43748_3216.html.

2. https://www.reuters.com/world/asia-pacific/pakistani-opposition-rallies-press-pm-khan-resign-2022-03-08.

3. https://www.indiatoday.in/world/story/imran-khan-no-trust-vote-live-updates-pakistan-assembly-prime-minister-1932844-2022-04-03.

4. https://ria.ru/20220404/pakistan-1781606319.html.

5. https://tribune.com.pk/story/2351683/imran-khan-becomes-countrys-first-pm-to-be-ousted-through-no-trust-vote

6. https://www.ng.ru/world/2022-08-22/6_8519_pakistan.html.

7. PM Imran Khan announces Rehmatul-lil-Alameen Authority // By Mumtaz Alvi & News DeskOctober 11, 2021. // URL: https:// www.thenews.com.pk/print/899291-pm-announces-to-establish-rehmatul-lil-alameen-authority.

8. Remembering 1977 // By Dr Naazir Mahmood, August 29, 2022. // URL: https://www.thenews.com.pk/print/986385-remember-ing-1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.