Научная статья на тему 'О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПАКИСТАНА ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИМРАНА ХАНА'

О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПАКИСТАНА ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИМРАНА ХАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ЭКСПОРТНЫЕ ТОВАРЫ / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / КОРРУПЦИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ВНЕШНЯЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / CRISES / MILITARY SPENDINGS / LIVING STANDARDS / STRUCTURE OF THE ECONOMY / EXPORT COMMODITIES / BUDGET DEFICIT / POVERTY OF THE POPULATION / ATTRACTION OF INVESTMENTS / CORRUPTION / UNEMPLOYMENT / EXTERNAL ASSISTANCE / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидов А.В.

В статье делается попытка проанализировать первые шаги правительства Пакистана, возглавляемого Имраном Ханом, на пути выведения страны из затяжного социально-экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PROSPECTS FOR SOLVING ECONOMIC PROBLEMS OF PAKISTAN BY THE GOVERNMENT OF IMRAN KHAN

The author makes an attempt to analyze first steps of Pakistani Government headed by Imran Khan on the road of taking the country out of the long-lasting social and economic crises.

Текст научной работы на тему «О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПАКИСТАНА ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИМРАНА ХАНА»

УДК 338.262

Демидов А. В.

кандидат политических наук независимый эесперт

О ПЕРСПЕКТИВАХ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПАКИСТАНА ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ИМРАНА ХАНА

Аннотация

В статье делается попытка проанализировать первые шаги правительства Пакистана, возглавляемого Имраном Ханом, на пути выведения страны из затяжного социально-экономического кризиса.

Ключевые слова:

кризис, военные расходы, уровень жизни, структура экономики, экспортные товары, бюджетный дефицит, бедность населения, привлечение инвестиций, коррупция, безработица, внешняя помощь, государственная поддержка,

ON PROSPECTS FOR SOLVING ECONOMIC PROBLEMS OF PAKISTAN BY THE GOVERNMENT OF IMRAN KHAN

Summary

The author makes an attempt to analyze first steps of Pakistani Government headed by Imran Khan on the road of taking the country out of the long-lasting social and economic crises.

Key words:

crises, military spendings, living standards, structure of the economy, export commodities, budget deficit, poverty of the population, attraction of investments, corruption, unemployment, external assistance, government support.

Раздел в 1947 г. колониальной Британской Индии в качестве одного из результатов имел выделение в независимое государство, получившее название Пакистан, экономически слабой части этой колонии с неразвитым населением. Не способствовало усилению государства и то обстоятельство, что за 71 год своего независимого существования Пакистан не имел устойчивого развития - страна пережила четыре военных режима и множество кризисов.

Наряду с этим следует учитывать, что Пакистан с самого начала своего независимого существования находился в конфликте, перераставшем нередко в вооруженные столкновения, с более сильной частью бывшей британской колонии - Индией. Подобное противостояние также не способствовало усилению государства, поскольку приводило к огромным военным расходам, а в 1971 г. привело к потере наиболее населенной части страны, известной сейчас как Бангладеш. Кроме того, имело значение и то, что вскоре после получения независимости начало развиваться достаточно дорогостоящее военно-политическое сотрудничество с США, связанное, в частности, с участием страны в образованных западными державами блоках СЕНТО и СЕАТО.

Сказывались и особенности внутриполитического развития. Страной правили либо военные диктаторы, либо выходцы из богатейших кланов (семьи Бхутто, Шарифов). Как те, так и другие полностью дискредитировали себя замешанностью в коррупции, а также откровенным пренебрежением к целям развития национальной экономики, к задачам повышения уровня жизни широких слоев населения.

Тот факт, что пакистанское государство сложно охарактеризовать иначе, чем слабое, признается даже политическими и государственными деятелями самого Пакистана. На это, в частности, указывает в своей книге видный пакистанский дипломат М.Лоди. [7]

18 августа 2018 г. двадцать вторым премьер-министром Пакистана стал лидер партии «Техрик-э-Инсаф» («Движение за справедливость») Имран Ахмед Хан Ниязи. Знаковым это событие можно считать потому, что впервые страну возглавило правительство, не ориентирующееся на какую-либо этническую

группировку, клан, семью или профессиональную группу (военные).

Какое же наследство досталось правительству Имрана Хана от предыдущих правителей? По структуре экономики и уровню доходов Пакистан ближе к странам Восточной и Юго-Восточной Азии, чем к Индии и другим государствам Индостана. Согласно итогам 2019 г. экономика страны находилась на 24-м месте в мире по показателю паритета покупательной способности и на 41-м месте по показателю номинального валового внутреннего продукта (284,2 млрд.долл.США). При населении по состоянию на июль 2017 г. 233,5 млн. человек (5-е место в мире) номинальный ВВП на душу населения составил в 2019 г. 1,561 тыс.долл.США, что является 132-м в мире. [2]

Экономическое положение в Пакистане по состоянию на 2018 год было крайне сложным. Темпы экономического роста снижались. Рост промышленного производства остановился. Доходы на душу населения падали. Отмечались высокие темпы инфляции. Значительно вырос внешний долг (до 66,5% ВВП). Официально зарегистрированная безработица достигла уровня 6 %. [2]

Положение дел в основе экономики Пакистана - в сельском хозяйстве (занято около 60 % трудоспособного населения, дает 20,9% ВВП) было, тем не менее, относительно благополучным в силу благоприятных погодных условий, дававших богатый урожай пшеницы. [2]

Земельные реформы в рамках «зеленой революции» 60-х годов ХХ века привели к переходу основной части земель от помещиков к крупным фермерам. Пакистан в основном обеспечивает себя продовольствием. После США и Таиланда страна является третьим в мире экспортером риса. Государственные субсидии направляются на увеличение производства сахарного тростника, на ирригационные работы. Животноводство обеспечивает внутренний рынок мясомолочной продукций. Традиционно важна культура хлопка, но пока его выращивание недостаточно эффективно.

Промышленный сектор Пакистана находится под государственным контролем. Значительная часть предприятий состоит в государственной собственности, остальные регулируются государством посредством сложной системы лицензирования и квот. Используя законы о труде, здравоохранении, налогах, государство контролирует положение дел в частном секторе промышленности. Доминирующее положение занимают текстильная промышленность, кожевенная, целлюлозно-бумажная, пищевая. С участием СССР близ Карачи в 80-х годах ХХ века построен сталелитейный завод, находящийся ныне в силу некомпетентного управления в весьма плачевном состоянии. Имеются предприятия, работающие в сферах машиностроения и химической промышленности.

Основные экспортные товары: текстиль, изделия из кожи, спортивный инвентарь, химикаты, ковры, медицинские инструменты.

Для Пакистана характерны существенные региональные диспропорции в экономике. На фоне высоко индустриализованной зоны Карачи и развитых городских центров в провинции Пенджаб, выделяются крайне низко развитые провинции Белуджистан, Хайбер-Пахтунква и ряд других территорий.

Отмечается растущий бюджетный дефицит, вызванный более чем двукратным превышением импорта над экспортом.

Серьезной проблемой остается бедность значительной части населения. Так, по состоянию на 2013 г. 21,04 % населения находились на уровне ниже черты бедности. [2]

Начиная с 60-х годов ХХ века, провалы в управлении экономикой Пакистана достигли такого размаха, что страна находилась в состоянии постоянного дрейфа от одного финансового кризиса к другому. В основе этих провалов - чрезмерные военные расходы, некомпетентное управление государственными финансами, коррупция и глубоко укоренившиеся структурные проблемы в экономике. В результате в стране отмечалась макроэкономическая нестабильность, высокий уровень инфляции, неудовлетворительное качество оказания государственных услуг, преступное пренебрежение к потребностям социального сектора, перебои с энергоснабжением, рост безработицы и, как следствие, углубление бедности, рост государственной внешней задолженности. Негативное воздействие на национальную экономику оказывают внутренние военно-политические и религиозные конфликты, быстрый рост населения, невысокий уровень иностранных инвестиций.

По оценкам специалистов, перед Пакистаном стоят стратегические задачи, связанные с увеличением

финансирования образования, здравоохранения, с борьбой с негативными последствиями изменения климата и природных катаклизмов, улучшением делового климата, расширением базы налогообложения. Важной остается задача развития энергетического сектора, привлечения инвестиций в целях поддержки устойчивого экономического роста.

Относительное смягчение финансово-экономических проблем достигалось за счет получения внешней помощи, а также денежных переводов пакистанцев, работающих за рубежом.

В этой ситуации вполне обоснованным выглядит то, что во главу угла своей деятельности правительство, возглавляемое Имраном Ханом, поставило вопросы экономики. В своей речи после победы на выборах лидер партии «Тэхрик-э-Инсаф» заявил, что его партия будет строить Пакистан как «гуманитарное государство». Имран Хан пообещал создать в стране общество справедливости, которое поведет страну по путям, намеченным создателем Пакистана М.А.Джинной. В качестве приоритета он указал на удовлетворение интересов беднейших слоев населения, простых пакистанцев. По его словам, «страна, у которой есть небольшой остров богачей и море бедняков, не может процветать».[5] Поставлена задача сокращения государственных расходов.

Было объявлено, что новое правительство Пакистана будет работать на основе программы из 11 пунктов, получившей название «Новый Пакистан». В основе программы - ускорение экономического развития страны при одновременном принятии мер по улучшению условий жизни беднейших слоев населения. Вот эти пункты:

1. Образование для всех. Намечены планы создания 20 новых университетов в Пакистане.

2. Здравоохранение должно быть доступно для всех граждан страны, включая самых малообеспеченных.

3. Совершенствование системы налогообложения. Объявлено о планах превратить Пакистан в финансово самодостаточную страну, ликвидировать тяжелую внешнюю задолженность.

4. Ликвидация коррупции. Борьба с расхищением государственных средств.

5. Открытие новых перспектив для инвестиций. Привлечение в страну крупных инвесторов, включая пакистанцев, проживающих за рубежом.

6. Борьба с безработицей. Открытие новых возможностей для трудоустройства молодежи. Запланировано создание большого числа новых рабочих мест путем реализации правительственной программы строительства 5 млн. домов для бедных. В частности, намечено уже в ближайшее время построить 20 тысяч домов, которые будут проданы на льготных условиях выходцам из беднейших слоев населения в Исламабаде, Равалпинди, Кветте и Лахоре.

7. Улучшение условий жизни фермеров. Предоставление им дешевых займов.

8. Укрепление пакистанской федерации. Слияние Федеральной территории племен с одной из провинций. Создание новой провинции Южный Пенджаб. Совершенствование на примере провинции Хайбер-Пахтунква местного самоуправления.

9. Поощрение туризма. Охрана окружающей среды.

10. Совершенствование правоохранительной и судебной систем.

11. Оказание поддержки женщинам путем расширения возможностей для получения ими образования. [5]

Какие же конкретные меры предприняло правительство, возглавляемое Имраном Ханом, в плане реализации поставленных задач?

Были предприняты структурные реформы, которые должны способствовать быстрому и устойчивому экономическому развитию. В целях привлечения иностранных инвестиций и снижения бюджетного дефицита правительство Пакистана пошло на приватизацию большого числа государственных корпораций.

В феврале 2020 г. было принято решение о выделении 10 млрд.рупий (64,8 млн. долларов США) на цели сдерживания роста цен на основные продукты питания (пшеничная мука, сахар). В марте 2020 г. было проведено знаковое совещание, посвященное перспективам развития экономики Пакистана на 2020 - 2025 гг. В выступлении премьер-министра и в принятых решениях отмечалась необходимость принятия мер по наращиванию национального экспорта, повышению эффективности в первую очередь промышленного

производства, подъему качества производимой продукции до уровня требований мирового рынка. Указывалось на важность наращивания инвестиций в производственный сектор экономики, а также обеспечения экономической и финансовой стабильности на ближайшие 3 - 5 лет. Выделены приоритетные области производства, которым будет оказана государственная поддержка: текстильная промышленность, кожевенное производство, изготовление спортивного инвентаря, ковров, столовых приборов, фармацевтической продукции, продукции машиностроения, автозапчастей, производство пищевых полуфабрикатов, безалкогольных напитков, обуви, драгоценных и полудрагоценных камней, выращивание риса, овощей и фруктов.

Государственный банк Пакистана, снизив ставку рефинансирования, способствовал увеличению притока кредитов в производственный сектор. Усилиям правительства была оказана поддержка и по линии т.н. «Инструмента быстрого финансирования» (ИБФ) МВФ. Это, в частности, способствовало быстрому выравниванию бюджетного дефицита, а также способствовало оперативному вливанию финансирования в сферы, наиболее затронутые кризисными явлениями: социальное обеспечение, выплата зарплат, здравоохранение. Дефицит платежного баланса снизился. Выросла собираемость налогов.

Серьезный удар по усилиям правительства Пакистана в экономической сфере нанесла пандемия СОУГО-19. Вместе с тем, правительство оперативно приняло пакет мер по стимулированию экономики и по сдерживанию распространения эпидемии, направленных на оказание помощи пострадавшим семьям и их деловой активности. Премьер-министр Имран Хан заявлял, что Пакистан борется с пандемией СОУГО-19 с помощью энергичного и скоординированного реагирования. Он подчеркивал, что перед Пакистаном стоит двойная задача, с одной стороны, преодоления пандемии, а с другой, спасения людей, особенно наиболее уязвимых слоев населения, от голода, вызванного вынужденной изоляцией. Упомянутый выше пакет мер предполагает выделение средств на сумму, эквивалентную 8 млрд. долл. США, для поддержки пострадавших людей и предприятий. В МВФ было признано, что меры, предпринятые правительством, помогли сдерживать распространение коронавируса в Пакистане. Однако, для поддержки этих усилий правительство обратилось в марте 2020 г. к МВФ за дополнительным содействием в рамках ИБФ. Наряду с этим на фоне снижения темпов роста мировой экономики и последствий распространения коронавируса Имран Хан призвал основные страны-кредиторы списать внешнюю задолженность Пакистана. [7]

Надо прямо сказать, что усилия Имрана Хана по улучшению экономической ситуации в Пакистане принесли свои плоды. Экономическая активность в стране стабилизировалась, страна встала на путь постепенного выхода из кризисных явлений.

Посетившая страну в феврале 2020 г. делегация МВФ отмечала, что в Пакистане достигнут значительный прогресс в продвижении реформ и в проведении целостной экономической политики. В частности, отмечался рост расходов государства на цели развития и на социальные нужды. Макроэкономическая ситуация в стране стабилизировалась и встала на путь постепенного выправления. Валютные резервы Пакистана растут темпами, превышающими ожидаемые. Ожидается снижение темпов инфляции. Растет собираемость налогов. [ 8]

Неблагоприятной остается внешняя обстановка. На границе с Афганистаном продолжают действовать террористические группировки. Не спадает напряженность в Кашмире. Имран Хан и его правительство не могут не реагировать на откровенно провокационные заявления, исходящие из Нью-Дели, типа того, что, как заявил в декабре 2019 г. премьер-министр Индии Н.Моди, его страна может уничтожить Пакистан за 11 дней. [6] Подобные заявления дают основания для пакистанских военных требовать увеличения и без того обременительных для государства военных расходов. При этом не стоит забывать, что и ранее на военные цели, по оценкам некоторых экспертов, Пакистан выделял свыше 50% своего государственного бюджета или, по оценкам на 2018 г. - 4,03 % ВВП. Вооруженные силы Пакистана по своей численности находятся на 8-м месте в мире (617 тыс.военнослужащих на действительной службе и 513 тыс. резервистов). [3]

Важной проблемой, с которой сталкивается правительство Имрана Хана, является религиозный экстремизм. На протяжении последних десятилетий сменявшие друг друга, как военные, так и гражданские режимы стремились укрепить свои позиции не за счет повышения уровня жизни в стране, а на путях

разжигания религиозной нетерпимости. Это выливалось в исчисляемые тысячами жертвы, в вынужденные перемещения многих тысяч людей. Решить эту проблему будет крайне непросто, учитывая, что сам Имран

Хан не раз подчеркивал свою приверженность ценностям ислама.

* * *

Выведение страны из затяжного социально-экономического кризиса, в любом случае, задача не из легких. Преуспеет ли правительство во главе с Имраном Ханом на этом пути, покажет будущее. Пока можно сказать, что партия «Тэхрик-э-Инсаф» и ее лидер прилагают серьезные усилия в этом направлении.

Как отмечают наблюдатели, секрет успеха Имрана Хана в том, что он умело лавирует, выбирая путь, отличный от того, что предлагается традиционными политическими партиями Пакистана. Кроме того, он совершенно очевидно играет на стремлении рядового населения своей страны к социальной справедливости, используя лозунги, под которыми выступал основатель Пакистана М.А.Джинна. Список использованной литературы/References:

1. Пахомов Е. Загадка по имени Хан. // «Огонек». № 30, 13.08.2018. С. 20.

2. http: //www. en.wikipedia. org/wiki/Pakistan#Economy.

3. http://www.en.wikipedia.org./wiki/Pakistan#Military.

4. Imran Khan's Inaugural Speech: Prioritizing Domestic Reforms. // https://southasianvoices.org/imran-khans-inaugural-speech-prioritizing-domestic-reforms/.

5. Imran Khan Unveils 11-point Reforms Programme for "Naya Pakistan" at Lahore Rally. // https://www.thenews.com.pk/latest/310643-live-updates-thousands-converge-on-lahore-to-attend-pti-rally.

6. Imran Khan warns of new refugee crisis in Pakistan due to Indian gov't policies. // https://zeenews.india.com/world/imran-khan-warns-of-new-refugee-crisis-in-pakistan-due-to-indian-govts-policies-2264634.html.

7. Maleeha Lodhi. Pakistan. Beyond the Crisis State. - Karachi. Oxford University Press. 2011. P. 1.

8. Pakistan Military Spending Rose 73% between 2009 and 2018. / "The Express Tribune". Thursday 30 April 2020. // http://www.tribune.com.pk/story/1961844/1-pakistan-military-spending-rose-73-2009-2018-sipri.

9. International Monetary Fund. Statement by the IMF Managing Director Kristalina Georgieva on Pakistan. March 26, 2020. // https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/03/26/pr20113-pakistan- statement-by-imf-managing-director-kristalina-georgieva-on-pakistan.

10. International Monetary Fund. Press Release N 20/51. Statement at the Conclusion of the IMF Mission to Pakistan. February 14, 2020. // https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/02/14/pr2051-pakistan-statement-at-the-conclusion-of-the-imf-mission.

© Демидов А. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.