Научная статья на тему 'Исламский радикализм и экстремизм в Пакистане (Северо-Западный регион)'

Исламский радикализм и экстремизм в Пакистане (Северо-Западный регион) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исламский радикализм и экстремизм в Пакистане (Северо-Западный регион)»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

О.Чекризова,

аспирант (МГИМО(у) МИД России) ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ В ПАКИСТАНЕ (СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РЕГИОН)

Северо-Западный регион Пакистана состоит из двух территориально-административных единиц - провинции Хайбер-Пах-тунхва (ХП, до 2010 г. - Северо-Западная пограничная провинция, СЗПП) и Территории племен федерального управления (ТПФУ). В последнюю входят семь административных образований - политических агентств (с юга на север): Южный Вазиристан, Северный Вазиристан, Куррам, Оракзай Хайбер, Моманд и Баджаур. В соответствии с положениями Конституции Исламской Республики Пакистан ТПФУ имеет специальный статус: федеральная власть (президент) обладает правами управления территорией, осуществляя его через губернатора провинции Хайбер-Пахтунхва. Во главе каждого из агентств стоит назначаемый непосредственно президентом глава, называемый с колониальных времен политическим агентом (отсюда и название)1. Агенты обладают исключительными правами в пределах своих территорий, координируя свои действия с вождями и старейшинами племен. ТПФУ направляют представителей в федеральный парламент2. В агентствах применяют особые уголовные законы, установленные еще в колониальное время, а с племен не взимаются налоги. На территорию «зоны племен» без указа президента не распространяется действие нормативных актов законодательной власти Пакистана. Свои внутренние дела жители «свободных племен» решают на основе обычного права и традиционного пуштунского кодекса чести - пуштунвали,

Хайбер-Пахтунхва является одной из четырех провинций в рамках пакистанской федерации с центром в Пешаваре и имеет законодательное собрание, аппарат провинциальной власти. Про-

винция охватывает «зону племен» с востока и помогает центру осуществлять власть над ТПФУ.

Основную часть населения всей северо-западной части Пакистана, особенно «зоны племен», составляют пуштунские племена. Более 60% населения провинции проживает за чертой бедности. Широко распространены торговля оружием, наркотиками и контрабанда товаров через границу с Афганистаном. Можно полагать, что различия административно-территориальных структур двух отмеченных выше субъектов пакистанской федерации затрудняют задачу властей по реагированию на действия экстремистов.

* * *

Начало XXI в. в Пакистане отмечено подъемом «подпольного» исламского радикализма. Первая его фаза пришлась на 2001— 2008 гг. и была ограничена главным образом узкой полосой вдоль границы Пакистана с Афганистаном. Там в горском пуштунском племенном сообществе появились последователи афганских талибов (на яз. пушту - ученики, ищущие подлинное знание), возникли первые ячейки движения «Талибан» Пакистана (ДТП, «Техрик-е тали-бан-е Пакистан»), а затем (поздним летом 2007 г.) и сама «зонтичная» (т.е. объединяющая под своей эгидой множество разных групп) боевая организация под этим названием. Экстремисты, действующие в ТПФУ, состоят из представителей различных племен, придерживающихся разных идейно-политических взглядов. Всех их, однако, объединяет неприятие присутствия иностранных сил в соседнем Афганистане. Они опираются во многом на «старые», созданные во время войны 1979-1989 гг. в Афганистане, джихадистские организации.

Приток афганских боевиков в Пакистан после падения режима талибов в Афганистане в конце 2001 г. способствовал укреплению местных племенных и религиозных боевых объединений. Некоторые пуштунские экстремисты вскоре еще более разочаровались в основных религиозно-политических партиях общепакистанского масштаба - «Джамаат-и ислами» (ДИ, «Исламское общество») и «Джамаат-и улема-и ислам» (ДУИ, «Сообщество исламских богословов»). Созданный под их эгидой выборный альянс «Муттахида маджлис-и амаль» (ММА, «Объединенный фронт действия») победил осенью 2002 г. на провинциальных выборах в СЗПП. Правительство ММА находилось у власти в провинции вплоть до 2008 г.

В феврале 2008 г. победу на выборах в СЗПП одержала светская умеренно националистическая пуштунская «Авами нэшнл парти» («Народная национальная партия», АНП). Сформированное ею новое провинциальное правительство заняло более жесткую позицию по отношению к исламским радикалам и террористам. Эти изменения во многом объясняют успех военных операций правительственных войск в округах тогдашней СевероЗападной пограничной провинции Свате и Бунере3.

У террористических организаций в ТПФУ можно выделить несколько общих черт. Большинство из них ориентируется на афганское движение «Талибан» (ДТ) и арабскую «Аль-Каиду». Штурм правительственными войсками захваченной исламистами Красной мечети в столице Пакистана, Исламабаде, в июле 2007 г. стал причиной новой волны экстремизма в регионе4. Мирные сделки пакистанских властей с боевиками в 2008 - начале 2009 г. также способствовали временному укреплению последних.

Популярность талибов среди населения может быть объяснена строгим следованием исламским законам нравственности и права, которое выгодно отличалось от коррумпированного поведения представителей пакистанских властей. Талибы были восприняты как сила, способная навести порядок, хотя далеко не всем импонировала их догматичность. На первых порах они смогли решить некоторые затянувшиеся споры между племенами и кланами племен, а также ограничить коррупционный произвол в аппаратах некоторых политических агентов.

Но постепенно народная поддержка режима талибов в пакистанской «зоне племен» уменьшилась - во многом в силу слишком жесткого, граничащего с жестокостью, преследования «неисламского» поведения. Наиболее важным обстоятельством послужило общее ухудшение ситуации в ТПФУ и сопредельных с ней округах ХП. С началом активных военных операций пакистанской армии против экстремистов (в мае 2009 г.) в регионе возникли проблемы с трудоустройством, были перерезаны традиционные маршруты торгового сообщения, часто бывавшие закрытыми даже в периоды относительного спокойствия из-за комендантского часа.

Снижению привлекательности экстремистских движений способствовало и то, что с начала своего прихода в «зону племен» они систематически подрывали основы клано-племенного строя, стремясь запугать племена и уничтожить слабые связи между центральным правительством и «независимыми племенами». Распространенным методом стала ликвидация племенных старейшин,

которые традиционно выступали в роли посредников между политическим агентом и местными жителями. В некоторых случаях командиры талибов пытались играть роль племенных лидеров, но в целом, несмотря на эти попытки, традиционные малики и ханы (вожди и старейшины) племен и родоплеменных кланов сохранили свою власть и влияние.

Жесткость действий экстремистов создала благоприятную почву для возраставшего сопротивления им. Усилилась роль племенных ополчений (лашкаров). Они действовали тем эффективнее, чем больше была поддержка их выступлений против талибов со стороны расквартированных в ТПФУ правительственных частей5. Вполне вероятно, что переговоры правительства непосредственно с боевиками, без посредничества вождей племен, лишь укрепляли влияние экстремистских группировок.

Расположенное на юге «зоны племен» агентство Южный Вазиристан, населенное преимущественно племенем махсуд (численность около 700 тыс. человек), играет немаловажную роль в развитии экстремизма в Пакистане. Население в большинстве своем состоит из суннитов. Крупнейшим по численности является племя махсуд. Многие руководители ДТП - выходцы из этого племени. Во время войны в Афганистане с участием советских войск в «зоне племен» при финансовой поддержке государств Персидского залива, особенно Саудовской Аравии, появилось значительное количество медресе. Большинство учебных заведений в агентстве контролирует ДУИ.

После 1989 г. в агентство вернулись участники боевых действий в Афганистане, принеся с собой джихадистскую идеологию. Чуть позднее часть из них отправилась для ведения джихада в индийский штат Джамму и Кашмир, а другая часть с 1994 г. присоединилась к появившимся тогда афганским талибам. Провозглашение последними в 1996 г. Исламского Эмирата Афганистан вызвало небывалый до того всплеск популярности радикализма в Южном Вазиристане. Некоторые ветераны антисоветского джихада поддерживали связи с афганскими талибами, но в целом до осени 2001 г. контакты местных жителей с талибским Афганистаном носили незначительный характер. Ситуация резко изменилась после вторжения США и их союзников в Афганистан и перемещения в агентство боевиков движения «Талибан» и «Аль-Каиды», где они создали базы и тренировочные лагеря. Местные молодые пуштуны, и ранее поддерживавшие связи с режимом афганских талибов, принялись формировать отряды боевиков. Примером мо-

жет служить первый командир наиболее крупного из них Нек Му-хаммад, который воевал на стороне талибов в Афганистане. Уже в 2003 г. сформированные им боевые группировки, переходя горную границу, начали нападать на американские и натовские силы в Афганистане. Также он предоставлял убежище афганским талибам, арабским боевикам «Аль-Каиды» и членам Исламского движения Узбекистана (ИДУ)6. После гибели Н. Мухаммада в 2004 г. местных талибов возглавил Бейтулла Масуд. Уже в 2007 г. он объединил силы пакистанских талибов под своим началом, создав ДТП. Основными целями организации декларировались ведение скоординированного джихада в Афганистане против западных сил и борьба с «продажным» пакистанским правительством. Довольно быстро движение создало свою сеть на всей ТПФУ и части тогдашней СЗПП.

Основным полем административной деятельности ДТП оставалось агентство Южный Вазиристан. Там была создана особая система судов и сбора налогов. Кроме того, талибы способствовали насаждению антишиитской идеологии «Аль-Каиды» среди племен махсуд и вазир, которые ранее никогда не участвовали в сектантском противостоянии7. Важно отметить, что присутствие иностранных боевиков в «зоне племен» вызывало разногласия между различными группировками пакистанских талибов. Другим различием между ними служила степень остроты в их неприятии пакистанских властей. Сам Б. Махсуд и его преемники во главе с Хакимуллой Махсудом неизменно отстаивали идею борьбы с пакистанскими властями и предоставления убежища иностранцам, в первую очередь боевикам из ИДУ. В то же время полевой командир Мулла Назир действовал лишь против западной коалиции в Афганистане и еще в 2007 г. вытеснил узбеков с подконтрольной ему территории. Из-за массированных налетов американской беспилотной авиации в 2008-2009 гг. большинство боевиков, в том числе арабы и узбеки, переместились Северный Вазиристан.

Граничащее с Южным Вазиристаном, а также с афганскими провинциями Хост и Пактика агентство Северный Вазиристан стало одним из основных оплотов радикализма на северо-западе Пакистана. Даже после того как официальный Исламабад в 2009 г. начал серьезную борьбу с экстремистами в других районах, он в значительной степени продолжал игнорировать данный район - не в последнюю очередь в силу негласных соглашений с поддерживающими правительство боевиками. Экстремисты в этом агентстве менее фрагментированны, чем их собратья на других территориях

«зоны племен», в основном благодаря минимальному уровню межплеменных разногласий. Крупнейшая группировка в Северном Вазиристане - «сеть Хаккани». Известный командир афганских моджахедов Джалалуддин Хаккани, уроженец афганской провинции Хост из племени задран (джадран), поселился в Мирамшахе еще в середине 1970-х годов, где устроил лагерь для подготовки вылазок на территорию Афганистана. Фактическое руководство организацией на последнем этапе осуществляли его сыновья, прежде всего Сираджуддин. «Сеть Хаккани» действует против сил США и НАТО в Афганистане, главным образом в провинциях Пактия, Пактика и Хост (Лойя Пактия, т.е. Большая Пактия). По имеющимся сведениям, Сираджуддин (по матери он араб) стал лидером организации в 2001 г., через несколько месяцев после падения режима талибов в Кабуле8. Он пользуется большим авторитетом в Северном Вазиристане и неоднократно выступал посредником между враждующими группировками талибов. В отличие от талибов, которые в «свободное» от военных действий время занимаются сельским хозяйством или не работают вообще, значительная часть боевиков «сети Хаккани» в мирной жизни маскируется под учащихся медресе. Такая особенность обуславливает сильную радикальную составляющую в идеологической подготовке боевиков «сети Хаккани».

Можно считать, что в настоящее время «сеть Хаккани» действует автономно в составе ДТ. Она имеет отдельный командно-оперативный аппарат, но верховное руководство интегрировано в организацию Муллы Омара (Дж. Хаккани входит в состав высшего совета афганских талибов, а С. Хаккани возглавляет их отряды в Лойя Пактии)9. Следует заметить, что позиции хаккани-стов и талибов совпадают не по всем пунктам. В частности, Дж. Хаккани выступал против чрезмерно жестких мер, введенных талибами, а именно: запрета музыки, принуждения мужчин к ношению длинной бороды и запрета женщинам получать образова-ние10. Примечательно также и то, что «сеть Хаккани» предпочитает избегать каких-либо ссылок на свою организацию и в издаваемых ею документах выступает под названием «Исламский Эмират Афганистан» (как в свое время именовалось государство талибов). В частности, С. Хаккани заявлял, что «такой организации, как "сеть Хаккани", нет. Мы действуем от имени Муллы Мухаммада Омара и Исламского Эмирата Афганистан»11.

На протяжении долгого времени организация Хаккани сотрудничала с арабскими экстремистами. Известно, что большая

часть финансирования группировки Хаккани приходит из региона Персидского залива. Кроме того, движение поддерживает связи с «Аль-Каидой» и узбекским «Союзом исламского джихада». Однако идеологическая связь «сети Хаккани» с «Аль-Каидой» представляется в значительной степени размытой. Хакканисты идеологически стоят ближе к пуштунско-националистической риторике ДТ, нежели установкам «Аль-Каиды» на разжигание мирового джихада. Существенно также и то, что «сеть Хаккани», в отличие от пакистанских талибов и «Аль-Каиды», не выступает против пакистанских властей. Так, в июне 2006 г. Дж. Хаккани заявил, что борьба с Пакистаном не является приоритетом для его организации, более того, ни он, ни его соратники не поддерживают тех, кто ведет войну против Пакистана. Еще яснее высказался С. Хаккани, заявив: «Неправильно считать, что "Аль-Каида" и движение "Талибан" преследуют одни цели. "Аль-Каида" стремится распространить свое влияние по всему миру. Это не входит в наши планы. Цель талибов - освобождение Афганистана от присутствия иностранных войск»12.

Помимо «сети Хаккани» в агентстве действуют, по данным на 2010 г., отряды Хафиз Гуль Бахадура. Он не обладает столь внушительным «послужным списком», как клан Хаккани, но пользуется мощной поддержкой племен, проживающих в горных районах между Мирамшахом и афганской границей. Группировка Х. Г. Бахадура поддерживает конструктивные отношения со многими экстремистами в Северном Вазиристане и за его пределами, избегая конфронтации с пакистанскими властями. Как и хаккани-сты, Х. Г. Бахадур сосредотачивает свое внимание на борьбе с западным присутствием в Афганистане.

Агентство Куррам, жители которого придерживаются как суннитского, так и шиитского направления ислама, давно превратилось в арену суннито-шиитских столкновений, которые происходят с периодичностью в 5-10 лет13. Межсектантское противостояние в Курраме осложнилось вовлеченностью Пакистана в афганский джихад. В 1980-х годах там были развернуты лагеря афганских беженцев-суннитов, которые в многочисленных конфликтах принимали сторону куррамских суннитов. Шииты же неохотно предоставляли убежище афганским моджахедам и были весьма обеспокоены поддержкой, которую оказывала пакистанская Объединенная военная разведка (ОВР) отрядам моджахедов, прежде всего из «Хезб-и ислами» («Исламской партии») Гулбед-дина Хекматъяра. В агентстве действовали две местные боевые

организации шиитов, ориентированные исключительно на защиту интересов своей общины. Расположенная в административном центре г. Парачинар «Куррам хезболла» («Партия ислама Курра-ма») идеологически близка к Ирану, куда и направляет собранные пожертвования (хамас). Более мощная «Махди милишиа» («Ополчение Махди») близка к иракским шиитским организациям.

Сунниты Куррама формально не имеют своих боевых организаций, но в племенах действуют лашкары. При возникновении необходимости борьбы с шиитами они получают значительную поддержку от вазиристанских отрядов ДТП и базирующихся в более северном агентстве Хайбер боевых суннитских организаций. Помимо противостояния между представителями разных ветвей ислама, нестабильность ситуации в Курраме усиливает присутствие талибов, которые начали проникать в агентство с 2006 г. Местные шииты, в основном принадлежащие к племени тури, недовольны использованием их земель талибами и опасаются, что их присутствие может привлечь нежелательное для них внимание пакистанской армии к Курраму14.

Можно выделить три различные, но часто взаимодополняющие друг друга оси противоборства в агентстве Оракзай: межсек-танская рознь между шиитским меньшинством (10% населения) и суннитским большинством; вражда между различными религиозно-националистическими группировками; борьба между местными экстремистами и «пришлыми» талибами. Суннито-шиитское противостояние в наибольшей степени влияет на развитие ситуации в Оракзае. Главным предметом разногласий стал вопрос о контроле над мечетью Мир Анвар Шах в г. Капая15. Эта мечеть, построенная более 300 лет назад, посвящена святому, почитаемому шиитами. В 1936 г. британские колониальные власти передали ее суннитам. Позднее, в конце 1980-х годов, шиитам позволили совершать службы в мечети и проводить работы по поддержанию комплекса. Маятник качнулся в обратную сторону в конце XX в. В 1999 г. талибы, объединившись с местными радикалами в попытках вытеснить шиитов, отстранили последних от контроля над мечетью. В последовавших затем беспорядках участвовали активисты местной суннитской группировки Аслама Фаруки, поддерживающей радикальную экстремистскую организацию «Сипах-и сахаба Пакистан», и иностранные боевики. С 1999 по 2009 г. в агентстве и граничащем с ним округе Хангу провинции Хайбер-Пахтунхва было зафиксировано более 22 тыс. человек, ставших жертвами столкновений на религиозной почве16.

Религиозный конфликт в Оракзае также имеет социально-экономический аспект: шииты в агентстве богаче, обладают большими; наделами земли и в целом более образованны, нежели сунниты. С 2004 г. в агентстве находили убежище талибы из Южного Вазиристана, которые использовали его в качестве плацдарма для подготовки нападений на пакистанские армейские и полувоенные формирования (пограничные части, укомплектованные в основном местными жителями) безопасности и трансграничных вылазок в Афганистан. В декабре 2008 г. отряды талибов под командованием Хакимуллы Масуда, действуя по своей обычной схеме, провозгласили верховенство норм шариата в районах Верхнего и Нижнего Оракзая. «Талибанизация» агентства сыграла ключевую роль в разжигании там религиозного противостояния.

Агентство Хайбер, где проживают представители четырех пуштунских племен (африди, шинвари, муллагори и шимани)17, стало убежищем для исламских радикалов; на его территории действуют различные экстремистские организации, в частности «Лашкар-и ислами» («Исламская армия»), «Ансар уль-ислам» («Сподвижники ислама») и ТТП. Помимо этого, здесь зачастую вспыхивают столкновения на религиозной почве. Усугубляет ситуацию вмешательство наркомафии. Острые проблемы в Хайбере начались в 2003 г., когда в долине Тире была создана организация под названием «Амр бил маруф ва нахи анил мункар» («Призыв к добродетели и отрицание порока») под руководством Хаджи Нам-дара18. На волнах его радиостанции транслировались проповеди ярого противника шиизма муфтия Мунира Шакира (этот приверженец деобандской школы в суннизме ранее был выслан из Кур-рама за разжигание религиозной розни). Именно М. Шакир стоял у истоков возникновения террористической группировки «Лашкар-и ислам».

В Хайбере имел сильные позиции и сторонник другой основной суннитской школы - барелви - афганец Пир Рахман, который поселился в главном городе агентства Баре еще в 1977 г. Пира Рахмана признают своим духовным лидером в Афганистане и Пакистане, а главное - его поддерживает племя африди. Соперничество между двумя религиозными деятелями, пришедшими в Хайбер извне, стало причиной ожесточенных столкновений, начавшихся в ноябре 2005 г. В феврале следующего года под нажимом совета старейшин племени африди, обеспокоенных угрозой вмешательства пакистанской армии для прекращения беспорядков, оба духовных лидера оставили Хайбер. Однако с уходом М. Ша-

кира и П. Рахмана конфликт не был исчерпан, поскольку продолжали действовать созданные при их участии экстремистские группировки.

Особенно активной была вышеупомянутая «Лашкар-и исла-ми», во главе которой после отъезда М. Шакира встал Мангал Багх. Его идеологическая программа была основана на лозунгах борьбы с криминалитетом и наркомафией и неспособности государственных органов противостоять им. Он также выступил против власти племенных вождей, поддерживающих центральное правительство. После того как Багх создал некое идеологическое пространство вокруг себя как лидера исламистов, он открыто бросил вызов пакистанскому государству, угрожая развернуть масштабную вооруженную борьбу.

В агентстве Хайбер пытались закрепиться и внешние силы. Речь идет прежде всего о пакистанских талибах. Однако эти попытки не имели успеха. Тем не менее и в 2010 г. в агентстве действовали небольшие талибские отряды, подчинявшиеся командованию в соседнем Оракзае19. Талибы пытались перекрыть транспортные маршруты НАТО, идущие через Хайбер. Известно, что вплоть до 2010 г. пакистанский маршрут доставки грузов для группировки США и НАТО в Афганистане был основным (до 80%) и значительная их часть шла через Хайберский перевал20. Пакистанские силы безопасности приложили много усилий, чтобы держать открытыми маршруты снабжения. И впоследствии агентство еще неоднократно становилось целью террористических атак: продолжая оказывать сопротивление пакистанской армии, талибы из Вазиристана не прекращали борьбу с местными боевыми группировками.

Расположенное к северу от Хайбера агентство Моманд (его населяют в основном племена моманд) считается более интегрированным в пакистанское общество, чем другие районы ТПФУ. Дело в том, что начиная с 1970-х годов, значительная часть жителей отправлялась на заработки в страны Персидского залива и по возвращении вкладывала деньги в экономику края. Как и другие районы «зоны племен», Моманд в 1980-х годах испытал влияние афганской войны, когда приток беженцев осложнил экономическое положение. Но в отличие от других единиц ТПФУ тут практически не было тренировочных лагерей моджахедов. Военные формирования в этом районе активизировались в 2004 г., после появления талибов в Южном и Северном Вазиристане. Идеология талибов проникла в Моманд не с юга, а с севера - из области Ма-

лаканд Северо-Западной пограничной провинции, главным образом из округа Сват, где исламистские группировки заявили о себе еще в начале 1990-х годов. Основной из них была организация «Техрик-и нифаз-и шариат-и Мухаммади» («Движение за установление шариата», ДУШ)21. Масштабное проникновение талибов в Моманд произошло в 2006 г.22

На ситуацию в агентстве повлиял и уже упоминавшийся штурм исламабадской Красной мечети летом 2007 г. Чтобы выразить солидарность с исламистами в Исламабаде, около 200 боевиков захватили несколько мечетей недалеко от административного центра агентства. Местный лидер исламистов Омар Халид объявил о присоединении к ДТП. Но момандские отряды талибов продолжали действовать независимо от основного движения в Южном Вазиристане. Деятельность талибов побудила кланы многочисленного племени моманд оказать им сопротивление. В отдельных районах начали действовать лашкары. Считается, что борьба племенных ополчений была более эффективной, чем операции пакистанской армии23.

Момандские исламисты политически связаны с обеими основными религиозными парламентскими партиями Пакистана -ДУИ и ДИ. Созданный ими избирательный блок исламистов на выборах 2002 г. выиграл все места в пакистанском парламенте от Моманда. Впоследствии избранные от агентства члены парламента подвергались критике за коррупцию и терпимость к боевикам и террористам. Росту влияния местных боевиков могла способствовать деятельность пакистанской военной разведки, рассчитывавшей нейтрализовать влияние политических оппонентов исламистов, а именно упоминавшейся выше партии ННП. Хотя попытки армии сохранить у власти исламистов не увенчались успехом, нет больших сомнений в том, что она и ОВР способствовали укреплению низовых исламистских групп. После победы ННП в агентстве на парламентских выборах 2008 г. многие ее видные члены и руководители неоднократно подвергались нападениям со стороны талибов24.

Наименьшее по территории и самое северное агентство Бад-жаур является воротами в долину Сват, благодаря чему приобрело важное стратегическое значение25. До 2001 г. здесь не было отмечено наличия террористических групп. События осени того года стали поворотными. Среди боевиков ныне заметны талибы (ДТП) и сторонники ДУШ. Насколько известно, публично признавая верховенство афганского движения «Талибан» и лично Муллы Омара,

на деле баджаурские талибы не координируют свои террористические вылазки в Афганистане с Муллой Омаром и его окружением. Они самостоятельно выбирают мишени для терактов. Отдельную боевую группу возглавляет М. Факир, заявивший о своей поддержке «Аль-Каиды»26. Под его командованием в агентстве действуют не только афганцы, но и другие боевики-иностранцы. Среди джихадистских групп, также действующих в Баджауре, следует назвать и «Джаиш-и ислами» («Исламскую армию») во главе с Кари Али Рахманом. По некоторым данным, в основном панджабская «Харкат-уль джихад-уль ислами» («Движение за исламский джихад») ведет подрывную деятельность в Баджауре. Ее подозревают в организации многих громких терактов с использованием смертников, включая повлекшее сотни жертв покушение 18 октября 2007 г. в Карачи на бывшего премьер-министра Пакистана Б. Бхутто и теракт в сентябре 2008 г. в отеле «Марриотт» в Исла-мабаде27. Кроме пакистанских боевиков, в агентстве присутствуют и иностранные экстремисты. «Исламское движение Узбекистана» и отколовшийся от ИДУ «Союз исламского джихада» имеют некоторую поддержку в Баджауре и афганской провинции Кунар28.

* * *

Подводя итоги, стоит отметить, что усиление радикальных тенденций в значительной мере было вызвано участием Пакистана в так называемой «глобальной войне с терроризмом». Эти действия, а особенно участившиеся в конце 2000-х годов скоординированные с пакистанским руководством атаки беспилотников США на районы ТПФУ, встретили понятное отторжение среди пакистанцев. Тяжелыми последствиями антитеррористической войны стали многочисленные жертвы среди мирного населения, военнослужащих и полицейских. Помимо того, сотни тысяч жителей «зоны племен» и прилегающих к ней районов были вынуждены на время проведения антитеррористических кампаний покидать свои дома и становиться «внутренними беженцами».

Тем не менее нужно признать, что под давлением жестких мер террористическая активность исламистских боевых групп в последние годы уменьшилась. Уже в середине 2011 г. обозначилась тенденция к общему снижению ее уровня при незначительном сокращении наносимого ущерба: за 2011 г. общее количество террористических атак, в результате которых погиб 2391 человек, снизилось на 7% (в 2010 г. - 2913 человек).

Эти успехи нужно рассматривать на фоне перегруппировки сил в стане исламского радикализма, действующего легально. Возник новый альянс исламистских организаций «Дифа-и Пакистан» («Защита Пакистана»), где одно из ведущих мест наряду с лидерами таких партий, как ДУИ и ДИ, занял Хафиз Саед - лидер наиболее радикальной по идеологии исламистской организации «Джа-маат-уд-дава» («Общество призыва»). Эта организация является «фасадной» для активно действовавшей в 2000-х годах на индийском направлении боевой, группировки «Лашкар-и тоиба» («Армия чистых»), организатора одного из громких терактов последних лет - нападения группы диверсантов в ноябре 2008 г. на крупнейший индийский город Мумбаи (Бомбей). Перегруппировка сил среди легальных исламистов, попытка «легализовать» крайних представителей исламистского движения свидетельствуют об учете ими новой реальности.

Следует заметить, что если в 2008-2010 гг. фактор исламского экстремизма и терроризма имел исключительно большое значение для ситуации на северо-западе Пакистана, да и для всего соседнего с ним региона, то в дальнейшем, как представляется, его значение несколько снизилось. На первый план выдвинулись новые, легальные, движения исламистов. На фоне протестных акций конца 2012 - начала 2013 г. выступлением в поддержку реформирования политической системы ИРП заявил о себе еще один новый политический игрок - партия «Пакистан авами техрик» («Народное движение Пакистана») во главе с Тахир-уль Кадри, представляющим школу барелви. До настоящего момента данная партия находилась на периферии пакистанской политической жизни, а ее лидер на протяжении последних шести лет вообще проживал в Канаде. Такая программа роднит «Пакистан авами техрик» с еще одной, уже светской партией «новой волны» - «Пакистан техрик-и инсаф» («Пакистанское движение за справедливость») Имран Хана. Тем не менее вопрос о том, насколько долговременна эта тенденция, остается открытым и исключительно важным в преддверии парламентских выборов в Пакистане и предполагаемого вывода основной части боевых соединений США и НАТО из Афганистана к концу 2014 г.

Примечания

1 Название этих административных единиц, равно как и административное деление, было создано британскими колониальными властями, сформировавшими их в северо-западных районах Британской Индии, населенных племе-

нами пуштунов и белуджей. Число и административные границы агентств неоднократно менялись. В настоящее время в Территорию племен федерального управления Пакистана входят семь агентств: Хайбер (образовано в 1878 г.); Куррам (1892); Северный Вазиристан (1895-1896); Южный Вазиристан (1895-1896); Моманд (1951); Оракзай (1973); Баджаур (1973) - общей площадью 27,2 тыс. км2. Кроме того, два агентства существуют на территории провинции Белуджистан (область Сиби) - Дерабугти и Кохлу. В состав ТПФУ также входят шесть пограничных районов, которые граничат с одноименными административными единицами Хайбер-Пахтунхва: Банну, Дераисма-илхан, Кохат, Лаккимарват, Пешавар и Танк.

В августе 2009 г. президент А. А. Зардари внес соответствующие законодательные инициативы, которые позволили бы партиям нерелигиозного толка в полной мере участвовать в выборах, а также изменения в систему управления ТПФУ.

Подробнее см.: Белокреницкий В.Я. Война в горах. Талибы и пакистано-афганское приграничье. - Азия и Африка сегодня. - 2012. - № 7. - С. 24-28. См.: Замараева Н.А. Усиление исламского экстремизма в Пакистане в 20082010 гг. - Мусульманское пространство по периметру границ Кавказа и Центральной Азии. - М., 2012. - С. 190-191.

Suba Chandran D. Khyber Agency: Indigenous Taliban, illegal radio stations and ineffective administration. Institute of Peace and Conflict Studies, New Delhi, India, June 16, 2006. - http:// ipcs.org

Yusufzai R. Profile: Nek Mohammed. BBC, June 18, 2004. - http://news.bbc. co.uk/2/hi/south_asia/3819871.stm

Mahsud M.K. Militancy and Conflict in South Waziristan. The Battle for Pakistan.

New America Foundation. - http://counterterrorism.newamerica.net

Sirajuddin Haqqani Interview with AfPax Insider April 7, 2009. - http://

www.afpax.com/index.php/post/7478alibans_Siraj_Haqqani_Shrugs_Off_5

Anand Gopal, Mansur Khan Mahsud, Brian Fishman. Militancy and Conflict in

North Waziristan. Battle for Pakistan. New America Foundation. - http://counter-

terrorism.newamerica.net

US National Security Archive. - http://www.gwu.edu/~nsarchiv/NSAEBB/

NSAEBB295/doc05.pdf

Ibid.

Ismail Khan. Forces, Militants Heading for Truce. - Dawn, June 23, 2006: http:// www.dawn.com/2006/06/23/top2.htm; Anand Gopal, Mansur Khan Mahsud, Brian Fishman. Militancy and Conflict in North Waziristan. Battle for Pakistan. New America Foundation. - http://counterterrorism. newamerica.net Ibid.

Mahsud M.K. Militancy and Conflict in Kurram. The Battle for Pakistan. New America Foundation. - http://counterterrorism.newamerica.net Zahab M.A. Sectarianism in Pakistan's Kurram Tribal Agency. Jamestown Foundation, March 19, 2009: http://www.jamestown.org

Multi Cluster Rapid Assessment-District Kohat. - World Health! Organization report, December 5, 2009: http://www.whopak.org/idps/documents/assess-ments/ Assessment%20Report%20of%20District%2Qjkohat.pdf

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12

13

14

15

16

Rashid Naeem. Historical and Administrative Profile of the Khybefl Agency. -AIIVOICES, March 10, 2008: http://www.allvoices. com/user/blog/1752 Caroline Wadhams and Colin Cookman. Faces of Pakistan's Militant! Commanders. Center for American Progress, July 22, 2009. - http://www.americanprogress. org/issues/2009/07/talibanleaders.html/#12

Raheel Khan. Militancy and Conflict in Khyber. The Battle for Pakistan. New America Foundation. - http://counterterrorism.newamerica.net Salman Masood. Bridge Attack Halts NATO Supplies to Afghanistan, - The New York Times, February 3, 2009.

«Техрик-и нифаз-и шариат-и Мухаммади» («Движение за введение шариата», ДУШ) создано в мае 1989 г. мауланой Суфи Мухаммадом. Основная цель -введение шариата в области Малаканд, который должен строго регламентировать все сферы общественной жизни. Движение быстро обретало популярность, уже через год после создания его численность достигла 30-40 тыс. человек, среди них - участники антисоветского моджахедского движения в Афганистане. В ноябре 2001 г. С. Мухаммад объявил о поддержке режима талибов и, собрав около 6-10 тыс. добровольцев, отправился в Афганистан для борьбы с силами международной коалиции. Последовавшее в апреле 2002 г. тюремное заключение лидера движения стало причиной размывания влияния ДУШ. Вместе с тем в 2004-2007 гг. в округе Сват под руководством зятя С. Мухаммада мауланы Фазлуллы сформировалась новая фракция движения, которая с декабря 2007 г. присоединилась к ДТП, сохранив при этом значительную самостоятельность. Мирное соглашение с ДУШ в 2008 г., предусматривавшее введение норм шариата в Свате, стало первым пробным шагом по достижению консенсуса с экстремистами. Соглашение было перечеркнуто начавшимся в мае 2009 г. генеральным наступлением на силы боевиков как в ТПФУ, так и в округах тогдашней Северо-Западной пограничной провинции, прежде всего в Свате.

Militant Groups Warn Pro-Gov't Tribal Elders. - Dawn, June 14, 2007.

Fauzee Khan Muhammad. «Mohmand Lashkar Kills 23 Taliban Militants». -

Dawn, July 14, 2009.

Peshawar: The New Militant Frontline. - Associated Press, Dec. 14, 2009.

Rahmanullah, Militancy and Conflict in Bajaur. The Battle for Pakistan: New

America Foundation. - http://counterterrorism.newamerica.net

Claudio Franco. Part III of a Special NEFA Report: Militant Groups Active in the

Bajaur Region. August 2009. - http://www.nefafoundation.org

Amir Mir. HUJI chief still at large. - The News, September 23, 2008:

http://www.thenews.com.pk/top_story_detail.asp?ld:=:17449

Foreign militants target of Bajaur operation: Hoti. - Daily Times, August 15, 2008:

http://www.dailytimes.com.pk/default.asp?page=2008\08\15\story_5-8-2008_pg7_34

«Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке», М., 2014 г., с. 224-236.

18

19

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21

22

23

24

25

26

27

28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.