Научная статья. Экономические науки УДК 323.2+338 (549.1)
https://doi.org/10.31696/2227-5568-2022-04-100-112
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ПАКИСТАНЕ
Вячеслав Яковлевич Белокреницкий
Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, eniysky@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0001-8471-928X
Аннотация. В статье рассматриваются основные экономические причины, создавшие социальный фон, на котором с февраля 2022 г. резко обострилась внутриполитическая ситуация в Исламской Республике Пакистан. Автор выделяет несколько тенденций - замедление темпов роста экономики, обвал на валютном рынке, рост инфляции, внешнего долга, усиление бедности и неравномерности в доходах - как демонстрирующие неудачи в деятельности правительства во главе с премьер-министром Имран Ханом. Вместе с тем, не они, по мнению автора, привели к замене кабинета министров в апреле 2022 г., а обстоятельства иного, политического и внешнеполитического, характера.
Ключевые слова: Пакистан, экономические причины, политические ситуация, Имран Хан Для цитирования: Белокреницкий В. Я. Экономические причины обострения внутриполитической ситуации в Пакистане. Восточная аналитика. 2022;13(4):100-112. https://doi. org/10.31696/2227-5568-2022-04-100-112.
Original article. Economics studies
ECONOMIC REASONS OF THE AGGRAVATION OF THE POLITICAL SITUATION IN PAKISTAN
Vyacheslav Belokrenitsky
Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, eniysky@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0001-8471-928X
Abstract. The article discusses the main economic reasons that created the social background, on which the internal political situation in the Islamic Republic of Pakistan has sharply worsened since February 2022. The author identifies several trends - a slowdown in economic growth, a collapse in the foreign exchange markets, an increase in inflation, and external debt, growing poverty and income inequality - as demonstrating the failures of the government led by Prime Minister Imran Khan. At the same time, these were not the reasons, according to the author, that led to the replacement of the government in April 2022, but factors of the other, political and foreign policy, nature.
Keywords: Pakistan, economic factors, political situation, Imran Khan
For citation: Belokrenitsky V. Y. Economic Reasons of the Aggravation of the Political Situation
in Pakistan. Vostocnaa analitika = Eastern Analytics. 2022;13(4):100-112. (In Russ.) https://doi.
org/10.31696/2227-5568-2022-04-100-112.
licci © © wor'<'s licensed under a Creative Commons Мяям Attrihl itinn-SharpAlib Л n International (CC BY-SA4.0).
©BelokrenitskyV.Y.,2022 © Eastern Analytics, 2022
С февраля 2022 г. политическая жизнь в Пакистане попала в полосу турбулентности. После визита в Москву премьер-министра страны Имран Хана над его правительством нависла угроза. Премьер встретился с президентом В. В. Путиным спустя несколько часов после объявленной им специальной военной операции против Украины. Совпадение событий вызвало, судя по всему, сильное раздражение в Вашингтоне. Надо иметь в виду, что пакистанская экономика к тому моменту оказалась в крайне тяжелом положении и остро нуждалась в серьезной помощи со стороны США и контролируемых ими международных финансовых институтов. Вашингтон полагал, что попытка И. Хана сохранить нейтралитет в обострявшихся отношениях между США и Россией является выражением нелояльности и нарочитой бравады. Пакистанский премьер своей встречей как бы одобрил действия России, что в США восприняли весьма и весьма болезненно. Как стало известно позднее, помощник госсекретаря США Дональд Ли в беседе с послом Пакистана в Вашингтоне дат понять, что американцы не одобряют поведение премьера. Посол направил в Исламабад шифрованную телеграмму, в которой сообщал о степени неудовольствия американцев. Вопрос о содержании шифровки стал поводом для обострения политического противостояния вплоть до осени, то есть на протяжении полугода, прошедшего после объявления Имран Хану как премьер-министру вотума недоверия нижней палатой парламента.
Процесс вынесения вотума в целом соответствовал конституции, но ему предшествовал отказ части депутатов от правящей партии поддержать премьера, что и предрешило исход голосования. Хотя И. Хан был вынужден подчиниться, и в начале апреля был заменен на посту главы правительства лидером оппозиции Шехбазом Шарифом, он не прекратил борьбы. Обвинив армию в нейтралитете, которая на деле сыграла на руку его противникам, Имран призвал активистов и сторонников своей партии Пакистанское движение за справедливость (ПДС, на урду - Пакистан Техрик-е-инсаф) выйти на улицу и протестовать против прихода к власти «импортированного» (насажденного извне) кабинета министров. При этом он старался не называть Америку по имени, но все в Пакистане понимали, о какой стране идет речь. Думается, что такая тактика, очень напоминающая ту, что избрал другой популярный лидер страны З.А. Бхутто накануне своего свержения военными в 1977 г., осложняет его положение, Впрочем, вопрос о власти далеко еще не решен, и мы вернемся к нему в заключении.
licc) © © I контент доступен подлицензией Creative Commons «Attribution-It^^j^EeShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
©Белокреницкий В.Я.,2022 © Восточная аналитика, 2022
Основная часть статьи посвящена экономическим причинам политического кризиса, который был достаточно острым и до поездки И. Хана в Москву и выражался, прежде всего, в жестком противостоянии между правящей ПДС и коалицией оппозиционных сил под названием Пакистанское демократическое движение (ПДД). Основу коалиции составила Пакистанская мусульманская лига (Н). За литером Н. стоит имя бессменного главы партии Наваза Шарифа, возглавлявшего пакистанское правительство три раза в 1990-1993, 1997-1999 и 2013-2016 гг. С 2016 по 2018 гг. правительство ПМЛ(Н) возглавлял Ш.Х. Аббаси, соратник Наваза (сам он лишился статуса парламентария и возможности оставаться премьером из-за обвинений в «нечестности»). В коалицию в качестве второй опоры входит Пакистанская народная партия (ПНП), основанная З.А. Бхутто в конце 1960-х гг. и возглавляемая ныне его внуком, сыном бывшего премьера Беназир Бхутто и бывшего президента А. А. Зардари Билавалом Бхутто-Зардари. Проявлениями политического кризиса, помимо острой межпартийной борьбы, надо считать скрытую конкуренцию между политиками и военными. Последние сохраняют за собой фактический контроль за ситуацией, удовлетворяясь ролью непременного участника высшего совещательного органа - Национального совета безопасности. В конфликт между гражданской и военной властью втянуты также президент (символическая) и Верховный суд (судебная власть).
Стоит отметить, что вялотекущий кризис в Пакистане обострился после неожиданной полной победы в августе 2021 г. в соседнем Афганистане радикального исламского движения «Талибан» (запрещено в РФ). В союзе с последним находится «Пакистанское движение талибан» (Техрик-е-талибан Пакистан), угрожающее стабильности и правопорядку на пакистанской территории пуштунских племен. Вопрос об отношении к афганским и своим талибам способствовал обострению кризиса власти. Подрывные действия боевиков в межгорных долинах и котловинах территории племен усугубляют обстановку на всем пуштунском северо-западе страны, включающем, помимо провинции Хайбер-Пахтунхва (с 2018 г. в нее входит и бывшая Территория племен
федерального управления), северную часть провинции Белуджистан1.
* * *
Итак, переходя к обсуждению экономических причин политического кризиса, можно выделить следующие факторы и тенденции:
1 О начальных годах деятельности коалиционного правительства во главе с Имран Ханом см: Замараева Н.А. Пакистан: демократические институты и армия (вызовы 2018-2020 гг.) -Мусульманский Ближний и Средний Восток: современные процессы, история и историография. М.,2021, ИВ РАН, с. 317-335.
I. Снижение темпов роста экономики
Понижение наблюдалось в среднем на протяжении пребывания у власти правительства во главе с ПДС в 2018-2022 гг. и заметно при сравнении с темпами роста ВВП при кабинетах ПМЛ (Н) в 2014-2018 гг.
Таблица 1
Экономический рост в Пакистане, %2
Годы *(июнь-июль) Прирост ВВП**
2013-14 г. 4,7
2914-15 г. 4,7
2015-16 г. 5,5
2016-17 г. 5,6
2017-18 г. 5,8
2018-19 г. 1,1
2019-20 г. - 0,9
2020-21 г. 3 9***
2921-22 г. 2 5****
* Финансовые годы - 1 июня - 31 июля.
** В рупиях в постоянных ценах 2005/06 г. (согласно данным Азиатского банка развития). *** Оценка министерства финансов Пакистана: согласно Всемирному банку - 3,5. **** Предварительная оценка министерства финансов.
Согласно скорректированным по состоянию на начало 2022 г. показателям, прирост в 2020/21 г. составил 5,7%, а предварительные оценки прироста в 2021/22 г. равнялись 5,9%. Таким образом, экономика Пакистана продемонстрировала выход из кризиса 2018/19 г., что как будто не ожидалось экономистами, работающими в министерстве финансов Пакистана, а тем более специалистами по пакистанской экономике в ведущих международных организациях (МВФ и ВБ) и частных рейтинговых агентствах. Они оценивали показатели роста ВВП в 2021 и 2022 гг. неизменно ниже, чем национальные ведомства.
Но и с учетом последних корректировок среднегодовой темп роста за пять лет с 2014 по 2018 гг. составил 5,3%, а за четыре года с 2019 по 2022 гг. - 3,0%. Таким образом, за четыре года пребывания у власти кабинет И. Хана не добился стабильного и существенного роста экономики, особенно с учетом высокого прироста населения более чем на 2% в год3.
2 В капитальной работе С. Н. Каменева приведены несколько иные данные о росте ВВП в период пребывания у власти правительства пМл(Н), основанные на национальной статистике: 2014 фин. г. - 4,0%, в 2015 г. - 4,1%, в 2016 г. - 4,5%, в 2017 г. - 5,3%. См.: Каменев С. Н. История экономических процессов в Пакистане (ХХ - начало ХХ1 в). - М., 2019. - С. 122.
3 О некоторых итогах на начало 2020 г. см.: Белокреницкий В. Я. Современное состояние пакистанской экономики // Восточная аналитика. 2020. № 2. С. 13-24.
Помимо субъективных, зависящих от экономической политики правительства, для этого были и объективные причины - пандемия COVID-19 и вызванное ей сокращение спроса на мировых рынках, а также неблагоприятные условия в виде нашествия на поля вредителей (саранчи) весной 2019 г. и разрушительных паводков осенью 2020 и 2021 гг. Доступный сельхозкредит вместе с тем поддержал сельскую экономику, а увеличение денежной массы в обращении и размеров кредитования расходов по производству товаров и услуг помогли удержать национальное хозяйство от глубокой длительной рецессии.
II. Обвал на валютном рынке
Если обменный курс пакистанской рупии на долл. США (далее долл.) держался в середине 2010-х гг. на неизменном уровне примерно в 90-100 рупий (в Индии в тот период для сравнения 60-70 рупий), то в 2021 - начале 2022 гг. он понизился до 160-170 рупий, затем пробил потолок (точнее, пол) в 180 рупий4, приблизившись к 190 рупиям. Произошло это, правда, уже при новом кабинете и во многом вследствие политики министра финансов Мифтаха Исмаила, который шел на удовлетворение всех требований и пожеланий МВФ, чтобы получить его согласие на скорейшее возобновление помощи в рамках пакета, предоставленного Пакистану в 2019 г. Одобрение МВФ с большим трудом было получено лишь в конце августа. К тому времени курс рупии упал сначала ниже 200 рупий, скатившись в июле до рекордных 240 рупий за доллар США.
Обвальное обесценение рупии, наряду с готовностью принять навязываемые МВФ меры по установлению надбавки на цену бензина и другие топливные товары привели к усилению и без того высокой инфляции и вызвали тревогу новой правящей коалиции в связи с потерей популярности. Свидетельством этому были результаты проведенных в августе довыборов в нижнюю палату парламента, в результате которых победу в большинстве округов одержала ПДС Имран Хана. После консультаций с главой ПМЛ(Н) Навазом Шарифом, находящимся пока еще под следствием и проживающим в Лондоне, было принято решение о замене министра финансов на Исхак Дара, возглавлявшего министерство в 2013-2017 гг. Будучи фактически членом семьи Наваза (его сын женат на дочери Наваза), Дар в свое время обладал полномочиями второго лица в правительстве, а проводимая им политика стабильно
4 1 апреля еще при кабинете И. Хана обменный курс опустился до 183,7 рупий, а в начале года составлял 172,3. IqbalS. Rupee plunges after SBP reserves fall by $2/9 bn. URL: http://www. dawn.com/news/1254598/rupee-plunges-after-SBP-reserves-faN-by-%2,9%bn (дата обращения: 1.04.2022).
завышенного курса рупии получила в Пакистане название «дароно-мики». Завышенный курс негативно влиял на экспортные возможности страны, касаясь, прежде всего, основного для товарного экспорта текстильного сектора, и его возвращение в страну из добровольной ссылки, немедленное избрание сенатором и вступление в должность министра финансов было с настороженностью встречено деловыми кругами. Бывший министр М. Исмаил, промышленник из Карачи, обладающий ученой степенью по экономике, видимо, в большей степени удовлетворял предпочтениям крупного бизнеса и международного капитала. Но после назначения И. Дара курс рупии, как и ожидалось, пошел вверх, но поднялся не намного до 220 рупий, зато котировки на главной Карачинской фондовой бирже стали снижаться. Впрочем, заинтересованность США в поддержании на плаву пакистанской экономики и сохранении у власти нынешней правительственной коалиции может создать условия, которые позволят обновленному составу кабинета повысить популярность среди избирателей, заинтересованных в обуздании инфляции. Между тем, и результаты последних довыборов в федеральный и провинциальные парламенты, состоявшиеся 16 октября, отразили сохраняющуюся популярность Имран Хан5.
III. Ускорение инфляции
Рост цен на потребительские и капитальные товары в середине 2010-х гг. не превышал минимальных значений (в среднем менее 5% в год). При И. Хане инфляция стала двузначной или близкой к 10%6. За последние годы быстрыми темпами (на 20-30%) росли цены на продовольствие и товары первой необходимости. Крайне непопулярным, как легко понять, был спурт цен на бензин и другое автотопливо. Парк автомашин в Пакистане за последние десятилетия серьезно вырос. Наряду с автомобилями, увеличилось количество автобусов, грузовиков, джипов и средств малого пассажирского транспорта - скутеров, мотоциклов, мопедов и моторикш.
Рост цен на нефтепродукты при правительстве Имран Хана сопровождался ухудшением работы энергетической системы - участились перебои с подачей электроэнергии в крупных городах, т. н. «веерные отключения», охватившие в том числе почти 20-миллионный Карачи. Помимо
5 Editorial. Imran's victory. URL: http.//www.dawn.com/news/1715634/imrans-victory (дата обращения: 18.10.2022).
6 Дефлятор ВВП в 2014 фин. г. равнялся 7,4, а индекс потребительских цен - 8,6%, в 2015 г. -соответственно 4,3 и 4,5%, в 2016 г. - 0,5 и 2,9%, в 2017 г. - 4,0 и 4,8%, в 2018 г. - 2,4 и 4,7%, в 2019 г. - 8,6 и 6,8%, в 2020 г. - 10,1 и 10,7%, в 2021 г. - 9,8 и 8,6%. Pakistan Economic Survey 2020-21. Economic and Social Indicators. Table 1. P. 2. URL: www.finance.gov.pk/survey/PES_ 2020-21.pdf (дата обращения: 07.02.2022).
того, усилились воровство и технические потери при передаче электроэнергии. В результате на государственный бюджет все в большей степени ложились расходы по покрытию разницы между предоставленной потребителям электроэнергией и оплатой ее ими. Существующий в результате этого т. н. циркулярный, или постоянно возобновляемый, долг увеличился к 2022 г. до 15,5 трлн рупий, более чем вдвое по сравнению с июлем 2018 г.7 Причем этот долг казна выплачивает частным компаниям, занимающимся распределением и продажей электроэнергии. Таких компаний немного, они созданы для обслуживания нужд определенного региона. В главном промышленном центре Карачи действует самая старая из них, возникшая как государственная, а затем проданная в частные руки (при этом сведения о владельцах Карачинской электрической компании не раскрываются).
В годы правления Имран Хана неуклонно росли цены на продовольствие, прежде всего, пшеничную муку, которую надо было ввозить, в том числе и из России. Правительство, кстати, оказалось, образно говоря, между молотом и наковальней - необходимостью поддержать сельского производителя повышенными закупочными ценами и обеспечить низкими ценами бедное городское население.
И то, и другое требовало увеличения субсидий, увеличение которых вызывает неизменную критику международных спонсоров. Наряду с сохранением субсидий на высоком уровне таким же оставался и бюджетный дефицит. Норма дефицита (отношение к ВВП) колебалась в 20192021 гг. в районе высоких 6-8%. Основная часть кумулятивных расходов (федерального центра и провинций) шла на текущие, а не капитальные цели. Среди текущих ассигнований львиная доля направлялась на военные нужды и обслуживание госдолга. Рост ассигнований по этим статьям, хотя и умеренный по части расходов на текущие военные цели, сочетался в годы правления ПДС с сохранением на низком уровне собираемости налогов.
Отношение налоговых и прочих текущих поступлений в бюджет к ВВП не превышало 7-9%. По этому показателю Пакистан находится на одном из последних мест в мире и на самом последнем среди государств Южной Азии (для сравнения, в Индии - 13-15%). Неспособность правительства И. Хана обеспечить сдвиг в этой области - свидетельство неизменности социальной политики пакистанских администраций, их нежелании облагать повышенным налогом богатых и сверхбогатых (не платят налоги, по оценкам прессы, не менее 3 млн человек), вводить
7 Husain. K. Where does Pakistan's economy go from here? URL: http://www.dawn.com/news/ 1715309/where-does-paksitans-economy-go-from-here (дата обращения: 16.10.2022).
реальный и эффективный налог на владение землей, в первую очередь, сельскохозяйственными угодьями, а также городской недвижимостью. Доходы от сельского хозяйства при Имран Хане, как и раньше, пользовались иммунитетом, и даже разговоры об их введении публично, как правило, не велись (крупная земельная собственность имеет в Пакистане, по всем признакам, статус «священной коровы»). Малая собираемость государственных налогов во многом определяла низкую норму сбережений и ненамного более высокую норму накоплений8. Все это создавало порочный круг стагнирующего экономического роста.
Помимо причин, воздействующих в основном на низы общества и действующих через цены и доступность товаров и услуг, а также -через доходы самозанятых и заработную плату наемных работников, выделяются факторы ухудшения делового климата, возможностей делать бизнес в Пакистане. Причины при режиме Имран Хана оставались прежними - бюрократическая волокита, кумовство, личные связи, в целом высокая коррумпированность госаппарата сверху донизу, начиная с верхних этажей власти и кончая низшими ее звеньями в виде институтов местного самоуправления, деревенских и поселковых советов, городских советов и муниципалитетов.
IV. Рост внешней задолженности
В добавление к снижающемуся обменному курсу местной валюты, в годы правления И. Хана наблюдался стремительный рост внешней задолженности. Увеличение внешнего долга непосредственно вызывалось высоким уровнем дефицита текущего платежного баланса и низкими валютными резервами. Оба параметра обусловлены дефицитом внешней торговли, в первую очередь торговли товарами (в меньшей -услугами), т. е. хроническим большим превышением импорта над экспортом. Источником пополнения валютных резервов помимо экспорта служили поступления от пакистанцев, работающих за рубежом. Эти поступления неуклонно и быстро росли в течение 4 лет правления ДПС и служили подспорьем для резервов. Но попадая на пакистанский рынок, они способствовали росту спроса на импортные товары и тем самым увеличению импорта сверх возможностей, которые давал экспорт.
Надо отметить, что внешнеторговый и платежный дефициты были велики уже к началу правления ПДС. Несмотря на попытки сократить
8 Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Пакистане никогда не был значительным. В 2021 г. он уменьшился почти на треть, с 2,3 млрд до 1,6 млрд долл. Siddiqi S. Foreign investment drops 32,5% in 10 months. URL: https://tribune.com.pk/story/2301017/foreign-investment-drops-3255... (дата обращения: 22.05.2021).
торговый дефицит, он в 2020-21 г. вырос по сравнению с 2019-20 г., превысив 21 млрд долл9. У Пакистана, заметим, одна из самых низких в мире норм товарного экспорта, т. е. отношения экспорта к ВВП. При этом, в отличие от Ирана, его экономику нужно отнести к категории открытых. Тем не менее, нишу для экспорта своих товаров Пакистан не нашел, самая крупная по размерам текстильная промышленность не утвердилась в полной мере на мировом рынке, в отличие, например, от промышленности готовой одежды Бангладеш, а также многих отраслей, как традиционных, так и новых, Индии и ряда других стран. При Имран Хане мало что изменилось к лучшему для промышленного сектора, в том числе для мелкой и средней промышленности, которая обеспечивает заметную часть поступлений от вывоза готовых изделий (спорттовары из кожи, стальные хирургические инструменты, ковры и др.).
Между тем внешняя задолженность возросла, и существенно, несмотря на желание ее сократить и избавиться от зависимости извне. Декларативные попытки натолкнулись на непреодолимые препятствия. Правительству Имран Хана пришлось вновь, в 22-й раз за 60 с небольшим лет, обратиться к МВФ с просьбой о предоставлении кредита10. Нужно отметить, что и предшествующее правительство ПМЛ(Н), пришедшее к власти после победы на выборах в 2013 г., начало свою деятельность в финансовой сфере с получения займа в 6,8 млрд долл. от МВФ. После долгих проволочек и подспудных препирательств кабинету И. Хана удалось заручиться согласием на выделение займа в 6 млрд долл. сроком на 3 года и заключить соответствующее соглашение летом 2019 г. Вместе с заимствованиями у дружественных государств (КНР, КСА и ОАЭ), как правило, экстренными и краткосрочными (максимум на три года), а также целевыми кредитами Всемирного банка и Азиатского банка развития, долг увеличился за время правления Имран Хана, согласно данным МВФ, с 66 до 100 млрд долл. (причем ровно треть - 33 млрд -приходится на обязательства перед КНР)11. Хотя по национальным оценкам внешний долг в 2022 г. был несколько меньше (90,6 млрд долл.), он в любом случае равнялся примерно трети ВВП. По расчетам иностранных частных агентств, в 2023 фин. г. Пакистану придется выплатить неподъемную сумму в 15,5 млрд долл. Реальным представляется дефолт, невыполнение обязательств по внешним займам уже в конце 2022 г.
9 Pakistan Economic Survey 2020-21. Overview of the Economy. P.xiy. URL: www.finance.gov. survey/chapters_2/overview.pdf (дата обращения: 22.10.2021).
10 AbbasiS. 22 loans in 61 years: Pakistan's unwavering habit of going to the IMF. URL: http://www. dawn.com/story/1744023/22-loans-in-61-years_ (дата обращения: 19.04.2019).
11 Husain K. Where does Pakistan's economy go from here? URL: http://www.dawn.com/news/ 1715309/where-does-pakistans-economy-go-from-here (дата обращения: 16.10.2022).
Стоит учесть, что возросла при И. Хане и нагрузка от роста внутреннего долга. К внутренним заемным источникам государство широко прибегало в целях погашения расходов на обслуживание ранее сделанных позаимствований. Совокупный государственный долг (внутренний и внешний) стабильно превышал три четверти ВВП12.
V. Рост безработицы и бедности
Среди экономических причин кризиса важное подспудное место занимает высокий уровень безработицы и широкое распространение неполной занятости, сезонной в сельской местности и постоянной в городской. Помимо экономических, на эти показатели действует демографический фактор - молодая структура населения (средний возраст по медиане - 22 года, т. е. половина населения состоит из детей, подростков и молодежи, 20% - молодые люди от 15 до 24 лет)13.
Несмотря на некоторые расчеты, говорящие о тенденции к снижению уровня бедности в последние десятилетия, кардинальных сдвигов в борьбе с бедностью не произошло. Более того, как следует из наблюдений не только над ситуацией в Пакистане, но и в других развивающихся странах Востока, тренд к улучшению социальных показателей сохранялся до середины 2010-х гг., затем он прервался, положение ухудшилось и в области доступности продовольствия, и по другим аспектам бедности14. Для перенаселенных стран Южной Азии, включая Пакистан, доля бедных колеблется на отметке в треть или более трети (до 40%) населения, крайняя бедность (нищета) далеко не изжита15. При Имран Хане государство оказывало поддержку обездоленным слоям - продолжала действовать программа благотворительной помощи имени Беназир Бхутто, вводились новые схемы помощи по программам «эхсас» («действенного сострадания»), но главными факторами, способствующими некоторому облегчению бедственного положения людских масс и повышению их благосостояния, оставалась частная благотворительность, весьма распространенная в Пакистане, и переводы денег от пакистанцев, работающих за рубежом. Переводы за 20 лет нынешнего века выросли примерно
12 Rana S. Pakistan's debt to rise over 78% of GDP: IMF. URL: https://pakistans-debt-to-rise-to-over-78%-of-GDP (дата обращения: 16.10.2019).
13 URL: www.population.un.org/wpp/Publications/Files/WPP2019_Volume_II_Demographic-Profile-pdf. P. 912 (дата обращения: 21.12.2021). Интересны, кстати, оценки Демографической службой ООН будущего роста числа жителей в Пакистане. Если в 2019 г. оно равнялось 217 млн, то в в 2025 г. - 247 млн, в 2023 г. - 272 млн, в 2040 г. - 325 млн, в 2050 г. - 383 млн. Ibid. Table A-!0.
14 Благодарим И. В. Дерюгину за наблюдение, которым она поделилась с автором.
15 Kiani K. WB sees poverty rise, muted recovery in Pakistan over two years. URL: http://www. dawn.com/story/1278975/wb-sees-povery-rise. (дата обращения: 8.10.2020).
в пять раз с 3-5 млрд до 20-25 млрд долл.16 Они стремительно возрастали при Имран Хане, создавая правительству одновременно и отмеченные выше немалые трудности, поскольку во многом из-за них возрастал дефицит торгового баланса и государству требовалась валюта для оплаты импорта. Между тем приток валюты извне по другим каналам сокращался из-за считающейся небезопасной обстановки в стране. Остерегался пакистанского рынка даже спекулятивный капитал, хотя учетная ставка Госбанка долгое время держалась на уровне 13,5%.
За годы правления ПДС увеличился, по всей видимости, разрыв между богатыми и бедными. Неравенство в доходах, измеряемое с помощью коэффициента Джини, обычно для Пакистана оценивалось невысоко (порядка 0,4), но, как отмечает видный пакистанский экономист Ишрат Хусейн, с учетом незарегистрированной, черной экономики (3040% официального ВВП), этот показатель превысил бы 0,5 (как в некоторых государствах Африки)17. Неравенство в условиях жизни отражается на умонастроениях в обществе, вызывает разочарование, фрустрацию, стремление уехать из страны в поисках лучшей жизни (по оценкам, за рубежом находится до 20 млн пакистанцев).
Помимо разрывов по вертикали, увеличились, очевидно, в последнее время и разрывы по горизонтали - между более развитыми регионами (северным Панджабом и городским Синдом, прежде всего мегаполисом Карачи) и более отсталыми территориями страны (сельским Синдом, Белуджистаном, провинцией Хайбер-Пахтунхва и полосой горных пуштунских племен). При этом попытки Имрана сдвинуть с места проблему неравномерности не дали результатов. За исключением законодательных акций, а именно соединения полосы племен с провинцией Хайбер-Пахтунхва и продвижения проекта создания новой провинции
Южный Панджаб, ничего существенного сделать не удалось.
* * *
Правительство Шехбаза Шарифа после вынесения 10 апреля 2022 г. вотума недоверия премьер-министру Имран Хану (в первый раз в истории страны реализовался заложенный в конституции 1973 г. принцип) подхватило эстафету исключительно серьезных трудностей и проблем. Правительство в конце июня с. г. подвело экономические итоги 2021/22 фин. года. Впервые в истории страны оно отчитывалось перед парламентом за работу в основном прежнего кабинета. Надо отдать
16 IqbalS. FY20 remittances soar to record $23 bn.URL: hyttp://www.dawn.com/news/1568832/ fy2—remittances-soar-to-record-23bn (дата обращения: 14.07.2020).
17 Husain I. Pakistan. The Economy of an Elitist State. Karachi, Oxford University Press, 2006. P. 233. ISSN 2227-5568 (Print)
должное министру финансов М. Исмаилу, который в целом одобрительно отозвался о политике предшествующего кабинета. Что, впрочем, и неудивительно, поскольку основополагающие документы (экономический обзор 2021/22 г. и проект бюджета на 2022/23 г.) готовила неизменная команда экспертов. К тому же экономические итоги года (они подводятся предварительно, по данным за июль-март), как отмечено выше, оказались лучше, чем ожидалось. А потому надо считать, что не экономическая конъюнктура, отраженная в официальной статистике, была главной причиной правительственного кризиса, а факторы иного, политического и даже внешнеполитического характера, о которых говорилось в начале статьи. Вместе с тем, базовым, глубинным для политического кризиса стал сжато проанализированный выше комплекс экономических явлений.
В дополнение к хроническим проблемам, летом этого года добавились новые, в виде катастрофических бедствий, вызванных небывалым наводнением. Проливные дожди начались в июне и закончились лишь в конце августа - начале сентября. Основной удар стихии пришелся на регион к западу от реки Инд - провинции Синд, Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва. Вода из рек, оросительных каналов, озер и запруд затопила огромные площади главным образом сельскохозяйственной земли, повредила более миллиона построек, разрушила целые деревни и небольшие сельского типа города. По последним данным, бедствие затронуло 33 млн человек, из них более 3 млн вынужденно покинули свои дома, более 1400 (по другим данным - 1600) человек погибло. Ущерб от «эпического» наводнения оценивается в 10-30 млрд долл. По своим масштабам бедствие 2022 г. превосходит сильнейшее наводнение 2010 г. Причем удар стихии пришелся на едва ли не самую бедную часть страны. Масштабу катастрофы способствовало и то, что уроки из аналогичных бедствий извлечены, судя по всему, не были18.
Касаясь в завершении перспектив преодоления экономических трудностей и политического кризиса, следует указать на два обстоятельства, заставляющие считать быстрый выход на послекризисный этап развития Пакистана весьма маловероятным. Во-первых, надо иметь в виду ущерб от наводнения, необходимость выделения средств на ликвидацию его последствий. Во-вторых, скажется, очевидно, общая малоблагоприятная обстановка в мировой экономике.
Экономические проблемы будут осложняться традициями политической борьбы и особенностями социально-политического устройства.
18 RazB. 2022 floods, a living nightmare. UBL: http://www.dawn.com/news/1710561/2022-floods-a-living nightmare (дата обращения: 17.09.2022).
Наиболее правдоподобными в данный момент представляются три варианта развития событий в политической сфере - парламентские выборы, досрочные или в срок, в ноябре 2023 г., введение военного положения, либо установление моратория на политическую борьбу и назначение президентом по инициативе истеблишмента (высшей военной и военно-гражданской бюрократии) переходного технического кабинета (так было в Бангладеш в 2006-2008 гг.).
Литература / References
1. Белокреницкий В.Я. Современное состояние пакистанской экономики // Восточная аналитика - 2020. - № 2. - С. 13-24.
2. Замараева Н.А. Пакистан: демократические институты и армия (вызовы 2018-2020 гг.) // Мусульманский Ближний и Средний Восток: современные процессы, история и историография. - М.: ИВ РАН, 2021. - С. 317-335.
3. Каменев С. Н. История экономических процессов в Пакистане (ХХ - начало ХХ1 в). - М., 2019. - 392 с.
4. Husain I. Pakistan. The Economy of an Elitist State. - Karachi, Oxford University Press, 2006. - 451 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Белокреницкий Вячеслав Belokrenitsky Vyacheslav Y. - Doct.
Яковлевич - д-р ист. наук, канд. of Sc. (Hist.), Cand. of Sc. (Econ.), Head
экон. наук, зав. Центром изучения of Centre for the Study of Near and
стран Ближнего и Среднего Востока Middle East Countries, Institute of
Института востоковедения Российской Oriental Studies of the Russian Academy
академии наук, Москва, Россия of Science, Moscow, Russian Federation
Раскрытие информации о конфликте интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Информация о статье
Поступила в редакцию: 30.09.2022. Одобрена после рецензирования: 26.10.2022. Принята к публикации: 26.10.2022. Опубликована: 29.12.2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Conflicts of Interest Disclosure
The author declares that there is no conflict of interest. Article info
Submitted: 30.09.2022. Approved after peer reviewing: 26.10.2022. Accepted for publication: 26.10.2022. Published: 29.12.2022. The author has read and approved the final manuscript.