Научная статья на тему 'Паевые отношения как фактор развития организаций потребительской кооперации'

Паевые отношения как фактор развития организаций потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутаков В. Я.

Потребительская кооперация (система потребительских обществ и их союзов разных уровней), отметившая в 2006 г. 175-летие своего существования, является крупной социально ориентированной хозяйственной системой, ориентированной на материальную и иную поддержку своих членов. В хозяйственной деятельности для нее характерны не только специфические методы финансового обеспечения (самоуправление, самофинансирование, самоокупаемость затрат), достижение рентабельности как непременного условия функционирования, но и особый характер экономических отношений. Их специфика, обусловлена, особенностями взаимосвязей между пайщиками и кооперативом, по поводу фиксированного членства и формирования паевого фонда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article unit trust is defined as the many-sided social and economic category containing attributes of share, financial, social, legal relations, and also property attitudes. It is showed, that perfection of share attitudes is the condition of increase of competitiveness for both cooperative society and cooperative sector of economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Паевые отношения как фактор развития организаций потребительской кооперации»

ах, ты доля, моя доля..

паевые отношения как фактор развития

организаций потребительской кооперации

Потребительская кооперация (система потребительских обществ и их союзов разных уровней), отметившая в 2006 г.

175-летие своего существования, является крупной социально ориентированной хозяйственной системой, ориентированной на материальную и иную поддержку своих членов. В хозяйственной деятельности для нее характерны не только специфические методы финансового обеспечения (самоуправление, самофинансирование, самоокупаемость затрат), достижение рентабельности как непременного условия функционирования, но и особый характер экономических отношений. Их специфика обусловлена особенностями взаимосвязей между пайщиками и кооперативом по поводу фиксированного членства и формирования паевого фонда.

Традиционно паевой фонд (ПФ) рассматривается как уставный капитал, как часть собственного, всего капитала кооперативной организации, с констатацией его особой роли на начальной стадии ее образования и факта уменьшения доли фонда в процессе последующего функционирования организации. ПФ характеризуется как небольшой, но надежный источник собственного капитала, рост которого (вместе с вступительными взносами и заемными средствами пайщиков) расширяет финансовые возможности кооператива, обеспечивает его независимость, конкурентоспособность. Полагаем, такая точка зрения на значение ПФ не полностью учитывает заложенных в нем резервов развития организаций потребительской кооперации в условиях реалий экономики России. Проводником реализации таких резервов развития, по нашему мнению, являются экономические отношения, носителем которых выступает ПФ.

Бутаков В.Я.

соискатель ученой степени кандидата наук в Сибирском университете потребительской кооперации

паевые взносы,

из которых состоит ПФ,

всегда персонифицируются

с личностями пайщиков

Итак, примем за отправную точку нашего исследования, следующее: паевой фонд - не просто индикатор хозяйственно-финансовой и социальной деятельности, это сложная комплексная категория, характеризующая экономические паевые отношения и обладающая рядом признаков: собственностью (имуществом), финансовыми ресурсами, экономическим участием пайщиков. Собственность (имущество). ПФ является одним из основных источников и базой формирования имущества потребительской кооперации. Правовой статус этой части имущества имеет довольно сложную конструкцию. Суть ее в следующем.

ПФ, всегда

тями пайщиков, за

до

Паевые взносы, из котор персонифицируются с ли которыми они закреплены. В состав имущества потребительской кооперации могут входить также имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, продукты интеллектуального и творческого труда. Однако субъектами - собственниками этой части имущества являются сами потребительские общества и союзы как юридические лица, наделенные правомочиями владения, пользования и распоряжения.

Отношение пайщиков к этой части собственности двойственное. Пайщики не являются ее субъектами - собственниками, но нельзя также сказать, что они не имеют к ней никакого отношения, что данное имущество не входит в круг их материальных интересов. Это - консолидированная собственность, которая ранее обозначалась как кооперативная. Она принадлежит всем членам кооператива, но никому - в отдельности. Пайщики лишены правомочий на консолидированную собственность, но сохраняют легитимное право на часть доходов, полученных от эксплуатации этой собственности при условии экономического участия в финансово-хозяйственной деятельности. Такое право возникает в результате фиксированных паевых отношений.

В качестве легитимных собственников части имущества - ПФ и части доходов, полученных от консолидированной собственности, пайщики могут и должны осуществлять управление, а также контроль за состоянием и использованием кооперативного имущества. Финансовые ресурсы. Денежные средства ПФ являются одним из источников финансовых ресурсов потребительского общества. Образование и использование средств ПФ потребительской кооперации имеет ряд важных особенностей: на средства паевого фонда не может налагаться арест и взыскания по личным долгам и обязательствам пайщиков; пайщику гарантируется полная сохранность паевого взноса и возврат его стоимости при прекращении экономических отношений с обществом; владение своим паем с правом наследования; передача паев физическим и юридическим лицам в уставный капитал потребительского общества не подлежит налогообложению. Привлечение средств (вступительные и паевые взносы, заемные средства), возможность кредитования пайщиков без необходимости лицензирования Центральным Банком России также являются одним из преимуществ кооперативной формы хозяйствования.

Экономическое участие пайщиков. ПФ является одной из форм экономического участия пайщиков в финансово-хозяйственной деятельности кооператива. Пайщики от объединения капиталов ожидают получить экономическую выгоду в форме реализации своих потребительских интересов.

Ежегодный прирост ПФ отражает инвестиционную активность пайщиков в пополнении оборотных средств поскольку фонд увеличивается за счет роста численности пайщиков и среднего размера паевого взноса. Паевой взнос, как носитель паевых отношений, пре-

пайщики лишены правомочий на консолидированную собственность, но

сохраняют легитимное

право на часть доходов, полученных от эксплуатации этой собственности

денежные средства доставляет пайщику выгоду не только

в виде дохода от него, но и от других

ПФ являются одним форм экономического участия в потребительской кооперации.

из источников Выстраивание экономических отношений пайщиков с кооперативом на

финансовых ресурсов принципах взаимной выгодности и

ответственности способствует раз-

потребительского витию кооператива и повышению

материального благосостояния пай_общества щиков.

__Таким образом, паевые отношения -

это экономические связи по поводу разделения пайщиками доходов на паевой капитал, прав на перераспределение части доходов, полученных на консолидированной собственности, а также на управление и контроль за кооперативным капиталом.

С учетом изложенных положений рассмотрим проблему совершенствования паевых отношений на примере Курганского союза потребительских обществ. На интенсивность движения ПФ Курганского облпотребсоюза оказали влияние два фактора: сокращение численности пайщиков и увеличение среднего размера паевого взноса. Причем, такая негативная тенденция характерна и для потребительской кооперации России в целом, которая ежегодно теряет до 700800 тысяч своих членов.

В Курганской области численность пайщиков сократилась в 2005 г. (по сравнению с 2000 г.) почти на 25 тыс. чел. Одновременно увеличился средний размер паевого взноса, практически, в два раза. Величина ПФ на начало 2006 г. составила 13470 тыс. руб., что превышает его размер с начала 2000 г. в 1,8 раза. Общий прирост паевого фонда произошел в результате увеличения среднего размера паевого взноса и превысил потери, вызванные сокращением численности пайщиков.

Сокращение численности пайщиков объясняется недоиспользованием всех форм и методов их вовлечения в финансово-хозяйственную деятельность, а, следовательно, сокращением возможности получения кооперативных выплат, что снижает инвестиционную привлекатель-

ность потребительских обществ для пайщиков и некооперированного населения. ПФ в составе собственного капитала Курганского облпотреб-союза занимает всего 5,4 %. Однако значение ПФ многократно возрастает, если его рассматривать как совокупность экономических паевых отношений.

Инвестиционная привлекательность ПФ зависит от успешной хозяйственно-финансовой деятельности кооператива: уровня рентабельности; совокупного объема деятельности и деятельности каждой из отраслей; наличия кооперативного имущества, его состояния и эффективности использования; трудовых и материальных ресурсов; перспектив развития. Выстраивая отношения с пайщиками как партнерские на основе экономического интереса, потребительское общество превращает пайщиков в эффективных собственников и через них само становится эффективным собственником, организует рациональное сотрудничество с пайщиками как с клиентской базой в розничной торговле, общественном питании, сфере услуг; инвесторами и кредиторами своего кооператива в финансовой деятельности; производителями и сдатчиками сельскохозяйственной продукции и сырья, товаров ремесленнического производства и промысловой деятельности в заготовительной отрасли, производстве и торговле [1, С. 19-20].

Самая значимая мотивация инвестирования ПФ заключается в том, что паевые отношения делают доступными для пайщиков любые формы экономического участия, а, следовательно, кооперативные выплаты, в том числе и в таких значимых формах как бонус на товарооборот, проценты на заемные средства пайщиков.

В целях совершенствования экономических отношений необходимо:

- создать гибкую систему дифференцированного формирования и использования ПФ;

- изыскать возможности роста дивидендов на паевые взносы,

ПФ является одной

из форм экономического участия пайщиков в финансово-хозяйственной деятельности кооператива

зависит от успешной

хозяйственно-финансовой

деятельности кооператива

инвестиционная выплат простого и льготного

дивиденда на дополнительные привлекательность ПФ и целевые взносы; __- разработать систему поощрений, скидок и возмещений, финансируемых за счет средств целевых фондов; - установить льготный порядок продажи пайщикам кооперативного имущества или сдачи его в аренду;

- привлекать депозиты пайщиков в качестве целевых кредитных ресурсов;

- финансировать отдельные нужды пайщиков за счет кооперативных средств;

- предоставлять пайщикам различного рода целевые кредиты [2, С. 98].

Таким образом, представляемые пайщиками средства в виде вступительных взносов, паевых и заемных средств являются источниками финансовых ресурсов, масштабы которых определяются внутренними факторами и не зависят от вне-шнейфинансовой инфраструктуры.

до

V 1/У I/ Литература

1. Наговицина Л.П. Паевой взнос//Деловой Вестник «Российской кооперации». 2001. - № 9.

2. Современные проблемы экономики России: Коллективная монография / Под ред. И.Е. Крысиной, В.Л. Сидниной, А.В. Шишкина. -Саратов: Изд-во ФГОУ ВПО Саратовский ГАУ, 2003. - 252 с.

In the article unit trust is defined as the many-sided social and economic category containing attributes of share, financial, social, legal relations, and also property attitudes. It is showed, that perfection of share attitudes - is the condition of increase of competitiveness for both cooperative society and cooperative sector of economy as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.