Научная статья на тему 'Эволюция и перспективы развития кооперативной собственности и финансовых отношений'

Эволюция и перспективы развития кооперативной собственности и финансовых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1320
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Л.И.

В статье отмечается, что формирование финансовых отношений между хозяйствующими субъектами напрямую определяется изменениями в составе и структуре собственности. Показывается историческая зависимость принципов финансового обеспечения от изменений кооперативной формы собственности. Анализ системных связей кооперативной собственности и финансов строиться с учетом периодизация этапов развития потребкооперации. Обосновывается, что позитивные изменения в системе потребкооперации и механизме формирования денежных потоков организаций возможны за счет расширения правовых основ кооперативной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция и перспективы развития кооперативной собственности и финансовых отношений»

Кооперативная собственность

эволюция и перспективы развития кооперативной собственности и финансовых отношений

л. и. ильина,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой учетно-экономических дисциплин Сыктывкарского филиала российского университета кооперации

состав, структура и направления денежных потоков как стоимостных выразителей существа финансовых отношений любого хозяйствующего субъекта (территории, организации, учреждения или индивидуума) формируются в зависимости от изменений в отношениях собственности, т. е. от форм собственности, условий их смены или взаимодействия, а также от правовых основ защиты финансовых интересов собственников.

следовательно, политику управления имуществом в российской Федерации как материально-правовую субстанцию отношений собственности следует рассматривать с двух позиций. Во-первых, с позиций разновидностей форм собственности различают государственную, частную и смешанную собственность. Во-вторых, с национально-территориальной позиции собственность структурирована по трем административно-правовым субъектам: федеральная, субфедеральная и муниципальная собственность. Объединяющим началом этих позиций являются особый вид денежных потоков (налоги и займы), единственно выражающий смену формы собственности. Это дает основание считать, что укрепление кооперативной собственности зависит от преференциальной фискальной политики государства. Анализ показывает, что такая политика в отношении системы потребительской кооперации проводилась только рамочно (избирательно) и не на всех исторических этапах ее развития.

Финансовые отношения в виде уплаты налогов, займов, инвестиций, резервов возникают между всеми носителями собственности, как в

территориальном, так и в частно-правовом аспектах. кроме того, финансовые отношения имеют место внутри отдельного носителя собственности. Любое звено бюджетной системы управляет движением денежных потоков при формировании своей доходной базы посредством налогов и займов и при распределении бюджетных ассигнований по заранее утвержденному законом о бюджете на очередной финансовый год назначению. Учреждение, финансируемое из бюджета, также управляет полученными ассигнованиями на принципах их целевого и адресного предназначения.

Методы управления денежными потоками играют решающую роль во всех областях деятельности организаций потребительской кооперации: выработке стратегии, определении целей и эффективных способов их достижения. Вместе с тем в каждом конкретном случае они отражают отраслевые особенности, выражающиеся в специфике оборота капитала, обслуживании воспроизводственных процессов и текущей деятельности.

на основании ст. 50 Гражданского кодекса рФ потребительские кооперативы (потребительские общества, потребительские союзы) являются некоммерческими организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Потребительская кооперация является многоотраслевой системой и осуществляет торговую, производственную, заготовительную, строитель-

68

финансы и кредит

ную и автотранспортную деятельность, оказывает платные, в том числе бытовые, услуги населению, что обусловливает применение различных систем налогообложения. средства потребительских обществ формируются из паевых и вступительных взносов пайщиков, а впоследствии пополняются из части нераспределенной прибыли, средств фондов потребительской кооперации, целевых поступлений, заемных средств пайщиков. За счет паевых взносов в потребительских обществах создается паевой фонд, вступительные взносы являются основным источником образования неделимого фонда. За счет паевого и неделимого фондов формируются внеоборотные и оборотные активы организаций потребительской кооперации.

каждый член потребительского общества имеет долю в его собственности в размере внесенного паевого взноса. В качестве паевого взноса в паевой фонд потребительского общества пайщики могут вносить денежные средства, ценные бумаги, земельные участки или земельные доли, другое имущество либо имущественные или иные права, имеющие денежную оценку. размеры паевых взносов определяются общим собранием потребительского общества.

При выбытии из кооператива паевые взносы возвращаются. Члены потребительской кооперации имеют право на часть нераспределенной прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей (кооперативные выплаты). размер отчислений зависит от массы полученной прибыли и состояния оборотных средств.

В соответствии с законом о потребительской кооперации в рФ (ст. 21 и 33) для реализации уставных целей потребительские общества и союзы имеют право создавать хозяйственные общества, медицинские, образовательные и иные учреждения, филиалы и представительства, могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товариществ на вере [1].

Хозяйственные общества и учреждения, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы, имеют право формировать фонды потребительской кооперации, за исключением паевого [2].

В составе затрат торговых организаций потребительской кооперации отсутствует стоимость закупаемых товаров, так как они продают уже произведенные товары, осуществляя затраты лишь на доведение их до потребителей. имеются свои особенности в составе и структуре оборотных средств, значительная часть которых вкладывается

в товарные запасы. В источниках формирования оборотных средств значительную долю составляют краткосрочные обязательства (кредиторская задолженность, краткосрочные займы банков и пайщиков).

Финансовое состояние торговых организаций потребительской кооперации во многом зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров покупателям. Поэтому важным финансовым показателем их деятельности является скорость обращения оборотных средств, т. е. время от момента оплаты полученных от поставщиков товаров до их продажи населению. Все эти особенности оказывают влияние на формирование денежных потоков.

денежный оборот, будучи обособленным, полностью или частично составляет материальную основу финансов организаций потребительской кооперации. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы — все источники денежных средств, аккумулируемые для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, паевого капитала, накоплений, заемных средств, так и за счет различного вида целевых поступлений, средств по лизингу.

Функционирование финансов потребительской кооперации направлено на реализацию ее социальной миссии. Отмеченная целевая ориентация накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный, коммерческий, инвестиционный, договорный и др. Это необходимость обеспечения прибыльной работы, рациональной минимизации затрат, оптимизации финансовых потоков.

Принимая в расчет прямую корреляцию между финансовыми отношениями и отношениями собственности, необходимо высказать собственную позицию по поводу методологии собственности как непосредственного воздействующего фактора на формирование особенностей финансовых отношений и методы управления финансовыми ресурсами в каждом хозяйственном звене, включая кооперацию. Под методологией собственности следует понимать органическое единство теоретических и практических методов познания этой категории как совокупности экономических отношений субъектов, связанных между собой договорными отношениями по поводу владения, распоряжения и отчуждения имущества в целях извлечения выгоды. такой подход, несомненно, будет способствовать пониманию финансов потребительской коопера-

финансы и кредит

69

ции, что крайне важно для разработки стратегии ее развития на перспективу. Это также необходимо в связи с вхождением потребительской кооперации в рынок. Только познав специфику финансовых отношений потребительской кооперации, можно, причем крайне осторожно, внедрять в нее рыночные методы хозяйствования и управления финансовыми ресурсами. Такого рода предусмотрительность обусловлена специфическими отношениями собственности, присущими потребительской кооперации.

Напомним, что до сих пор ученые расходятся во мнении относительно кооперативной формы собственности. следовательно, дискуссионным остается финансовый аспект основ ее хозяйствования. Так, одни авторы считают, что правовые отношения в потребительской кооперации формируются как частная собственность (индивидуальная собственность пайщиков) [3], другие полагают, что здесь развивается кооперативная собственность как некая разновидность общественной собственности [4], третьи отстаивают необходимость акционирования и утверждают, что фундамент потребительской кооперации должна составлять частная собственность в доверительном управлении [5]. Последняя позиция методологов собственности нам представляется спорной по причине неразвитости фондового рынка в России, скудости финансовых ресурсов у пайщиков, отсутствия правовой основы и механизмов регулирования денежных потоков при такой форме организации управления потребительской кооперацией. В настоящее время в экономической литературе достаточно широко представлено мнение, что в России практически отсутствуют настоящие акционерные общества даже на уровне крупнейших коммерческих объединений. В качестве подтверждения приводится повсеместная практика ущемления прав минори-тариев и безраздельное владение, распоряжение,

пользование активами топ-менеджерами акционированных компаний.

Разобраться в противоречиях форм собственности и отношений, с этим связанных, для определения их влияния на финансовые отношения субъектов хозяйствования помогают исторические научные свидетельства о развитии методологии собственности в системе потребительской кооперации.

В Конституции советского периода собственность потребительской кооперации относилась к колхозно-кооперативной форме собственности (в первые годы советской власти она включалась в понятие государственный и кооперативный сектор, т. е. рассматривалась как социалистическая форма хозяйствования). В действующей Конституции РФ собственность потребительской кооперации отдельно не рассматривается. Поэтому ее стали относить к частному сектору (см. таблицу).

Как показывают данные таблицы, частная собственность составляет значительную долю собственности субъектов Федерации, в состав которой включается и кооперативная форма собственности. Так, в Российской Федерации на долю частной формы собственности по числу предприятий и организаций приходится 80,8 %, Северо-Западном федеральном округе — 81,9 %.

На основании анализа исторических тенденций развития потребительской кооперации нами разработана периодизация этапов ее развития, классифицированных по организационно-правовой форме хозяйствования и форме собственности, в которой выделены:

— докооперативные потребительские хозяйства частной формы собственности (до середины XIX в.);

— потребительские кооперативы в дореволюционной России кооперативно-групповой формы собственности (до апреля 1918 г.);

Распределение организаций по формам собственности в федеральных округах РФ за 2007 г., в % к итогу

Страна, Российская Федерация, федеральный округ В том числе по округам: Всего В том числе по формам собственности

Государственная муниципальная Частная Общественных и религиозных организаций Прочие

100 3,1 5,3 80,8 5,7 5,1

Центральный 100 2,3 3,3 82,8 4,3 7,1

Северо-Западный 100 3,0 3,5 81,9 5,5 6,2

Южный 100 4,6 6,8 76,9 6,8 4,7

Приволжский 100 4,7 9,4 73,0 8,3 4,6

Уральский 100 3,1 6,8 80,0 6,2 3,9

Сибирский 100 4,2 8,2 77,2 5,9 4,5

Дальневосточный 100 6,2 7,7 72,4 6,5 7,2

Источник: Рассчитано автором согласно [6].

— потребительские общества и их союзы колхозно-кооперативной формы собственности (социалистической формы хозяйствования) в советской России (до 25.12.1990);

— отсутствие кооперации как организационно-правовой формы хозяйствования (с 25.12.1990 по 19.06.1992);

— потребительские общества и их союзы частно-долевой формы собственности в различных организационно-правовых формах в РФ (с 19.06.1992 по настоящее время).

Исторически финансовые отношения формировались в процессе обменных операций, опосредуемых денежными средствами в наличной и безналичной формах. Обменные операции с использованием денежного эквивалента обмениваемых ценностей осуществляются, как правило, собственниками на товары, работы, услуги и денежных средств. следовательно, одним из признаков финансовых отношений является встречное движение денежных и товарных масс (в качестве товара могут выступать различные ценности), накопление финансовых ресурсов у собственника и их распределение в целях осуществления в дальнейшем обменных операций. Следовательно, любое пространственное перемещение в прямом (со счета одного собственника на счет другого) и переносном смысле (начисление амортизации, выплата заработной платы и т. п. в рамках одного собственника) денежных средств можно определить как финансовые отношения.

Как свидетельствует оценка, форма собственности оказывала существенное влияние на организацию финансовых отношений, связанную с формированием и движением денежных потоков, результаты хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Любое изменение отношений собственности, сопровождающееся, как правило, принятием соответствующих нормативно-правовых актов, приводило к изменению финансовых отношений, возникновению новых денежных потоков и платежей.

Так, докооперативные потребительские хозяйства, как и первый потребительский кооператив «Большая артель» (многоотраслевая хозяйственная организация), созданный в 1931 г., не имели статуса юридического лица и, соответственно, свободы хозяйственного оборота, ей были присущи внутренние финансовые отношения, которые носили замкнутый характер.

сложившиеся объективные и субъективные социально-экономические предпосылки в 60

— 90 гг. XIX в.: развитие промышленного капитализма, сопровождавшееся возникновением общенационального рынка, созданием рыночной инфраструктуры, ускоривших товарообмен; вывоз российских товаров на мировой рынок способствовали развитию внешних финансовых отношений потребительских кооперативов, функционировавших в виде самостоятельных субъектов рынка. В этот период денежные потоки отличались уже многосторонним характером. Так, большинство потребительских обществ распределяло прибыль на паи (5 — 10 %), покупки товаров (1 — 3 %), из прибыли делались отчисления налогов в бюджет, на общеполезные цели и материальную помощь бедным [7].

В 1918 г. в связи с национализацией кооперативной групповой собственности и постепенной утратой потребительской кооперацией статуса самостоятельного субъекта рыночных отношений, несмотря на создание Центросоюза, происходило свертывание денежных потоков как по величине, так и по значимости, большинство потребительских обществ имело невысокий чистый доход, низкую прибыль и рентабельность, незначительные дивиденды. Рентабельность кооперативной торговли не превышала 4 %, дивиденд на закупки товаров — 5 % (для сравнения: в Германии — 8 %, Англии — 12 %), что было обусловлено низкими накидками на оптовую цену, составлявшими в среднем 13 %. Взаимоотношения с бюджетом были представлены промысловым налогом и налогом с недвижимого имущества.

Переход от административно-командных методов управления к преимущественно экономическим, через рынок, конкуренцию между государственными, кооперативными и частными предприятиями в период нэпа способствовал превращению потребительской кооперации в мощную хозяйственную систему. В этот период в целях увеличения финансовых ресурсов страны вводились новые налоги. В 1921 г. потребительская кооперация стала платить промысловый налог, состоявший из патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался при выдаче патента на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты промышленных и торговых организаций. С 1922 г. кооперативные организации стали отчислять подоходный налог. система прямых налогов дополнялась косвенными — акцизами. В 1930 г. в связи с осуществлением налоговой реформы кооперация стала платить налог с оборота и отчисления из

прибыли. В 1930 — 1931 гг. доля потребительской кооперации в розничном товарообороте страны достигла почти 70 %, оптовом — 62 % [8].

Восприятие категории «финансы» как представления о денежных потоках между собственниками относится к периоду становления и развития в России рыночных отношений. В советский период в силу отсутствия четного правового оформления отношений собственности, преобладания государственной собственности над всеми другими формами круг финансовых отношений ограничивался только денежными потоками, формирующими доходы казны государства, и расходованием бюджетных ресурсов на пенсии и другие социальные нужды. Признание прав частного собственника ограничивалось рамками его домашнего хозяйства. Такие понятия, как «складочный капитал», «коллективные финансовые вложения», «целевые инвестиции» и др. были известны узкому академическому кругу ученых, изучающих экономику зарубежных государств.

В централизованной экономике пайщики формально имели право влиять на финансовую деятельность потребительского общества путем принятия решений на общем собрании, управлять и контролировать (будучи избранными в совет и ревизионную комиссию), получать доходы на паевые взносы.

Однако на деле эти права нарушались. Это было обусловлено преобладавшей ролью государственной (общенародной) собственности, организационные принципы деятельности и структуры которой были наиболее адекватными в условиях централизованного планирования и управления. Согласно Закону «О кооперации в СССР» кооперативы подразделялись на производственные, потребительские и смешанные (ст. 3.2), к последним относилась потребительская кооперация.

Кооператив рассматривался как общественная организация граждан, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности (ст. 5.1). Однако в Законе не было четких формулировок о принадлежности имущества потребительской кооперации и о порядке распределения прибыли. В тот период государственные ведомства нормировали рыночные фонды и регламентировали почти всю хозяйственную деятельность потребительской кооперации.

Для предприятий потребительской кооперации в директивном порядке определялся государственный заказ на поставку сельскохозяйственной про-

дукции в централизованный государственный фонд. Хозяйственные взаимосвязи между потребительскими обществами и их союзами строились в основном исходя из приоритетов интересов вышестоящих структур. Так, сельские потребительские общества большую часть прибыли перечисляли государству и вышестоящим организациям (районным потребительским союзам). На эти средства строились торговые предприятия, прибыль от которых снова направлялась в вышестоящие организации. Таким образом, организации потребительской кооперации колхозно-кооперативной формы собственности не имели свободы хозяйственной деятельности в управлении доходами и прибылью

Это приводило к снижению рентабельности торговой деятельности в системе потребительской кооперации, которая составляла около 2 %. Доходы ограничивались установлением торговых скидок, не покрывавших по многим товарам прямых затрат. В связи с этим советским государством предпринимались попытки совершенствования финансовых отношений, направленных на повышение эффективности производства и качества работы без изменения отношений собственности.

Так, с принятием постановления «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма» (1978 г.) усиливалась роль финансовых норм и нормативов в финансовой деятельности организаций потребительской кооперации, был введен нормативный метод распределения прибыли, стали формироваться фонды общехозяйственного и специального назначения; постановления ЦК КПСС и СМ СССР «По совершенствованию планирования и экономического стимулирования и управления в государственной торговле и потребительской кооперации» (1986 г.) потребительские союзы и хозяйства Центросоюза были переведены на новые условия хозяйствования. Этот переход должен был обеспечить ориентацию всей управленческой и хозяйственной деятельности потребительской кооперации на решение задач ускорения социально-экономического развития, выполнение планов хозяйственно-финансовой деятельности, получение доходов, соблюдение режима экономии, интенсификацию кооперативного хозяйства. В системе стало осуществляться планирование доходов, издержек обращения и других расходов, оборотных средств, прибыли, существовала своя система распределения скидок, направленная на обеспечение относительно одинаковых доходов всем торговым звеньям потребительского союза: оптовым и розничным.

Оказание правительством финансовой помощи организациям потребительской кооперации в виде выделения бюджетных средств для покрытия их убытка, установления налоговых льгот, повышения торговых скидок на отдельные товары, снижения ставок по добровольному страхованию имущества способствовало росту платежей в государственный бюджет, которые за 1984 — 1988 гг. составили около 13 млрд руб.

Вместе с тем попытки, предпринимаемые государством по укреплению финансовых основ хозяйствования в системе потребительской кооперации без изменения отношений собственности, не привели к желаемым результатам, многие директивно устанавливаемые экономические показатели советских пятилеток не выполнялись.

Переход к рыночным отношениям (1990 — 1992 гг.) сопровождался неоправданной децентрализацией прав владения собственностью, что привело к рассредоточению имущества между низовыми звеньями (потребительскими обществами). Это привело к стиранию граней между организационно-правовыми формами хозяйствования. С вступлением в силу Закона РСФСР (1990 г.) «О предпринимательстве и предпринимательской деятельности» кооперативы не включались в установленный перечень организационно-правовых форм хозяйствования. Потребительская кооперация была восстановлена в правах субъекта правовой деятельности только в 1992 г. специальным Указом Президента «О коммерциализации деятельности потребительской кооперации в РФ».

Изменение отношений собственности в период с 1991 по 1995 г. привело к свертыванию финансовых отношений между контрагентами, резкому ухудшению результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации, многие из которых оказались на грани банкротства. Доля собственных оборотных средств в оплате товаров сократилась к 1993 г. до 13 %. Число пайщиков с 1989 по 1993 г. уменьшилось на 10 млн человек, или 40 % [9]. В связи с этим вопросы укрепления отношений собственности, определяющих специфику денежных потоков, формирование необходимых финансовых ресурсов в потребительской кооперации требуют дальнейшего развития.

Наращивание имеющегося финансового потенциала организаций потребительской кооперации невозможно без надежной защиты прав кооперативной собственности. Принцип надежной защиты прав собственности, признанный одним из

приоритетов правового государства, обеспечивает финансовую устойчивость любой хозяйственной системы, в том числе и потребительской кооперации, с минимальными издержками для пайщиков. Следование такому принципу и соблюдение международных норм правообеспечения собственности способны интегрировать экономику потребительской кооперации России в систему международных торговых отношений.

Ключевым условием претворения стратегии развития потребительской кооперации является готовность государства защищать институт собственности. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу имущественных благ, возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, детально описана в российском законодательстве и отвечает общепринятым в мире цивилизованным нормам. Тем не менее для решения многих важных вопросов, касающихся кооперативной собственности и правовых отношений в этой сфере, требуются новые законодательные акты, обеспечивающие вхождение системы потребительской кооперации в рыночную экономику России и позволяющие создать надежную правовую основу преумножения финансового потенциала потребительских обществ.

Основными принципами развития нормативно-правовой базы укрепления институтов собственности должны являться:

— эволюционный характер развития нормативно-правовой базы (недопущение коренной ломки), преемственность позитивно зарекомендовавших себя нормативных актов;

— обеспечение информационности изменений, касающихся правового режима;

— всесторонняя защита прав и интересов собственников (инвесторов);

— пресечение незаконной деятельности при осуществлении перехода прав собственности, повышение ответственности профессиональных посредников за результаты своей деятельности

— расширение прав административной и уголовной ответственности за наиболее опасные правонарушения в сфере отношений собственности и совершенствование частноправовых способов защиты прав и интересов субъектов собственности и профессиональных посредников.

В настоящее время названные принципы в многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации реализованы лишь отчасти, что не обеспечивает сохранности кооперативной собственности. Так, по результатам

проверок контрольно-ревизионного управления Центросоюза РФ за последние 14 лет перестроечного периода число объектов потребительской кооперации сократилось вдвое. За этот период выбыло 83 448 ед. кооперативной собственности, в том числе: торговли — 52 870; общественного питания — 8 857; заготовительных — 5 246; производственных — 4 786; зданий — 3 476 [10].

За период 2003 — 2007 гг. в развитие материально-технической базы было вложено 12 млрд руб. За эти годы реконструировано и вновь построено 2,5 тыс. предприятий в различных отраслях деятельности. Вместе с тем за прошедшие пять лет подавляющее число объектов, находящихся в собственности Центросоюза РФ, было продано, причем по немыслимо низким ценам. Из 16 оптовых баз обанкротилось и продано 8, продан ряд производственных предприятий и санаторно-курортных учреждений [11].

Сокращение материально-технической базы негативно сказывается на финансовом положении потребительских обществ и их союзов. Значительное количество организаций в системе потребительской кооперации (15,5 %) является убыточным. В Северо-Западном регионе количество убыточных организаций составляет 19,7 % и колеблется от 8,2 % — в Калининградском потребительском союзе до 33,3 % — в Архангельском [12].

Правовое обеспечение отношений собственности применительно к современным условиям развития экономики и права обусловливает необходимость системного подхода к обновлению законодательства на всех уровнях власти и управления. Системный подход означает правовое урегулирование отношений собственности как по вертикали (Центросоюз ^ потребительские общества или федеральный центр ^ регионы), так и по горизонтали (потребительские общества одного, например регионального, уровня управления). В связи с этим дальнейшая законотворческая деятельность в системе потребительской кооперации требует принципиально новых подходов к регулированию кооперативных отношений. Одним из них является выделение кооперативного законодательства в самостоятельную отрасль в общеправовом классификаторе отраслей законодательства. Такая потребность связана с разработкой проекта закона о кооперации, который в перспективе должен стать законодательной основой жизнедеятельности всех видов кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской). Предлагаемая правовая нова-

ция свидетельствуют о фактическом признании кооперативного сектора экономики в качестве базовой основы финансового обеспечения жизнедеятельности сельских жителей [13].

Собственность потребительской кооперации необходимо будет привести в соответствие с ее статусом, сделать ее основой реализации самодеятельности населения на местах. Уже в настоящее время руководством Центросоюза принимаются меры по сохранению имеющихся объектов кооперативной собственности путем создания дочерней структуры ООО «Центросоюз-Сервис» со 100 %-ным уставным капиталом Центросоюза. Созданная структура должна стать пайщиком во всех потребительских обществах и в возникающих критических ситуациях продажи собственности препятствовать этому с использованием следующих схем: приобретения права на объект, оказания помощи в подборе эффективной схемы его использования, передачи объекта в управление потребительскому обществу при условии эффективной деятельности. О внесении существенных изменений в нормативно-правовую базу защиты прав кооперативной собственности было предложено в рекомендациях парламентских слушаний в Государственной Думе «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России» [14].

На наш взгляд, в рыночных условиях требуются принципиально новые подходы к регулированию кооперативных отношений. Понятие «кооперативная собственность» должно быть закреплено в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ. В законе о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации необходимо уточнение институционально-правового статуса потребительской кооперации как особой корпоративной формы, сочетающей коммерческую и некоммерческую деятельность. В Налоговый кодекс РФ следует внести поправку о представлении дополнительных льгот, снижающих налоговую нагрузку, о применении упрощенной системы налогообложения в организациях, единственным учредителем которых являются некоммерческие организации.

Бюджетный кодекс РФ можно дополнить нормой об оказании инвестиционной поддержки организациям потребительской кооперации из средств федерального бюджета, Трудовой кодекс РФ — нормой о дополнительных социальных выплатах работникам, проработавшим в системе более 10 лет; распространить на работающих в

потребительской кооперации льготы, дающие право уменьшать коммунальные платежи, оплату услуг общественного транспорта. Это создаст правовую основу для учета отраслевых особенностей потребительской кооперации при установлении ее взаимоотношений с финансовыми, кредитными, налоговыми, пенсионными и другими органами государственного управления.

Для сохранности собственной имущественной базы в организациях потребительской кооперации требуется на уровне федерального законодательства закрепить порядок обжалования решений арбитражных судов о банкротстве потребсоюзов; установить субсидиарную ответственность сторон в арбитражных имущественных спорах, предусмотренную ст. 116 Гражданского кодекса РФ; внести норму, закрепляющую деятельность председателя Ревизионной комиссии Центросоюза и председателей контрольно-ревизионных управлений потребительских союзов на штатной основе.

Принципиальных поправок требует содержание Уставов потребительских обществ и их союзов, поскольку в настоящее время в них четко не прописаны условия распределения функций и ответственности за их исполнение между законодательными и исполнительными органами управления в потребительской кооперации.

Обеспечение миссии потребительской кооперации по развитию социальной инфраструктуры села требует внесения изменений в государственные нормативно-правовые акты, предусматривающие включение потребительской кооперации в государственные программы по развитию сельского хозяйства, участие в государственном (муниципальном) заказе для нужд обороны и безопасности страны. В частности, следует предусмотреть участие организаций потребительской кооперации в поставках заготавливаемой у населения сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Кроме того, следует распространить на организации потребительской кооперации, использующие субсидированный кредит на закупку сельскохозяйственной продукции, порядок расчетов с населением за сданную сельскохозяйственную продукцию наличными денежными средствами, установленный для сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Предлагаемые рекомендации позволят эффективнее решать вопросы сохранности собственности потребительской кооперации и финансового обеспечения ее дальнейшего развития.

литература

1. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон РФ от 19. 06.1992 № 3085-1: в ред. Федер. закона от 21.03.2002 // Рос. газета. 26 марта. 2002. № 53.

2. Положение о фондах потребительской кооперации Российской Федерации: утв. пост. 125-го общего Собрания представителей потребобществ РФ от 14 июля 2004 г. // Деловой вестник «Российской кооперации». 2004. № 9.

3. Савченко П. В. Поиски истины: избранные произведения. М.: Институт экономики РАН, 2001. 624 с.

4. Васильев В. В. Коллективная собственность и способы ее структуризации // Известия. 2003. № 161. 26 июня.

5. КаширинВ. В. Организационно-экономические основы функционирования потребительской кооперации в условиях рыночных отношений. М.: Высшая школа, 2001.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели.: Стат. сб. / Росстат. М.: Росстат, 2007.

7. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации России / В. Ф. Ермаков, Г. В. Киселева; под ред. В. С. Гавричкина. М.: Изд. дом Центросоюза при участии Литвин и К, 2001. 348 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Финансы СССР: Учеб. 2-е изд. перераб. и доп. / Н. Г. Сычев, Б. Г. Болдырев, Д. А. Аллахвердян и др.; под ред. Н. Г. Сычева, Б. Г. Болдырева. М.: Финансы и статистика, 1984. 303 с.

9.Экономико-правовые и финансовые основы развития потребительской кооперации (на примере РК) / Л. И. Ильина, Г. П. Полтавская, и др.; под. ред. В. В. Фаузера. М.: ИТК Дашков и К, 2005. 264 с.

10. Садальский С. Доклад на 134-м отчетно-выборном общем собрании предст. потреб. обществ России // Рос. кооперация. 2008. № 9 (529). 6 мар.

11. Кузнецов Е. Консолидация и сплочение для достижения целей: Доклад на 134-м отчетно-выборном общем собрании предст. потреб. обществ России // Рос. кооперация. 2008. № 9 (529). 6 мар.

12. Ильина Л. И. Разработка методологии финансового обеспечения развития системы потребительской кооперации: Моногр. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2006. 316 с.

13. Ильина Л. И. Совершенствование правовых основ управления кооперативной собственностью // Вестник научных исследований центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//coet. Syktsu. Ru/vestnik / 2006 — 4.

14. Рекомендации парламентских слушаний в Государственной Думе «О роли потребительской кооперации в социально-экономическом развитии регионов России» // Рос. кооперация. 2008. № 18 (528). 15 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.