УДК 37.014 ББК 74.03(2)
П. Р. АТУТОВ - УЧЕНИК И ПРОДОЛЖАТЕЛЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ М. Н. СКАТКИНА1
P. R. ATUTOV - DISCIPLE AND SUCCESSOR OF M. N. SKATKIN'S SCIENTIFIC SCHOOL OF POLYTECHNIC EDUCATION
Намсараев Сергей Дашинимаевич
Профессор кафедры педагогики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, доктор педагогических наук E-mail: [email protected]
Namsaraev Sergey D.
Professor at the Department of Pedagogy, Buryat State University, Ulan-Ude, ScD in Education
E-mail: [email protected]
Занаев Сергей Зандраевич
Старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Zanayev Sergey Z.
Senior Research Fellow at the Laboratory of History of Pedagogy and Education, the Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education", PhD in Education
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена роли М. Н. Скаткина и его ученика П. Р. Атутова в развитии отечественного политехнического образования, как стратегического направления модернизации и промышленно-экономического развития страны. В статье используется архивный материал - коллективное письмо
Abstract. This article reveals the role of M. N. Skatkin and a student of his -P. R Atutov - in development of the national polytechnic education, as a strategic direction of modernization and industrial and economic development of the country. The article uses archival material - a joint letter of scientists of
1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
ученых АПН РСФСР к руководству страны, опубликованное в 1954 г.
the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federative Socialist Republic to the country's leadership, published in 1954.
Ключевые слова: политехническое образование, политехническое обучение.
Keywords: Polytechnic education, polytechnic training.
Руководством нашей страны поставлены задачи модернизации отечественной промышленности, импортозамещения и инновационно-технологического развития страны. В Посланиях Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию за последние годы постоянно обращается внимание на необходимость повышения престижа инженерных и рабочих профессий и предлагается «начать и никогда не сбавлять темпа по этому направлению». Отмечается, что «самое базовое условие развития экономики - это, конечно, высо-коподготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры» [1].
Для успешного решения поставленных руководством нашей страны задач необходимо переосмысление опыта и достижений отечественной педагогики в решении вопросов политехнического образования. Представляет здесь интерес опыт развития политехнического образования, получивший поддержку с выходом постановления ЦК КПСС послевоенных лет, в котором отмечалась необходимость перехода средней школы к политехническому обучению и проведения соответствующих мероприятий. Михаил Николаевич Скаткин приложил много усилий для реализации данного направления. В этот период им были опубликованы ряд работ, посвященные политехническому образованию подрастающих поколений [2]. В архивных материалах ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», переданных институту детьми М. Н. Скаткина, на базе которых, был затем создан Научно-мемориальный Центр деятелей теории и истории педагогики РАО имени М. Н. Скаткина, было обнаружено коллективное письмо, опубликованное в журнале «Отечественная и зарубежная педагогика» (№ 4 (25), 2015 г.) [3].
Это письмо было адресовано руководителю государства, Первому Секретарю ЦК КПСС товарищу Н. С. Хрущеву и подписано академиком АПН РСФСР А. Г. Калашниковым, членами-корреспондентами АПН РСФСР М. Н. Скаткиным и С. Г. Шаповаленко. Авторы письма смело критиковали руководство АПН РСФСР за то, что сотрудникам рекомендовалось не касаться острых вопросов политехнического обучения.
Для исправления создавшейся ситуации учеными были предложены «следующие первоочередные мероприятия:
1. Организовать при Академии широкое обсуждение основных принципиальных проблем политехнического обучения, от решения которых зависит успешная разработка практических вопросов политехнизации школы. К этому обсуждению привлечь работников промышленности и сельского хозяйства.
2. Разработать перспективный план научно-исследовательских работ по политехническому обучению на ближайшие годы, предусмотрев в нем комплексную разработку ряда проблем. Всесторонне и глубоко обсудить этот план как по содержанию, так и с точки
зрения организации и методики научного исследования. Особое внимание обратить на составление плана опытных работ в городских и сельских школах, а также на изучение, обобщение и внедрение передового опыта массовых школ.
3. Выделить несколько городских и сельских школ для проведения в них опытной работы по политехническому обучению, определив для этих школ соответствующие штаты и необходимые средства по бюджету Академии.
4. Организовать в системе Академии педагогических наук Институт политехнического обучения, включив в его штаты не только педагогов, но и ученых - специалистов в области промышленности и сельского хозяйства.
5. На предстоящих выборах в Академию предусмотреть избрание специалистов по промышленному и сельскохозяйственному производству.
6. Дать указание Академии наук СССР (отделению технических наук), ВАСХНИЛ и главным управлениям учебными заведениями хозяйственных министерств об оказании содействия Академии педагогических наук в разработке вопросов политехнического обучения.
7. Обязать Президиум Академии педагогических наук систематически и конкретно руководить научно-исследовательской работой по политехническому обучению [3, с. 103].
Обращение в высокие инстанции возымело действие. Начиная с 1955 г. в АПН РСФСР значительно активизировалась вся проблематика, связанная с политехническим образованием и трудовым обучением школьников.
Можно констатировать, что в послевоенное десятилетие - 1945-1955 гг. наметились позитивные тенденции в осуществлении политехнического образования. Сложилась группа ученых во главе с М. Н. Скаткиным, которая настойчиво и плодотворно отстаивала необходимость его осуществления. Эта деятельность объективно отражала те наметившиеся тенденции разворота советской системы среднего образования к данной проблематике, которая начала проявляться в начале 1950-х гг. в партийно-правительственных решениях. Более того, М. Н. Скаткин вместе со своими коллегами и последователями принимал активное участие в построении действенной и по своему уникальной системы отечественного образования, разностороннего развития, политехнического трудового обучения учащихся. При этом он справедливо считал, что «только общими усилиями можно решить сложные задачи политехнического образования подрастающего поколения».
В этот период острой полемики, в 1954 г., Петр Родионович Атутов (1921-2001) поступил в очную аспирантуру НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР. В 1956 г. после успешной защиты кандидатской диссертации на тему «Производственная практика школьников на промышленном предприятии как одно из средств политехнического обучения» под научным руководством М. Н. Скаткина решением Президиума Академии П. Р. Атутов был приглашен на работу в институт. Вся последующая его трудовая деятельность была связана с Академией педагогических наук РСФСР - СССР, в которой он прошел путь от младшего научного сотрудника до директора НИИ, от аспиранта до доктора педагогических наук, профессора [4, с. 352].
В дальнейшем П. Р. Атутовым в соавторстве с М. Н. Скаткиным и другими учеными был выпущены ряд публикаций, направленных на развитие и стратегическую модернизацию политехнического образования [5]. Безусловно, что в своей деятельности П. Р. Атутов
развивал идеи и мысли своих предшественников и учителей, многие из которых свежо звучат и сегодня.
М. Н. Скаткин в этот период постепенно подготавливал реабилитацию советской школы политехнизма, возвратив из небытия термин «политехническое обучение», который к этому времени уже давно выбыл из стратегических документов и педагогического официоза. Методично возрождая традиции педагогики 1920-х гг., «М. Н. Скаткин и его единомышленники разрабатывали современную теорию политехнического образования, его содержание, средства, методы и формы организации в новых условиях» [6, с. 50].
«Рассматриваемый период в истории отечественной педагогики, безусловно, является эпицентром в осуществлении политехнического образования школьников, существенным этапом в развитии его теоретических основ» [7, с. 19]. В этой деятельности непосредственное участие принимал ученик М. Н. Скаткина - П. Р. Атутов.
В своей научно-педагогической деятельности П. Р. Атутов продолжил развивать идеи и мысли своих учителей, и ему удалось создать свою самобытную и разветвленную научную школу. Под его непосредственным руководством были защищены свыше 100 диссертационных исследований по разным направлениям политехнического образования и трудового воспитания школьников, проведено консультирование, оппонирование и рецензирование огромного количества научно-педагогических работ соискателей из самых разных регионов и государств социалистического содружества.
Общепризнано, что успехи и достижения Советского Союза в эти годы передовых позиций в мире во многом были обусловлены широкой организацией всеобщего политехнического образования подрастающих поколений, в развитии и модернизации которого наравне с другими отечественными учеными-педагогами существенный вклад оказала научная школа политехнизма М. Н. Скаткина - П. Р. Атутова. Участие его коллег и последователей в опытно-экспериментальной работе по соединению обучения с производительным трудом обеспечило такой рост ее творческого потенциала, что практически во всех регионах Советского Союза и странах социализма работали их последователи.
В своей дальнейшей научно-педагогической деятельности П. Р. Атутов внес большой вклад в разработку концепции политехнического образования в современных условиях. Ученый определил следующие задачи политехнического образования школьников:
• «формирование представлений о технологическом аспекте современной научной картины мира как совокупности фундаментальных идей, принципов, понятий о техносфере, способах получения и преобразования материалов, энергии, информации о социально-техническом проектировании окружающей среды;
• развитие технологического системного способа мышления учащихся, ориентированного на синтез различных знаний;
• интеграция подходов, многофакторное, междисциплинарное осмысление проблем;
• воспитание технологической культуры, способности критического восприятия, всесторонней оценки созданных проектов, продуктов труда с учетом их социальных, экологических, экономических, эстетических характеристик;
• культивирование инициативного, творческого подхода к решению практических проблем» [8].
П. Р. Атутов также определил, что для практической реализации данной концепции требуется существенное усиление трудового и технологического начал в общеобразовательных предметах. Базисный компонент их содержания должен способствовать формированию у учащихся представлений о современной технологической стороне научной картины мира, в вариативной части (в том числе формируемой за счет резервного времени в школьном компоненте учебного плана) необходимо обеспечить активное, творческое ознакомление школьников с прикладными вопросами изучаемых фундаментальных наук (естественно, с учетом интересов ребят, профилей обучения в школе), их участие в поиске способов практической реализации научных знаний, моделировании различных вариантов их применения.
В то же время «возможна реализация подхода, основанного на логике практики с выходом на соответствующие разделы необходимых предметов. Такой вариант может быть приемлем для учащихся, определивших профиль своего обучения и нацеленных на практическую подготовку (а не на академическое образование)» [8].
Педагогические идеи П. Р. Атутова нашли воплощение при разработке реформы средней общеобразовательной школы 1984 г., в процессе проведения которой важное место было уделено модернизации и обновлению системы трудовой подготовки учащихся [9].
Учитывая, что объективно жизнь диктует необходимость возрождения и развития политехнического образования, положения концепции П. Р. Атутова получают новую актуальность в наше время.
Список литературы
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4.12.2014 / В. В. Путин.
- URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 05.01.2016).
2. Скаткин М. Н. О политехническом обучении в общеобразовательной школе // Советская педагогика. - 1946. - № 6. - С. 46-61.
3. Скаткин М. Н., Калашников А. Г., Шаповаленко С. Г. Письмо Первому секретарю Центрального комитета коммунистической партии Советского Союза товарищу Н. С. Хрущеву // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 4 (25). - С. 100-104.
4. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы // Избранные труды в 2 т. Т. 1. - М., 2001. - 360 с.
5. Скаткин М. Н., Атутов П. Р. Политехнический принцип в преподавании основ наук, трудовом и производственном обучении // Советская педагогика. - 1962.
- № 3. - С. 20-30.
6. Милованов К. Ю. Общественно-педагогические воззрения М. Н. Скаткина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 4 (25). - С. 45-54.
7. Богуславский М. В., Занаев С. З. Судьба и педагогическая деятельность М. Н. Скаткина // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 4. (25). - С. 9-26.
8. Атутов П. Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. - 1999. - № 2. - С. 17-20.
9. Овчинников А. В. О реформе советской школы 1984 года // Пространство и время. - 2014. - № 4 (18). - С. 190-194.
10. Развитие технического творчества и изобретательства в отечественном образовании / С. З. Занаев, И. А. Иванов, С. С. Доржиев, Е. Г. Базарова // Педагогика. - 2017. - № 7. - С. 96-101.
11. Скаткин М. Н. О школе будущего. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
12. Сводная программа учебных телевизионных передач для средней школы на 1983/84 уч. год. - М., 1983.
13. Скаткин М. Н. О работе по труду в деревенской начальной школе // На путях к новой школе. - 1923. - № 3 (6).
14. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. Г. Панов. - М.: Большая Российская энцикл., 1993-1999. - Т. 1. - 607 с.
15. Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития: сб. науч. тр. Международной научно-теоретической конференции 28-29 мая 2014 г.: в 2 т. / под ред. С. В. Ивановой, А. В. Овчинникова. - Т. 1. - М., ФГНУ ИТИП РАО. 2014. - 358 с.
16. Дагбаева Н. Ж. Образование для устойчивого развития: содержательные линии и новые технологии. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2008.
17. Грани таланта ученого. К 90-летию академика Петра Родионовича Атутова: сб. ст. / отв. ред. Н. Ж. Дагбаева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госун-та, 2011. - 109 с.
18. Моргунова И. Г., Дульчаева И. Л. П. Р. Атутов - теоретик технологического образования (к юбилею ученого). - URL: http://journals.bsu.ru/content/files/articles/ artide_197.pdf (дата обращения: 27.10.2017).
19. Намсараев С. Д. Современные вызовы технологическому образованию: традиции и новации // Вестн. Бурятского госун-та. - 2012. - № 1-2. - С. 20-26.
20. Намсараев С. Д. Петр Родионович Атутов. 75 лет. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. - 55 с.
21. Занаев С. З. Становление научной школы политехнического образования М. Н. Скаткина. - URL: http://www.rcde.ru/method/952.html (дата обращения: 11.11.2017).
References
1. Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu ot 4.12.2014. V. V. Putin. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (accessed: 05.01.2016).
2. Skatkin M. N. O politekhnicheskom obuchenii v obshcheobrazovatelnoy shkole. Sovetskaya pedagogika. 1946, No. 6, pp. 46-61.
3. Skatkin M. N., Kalashnikov A. G., Shapovalenko S. G. Pismo Pervomu sekretaryu Tsentralnogo komiteta kommunisticheskoy partii Sovetskogo Soyuza tovarishchu N. S. Khrushchevu. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2015, No. 4 (25), pp. 100104.
4. Atutov P. R. Pedagogika trudovogo stanovleniya uchashchikhsya: soderzhatelno-protsessualnye osnovy. In: Izbrannye trudy in 2 vol. Vol. 1. Moscow, 2001. 360 p.
5. Skatkin M. N., Atutov P. R. Politekhnicheskiy printsip v prepodavanii osnov nauk, trudovom i proizvodstvennom obuchenii. Sovetskaya pedagogika. 1962, No. 3, pp. 20-30.
6. Milovanov K. Yu. Obshchestvenno-pedagogicheskie vozzreniya M. N. Skatkina. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2015, No. 4 (25), pp. 45-54.
7. Boguslavskiy M. V., Zanaev S. Z. Sudba i pedagogicheskaya deyatelnost M. N. Skat-kina. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2015, No. 4. (25), pp. 9-26.
8. Atutov P. R. Kontseptsiya politekhnicheskogo obrazovaniya v sovremennykh uslovi-yakh. Pedagogika. 1999, No. 2, pp. 17-20.
9. Ovchinnikov A. V. O reforme sovetskoy shkoly 1984 goda. Prostranstvo i vremya. 2014, No. 4 (18), pp. 190-194.
10. Zanaev S. Z., Ivanov I. A., Dorzhiev S. S., Bazarova E. G. Razvitie tekhnicheskogo tvorchestva i izobretatelstva v otechestvennom obrazovanii. Pedagogika. 2017, No. 7, pp. 96-101.
11. Skatkin M. N. O shkole budushchego. Moscow: Znanie, 1974. 64 p.
12. Svodnaya programma uchebnykh televizionnykh peredach dlya sredney shkoly na 1983/84 uch. god. Moscow, 1983.
13. Skatkin M. N. O rabote po trudu v derevenskoy nachalnoy shkole. Na putyakh k novoy shkole. 1923, No. 3 (6).
14. Panov V. G. (ed.) Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: in 2 vol. Moscow: Bolshaya Rossiyskaya entsikl., 1993-1999. Vol. 1. 607 p.
15. Ivanova S. V., Ovchinnikova A. V. (eds.) Pedagogicheskaya nauka: genezis i prognozy razvitiya. Proceedings of International scientific and theoretical Conference 28-29 May 2014 g.: in 2 vol. Vol. 1. Moscow: FGNU ITIP RAO, 2014. 358 p.
16. Dagbaeva N. Zh. Obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya: soderzhatelnye linii i novye tekh-nologii. Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gos. un-ta, 2008.
17. Dagbaeva N. Zh. (ed.) Grani talanta uchenogo. K 90-letiyu akademika Petra Rodionovicha Atutova. Coll. of works. Ulan-Ude: Izd-vo Buryatskogo gosun-ta, 2011. 109 p.
18. Morgunova I. G., Dulchaeva I. L. P. R. Atutov - teoretik tekhnologicheskogo obrazovaniya (k yubileyu uchenogo). Available at: http://journals.bsu.ru/content/files/ar-ticles/article_197.pdf (accessed: 27.10.2017).
19. Namsaraev S. D. Sovremennye vyzovy tekhnologicheskomu obrazovaniyu: traditsii i novatsii. Vestn. Buryatskogo gosun-ta. 2012, No. 1-2, pp. 20-26.
20. Namsaraev S. D. Petr Rodionovich Atutov. 75 let. Ulan-Ude: Belig, 1996. 55 p.
21. Zanaev S. Z. Stanovlenie nauchnoy shkoly politekhnicheskogo obrazovaniya M. N. Skatkina. Available at: http://www.rcde.ru/method/952.html (accessed: 11.11.2017).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 2