из опыта развития технического творчества и изобретательства как стратегической составляющей всеобщего политехнического образования
ON THE BACKGROUND OF THE TECHNiCAL CREATiViTY AND iNVENTiON ACTiViTY AS THE STRATEGiC COMPONENT OF THE GENERAL POLYTECHNiC EDUCATiON
Базарова Елена Геннадиевна
Ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства, кандидат технических наук E-mail: bazalgen08@mail.ru
Доржиев Сергей Содномович
Ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства, доктор технических наук E-mail: dss.61@mail.ru
Bazarova Elena G.
Senior Research Fellow at All-Russian Research institute for Electrification of Agriculture, ViESH, PhD in Technical sciences E-mail: bazalgen08@mail.ru
Dorzhiev Sergey S.
Senior Research Fellow at All-Russian Research institute for Electrification of Agriculture, ViESH, ScD in Technical sciences E-mail: Dss.61@mail.ru
Занаев Сергей Зандраевич
Научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: zanaev@yandex.ru
Zanaev Sergey Z.
Research Fellow at the Laboratory of History of Pedagogics and Education, the Federal State Budget Scientific institution "institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education" E-mail: zanaev@yandex.ru
исторические исследования
Иванов Игорь Алексеевич
Доцент кафедры ПГС Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ, доктор технических наук, Заслуженный изобретатель РФ E-mail: ivanova-2006@ mail.ru
Аннотация. В статье охарактеризованы исторические особенности развития технического творчества и изобретательства в нашей стране как важнейшей составляющей всеобщего политехнического образования. Обращается особое внимание на современные тенденции состояния этого направления в Российской Федерации в сопоставительном сравнении с зарубежным опытом и перспективами их развития.
Ключевые слова: техническое творчество, изобретательство, всеобщее политехническое образование.
Изучение обширного опыта отечественной педагогики по развитию политехнического образования, технического творчества и изобретательства приобретает актуальность в связи с тем, что руководством нашей страны поставлены задачи модернизации, импортозамещения и инновационно-технологического развития страны. Еще в Послании Президента России В. В. Путина Федеральному собранию 2014 г. обращалось внимание на необходимость повышения престижа инженерных и рабочих профессий и предлагалось «начать и никогда не сбавлять темпа по этому направлению». Отмечалось, что «самое базовое условие развития экономики - это, конечно, высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры» [1].
В Послании Президента РФ Федеральному собранию 2015 г. отмечен «рост интереса молодежи к инженерным и рабочим профессиям» как «к профессиям будущего» [2].
На заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 г. В. В. Путин предложил «продолжить развитие дополнительного образования, технических кружков, творческих студий и спортивных секций» [3].
Для выполнения поставленных решений необходимо переосмысление достижений отечественной и зарубежной педагогики по осуществлению всеобщего политехнического образования и ее важнейшей составляющей - развития технического творчества и изобретательства.
Ivanov Igor A.
Assistant Professor at the industrial and Civil Engineering Department, East Siberia State University of Technology and Management, Ulan-Ude, ScD in Technical Sciences, Honored inventor of the Russian Federation E-mail: ivanova-2006@ mail.ru
Abstract. The article features the background of development of technical creativity and invention activity in Russia, the most important component of general polytechnic education. Special attention is paid to current trends in the status of this focus area in Russia in comparison with foreign experience and development horizons.
Keywords: technical creativity, invention activity, general polytechnic education.
В отечественной педагогике накоплен богатый опыт развития творческих способностей школьников. В данном направлении сложилась интересная и по-своему уникальная система формирования и развития различных качеств личности подрастающих поколений. Стимулированию развития творческих способностей учащихся способствовал большой размах патриотического движения рационализаторов и изобретателей, энтузиастов технического творчества, получившего поддержку государства с первых лет советской власти.
Вовлечению в творчество широких масс населения содействовало принятие партийных и правительственных решений и постановлений, в которых провозглашалась свобода технического творчества, решались задачи поддержки и государственной помощи изобретателям, их пенсионного обеспечения. Например, в 1929 г. на основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР была издана инструкция о пенсионном обеспечении изобретателей. Изобретателям, создавшим наиболее ценные изобретения, могла быть назначена персональная пенсия в особом порядке, согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 21 мая 1928 г.
Первостепенное значение придавалось детским, подростково-молодежным организациям. 25 июля 1928 г. ЦК ВКП (б) было принято постановление «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения», которое потребовало от всех комсомольских организаций «развития всякого рода кружков юных техников, радиолюбителей, электротехников» [4, с. 10].
Действенной особенностью этой стратегически значимой общегосударственной деятельности являлось то, что в ней были задействованы не только школьные, но и различные внешкольные учреждения, клубы по месту жительства, дома пионеров, дома технического творчества, дома культуры при заводах, фабриках, сельскохозяйственных предприятиях, избы-читальни при сельских поселениях, оборонно-технические общества. При этих учреждениях функционировали различные кружки технического творчества и творческие объединения, бесплатные и доступные для всех детей, выделялись ставки педагогов-организаторов для работы с детьми школьного возраста, было организовано материально-техническое снабжение, систематически проводились конкурсы, соревнования и слеты.
Например, 28-30 августа 1926 г. в Москве прошли первые всесоюзные соревнования авиамоделистов, принявшие в дальнейшем традиционный характер. Педагогическая ценность этих мероприятий заключалась в том, что на них пропагандировались авиамодельные виды спортивно-технического творчества. На этих соревнованиях демонстрировались лучшие спортивно-технические достижения с официальной фиксацией результатов, они служили стимулом для дальнейшего роста и развития этих видов технического творчества и массового досуга молодежи, содействовали повышению их общего политехнического кругозора, поднимали в глазах населения романтику, престиж и значимость этих профессий. В целом они способствовали развитию авиационной промышленности. Корни сегодняшних достижений авиации, ракетостроения и космонавтики страны уходят в те времена. Это показывает тесную взаимосвязь и историческую преемственность прошлого, настоящего и будущего развития всеобщего политехнического образования и государства.
Активное организационно-массовое участие в этой многосторонней деятельности по развитию всеобщего политехнического образования, технического творчества и
изобретательства принимало комсомольско-молодежное движение. В резолюциях IX съезда ВЛКСМ от 26 января 1931 г. отмечалось «Принятие комсомолом шефства над военно-воздушным флотом налагает и на пионерорганизацию обязанности широчайшей пропаганды в массах детей и взрослых идей и конкретных задач этого шефства, помощи комсомолу в их осуществлении, ознакомления детей с авиационной техникой и распространения авиационного моделирования и планеризма в пионер отряде, школах и клубах...» [5].
Выполняя выдвинутый съездом лозунг «Комсомолец, на самолет!», десятки тысяч школьников вовлекались в различные технические кружки, тысячи молодых людей шли учиться в летные и технические школы ВВС и гражданского аэрофлота, в аэроклубы Осо-авиахима.
К этому периоду относится появление массовых периодических научно-технических изданий, также имевших перспективную оборонную направленность. Например, в 1929 г. большими тиражами начали издаваться журналы «Изобретатель и рационализатор», «За индустриализацию Сибири»; в 1930-м - «Обмен опытом рабочего изобретательства», «За индустриализацию Средней Волги»; в 1932-м - «За большевистскую технику», «В бой за технику!»; в 1933-м - «Техника - молодежи». С октября 1934 г. был возобновлен выпуск ежемесячного иллюстрированного журнала «Наука и жизнь», основанного еще в 1890 г. В результате к 1936 г. в Советском Союзе выходило около 500 технических журналов (включая различные «Труды...» и «Бюллетени...») [6, с. 49].
Стратегически важное значение имело то, что в этом общегосударственном деле развития технического творчества и изобретательства были задействованы партийно-профсоюзные, молодежно-подростковые и общественно-культурные объединения, все направления искусства, литературы, средства массовой информации, деятельность которых была нацелена на создание положительного социального образа и стимулирования у населения стремления к освоению инженерно-технических, рабочих, военных специальностей.
Показательную оценку настроя молодежи тех лет представляет высказывание А. С. Макаренко в лекции, которую он прочитал 10 января 1938 г. В ней он отметил, что «в те годы было общее увлечение техникой, техническим образованием, и все мои ученики хотели быть инженерами» [7, с. 21]. Данное высказывание известного отечественного педагога-ученого является в целом объективной оценочной характеристикой профессионально-ориентационной мотивации молодежи того периода. Методы, приемы, способы, средства и пути достижения этих предпочтений у молодежи тех лет представляют значительную ценность. Необходимо их переосмысление и применение в современном образовании и воспитании подрастающих поколений.
А. С. Макаренко на тернистом пути становления своих учреждений обрел богатый опыт практической педагогической деятельности, совершил множество разнообразных научно-методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих открытий и свершений, достиг огромных успехов во всеобщем политехническом образовании, развитии технического творчества и изобретательства среди своих учащихся. В его учреждениях функционировали многочисленные кружки и творческие объединения самых различных направлений. Важное значение имеет то, что в своей работе дружный
коллектив его учреждений изыскивал и находил зачастую новые оптимальные пути, методы и средства решения и выполнения возникавших различных организационных, производственно-технологических задач.
Несомненно, осуществление в предвоенные годы целенаправленного всеобщего политехнического и военно-прикладного массового обучения и просвещения населения, в том числе школьников, явилось важным вкладом в достижение Великой Победы.
Война поставила перед школой новые задачи. Возникла насущная потребность органического единения деятельности школы с жизнью страны. Программно-методическая работа строилась с учетом требований военного времени. Всемерно поощрялось изучение в технических кружках различных видов военной техники и развитие изобретательства в областях, имеющих непосредственное оборонное значение. Рекомендовалось везде организовывать кружки для овладения какой-либо практической специальностью, чтобы заменить на производстве и в сельском хозяйстве ушедших на фронт.
С первых дней войны работа школ и внешкольных учреждений осуществлялась под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!». Например, в авиамодельных кружках школьники не только строили модели самолетов, но и изучали авиационные двигатели, вооружение самолетов, осваивали содержание работы авиамехаников, знакомились с правилами несения аэродромной службы.
Повсеместно на станциях юных техников организовывались курсы подготовки радистов, мотористов, телефонистов, мотоциклистов, шоферов, трактористов, комбайнеров. Например, во внешкольных учреждениях Челябинской области за годы войны работали 204 кружка юных трактористов с охватом 2076 человек, 11 кружков комбайнеров (208), 24 кружка водителей (498 человек), 14 кружков юных топографов (186 человек), 12 кружков юных связистов (165 человек), 18 авиамодельных кружков (361 человек), 23 слесарных кружка (214 человек), 89 столярных кружков (282 человека)» [8, с. 94].
В докладах Наркомпроса, Новосибирского обкома партии и Центральной станции юных техников подводились итоги внеклассной и внешкольной работы юных техников в годы войны. Отмечалось, что «внешкольные учреждения решали важные задачи практической подготовки молодежи к труду и обороне и одновременно помогали предотвратить криминальные последствия беспризорности» [8, с. 95].
Великая Отечественная война показала огромное значение отечественной системы образования, всеобщего политехнического обучения, допризывной подготовки молодежи. Всесторонняя политехническая, военно-прикладная направленность массового обучения и просвещения населения, развитие технического творчества и изобретательства, в том числе среди детей школьного возраста, явились важными факторами Победы.
Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР) было создано в 1958 г. по решению правительства и президиума ВЦСПС СССР По всей стране были открыты территориальные отделения общества, на каждом предприятии созданы ячейки. Были разработаны соответствующие документы и инструкции, проводились общие собрания и различные мероприятия, направленные на повышение качества создаваемых изобретений.
Здесь необходимо отметить, что в советской экономике основное значение придавалось не только получению прибыли, но и планомерному снижению себестоимости продукции. Такой подход во многом способствовал росту и развитию науки и техники в советское время, что было тогда очень важно.
В обществе культивировалось уважение к ученым, передовикам производства, сельского хозяйства, военным и изобретателям. Успехи и достижения учеников, работа учителей, ученых-педагогов, инженерно-технических работников промышленности и сельского хозяйства, военнослужащих, изобретателей-рационализаторов находили положительное освещение в различных средствах массовой информации, печати, кино, на телевидении. Многие из них удостаивались почетных государственных наград, об этих людях слагались песни, стихи, писались книги, снимались фильмы.
Все это, в свою очередь, способствовало повышению стимулирования и мотивации, общественному признанию, обмену опытом участников этой многогранной, сложной общественно значимой деятельности. Большую роль в развитии и воспитании творческих способностей и изобретательства учащихся вносило широкое применение кино и телевидения в обучении. Еще в начале всеобщего распространения телевидения известный советский педагог М. Н. Скаткин вместе с другими учеными-педагогами с прозорливостью ратовал за их использование как средства массового наглядного обучения и творческого развития школьников как на уроках, так и внеклассных занятиях. Ученый справедливо полагал, что «наряду с обычными классными таблицами, дающими статичное изображение изучаемых предметов, кино и телевидение должны значительно расширять границы чувственно воспринимаемых картин явлений. Сидя в классе, учащиеся могут наблюдать, как прорастает семя, как из цветка образуется плод, как из икринки развивается рыба, как живут животные высоко в горах и в глубинах моря, в тропических лесах, во льдах Арктики. Кино и телевидение позволяют показать явления, происходящие в космосе и в микромире, переносят мысль учащихся в далекое прошлое и в предвидимое будущее» [9, с. 41].
Вместе с тем в школах необходимо было более широко применять демонстрацию натуральных объектов, объемных макетов и действующих моделей, постановку различных опытов. Ученый был убежден, что в совокупности эти меры позволяют в сжатые сроки давать учащимся в концентрированном виде значительный объем научной, технической информации, способствуют развитию творческих способностей, повышению общего политехнического кругозора.
В свое время по линии системы повышения квалификации учителей выпускались сводные программы учебных телепередач для средней школы на весь учебный год по основным и естественнонаучным циклам и общеобразовательным предметам, они распределялись на весь учебный год по темам и классам и транслировались по центральному телевидению.
Например, по физике для 7-го класса на 1983/84 учебный год на 1-2-й уроки понедельника были запланированы следующие темы: «Теплопередача в природе и технике», «Изменение агрегатного состояния вещества», «Собираем электрические цепи», «Из истории электрического освещения», «Электричество в твоем доме», «Электрификация СССР в XI пятилетке». Для 8-го класса на 3-4-й уроки физики по вторникам были запланированы темы: «Невесомость и перегрузка», «Реактивное движение», «Законы сохранения
и превращения в механике», «Физика в твоей профессии», «Физика и механизация производства» [10]. По центральным каналам постоянно демонстрировались телевизионные журналы и передачи, стимулировавшие техническое творчество и изобретательство среди детей: «Веселая математика», «Хочешь изобретать - изобретай!», «От замысла к реальности», «Твори, пробуй, выдумывай», «Сделай сам», «Советы авиамоделисту», «Знай и умей», «Хочу все знать», «Чудеса химии», «Школьникам о хлебе».
Важное просвещенческое значение имело то, что эти фильмы и передачи транслировались по центральному телевидению и были доступны всем. Тем самым они способствовали всеобщему политехническому образованию, творческому техническому развитию не только школьников, но и, что особенно важно, родителей, имевших отношение к воспитанию и образованию своих детей.
Приобщая учеников к различным видам технической деятельности, отечественные ученые-педагоги были глубоко убеждены в том, что даже если их результаты не имеют высокой общественной значимости в виде созданного продукта, но тем не менее они способствуют прежде всего развитию творческих способностей и изобретательства среди всех занимающихся ими.
Важное значение в этом отношении придавалось политехнической направленности образовательного процесса, приобщению к трудовому обучению, повышению богатства интеллектуального содержания труда, применению принципа связи обучения с жизнью, формированию опоры на личный опыт учащихся, повышению активизации работы мысли, основанного на сознательном применении научных знаний, с включением элементов творчества.
Еще в ранних исследованиях М. Н. Скаткина для развития творческих способностей школьников предлагалось создание условий по систематическому приобщению детей к работе поискового характера, когда они ставились в ситуации, вызывающие необходимость решения различных, постепенно усложняющихся познавательных задач как на уроках, так и во внеклассных занятиях и в домашней учебной работе. Ученый считал особенно важным для успешного всестороннего развития ребенка, формирования творческих способностей «дать ему труд, способный возбудить те же эмоции радости, что и игра» [11, с. 107]. М. Н. Скаткин подчеркивал, что привнесение в процесс обучения, в труд элементов игры способствует усилению психоэмоционального настроя на эти виды деятельности, повышает их качество и результативность.
Рассмотрим современные аспекты состояния развития преподавания изобретательства и технического творчества, являющегося составной частью всеобщего политехнического образования в России, в сопоставительном сравнении с другими странами.
Например, в США почти каждый мальчик мечтает стать не президентом, а изобретателем. У нас же слово изобретатель фактически ассоциируется со словом неудачник. И как результат - втрое меньше изобретателей и изобретений на душу населения, чем в развитых странах.
В некоторых государствах, например в Англии, есть двухгодичные курсы по подготовке изобретателей, куда набирают людей только с высшим образованием, а о популярности курсов говорит тот факт, что запись производится за 2-3 года вперед.
В США в школах преподают предмет (в свободном переводе) «Вклад изобретателей США в экономику страны». В России насчитывается около двух миллионов изобретений, в США - восемь миллионов. Причем патентное право у них принято на 100 лет позже. И главное, их изобретения имеют прикладной характер, а отечественные, часто полученные для защиты кандидатских и докторских диссертаций, имеют лишь формальные признаки и очень далеки от внедрения в производство.
Особо впечатляют достижения Китая. Приступив к формированию национальной системы стимулирования и правовой охраны интеллектуальной собственности только в 1982 г., Китай уже в середине 1990-х гг. обошел Россию практически по всем показателям, характеризующим изобретательскую активность. Достаточно сказать, что в 2000 г. патентное ведомство Китая приняло 170 690 заявок на изобретения (у нас в пять раз меньше).
Каковы же у них методы стимулирования и мотивации? Те же индивидуально ориентированные материальные стимулы, социальные и трудовые льготы для изобретателей, те же налоговые льготы для изобретателей и фирм пользователей, та же централизованная финансовая государственная поддержка. И результаты налицо. Характерно, что наибольшую активность на китайском рынке сейчас проявляют Япония (9888 заявок), США (8414 заявок), Германия (2787 заявок), Республика Корея (1861 заявка). К сожалению, России нет даже в четвертом десятке стран, осуществляющих патентную экспансию на рынке Китая.
В сравнительном отношении представляет интерес превентивная деятельность федеральных органов управления США: когда стало ясно, что ситуация, сложившаяся в области патентования изобретений к началу 1980-х гг., грозит утратой ведущей роли страны в области научно-технического развития и даже представляет серьезную угрозу для национальной экономической безопасности, последовали оперативные действия, направленные на ее устранение.
В результате нескольких специальных слушаний в Конгрессе в Свод федеральных законов США были внесены поправки, которые предоставили льготный режим обеспечения правовой охраны национальным заявителям и уменьшили налоговое бремя для некоммерческих организаций и малых фирм. Одновременно были скорректированы функции и задачи национального патентного ведомства, введены федеральные программы развития научно-технического творчества (прежде всего - в высших учебных заведениях), учреждены ежегодные национальные премии для выдающихся изобретателей, причем отдельно - для изобретателей-женщин. Выделены дополнительные ресурсы для создания региональных центров информационной поддержки изобретательства (по-нашему, создание ВОИР). В результате уже в 1990-е гг. США восстановили свою ведущую роль в области правовой охраны изобретений.
Как добиться положительного результата в обучении учащихся созданию своего изобретения и внесению своего вклада в усовершенствование техники, создание новых технологий - вот основная задача современного преподавания изобретательства.
В настоящее время изобретательство, как отдельное направление и наука, еще не оформилось, и многое делается по наитию, но уже есть пробные методики, учебные пособия и программы для обучения изобретательству учеников различных возрастов и разного уровня образования.
Для более успешного развития этого вида обучения с начального этапа необходимы:
• учебники по изобретательству;
• утвержденная программа для школ и вузов;
• обязательное обучение аспирантов;
• обучение инженерно-технических работников и всех желающих;
• выпуск книг и фильмов по изобретательству;
• восстановление работы ВОИР;
• наглядная агитация об изобретателях;
• разработка телепередач и интернет-сайтов;
• подготовка преподавателей по изобретательству: необходимо, чтобы преподаватель сам был изобретателем.
При преподавании этого направления необходимо помнить, что не каждый станет Эдисоном, но вполне возможно, что каждый сможет и должен внести свой вклад в развитие техники, разработку технологии, создание или усовершенствование какого-нибудь социально важного направления деятельности, изобретение какого-то востребованного продукта или предмета потребления.
Известный ученый-педагог Г. С. Альтшуллер, основатель и разработчик Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), воспитанник отечественной школы политехнизма, в школьные годы занимался в военно-морском и химическом кружках технического творчества, в дальнейшем получил военно-техническое образование.
Ученик и продолжатель Г. С. Альтшуллера, разработчик ТРИЗ-педагогики А. А. Гин справедливо полагает, что «творческое мышление и тягу к исследовательству нужно прививать детям с первых школьных лет и с годами постоянно развивать». А. А. Гин считает, что «источником вдохновенной страсти к познанию», мотивацией к проявлению творчества и ее формированию является «то, что может сильно удивить. Конечно, никто не может гарантировать, что даже самая лучшая конкретная книга станет источником вдохновения данного конкретного ребенка. Но, может быть, нам следует постараться, чтобы школьные учебники удивляли интересными фактами, историями и толкованиями? Тем более что реальная наука ими полна» [12, с. 12].
Изучение отечественного опыта свидетельствует, что в Советском союзе развитию технического творчества и изобретательства уделялось большое внимание, как важнейшей стратегической составляющей всеобщего политехнического образования. Для этого создавались организации и учреждения для развития технического творчества и изобретательства среди молодежи, осуществлялась поддержка в оформлении новых разработок. Динамика роста поданных в мире государственных заказов на российские изобретения составляла 25-30%. Но с начала 1990-х г. эти показатели резко снизились до 2,5-3%, тем самым из мирового лидера Российская Федерация сошла на нижние позиции, что также связано со слабым субсидированием и сокращением научно-технических исследований.
Объективно необходимо признать, что институт изобретательства, развитый в советское время, существенно снизил свои позиции. Изобретателям сейчас не хватает средств защищать свои изобретения не только в нашей стране, но и по всему миру. Для
этого нужна серьезная финансово-материальная, юридически-правовая помощь в оформлении, поддержке и защите патентов во всероссийском и международном масштабах.
Интересные и положительные примеры развития этого направления имеются, например, в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления (ВСГУТУ), г. Улан-Удэ. Накопленный здесь опыт преподавания теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет сделать вывод, что эти дисциплины надо начинать преподавать у студентов с 1-2-го курсов, один раз в 2 недели. На начальных этапах они могут быть предметом по выбору, в дальнейшем по мере накопления, развития и обобщения опыта можно будет включить ТРИЗ в основную программу по специальности.
В ВСГУТУ имеются программы по ТРИЗ, учебные пособия и опыт преподавания изобретательства. Первая программа - 20, вторая 70 часов, последняя для аспирантов, в программе половина часов предусмотрена на практические занятия.
По мнению доктора педагогических наук, профессора, члена корреспондента РАО М. В. Богуславского, в развитии творческого деятельностного подхода «акцент ставится на то содержание образования, которое предоставляет учащимся вероятность овладения знаниями, дающими возможность ознакомиться с современным промышленным и сельскохозяйственным производством, политикой и общественной жизнью, а главное, овладеть способами самостоятельного получения этих знаний и их применения вне учебного процесса» [13, с. 109].
Безусловно, в модернизации и совершенствовании рассматриваемого стратегически важного направления преподавания необходим учет всей совокупности отечественного опыта, составной и неразрывной частью которого является опыт региональных педагогических и технических вузов, в сравнении и сопоставлении с зарубежными тенденциями их развития.
Список литературы
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4.12.2014 [Электронный ресурс] / В. В. Путин. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/47173 (дата обращения: 5.01.2016).
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию на 2016 год, от 03.12.2015 [Электронный ресурс] / В. В. Путин. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/messages/50864 (дата обращения: 5.01.2016).
3. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/51001 (дата обращения: 5.01.2016).
4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК [Текст]. Т. 4. - М.: Политиздат, 1970.
5. IX Всесоюзный съезд ВЛКСМ. Стенографический отчет [Текст]. - М., 1931. - С. 427-428.
6. Занаев, С. З. «.Все мои ученики хотели быть инженерами» [Текст] / С. З. Зана-ев // Родина. - 2014. - № 2. - С. 47-49.
7. Макаренко, А. С. Методы воспитания [Текст] / А. С. Макаренко // Педагогика.
- 2007. - № 8. - С. 16-27.
8. Горский, В. А. Научно-техническое творчество школьников в России [Текст] / В. А. Горский. - М.: СамПолиграфист, 2015. - 350 с., ил.
9. Скаткин, М. Н. О школе будущего [Текст] / М. Н. Скаткин. - М.: Знание, 1974.
- 64 с.
10. Сводная программа учебных телевизионных передач для средней школы на 1983/84 уч. год [Текст]. - М., 1983.
11. Скаткин, М. Н. О работе по труду в деревенской начальной школе [Текст] / М. Н. Скаткин // На путях к новой школе. - 1923. - № 3 (6).
12. Гин, А. А. Встреча с Чудом (о мотивации к познанию) [Текст] / А. А. Гин // Ценности и смыслы. - 2012. - № 3. - С. 10-13.
13. Богуславский, М. В. Приоритеты модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века [Электронный ресурс] / М. В. Богуславский // Проблемы современного образования: сетевое издание. - 2012. - № 6.
- С. 99-111. - Режим доступа: http://pmedu.ru/res/2012_6_7.pdf (дата обращения: 5.01.2016).
14. Скаткин, М. Н. Естествознание в III и IV классах [Текст] / М. Н. Скаткин // Начальная школа. - 1934. - № 10. - С. 14-19.
15. Скаткин, М. Н. Учение творческий труд детей [Текст] / М. Н. Скаткин. - М., 1950.
16. Иванова, С. В. О школе будущего из прошлого (о методологии исследований академика М. Н. Скаткина) [Текст] / С. В. Иванова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 6 (27). - С. 7-21.
17. Иванова, С. В. Формирование творческого мышления школьников как государственная и научно-педагогическая задача [Текст] / С. В. Иванова // Ценности и смыслы. - 2012. - № 3. - С. 4-9.
18. Иванов, И. А. Хочу стать изобретателем: учеб. пособие [Текст] / И. А. Иванов. -Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Белиг», 2015. - 204 с.
19. Доржиев, С. С. Осевые ускорители низкопотенциальных ветровых потоков [Текст] / С. С. Доржиев, Е. Г. Базарова // Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология». - 2015. - № 7. - С. 48-54.
References
1. Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu ot 4.12.2014. Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/47173 (accessed: 5.01.2016).
2. Poslanie Prezidenta RF Federalnomu Sobraniyu na 2016 god, ot 03.12.2015. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864 (accessed: 5.01.2016).
3. Zasedanie Gossoveta po voprosam sovershenstvovaniya sistemy obshchego obra-zovaniya. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (accessed: 5.01.2016).
4. KPSS v rezolyutsiyakh i resheniyakh syezdov, konferentsiy i plenumov TsK. Vol. 4. Moscow: Politizdat, 1970.
5. IX Vsesoyuznyy syezd VLKSM. Stenograficheskiy otchet. Moscow, 1931. Pp. 427-428.
6. Zanaev S. Z. . Vse moi ucheniki khoteli byt inzhenerami". Rodina. 2014, No. 2, pp. 47-49.
7. Makarenko A. S. Metody vospitaniya. Pedagogika. No. 8, pp. 16-27.
8. Gorskiy V. A. Nauchno-tekhnicheskoe tvorchestvo Shkolnikov v Rossii. Moscow: SamPoli-grafist, 2015. 350 s., il.
9. Skatkin M. N. O shkole budushchego. Moscow: Znanie, 1974. 64 p.
10. Svodnaya programma uchebnykh televizionnykh peredach dlya sredney shkoly na 1983/84 uch. god. M., 1983.
11. Skatkin M. N. O rabote po trudu v derevenskoy nachalnoy shkole. Na putyakh k novoy shkole. 1923, No. 3 (6).
12. Gin A. A. Vstrecha s Chudom (o motivatsii k poznaniyu). Tsennosti i smysly. 2012, No. 3, pp. 10-13.
13. Boguslavskiy M. V. Prioritety modernizatsii soderzhaniya obshchego obrazovaniya v otechestvennoy pedagogike XX veka. Problemy sovremennogo obrazovaniya: setevoe izdanie. 2012, No. 6, pp. 99-111. Available at: http://pmedu.ru/res/2012_6_7.pdf (accessed: 5.01.2016).
14. Skatkin M. N. Estestvoznanie v III i IV klassakh. Nachalnaya shkola. 1934, No. 10, pp. 14-19.
15. Skatkin M. N. Uchenie tvorcheskiy trud detey. Moscow, 1950.
16. Ivanova S. V. O shkole budushchego iz proshlogo (o metodologii issledovaniy aka-demika M. N. Skatkina). Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2015, No. 6 (27), pp. 7-21.
17. Ivanova S. V. Formirovanie tvorcheskogo myshleniya shkolnikov kak gosudarstven-naya i nauchno-pedagogicheskaya zadacha. Tsennosti i smysly. 2012, No. 3, pp. 4-9.
18. Ivanov I. A. Khochu stat izobretatelem: ucheb. posobie. Ulan-Ude: GBU RTs "Belig", 2015. 204 p.
19. Dorzhiev S. S., Bazarova E. G. Osevye uskoriteli nizkopotentsialnykh vetrovykh po-tokov. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal "Alternativnaya energetika i ekologiya". 2015, No. 7, pp. 48-54.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 1