Козырева Н.А.
к. психол.н., доцент Могилевского государственного университета
nellydelf@rambler.ru
Тимохов В.И.
мастер ТРИЗ, ген. директор ООО Центр креативных технологий «Идеальные решения»
tim@trizland.ru
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
Ключевые слова: дети-изобретатели, дополнительное образование, научно-техническое творчество молодежи, Я-Изобретатель, теория решения изобретательских задач, ТРИЗ, ТРИЗ-педагогика, развивающие игры, детские технопарки «Кванториум», ЦМИТы.
Keywords: children inventors, TRIZ, TRIZ-pedagogic, games for developing creativity and inventors skills.
С 2012 года в России создается сеть из нескольких сотен центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ), одной из задач которых является привлечение школьников к техническому творчеству. Центры 3D-прото-типирования и 3D-лаборатории открываются также во многих вузах и даже средних школах России. Эти организации предоставляют очень важный ресурс для мотивации детей к созданию новых товаров, за счёт оснащения 3D-оборудо-ванием (принтеры, сканеры и др.), робототехническими наборами различных платформ. Предполагалось, что в ЦМИТы пойдут потоком дети и молодёжь со своими оригинальными идеями, с изобретениями. Но пока массовость присутствия детей создается за счёт экскурсий из школ, а дети в основном распечатывают скачанные из Интернета 3D модели. Это называется «мейкерство». Несомненно, мейкерство - живой и эффективный инструмент для популяризации технологий и науки. Однако могут ли появиться конкурентоспособные на МИРОВОМ рынке товары, если мы учим детей просто новым технологиям создания КОПИИ? Кстати, правительство Китая собирается в каждой начальной школе в течение двух лет установить 3D принтеры1. Мы собираемся конкурировать с десятками миллионов китайских «мейкеров» в скорости копирования чужих новинок?
С 2015 года запущен проект АСИ по развитию нового формата дополнительного образования детей - создание сети из 200 детских технопарков, где дети могли бы выбирать профессии, связанные с информатикой, механикой и другими инженерными специальностями, относящимися к перечню приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Направления, по которым будет вестись научно-проектная деятельность школьников, названы «квантумами»: нейроквантум, биоквантум, космоквантум, автоквантум, аэроквантум, энер-джиквантум, робоквантум, геоквантум, IT-квантум. В рамках одного направления школьникам предстоит заниматься перспективными исследованиями в определенной области знаний. В детских технопарках будут воспитывать будущих инженеров, программистов, ученых, разработки которых через 10, 20 лет смогут конкурировать с разработками ведущих стран мира в перспективных технологических сферах.
Однако можно ли только исследованиями создать конкурентоспособные товары? За рубежом разработкой новинок занимаются специалисты департаментов «Research & Development» , т.е. помимо проведения исследований, они обучены создавать, проектировать, придумывать - изобретать. Таким образом, в концепции обучения детей мейкер-ству в ЦМИТах и исследовательской деятельности в детских технопарках пока пропущено важное звено: отсутствует обучение детей изобретательству - созданию НОВЫХ предметов, объектов, товаров, т.е. собственно конкурентоспособных систем.
«Можно ли научить изобретать» - это вопрос уже давно решен в отечественной Теории решения изобретательских задач - ТРИЗ (автор - Г.С. Альтшуллер2). В 70-80е годы XX века в СССР работали сотни школ ТРИЗ для инженеров, изобретателей. В 90-е годы часть ТРИЗ-специалистов из России эмигрировали на Запад, где занимаются техническим консалтингом и преподаванием ТРИЗ в вузах и корпорациях, таких как Siemens, Boing, Ford, Delph Corporation, Dow Chemical, Air Products, IBM, LG, Motorola и др. Другие специалисты по ТРИЗ работают в корпорациях и университетах Южной Кореи и Китая над инновационными проектами, обучая местные кадры. Как компания «Samsung» стала инновационной? «Инновациями в компании занимается креативное подразделение, руководство которого в обязательном порядке знакомится с наследием Альтшуллера. С конца 1990-х использование ТРИЗ позволило Samsung расширить патентное портфолио более чем на 100 позиций. Теория помогает производителю сокращать ре-
1 Китайское правительство планирует установить 3D принтеры во всех начальных школах страны. - http://www.pvsm.ru/ gadzhety/88682
2 Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. - Тамбов: Книжное издательство, 1961.
сурсы и время, расходуемые на изобретения, за счет чего компания стремительно обходит конкурентов»1. В «Samsung» российскими специалистами уже обучено ТРИЗ более 3000 инженеров, реализованы сотни инновационных проектов, проводятся конференции, издаются книги.
Эмигрировали из России в основном представители так называемой «железной» ТРИЗ, т.е. направленной на решение проблем и создание инноваций в технических системах. Однако представители другого - гуманитарного -направления ТРИЗ, связанного с обучением детей и молодежи развитию системного творческого мышления, креативности, изобретательности, остались работать в России и странах СНГ. Разработанные ими технологии обучения получили название ТРИЗ-педагогика2.
В новых экономических реалиях ТРИЗ-педагогика может быть востребована как методология, приводящая к выработке креативных и когнитивных навыков для успешной творческой жизни. Но сегодня уже мало только умения генерировать новые идеи. Важнейшим навыком становится умение воплощать свои идеи в жизнь. Поэтому мы идём дальше, чем просто развитие креативности и технического творчества. Мы формируем инновационное мышление, навыки инновационного предпринимательства: надо начиная с детства готовить людей, которые способны и творить, и эффективно реализовывать свои идеи в производстве и на рынке (создавать инновации). Современный творческий человек должен обладать следующими компетенциями: прогнозировать и заранее выявлять проблемы, искать возможности; уметь превращать проблему в задачи; выстраивать причинно-следственные и системные связи; иметь настрой на достижение максимального результата при минимальных затратах; видеть последствия решений; не бояться встречи с проблемами, противоречиями, идеями; уметь мечтать, придумывать и реализовывать планы по внедрению идей.
В рамках ТРИЗ-педагогики разработано и реализуется много авторских образовательных программ, которые можно использовать как в дошкольном образовании, так и в школе, дополнительном образовании. Кратко опишем некоторые из них.
Кандидаты педагогических наук Т.А. Сидорчук, А.А. Нестеренко ведут около сотни экспериментальных площадок по ТРИЗ в детских садах и школах России3, обучают педагогов.
Уникальная образовательная среда «Детсад-Школа будущего» разработана коллективом ТРИЗ-специалистов из четырех стран: России, Беларуси, Латвии, США. В Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» соединены в единую систему проверенные по отдельности методики обучения детей от 3 до 17 лет метанавыкам на основе ТРИЗ. Планируется, что на всех возрастных этапах развития детей, на примерах и задачах из разных областей знаний в школе и внешкольной деятельности у детей вырабатывают различные составляющие успешной самореализации: творческую (в т.ч. умение видеть скрытые для других возможности); аналитическую (способность анализировать и оценивать идеи, предвидеть последствия новых идей на многих системных уровнях); практическую: умение принимать решения, планировать и реализовывать идеи. Дети обучаются созданию и воплощению творческих продуктов различного вида (сказок, скульптур, картин, мультфильмов, новых предметов и технических систем (с изготовлением на 3D-принтерах), идей и гипотез решения проблемных ситуаций из социальной жизни и областей современной науки и техники. Концепция «СОЗИДАТЕЛЬ»4 стала финалистом конкурса «Детсад-Школа»-Сколково в 2011 г.
В УМЦ «Учимся, играя» (г. Москва) создана Творческая лаборатория «Изобретаем игры»5 для детей 10-14 лет. Главная психологическая цель образовательно-развивающей программы Лаборатории - дать детям практический опыт успешного творческого исследования и проектирования: от создания идеи до её внедрения в производство. При этом происходит:
1) обогащение знаний детей о предметном мире, свойствах материалах, технологиях производства, экономических и правовых аспектах изобретательской деятельности, о профессиональной деятельности широкого круга специалистов;
2) развитие умений исследовательской и изобретательской деятельности в области технического творчества;
3) обучение методам развития творческого воображения (РТВ), ТРИЗ для решения ряда проблем как в области создания нового предметного мира, так и для решения проблемных ситуаций в межличностном общении и в бизнесе.
4) воспитание навыков работы в творческом коллективе;
5) личностное развитие ребенка: развитие самоосознания своих личностных качеств, повышение самооценки.
За время реализации программы детьми получено три патента на изобретения. По одному из них уже производится и продаётся конструктор «Волшебные спиральки» юного изобретателя Антона Навернюка.
Опыт применения инструментария ТРИЗ как с детьми, так и с преподавателями накоплен нами при разработке и реализации образовательной программы «Я-Изобретатель»6 в Московском центре инноваций и научно-технического творчества (ГБОУ «ИннАрт»). В 2013 г. в ГБОУ «ИннАРТ» было создано направление «Московская школа изобрета-
1 Шоннесси Х. Российские мозги Samsung: как россияне помогли компании стать лидером в IT. - http://www.forbes.ru/ kompanii/internet-telekom-i-media/235832-rossiiskie-mozgi-samsung-kak-rossiyane-pomogli-kompanii-sta
2 Козырева Н.А. Педагогика творчества // Новые ценности образования. - М., 2003. - № 1. - С. 96-102.
3 Терехова Г.В., Нестеренко А.А. Развитие ТРИЗ-образования в России // European Social Science Journal. 2015. - № 1-1 (52). -С. 115-120.
4 Школа «Созидатель». Детали концепции номер 17 // Управление школой. - М., 2012. - № 3 (551). - С.42-43.
5 Козырева Н.А. Исследовательская деятельность школьников в области технического творчества // Научно-методический сборник «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Вып. 1. - М.: Народное образование, журнал «Исследовательская работа школьников», 2005.
6 Козырева Н.А. Образовательная программа Конкурса «Я-Изобретатель» // Инновационный менеджмент. - М., 2014. -№ 10. - С. 13-24.
телей» для инициирования и коммерциализации детских разработок. Ставилась задача ознакомления учащимися с реальным мировым уровнем новизны в выбранных направлениях (создание изобретений), с оценкой состояния реального рынка (через выставки, связь с отраслевыми ассоциациями, бизнес-сообществом), процессами создания команды и привлечения финансирования в проект (через государственные программы поддержки, бизнес-ангелов)1.
Было инициировано проведение Московского городского Конкурса инженерно-технических проектов школьников «Я-Изобретатель»2 с годовой образовательной программой от ТРИЗ-специалистов для участников. Юные авторы в ходе реализации собственного проекта осваивали типичный «путь изобретателя» - от концептуальной идеи до ее практического воплощения в виде товара, который должен быть востребован на отраслевом рынке. Изготовить модель, опытный образец нового товара детей учили в центре прототипирования «3D-Creator». Авторы на семинарах исследовали свою идею на новизну и оригинальность по патентному фонду известных решений, что поможет им в дальнейшем получить охранный документ (патент на изобретение, на промышленный образец и др.). Представляя на профессиональных международных выставках разработки участников Конкурса на стенде «Дети-изобретатели Москвы», мы учили их проверять на реальном рынке востребованность своего нового товара, при необходимости корректируя его по советам профессионалов-участников выставки. В жюри Конкурса входили представители инновационного бизнеса, Роспатента, бизнес-ангелы и др. Для победителей Конкурса была организована отдельная образовательная программа - Летняя школа3 в ФДЦ «СМЕНА» (г. Анапа), на которой ребята изучали закономерности развития выбранной технической системы по ТРИЗ, чтобы разработать линейку инновационных продуктов на основе своего проекта.
Опыт преподавателей, наставников проектов обобщался и публиковался в электронном журнале «Юные изобретатели Москвы»4.
Интересным направлением представляется организация кружков научно-технического творчества молодёжи в Домах культуры с привлечением современных технологий и ТРИЗ-специалистов. В 2015 г. в рамках проекта «Лаборатория творчества и изобретательства»5 были созданы две пилотные площадки для популяризации изобретательства и инновационного предпринимательства на территории ДК «Десна» и в ЦКиС «Ватутинки» (Троицкий и Новомосковский округ Москвы). Разработаны и апробированы методики внедрения кружков научно-технического творчества в домах культуры; обучены специалисты пилотных площадок новым направлениям работы с подростками. Новые форматы деятельности можно использовать в домах культуры на всей территории России, в частности:
Интерактивность: для общения подростков и обмена впечатлениями от занятий, фотографиями, для создания обратной связи участников и преподавателей проекта ведется страница в социальной сети ВКонтакте http://vk.com/ desnalab;
Дистанционное взаимодействие: для оперативной помощи по всем возникающим в ходе реализации проекта вопросам для специалистов ДК и для ребят-участников проводились консультации преподавателей ТРИЗ по телефону и скайпу, он-лайн;
Лаборатория свободного доступа: для работы подростков над своими проектами в периоды между занятиями было выделено специально оборудованное для многофункциональной работы помещение с Wi-Fi. Ребята могли свободно посещать Лабораторию в удобное для них время и самостоятельно там заниматься, изготавливать проекты и хранить их там.
В рамках проекта мы познакомили детей с методами ТРИЗ, научили их придумывать собственные игры и с помощью современных технологий 3D прототипирования быстро изготавливать макет своей разработки. Чтобы ознакомить участников проекта с различными этапами творческого пути изобретателей по внедрению своих идей, с теми видами работ, которые изобретателю необходимо осуществить на каждом этапе, со специалистами, которые могут помочь ему решить возникающие проблемы, были организованы выезды ребят в Москву на международные выставки и в ЦМИТ. На Международной специализированной выставке товаров для детей «Детство / KIDS RUSSIA» (1113 марта 2015 г. Москва, Крокус-Экспо) участники проекта, которые на занятиях уже разработали свои первые настольные игры и головоломки, познакомились со специалистами отделов разработок крупнейших российских кампаний - «Звезда», «Биплант», «HobbyWorld». Они рассказали о современных материалах, видах игровых полей, трендах в области игр, формах сотрудничества с авторами, и пригласили ребят присылать свои игры на рассмотрение. Так участники проекта получили свои первые профессиональные контакты, которыми они смогут воспользоваться, когда доработают свои игры.
Кроме образовательных программ, рассчитанных на разный возраст детей, на разные формы и форматы образовательных учреждений, ТРИЗ-специалистами также разрабатывается игровая среда для развития креативного мышле-
1 Козырева Н.А. Социализация и профориентация учащихся в процессе коммерциализации их научно-технических разработок // Молодежь и общество. - М., 2013. - № 3. - С. 66-70.
2 Козырева Н.А. Московский городской Конкурс «Я-Изобретатель»: технология проведения // Молодежь и общество. - М., 2013. - № 4. - С. 34-41.
3 Тимохов В.И. О проведении детской школы изобретательства: «Смена «Я - Изобретатель» в г. Анапа. - http://www.trizland. ru/news/2875
4 Юные изобретатели Москвы. Электронный журнал. - М.: ГБОУ «ИннАрт», 2014. - Вып. 1. - http://schv444.mskobr.ru/files/ joumal_young_inventors_1_2014.pdf ; Юные изобретатели Москвы. Электронный журнал. - М.: ГБОУ «ИннАрт», 2014. - Вып. 2. -http://schv444.mskobr.ru/files/journal_2_young_inventors-12.pdf
5 Козырева Н.А., Комаров М.М. Проект «Лаборатория творчества и изобретательства» // Дом культуры. - М.: 2015. - Вып.7. -С. 20-27.
ния на основе ТРИЗ - настольные1 и компьютерные2 игры. Нами было выбрано направление - использовать ИГРЫ и ИГРУШКИ3 как технологии развития креативности, и поставлена задача создать такую среду (от игровой к инфраструктурной4), в которой дети и молодежь могут не только развить свои творческие способности, но и научатся воплощать в жизнь свои идеи, развивать навыки инновационного предпринимательства. Наша ЦЕЛЬ: Ребенок - не просто потребитель внешней пусть даже РАЗВИВАЮЩЕЙ среды, а её «СОЗИДАТЕЛЬ».
Разработана Концепция создания специальных игротек «Гениальный конструктор» для детей 5-12 лет (их можно организовать в школах, детских технопарках). В этих игротеках должны быть игры и конструкторы из различных материалов, направленные на развитие логики, воображения, пространственного мышления, навыков конструирования и программирования (управления объектами). Дети в свободное от занятий в школе и в кружках время смогут приходить и просто играть, развивая воображение, творческое, пространственное и инженерное мышление.
Разрабатываются дистанционные курсы по развитию креативности для детей, дистанционные курсы по Теории решения изобретательских задач с учётом использования инструментария ТРИЗ преимущественно в проектной деятельности школьников, а также мобильные приложения для смартфонов и планшетов5.
Обобщая вышеизложенное, считаем принципиально важным для взращивания поколения конкурентоспособно-мыслящей молодёжи ввести в детских технопарках, ЦМИТах и других современных учреждениях дополнительного образования новое направление развития технического творчества детей - «Изобретательство». Сертифицированные преподаватели по образовательным программам с использованием инструментов отечественной ТРИЗ организуют проектную изобретательскую деятельность школьников с использованием оборудования 3D-прототипирования.
Предложено создание блочно-модульной системы обучения детей отдельным инструментам ТРИЗ в виде краткосрочных образовательных модулей, что позволит легко их встраивать в учебные программы любых направлений детских технопарков6, ЦМИТов, а также отдельных кружков (например робототехники). Только начальных модулей «быстрого изобретательства» может быть разработано несколько десятков, с использованием методов развития творческого воображения и типовых приёмов изобретательства по ТРИЗ7, методики повышения уровней новизны8 Мастера ТРИЗ Марата Гафитулина. Эти методы позволят детям, например, в секции робототехники, задуматься над расширением функциональности своих роботов, постановкой новых задач для их проектирования, повысить уровень технических решений в своих проектах в любой отрасли науки и техники за счёт ориентации на быстрое усвоение отдельных навыков по изобретению объектов. А для создания положительной мотивации дети смогут быстро напечатать на 3D принтере свои разработки, сначала - с помощью дизайнеров.
На образовательных модулях следующего по сложности блока дети изучат новые инструменты ТРИЗ, позволяющие проектировать новые функции объектов, а также системно анализировать уже немного более сложные объекты из различных областей - бытовых приборов, транспорта и др. Это позволит расширить технический кругозор детей и самостоятельно напечатать на 3D оборудовании модели придуманных ими объектов.
Образовательные модули следующего блока могут быть связаны с изучением противоречий в отдельных отраслях промышленности, а также типовых приёмов ТРИЗ по разрешению противоречий. Важным результатом обучения на этом уровне может стать профориентация в проблемах отдельных профессий, а также постановка ребёнком новых задач для последующего самостоятельного исследования.
Образовательные модули следующего по уровню сложности блока могут быть связаны с изучением закономерностей развития технических систем по ТРИЗ на примере конкретной отрасли (например, авиакосмической). Это позволит детям научиться видеть перспективные решения и найти интересующие их пока нерешенные проблемы - то есть найти Достойную творческую Цель, инициировать инновационный проект и выйти на более системные прикладные инновации. И на этом уровне уже начинается работа наставника проекта, который ведёт лидера проекта по всему пути развития проекта, закрепляя использование всех изученных инструментов ТРИЗ, с выходом на патентование полученных в ходе работы разработок как изобретений.
Предлагаемая блочно-модульная система обучения детей и молодёжи изобретательству (отдельным инструментам ТРИЗ) позволит на каждом этапе развития ребенка обеспечить:
- постоянную его мотивацию за счёт ориентации на практический, ВИДИМЫЙ результат своей изобретательской деятельности (за счёт 3D моделирования);
1 Козырева Н.А. Формирование творческой когнитивной стратегии с помощью настольных, ролевых и компьютерных игр // Тезисы докладов научно-практической конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». Петрозаводск, 18-20 июля 2003 г.
2 Kozyreva N., Novitskaya E. Methods of Teaching TRIZ-Principles By a Through Example // TRIZ Journal online. 2002. - August. -http ://www. triz-journal.com
3 Kozyreva N., Seredinski A., Seredinski V. Les jouets d'enfants: un instrument didactique pour l'enseignement TRIZ. Exemple des poussahs // Technologies&Formations. 2002. - N 105, decembre. - P. 14-16.
4 Козырева Н.А. Выставка игрушек-изобретений как системообразующий центр для пропаганды и обучения ТРИЗ, ЖСТЛ, РТВ // Тезисы докладов научно-практической конференции «Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ». Петрозаводск, 18-20 июля 2003 г.
5 http://trizbox.ru
6 Козырева Н.А., Тимохов В.И. Направление «изобретательство» в детских технопарках // Инновационный менеджмент. -М., 2016. - № 1. - С. 33-40.
Козырева Н.А. Начинай изобретать! - М.: ГБОУ «ИннАрт», 2014. - 150 с.
8 Гафитулин М.С. Уровни новизны: Мeтoдикa оденки твoрчeскoй дeятeльнoсти и пoлучeния новизны // Адукацыя i выха-ванж. - Минск, 1994. - № 7. - С. 103-108.
- развитие креативности и изобретательности в доступном ребёнку темпе и на интересных ему темах, отраслях техники и промышленности;
- постепенное расширение его технического кругозора за счёт наличия моделей, ориентированных на изучение инструментов ТРИЗ на примере различных отраслей техники и промышленности;
- повышение осознанности в выборе профессии за счёт обеспечения сознательного решения ребенка, выбора -на базе какой отрасли техники изучать тот или иной модуль, а также возможности прохождения одного и того же модуля несколько раз - на примере разных отраслей.
Для работы в создаваемых сегодня организациях новых форм дополнительного образования (ЦМИТы, технопарки, инженерные классы в средних школах и колледжах, изобретательские школы и т.п.) важнейшей задачей станет качественная подготовка нескольких тысяч преподавателей и руководителей проектов, работающих по отечественной методологии ТРИЗ и методов развития творческого воображения (РТВ). Эта задача решается нами с привлечением специалистов Международной ассоциации ТРИЗ (МАТРИЗ), которая действует более чем в 60 странах мира. Для разных целевых групп существуют образовательные продукты в очном и дистанционном (электронном) вариантах:
- краткосрочное обучение (лекции, мастер-классы, кейс-клубы, тренинги, изобретательские конкурсы и турниры, хакатоны и т.п.);
- среднесрочное обучение («креативные недели», различные курсы, Школы «Я - изобретатель»);
- долгосрочное обучение (ТРИЗ-эксперты, руководители проектов, креативные преподаватели).
Для обеспечения соответствующего профессионального уровня преподавателей необходим комплекс мероприятий: подготовка учебно-методических модулей (РТВ, ТРИЗ, проектная деятельность, прогнозирование развития продуктов); разработка цикла пособий, раздаточных материалов, творческих задачников, разборов решения различных креативных задач (включая примеры из таких современных технологий, как электроника, робототехника, биотехнологии, нанотехнологии, космические технологии); отбор, подготовка и сертификация преподавателей. Необходима поддержка преподавателей и руководителей проектов в течение их дальнейшей деятельности: через проведение вебина-ров, различных конкурсов, консультаций по изобретательской и патентной деятельности и т.п. Желательно также организовывать очные конференции по обмену опытом среди преподавателей и наставников изобретательских проектов детей и подростков, создать условия для развития их научной и методической работы (в т.ч. для диссертаций) по тематике.
Для подготовки специалистов для работы с детьми с использованием ТРИЗ-технологий в ЦМИТах нами разработана образовательная программа, в которую вошли следующие модули:
- «Проектная деятельность школьников с использованием Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и 3D-технологий: от идеи до реализации проекта»
- Практикум «Развитие метапредметных компетенций старшеклассников средствами ТРИЗ-педагогики».
- Практикум «Методика проектирования школьниками новых товаров с использованием элементов ТРИЗ».
Данная программа была проведена на межрегиональном семинаре-стажировке «Школа плюс ЦМИТ - пространство для творчества»1 10-12 ноября 2015 г. в Пензе, организованном Минпромом и Министерством образования Пензенской области, ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов». В Пензе создано уже 16 ЦМИТов, и целью семинара было познакомить педагогов с современными технологиями работы с детьми и молодежью в сфере научно-технического творчества, разработать модели содержательного взаимодействия школы и ЦМИТ для повышения эффективности познавательной, изобретательской и проектной деятельности школьников. Учителя за время семинара научились сами придумывать идеи новых товаров с использованием методов ТРИЗ-педа-гогики. В отзывах они писали о том, что теперь будут «побуждать к инженерному творчеству» своих учеников. Совместно с сотрудниками ЦМИТов они также продумали и создали программы взаимодействия по привлечению детей к техническому творчеству на новой технологической основе.
Однако для обеспечения в масштабах России по-настоящему качественного творческого образования нового типа, обобщения и координации работ на разных системных уровнях требуется создание соответствующей экосистемы (КРЕАТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ). Нами инициирован Проект, позволяющей участникам решать стратегические проблемы, обучаться технологиям творчества, реализовывать и тиражировать новации, активно проводить исследования в когнитивной сфере. В рамках Проекта уже реализуется мероприятия:
- Проводятся семинары, тренинги по ТРИЗ, развитию креативности для студентов вузов, инженеров, предпринимателей, педагогов, руководителей кружков, а также талантливых детей.
- Разрабатываются учебно-методические комплексы (УМК) для ЦМИТов, вузов, корпораций.
- Готовятся и публикуются книги, учебники, пособия; кейсы, курсы по креативно-инновационной тематике.
- Идет работа по созданию инфраструктурных элементов Проекта: «Школа технологий творчества», консалтинговый центр, издательство и др.
- Разрабатываются концепции пилотных проектов. Так, разработана Концепция образовательного комплекса для Сколково «Школа Созидатель»; Концепция игротек «Гениальный Конструктор», предложения по созданию УМК и обучению преподавателей ЦМИТов; создание региональных школ ТРИЗ и др.
- Созданы Интернет-площадки (http://ideal-solutions.ru, http://trizland.ru, http://trizbox.ru и др.), в социальных сетях созданы сообщества.
- Проводятся Конференции разработчиков и практиков применения ТРИЗ.
1 Козырева Н.А., Тимохов В.И. Направление «изобретательство» в детских технопарках // Инновационный менеджмент. -М., 2016. - № 1. - С. 33-40.
Подводя итог:
Национальная конкурентоспособность начинается с детства. Владение ТРИЗ-технологиями развития творческого воображения, решения сложных проблем, создания изобретений и прогнозирования развития систем позволяет находить и реализовывать прорывные идеи, создавать эффективные и востребованные технологии, продукты мирового уровня. Творцы с новым типом мышления, умеющие ставить и решать насущные и глобальные проблемы, составят костяк принципиально новой научно- инженерной и предпринимательской элиты страны.
Имеющийся методологический, методический и кадровый потенциал ТРИЗ-специалистов России необходимо привлекать к тому, чтобы в современных учреждениях дополнительного образования любого вида и форм собственности - детских технопарках, ЦМИТах, кружках - прививать детям интерес к изобретательству, инженерно-конструкторской деятельности с использованием современных технологий 3D прототипирования, обучая их придумывать конкурентоспособные пользующиеся спросом новые товары, создавать творческие коллективы-стартапы и находить ресурсы для коммерциализации разработок.