Научная статья на тему 'Обогащение потенциала политехнического образования школьников в научно-педагогической деятельности М. Н. Скаткина в 1930-1950-е годы'

Обогащение потенциала политехнического образования школьников в научно-педагогической деятельности М. Н. Скаткина в 1930-1950-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / УЧЕНЫЕ ВЕТЕРАНЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / М. Н. СКАТКИН / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GREAT PATRIOTIC WAR / SCIENTISTS -VETERANS OF THE WAR / M. N. SKATKIN / PATRIOTIC EDUCATION / POLYTECHNIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занаев Сергей Зандраевич

В статье дана оценка развития политехнического образования довоенных и последующих лет, охарактеризованы научные и нравственно-этические качества поколения ученых-фронтовиков. Охарактеризована научно-педагогическая деятельность в годы Великой Отечественной войны ветерана, видного ученого, академика АПН СССР М. Н. Скаткина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Занаев Сергей Зандраевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF THE DEVELOPMENT OF POLYTECHNIC EDUCATION IN M. N. SKATKIN’S SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN 1930-1950

The article deals with the assessment of the development of polytechnic education in prewar and postwar years. The scientific and moral-ethic qualities of the generation of scientists who were front-line soldiers are characterized. M. N. Skatkin’s, an outstanding scientist, veteran and academician, scientific and educational activity is demonstrated.

Текст научной работы на тему «Обогащение потенциала политехнического образования школьников в научно-педагогической деятельности М. Н. Скаткина в 1930-1950-е годы»

ОБОГАЩЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М. Н. СКАТКИНА В 1930-1950-е ГОДЫ

FROM THE EXPERIENCE OF THE DEVELOPMENT OF POLYTECHNIC EDUCATION IN M. N. SKATKIN'S SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITY IN 1930-1950

Занаев Сергей Зандраевич

Научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: zanaev@yandex.ru

Аннотация. В статье дана оценка развития политехнического образования довоенных и последующих лет, охарактеризованы научные и нравственно-этические качества поколения ученых-фронтовиков. Охарактеризована научно-педагогическая деятельность в годы Великой Отечественной войны ветерана, видного ученого, академика АПН СССР М. Н. Скаткина.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, ученые - ветераны Великой Отечественной войны, М. Н. Скаткин, патриотическое воспитание, политехническое образование.

Zanayev Sergey Z.

Research Fellow at the Laboratory of History of Pedagogics and Education, the Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education" E-mail: zanaev@yandex.ru

Abstract. The article deals with the assessment of the development of polytechnic education in prewar and postwar years. The scientific and moral-ethic qualities of the generation of scientists who were front-line soldiers are characterized. M. N. Skatkin's, an outstanding scientist, veteran and academician, scientific and educational activity is demonstrated.

Keywords: Great Patriotic War, scientists -veterans of the War, M. N. Skatkin, patriotic education, polytechnic education.

В год 71-й годовщины Великой Победы - самого значительного события в истории человечества ХХ в. - необходимо переосмысление опыта развития образования довоенного и последующего периодов и важно обратиться к памяти тех, кто на полях сражений и на трудовом фронте вносил свой вклад в общее дело разгрома фашизма. Среди плеяды ученых-педагогов, участников Великой Отечественной войны, достойное место занимает Михаил Николаевич Скаткин (11.08.1900-07.08.1991) - видный ученый, действительный член Академии педагогических наук СССР, признанный лидер педагогической науки, теоретик и практик образования.

Его труды по методологии педагогики, педагогическому прогнозированию, дидактике, содержанию образования, политехническому образованию по праву вошли в сокровищницу отечественной педагогики. В образе М. Н. Скаткина олицетворяются лучшие качества замечательного ученого, подлинного патриота своей любимой Родины и яркого просветителя. Ему всегда были присущи отвага, мудрость, ясность духа, доброжелательность, профессионализм. В самых сложных жизненных обстоятельствах он оставался верным подлинной науке, непреклонным в своей гуманной ценностной ориентации.

Во многом в жизни и деятельности М. Н. Скаткина представляется коллективный собирательный портрет поколения ученых - участников Великой Отечественной войны, какими они остались в нашей благодарной памяти. Прежде всего им была свойственна удивительная и очень действенная забота о людях, близких и далеких. Это были граждане не только слова и дела, но и поступка.

Ученых-ветеранов отличали удивительная человеческая порядочность, нравственная чистота, верность идеалам науки, очень трепетное отношение к такой важнейшей категории, как научная этика. И надо отдать должное ветеранам войны: они сумели внушить незыблемые основы научной этики своим ученикам.

Защитив Родину в страшную годину войны, фронтовики всегда были подлинными патриотами нашей страны. Их личные взгляды, разумеется, были различными, но сходились они в одном - в главном. Ветераны войны свято верили в социальную составляющую своей научно-педагогической деятельности и были убеждены, что педагогическая наука действительно обладает реальной силой и способна сделать наше образование лучше. А совершенная система образования способна в дальнейшем изменить в лучшую сторону и жизнь в обществе.

Им было что отстаивать. Поэтому они, утверждая свои позиции, яростно спорили на собраниях и ученых советах. И бились при публикации своих книг и статей даже не за каждое слово, а за запятую так же самоотверженно, как в 1941-м за безымянную высоту. И нас старались воспитать такими же... [1, с. 6]

Все это так, но всякий коллективный портрет нуждается в персонификации. И, размышляя о том, кто органично воплотил черты ученого, внесшего свой вклад в Великую Победу, мы остановили свой выбор на представителе старшего поколения ветеранов Михаиле Николаевиче Скаткине.

Емкую и метафоричную характеристику личностно-профессиональных качеств М. Н. Скаткина дал видный ученый-педагог, академик Российской академии образования В. В. Краевский: «Таким людям, как М. Н. Скаткин, дано видеть глубинную суть вещей, с

которыми соприкасается педагогика, скрытую от тех, кто скользит по поверхности явлений. Он был воплощением добрых традиций, точнее, доброго в традициях... Он всегда оставался самим собой - верным человеку, человечности, науке. М. Н. Скаткин был человеком мягким, негромким, но непреклонным в своей ценностной ориентации. Главное -уважал людей и, стало быть, - себя, хотя никогда не выставлял это чувство на обозрение. Обладал способностью в прошлом увидеть зреющее будущее, а в новом - разглядеть перекрашенное старое... Такие, неизбывные во все времена, качества, как инертность мысли, высокомерие, самолюбование, претензии на владение истиной в последней инстанции, не могли укорениться ни в нем, ни возле него» [2].

М. Н. Скаткин внес крупный вклад в разработку методологии и теории педагогики, прежде всего в совершенствование дидактических основ процесса обучения и содержания общего образования. Значительное место в богатом педагогическом наследии ученого занимают труды по теории и практике политехнического образования. К различным аспектам данной проблематики в соответствии с конкретно-исторической обстановкой исследователь обращался на протяжении всей своей долгой творческой жизни. Его труды в этой области не утратили своей значимости до настоящего времени и содержат значительный эвристический потенциал. Симптоматично, что в 2012 г. Президиум Российской академии образования утвердил медаль М. Н. Скаткина, которой награждаются видные ученые, специализирующие в сфере теории образования.

Все это важно подчеркнуть, поскольку Великая Победа была достигнута не только на полях сражений, но и ковалась героическим трудом миллионов советских рабочих, крестьян, интеллигенции на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах, в научных лабораториях. Безусловно, достижению Победы способствовала широкая организация всеобщего и разностороннего политехнического образования населения довоенных лет. Отечественная система образования политехнической направленности в тяжелые военные годы доказала свою жизнеспособность и необходимость в деле защиты нашей Родины. Еще в предвоенное время система всеобщего образования и воспитания была направлена на подготовку подрастающего поколения как будущих тружеников, патриотов и защитников Родины.

В соответствии с этим осуществлялось патриотическое воспитание, организовывалось политехническое обучение и проводилась допризывная подготовка учащихся, чтобы прививаемые знания, умения и навыки могли применяться ими в дальнейшем в производственной деятельности и на военной службе.

При осуществлении различных реорганизационных процессов образования в этот период большое значение придавалось его всеобщей политехнической направленности. Задачи промышленно-экономического развития, совершенствования и реконструкции различных отраслей народного хозяйства, широкое внедрение новой техники, повсеместное развитие механизации настоятельно диктовали необходимость повышения уровня политехнического просвещения населения и осуществления технической подготовки кадров.

Прежде всего требовалось создание инфраструктуры для массового политехнического обучения подрастающих поколений, для овладения трудящимися политехническими знаниями, для создания новой инженерно-технической интеллигенции. Реализуя эти требования, передовые учителя творчески подходили к использованию в учебном

процессе элементов трудового и политехнического обучения. Они знакомили учащихся со способами применения достижений современной науки в промышленности и сельском хозяйстве. Характерно, что в учебных программах содержались сведения о достижениях современной промышленности, техники (авиации, автомобилизма, радио). Для обеспечения тесной связи обучения с производительным трудом предлагалось развернуть при школах сеть мастерских, прикрепить школы к предприятиям, колхозам, машинно-тракторным станциям (МТС).

Особенностью организации политехнического образования в предвоенное время являлось то, что в это важное общегосударственное дело были вовлечены не только школьные, но и различные внешкольные и культурные учреждения, музеи и клубы по месту жительства, Дома пионеров и технического творчества, Дома культуры при заводах, фабриках, сельскохозяйственных предприятиях, избы-читальни при сельских поселениях, оборонно-технические общества, партийно-профсоюзные, молодежно-подростковые и общественно-культурные объединения. На это были нацелены все направления искусства, литературы, средства массовой информации. В целом их деятельность была направлена на создание положительного социального идеала и поддержку у населения стремления к освоению инженерно-технических, рабочих и военных специальностей.

Показательную оценку преимущественного настроя молодежи тех лет на примере профориентационных предпочтений своих учащихся представляет высказывание А. С. Макаренко, изложенное им в лекции, которую он прочитал 10 января 1938 г. В ней он отметил: «В те годы было общее увлечение техникой, техническим образованием, и все мои ученики хотели быть инженерами» [3, с. 21].

Данное высказывание известного отечественного педагога-ученого, современника М. Н. Скаткина, является в целом объективной оценочной характеристикой, общей профессиональной мотивации молодежи того периода.

Методы, приемы, способы, средства и пути достижения этих предпочтений у молодежи тех лет представляют в целом несомненную ценность, необходимо их переосмысление и применение в современном образовании и воспитании подрастающих поколений.

Осуществление в предвоенные годы целенаправленного и всестороннего политехнического и военно-прикладного массового обучения и просвещения населения, в том числе школьников, - дело, в которое наравне с другими внес свой посильный вклад и М. Н. Скаткин, - явилось важным фактором достижения победы.

Исследования М. Н. Скаткина предвоенных лет были посвящены изучению способов формирования учебного курса естествознания для начальной школы и использованию его потенциала для политехнического образования школьников. Ученым были разработаны интегрированные учебники «Естествознание» и «Природоведение», построенные на широкой межпредметной политехнической основе, способствующие формированию у учащихся целостного понимания окружающего мира в неразрывной взаимосвязи всех его компонентов. Данные учебники переиздавались затем свыше 70 раз на разных языках. В этот период М. Н. Скаткин был научным сотрудником сначала Программно-методического института Наркомпроса РСФСР, а затем Государственного Института педагогики [4].

Начало Великой Отечественной войны поставило перед системой образования СССР насущные задачи коренной перестройки учебно-воспитательного процесса, выработки новых подходов к его организации, установления тесной связи обучения с общественно полезным трудом учащихся, органического соединения деятельности школы с жизнью страны. Все это потребовало кардинального усиления внимания к систематическому осуществлению политехнического образования школьников, прежде всего, прикладного политехнизма.

Великая Отечественная война явилась тяжелейшим испытанием для нашей страны и вместе с тем показала огромное превентивное значение организации всеобщего политехнического образования допризывной подготовки молодежи, осуществления гражданского, интернационального и патриотического воспитания подрастающих поколений в духе любви к Родине, дружбы между народами.

В годы войны учащиеся активно включались в самые разные работы на заводах, фабриках, в сельском хозяйстве, заменяя взрослых, ушедших на защиту страны. Задача обеспечения хлебом, сырьем и овощами для собственных нужд и для снабжения фронта имела жизненно важное значение. Миллионы школьников работали на полях колхозов и совхозов для помощи фронту. По сведениям Наркомпроса РСФСР, в июне 1942 г. только по 36 краям, областям, автономным республикам для участия в сельском хозяйстве система общего образования подготовила около миллиона человек. Из них трактористов - 144 тысячи, комбайнеров - 23 тысячи, шоферов 7,7 тысячи, рабочих массовых профессий - около 800 тысяч [5, с. 51].

В суровых условиях войны от школы потребовались новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса и обеспечение тесной связи обучения с трудовой деятельностью учащихся. Программно-методическая работа строилась с учетом требований военного времени, которые стимулировали востребованность практико-ориентирован-ных форм и методов обучения [6, с. 90]. Вся внеклассная и внешкольная работа была нацелена на оборону страны. Обращалось особое внимание на приоритетность изучения в технических кружках военной техники и развития изобретательства в областях, имеющих непосредственное оборонное значение. Существенная роль в системе трудового воспитания и политехнического обучения отводилась внеклассной работе в области техники и агробиологии.

Как патриот своей Родины, Михаил Николаевич Скаткин 18 июля 1941 г. добровольно вступил в ополчение и стал бойцом истребительного батальона Таганского района Москвы [7]. С 2 сентября 1941 г. он четыре месяца находился на строительстве оборонительных сооружений на Карело-Финском фронте [8]. После демобилизации в 1942 г. был отозван на работу в Наркомпрос РСФСР на должность ученого секретаря секции естествознания учебно-методического совета (УМС) [9].

Показательным свидетельством активной научно-педагогической и методической деятельности является то, что за период Великой Отечественной войны М. Н. Скаткиным были осуществлены около 30 публикаций в центральных педагогических изданиях. В них он рекомендовал учителям работать над формированием у школьников познавательного интереса к естествознанию, связывать материал урока с практикой сельскохозяйственных

работ, развивать исследовательский подход к пониманию явлений природы. Эти идеи проходят красной нитью в его публикациях 1941 г.: «Как преподавать естествознание в начальной школе»; «Экскурсия в природу»; «Демонстрация опытов, живых объектов и наглядных пособий на уроках естествознания»; «Кружок юных натуралистов»; «Уроки естествознания».

Ряд исследований М. Н. Скаткина периода Великой Отечественной войны был посвящен решению насущных задач, тесно связанных с практикой образования: «Организуйте сбор лекарственных растений» (1941), «Выращивание овощных растений на пришкольном участке и наблюдение над ними» (1942).

Для получения высоких урожаев учащимся надо было знать рациональные методы и технологии обработки и удобрения земли, посева различных растений и ухода за ними, доступные народные способы и меры борьбы с вредителями садов и огородов. Учителя школ крайне нуждались в пособиях по организации и проведению массового общественно полезного, производительного сельскохозяйственного труда школьников. Отвечая на эти жизненные потребности, в 1942 г. тиражом 550 000 экземпляров была издана книга М. Н. Скаткина «Юные огородники», имевшая большую научно-практическую ценность и общепросвещенческую направленность. То, что, несмотря на трудности военного времени, изыскивались возможности для такого массового издания, показывает высокое значение, придававшееся распространению политехнических знаний среди населения. В этой работе ученым была раскрыта методика организации и проведения сельскохозяйственных работ, даны ценные советы и рекомендации, не потерявшие актуальности и в наше время.

В процессе работы на полях учащимся необходимы были знания о природе и сельском хозяйстве. В данной связи представляют ценность рекомендации М. Н. Скаткина по овладению учащимися методами самостоятельного добывания необходимых знаний путем наблюдений, опытов, анализа и обработки полученных данных. При осуществлении всей этой деятельности школьники приобретали навыки научно-исследовательской работы, овладевали разносторонними знаниями и умениями. Подготовка и выпуск этой и других книг по организации политехнического обучения и трудового воспитания учащихся в военное время явилась важным научно-практическим вкладом М. Н. Скаткина в дело реальной помощи фронту.

В 1943 г. Михаил Николаевич успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Научные основы методики начального естествознания», ставшую результатом длительного плодотворного труда в данной области и оценкой его научной и педагогической зрелости (сам диплом был оформлен 5 апреля 1946 г.) [10]. Судьбоносным событием в жизни и деятельности М. Н. Скаткина стало создание Академии педагогических наук РСФСР. 6 октября 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 1092 «Об организации Академии педагогических наук РСФСР» - комплексного научно-исследовательского учреждения в области педагогики.

Как один из активных и ярких организаторов АПН РСФСР, М. Н. Скаткин неразрывно связал с ней всю свою дальнейшую научно-педагогическую деятельность. С 1943 г. и до конца жизни он трудился в системе АПН РСФСР. В 1943-1947 гг. он находился на

ответственном посту ученого секретаря Академии и, по свидетельству Президента АПН РСФСР И. А. Каирова, «успешно справлялся со своими нелегкими обязанностями» [11].

Находясь на этом посту, М. Н. Скаткин внес большой трудовой и научный вклад в организацию и формирование деятельности Академии. Самоотверженный труд ученого-педагога в годы Великой отечественной войны был отмечен высокими правительственными наградами: 28 декабря 1944 г. он был удостоен ордена «Знак Почета», а 29 декабря 1945 г. - медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [12].

В послевоенный период научно-педагогическая деятельность М. Н. Скаткина была направлена на развитие теории и практики политехнического образования.

Следующей важной вехой, поскольку педагогическая наука в то время шла в фарватере принимаемых партийных решений, стало то, что в соответствии с указаниями И. В. Сталина был создан проект директив XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг., где была поставлена задача «приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению в целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий».

Согласно директивам XIX съезда партии (1952) по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг. и решениям ЦК КПСС по сельскому хозяйству, в эти годы под научно-педагогическим руководством отечественных ученых-педагогов в школах страны стала складываться система политехнического образования и обучения подрастающих поколений, подготовки их к труду в различных сферах народного хозяйства. В этом важном общегосударственном деле, вместе с другими отечественными учеными-педагогами, деятельное участие принимал и М. Н. Скаткин.

Вся теоретическая и практическая деятельность М. Н. Скаткина в сфере политехнического образования носила в первые послевоенные годы остро полемичный и явно выраженный критический характер по отношению к доминирующей парадигме «школы учебы» и ее выразителям в официальной педагогической науке того времени.

Первой работой послевоенного периода в данном направлении стала развернутая и содержательная статья М. Н. Скаткина «О политехническом обучении в общеобразовательной школе» (1946), опубликованная в журнале «Советская педагогика» [13].

При знакомстве учащихся с простейшими инструментами и орудиями ручного труда М. Н. Скаткин рекомендовал педагогам «объяснять эволюцию и развитие их до современных сложных машин». При этом ученый, осуществляя исторический подход в изучении политехнизма, подчеркивал, что важно при этом показать, что «основой этих превращений явился творческий разум и упорный подвижнический труд многих поколений людей». По его мнению, «для лучшего понимания современной сложной машины надо научить детей находить в ней ее "предков", от которых эта машина произошла (нож, топор, пила и т. п.); знакомя с высшим, показать ее зародыш и истоки; знакомя с простым, элементарным - показать, во что оно превратилось» [13, с. 55].

Вместе с тем обратим внимание на то, что в статье акцент делался на единство теории и практики политехнического обучения. Большое значение придавалось обучению

учащихся «навыкам обращения с простейшими орудиями труда и обработки ими различных материалов, культуры труда в широком смысле слова (правильная организация рабочего места, уход за инструментами, бережное расходование материалов, планирование и учет работы и т. д.)» [13, с. 47].

М. Н. Скаткин в этот период участвовал в организации педагогических чтений, конференций, читал циклы лекций в Центральном институте переподготовки кадров работников образования (ЦИПКРО), вел научное руководство работой аспирантов, выступал с лекциями по проблемам политехнического образования перед научными сотрудниками, педагогами, студентами, публиковал много различных работ по политехническому образованию учащихся.

Тем самым в этот период складывалась его научная школа политехнического образования. Становлению отечественной школы политехнизма благоприятствовало состояние социокультурного и воспитательно-образовательного развития страны, устранявшей последствия послевоенной разрухи. В эти годы М. Н. Скаткин со свойственным ему энтузиазмом принимал активное участие в строительстве общеобразовательной политехнической школы в стране. Широкая научно-педагогическая, публицистическая, лекторская деятельность ученого всемерно способствовала развитию идей трудовой подготовки и политехнического обучения подрастающих поколений. Участие его сотрудников в опытно-экспериментальной работе по соединению обучения с производительным трудом обеспечило такой рост ее творческого потенциала, что практически во всех регионах Советского Союза работали сподвижники научной школы М. Н. Скаткина. Идеями политехнизации обогащалась вся система образования.

Признанием большого личного вклада ученого в развитие педагогической науки явилось его избрание 24 марта 1950 г. членом-корреспондентом АПН РСФСР. М. Н. Скат-кин в этот период играл объединяющую, руководящую роль в осуществлении политехнического образования. С 1951 по 1956 г. он являлся заведующим сектором политехнического образования НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР, создав специальное структурное подразделение по политехническому обучению, в котором велись исследования по этому направлению.

Безусловно, успехи промышленно-экономического развития Советского государства послевоенных лет были обусловлены во многом организацией и постановкой всеобщего политехнического образования подрастающих поколений, в построении которого наряду с другими учеными-педагогами принимал активное участие М. Н. Скаткин. С 1945 по 1959 г. им были опубликовано свыше 100 работ, из них больше 60 были посвящены различным направлениям политехнического образования подрастающих поколений. Работы ученого выходили в различных центральных изданиях (газетах, журналах, книгах), выпускавшихся массовыми тиражами. Научно-педагогические труды М. Н. Скаткина издавались в дальнейшем не только у нас в стране, но и за рубежом, например, в Китае вышли его книги [14; 15].

Действенной особенностью осуществляемой в 1950-е гг. широкомасштабной массовой политехнической образовательно-воспитательной кампании являлось то, что она проходила при обязательном и деятельном участии различных административных,

профсоюзно-общественных, партийных, подростково-молодежных и хозяйственных органов, средств массовой информации, газет, журналов, телевидения, радио. Их общие усилия были направлены на создание условий для вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда, на формирование положительного отношения населения к ним.

Эта активная, целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность ученых, органов образования, администраций школ, педагогических коллективов, различных средств массовой информации способствовала патриотическому трудовому воспитанию подрастающих поколений, содействовала повышению престижа, авторитета и социальной значимости производительного труда в любой отрасли народного хозяйства, ВПК и армии.

Во многих случаях эти общие усилия приносили определенную общественную и социально-экономическую пользу. Так, например, опытническая работа школьников по всей стране приобретала массовый характер. При этом она проходила при неослабном внимании к ней со стороны ученых-педагогов, растениеводов, лесоводов, садоводов, животноводов, почвоведов, научных лабораторий, природоохранных органов, а также руководителей колхозов и совхозов. В результате этого во многих школах по всей стране организовывались и укреплялись уголки природы, пришкольные учебно-опытные участки, открывались питомники плодово-ягодных и лесных культур, станции юннатов, строились теплицы. Наличие таких учебных объектов позволяло организовать «очень ценную в политехническом отношении работу по управлению ростом и развитием растений и вовлечь в нее большое число учащихся» [16, с. 23].

В юбилейном сборнике трудов Международной конференции Института теории и истории педагогики Российской академии образования, посвященного 70-летию института, в котором многие годы работал М. Н. Скаткин, директор института, доктор философских наук, профессор С. В. Иванова отметила, что «в настоящее время, как никогда ранее, стало понятным, что только те педагогические идеи и инициативы имеют право на существование и внедрение, которые прошли детальную теоретическую экспертизу и были оценены как преемственные в историко-педагогическом отношении». [17, с. 5]

Несомненно, что уникальный опыт отечественного политехнического образования подрастающих поколений, в совершенствование и развитие которого большой вклад внес М. Н. Скаткин, пройдя длительное испытание временем в сложные периоды развития нашего государства, в полной мере проявил и доказал свою востребованность и необходимость и значительный эвристический потенциал.

Список литературы

1. Богуславский, М. В. Заслонившие страну [Текст] / М. В. Богуславский // Психолого-педагогический поиск. - 2010. - № 2. - С. 6-10.

2. Краевский, В. В. Три измерения педагогики (к столетию со дня рождения М. Н. Скаткина) [Электронный ресурс] / В. В. Краевский // Эйдос: интернет-журнал. -2003. - 2 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-02.htm (дата обращения: 20.05.2016).

3. Макаренко, А. С. Методы воспитания [Текст] / А. С. Макаренко // Педагогика. -2007. - № 8. - С. 16-27.

4. Справка, Государственный НИИ школ № У/Д-1 от 20.08.1941 г. [Текст] / Научно-мемориальный центр деятелей теории и истории педагогики им. М. Н. Скатки-на ФГБНУ ИСРО РАО. - Папки № 1-4. - Д. 77. - Л. 1.

5. Хитарян, М. Г. Трудовое и политехническое обучение в школах Вологодской области в годы Великой Отечественной войны [Текст] / М. Г. Хитарян // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1967.

6. Давыдова, Е. В. Реализация принципа связи школы с жизнью в Советской педагогике (1917-1991 гг.) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Давыдова. - Пятигорск, 2012.

7. Справка Истребительного батальона Таганского района от 18.07.1941 г. [Текст] / Научно-мемориальный центр деятелей теории и истории педагогики им. М. Н. Скаткина ФГБНУ ИСРО РАО. - Папки № 1-4. - Д. 88. - Л. 1.

8. Справка 2-го Управления Оборонительных работ № 06/Р от 28.12.1941 г. [Текст] / Научно-мемориальный центр деятелей теории и истории педагогики им. М. Н. Скаткина ФГБНУ ИСРО РАО. - Папки № 1-4. - Д. 70. - Л. 1.

9. Справка Народного Комиссариата просвещения № 400 от 20.05.1942 г. [Текст] / Научно-мемориальный центр деятелей теории и истории педагогики им. М. Н. Скаткина ФГБНУ ИСРО РАО. - Папки № 1-4. - Д. 81. - Л. 1.

10. Диплом Кандидата Наук КД № 002615 Москва 5 апреля 1946 г. (Решением Совета Московского Государственного Педагогического Института им. Ленина от 22 июня 1943 г., протокол № 8) - копия [Текст] / Научно-мемориальный центр деятелей теории и истории педагогики им. М. Н. Скаткина ФГБНУ ИСРО РАО. - Папки № 1-4. - Д. 46. - Л. 1.

11. Каиров, И. А. Очерки деятельности Академии педагогических наук РСФСР 19431966 [Текст] / И. А. Каиров. - М.: Педагогика,1973. - 417 с.

12. Сведения о наградах Скаткина М. Н. [Текст] / Научно-мемориальный центр деятелей теории и истории педагогики им. М. Н. Скаткина ФГБНУ ИСРО РАО. -Папка № 11. - Д. 60. - Л. 1.

13. Скаткин, М. Н. О политехническом обучении в общеобразовательной школе [Текст] / М. Н. Скаткин // Советская педагогика. - 1946. - № 6. - С. 46-61.

14. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скаткин. -Шанхай, 1986 (На китайском языке).

15. Скаткин, М. Н. Советская школа на путях перестройки (Для Хуадунского пед. университета) (21.07.1990 г.) [Текст] / Научно-мемориальный центр деятелей теории и истории педагогики им. М. Н. Скаткина ФГБНУ ИСРО РАО [Текст]. - Папки № 1-4. - Д. 151. - Л. 28.

16. Скаткин, М. Н. Политехническое обучение в школе [Текст] / М. Н. Скаткин // Советская педагогика. - 1954. - № 3. - С. 22-33.

17. Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития: сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции 28-29 мая 2014 г.: в 2 т. / под ред. С. В. Ивановой, А. В. Овчинникова. Т. 1. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2014. -358 с.

18. Богуславский, М. В. Деятельность М. Н. Скаткина в годы Великой Отечественной войны [Текст] / М. В. Богуславский, С. З. Занаев // Психолого-педагогический поиск. - 2015. - № 2 (34). - С. 33-40.

References

1. Boguslavskiy M. V. Zaslonivshie stranu. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2010, No. 2, pp. 6-10.

2. Kraevskiy V. V. Tri izmereniya pedagogiki (k stoletiyu so dnya rozhdeniya M. N. Skatkin). Eydos: internet-zhurnal. 2003, 2 Dec. Available at: http://www.eidos.ru/jour-nal/2003/0711-02.htm (accessed: 20.05.2016).

3. Makarenko A. S. Metody vospitaniya. Pedagogika. 2007, No. 8, pp. 16-27.

4. Spravka, Gosudarstvennyy NII shkol № U/D-1 ot 20.08.1941. Nauchno-memorialnyy tsentr deyateley teorii i istorii pedagogiki a. n. M. N. Skatkina FGBNU ISRO RAO. Papki № 1-4. D. 77. L. 1.

5. Khitaryan M. G. Trudovoe i politekhnicheskoe obuchenie v shkolakh Vologodskoy oblasti v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. Uchenye zapiski LGPI im. A.I. Gertsena. Leningrad, 1967.

6. Davydova E. V. Realizatsiya printsipa svyazi shkoly s zhiznyu v Sovetskoy peda-gogike (1917-1991). PhD dissertation (Education). Pyatigorsk, 2012.

7. Spravka Istrebitelnogo batalyona Taganskogo rayona ot 18.07.1941. Nauchno-memo-rialnyy tsentr deyateley teorii i istorii pedagogiki a. n. M. N. Skatkin FGBNU ISRO RAO. Papki No. 1-4. D. 88. L. 1.

8. Spravka 2-go Upravleniya Oboronitelnykh rabot № 06/R ot 28.12.1941. Nauchno-me-morialnyy tsentr deyateley teorii i istorii pedagogiki a. n. M. N. Skatkin FGBNU ISRO RAO. Papki No. 1-4. D. 70. L. 1.

9. Spravka Narodnogo Komissariata prosveshcheniya № 400 ot 20.05.1942. Nauchno-memorialnyy tsentr deyateley teorii i istorii pedagogiki a. n. M. N. Skatkin FGBNU ISRO RAO. Papki No. 1-4. D. 81. L. 1.

10. Diplom Kandidata Nauk KD № 002615 Moskva 5 aprelya 1946 g. (Resheniem Soveta Moskovskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Instituta im. Lenina ot 22 iyu-nya 1943 g., protokol № 8) - kopiya. Nauchno-memorialnyy tsentr deyateley teorii i istorii pedagogiki a.n. M. N. Skatkin FGBNU ISRO RAO. Papki No. 1-4. D. 46. L. 1.

11. Kairov I. A. Ocherki deyatelnosti Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR 1943-1966. Moscow: Pedagogika,1973. 417 p.

12. Svedeniya o nagradakh Skatkin M. N. Nauchno-memorialnyy tsentr deyateley teorii i istorii pedagogiki a. n. M. N. Skatkin FGBNU ISRO RAO. Papka No. 11. D. 60. L. 1.

13. Skatkin M. N. O politekhnicheskom obuchenii v obshcheobrazovatelnoy shkole. Sovetskaya pedagogika. 1946, No. 6, pp. 46-61.

14. Skatkin M. N. Problemy sovremennoy didaktiki. Shanghay, 1986 (In Chinese).

15. Skatkin M. N. Sovetskaya shkola na putyakh perestroyki (Dlya Khuadunskogo ped. universiteta) (21.07.1990). Nauchno-memorialnyy tsentr deyateley teorii i istorii peda-gogiki a. n. M. N. Skatkin FGBNU ISRO RAO. Papki No. 1-4. D. 151. L. 28.

16. Skatkin М. N. Politekhnicheskoe obuchenie V shkole. Sovetskaya pedagogika. 1954, N0. 3, рр. 22-33.

17. Pedagogicheskaya nauka: genezis i prognozy razvitiya: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konferentsii 28-29 maya 2014 in 2 Уо1. Уо1. 1. Moscow: FGNU 1Т1Р ИЛО, 2014. 358 р.

18. Boguslavskiy М. V., Zanaev S. Z. Deyatelnost М. N. Skatkin V gody Velikoy Otechest-vennoy voyny. Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. 2015, N0. 2 (34), рр. 33-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.