Научная статья на тему 'Идеи трудового воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского и их развитие в деятельности М. Н. Скаткина'

Идеи трудового воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского и их развитие в деятельности М. Н. Скаткина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11292
742
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА / ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занаев С. З.

В статье рассматриваются взгляды К.Д. Ушинского на значение труда в воспитании, социально-психологическом становлении и формировании подрастающих поколений. Показывается, какое развитие эти идеи получили в научно-педагогическом наследии М.Н. Скаткина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи трудового воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского и их развитие в деятельности М. Н. Скаткина»

ИДЕИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ К.Д. УШИНСКОГО И ИХ РАЗВИТИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Н. СКАТКИНА

IDEAS OF LABOUR EDUCATION IN K.D. USHINSKY’S PEDAGOGICAL SYSTEM AND THEIR DEVELOPMENT IN THE WORKS OF M.N. SKATKIN

Занаев С.З.

Научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО (ФГНУ ИТИП РАО)

E-mail: [email protected]

Zanaev S.Z.

Research fellow at the Laboratory of History of Pedagogics and Education of the Institute of Theory and History of Pedagogics of the RAE. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются взгляды К.Д. Ушинского на значение труда в воспитании, социально-психологическом становлении и формировании подрастающих поколений. Показывается, какое развитие эти идеи получили в научно-педагогическом наследии М.Н. Скаткина.

Annotation. The article examines the views of K.D. Ushinsky on the significance of labor in upbringing, social and psychological formation of the younger generations. The continuation and development of these ideas in the scientific and pedagogical heritage and activity of M.N. Skatkin is also explored.

Ключевые слова: трудовое воспитание, социально-психологическое значение труда, политехническое образование.

Keywords: labour upbringing, socio-psychological significance of labour, polytechnic education.

В экономическом отношении труд должен быть поставлен во главе двух других содеятелей человеческого богатства, природы и капитала, а не рядом с ними.

К.Д. Ушинский

Великий отечественный ученый-педагог К.Д. Ушинский важное значение придавал роли трудового обучения и воспитания в развитии личности подрастающих поколений. Об этом, в частности, свидетельствует его статья «Труд в его психическом и воспитательном значении», опубликованная в числе его первых работ в «Журнале Министерства народного просвещения» редактором которого он был назначен 1 марта 1860 г. [1, с. 11].

В этой статье ученый на основе всестороннего историко-философского изучения вопроса развития разных видов человеческой цивилизации, предложил интересное и убедительное объяснение крайней необходимости разработки и построения педагогической системы или концепции трудового воспитания и обучения подрастающих поколений. Уже в самых начальных строках этой работы К.Д. Ушинский выразил убеждение, что «труд должен быть поставлен во главе двух других содеятелей человеческого богатства, природы и капитала, а не рядом с ними» [2, с. 159]. Утверждение, что труд есть высший и благороднейший вид человеческой деятельности, Ушинский относил как к физическому, так и к умственному труду. По его мнению, стремление к деятельности - врожденное свойство человека, которое необходимо разумно и продуманно использовать. Свободный труд, по словам Ушинского, нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства.

В результате обстоятельного анализа развития человеческой цивилизации и взаимоотношений людей К.Д. Ушинский показал философско-педагогическую ценность и «внутреннюю, духовную, животворную силу труда, служащего источником человеческого достоинства, а, вместе с тем, и нравственности и счастья, которую нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить... она остается у того, кто трудится!» [2, с. 162].

В работах педагога предлагалось относиться к труду «не как к игре или забаве, а как к серьезному и тяжелому занятию, за который человек берется при полном сознании достичь той или иной цели в жизни. Тело, сердце, ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу» [2, с. 164].

К.Д. Ушинский показал значение и необходимость физического и умственного труда для развития и нормального состояния человеческого тела. В трудовой семье, утверждал педагог-демократ, формировались такие нравственно положительные качества личности, как жизненная активность и самостоятельность, любовь к земле, чувство деятельной взаимопомощи товарищам по труду, уважение к опыту старших; развивались понятливость и смекалка, практический ум и трудовая сноровка.

Правильно организованная школа закрепляет и углубляет ценные нравственные качества, организуя умственный и физический труд детей. Она использует научные знания и труд для нравственного совершенствования ребенка.

Разумная система воспитания в школе, здоровая среда, семья плодотворно влияют на нравственность, создают условия для самосовершенствования, самовоспитания. Справедливо полагая, что человек в основном формируется и развивается в процессе активной трудовой деятельности, К.Д. Ушинский убедительно показал, что труд является не только основным средством человеческого существования и развития цивилизации, но и средством физического, умственного и морально-личностного совершенствования человека.

Неоценимое значение К.Д. Ушинский придавал морально-психологическим аспектам «живительного, освежающего влияния труда на чувства. При этом он вывел важнейший «психический закон, по которому наслаждения должны уравновешиваться трудом» [2, с. 166].

По мнению отечественного педагога-ученого, «труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье». Особенно важно, подчеркивал К.Д. Ушинский, «не избавлять детей от необходимости трудиться, а систематически втягивать в посильный труд. Воспитание в труде и через труд определяет нравственный подход к жизни: жизнь без труда - жизнь паразитическая, лишающая человека элементарного достоинства».

В своих работах К.Д. Ушинский утверждал, что время, труд, честность, знание, умение владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека - творцы всякого богатства. Тем самым ученый показал тесную и прямую взаимосвязь трудового воспитания и обучения с материально-экономическим развитием и процветанием человеческого сообщества.

Педагог считал, что трудовая деятельность направлена на достижение значимых для личности целей, удовлетворение ее потребностей, обуславливает проявление активности и самостоятельности. Прекрасно понимая огромную роль и значение труда, К.Д. Ушинский разрабатывал вопросы организации обучения, являющегося одним из основных видов трудовой деятельности учащихся. Он считал, что уже со школьной скамьи следует воспитывать у детей любовь и жажду к труду, прививать им привычку самостоятельно трудиться. По мнению ученого, учебная деятельность должна быть посильной для учащихся, но в тоже время требовать от них максимум самостоятельных усилий.

Ушинский полагал, что цель воспитания, «если оно желает счастья человеку», - «воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду; возможность отыскать для себя труд в жизни [2, с. 170].

Воспитание коллективизма К.Д. Ушинский неуклонно связывал с выполнением детьми совместной трудовой деятельности. При этом труд он рассматривал как «нравственную аксиому», как важнейшее условие и средство духовного и нравственного совершенствования человека. Ушинский говорил о конкретных видах трудовой деятельности, опираясь на опыт закрытых учреждений Германии, где для воспитанников организовывались «нарочно придуманные» коллективные работы: хозяйственные хлопоты, уборка классных комнат, работа детей в огороде, саду, столярных или токарных ремесленных мастерских, переплетение книг и т. д. [2, с. 178].

Интересным и перспективным в этом отношении направлением литературно-художественного, культурно-исторического и трудового обучения и воспитания, стали опубликованные для детей книги К.Д. Ушинского. В них предлагаются занимательные и понятные всем рассказы и сказки, составленные на основе проникновенных наблюдений автора из жизни людей, природы и мира животных, изложенные простым, сравнительнообразным и понятным языком.

Многие сказки К.Д. Ушинского в советский период были экранизированы в виде мультфильмов для детей. В них прослеживалась общая воспитательная образовательная идея, в том числе в отношении формирования трудового начала у детей с самых малых лет и популяризации интереса к изучению естественнонаучных дисциплин. Безусловно, необходимо всестороннее развитие и поддержка этих перспективных направлений образования и воспитания подрастающих поколений на основе применения современных технологий.

Большинство публикаций К.Д. Ушинского построены на результатах его прозорливых сопоставительно-сравнительных наблюдений из жизни, а также изучения истории развития человеческой цивилизации. При их чтении хорошо видно, как путем сложных раздумий и аналитического сопоставления ученый делает перспективные, серьезные и весьма актуальные научно-педагогические заключения и рекомендации! Например, он показал, что дворянская семья из поколения в поколение теряла возможности своего влияния на нравственное воспитание детей, формируя презрительное отношение к труду крестьянина. Тогда как «крестьянская семья с ее трудовой основой много делала для нравственного воспитания детей».

Необходимо отметить, что большинство населения нашей страны в то время были сельскими жителями, жили на лоне тогда еще во многом нетронутой природы и являлись ее неотъемлемой частью. Среди деревенских жителей были распространены различные виды ремесел и промыслов, перед ними не стояли проблемы занятости и демографии. Данные особенности представляют интерес для науки с точки зрения изучения взаимосвязи и взаимообусловленности этих проблемных в настоящее время явлений, связанных с распространением и развитием разных ремесел и промыслов. Занимаясь ими с ранних лет, крестьянские дети приобретали разносторонние жизненно необходимые им знания, умения, навыки, у них формировалась стойкая потребность и привычка к систематическому труду, в котором они находили также упоение и радость. Тем самым труд имел для них определенное психоэмоциональное, терапевтическое значение и служил для них средством последующей адаптации.

Дальнейшее развитие идеи К.Д. Ушинского, касающиеся трудового обучения и воспитания, получили в теории и практике политехнического образования, в частности в научно-педагогическом наследии М.Н. Скаткина.

М.Н. Скаткин обучался и закончил Московскую гимназию им. Григория Шелапу-тина, которая в дореволюционный период славилась хорошим преподаванием гуманитарных и естественных дисциплин. В своей дальнейшей педагогической и научной деятельности он опирался на идеи К.Д. Ушинского и развивал их.

Вспоминая годы своего учения в дореволюционной гимназии, М.Н. Скаткин на примере обобщения своего жизненного опыта выявил, что при изучении того или ино-

го учебного предмета или основ наук крайне необходимо в самом начале объяснить значение излагаемого предмета для учащихся. Он считал, что дело, значение которого непонятно, не может увлечь человека. В работах Скаткина приводятся многочисленные примеры учителей, которые в простой и доступной форме объясняли детям значение изучаемого учебного предмета, разъясняли, почему необходимо его знать. Сознательное отношение человека к изучению дисциплины (темы, определения или понятия) улучшает усвоение учащимися материала.

Во многом опираясь на идеи К.Д. Ушинского, М.Н. Скаткин высоко оценивал значение тесной связи содержания школьного курса с жизненным опытом детей, полагая, что, «чем осмысленнее учение, тем с большей охотой занимаются дети изучением предмета, тем производительнее их труд» [4, с. 20].

Евгения Михайловна, учительница литературы в Первой опытной станции На-ркомпроса С.Т. Шацкого, в которой в 1920-30-е гг. работал М.Н. Скаткин, предложила учащимся написать сочинение на тему: «В каких видах труда я зимой участвую». Ученик Сережа Рыбаков перечислил свыше 50 различных видов труда, которые ему приходилось выполнять у себя дома [3, с. 50]. Весь его список можно классифицировать как виды труда по изготовлению и ремонту различных изделий: изготовление ручки к ухватке, топору, молоту, колодки, салазки, лыж, закупа, обруча на кадку, вала и струны к самопрялке, крюка, толкушки для картошки, нашеста для кур, плетение гнезд, починка обуви; уход за разными животными (коровами с телятами, лошадьми и жеребятами, поросятами и курами), запряжка лошади, постилка поросятам, скидывание сена, набор, чистка резка и трение картошки для жеребенка и т. д. Выполнение других видов работ: разжигание самовара, лампы, затопка печки, колка, пилка и переноска дров, очищение лоханки, уборка внутри дома и скидывание снега во дворе, набор и доставление воды и т. д.

Анализ этого списка работ, выполняемых сельским подростком тех лет, показывает, что он владел разными видами обработки и изготовления многих, довольно сложных изделий из древесины; мог осуществлять полноценный уход за различными животными, то есть знал физиологические потребности и правила по их содержанию и обслуживанию; знал и умел выполнять другие виды работ по уходу, ремонту и содержанию своего дома. Необходимо отметить, что при их выполнении деревенский подросток приобретал обширные знания и умения в области сельскохозяйственного производства и животноводства, изготовления различных изделий, в процессе которого также проходило его трудовое становление и формирование.

Исследуя формирование конкретных представлений у детей, М.Н. Скаткин вместе с другими учеными выявил, что оно возможно «только путем непосредственных наблюдений самих детей над предметами неорганического мира, растениями, животными, в природе, в классе, в живом уголке, когда дети осматривают их в натуре, ощупывают, производят над ними те или иные действия, сравнивают их с другими предметами, различают их цвет, форму, величину и т. п.» [6, с. 6]. М.Н. Скаткин вместе со своим коллегой Д.Ф. Талицким подчеркивали, что для того чтобы добиться большей полноты и четкости представлений, «надо дать детям возможность воспроизводить изучаемый предмет раз-

личными органами чувств (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, мышечное чувствование). Преподавание естествознания в начальной школе должно быть преимущественно предметным» [6, с. 19].

Большое развитие идеи К.Д. Ушинского по трудовому обучению и воспитанию получили в теории и практике политехнического образования, в частности в научно-педагогическом наследии М.Н. Скаткина.

В исследованиях М.Н. Скаткина политехническое образование рассматривалось как результат обучения обеспечивающий «овладение системой знаний о научных основах современного производства, приобретение навыков обращения с наиболее употребительными орудиями труда, формирование и развитие технических способностей, творческого отношения к труду» [7, с. 555-556]. Считая, что «политехническое обучение, оторванное от производительного труда, неизбежно приобретает абстрактный характер», ученый отмечал, что «в процессе производительного труда учащиеся должны учиться применять политехнические знания и умения», так как это «способствует сознательному и прочному усвоению, учит переносу их в новые ситуации. Одновременно в труде происходит обогащение новыми политехническими знаниями» в сравнении, сопоставлении и анализе встречающихся различных технических устройств и объектов. Наряду с этим М.Н. Скаткин считал необходимым «участие в производительном труде для формирования у учащихся знаний и умений по организации и экономике производства», ...справедливо полагая, что «начатки экономических знаний должны быть даны в общеобразовательной школе в системе политехнического обучения» [8, с. 14]. В связи с переходом на рыночные условия, эти идеи и мысли ученого приобретают новую весомую актуальность.

С первых своих публикаций М.Н. Скаткин поднимал вопросы творческого подхода к обучению и воспитанию детей, необходимости обогащения интеллектуального содержания их труда, развития и внедрения игровых методов обучения. При разработке курса «Естествознание» М.Н. Скаткин опирался на многие идеи К.Д. Ушинского. Учебный курс по этому направлению получил дальнейшее развитие в учебниках «Природоведение» изданных большими тиражами в обшей сложности свыше 80 раз на разных языках и в разных странах [5, с. 33].

Одним из перспективных направлений популяризации естественнонаучных знаний, может быть, например, поддержка и стимулирование развития передач типа: «Знай и умей», «Хочу все знать», «Сделай сам», «Твори, пробуй, выдумывай», «Хочешь изобретать - изобретай!», «Веселая математика», «Чудеса химии», «От замысла к реальности», «Советы авиамоделисту» и т. д. В целом такие направления можно рассматривать как всеобщее политехническое просвещение, как массовое, наглядное естественнонаучное образование, как элемент шоу-артистической педагогики, способствующий большей привлекательности занятий техническим творчеством для всех слоев населения, особенно детей.

Отечественные ученые, развивая идеи К.Д. Ушинского, показали, что исключение физического труда из системы воспитания неизбежно обедняет арсенал средств педагогического воздействия, придает односторонний характер развитию детей, затрудняет процесс овладения знаниями, лишает знания конкретности и действенности. По мнению

педагогов, «недооценка роли физического труда в воспитании детей влечет за собой отрицательные последствия и потому недопустима» [12, с. 9].

Безусловно, необходимо всестороннее развитие и поддержка этих перспективных направлений образования и воспитания подрастающих поколений с применением современных технологий, на основе всестороннего исследования отечественного опыта. Для развития образования необходимо переосмысление и применение идей и мыслей отечественных ученых, изучение научно-педагогической деятельности которых, показывает преемственную взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего развития страны.

Список литературы:

1. Богуславский, М. В. Педагогическая судьба К.Д. Ушинского / М. В. Богуславский, К. Ю. Милованов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 2. -С. 6-18.

2. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики : [сборник] / К. Д. Ушинский ; [сост. и авт. вступ. ст. Э. Д. Днепров]. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 592 с.

3. Скаткин, М. Н. Учение - творческий труд детей М. Н. Скаткин // Советская

педагогика. - 1949. - № 6. - С. 13-27.

4. Скаткин, Ю. Н. Огоньки в глуши. Детское царство С.Т. Шацкого : очерки о выдающемся русском педагоге Станиславе Теофиловиче Шацком и о его любимом детище - школе-колонии «Бодрая жизнь», основанной им в 1911 году в Калужской губернии / Ю. Н. Скаткин. - Обнинск, 2001. - 63 с.

5. Занаев, С. З. М.Н. Скаткин как автор учебников и ученых пособий по естествознанию / С. З. Занаев // История и педагогика естествознания. - 2013. - № 4. -С. 28-37.

6. Талицкий, Д. Ф. Как преподавать естествознание: в начальной школе /

Д. Ф. Талицкий ; отв. ред. М. Н. Скаткин. - М.: Учпедгиз, 1936.

7. Большая советская энциклопедия. В 51 т. Т. 33. - Изд. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1955.

8. Скаткин, М. Н. Приобщение учащихся к производительному труду и его связь с обучением / М. Н. Скаткин. - М., 1958.

9. Скаткин, М. Н. О месте производительного труда в политехническом обучении [Выступление на сессии АПН РСФСР. Декабрь 1955.] / М. Н. Скаткин // Советская педагогика. - 1956. - № 2. - С. 48-51.

10. Скаткин, М. Н. Педагогические основы обучения учащихся труду в связи с задачами политехнического обучения : тезисы докл. / М. Н. Скаткин. - М., 1956. - 5 с.

11. Богуславский, М. В. История педагогики: методология теория, персоналии : монография / М. В. Богуславский. - М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ. -2012. - 436 с.

12. Значение физиологического учения И.П. Павлова для советской педагогической науки / Н. К. Бауман, М. Н. Скаткин, В. С. Шевкин // Советская педагогика. -№ 4. - 1951. - С. 3-20.

Spisok literatury:

1. Boguslavskij, M. V. Pedagogicheskaja sud'ba K.D. Ushinskogo Z M. V. Boguslavskij, K. Ju. Milovanov ZZ Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. - 2014. - № 2. -S. 6-18.

2. Ushinskij, K. D. Problemy pedagogiki : [Sbornik] Z K. D. Ushinskij ; [sost. i avt. vstup. st. Je. D. Dneprov]. - M. : Izd-vo URAO, 2002. - 592 s.

3. Skatkin, M. N. Uchenie - tvorcheskij trud detej M. N. Skatkin ZZ Sovetskaja pedagogika. - 1949. - № 6. - S. 13-27.

4. Skatkin, Ju. N. Ogon'ki v glushi. Detskoe carstvo S.T. Shackogo : ocherki o vydajush-hemsja russkom pedagoge Stanislave Teofiloviche Shackom i o ego ljubimom detish-he - shkole-kolonii «Bodraja zhizn'», osnovannoj im v 1911 godu v Kaluzhskoj guber-nii Z Ju. N. Skatkin. - Obninsk, 2001. - 63 s.

5. Zanaev, S. Z. M.N. Skatkin kak avtor uchebnikov i uchenyh posobij po estestvoznan-iju Z S. Z. Zanaev ZZ Istorija i pedagogika estestvoznanija. - 2013. - № 4. - S. 28-37.

6. Talickij, D. F. Kak prepodavat' estestvoznanie: v nachal'noj shkole Z D. F. Talickij ; otv. red. M. N. Skatkin. - M.: Uchpedgiz, 1936.

7. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija. V 51 t. T. 33. - Izd. 2. - M.: Sovetskaja jenciklope-dija, 1955.

8. Skatkin, M. N. Priobshhenie uchashhihsja k proizvoditel'nomu trudu i ego svjaz' s obucheniem Z M. N. Skatkin. - M., 1958.

9. Skatkin, M. N. O meste proizvoditel'nogo truda v politehnicheskom obuchenii [Vystu-plenie na sessii APN RSFSR. Dekabr' 1955.] Z M. N. Skatkin ZZ Sovetskaja pedagogi-ka. - 1956. - № 2. - S. 48-51.

10. Skatkin, M. N. Pedagogicheskie osnovy obuchenija uchashhihsja trudu v svjazi s za-dachami politehnicheskogo obuchenija : tezisy dokl. Z M. N. Skatkin. - M., 1956. - 5 s.

11. Boguslavskij, M. V. Istorija pedagogiki: metodologija teorija, personalii : monografija Z M. V. Boguslavskij. - M.: ITIP RAO, Izdatel'skij centr IJeT. - 2012. - 436 s.

12. Znachenie fiziologicheskogo uchenija I.P. Pavlova dlja sovetskoj pedagogicheskoj nauki Z N. K. Bauman, M. N. Skatkin, V. S. Shevkin ZZ Sovetskaja pedagogika. -№ 4. - 1951. - S. 3-20.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2014,№ З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.