Научная статья на тему 'Педагогические идеи М. Н. Скаткинав развитии отечественного образования'

Педагогические идеи М. Н. Скаткинав развитии отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
238
340
Поделиться
Ключевые слова
М Н СКАТКИН / МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ / ДИДАКТИКА / ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРСОНАЛИСТИКА / M N SKATKIN / METHODS OF PEDAGOGY / DIDACTICS / POLYTECHNIC EDUCATION / HISTORY OF PEDAGOGY AND THEORY OF EDUCATION / PERSONALISTICS

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Осмоловская Ирина Михайловна, Кутьева Надежда Викторовна

В статье приводится основное содержание докладов и выступлений, заслушанных на Международной научно-теоретической конференции «М. Н. Скаткин-выдающийся отечественный педагог и деятель образования», посвященной 115-летию со дня рождения ученого.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович, Осмоловская Ирина Михайловна, Кутьева Надежда Викторовна,

PEDAGOGICAL IDEAS OF M. N. SKATKIN IN THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL EDUCATION

The article provides the essential content of the speeches and reports presented at the international scientific-theoretical conference “M. n. skatkin an outstanding national educator and educationalist”, the scientist’s 115 anniversary.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи М. Н. Скаткинав развитии отечественного образования»

► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ М. Н. СКАТКИНА В РАЗВИТИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PEDAGOGiCAL iDEAS OF M. N. SKATKiN iN THE DEVELOPMENT OF THE NATiONAL EDUCATiON

Богуславский Михаил Викторович

Заведующий лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Председатель Научного совета по истории образования и педагогической науки РАО

E-mail: hist2001@mail.ru

Boguslavsky Mikhail V.

Head of the Laboratory of History of Pedagogics and Education of the institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education, professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, the member of Advisory council of the Highest certifying commission of the Russian Federation on pedagogy and psychology, Chairman of the Scientific Council on the history of education and pedagogical science of the Russian Academy of Education E-mail: hist2001@mail.ru

Осмоловская Ирина Михайловна

Заведующая лабораторией общих проблем дидактики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, Председатель Научного совета по проблемам дидактики РАО E-mail: didactics@instrao.ru

Osmolovskaya Irina M.

Head of the Laboratory of Didactics of the institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, ScD in Education, the Chairperson of the Science Council for Didactics of the Russian Academy of Education

E-mail: didactics@instrao.ru

Кутьева Надежда Викторовна

Пресс-секретарь ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» E-mail:idzumi11 84@mail.ru

Kutyova Nadezhda V.

Press Officer, the institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education E-mail:idzumi11 84@mail.ru

Аннотация. В статье приводится основное содержание докладов и выступлений, заслушанных на Международной научно-теоретической конференции «М. Н. Скаткин - выдающийся отечественный педагог и деятель образования», посвященной 115-летию со дня рождения ученого.

Abstract. The article provides the essential content of the speeches and reports presented at the international Scientific-Theoretical Conference "M. N. Skatkin - an outstanding national educator and educationalist", the scientist's 115 anniversary.

Ключевые слова: М. Н. Скаткин, методологии педагогики, дидактика, политехническое образование, история педагогики и образования, персоналистика.

Keywords: M. N. Skatkin, methods of pedagogy, didactics, polytechnic education, history of pedagogy and theory of education, personalistics.

15-16 октября 2015 г. в г. Москве состоялась Международная научно-теоретическая конференция «М. Н. Скаткин - выдающийся отечественный педагог и деятель образования», посвященная 115-летию со дня рождения ученого. Организаторами форума выступили Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, Институт стратегии и развития образования РАО.

В работе Конференции приняли участие 220 ученых - педагогов и деятелей образования из Республики Беларусь, г. Гродно, а также регионов РФ: Москвы, Белгорода, Великого Новгорода, Владимира, Вологды, Воронежа, Ижевска, Калуги, Нижнего Тагила, Орла, Рязани, Смоленска, Тулы, Ярославля, Жуковского (Московской обл.), Коломны (Московской обл.), Новомосковска (Тульской обл.), Обнинска (Калужской обл.).

На конференции были обсуждены три блока проблем: участники обратились к жизни и деятельности М. Н. Скаткина, еще раз подчеркнув его заслуги в образовании, величие личности; проанализировали педагогическое наследие ученого с позиций современности, сделав вывод о его актуальности сегодня; показали, как в настоящее время развиваются идеи М. Н. Скаткина.

Размышляя о личности М. Н. Скаткина, в своем теплом, проникновенном приветственном слове Президент Российской академии образования, академик РАО Л. А. Вербицкая, отметила огромный вклад М. Н. Скаткина во взаимодействие воспитания, образования и педагогической науки, обогащение теории и практики отечественного образования. Людмила Алексеевна напомнила, что всей педагогической деятельностью выдающегося ученого руководила любовь к детям, подчеркнула, что без любви к ребенку, без любви к своим ученикам, делу, которому ты служишь, ничего невозможно. Эта любовь была заложена в Михаиле Николаевиче его родителями.

Размышляя о широте интересов М. Н. Скаткина, Президент РАО обратила внимание на большую роль самообразования в формировании его личности, выборе жизненного и научного пути. В заключение Л. А. Вербицкая отметила: «Мы радуемся, что сегодня собрались вспомнить о великом человеке, сказать ему слова самой искренней благодарности за то, что он жил и был членом нашей Академии».

Затем из рук Президента РАО сотрудники Института стратегии развития образования РАО приняли высокие награды: Медали М. Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» и Почетные грамоты Российской академии образования.

Приветствуя участников конференции, директор Института стратегии развития образования РАО, доктор философских наук С. В. Иванова обратила внимание на то, что проведение конференции, посвященной 115-летию со дня рождения М. Н. Скаткина, совместно с Российской академией образования символично. Конференция проводится именно тогда, когда завершился сложный процесс объединения институтов РАО, когда определяется новая модель взаимодействия научных организаций с Академией. Это - первая конференция объединенного Института, где существует аура Скаткина благодаря лаборатории общих проблем дидактики, развивается его научная школа, слово и дело ученого влияют на следующие поколения исследователей.

Воспоминания о М. Н. Скаткине стали самой эмоциональной и незабываемой страницей конференции. Слушая выступления людей, близко знавших Михаила Николаевича, - академика РАО, главного научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО В. П. Борисенкова, академика РАО Н. Д. Никандрова, аспиранта М. Н. Скаткина, ныне заведующего кафедрой педагогики и социальной работы Гродненского государственного университета В. П. Тарантея, - участники конференции зримо представили себе интеллигентного, деликатного, доброжелательного и одновременно преданного педагогической науке и образованию человека, принципиального в отношении дела, которому он служил, всегда готового встать на защиту правды и справедливости.

В. П. Борисенков отметил, как важно хранить память о тех людях, которые внесли значительный вклад в развитие нашей науки. Это - признак уважения к самим себе, к своему прошлому, к своей стране, к школе и учащимся, к тем, кто работает в важнейшей сфере жизнедеятельности общества, какой является образование. М. Н. Скаткин был личностью очень многообразной, богатой внутренне, озаренной огнем преданности педагогической науке и делу народного образования. Далее Владимир Пантелеймонович охарактеризовал три ипостаси личности М. Н. Скаткина: как ученого, гражданина и человека.

Заключая выступление, В. П. Борисенков произнес: «То дело, которым занимался ученый, должно вдохновлять молодежь. Честь и слава педагогической науке и педагогической школе М. Н. Скаткина! Честь и слава Михаилу Николаевичу и его педагогическому наследию!»

Н. Д. Никандров отметил: «Нам нужны такие мемориальные встречи. Они дают возможность вспомнить дорогих людей и ученых, еще раз обратиться к их идеям. Я встречал много хороших интересных людей в своей жизни, и среди них я выделяю Михаила Николаевича как доброжелательного, но вместе с тем и принципиального человека. Михаил Николаевич много сделал для науки и для многих людей. Сохраню память не только об ученом Скаткине. Для меня он всегда - Человек с большой буквы».

В. П. Тарантей подчеркнул, что ему выпала честь быть одним из последних аспирантов М. Н. Скаткина - человека энциклопедических знаний, которого все уважали. На четырехкомпонентной модели содержания образования М. Н. Скаткина и И. Я. Лерне-ра базируется образование в Восточной Европе. «Я благодарен судьбе за то, что она мне

подарила два с половиной года общения с Михаилом Николаевичем. Пусть имя Скаткина живет в веках!» - торжественно завершил свое выступление Виктор Петрович.

Позитивный эмоциональный настрой конференции поддержали выступления детей М. Н. Скаткина - Елены Михайловны и Валентина Михайловича, а также его внучки - Олеси Дмитриевны. Они интересно рассказали о своих корнях, судьбе предков, о жизни Михаила Николаевича, о нем как замечательном семьянине и отце, его досуге, интересах. М. Н. Скаткин был страстным путешественником, ездил на велосипеде, играл на фортепиано и... любил работать во время отдыха. Несмотря на сложные бытовые условия, в доме важнейшими предметами всегда были пишущая машинка и пианино. Эмоциональный рассказ сопровождался демонстрацией уникальных фотографий семьи Скаткиных и их комментарием.

Благодаря заместителю заведующего лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, доктору педагогических наук, профессору Ю. Б. Алиеву в зале в уникальной записи зазвучал тихий, немного глуховатый, но размеренный, рассудительный и твердый голос М. Н. Скаткина. Михаил Николаевич рассказал о своей научной деятельности и собирании научного архива: «Моя первая классификация, которая была составлена в 30-е годы, включала 14 крупных подразделений: первая папка - политика, политические документы как направляющие всю работу ученого; вторая папка -философия, так как без теории познания, без философии никакое научное исследование не может быть продуктивным и плодотворным; третий раздел сначала назывался "наука", но в ходе исследовательской деятельности я пришел к убеждению, что мало науки, нужна папка "искусство", потому что для ученого источник знания не только наука, но и искусство как средство художественного познания действительности...

Позже появились два неожиданных раздела, которые не укладывались в мою систематику. Один из них касался юмора как важного средства общения с людьми и лекционной работы, а второй появился по мере старения - я увлекся ювенологией и собирал материалы, как сохранить здоровье и продлить молодость, чтобы не увядала умственная деятельность человека».

На пленарном заседании были плодотворно рассмотрены перспективы историко-педагогического осмысления педагогического наследия М. Н. Скаткина.

Член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО М. В. Богуславский подчеркнул, что в образе М. Н. Скаткина олицетворяются лучшие качества замечательного ученого - педагога, патриота и просветителя. Ему всегда были присущи мудрость, ясность духа, доброжелательность, профессионализм. В самых сложных жизненных обстоятельствах он оставался верным подлинной науке, непреклонным в своей гуманной ценностной ориентации.

Затем докладчик охарактеризовал основные этапы научно-педагогической деятельности М. Н. Скаткина: в 1920-е гг. на социально-педагогическом периоде деятельности М. Н. Скаткиным исследовал пути осуществления образования в условиях сельского социума; в 1930-е - середине 1940-х гг. на предметно-методическом периоде осуществлялось исследование способов формирования учебного курса естествознания для начальной школы и использования его потенциала для образования школьников; в 1941-1945 гг. в период

Великой Отечественной войны М. Н. Скаткиным осуществлялась плодотворная методическая деятельность по проблеме трудового воспитания школьников; во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг. на программно-методическом периоде ученым проводились плодотворные исследования, специально посвященные содержанию, формам и методам обучения; во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. (1956-1964 гг.) на общетеоретическом периоде М. Н. Скаткиным была предпринята комплексная разработка проблем политехнического образования, которая обусловила формирование базовых положений образовательно-политехнической концепции, обозначивших принципиально новые подходы к трактовке политехнического образования; во второй половине 1960-х -на дидактическом периоде - М. Н. Скаткиным осуществлялась плодотворная разработка научно-теоретических основ дидактики и методики образования и определение его содержания; в 1970-е - первой половине 1980-х гг. на прогностическом периоде ученым осуществлялось развитие прогностических подходов к перспективам средней школы в аспекте прогнозирования процессов развития советской системы образования. Время со второй половины 1980-х гг. по август 1991 г. на философско-рефлексивном периоде деятельности включало анализ ученым процессов модернизации содержания и форм осуществления образования в условиях перестройки социальной и общественно-политической жизни советского общества.

В заключение М. В. Богуславский назвал М. Н. Скаткина «нравственно-педагогическим камертоном Российской академии образования».

Заведующий кафедрой педагогики и педагогического образования Рязанского государ -ственного университета, доктор педагогических наук, профессор А. А. Романов в докладе, посвященном экспериментальной работе М. Н. Скаткина в Первой Опытной станции НКП РСФСР как основы его научных интересов в педагогике», подчеркнул, что М. Н. Скаткин под руководством Шацкого прошел прекрасную педагогическую школу, пробудившую интерес и любовь к педагогическому делу, давшую педагогические знания и понимание ребенка, вооружившую навыками серьезного научно-педагогического исследования. В последующей деятельности Скаткин фактически продолжил начинания Шацкого: разрабатывал теорию построения программ в советской школе, теорию политехнического обучения; вопросы активизации познавательной деятельности учеников и др.

В завершение А. А. Романов поделился воспоминаниями о личных встречах с Михаилом Николаевичем, с которым познакомился на рубеже 1970-1980-х гг., и сказал: «Спасибо ему огромное за знакомство, за общение, за живую, осязаемую связь времен! Память о Михаиле Николаевиче Скаткине должна быть доброй!»

В выступлении начальника научно-аналитического отдела Института стратегии развития образования РАО, доктора педагогических наук А. В. Овчинникова были охарактеризованы педагогические поиски М. Н. Скаткина в условиях политической кампании по развитию научного наследия И. П. Павлова в 1950-1955 гг. Докладчик отметил, что, будучи подлинным ученым, М. Н. Скаткин прилагал усилия к тому, чтобы с помощью наследия И. П. Павлова преодолевать эмпиризм дидактики, глубже постигать природу обучения. Это, в свою очередь, помогло бы, как полагал М. Н. Скаткин, усилить «власть педагога над

процессом усвоения знаний и выработки у детей умений и навыков». В ходе политической кампании по развитию наследия И. П. Павлова Михаил Николаевич стремился повысить теоретический уровень дидактики, вооружить учителей более глубоким пониманием внутренних физиологических закономерностей процесса усвоения знаний. Все это, по его словам, необходимо было для улучшения методики преподавания и повышения успеваемости и качества знаний учащихся.

В целом, отметил А. В. Овчинников, в непростых условиях своего времени М. Н. Скат-кин использовал наследие И. П. Павлова для «широкой и увлекательной перспективы построения педагогической теории и практики на прочном естественнонаучном фундаменте. Ученый глубоко ставил важные для дидактики вопросы, которые до сих пор вызывают уважение и являются примером научного поиска».

Старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, кандидат исторических наук К. Ю. Милованов подчеркнул, что, начав свою педагогическую деятельность в качестве скромного учителя сельской школы в переломный и судьбоносный для страны 1919 г. (пик противостояния в Гражданской войне), патриарх отечественной педагогики, академик Академии педагогических наук СССР М. Н. Скаткин с честью пронес через всю свою долгую и плодотворную жизнь идеалы высокого общественного служения. Ученому были присущи неподдельное государственно-патриотическое мышление, принципиальность, щепетильность в научных и повседневных вопросах, а также свойственна удивительная скромность, природный такт и врожденная интеллигентность.

Имя М. Н. Скаткина всегда служило неким нравственным маяком для всех представителей педагогической науки, ибо он был подлинным воплощением научного это-са. Академик РАО Д. И. Фельдштейн в книге своих воспоминаний охарактеризовал М. Н. Скаткина (научного руководителя по своей кандидатской диссертации) как «изумительного человека».

Для отечественной психолого-педагогической науки он являлся олицетворением живой и нерасторжимой связи в цепи преемственности поколений, гуманистической педагогической традиции и духовно-нравственной силы нашего общества. Вполне закономерно, что вопросы об увековечивании памяти выдающегося ученого, а также знаменательные и юбилейные даты, связанные с жизнью и творчеством патриарха отечественной педагогики, всегда вызывали живейший и неподдельный интерес со стороны научно-педагогического сообщества.

Как отмечал академик РАО В. В. Давыдов, теоретические постулаты М. Н. Скатки-на имели фундаментальное значение для исследования феномена детства, проблематики возрастной и педагогической психологии и были призваны «вместе эффективно решать вопросы развивающего начального обучения».

Безусловно, дидактическая концепция М. Н. Скаткина относится к ведущим парадигмам, вполне согласующимся со стратегической линией гуманистической педагогики. Ключевыми педагогическими приоритетами для ученого являлись: создание гармонической системы рационально-логических и чувственно-эмоциональных компонентов в учебно-воспитательном процессе (чтобы детям элементарно было интересно учиться);

внедрение демократического стиля в сферу взаимоотношений между педагогом и учащимися; формирование взаимоуважения и внимания к личности другого.

Академик АПН СССР М. Н. Скаткин, с большой открытостью и заинтересованностью откликающийся на перспективные исследования, с удовольствием открывающий новые имена в педагогической науке, внес значительный вклад в развитие сферы научно-педагогического прогнозирования. Обладая даром стратегического предвидения в области научно-педагогического прогнозирования и футурологии образования, М. Н. Скаткин сформировал теоретическую базу для создания адекватных ответов многим вызовам, которые на сегодняшний день периодически возникают в системе отечественного образования и от решения которых во многом зависит судьба нашей страны. Ученый сумел заглянуть в будущее отечественной школы и педагогической науки, а его фундаментальные труды надолго обозначили пути, сформулировали теоретические и практические принципы и определили стимулы развития национальной системы образования.

Докладчику М. Н. Скаткин запомнился прежде всего как создатель замечательного учебника по природоведению для 3-5-х классов средней школы. Эта прекрасная учебная книга к 1991 г. выдержала семь изданий. На страницах своего учебника М. Н. Скаткин вдохновенно рассказывал младшим школьникам о природе родного края и всей нашей Родины, об ученых - пламенных борцах за науку, о планетах солнечной системы и о многом другом.

По мнению К. Ю. Милованова, выбор в качестве ведущего основания организации образования творческой деятельности учителя, основанной на гуманистической личностно-ориентированной системе ценностей, может обеспечить адекватную этой системе реализацию дидактической концепции образования выдающегося педагога ХХ в. М. Н. Скаткина.

В выступлении научного сотрудника музея г. Обнинска И. Л. Ефимовой был наглядно охарактеризован первоначальный период становления личности и осуществления педагогической деятельности М. Н. Скаткина в Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР под руководством С. Т. Шацкого.

Ведущим научным сотрудником лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктором педагогических наук С. С. Невской были рассмотрены актуальные вопросы современности, касающиеся проблемы формирования человеческого и социального капитала в ракурсе вклада в развитие трудового воспитания, политехнического образования М. Н. Скаткина, С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко.

Научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО С. З. Занаев охарактеризовал осуществление М. Н. Скаткиным политехнического образования как стратегического направления модернизации образования в 1920-е гг. При разработке концептуальных положений, заложивших основу теории и практики политехнического обучения, М. Н. Скаткин опирался на основные идеи и принципы педагогической системы С. Т. Шацкого: комплексное взаимодействие школы, семьи и общественности в осуществлении политехнического образования; связь обучения с жизнью, с общественно полезным производительным

трудом; трактовка общего образования в качестве фундамента политехнической, трудовой подготовки, социализации и становления личности; самостоятельность учащихся в освоении техники, технологии, организации и экономики производства; целенаправленное педагогическое руководство политехническим образованием школьников; систематичная и непрерывная подготовка и повышение квалификации педагогов-по-литехнистов.

По мнению исследователя, можно утверждать, что идеи и мысли отечественного ученого-педагога М. Н. Скаткина по праву прошли испытание и проверку временем и не потеряли своей актуальности, их необходимо учитывать при развитии и модернизации современного образования.

Большой и содержательный блок выступлений был посвящен актуализации педагогического наследия ученого в области методологии и дидактики. Идеи М. Н. Скаткина в области методологии педагогики были освещены членом-корреспондентом РАО, заведующим кафедрой педагогики Тульского государственного педагогического университета А. А. Орловым, членом-корреспондентом РАО, главным научным сотрудником Института стратегии развития образования В. М. Полонским, профессором кафедры педагогики и психологии МГИМО-университета МИД РФ, доктором педагогических наук Е. В. Бережновой. А. А. Орлов отметил, что в многогранном научном наследии М. Н. Скаткина труды в области методологии занимают особое место. Это - разработка общих вопросов методологии педагогической науки, которой в 1960-1970-е гг. стали уделять особое внимание, рассматривая ее как систему знаний об исходных положениях, об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах и способах добывания нового научного знания с позиций системного подхода, отражающих педагогическую реальность. Преодоление догматического марксизма стимулировало наполнение новым содержанием основных категорий педагогики с учетом развития философии и гуманитарных наук. Осуществлялся не только поиск ответов на вопрос о соотношении общей методологии науки и методологии педагогики, но решались проблемы обоснования логики и структуры педагогического исследования, поиска методов добывания педагогических фактов. А. А. Орлов выделил проблемы, рассмотрению которых М. Н. Скаткин уделял значительное внимание: вопрос о роли методологических знаний в повышении теоретического уровня и качества педагогических исследований; проблема соотношения уровней методологии научного исследования применительно к педагогическим исследованиям; вопрос об объекте и предмете педагогики и о взаимоотношении педагогики с психологией.

Указанные проблемы актуальны и сегодня, что показали дальнейшие выступления. Так, В. М. Полонский непосредственно обратился к основным критериям эффективности педагогических исследований: актуальности, новизны, теоретической и практической значимости, подчеркнув их роль не только в оценке результатов исследования, но и в планировании самого исследования. Е. В. Бережнова затронула интересную и малоизученную тему - появление личной позиции ученого в гуманитарном исследовании. Она показала, что согласование объекта и предмета исследования может способствовать сочетанию коллективного и индивидуального субъектов познания. Предмет исследования дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании этим ученым.

По существу, предмет - это субъективное видение объекта, определяемое ценностными ориентирами ученого, уровнем его педагогической и методологической грамотности.

Проблемам актуализации и развития дидактических идей М. Н. Скаткина были посвящены доклады членов Научной школы М. Н. Скаткина - И. Я. Лернера - Н. М. Шах-маева «Дидактика общего образования». Из их выступлений каждому присутствовавшему на конференции стало ясно, насколько современны и своевременны идеи Михаила Николаевича, каким инновационным потенциалом они обладают. Как отметил заведующий кафедрой общей педагогики Орловского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор А. И. Уман: «Идеи М. Н. Скаткина обычно считаются классическими, традиционными, но на самом деле, и это ярко показывает наша конференция, идеи М. Н. Скаткина являются основополагающими для современной дидактики и ее дальнейшего продвижения в инновационном направлении».

Заведующая лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук И. М. Осмоловская обратилась к идеям М. Н. Скаткина в контексте современных исследований, ведущихся в лаборатории. Она отметила вклад Михаила Николаевича в развитие дидактического принципа научности, который определял такие требования к содержанию образования, как его соответствие уровню современной науки, создание у учащихся представлений об основных методах научного познания, показ его закономерностей. Подробно о становлении и развитии принципа научности в дидактике рассказала профессор Московского государственного областного университета, доктор педагогических наук Л. М. Перминова.

В лаборатории общих проблем дидактики в настоящее время ведутся исследования, позволяющие представить принцип научности по-новому, в частности, исследуются возможности включения в содержание образования не только давно открытого, устоявшегося научного знания, но и знания, существующего в виде научных гипотез, а также знания, которое еще даже гипотетически не оформилось.

Вместе с И. Я. Лернером, В. В. Краевским, И. К. Журавлевым, Л. Я. Зориной, В. С. Цет-лин М. Н. Скаткин разрабатывал культурологическую концепцию содержания образования, которая включает представления о социальном опыте человечества как источнике содержания образования; уровнях формирования содержания; структурных элементах содержания образования. Эта концепция, будучи подлинно новаторской для своего времени, продолжает развиваться и сегодня: исследуется уровень теоретических представлений о содержании образования, на котором формируется допредметное, не разделенное на отдельные предметы, содержание; отбор содержания на этом уровне осуществляется на основании предметности обучения, которая в свернутом виде «вбирает в себя» и специфику содержания образования, и его состав, и структуру; в ходе исследований установлено, что в условиях различных дидактических подходов процедура отбора содержания образования различна, как и исходный, отправной пункт процесса - характер предметности обучения.

М. Н. Скаткин принимал участие в разработке концепции учебного предмета, который является средством реализации содержания образования с помощью педагогического инструментария. Сегодня дидактика продвигается и в этом направлении, расширяя само

понимание и типологию учебных предметов (включая элективные курсы, тренинги, индивидуальные проекты). Исследуется возможность построения одного и того же предмета по-разному, в зависимости от избранной предметности обучения (и как когнитивно-ориентированного, с основным компонентом «знания», и деятельностно-ориентированного, в котором во главе угла способы деятельности).

И. М. Осмоловская познакомила участников конференции с нерешенными проблемами дидактики, которые будущим ученым предстоит решить. Проблемы были озвучены М. Н. Скаткиным на праздновании его 90-летия и названы научным завещанием. Это проблема превращения ученика из объекта в субъект педагогического процесса; выявление роли жизнедеятельности детей в развитии личности; отбор базисного содержания образования; подготовка педагогов, которые должны превратиться из передатчиков знаний в организаторов жизнедеятельности детей; совершенствование системы управления народным образованием.

Об уроках М. Н. Скаткина современным исследователям и руководителям системы образования напомнила заведующая кафедрой педагогики Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Селиверстова, выступив против чрезмерной психологизации образовательной практики, которая проявилась в непосредственном перенесении психологических идей и терминов в образовательные стандарты, в частности, выделения универсальных учебных действий в качестве планируемых образовательных результатов. Она отметила, что у М. Н. Скаткина есть чему поучиться, взяв примеры использования психологического знания в педагогике в качестве предпосылочного, исключающего прямой перенос психологических идей, понятий, теорий и в педагогику, и в образование.

В докладе ведущего научного сотрудника Института стратегии развития образования РАО, доктора педагогических наук М. В. Кларина прозвучала характеристика вызовов современного образования дидактике, на которые она не может не откликнуться. Это вызовы поликультурности, полицентричности управления содержанием, целостного представления образовательных результатов (вызов компетенций). Завершая свое выступление, М. В. Кларин сказал: «Творцы блестящей общедидактической теории сделали свое дело. Возникающие вопросы относятся к новой эпохе, в которую мы вступили. Ответы на наши вопросы - за нами».

В выступлении доцента кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета, кандидата педагогических наук Е. В. Неборского был осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ педагогического наследия М. Н. Скаткина в аспекте проблем университетского образования. По мнению докладчика, педагогическое наследие Михаила Николаевича Скаткина может послужить источником для инструментального анализа, если идеи ученого-педагога экстраполировать на область университетского образования с учетом специфики последнего.

16 октября в здании Института стратегии развития образования РАО состоялась презентация Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики им. М. Н. Скаткина, создание которого началось в 2012 г. с передачи - дарения Институту архива ученого его детьми. В настоящее время в фондах находятся материалы деятелей

образования, а также их персональные библиотеки, включающие уникальные книги по философии, логике, педагогике, изданные в советское время и в дореволюционные годы.

Представляя Центр, С. В. Иванова отметила вклад в его создание и развитие сотрудников лаборатории истории педагогики и образования, и подчеркнула, что «впереди - издание книг, неопубликованных статей М. Н. Скаткина, продолжение изучения и осмысления его творческого наследия, без которого не состоится ни один педагог». М. В. Богуславский и руководитель Центра С. С. Невская отметили, что Центр - это не только исторический памятник М. Н. Скаткину и научный мемориал деятелям педагогики, но и творческая исследовательская лаборатория для развития стратегических направлений модернизации российского образования, пропаганды педагогических инноваций.

После презентации Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики имени Михаила Николаевича Скаткина состоялось его торжественное открытие и была проведена экскурсия по Центру.

Каждому гостю и участнику конференции был подарен мемориальный номер журнала «Отечественная и зарубежная педагогика» (2015, № 4), полностью посвященного М. Н. Скаткину. Статьи этого номера, по словам главного редактора С. В. Ивановой, раскрывают новые грани личности и научного наследия всемирно известного отечественного дидакта, который сегодня для Института - «образец научной продуктивности, честности и принципиальности, самоотверженного служения науке». Также все участники получили на память красочные и содержательные буклеты. В буклете «Выдающийся ученый-педагог Михаил Николаевич Скаткин: 115 лет со дня рождения» был представлен вклад М. Н. Скаткина в развитие педагогики, характеризуется педагогическая деятельность и основные научные труды М. Н. Скаткина, приводятся высказывания о нем, содержится информация об увековечении памяти М. Н. Скаткина.

В буклете «Научная школа М. Н. Скаткина - И. Я. Лернера - Н. М. Шахмаева "Дидактика общего образования"» освещены наиболее значимые результаты научной школы, а также охарактеризованы основные направления деятельности Научного совета РАО по проблемам дидактики.

Подводя итоги работы Международной научно-теоретической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения М. Н. Скаткина, С. В. Иванова отметила высокий научный потенциал конференции, органично сочетающийся с теплой искренней атмосферой, а также огромное значение подобных мемориальных научных собраний для сохранения наследия выдающихся ученых и для развития современной науки. Оценивая деятельность конференции, ее участники также обозначили высокий научный уровень, сердечность и душевность атмосферы.

В завершение Конференции были приняты следующие рекомендации:

1. Предложить Министерству образования и науки РФ рассмотреть педагогические идеи М. Н. Скаткина как актуальные в развитии современной системы образования (например, идея организации опытно-экспериментальных площадок).

2. Подчеркнуть важность изучения реального состояния современной образовательной практики.

3. Актуализировать идеи М. Н. Скаткина в реформировании образования (например, идею создания среды жизнедеятельности учителя и ученика).

4. Отражать в современных исследованиях творческое развитие идей наших отечественных педагогов-классиков.

5. Заявить о подготовке серии фильмов, посвященных великим ученым-педагогам.

6. Провести конкурс научно-педагогических работ имени М. Н. Скаткина.

Впереди в Институте стратегии развития образования РАО в 2016 г. новые конференции, посвященные замечательным отечественным ученым З. А. Мальковой, В. В. Кра-евскому, Э. Г. Костяшкину и А. М. Новикову.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 6