Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения М. Н. Скаткина'

Международная научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения М. Н. Скаткина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осмоловская И. М.

25-26 октября 2010 года в Учреждении РАО «Институт теории и истории педагогики» состоялась Международная научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения М.Н. Скаткина, «Основные тенденции развития дидактики: образование в постиндустриальном обществе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения М. Н. Скаткина»

АУЧНАЯ

ЖИЗНЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.Н. СКАТКИНА

INTERNATIONAL SCIENTIFIC- PRACTICAL CONFERENCE DEDICATED TO 110th ANNIVERSARY OF MIKHAIL N. SKATKIN

Осмоловская И.М.

Заведующая лабораторией дидактики Института теории и истории педагогики РАО, доктор педагогических наук

Osmolovskaya I.M.

Head of laboratory of pedagogics

of The Institute of theory and history of pedagogics

(Russian Academy of Education),

Doctor of Science (Education)

Аннотация. 25-26 октября 2010 года в Учреждении РАО «Институт теории и истории педагогики» состоялась Международная научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения М.Н.

Скаткина, «Основные тенденции развития дидактики: образование в постиндустриальном обществе».

Annotation. On October 25-2$h 2010 the International Scientific Practical Conference “ The Principal Trends in Development of Didactics “ was held at the Institute of Theory and History of Pedagogy (Russian Academy of Education). The conference was dedicated to the 11Cfh anniversary of M.N. Skatkin.

Участники конференции обратились к идеям М.Н. Скаткина, которые во многом перекликаются с современными проблемами образования, и, вместе с тем, представили свое видение тенденций развития дидактики, проблем, стоящих перед этой отраслью знаний.

На конференции присутствовали преподаватели высших учебных заведений, учителя, научные сотрудники и аспиранты, приехавшие из различных регионов нашей страны. Участие также приняли педагоги из Азербайджана, Украины, США.

На открытии конференции с приветственной речью к участникам обратился директор Института теории и истории педагогики, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор В.А. Мясников.

Пленарное заседание открыл член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор М.В. Богуславский с докладом «Школа будущего М.Н. Скаткина». М.В. Богуславский проанализировал прогностические идеи М.Н. Скаткина и соотнес их с реальной практикой сегодняшнего дня. В середине 70-х годов ХХ века М.Н. Скаткин опубликовал ряд статей по проблемам прогнозирования развития советской школы до 2000 года, наиболее полно эту проблематику он рассмотрел в книге «О школе будущего. Перспективы развития советской общеобразовательной школы» (М: Знание, 1974).

Что сбылось? Главное - общий образ школы. Как и предвидел в 70-х годах прошлого века М.Н. Скаткин, российская школа является 11-летней со структурой 4-5-2. В области содержания образования предполагался по сути компетентностный подход, выделение образовательных областей.

Что не сбылось? Политические процессы поставили крест на приоритетном направлении развития советской школы - «формировании коммунистического мировоззрения личности школьника», забылось «всестороннее и гармоничное развитие личности учащегося». Не сбылось ничего из прогноза по политехническому образованию школьников, их профессиональной подготовке и трудовому обучению.

Что из наиболее значимого в сделанном М.Н. Скаткиным прогнозе осталось пока не реализованным? Это вся социально-педагогическая сфера. 40 лет назад ученый был убежден, что все наши школы будут школами полного дня, интегрированными в социум. Но, как в заключение отметил М.В. Богуславский, если в этом и есть чья-либо персональная вина, то уж точно не Михаила Николаевича Скаткина.

Развитие идей М.Н. Скаткина в деятельности научной школы «Дидактика общего образования» осветила Е.О. Иванова, кандидат педагогических наук, длительное время заведовавшая лабораторией дидактики, в которой как раз и развивались те идеи, которые были высказаны М.Н. Скаткиным. Она показала, что одним из основных направлений исследования лаборатории остается дальнейшая разработка культурологической концепции содержания образования. Сотрудниками лаборатории введено понятие «предметность», которое позволяет подробно изучить формирование содержания образования на самом высоком уровне - теоретического представления, сформулированы дидактические основания, и предпринята попытка отбора допредметного содержания образования (которое в государственных образовательных стандартах второго поколения выступает в качестве фундаментального ядра общего образования). Интересные исследования ведутся в области разработки основных дидактических подходов: традиционного «знаниевого», компетент-ностного, личностно ориентированного. При этом Е.О. Иванова подчеркнула, что развитие современной школы неразрывно связано с актуализацией субъектной позиции ученика, о чем неоднократно говорил М.Н. Скаткин.

После выступления Е.О. Ивановой в зале зазвучал голос М.Н. Скаткина. В свойственной ему неторопливой и веской манере изложения, М.Н. Скаткин выделил пять основных проблем, которые дидактике предстоит решить:

1) Превращение ученика из объекта в субъект педагогического процесса.

2) Роль жизнедеятельности детей в развитии личности.

3) Отбор базисного содержания образования.

4) Подготовка педагогов, которые должны превратиться из передатчиков знаний в организаторов жизнедеятельности детей.

5) Совершенствование системы управления народным образованием.

Сформулировал эти проблемы М.Н. Скаткин, выступая на праздновании своего 90-летия, и назвал их «научным завещанием».

Фрагмент выступления М.Н. Скаткина «перебросил мостик» от исторических проблем к проблемам современного образования и перспективам развития дидактики.

В выступлении заведующей лабораторией дидактики И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, посвященном проблемам и перспективам развития дидактики, выявлены существующие в дидактике методологические проблемы: неоднозначность определений основных дидактических категорий, отсутствие общепризнанных педагогическим сообществом законов и закономерностей, увлечение методами естественных наук, которые в дидактике не всегда дают нужный результат, ориентация исследований на единственный дидактический подход «знаниевый» и игнорирование других подходов (компетентностного, личностно ориентированного, культурологического и т.д.).

Решение указанных методологических проблем возможно, если усилить гуманитарную направленность дидактики, шире использовать методы гуманитарных исследований. Особой проблемой, возникшей в связи с вызовами современности, является проблема организации процесса обучения в информационно-образовательной среде, которая требует изучения ее дидактических аспектов, корректировки принципов дидактики, выявления новых закономерностей образовательного процесса.

В докладе заведующей кафедрой педагогики Владимирского государственного гуманитарного университета Е.Н. Селиверстовой, доктора педагогических наук, был представлен взгляд на развивающие цели современного обучения с позиции специфики постиндустриального общества. Она убедительно показала важность понимания сущности человека не как пассивного продукта общественного развития, а как субъекта, сознательно строящего свое будущее выбором вариантов, направлений развития. Докладчик выделила 3 уровня развивающих целей:

1) операционально-инструментальный, рассматриваемый как опыт школьников выступать субъектами отдельных познавательных действий;

2) деятельностно-инструментальный - опыт школьников выступать субъектами целостной познавательной деятельности;

3) личностный, рассматриваемый как опыт школьников выступать субъектами отношения в познании.

Т.М. Ковалевой, профессором кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета, доктором педагогических наук, были рассмотрены понятия «среда», «тью-торское сопровождение», «событие» в контексте открытого образования. Показано, что открытое образование - это динамическая система, взаиморазвивающими элементами которой выступают, с одной стороны, образовательные мотивы, а с другой - образовательные ресурсы. Идея открытого образования востребует концепт образовательной среды как источника образовательных ресурсов, идею тьюторского сопровождения как особой педагогической деятельности по усилению ресурсного обеспечения образования, идею образовательного события как результата взаимодействия человека с образовательной средой.

Завершил пленарное заседание Ю.Б. Алиев, показав, что культурологический подход в приобщении школьников к искусству является средством отражения задач постиндустриального образования (термин А.М. Новикова). Задачи постиндустриального образования в сфере искусства могут быть предметно реализованы, прежде всего, на основе данного подхода, в котором предусматривается опора на витальность, жизненность приобщения к искусству. Культурологический подход изменяет представление учителя-художника о ценностях художественного образования и снимает узкую художественно-прикладную ориентированность его содержания.

В ходе постиндустрионального школьного художественного образования предлагается опора на культурологический эквивалент нового хозяйственного механизма и демократии, каким сегодня оказывается массовая художественная культура, органично вписывающаяся в демократическую организацию общества. Демократизация художественной культуры устанавливает равноправные отношения между аудиторией и художниками, закрепляет право каждого любить или не любить, смотреть или не смотреть, слушать или не слушать те или иные произведения искусства. Необходимо понять, что, не пройдя в школьном художественном образовании через стадию массовой культуры, невозможно достичь действительного подъема художественной культуры школьных масс.

В свою очередь, уровень художественной культуры современного школьника определяется не «приятием» или «неприятием» академических или массовых видов и жанров искусства, а той ведущей художественной способностью, которая заключается в приобретенном умении культивировать в себе восприимчивость к разным формам и образцам художественной культуры.

На конференции работали три секции, на которых глубоко и содержательно обсуждались тенденции развития дидактики в постиндустриальном обществе.

Работа секции «Специфика образования в постиндустриальном обществе» (руководитель Е.О. Иванова) началась с коллективного обсуждения проблемы постиндустриального образования. Цель - определение основных характеристик этого образования, которые хотелось бы обсудить всем участникам секции. В результате было принято решение сосредоточиться на анализе субъектной составляющей обучения.

Рассматривались подходы, формы и способы реализации субъект-субъектных отношений в процессе обучения. Директор Верхневязовской средней школы Бузулукского района Оренбургской области П.Ф. Пряхин поделился опытом разработки и использования индивидуальных образовательных траекторий учащихся в условиях сельской школы. Д.Е. Шевелева, аспирант лаборатории дидактики, рассказала о требованиях к содержанию образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения.

Участники секции обсудили понятия информационно-образовательной среды и пространства, дидактические условия их эффективного использования в постиндустриальном образовании. Ведущим научным сотрудником ИТИП РАО, кандидатом педагогических наук Е.О. Ивановой был рассмотрен вопрос создания информационно-образовательной среды как результата целенаправленной деятельности субъектов обучения. Старший научный сотрудник ИТИП РАО, кандидат пе-

дагогических наук Ю.Е. Шабалин подчеркнул необходимость инновационной деятельности каждого педагога и педагогического коллектива школы в целом как основы для формирования информационно-образовательной среды. Доцент кафедры педагогики Белгородского государственного университета, кандидат педагогических наук Г.В. Макотрова представила результаты теоретического исследования и практики использования ресурсов сети Интернет для развития научного потенциала учащихся.

Анализировались возможности и способы развития ученика как субъекта образования. Заведующая кафедрой педагогики ВГГУ доктор педагогических наук Е.Н. Селиверстова обосновала уровни субъектности школьника в процессе обучения. Доцент кафедры региональной истории Чувашского государственного педагогического университета кандидат педагогических наук Л.А. Краснова раскрыла проблему развития научного знания как динамическую модель диалектического единства познанного и непознанного, являющегося условием актуализации субъектных проявлений ученика. Доцент кафедры профессионального образования Белгородского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, кандидат педагогических наук Т.Н Фатьянова обозначила важность подготовки и повышения квалификации учителей для успешной реализации субъектных позиций участников образовательного процесса.

В секции «Дидактика открытого образования» (руководитель Т.М. Ковалева) были представлены доклады, освещающие проблемы тьюторства в образовательных учреждениях,

Т.М. Митрошина (Ижевск) в докладе «Социальное тьюторство: из опыта Гуманитарного лицея» широко и в то же время детально проиллюстрировала возможности тьюторского сопровождения в лицее с акцентом на организации социальных стажировок. Был дан обзор методов активизации самоопределения учеников старшей школы на основе тьюторских технологий, освещен опыт реализации концепции индивидуальных учебных планов в Ижевском лицее.

З.Л. Монасевич (Владимир) в своем докладе «Инициативное учебное действие младшего школьника как условие открытости образования» сделала акцент на развитии детских инициативных действий в начальной школе, обозначила разные формы и подходы работы с детской инициативой.

Ю.А. Изотова (Москва, Тьюторская магистратура - 2-й год обучения) в своем докладе описала тьюторское сопровождение магистрантов в педагогическом вузе на материалах учебной практики начинающих тьюторов. Были освещены принципиальные подходы к проектированию, формы тьюторского сопровождения студентов, способы контроля результата тьюторского действия, прокомментирован разработанный «портфель» с рабочей документацией тьютора.

Рассматривая тьюторскую компетентность классного руководителя, В. Таран (Москва, Тью-торская магистратура - 1-й год обучения) предложила яркий и актуальный подход к тьюторскому сопровождению учеников старшей школы на предметности ЕГЭ с использованием техник персональной эффективности в контексте тьюторства. Все доклады были восприняты с живым интересом и активно обсуждались участниками конференции.

Интересным получилось обсуждение дидактических проблем и в секции «Процесс обучения в информационно-образовательной среде» (руководитель И.М. Осмоловская).

О.Л. Петренко, заместитель директора ГОУ «Центр образования № 1484 им. А.М. Горького», кандидат технических наук, интересно представила роль информационных технологий в образовательном процессе, дидактические проблемы, возникающие в связи с этим: определение содержания образования, методов обучения, подготовка учителей, не только владеющих ИКТ, но и умеющих найти им нужное место на уроке, использовать для более глубокого усвоения школьниками учебного материала. Особое внимание О.Л. Петренко уделила использованию информационных технологий в деятельности руководителя образовательного учреждения, включая организацию внешнего и внутреннего документооборота, подготовку отчетов, проведение аналитической работы, поиск информации в Интернете, ведение Интернет-ресурсов для представления образовательного учреждения в информационном пространстве.

И.Г. Литвинская, заведующая центром базовых школ Красноярского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, остановилась на технологических аспектах урока: проблеме постановки цели, определения структуры урока, организации диалога учащихся. Она отметила, что в дидактике недостаточно изучен организованный диалог, в техноло-

гии организации которого можно выделить три аспекта: учебные действия детей по выполнению задания, взаимодействие, речевой акт.

Н.Ю. Пахомова, доцент Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук, свое выступление посвятила рефлексивным действиям в проектном обучении. Она отметила, что для организации самостоятельного добывания знаний учащимися, эффективного их усвоения, у учащихся должны быть сформированы умения производить проектные действия и операции в последовательности, соответствующей технологии проектирования, и выработана готовность к проектной деятельности. Кроме того, важен опыт использования проектирования для решения проблем. В понятиях компетентностного подхода - это проблемная компетентность. Одним из важных проектных умений является умение осуществлять рефлексивные действия, для формирования которых разработаны специальные задания в курсе «Проектная деятельность» для 2-4-х классов.

Бурно проходило обсуждение выступления В.Л. Перминова, старшего преподавателя кафедры управления персоналом Московского института открытого образования, который многие проблемы развития образования рассмотрел с экономических позиций. Участники секции не могли согласиться с тем, что ситуация в образовании развивается по пессимистическому сценарию. Причины этого В.Л. Перминов видит в невнятности сформулированной модернизационной национальной стратегии в образовании, проблемах идеологического аспекта образования, в низкой экономической и управленческой эффективности в образовании, наметившемся разрыве преемственности поколений в науке.

Подведение итогов работы конференции показало важность и сущностную значимость обсужденных проблем, дало возможность наметить проблемы, которые требуют первостепенного решения дидактикой при переходе общества в стадию постиндустриального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.