Научная статья на тему 'Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 115-летию Михаила Николаевича Скаткина: Педагогическое наследие М.Н.Скаткина в свете современных проблем образования'

Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 115-летию Михаила Николаевича Скаткина: Педагогическое наследие М.Н.Скаткина в свете современных проблем образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 115-летию Михаила Николаевича Скаткина: Педагогическое наследие М.Н.Скаткина в свете современных проблем образования»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М. Н. СКАТКИНА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

15-16 октября 2015г. в. Москве состоялась Международная научно-теоретическая конференция «М.Н.Скаткин - выдающийся отечественный педагог и деятель образования», посвященная 115-летию со дня рождения учёного. Организаторами форума выступили Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, Институт стратегии развития образования РАО.

В работе конференции приняли участие 220 ученых - педагогов и деятелей образования из г. Гродно Республики Беларусь, а также из регионов Российской Федерации: Москвы, Белгорода, Великого Новгорода, Владимира, Вологды, Воронежа, Ижевска, Калуги, Нижнего Тагила, Орла, Рязани, Смоленска, Тулы, Ярославля, Жуковского (Московская обл.), Коломны (Московская обл.), Новомосковска (Тульская обл.), Обнинска (Калужская обл.).

Первый день большого собрания прошёл в Российской академии образования и начался с торжественного открытия. С приветственным словом к участникам обратились председатель оргкомитета конференции, Президент РАО, академик РАО, доктор филологических наук, профессор Л.А. Вербицкая и заместитель председателя, директор Института стратегии развития образования РАО, доктор философских наук, профессор С.В. Иванова.

Отмечая огромный вклад М.Н. Скаткина во взаимодействие воспитания, образования и педагогической науки, обогащение теории и практики отечественного образования, говоря о его личностных качествах, Л.А. Вербицкая задала тон всей конференции - возникла торжественная атмосфера. Людмила Алексеевна отметила, что деятельностью выдающегося учёного руководила любовь, прежде всего, любовь к детям. Ведь и сам Михаил Николаевич родился и воспитывался в семье, где было 9 детей.

Говоря о широте интересов М.Н. Скаткина, Людмила Алексеевна обратила внимание на большую роль самообразования в формировании его личности, выборе жизненного и научного пути,напомнила, в какой сложный исторический период происходило становление ученого, и завершила свое выступление словами искренней благодарности Михаилу Николаевичу за его большой вклад в развитие педагогики и его деятельность в Академии.

Затем состоялось награждение сотрудников Института стратегии разви-

162

I Научная жизнь

тия образования. Медаль М.Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики» была вручена Президентом РАО:

Ирине Михайловне Осмоловской, заведующей лабораторией общих проблем дидактики;

Юлию Багировичу Алиеву, заместителю заведующего лабораторией общих проблем дидактики;

Виталию Григорьевичу Безрогову, главному научному сотруднику лаборатории истории педагогики и образования;

Светлане Сергеевне Невской, ведущему научному сотруднику лаборатории истории педагогики и образования, руководителю Научномемориального центра деятелей истории и теории педагогики им. М.Н. Скаткина;

Анатолию Владимировичу Овчинникову, начальнику научно-организационного и аналитического отдела;

Василию Григорьевичу Разумовскому ,главному научному сотруднику Центра естественнонаучного образования.

Грамотами Российской академии образования награждены:

Людмила Михайловна Дьяконова, научный редактор редакционно-издательского и информационного отдела;

Наталья Николаевна Найденова, заместитель заведующего Центром педагогической компаративистики;

Екатерина Евгеньевна Никитина, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Светлана Вениаминовна Иванова, директор Института стратегии развития образования РАО.

Светлана Вениаминовна подчеркнула, что сейчас, когда завершился процесс реорганизации Института стратегии развития образования РАО и выстраиваются новые отношения с Российской академией образования, очень символично проведение первой совместной конференции.

«У нас в Институте - аура Скаткина, его слово и дело влияют на следующие поколения, - сказала С.В. Иванова. - Ведь сорок три года он входил в наше старое здание на улице Павла Корчагина». И сегодня в Институте академии образования работают те, кто знал М.Н. Скаткина, благодаря лаборатории общих проблем дидактики продолжает жить его научная школа. Сама Светлана Вениаминовна бережно хранит со студенческих времён книгу учёного «О школе будущего».

163

Научная жизнь I

Воспоминания о М.Н. Скаткине стали самой эмоциональной частью конференции.

Всем, кто вспоминал о Михаиле Николаевиче, не нужно было читать «по бумажке» - память работала без черновиков, набело, речь звучала в высоком стиле.

В рассказе академика РАО В.П. Борисенкова М.Н. Скаткин - скромный, тихий и доброжелательный человек; многогранный учёный - педагог-ди-дакт, культуролог, знаток естествознания; гражданин - внимательный к молодым учёным, воспитывающий будущее российской науки. «Нужно хранить память о тех людях, которые внесли столь значительный вклад в науку, - сказал В.П.Борисенков. - Это признак уважения и к себе, и к своему прошлому, и к своей стране. То дело, которым занимался учёный, должно вдохновлять молодёжь. Честь и слава педагогической науке и педагогической школе Михаила Скаткина!»

Академик РАО Н.Д. Никандров, вспоминал о требовательности Михаила Николаевича к научным работам, о его принципиальности, сочетающейся с доброжелательностью. Николай Дмитриевич назвал М.Н. Скаткина человеком с большой буквы и отметил важность таких мемориальных встреч.

В.П. Тарантей, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и социальной работы Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, бывший аспирант М.Н. Скаткина, охарактеризовал своего научного руководителя как человека энциклопедического ума; отметил, что научные исследования Михаила Николаевича до сих пор используются не только в России, но и в странах ближнего зарубежья и Европы.«Я благодарен судьбе за то, что она мне подарила два с половиной года общения с Михаилом Николаевичем. Пусть имя Скаткина живёт в веках!» - торжественно завершил своё выступление В.П.Тарантей.

Подарком для гостей и участников конференции стали выступления детей учёного Елены Михайловны и Валентина Михайловича Скаткиных, а также его внучки Олеси Дмитриевны. Родственники показали редкие семейные фотографии, рассказали о личной жизни Михаила Николаевича, который был хорошим семьянином, путешественником, ездил на велосипеде, играл на фортепиано и ... любил работать во время отдыха. Несмотря на непростые бытовые условия, в его доме двумя важнейшими предметами были пишущая машинка и пианино.

Ю.Б. Алиев, заместитель заведующего лабораторией общих проблем дидактики Института, предложил вниманию коллег фрагмент уникальной записи: Михаил Николаевич говорил о своей научной деятельности и со-

164

I Научная жизнь

бирании архива. Зазвучал живой голос - тихий, немного глуховатый, но убедительный и твёрдый.Голос человека, знающего, что он делает нужное дело. Голос, в котором, как верно сказала С.В. Иванова, слышно «доброжелательное отношение к миру». Л.А. Вербицкая отметила « прекрасную интонацию» М.Н.Скаткина, интонацию «человека, творчески мыслящего».

Следующий этап конференции - выступления учёных.

Рассказ заведующего лабораторией истории педагогики и образования Института, члена-корреспондента РАО М.В.Богуславского о судьбе и педагогической деятельности М.Н. Скаткина, нельзя назвать просто выступлением или докладом - это была блестящая ораторская речь. Михаил Викторович на предельной эмоциональной высоте говорил о большом учёном, в самых сложных жизненных обстоятельствах сохраняющем верность науке, о его гражданской смелости. В августе 91-го всех потрясло сообщение о смерти М.Н. Скаткина - под его фото был нарисован православный крест, и кто-то написал: «Не верю!». Такие люди уходят, чтобы остаться навсегда.

Свое выступление М.В. Богуславский завершил стихами Е.Евтушенко:

Степи ковыльные, холмы могильные...

Сильные помнят. Не помнят бессильные.

Впасть в историческое беспамятство -Муромцем быть без щита и без палицы.

Впасть в историческое беспамятство -Это безвёсельно, это беспарусно.

Можно любить без памяти женщину -Только не Родину. Память завещана.

Тема памяти звучала и во всех последующих выступлениях: заведующего кафедрой педагогики ТГПУ, члена-корреспондента РАО, д-ра пед. наук

А.А. Орлова («Роль М.Н. Скаткина в развитии педагогической науки»); заведующей лабораторией общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО И.М.Осмоловской(«Дидактические идеи М.Н. Скаткина и их развитие»); главного научного сотрудника лаборатории общих проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, чле-на-корреспондента РАО, д-ра пед.наук. В.М.Полонского («Эффективность педагогических исследований в наследии М.Н. Скаткина»); профессора МГОУ, д-ра пед.наук, профессора Л.М. Перминовой («Развитие дидактического принципа научности, разработанного М.Н. Скаткиным, в контексте современности»); ведущего научного сотрудника лаборатории общих

165

Научная жизнь I

проблем дидактики Института стратегии развития образования РАО, д-ра пед.наук М.В. Кларина («Классическая дидактика М.Н. Скаткина и вызовы современного образования»); заведующей кафедрой педагогики Владимирского государственного университета Е.Н. Селиверстовой («Вклад М.Н. Скаткина в разработку дидактических представлений о развивающей роли обучения (50-е -начало 60-х гг. ХХ в.)»; заведующего кафедрой педагогики Орловского государственного университета, д-ра пед. наук А.И. Умана («Модели процесса обучения: от М.Н. Скаткина до наших дней»); профессора кафедры педагогики и психологии МГИМО, д-ра пед. наук Е.В. Бережновой («Способы оформления личной позиции учёного в гуманитарном исследовании»); заведующего кафедрой педагогики и педагогического образования Рязанского государственного университета, д-ра пед наук А.А. Романова («Экспериментальная работа М.Н. Скаткина в Первой Опытной станции НКП РСФСР как основа его научных интересов в педагогике»); начальника научно-аналитического отдела Института стратегии развития образования РАО, д-ра пед. наук А.В.Овчинникова («Педагогические поиски М.Н. Скаткина в условиях политической кампании по развитию научного наследия И.П. Павлова »); старшего научного сотрудника лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО К.Ю. Милованова («Общественнопедагогические воззрения М.Н. Скаткина и стратегические аспекты развития отечественного образования»).

Завершая первый плодотворный день работы, участники отметили высокий уровень проведения конференции. Каждому гостю и участнику был подарен мемориальный номер журнала «Отечественная и зарубежная педагогика», полностью посвящённый М.Н.Скаткину. Статьи этого номера, по словам главного редактора С.В.Ивановой, раскрывают новые грани личности и научного наследия всемирно известного отечественного ученого-ди-дакта, который сегодня является «образцом научной продуктивности, честности, принципиальности, самоотверженного служения науке».

16 октября в здании Института стратегии развития образования РАО состоялась презентация Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики им.М.Н.Скаткина, создание которого началось в 2012 г. с передачи - дарения Институту архива учёного его детьми. Сегодня в фондах находятся материалы деятелей образования, а также их персональные библиотеки.

Представляя Центр, С.В. Иванова отметила вклад в его создание и развитие сотрудников лаборатории истории педагогики и образования.

166

I Научная жизнь

Впереди - издание книг, неопубликованных статей М.Н. Скаткина, продолжение изучения и осмысления его творческого наследия, «без которого не состоится ни один педагог». М.В. Богуславский назвал М.Н. Скаткина «нравственно-педагогическим камертоном Российской академии образования» и подчеркнул, что трудно переоценить его открытия, в частности, связанные с педагогическим прогнозированием и политехническим образованием. Михаил Викторович отметил, что Центр - это не только архив М.Н.Скаткина и научный мемориал, посвященный деятелям педагогики, но и творческая исследовательская лаборатория, задача которой развитие стратегических направлений модернизации российского образования.

Руководитель Центра С.С. Невская отметила, что научно-мемориальный центр должен стать не только историческим памятником, но и научным центром, пропагандирующим педагогические инновации.

После презентации Научно-мемориального центра деятелей теории и истории педагогики имени Михаила Николаевича Скаткина состоялось его торжественное открытие и была проведена экскурсия по Центру. С.С.Невская показала личные записи М.Н.Скаткина, уникальные книги по философии, логике, педагогике из его библиотеки, изданные в советское время и в дореволюционные годы. Внимательно рассматривая старые издания, С.В. Иванова с неподдельным волнением перелистывала страницы знаменитого учебника М.Н.Скаткина по природоведению, по этому учебнику училось не одно поколение советских школьников.

Затем состоялось пленарное заседание, которое открылось докладом И.Л. Ефимовой, научного сотрудника музея истории г.Обнинска «М.Н. Скаткин - сотрудник Калужского отделения Первой опытной станции Наркомпроса (по материалам фонда Музея истории г. Обнинска)». В выступлении был наглядно охарактеризован первоначальный период становления личности и педагогической деятельности М.Н.Скаткина в Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР под руководством С.Т.Шацкого.

С.С. Невская, д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО в своем выступлении «С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и М.Н. Скаткин: дискуссия о политехнизме» затронула актуальные вопросы современности, касающиеся проблемы формирования человеческого и социального капитала в ракурсе вклада в развитие трудового воспитания, политехнического образования М.Н. Скаткина, С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко.

С.З. Занаев, научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО выступил с

167

Научная жизнь I

сообщением «Осуществление М.Н. Скаткиным политехнического образования как стратегического направления модернизации образования в 20-е годы». По мнению исследователя, можно утверждать, что при разработке концептуальных положений, заложивших основу теории и практики политехнического обучения, М. Н. Скаткин опирался на основные идеи и принципы педагогической системы С.ТШацкого: комплексное взаимодействие школы, семьи и общественности в осуществлении политехнического образования; связь обучения с жизнью, с общественно полезным производительным трудом; трактовка общего образования в качестве фундамента политехнической, трудовой подготовки, социализации и становления личности; самостоятельность учащихся в освоении техники, технологии, организации и экономики производства; целенаправленное педагогическое руководство политехническим образованием школьников; систематичная и непрерывная подготовка и повышение квалификации педагогов -политехнистов.

Безусловно, идеи и мысли отечественного ученого-педагога М.Н.Скаткина по праву прошли испытание и проверку временем и не потеряли своей актуальности, их необходимо учитывать при развитии и модернизации современного образования.

Совместное выступление Е.В. Неборского, доцента кафедры педагогики и педагогической психологии Удмуртского государственного университета и В.В. Неборской, доцента кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей Удмуртского государственного университета было посвящено теме «Педагогическое наследие М.Н. Скаткина и проблемы университетского образования (сравнительно-сопоставительный анализ). По мнению докладчиков, педагогическое наследие Михаила Николаевича Скаткина может послужить источником для инструментального анализа, если идеи ученого-педагога экстраполировать на область университетского образования с учетом специфики последнего.

Подводя итоги работы Международной научно-теоретической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения М.Н. Скаткина, С.В.Иванова подчеркнула высокий научный уровень конференции, органично сочетающийся с теплой искренней атмосферой, а также то, что подобные мемориальные научные собрания имеют огромное значение и для сохранения наследия выдающихся учёных, и для развития современной науки. А впереди в Институте - новые конференции, посвящённые замечательным отечественным ученым С.Я.Батышеву, З.А.Мальковой,

В.В.Краевскому, Э.Г.Костяшкину.

В завершение Конференции были приняты следующие рекомендации:

168

I Научная жизнь

Предложить Министерству образования и науки РФ рассмотреть педагогические идеи М.Н. Скаткина как актуальные в развитии современной системы образования (например, идея организации опытно-экспериментальных площадок).

Подчеркнуть важность изучения реального состояния современной образовательной практики.

Актуализировать идеи М.Н. Скаткина в реформировании образования (например, идею создания среды жизнедеятельности учителя и ученика).

Отражать в современных исследованиях творческое развитие идей наших отечественных педагогов-классиков.

Заявить о подготовке серии фильмов, посвященных великим ученым-педагогам.

Провести конкурс научно-педагогических работ имени М.Н. Скаткина.

Материал подготовлен М.В. Богуславским, И.М. Осмоловской, Н.В Кутьевой

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.