ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Н. СКАТКИНА
СУДЬБА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.Н.СКАТКИНА
В статье показан генезис педагогической системы Михаила Николаевича Скаткина.
Сонным предпутчевым августом 1991 г. в коридоре второго этажа НИИ общей педагогики АПН СССР появился маленький листок, на котором в сопровождении крохотной фотографии машинописным текстом сообщалось о смерти 7 августа на 91-м году жизни М. Н. Скаткина, от руки был нарисован православный крест и два слова «Не верю!!!». И, действительно, всем нам казалось, что, вопреки законам природы, жизнь Михаила Николаевича будет длиться вечно...
В образе М.Н.Скаткина олицетворяются лучшие качества замечательного ученого-педа-гога, патриота и просветителя. Ему всегда были присущи мудрость, ясность духа, доброжелательность, профессионализм. В самых сложных жизненных обстоятельствах он оставался верным подлинной науке, непреклонным в своей гуманной ценностной ориентации.
Емкую и метафоричную характеристику личностно-профессиональных качеств М.Н.Скаткина дал видный отечественный педагог, академик РАО В.В.Краевский: «Таким людям, как М.Н.Скаткин, дано видеть глубинную суть вещей, с которыми соприкасается педагогика, скрытую от тех, кто скользит по поверхности явлений. Он был воплощением добрых традиций, точнее, доброго в традици-
М.В. Богуславский
С.З. Занаев
Ключевые слова:
М.Н.Скаткин, отечественное образование, педагогическая наука.
9
Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина I
ях... Он всегда оставался самим собой - верным человеку, человечности, науке. М.Н.Скаткин был человеком мягким, негромким, но непреклонным в своей ценностной ориентации. Главное - уважал людей и, стало быть, -себя, хотя никогда не выставлял это чувство на обозрение. Обладал способностью в прошлом увидеть зреющее будущее, а в новом - разглядеть перекрашенное старое... Такие, неизбывные во все времена, качества, как инертность мысли, высокомерие, самолюбование, претензии на владение истиной в последней инстанции не могли укорениться ни в нем, ни возле него» (Краевский В.В. Три измерения педагогики (к столетию со дня рождения М.Н.Скаткина) // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 2 дек. Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-02.htm. )
Родом из детства
Характеризуя генезис педагогической системы М.Н.Скаткина, следует особо рассмотреть первоначальные семейные и средовые факторы биографии ученого, те условия, в которых происходило становление аксиологических оснований его педагогического мировоззрения, формирование духовно-нравственных убеждений.
На становление жизненного и педагогического мировоззрения М.Н.Скаткина большое влияние оказали факты его личной биографии и, прежде всего, уклад семьи. Михаил Николаевич Скаткин родился 29. 07. (11. 08.) 1900 г. в селе Козлово Клинского уезда Московской губернии (ныне Конаковского района Тверской губернии) в многодетной семье земского санитарного врача Николая Ивановича Скаткина [1].
Атмосфера семьи оказала значительное воздействие на первоначальное формирование педагогических взглядов М.Н. Скаткина. С сердечной благодарностью он всегда вспоминал мать Валентину Петровну Скаткину (урожденную Строеву), принадлежавшую к дворянскому сословию, посвятившую всю жизнь семье, способную умело организовывать коллективную жизнь своих восьми сыновей и двух дочерей. Михаил Николаевич отмечал, что в этом ей помогали образованность (кроме художественной литературы она много читала по педагогике, медицине, психологии) и природный педагогический дар.
В 1908 году, когда семья переехала в Москву, родители Михаила Николаевича решили взять на воспитание двух осиротевших детей сельского учителя. Этот поступок людей милосердных и высоконравственных -образец подлинного гуманизма и человечности - был положительным примером для их детей.
10
I М.В. Богуславский, С.З. Занаев
Все эти обстоятельства, безусловно, определили в дальнейшем присущее М.Н.Скаткину ярко выраженное и действенное гуманистическое мировоззрение, особую любовь к детям и заботу о них. Характерно и то, что М.Н.Скаткин постоянно обращал внимание на необходимость всемерного педагогического просвещения родителей, объективно являющихся первыми учителями своих детей, на органичную взаимосвязь семьи и школы.
Первоначальное образование Михаил Скаткин получил в АлександровскоСмоленском мужском городском начальном училище [2]. В сентябре 1910 года Михаил Скаткин поступил в Московскую 8-ю гимназию им. Григория Шелапутина [3]. Эта гимназия была одной из лучших в Москве и выделялась авторской и подчеркнуто русской православно-патриотической направленностью. Гимназия входила в состав своеобразного педагогического комплекса, включавшего также реальное училище и педагогический институт.
Здесь впервые была реализована идея последипломной подготовки преподавателей. Главной инновацией являлась непрерывная педагогическая практика студентов в гимназии и реальном училище. По сути, методике преподавания учили непосредственно во время проводимых слушателями уроков. Причем в качестве методистов для этой непрерывной педагогической практики привлекались лучшие московские преподаватели. Несомненно, обучение в этом уникальном педагогическом комплексе во многом сформировало первоначальные методические взгляды М.Н.Скаткина, в известной степени заложило ориентацию на практическую подготовку и переподготовку педагогов.
По окончании гимназии в июне 1918 г. М.Н.Скаткин приступил к работе лаборантом Валуйской опытно-оросительной и солончаковой станции Новоузенского уезда Саратовской области [4]. Этот первоначальный опыт сыграл определяющую роль в его дальнейшем становлении как исследователя агробиологического естествоведческого направления образования.
М.Н.Скаткин позднее отмечал, что в этот период рождения Советского государства «органами народного образования стала привлекаться к работе в школе молодежь с общим средним образованием в надежде, что энтузиасты, откликнувшиеся на революционный призыв, как-нибудь сумеют научить детей читать, писать и считать, а затем в процессе практической работы овладеют на курсах и путем самообразования систематическими педагогическими знаниями»1 11. В числе откликнувшихся на этот призыв был и Михаил Николаевич Скаткин. В мае 1919 г. он начал педагогическую дея-
1 Скаткин М.Н. Взгляд в прошлое, взгляд в настоящее//Семья и школа. - 1987. -№11. - С .24-25.
11
Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина I
тельность учителем Кожушковской начальной школы, располагавшейся на хуторе Новоузенского района Саратовской области [5], что затем во многом обусловило его центрацию на разработке проблем начального образования. Вспоминая в дальнейшем о начале своей педагогической деятельности, он писал: «Мы, молодые учителя, учить детей так, как нас самих учили, не хотели, а как надо работать в новой школе - не знали»1.
С Шацким - навсегда
С 1920г. на протяжении 10 лет М.Н.Скаткин осуществлял профессиональную деятельность под руководством С.Т.Шацкого в коллективе Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР, куда его пригласил брат - Лев Николаевич Скаткин, уже работавший здесь педагогом.
Успехи в работе Станции были во многом обусловлены продуктивной организацией подготовки педагогических кадров. С.Т.Шацким были организованы педагогические курсы, где использовались такие формы работы, как мастер - классы, консультации, постоянные встречи с учителями, творческие контакты и обмен опытом коллег. На этих курсах М.Н. Скаткин проходил подготовку на протяжении шести лет - с мая 1920 г. по май 1926 г. Как было отмечено в выданной ему по окончании курсов справке, он прослушал такие курсы: «программа деревенской школы I ступени; счетоводный анализ крестьянского хозяйства; сельскохозяйственная кооперация; основы обществоведения» [9].
Отметим, что окончанием курсов, по сути, закончилось систематичное педагогическое образование М.Н.Скаткина. Удивительно, но он стал академиком АПН СССР, доктором педагогических наук и профессором, не имея ни среднего специального, ни высшего профессионального образования.
С 1920 по 1925 гг. М.Н.Скаткин работал учителем начальной школы сначала в школе деревни Кривское, а затем в школе деревни Самсоново, входивших в состав Первой опытной станции. После окончания курсов в 1926-1931 гг. он преимущественно занимался научно-методической работой. В 1926 г. педагог с отрывом от работы прошел по проблеме «постановки исследований местного края в педагогических целях» годичную научную стажировку на экономическом факультете Тимирязевской сельскохозяйственной академии и в Исследовательском институте сельскохозяйственной экономики [7-8]. Подготовка по экономическому направлению имела большое значение для его последующего становления как педагога-иссле-дователя при разработке им учебных и научно-методических проблем есте- 1
1 Скаткин М.Н. Взгляд в прошлое, взгляд в настоящее.
12
I М.В. Богуславский, С.З. Занаев
ствоведческого и политехнического направления. В дальнейшем это прослеживается в его исследованиях, посвященных данным вопросам.
После окончания стажировки М.Н.Скаткин становится сотрудником экономической секции Калужского отделения Первой опытно-показательной станции. Безусловно, встреча со Станиславом Теофиловичем Шацким явилась для М.Н.Скаткина судьбоносной. Прогрессивные общественно-политические, гуманистические мировоззренческие взгляды и идеи С.Т.Шацкого, его увлеченность наукой во многом определили жизненный путь и дальнейшую педагогическую деятельность М.Н. Скаткина. Общепризнанной заслугой С.Т.Шацкого является то, что у своих коллег он стремился пробудить интерес к научно-исследовательской деятельности. С.Т.Шацкий вырастил плеяду своих последователей, видных ученых - педагогов, среди них Н.П. Кузин, Л.Н. и М.Н. Скаткины. Влияние харизматич-ной личности Станислава Теофиловича, его деятельность как педагога-уче-ного оказали определяющее воздействие на формирование личности М.Н. Скаткина как исследователя. Несомненно, что за период работы в Первой опытной станции М.Н. Скаткин под руководством С.Т.Шацкого прошел основательную школу организационно-педагогической и научно-исследовательской деятельности. Первые научные труды М.Н.Скаткина были написаны и опубликованы при помощи С.Т.Шацкого [6].
Бесконечную благодарность и высочайшее уважение к своему Учителю Михаил Николаевич пронёс через всю жизнь. Он много сделал для публикации трудов С.Т.Шацкого, пропаганды его педагогической системы. В поздних публикациях М.Н.Скаткина часто проводился анализ и сопоставление времени его становления как ученого-педагога с последующими периодами научно - педагогической деятельности.
Симптоматично, что свою последнюю статью «Итоги педагогической деятельности. 1920-1990 гг.», публикуемую в этом номере, М.Н.Скаткин предварил посвящением: «Автор Драгоценной для россиян памяти Станислава Теофиловича Шацкого сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностью посвящает».
Этапы большого пути
В 20-е гг. - социально-педагогическом периоде деятельности - М.Н.
Скаткин исследовал пути осуществления образования в условиях сельского социума: осуществлял анализ социокультурных и средовых факторов образования; поиск путей связи деятельности школы с окружающим населением. В этот период исследовались возможности метода проектов в
13
Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина I
интеграции учебной и трудовой деятельности школьников; происходила апробация различных форм и методов внеурочной и внешкольной общественно полезной деятельности учащихся, преимущественно сельскохозяйственной направленности.
В целом, анализ публикаций М.Н. Скаткина периода 20-х годов позволяет сделать вывод о том, что в них доминировала направленность на то, чтобы обучение и воспитание детей в школах шло с учетом особенностей жизни села, традиций и обычаев, через убеждение реальными примерами улучшения условий жизни и окружающей среды, которое, в свою очередь, оказывало общее благотворное влияние на социум. В процессе такой деятельности, решая образовательно-воспитательные задачи, учащиеся вносили элементы нового в местную культуру, совершали конкретный созидательно-творческий вклад в преобразование и улучшение окружающей среды [6].
Подчеркнём, что сформированный на этой основе в 20-е годы в мировоззрении М.Н.Скаткина комплекс теоретических, дидактических и методических положений выступил базой и творческим источником для последующей разработки стабильного учебника по естествознанию и методике преподавания этого предмета.
В 30-е - середине 40-х гг. - предметно-методическом периоде - М.Н.
Скаткиным осуществлялось исследование способов формирования учебного курса естествознания для начальной школы и использования его потенциала для политехнического образования школьников [10, л.1].
В начале 1930-х годов произошла существенная трансформация политической и социальной основы советского государства и общества, что самым непосредственным образом сказалось на образовательной политике. На протяжении первой половины 30-х годов произошла смена образовательных парадигм: вместо парадигмы трудовой школы утвердился модернизированный вариант парадигмы «школы учебы».
Произошедшие в 30-е годы кардинальные изменения системы советского образования самым непосредственным образом сказались на личной и профессиональной судьбе М.Н. Скаткина.
Анализ всех этих мер красноречиво свидетельствует, что каждая из них и их совокупность имели направленность, противоположную той деятельности, которой занимался М.Н. Скаткин на протяжении 20-х годов, которая составляла доминанту его творческого поиска. Все это потребовало от ученого кардинальной перестройки личной судьбы и сферы профессиональной деятельности. Добавим к этому, что в 1937 году его брат Валентин Николаевич Скаткин, являвшийся сотрудником Китайско-
14
I М.В. Богуславский, С.З. Занаев
восточной железной дороги (КВЖД), был репрессирован.
В первой половине 30-х годов, когда еще сохранялась возможность пропаганды политехнических знаний, М.Н.Скаткин переключился на естествоведческую проблематику и вместе с коллегами разрабатывал в данном аспекте концепцию и программно - методическое обеспечение естественнонаучного образования школьников.
В 30-е годы М.Н. Скаткин вёл плодотворную научно-исследовательскую работу в ведущих учреждениях страны - Институте научной педагогики при 2-м МГУ, в Программно-методическом институте НКП РСФСР и одновременно преподавал в вузах [12]. В 1931-1932 гг. М.Н. Скаткин трудился на посту ответственного секретаря журнала «Методика политехнической школы». В выданной ему характеристике особо отмечалось, что он «вел большую работу по привлечению авторов из числа практиков-учителей опытных школ, подбирал материалы по наиболее актуальным вопросам школьной работы. Им велась в журнале специальная страничка «рационализаторских предложений» [13]. Отметим, что подобная направленность была укоренена в личности и деятельности М.Н. Скаткина. Он всегда много, с любовью и очень плодотворно работал именно с педагогами-экспери-ментаторами, учителями, ведущими опытную работу, собирал, анализировал, обобщал и пропагандировал их передовой опыт.
С 1932 г. по 1937 г. он работал руководителем группы естествознания в Центральном НИИ начальной школы, а в 1937-1938 гг. - заведующим кабинетом естествознания в Институте начального образования [14]. 22 ноября 1935 г. ему было присвоено звание старшего научного сотрудника (диплом был выдан позднее - 5 марта 1946 г.) [20]. В 1938 г. в Москве остался единственный в СССР Государственный НИИ школ Наркомпроса РСФСР , в котором М.Н.Скаткин по 1941 г. работал старшим научным сотрудником. Также в конце 30-х годов он постоянно вел курсы по методике преподавания естествоведения в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей.
В 1940 г. М.Н.Скаткин назначается Ученым секретарем естественно - географической секции Учебно-методического совета НКП РСФСР, а с апреля 1941 г. он стал Ученым секретарем Совета. В характеристике, выданной ему Наркомом просвещения РСФСР В.П.Потемкиным, отмечалось, что М.Н.Скаткин - «способный научный работник. Одним из его положительных качеств является вдумчивое, серьезное отношение к поручаемой работе, наряду с достаточной научно-теоретической подготовкой и организаторскими способностями. Он всегда вполне организован и дисциплинирован».
15
Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина I
Несомненно, именно деятельность М.Н.Скаткина как секретаря Учебнометодического совета НКП РСФСР и высокая оценка его личностных и профессиональных качеств В.П. Потемкиным обусловили его назначение в 1944 г. Ученым секретарем АПН РСФСР, первым президентом которой являлся В.П.Потемкин
В 1930-х гг. ученым был подготовлен учебно-методический комплекс по естествознанию для начальной школы: разработаны учебные программы; опубликованы методические пособия для учителей, в которых предлагались конкретные методы и приемы обучения учащихся; созданы интегрированные учебники по предмету «Естествознание» для младших школьников, построенные на широкой межпредметной, интеграционной политехнической основе, способствующие формированию у учащихся целостного понимания окружающего мира в неразрывной взаимосвязи всех его компонентов [6].
Создав весомые предпосылки для политехнизации обучения основам биологии, ученый во второй половине 30-х годов обратился к проблеме процесса преподавания в целом. Одним из сложных вопросов общей дидактики было совершенствование урока. М. Н. Скаткин вместе с другими учены-ми-педагогами много внимания уделил проблеме подготовки и планирования урока, методике его организации и проведения.
Все это свидетельствует о том, что в 30-е годы Михаил Николаевич занимал ведущие позиции в разработке основ дидактики и методики преподавания биологических дисциплин. Его широкая научно - исследовательская и преподавательская деятельность была направлена на становление и развитие методики преподавания биологии, связанной с сельскохозяйственными технологиями.
Укажем, в плане исторической перспективы, что учебник «Естествознание» переиздавался под названием «Природоведение» свыше 80 раз, в том числе на разных языках и в различных странах. Учебник продолжал издаваться и после ухода из жизни автора в 1991 г. вплоть до конца 1990-х гг., пережив своего создателя почти на десятилетие. Безусловно, осмысление практики и теории создания ученым учебника по естествознанию является органичной частью изучения его научно-педагогического наследия .
В 1941-1945гг. впериод Великой Отечественной войны М.Н.Скаткиным осуществлялась плодотворная методическая деятельность по проблеме трудового воспитания школьников. Как истинный патриот М.Н.Скаткин 18 июля 1941 г. добровольно вступил в ополчение и стал бойцом истребительного батальона Таганского района г.Москвы, а со 2 сентября 1941 г четыре
16
I М.В. Богуславский, С.З. Занаев
месяца находился на оборонительных работах.
После демобилизации в 1942 г. он активно включается в научно - педагогическую и методическую деятельность. За период Великой Отечественной войны М.Н.Скаткиным были сделаны около 30 публикаций в центральных педагогических журналах и изданиях. В них он рекомендовал учителям работать над формированием у школьников познавательного интереса к естествознанию, связывать материал урока с практикой сельскохозяйственных работ, развивать исследовательский подход к пониманию явлений природы.
Учителя школ крайне нуждались в пособии по организации и проведению массового общественно полезного, производительного сельскохозяйственного труда школьников. Отвечая на эти насущные потребности, в 1942 году тиражом 550000 экз. была издана книга М.Н.Скаткина «Юные огородники», имевшая большую научно-практическую ценность и общую просвещенческую направленность.
В 1943 г. Михаил Николаевич успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Научные основы методики начального естествознания», ставшую результатом длительного плодотворного труда в данной области и оценкой его научной и педагогической зрелости (сам диплом был оформлен 5 апреля 1946 г.) [21].
Судьбоносным событием в жизни и деятельности М.Н.Скаткина стало создание Академии педагогических наук РСФСР 6 октября 1943 г. Как один из активных и ярких организаторов деятельности АПН РСФСР М.Н.Скаткин неразрывно связал с ней всю свою дальнейшую научно-педагогическую деятельность. С 1943 г. и до конца жизни он трудился в системе АПН РСФСР. С 1944г. по 1947 г. он находился на ответственном посту Ученого секретаря Академии и внес большой вклад в организацию ее деятельности [18]. Самоотверженный труд ученого-педагога в годы Великой Отечественной войны был отмечен высокими правительственными наградами: 28 декабря 1944 г. орденом «Знак Почета», а 29 декабря 1945 г. - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Во второй половине 40-х - первой половине 50-х гг. ХХ века - программно-методическом периоде - ученым осуществляются плодотворные исследования, специально посвященные содержанию, формам и методам обучения.
В этот период он до 1948 г. работал Ученым секретарем Президиума АПН РСФСР. С 1951 по 1956 гг. М.Н.Скаткин являлся заведующим сектором (затем лабораторией) политехнического образования НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР, а в 1948-1957 гг. - по совме-
17
Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина I
стительству заведующим сектором дидактики, затем - политехнического образования Института теории и истории педагогики АПН РСФСР. А также он был председателем Ученой комиссии по политехническому образованию при Президиуме АПН РСФСР.
В 1947 г. М.Н.Скаткин завершил подготовку фундаментального диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Теоретические основы построения учебных планов и программ советской общеобразовательной школы». К сожалению, по не зависящим от М.Н.Скаткина причинам защита диссертации в то время не состоялась и только почти через четверть века - в 1970 г. по научному докладу ему была присвоена степень доктора педагогических наук [23].
Учителя, директора школ и организаторы народного образования страны остро нуждались в передовом практическом педагогическом опыте по организации и обустройству материально-технической базы школ. Первые проявления передового опыта в данном направлении тщательно изучались и обобщались исследовательской группой под руководством М.Н.Скаткина, и на этой основе предлагали конкретные меры по осуществлению образования школьников. Для решения этих вопросов М.Н.Скаткин вместе с другими учеными проводили конференции и педагогические чтения, по результатам которых выпускались сборники статей, специализированные журналы, публиковались статьи в массовых популярных изданиях. Анализировался и обобщался опыт политехнического обучения в школах страны, освещались вопросы организации и создания материально-технической базы школ, вскрывались имеющиеся недостатки.
О характере проводимой ученым просветительско - пропагандистской работы свидетельствует то, что при Центральном институте повышения квалификации работников образования М.Н.Скаткин лично читал циклы лекций о политехническом обучении в средней общеобразовательной школе. Ученый разработал и систематизировал методику сбора и обобщения своеобразного банка передовых ценных приемов и методов педагогического труда, обеспечивающих осуществление политехнического образования. М.Н.Скаткин разработал четкую научную методологию в этом направлении, вел богатую картотеку фактов разнообразного положительного опыта и рекомендовал делать это своим многочисленным ученикам и слушателям. Коллеги и последователи отмечали, что он очень хорошо и удачно пользовался своей картотекой, в которой было накоплено большое количество фактического материала. При сборе фактов положительного опыта помимо использования личного наблюдения, им
18
I М.В. Богуславский, С.З. Занаев
предлагалось широкое привлечение для этого учительского актива.
Признанием большого личного вклада ученого в развитие педагогической науки явилось его избрание 24 марта 1950 г. членом-корреспондентом АПН РСФСР, а в 1951 г. М.Н.Скаткин был награжден орденом Ленина. В 1954 г. ученый был награжден медалью имени К.Д.Ушинского.
Во второй половине 50-х - первой половине 60 - х годов (1956-1964) -общетеоретическом периоде - М.Н.Скаткиным была предпринята комплексная разработка проблем политехнического образования, которая обусловила формирование базовых положений образовательно-политехнической концепции, обозначивших принципиально новые подходы к трактовке политехнического образования.
Рассматриваемый период в истории отечественной педагогики, безусловно, является эпицентром в осуществлении политехнического образования школьников, существенным этапом в развитии его теоретических основ.
В этот период возглавляемая М.Н.Скаткиным лаборатория основ общего и политехнического образования Института общего и политехнического образования АПН РСФСР стала ведущим научным центром реформы школы, в котором осуществлялась масштабная научно-педагогическая работа по определению содержания и научно - методическому обеспечению политехнического образования.
В 1957-1960 гг. М.Н.Скаткин по совместительству являлся заведующим сектором основ общего и политехнического образования НИИ методов обучения, а также заведующим отделом политехнического образования и сектором методики изучения основ промышленного производства г.Москвы. Работая в этих учреждениях академии, М.Н.Скаткин вел интенсивные научно-педагогические исследования по совершенствованию образования и политехнического обучения подрастающих поколений. В соответствии с должностными обязанностями и руководящими правительственными решениями большинство исследований ученого этого периода были посвящены решению различных проблем политехнического образования.
Данный этап научно-педагогической деятельности М.Н.Скаткина, наиболее значимый и плодотворный в разработке ученым теории и практики политехнического образования, был посвящен в основном исследованию форм и методов осуществления политехнического образования.
Во второй половине 1950-х гг. начала складываться ручная школа М.Н. Скаткина, основной задачей которой было методическое, теоретическое обеспечение политехнического образования. В ее состав вошли ученые,
19
Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина I
специалисты по различным педагогическим направлениям - преподавания основ наук, изучения промышленного и сельскохозяйственного производства, внеклассной и внешкольной работы по техническому творчеству. Сформировалась оригинальная, разносторонняя и плодотворная первая отечественная Научная школа педагогов-политехнистов. В ней были представлены специалисты по различным педагогическим направлениям -преподавание основ наук, изучение промышленного и сельскохозяйственного производства, внеклассная и внешкольная работа по техническому творчеству. Развивавшаяся научная школа политехнического образования М.Н.Скаткина привлекала в свой круг все увеличивающееся число ученых и учителей. Под руководством М.Н.Скаткина были успешно выполнены и защищены десятки диссертаций по проблемам дидактических принципов в обучении, политехнического образования, изучения и обобщения передового учительского опыта. Участие его сотрудников в опытно-экспериментальной работе по соединению обучения с производительным трудом обеспечило такой рост ее творческого потенциала, что практически во всех регионах Советского Союза работали представители его научной школы. В это время приходит международное признание значения научной деятельности М.Н.Скаткина.
Во второй половине 60-х - дидактическом периоде - М.Н. Скаткиным осуществлялась плодотворная разработка научно-теоретических основ дидактики и методики политехнического образования и определение его содержания. В этих хронологических рамках, на основе выработанных ранее положений, начала формироваться инновационная дидактическая интерпретация содержания образования. Научная мысль М.Н. Скаткина была приоритетно направлена на решение масштабных проблем, связанных с определением критериев и принципов определения содержания образования, дальнейшим развитием отечественной дидактики. Эти положения составили значительную часть научного доклада М.Н.Скаткина на тему «Проблемы дидактики», представленного на соискание ученой степени доктора педагогических наук, с которым он успешно выступил 24 апреля 1970 года на заседании диссертационного совета Научно-исследовательского института содержания и методов обучения АПН СССР.
В 1968-1970 гг. М.Н. Скаткин был заведующим сектором теоретических основ процесса обучения НИИ общего и политехнического образования. Затем он заведовал лабораторией дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР, а позднее - отделом методологических и теоретических проблем педагогики НИИ общей педагогики АПН СССР. В 1966 г. М.Н.Скаткин был
20
I М.В. Богуславский, С.З. Занаев
награжден вторым орденом «Знак Почета». 2 февраля 1968 г. ему было присвоено звание члена-корреспондента АПН СССР, 20 ноября 1970 г. М.Н.Скаткину был выдан диплом доктора педагогических наук [23], а 8 декабря 1971 г. присвоено звание профессора [24].
В 70-х- первой половине 80-х гг. - прогностическом периоде - исследуется развитие прогностических подходов к перспективам политехнического образования в аспекте прогнозирования процессов развития советской системы образования. С 1979 г. и до конца жизни Михаил Николаевич Скаткин - старший научный сотрудник - консультант лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики АПН СССР. В1980 г. ученый был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».
Среди приоритетных направлений неустанного творческого поиска в разработке теории политехнического образования М. Н. Скаткина особое место занимали исследования прогностической направленности, заключавшиеся в прогнозировании процессов развития советской системы образования и педагогики как науки. К этой проблематике М.Н.Скаткин обратился в начале 70-х годов и напряженно занимался исследованиями в данной области педагогического знания на протяжении всех 70-х. Внешний импульс к обращению ученого к прогнозированию будущего образа советской школы был задан ЦК КПСС, который в 1970 г. поручил Академии педагогических наук СССР разработать прогноз развития советской системы образования на 30-летний период, то есть до 2000 года. В соответствии с этим в НИИ общей педагогики АПН СССР была создана научная группа, которая и должна была подготовить такой прогноз. В состав этого творческого коллектива был включен и М.Н.Скаткин [23-29].
Во второй половине 1970-х гг. М.Н.Скаткиным осуществлялась модернизация содержания и форм осуществления образования в условиях перестройки социальной и общественно-политической жизни советского общества. М.Н.Скаткин вместе с другими учеными-педагогами разработали социально-педагогические и психологические основы формирования научного мировоззрения школьников в процессе изучения гуманитарных и естественно-математических предметов, в системе трудового обучения и общественно полезной деятельности школьников, в единстве общего и политехнического образования.
В научной школе М.Н.Скаткина в рассматриваемый период осуществлялась плодотворная деятельность по определению содержания образования, которая существенно обогатила теорию и практику образования. В результате обогатилась концепция непрерывного образования; усилились
21
Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина I
системность в построении учебных курсов и политехническая направленность обучения; стали более тесными межпредметные связи; наполнилась новым содержанием подготовка учащихся к практической деятельности.
Время второй половины 80-х годов по август 1991 г. - философско-рефлексивный период деятельности М.Н.Скаткина - это модернизация содержания и форм осуществления образования в условиях перестройки социальной и общественно-политической жизни советского общества: философское осмысление М.Н.Скаткиным в конце 80-х годов своей педагогической деятельности и в целом образовательной проблематики.
Осень патриараха
Новый импульс развитию М.Н.Скаткиным проблем образования был придан в решениях предпринятой в 1984 г. реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
Ранее считалось, что вторая половина 80-х годов была не очень плодотворной в научной деятельности М.Н.Скаткина в силу возрастных причин. Однако это опровергается осуществленным исследованием материалов, находящихся в фонде ученого в Научно - мемориальном центре деятелей теории и истории педагогики при Институте стратегии развития образования РАО. В 1986 г. М.Н.Скаткин разработал фундаментальный закон социальной взаимообусловленности и взаимосвязи воспитания, образования и педагогической науки. Ученым была определена зависимость возрастания человеческого фактора на основе перестройки в мышлении, психологии, в организации, в стиле и методах работы, в соответствии с этим показан социальный заказ для школы и науки
Значительный интерес для науки представляют находящиеся в архиве Научно-мемориального центра рукописи М.Н.Скаткина «Материал для разработки концепции всеобщего среднего образования» (25.07.1988); «Логика перестройки учебно-воспитательной системы школы» (12.08.1989) «Эволюция школы. Пути перестройки» (20.09.1989); «Об экстенсивном и интенсивном путях общего образования (27.10.1989) [34-38].
На завершающем этапе своего жизненного и научного пути М.Н.Скаткиным в конце 90-х - первой половине 1991 гг. были подготовлены следующие труды и материалы:
1. Рукопись монографии «Обновляющаяся школа» (первое название «Школа на путях перестройки», объемом 133 машинописные страницы, окончание работы датировано декабрем 1990 г., предшествовавшего смерти ученого). Рукопись была сдана в издатель-
22
I М.В. Богуславский, С.З. Занаев
ство «Педагогика» в апреле 1991 г. и включена в издательский план «Педагогики» на 1992 г., но, к сожалению, так и не была опубликована.
2. Подготовлена статья «Советская школа на путях перестройки», объемом 30 стр. машинописного текста, которая была написана по просьбе ответственного редактора «Ученых записок» Хуандуньского университета и отправлена ему в апреле 1991 г. Это издательство в прошлые годы публиковало некоторые статьи М.Н.Скаткина по дидактике и политехническому образованию.
3. Написано 10 статей в редакцию «Советская энциклопедия» для нового издания «Педагогической энциклопедии». В редакцию журнала «Советская педагогика» в начале 1991 г. ученым была послана рукопись статьи «Е.И.Перовский. К столетию со дня рождения».
4. И, наконец, подводя профессиональные итоги, М.Н.Скаткин весной 1991 г. подготовил план издания своих «Избранных трудов» в издательстве «Педагогика» (труд не был издан).
В 1990 г. М.Н.Скаткин Президиумом АПН СССР был представлен к званию Героя Социалистического труда. Эту высшую награду он не получил, но 17 июня 1991 г. Указом Президента СССР М.С.Горбачева «За большой личный вклад в развитие педагогической науки» был награжден орденом Октябрьской Революции. Всего же за свою подвижническую деятельность М.Н.Скаткин был удостоен 5 государственных орденов и 4 медалей.
7 августа 1991 г. закончился жизненный путь Михаила Николевича Скаткина. Но такие люди уходят только затем, что бы остаться навсегда...
Скаткин - навсегда
С удовлетворением отметим, что на протяжении прошедшего четвертьвекового периода после смерти ученого осуществлялось изучение и использование его идей и взглядов, в том числе и в сфере политехнического образования.
В 2000 г. на базе лаборатории дидактики ИТИП РАО в ознаменование 100-летия со дня рождения М.Н.Скаткина состоялась представительная научно-практическая конференция « М.Н.Скаткин и современное образование», по итогам которой был издан сборник в двух томах. 27-28 сентября 2010 г. в городе Орле на базе Орловского государственного университета состоялась Всероссийская научно-педагогической конференция «М.Н.Скаткин и перспективы развития отечественной педагогики», посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося отечественного учено-го-педагога Михаила Николаевича Скаткина.
23
Судьба и педагогическая деятельность М.Н. Скаткина I
Вместе с тем, безусловно, основополагающий вклад в сохранение, исследование и развитие педагогического наследия М.Н.Скаткина внес научный коллектив Института теории и истории педагогики РАО,
где сложилась и плодотворно действует Научная школа М.Н.Скаткина -И.Я.Лернера - Н.М.Шахмаева и создан Научно-мемориальный центр деятелей теории и истории педагогики имени Михаила Николаевича Скаткина. 30 января 2012 г. на заседании Ученого совета «О роли научного наследия М.Н. Скаткина для современного образования» состоялась передача (дарение) Институту мемориальных материалов М.Н. Скаткина его детьми -Е.М. Скаткиной и В.М. Скаткиным. Материалы включают 1127 книг личной библиотеки М.Н. Скаткина и 23 папки рукописей ученого, составившие основу Мемориального центра.
В 2012 г. Президиум Российской академии образования утвердил медаль М.Н. Скаткина «За заслуги в развитии педагогики», которой награждаются видные ученые, специализирующие в сфере теории образования.
Литература
Материалы Научно-мемориального Центра деятелей теории и истории педагогики имени М.Н.Скаткина в ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Фонд 1. Личный архив М.Н.Скаткина
1. «Выпись из метрической книги. Часть первая. О родившихся. За 1900 год...» оп. 1-4.Д.13 Л.1
2. Удостоверение ученику Александровско-Смоленского мужского городского начального училища Скаткину Михаилу оп. 1-4.Д.9. Л.1; Свидетельство Смоленского начального училища от мая 1911 г. оп. 1-4.Д.12. Л.1
3. Удостоверение Московской гимназии имени Григория Шелапутина № 491 от 26 июня 1918 г. оп. 1-4.Д.85. Л.1
4. Удостоверение Новоузенского уездного отдела Народного Просвещения № 8050 от 15 мая 1919 г. оп. 1-4.Д.3. Л.1
5. Удостоверение Валуйской Опытно-оросительной и солончаковой станции № 1091 от 13.12.1919 г. оп. 1-4.Д.14. Л.1
6. Удостоверение сотруднику Экономической Секции Скаткину М.Н. № 1335 от 30.09.1926 г. оп. 1-4.Д.22. Л.1
24
I М.В. Богуславский, С.З. Занаев
7. Письмо 1-й Опытной Станции в Деканат Экономического факультета Тимирязевской с.-х. Академии № 1415 от 14.10.1926 г. оп. 1-4.Д.47. Л.1
8. Распоряжение по школьному сектору от 09.09.1931 г. оп. 1-4.Д.19. Л.1
9. Справка Скаткину М.Н. из Научно-Исследовательского ПрограммноМетодического Института № 205 от 26.10.1931 г. оп. 1-4.Д.18. Л.1
10. Справка М.Н. Скаткину из Журнала «Методика политехнической школы» от 26.02.1935 г. оп. 1-4.Д.20. Л.1
11. Справка НКП РСФСР Центральный Научно-исследовательский институт Начальной школы № У/9-1 от 09.05.1938 оп. 1-4. Д.71. Л.1
12. Справка Истребительного батальона Таганского района от 18.07.1941 г. оп. 1-4.Д.88. Л.1
13. Справка. 2-е Управление Оборонительных работ № 06/Р от 28.12.1941 г. оп. 1-4.Д.70. Л.1
14. Приказ Президента Академии Педагогических наук РСФСР № 18 от 17.04.1944 г. оп. 1-4.Д.44. Л.1
15. Справка НКП РСФСР. Учебно-методический совет (о награждении орденом «Знак почета») оп. 1-4.Д.96. Л.1
16. Аттестат старшего научного сотрудника СН № 004919, Москва, 5 марта 1946 г. (Решением Квалификационной Комиссии НКП РСФСР от 22.11.1935 г., протокол № 310) - копия оп. 1-4.Д.44. Л.1
17. Диплом Кандидата Наук КД № 002615 Москва 5 апреля 1946 г. (Решением Совета Московского Государственного Педагогического Института им. Ленина от 22 июня 1943 г., протокол № 8) - копия оп. 1-4. Д.46. Л.1
18. Уведомление Пленума ВАК об утверждении М.Н.Скаткина в ученой степени доктора педагогических наук. Протокол № 60 от 20.11.1970 г. оп. 1-4.Д.35. Л.1
19. Диплом Доктора Наук МПД № 000203 Москва 27 января 1971 г. (Решение ВАК от 20.11.1970, протокол № 60) - копии оп. 1-4.Д.39. Л.1
20. Аттестат Профессора МПР № 015740 Москва 29 февраля 1972 г., (Решение ВАК от 08.12.1971 г., протокол № 59/П) - копии оп. 1-4.Д.45. Л.1
21. Рукописные заметки М.Н.Скаткина «Школа будущего сегодня» (10.09.1968 г.) оп. 1-4.Д.144. Л.1
22. Рукописная заметка М.Н.Скаткина «Черты школы будущего»
25
Левый колонтитул I
(03.02.1973 г.) оп. 1-4.Д.148. Л.1
23. Рукописная заметка М.Н.Скаткина «О школе будущего. План сообщения» (05.12.1977 г.) оп. 1-4.Д.147. Л.1
24. Рукописная статья М.Н.Скаткина: «Пути совершенствования школы» (07.02.1978 г.) оп. 1-4.Д.138. Л.1
25. Рукописная заметка М.Н.Скаткина «Идеи прогноза» (25.12.1978 г.) оп. 1-4.Д.146. Л.1
26. Рукописная заметка М.Н.Скаткина «Материал к реформе школы» (25.07.1983 г.) оп. 1-4.Д.130. Л.1
27. Рукописная заметка М.Н.Скаткина «Стратегический ориентир ...» (30.12.1985 г.) оп. 1-4.Д.132. Л.1
28. Рукописная заметка М.Н.Скаткина «Основные недостатки учебно-воспитательного процесса, мешающие реформе» (30.01.1987 г.) оп. 1-4.Д.126. Л.1
29. Статья М.Н.Скаткина «О ходе реформы школы» (01.03.1987 г.) оп. 1-4.Д.140. Л.1
30. Рукописная статья М.Н.Скаткина «Материал для разработки концепции всеобщего среднего образования» (25.07.1988 г.) оп. 1-4.Д.136. Л.1
31. Рукописная заметка М.Н.Скаткина «Логика перестройки учебно-воспитательной системы школы» (12.08.1989 г.) оп. 1-4.Д.131. Л.1
32. Рукописная статья М.Н.Скаткина «Об экстенсивном и интенсивном путях общего образования (27.10.1989 г.) оп. 1-4.Д.137. Л.1
33. Рукописная заметка М.Н.Скаткина «Эволюция школы. Пути перестройки.» (20.09.1989 г.) оп. 1-4.Д.134. Л.1
34. Рукописная статья М.Н.Скаткина «Поиски путей и средств превращения школьников в активных субъектов педагогического процесса (материал для размышлений по поводу дальнейших исследований по теории и истории советской школы и педагогики) (25.07.1990 г.) оп. 1-4.Д.150. Л.1
26