Научная статья на тему 'Оздоровление студенток с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы средствами подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности'

Оздоровление студенток с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы средствами подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Румба О. Г., Ковалёва М. В.

Статья посвящена поиску путей решения актуальной на сегодняшний день проблемы оздоровления студентов с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы. В рамках решения проблемы посредством педагогического эксперимента анализируется возможность использования подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности на занятиях физической культурой в вузе со студентками с указанной патологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Румба О. Г., Ковалёва М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оздоровление студенток с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы средствами подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности»

7. Пустозеров А.И. Оздоровительная физическая культура: учебно-методическое пособие / А.И. Пустозеров, А.Г. Гостев. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. - 85 с.

8. Румба О.Г. К вопросу содержания занятий по физической культуре со студентами специальных медицинских групп / О.Г. Румба, М.Д. Богоева, Е.Н. Копейкина // Физическая культура, спорт и здоровье: интеграция теории и практики: матер. междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 60-летию ф-та ФКиБЖ ВГПУ, 23-27 октября 2008 г. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 92-95.

9. Сназин В.Я. Движения без боли: Ранняя диагностика и лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата / В.Я. Сназин. - М.: Советский спорт, 2006. - 160 с.

10. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник в 2 т / Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.

11. Тимошина И.Н. О физкультурном образовании учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, Л. А. Парфёнов // Адаптивная физическая культура: науч.-теоретич. журнал. - СПб.: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - Вып. 2 (26). - С. 22-24.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР УМЕРЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

© Румба О.Г.*, Ковалёва М.В/

Белгородский государственный университет, г. Белгород

Статья посвящена поиску путей решения актуальной на сегодняшний день проблемы оздоровления студентов с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы. В рамках решения проблемы посредством педагогического эксперимента анализируется возможность использования подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности на занятиях физической культурой в вузе со студентками с указанной патологией.

Большинство специалистов, занимающихся изучением здоровья современной студенческой молодёжи, свидетельствуют о негативных тенденциях в данном вопросе [1, 2, 5, 8]. Заметное ухудшение здоровья рос-

* Доцент кафедры Физического воспитания № 1, кандидат педагогических наук, доцент

♦ Ассистент кафедры Физического воспитания № 1

сийских студентов, по свидетельству Р.Г. Гостева [4], началось в середине 90-х годов, и с тех пор ситуация продолжает обостряться. Об этом, в частности, свидетельствует статистика распределения студентов Белгородского государственного университете (БелГУ) на группы здоровья за последние 4 года. Так, в 2005-2006 уч.г. 10,5 % первокурсников по результатам медосмотра были отнесены к специальной медицинской группе (СМГ), в 2006-2007 уч.г. - 13,6 %, в 2007-2008 уч.г. - 25,4 %, в 2008-2009 уч.г. -уже 32,4 %. К причинам столь явного ухудшения состояния здоровья молодежи большинство исследователей относят не только проблемы экологии и экономики, но и недооценку в обществе оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, а также снижение уровня двигательной активности [1, 2, 4, 5].

Исследования последних лет позволяют сделать вывод, что специальные медицинские группы целесообразнее формировать по нозологическому признаку, то есть по типу заболеваний [1, 3, 5, 7, 8]. К числу наиболее распространённых в студенческой среде нарушений в состоянии здоровья относятся: различного рода отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы (ССС) и опорно-двигательного аппарата (ОДА). Так, например, у студентов БелГУ в 2007-2008 уч. г. самыми распространенными оказались нарушения в состоянии ССС - 40,5 %, в 2008-2009 уч.г. - нарушения в состоянии ОДА - 41,7 %.

В последние два года (2007-2009 гг.) на кафедре физического воспитания № 1 БелГУ специальные медицинские группы в основном формируются по нозологическому признаку. В связи с этим проводятся масштабные исследования, целью которых является выявление наиболее эффективных средств физической культуры для каждой нозологической группы. Над разработкой программы занятий физической культурой со студентками с нарушениями в состоянии ССС работает целая группа преподавателей кафедры. В ходе поисковых исследований проведён глубокий анализ специальной литературы, который позволяет заключить, что на занятиях с лицами с нарушениями в состоянии ССС, как правило, рекомендуются такие средства физической культуры как: оздоровительная ходьба на свежем воздухе, дыхательная гимнастика, физические упражнения умеренной интенсивности. Проведённые сотрудниками кафедры Н.В. Балышевой (Перемышленниковой), М.Д. Богоевой, О.Г. Румба педагогические эксперименты по применению на занятиях физической культурой со студентками с нарушениями в состоянии ССС дозированной оздоровительной ходьбы и дыхательной гимнастики подтвердили эффективность этих средств [3, 7]. Однако проведённые в 2008-2009 уч.г. анкетирование и беседы со студентами СМГ показывают, что многие из них желали бы заниматься подвижными и спортивными играми. Студентов привлекает эмоциональность этого вида двигательной активности, а также

наличие элементов состязания и возможности командного вовлечения в игру. Очевидно, занятия подвижными и спортивными играми позволили бы повысить интерес студентов СМГ к занятиям физической культурой в целом. С другой стороны, необходим тщательный отбор игр такой интенсивности, которые бы, вовлекая студентов в активные занятия, ни в коем случае не навредили бы их здоровью.

Подробное изучение специальной литературы позволило установить следующее: 1) ряд специалистов, занимающихся исследованием организации занятий физической культурой со студентами СМГ, считают целесообразным использование подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности для укрепления состояния ССС [1, 5, 6]; 2) вопрос использования на занятиях физической культурой со студентами с нарушениями в состоянии ССС подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности изучен явно недостаточно; 3) существует большое число подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности, которые возможно использовать на занятиях со студентами с нарушениями в состоянии ССС с целью повышения разнообразия таких занятий и увеличения интереса занимающихся к двигательной активности.

Всё вышеизложенное послужило предпосылкой для разработки экспериментальной методики занятий физической культурой со студентами с нарушениями в состоянии ССС на основе применения подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности. Эффективность методики была исследована в ходе сравнительного педагогического эксперимента, который проходил с февраля по май 2009 г. на базе кафедры физического воспитания № 1 БелГУ.

В рамках эксперимента были сформированы две группы студенток 1-11 курсов БелГУ с нарушениями в состоянии ССС. В каждой группе было по 20 студенток. Возраст девушек 17-19 лет. Опытная группа (ОГ) занималась по единой программе, разработанной преподавателями кафедры физического воспитания № 1 БелГУ для всех студентов с отклонениями в здоровье без разделения их по нозологическому типу. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по разработанной нами экспериментальной методике на основе применения подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности. Сами игры проводились в основной части занятия. В подготовительной части применялись разнообразные общеразвивающие упражнения (в ходьбе, на месте, с предметами), бег низкой интенсивности на средние дистанции в чередовании с ходьбой. Все упражнения подбирались с учетом противопоказаний для лиц с нарушениями в состоянии ССС. В заключительной части проводились комплексы упражнений на развитие гибкости и упражнения для восстановления.

Для оценки эффективности исследуемых методик были отобраны 19 показателей физического развития и функциональной тренированности

[6]: вес, рост, окружности талии и бедер, экскурсия грудной клетки (ЭГК), жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), пробы Штанге и Генча, артериальное давление (АД), ортостатическая проба, проба Руффье, степ-тест (экспресс), сила (сгибание разгибание рук в упоре лежа, динамометрия), гибкость, координация, проба Ромберга, теппинг-тест. До эксперимента (в феврале 2009 г.) обе группы были однородны.

В мае 2009 г. было проведено повторное тестирование.

Сопоставление результатов зимнего и весеннего тестирования свидетельствует, что в ОГ по большинству показателей достоверных изменений не произошло. При этом наиболее заметные улучшения зафиксированы в показателях ЖЕЛ, силы, координации; ухудшения - в показателях ЭГК, проб Штанге и Генча, ортостатической пробы, пробы Руффье. АД испытуемых этой группы незначительно снизилось, но осталось в пределах нормы 100-130 / 60-80 мм.рт.ст.

В ЭГ по большинству показателей достоверных изменений также зафиксировано не было. При этом улучшения произошли по следующим показателям: результаты пробы Генча, степ-теста, силы, гибкости, координации; ухудшения - по показателям ЭГК, ЖЕЛ, пробы Штанге, орто-статической пробы. АД, также как результаты пробы Руффье, в этой группе остались практически без изменений.

Несмотря на то, что у студенток обследованных групп заметных изменений в показателях физического развития и функциональной тренированности зафиксировано не было, сравнение результатов между группами позволяет отметить некоторые тенденции.

В частности, очевидно, что функциональное состояние ССС студенток ОГ даже несколько ухудшилось, о чём свидетельствуют результаты функциональных проб: ортостатической пробы, пробы Руффье, степ-теста, проб Штанге и Генча. И, наоборот, функциональное состояние ССС студенток ЭГ, в целом, незначительно улучшилось, о чём также свидетельствуют результаты функциональных проб, за исключением лишь ор-тостатической пробы и пробы Штанге. По показателям физического развития изменения у студенток обеих групп, в целом, идентичны: незначительно снизился вес и ухудшилась ЭГК, заметно улучшилась сила и координация. В ОГ улучшилась ЖЕЛ и ухудшилась гибкость, в ЭГ - наоборот: улучшилась гибкость и ухудшилась ЖЕЛ.

Подытоживая результаты проведённого педагогического эксперимента, можно сделать предварительный вывод о положительных перспективах использования подвижных и спортивных игр умеренной интенсивности в занятиях физической культурой со студентами с нарушениями в состоянии ССС. Однако разработанная нами методика, очевидно, нуждается в пересмотре и корректировке. Возможно, следует изменить перечень предлагаемых игр, более тщательно продумать предлагаемую на занятиях

интенсивность нагрузки, включить в подготовительную часть занятий упражнения аэробного характера и т. п. Кроме того, время проведения педагогического эксперимента, по всей вероятности, следует увеличить до одного учебного года. Всё вместе, по нашим предположениям, будет способствовать более заметным положительным изменениям в функциональном состоянии ССС студентов СМГ.

Список литературы:

1. Волкова Т.И. Физическое воспитание студентов, отнесенных по состоянию здоровья в группы лечебной физической культуры (ЛФК): учебное пособие / Т.И. Волкова. - Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2007. - 235 с.

2. Горелов А. А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А. А. Горелов, О.Г. Румба, В. Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований: науч.-теоретич. журнал. -Пятигорск: Изд-во ПГТУ, 2008. - Вып. 6. - С. 28-33.

3. Горелов А.А. Экспериментальное обоснование целесообразности применения дыхательных упражнений на занятиях со студентками с нарушениями в деятельности сердечно-сосудистой системы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М. Д. Богоева // Научные проблемы гуманитарных исследований: науч.-теоретич. журнал. - Пятигорск: Изд-во ПГТУ, 2009. - Вып. 2. -С. 66-71.

4. Гостев Р.Г. Основные направления развития физической культуры и спорта в вузах России в начале ХХ1 века // Физическая культура молодежи в ХХ1 веке: Матер. I науч.-практич. конф. вузов ЦЧР России. - Воронеж, 2001. - С. 127-134.

5. Каинов А.Н. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы / А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 186 с.

6. Пустозеров А.И. Оздоровительная физическая культура: учебно-методическое пособие / А.И. Пустозеров, А.Г. Гостев. - Челябинск: ЮУрГУ, 2008. - 85 с.

7. Румба О.Г. Дозированная оздоровительная ходьба как фактор улучшения состояния здоровья студенток с отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы / О.Г. Румба, Н.В. Перемышленникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: матер. IV всерос. науч.-практич. конф., 26 декабря 2008 г. - Новосибирск: ЦРНС, 2009. - С. 252-257.

8. Румба О.Г. К вопросу содержания занятий физической культурой со студентами специальных медицинских групп / О.Г. Румба, М.Д. Бого-ева, Е.Н. Копейкина // Физическая культура, спорт и здоровье: интеграция теории и практики: матер. междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 60-летию ф-та ФКиБЖ ВГПУ, 23-27 октября 2008 г. - Воронеж: ВГПУ, 2008. - С. 92-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.